размер шрифта

Поиск по сайту




Паси овец

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 12

Указатель: Иоан.21:15-17

15-16 января 2005. Ин.21:15-17 - “ Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Пётр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих”. Сколько раз мы уже это слышали! Истолковывали нам так, что этим троекратным вопрошанием Христос врачует троекратно отречение Петра. А можно рассматривать и так, что главное условие готовности пасти овец – это любовь, любишь ты Господа. В чём это может проявляться? А Господа-то любят все. А вот если ты будешь поставлен пасти овец, то докажи любовь свою не просто тем, что ты стоишь, молишься, что созерцательное у тебя воображение, чем монахи занялись, а “паси овец”. Монахи, иноки в монастырях все утверждали, что они любят Бога. Но как вы могли свою любовь доказать, если вы овец вообще не знали? Овцы-то брошенные были в России, ими никто не занимался. Я сам – сын пастуха, мне эта тема очень близка - с пяти лет я вырос на поле с отцом. Наш отец 40 лет был пастухом. Он не мог другое дело делать, потому что был инвалид, безрукий с этой войны был, много ребятишек. И мы знали, что такое по-настоящему пасти, он был пастух по призванию, как говорится, Божьей милостью пастух. Надо знать, на какое пастбище гнать, когда поить и как от волков защитить. Мне приходилось даже и в этом помогать, в пять лет уже стрелять, пороховой дым развеивать, чтобы волки не подходили. Мы читаем о том, как пасли дочери Иофора, что их обижали другие пастухи: кто посильнее, отталкивают их от колодца, своих надо напоить раньше. Исх.2:16-17 – «У священника Мадиамского [было] семь дочерей, [которые пасли овец отца своего Иофора]. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора]. И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, [и начерпал им воды] и напоил овец их». Видим, как пасёт Моисей: угнал очень далеко и там, у горы, Господь является ему. Пасти овец. Но почему не лошадей, мы скажем? В первую очередь, лошадь – нечистое животное. Далее, домашнее хозяйство всё держалось на овцах. Шерсть, мясо, кожа – всё от овечки и, кроме того, от овцы, как от коровы, сыр, который брынзой называется. Много что из овечьего молока делают, оно очень питательное.
Вы слышали не раз, пишут о том, что есть бешенство коровы, и не где-то, а в высокоразвитых странах, как в Англии. Как-то лечат? Никак, уничтожают: пристреливают и сжигают, и засыпают хлоркой. Если люди такой болезнью заболеют, как СПИД, то их не уничтожают, они остаются на свободе, заразу распространяют и от них погибают другие. Или вдруг птица заболела - какой-то птичий грипп. Не надо путать с человеческим гриппом - это не насморк какой-то, но дыхательные органы у человека перехватываются и люди умирают – смертельная болезнь. Нужно знать, как лечить? У нас в деревне каждое лето, притом не единожды приезжают ветеринары и берут на анализы кровь от коров и овец – выявить больных. Этим пользовалась власть советская, да и сейчас, думаю, не преминут этим же воспользоваться: у кого «лишняя» скотинка, объявляли её больной – бруцеллёз – и на мясокомбинат, догонять Америку по мясу. На самом деле выявляли и больных. Молоко можно пить, а мясо от неё нельзя есть без предварительной обработки. На это анализы тратятся большие средства и этим занимается санэпидемстанция. Это всё должен знать пастух. «Шесть слов о священстве» Иоанна Златоуста говорят о том, что если овечка ищет, где лучше – пастбище, то человек, духовная овца, ищет, где хуже, притом если та стремится к хозяину, то эта, духовный человек, убегает. И надо сначала определить, кто такие овцы. Сегодня вечером люди придут в храм; предполагается, что священник – это пастырь, у сектантов так и называется “пастор”. Если же он пастырь, то у него должны быть овцы, и овец нужно пасти, а не просто в купальню загнать, где их моют – это крещение, а помытая овца должна в жертву приноситься: как оторвать правильно копыта, как рога, в каком месте сжигать – на всё должна быть строгая установка, и священники-пастыри-пастухи должны это знать.
А где же их пасут, овец? Вот был такой человек, который на овцах вышел из небытия, можно сказать, - это Иаков. О нём мы сейчас прочитаем: Быт.31:38 – «Вот, двадцать лет я был у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел; растерзанного зверем я не приносил к тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днём ли что пропадало, ночью ли пропадало; я томился днём от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих. Таковы мои двадцать лет в доме твоём». Овцы выкидывают иногда, то есть рождаются ягнята мёртвые, а надо заботиться о том, чтобы они рождались живыми. Не ты рождал, а овцы рождались – почему священник и должен заботиться, чтобы все сёстры проповедовали, все братья проповедовали и даже больной, лежа в больнице, продолжал проповедовать, чтобы ничего не выкидывали. А то, что я сейчас положил семя, а вы это семя выкинули, никуда дальше не понесли. Не выкидывали! – это намного глубже надо брать. Заботиться надо днём и ночью. Сегодня же такая картина - священник благословил: овцы, идите! И больше он их не видит, не знает и не справляется, где они скитаются день, год, всю жизнь. Такой священник вовсе и не пастырь. В этом году был случай - пасёт у нас одна сестра - моя соседка, гляжу, возле лагеря коровы всё оккупировали, овцы лезут в огород... Кто пасёт? Пасёт Люба. Я к ней, а она: «Я обедать пришла». «А коровы где?» «Да они там легли отдыхать». «И ты уверена, что они отдыхают?» Их нет там, они только легли, она ушла, они встали и пошли. «А в прошлый раз они полтора часа лежали!» а в этот раз они полежали всего 15 минут и ушли. Она приходит – 13 или 14 телят нет. Хорошо, что братья наши такие: верхом на лошадей и пошли искать. А если они дойдут до села Корчино, то окажутся в их табуне, а те назад не отдадут, они их и не покажут, а ночью забьют, и мы в околке найдём только требуху от восьми тёлок. Ночью ли, днём ли, но ты должен знать, что ни на одну секунду не оставлять овец без внимания. Ночью они должны особенно охраняться. Когда Потеряевку только начали строить, то чтобы закрепить за нами землю, у нас был такой план: мы взяли овечек из села Корчино, и я лето их пропас. Не просто так, но подвели электричество, фонари, натянул проволоку, бегают собаки, рядом поставили вагончик, со мной спит человек. Мы всё сделали, чтобы у нас не было никакой потери, но потеря пришла с другой стороны – среди овец оказались козлы и они потянули овец в топкие места. Козлы более ловкие, а овца, она глупая-глупая, как мы. А те - руководители ЦК КПСС - вперёд рвутся, а овцы за ними идут и тонут. Я ничего не могу сделать, потому что у них разная пища. Одна овца ещё ходит, а козлы овцам не дают отдыхать, по ним прыгают, они страшно похотливые, его пинаешь и невозможно с овечки стащить, и метисы рождаются. Пастух за всем должен смотреть. Тут пошли дожди. Хорошо, что со мной был брат Андрей, он хотя и глухонемой, но большую помощь оказывал мне - он бросится, как тигр, где к какой овечке прислонил руку, она как прикипит к руке, переворачиваем, креолином заливаем, подчищаем, но ничего не можем сделать: копыта у многих овец гниют. Это мой убыток. Я придумал схему, она у меня во втором томе «...открытым оком» описана, как по ушам определить и найти овечку. 1400 овечек, и если какая заболеет, а хозяев, допустим, 600 человек, то я в течение одной минуты смогу найти, чья овечка: вызвать хозяина, отдать. Это работа пастыря. Пастырь всё должен уметь. Как образец – вышеприведённый отрывок из Библии, как пас Иаков. Если бы пастыри заботились о своих овцах, говорит Иоанн Златоуст, как об овцах Лавана заботился Иаков, то всё было бы по-другому. Если сказано «паси», то ты должен знать, где пасти, узнать, где и какие пастбища, до каких границ можно догонять.
Есть среди 150 псалмов Давида один - 22-й - пастырский псалом: «Господь – Пастырь мой; я ни в чём не буду нуждаться», - овечка говорит. Значит, нужно людей так обеспечить, чтобы они ни в чём не нуждались, ни одного неотвеченного вопроса не оставалось. Посмотрим, как поступают на практике пастыри: люди приходят, они их помазали маслом, креолином или чем-то, и дальше овцы разбегаются, кто куда хочет: они в тайгу лезут, в топь, по кинотеатрам - всюду и везде. Пищей называется Слово Божие, а пастыри их этой пищей не кормят, то есть эта паства разбредается и ест отравленную пищу. Пророк говорит: Ис.28:8 – «Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет чистого места». Это - телевизор, в основном-то не отходят от телевизора; куда овцы идут, какие разговоры, какие анекдоты слышат, что читают? Если ты Меня любишь, то не просто считайся, а будь пастырем, паси агнцев Моих. Агнцами называет тех, кто только родился ещё, только принял крещение, новопришедшие, они мало ещё знают, их надо особенно внимательно пасти, потому что у них прошлое состоит из воспоминаний, откуда они пришли - это другая жизнь, у них там друзья остались, привлекают – это всё надо иметь в виду. Ты любишь Меня? Докажи любовь, что ты будешь их пасти. И далее говорит так: “Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим”. Злачные пажити, то есть это хорошая, сочная трава, та, которую душа будет есть. Значит, нужно приготовить проповедь, каждое место Писания нужно изъяснить человеку. Перед ним должна быть пища, от которой будет в теле овца, а если привести к хозяин только одни кости, как тощих египетских коров, так какая же это жертва? Всегда приносили тучное, неповрежденные. С поврежденной ногой, с переломанной – в жертву уже это не шло. Мал.1:8 – «И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф». “Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего”. Овечка этого сказать не может, это только сознательный, разумный может сказать. “Направляет” – значит, нужно доверие иметь к пастырю, спросить, так ли я поступаю. Никакими видениями не водиться, а водиться Словом Божием. “Если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной”. Овечка должна быть совершенно уверена, что пастырь её не бросит нигде. И если, не приведи Бог, даже случится ей сорваться, то написано, что добрый пастух оставляет 99 и ищет одну овцу! А сегодня около пастыря ни одной овцы нет, а все сто овец сорвались в пропасти, разбрелись по «злачным пажитям» греха.
Бывает, что где много овец, то там и много пастухов и над ними ставится бригадир, и он называется начальник пастухов. В Библии встречается такое. 1Цар.21:7 – «Там находился в тот день пред Господом один из слуг Сауловых, по имени Доик, Идумеянин, начальник пастухов Сауловых». Я нашёл, что - это епископ. И звать его Доик. Даже не мог расшифровать, что это за имя, его нигде в переводе нет. Он оказался и не еврей совсем. И когда Давид бежал от Саула и зашёл к Ахимелеху и тот дал Давиду меч Голиафа, то Саул сказал: вы достойны смерти. Но ни один из воинов царя не поднял руку на священников, а их было 85. И только вот этот начальник, бригадир над пастухами, говорит: я выполню твоё приказание – пошёл и убил их, жён, детей, скотину, агнцев, всех порубил. Не случайно Златоуст говорит: «Никого так не боюсь, как епископов», - как вот этого Доика Идумеянина, начальника над пастухами. В этом тоже какой-то таинственный смысл. Если мы это узнали, то надо молиться, чтобы бригадиры были хорошие, глубоковерующие, чтобы они подтвердили любовь свою. Если говорится “паси агнцев” епископу, священнику, патриарху, простому человеку Господом, то стоит внимание обратить на это слово. Больше ничем нельзя доказать свою любовь к Господу Богу - не тем, что у дьякона такой сильный голос, не тем, что у священника такая красивая риза. Господь не сказал: «Если ты меня любишь, то построй храм, а если сильно любишь, то монастырь нужно основать, а вот если ты очень-очень Меня любишь, то живи в норе». Он не сказал: «Иди и умри за Меня», Он и этого не говорит, хотя как раз это и подразумевается на первом месте, когда посылается человек пасти, нормально пасти в мирной жизни.
Мы читали об Иакове, что сон убегал от него. Отчего сон от него убегал? Сон так сладок, а тут надо вставать ночью: маленький шорох какой, залаяли собаки, посторонние люди, воры – ты всё это должен учитывать. Был у царя придворный, Даниил, еврей, его подловили всё-таки, когда издали особый указ, Дума тамошняя провела этот закон, как сейчас законы проводят воровские, когда людей ограбили, отняли право ездить бесплатно, а взамен ничего нет, вырастили такую хитрую банду депутатов. И вот такая банда была вокруг царя Вавилонского. Дан.6:6-9 - «Тогда эти князья и сатрапы приступили к царю и так сказали ему: царь Дарий! вовеки живи! Все князья царства, наместники, сатрапы, советники и военачальники согласились между собою, чтобы сделано было царское постановление и издано повеление, чтобы, кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров. Итак утверди, царь, это определение и подпиши указ, чтобы он был неизменен, как закон Мидийский и Персидский, и чтобы он не был нарушен. Царь Дарий подписал указ и это повеление». Они знали, что Даниил открывает окно и молится Богу в сторону Иерусалим, и они на этом его подловили. И когда они поймали его, что он молится, они сразу царю сказали: царь, вот ты указ подписал, а отменить его никто не может, ибо закон неотменяемый - ни президентским указом, ничем нельзя отменить, ты должен выполнить его: Даниил достоин смерти. Даниила бросили ко львам. Что он там испытывал, один Бог знает, но главное, что Бог закрыл уста львов, как бы склеил им челюсти, и они лежали, ластились к нему. Дан.6:18 18 – «Затем царь пошёл в свой дворец, лёг спать без ужина, и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него». Об одном агнце, находящемся среди львов, скорбел языческий император. Если священник – настоящий пастырь, то как он может спать спокойно, когда среди рыкающих львов, среди безбожников живут его люди - зять неверующий, свекровка неверующая. Ты как можешь спать спокойно, когда твоя паства разбрелась везде, тебе надо день и ночь плакать, без ужина ложиться спать. Если царь, вавилонянин, язычник, и так заботился о каком-то придворном, за которого ему ни перед кем не отвечать, а тебе за каждую овцу отвечать! Иоанн Златоуст говорит, что если всего одна овечка, о, пастырь, погибнет по твоей небрежности, по недосмотру, то тебе всей жизни не хватит, чтобы рассчитаться за нее». Потому что за неё Христос умер, потому что она искуплена кровью Христа. А сколько таких сегодня, которые считают себя овцами, а они рядом не стояли с овчарней. Сколько таких, которые учатся в духовных училищах, семинариях, академиях, их там бригадиры учат, как вращать кадилом, как ризами красоваться, и вот они раскланиваются и раскланиваются, как будто друг за другом бегают. Ничего нам не изменить, но мы должны понимать, что не это Господь поставил в основу, ибо Он не сказал, что так как ты хорошо раскланиваешься с народом, то поэтому ты можешь благословить красиво, Он сказал: «Паси!» Что такое “пасти”? Накормить, напоить: это и благодать, это и благословение, но самое главное - в душу положить.
Мария питалась, сидя у ног Христа. Господь говорит: столы накрыты, идите и зовите всех. Иоил.1:14 – «Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу». Мф.22:9 – «Итак пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир». А что значит “накрыты”? А это означает, что там пророки официантами работают, там Давид сидит с гуслями, услаждает нас, Апостолы подносят, Апостол Павел 14 блюд приготовил – и все разные, и мы должны всё откушать. Иер.31:3 - «Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение». Ос.11:4 – «Узами человеческими влёк Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им». Какие там приправленные вина, выдержанные, об этом Библия так говорит. Ам.6:6– «Пьёте из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа!» А пастыри, написано, пасли самых себя. Иез.34:2 – «Сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?» Вот епархиальное совещание, собрались пастыри-пастухи. А где овечки? Ни один не знает, где их овечки. Я говорил, как сестра на 15 минут оставила стадо и коровы с овцами разбрелись, мы их едва к ночи нашли только. Маленькие телятки не понимают ничего, глупые. И мы-то нисколько не умнее: как нас надо пасти, все вопросы разрешить, знать, за кого голосовать, с волчьими норами знакомиться надо ли или на отверстое небо взглянуть?
Сегодня самое главное в церкви, это чтобы люди купили свечи, земельки в кулёчке купили. Знать, как землёй посыпать правильно умершего человека. Да разве Господь сказал Петру: «Пётр, ты научись правильно на овечек землю сыпать»? Смешно даже слышать это. Пасти – это значит, надо выводить. Как пастухи пасут? Когда тает снег, то пастухи со стадами поднимаются в горах выше и выше. Как только снег начинает в горах падать, то и они ниже спускаются и уходят в долины – всё время перегоняют с одного места на другое, приходится сторожевых псов держать. А Господь про священников, которые не учат, говорит: Ис.56:10 – «Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лёжа, любящие спать». И овцы сделались добычей всякого хищного зверя. Иак.4:5 – «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?» Мы особенно должны молиться о наших священниках. У нас по милости Божией уже три священника – отец Нафанаил в Греции, чтобы Бог дал ему ревности заботиться об овцах; теперь уже ничего не повернёешь назад, он уже священник; отец Александр и о.Иоаким в Потеряевке, чтобы они пасли овец, заботились о них. Когда у нас отец пас, то он утром никогда овечек не выгонит, пока не пройдётся и не поднимет всех на ноги. Овца лежит, может, больная, он её выгонит, а она только там и заболеет по-настоящему. Мы с детства это впитали, и теперь только применяй на духовное. Если овечка лежит, то отец обычно скажет: «Так, ребятишки, поймайте, что-то она, кажется, хромает, может, объягнилась» – оставляет её дома, молока у нас лишнего не было, а у отца всегда бутылки заправленные стояли, ягнят мы кормили сами. Где пасут овец в соседних деревнях, то там такая арифметика: если сдали четыре овечки, то осенью и получат четыре – не часто иначе бывало там; у отца же нашего, если сдали четыре овечки, то семь или восемь получают осенью. Отец всех поднимет, всех знает; мы по сей день не знаем, как отец мог овец различать. Овцы по виду одинаковые, он всех их знал: какая когда погулялась, когда она объягнится, на память всё знал, у него память была феноменальная. Иногда скажет: овечку такую-то я что-то не видел; мы фонарь зажигали и с фонарем ходили по степи, ночью искали эту овечку – вот как поступает пастырь добрый. А здесь вся паства разбрелась, и священники ни о ком и ничего не ведают, где они. Спроси, сколько у вас было крещений? Могут сказать: 1851. А венчаний? По епархии - 506. Хотя одну пару венчавшихся знаете? Никого никто не знает. Да какие же это пастыри? Господь говорит: наёмники, воры. Иоан.10:12-13 – «А наёмник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наёмник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах». Об этом надо молиться. А они сейчас, пастыри, заботятся только о том, чтобы никто не накормил нормальной пищей этих бродячих овечек. Мне отовсюду передают: всюду и везде – и это, очевидно, с подачи епископа – травля началась против меня, везде и всюду поминают непрерывно мою фамилию, чтобы нигде наши книги не брали; стараются любыми путями, чтобы истина не была известна. И ничего нельзя сделать, потому что во главе пастухов оказался Доик Идуменянин; у него задача – убить пастырей - он 85 человек сразу поразил. 85! Мы можем как угодно применять это событие, но однако так было.
Итак, Господь сегодня вечером к каждому из нас обращается во время обеда, когда у нас особенно хорошее настроение. Он накормил Апостолов и потом как бы так спрашивает: «Тебе нравится, Пётр, как Я кормлю вас: мёд, печёная рыба?» «Нравится!» «Вот так же и овечки тоже нуждаются в этом, их надо пасти. Я тебя трижды спрашиваю: не просто любишь, а больше, чем они?» Мы всё время должны соревноваться в любви и это показать на любви к овцам, приготовляя им пищу. Так, может, это и не овца? Попытайся её сделать овцой. Это нам сегодня, вот сейчас прямо, Господь говорит. Итак, если мы это приняли, то вознесём об этом молитву, чтобы нам каждому быть пастырем своей души, пастырем наших близких и родных, нужно никому и ни в чём не полагать препятствия и не подавать соблазна нашими привычками. Рим.14:21 – «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». Ему слава за все. Аминь.

Список всех проповедей

551

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: