размер шрифта

Поиск по сайту




Нимало не сомневаться

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 12

Указатель: Мф.28:16-17

29-30 января 2005. Мф.28:16-17 -Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились”. Здесь каждое слово требует рассмотрения. В первую очередь Ангелы повелевают идти быстро и возвещать - движение и голос; ноги и язык. И по всему этому диавол ударил, и особенно с четвёртого века: никакого движения, но за высокие монастырские стены засажены были сотни тысяч людей и прославили молчание. Во всех уставах молчание: ни с кем не разговаривать, за столом молчать, ни одного слова не говорить. Никак не могу я дойти до понимания того, почему об этом никто не кричал и не говорил. Почему Иоанн Златоуст об этом нигде не говорил? Василий Великий составляет даже особые уставы для тех, кто залез туда; сам Василий называется именем “Великий”, великий - это не просто большой, а это его как бы второе имя, Великий - с большой буквы. И все до единого «Великие», каких прославляет церковь, все шли в обратном направлении тому, как говорил Господь. Господь говорит: Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари»; а они: «Стой на месте и замри, ни одного слова никому не говори!» Что тут толковать-то. И мало того, но это стало прославляться, как высший подвиг, и не просто подвиг, а самый угодный Господу Богу. Вы ведь до конца ещё не знаете, как самые достигшие до высот созерцания говорили, как Симеон Новый Богослов: не приноси мне есть, не разговаривай, не дыши, даже шум камыша слушать нельзя. 7-8 тома “Открытым оком” почитайте. На берегу Нила монашка живёт тридцать лет, там прекрасные закаты – это одно из самых чудесных мест в мире, и она ни разу в жизни не взглянула на этот закат: нельзя, это грех, это грех, это похоть. А Слово Божие говорит так: Иов.12:9 – «Кто во всём этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?» Ис.40:26 – «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счётом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает». Пс.18:2 – «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь». День и ночь творение Божие славит Творца. Не просто созерцать, но видеть. Разве Апостолы не созерцали? Значит, вы, монахи, созерцаете, а Пётр не созерцал, Павел не созерцал, Иоанн не созерцал? Но почему они по всему миру шли, почему они выполняли то, что Бог сказал? Мария Египетская созерцала, а Мария Магдалина не созерцала? Но она дошла до императора. Думать даже совсем не о чем, если есть Евангелие, и если оно верно, то значит всё остальное под сомнением. Я до конца буду молиться святым всем, кого прославила церковь, но внутри у меня сомнения. Здесь написано: иные усомнились. Мне в этом Слово Божие не запрещает сомневаться - нельзя сомневаться только в Слове Божием. Я сегодня хочу остановиться на Слове Божием. Бог сказал: «Я воскресну в третий день» – так Господь говорит наш. Мф.28:7 – «И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мёртвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам». Сомнение – нужно очень внимательно посмотреть, какое: положительное или отрицательное. Когда какие-то явления, на чём диавол подлавливает, здесь надо сомневаться: от Бога это или не от Бога. Иоанн Златоуст советует не верить, когда ты придёшь домой, Ангел благоухания напустит, озарит среди ночи – не верь: «Я не достоин». А если это Ангел? Он похвалит. А если это не Ангел, а демон, дух лукавый, а ты поверил – душа твоя навсегда погибла. Помощи едва ли дождёшься.
И.Нав.23:14-16 - “Вот, я ныне отхожу в путь всей земли. А вы знаете всем сердцем вашим и всею душою вашею, что не осталось тщетным ни одно слово из всех добрых слов, которые говорил о вас Господь Бог ваш; все сбылось для вас, ни одно слово не осталось неисполнившимся”. Наступило время Иисусу Навину умирать: «Вы убедились, что Бог обещал, землю дал; вы один народ, а уничтожили десятки народов, это Он вам дал. Бог исполнил всё, но запомните, как Бог исполнил доброе, что сказал, Он точно так и злое выполнит». Тут две крайности: одни видят, что Бог – это только строгость, кара, вечный ад - это старообрядческий Бог; другие понимают, что Бог – только милость: я уверовал, пляшу целый день, как сектанты-харизматы. Бог - это и строгость, это и любовь, это и нежность. Мы о Боге не знаем ничего, кроме написанного в Библии. Повторяйте про себя эту фразу. Подтверждение этому мы сейчас нашли у Иисуса Навина. Бог исполнил всё, ни мало в этом не сомневайтесь: всё, что сказал Бог о России, Бог выполнил: дал такие пространства, были откровения, что Бог возлюбил её, Он даёт нам всё, православную веру дал. Но точно так же Бог говорил: будете искажать веру православную, отниму всё. Таким, как Феофан Затворник, это было открыто - они уже говорили о кончине православия. Я постоянно об этом говорю: не мог ошибиться Феофан Затворник, что много – два поколения – и православие в России вообще исчезнет. Или мы другое православие видим, или это был лжепророк – тут только два варианта. Если он предсказал, а ничего нет, значит он обманывал, он ничего не видел. Я думаю, что он очень хорошо видел: он видел, куда идёт интеллигенция, куда народ, но надо было видеть вину вот в этих затворах. Ему прозвище “Затворник”. А почему он до Дальнего Востока не проехал? Антон Павлович Чехов – чахоточный – едет до самого Сахалина, по всем тюрьмам, лагерям, ему это надо, Солженицыну это надо, а архиерею почему же это не надо? Когда Солженицын возвращался из Америки, то он везде-везде выступал, на всех вокзалах, где бы он ни был. Но он не священник. Сахарову Андрею Дмитриевичу надо было, а почему же это архиерею не надо? Почему, если патриарх едет, то он только освящает, Лавр проехал – только освящает, посещает богослужения? Почему они не пробились сюда, как Ярл Пейсти Ярл проехал Новосибирск и во всех городах, на стадионах и везде как Билли Грейм выступал. Этот со всеми президентами всюду успел встретиться. У православных же ничего подобного нет. Мы не можем не думать об этом. И какой сделаем вывод? Вывод такой: молиться надо, чтобы Бог дал ревность нашим пастырям. Люди, о ком я говорю, заблуждаются, они не православные, однако они с такой ревностью проповедуют, они так стараются. Мартин Лютер перевёл Библию на немецкий язык, людям глаза открылись, они его как Бога почитают, я беседовал с лютеранами; и он достоин, конечно, не божеской почести, но ведь он открыл глаза целой нации. И у нас такие люди есть, кто переводил вот эту Библию, которую мы имеем. Мы нимало не должны сомневаться, что у нас хороший перевод; сатана сейчас всевает сомнения тем людям, которые ушли от нас, ибо они говорят: Библия переведена неправильно. А где есть правильный перевод? Правильно, нигде нет. Они Библию как бы и не отрицают... А какая разница, отрицают или не отрицают, если они поставили под сомнение: лекарство это вредное, а другого нет – и ты остался без лекарства. Сейчас вам нужно будет домой ехать, а кто-то стал бы вас убеждать, что в транспорт нельзя садиться, потому что он взорвется. А другой транспорт есть? Другого нет, а пешком ты не дойдешь – и ты замёрзла. Как хитро сатана подходит. Поэтому сомневаться не надо. Если какая где-то с нами случится беда, несчастье, пожар, наводнение, то ты только уповай на Бога.
Когда Пётр пошёл по волнам, то засомневался, а Господь поддержал его за руку и говорит: “Друг мой, для чего ты засомневался: Я с тобой рядом здесь”. Мф.14:31 – «Иисус тотчас простёр руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» Ты нимало не сомневайся: как Господь тебя провёл, так Он будет вести и дальше, Он не для того нас сотворил, чтобы растоптать и выбросить. Мф.21:21 – «Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет». Это означает, что если даже какие-то препятствия стоят на пути, то это всё уйдёт. В конце жизни постарайтесь подвести итог и сказать: «Господи, я нигде не сомневался в Твоей верности, в Слове Твоём я никогда не сомневался”. Я могу это сказать, когда уверовал в пять часов вечера, 27 сентября в 62-м году. Сейчас думаю: сколько же я там был в той комнате – два часа? В девять часов вечера я переступил лоцманский кораблик; он забирает с берега своих, а наш корабль на рейде стоял; я перешагнул фальшборт и к утру весь караван кораблей знал, что я уверовал в Бога – сошёл с ума. Я немедленно, сразу стал говорить о Боге. Как вот сейчас вспоминаю. Великая милость оказана была мне - за меня Иисус умер, я этого никогда не знал, но знал, что Иисус есть и больше ничего, знал, что Божья Матерь выше, потому что Она как Мать, я судил чисто плотским умом, но я не знал, что это Творец мой, Искупитель, я не сомневался, я просто не знал. Но уже с этого дня, когда я уверовал, больше ни разу нигде ни в одной букве Библии я не сомневался, и так по сегодняшний день. 42 года как на одном дыхании Бог позволил пройти. Притом всюду и везде я слышал голос Божий, голос через Слово Божие: «Спеши!» Этот день, эта ночь может быть последней, последней может быть наша с вами встреча. Немного разверни своё воображение, ибо Бог не гарантирует, что мы до утра доживём; откуда ты знаешь, что завтрашняя встреча будет? Поэтому сегодня окажи Богу внимание, развей свой талант, ибо каждое утро, молясь, мы просим: Господи, пошли нам добрых наставников, учителей, советников – мы всё время вслух об этом молимся – и помоги мне этот день развить мои таланты. Если угодно, и ночью в сновидениях дай мне Твоё вразумление, чтобы я обновился духом, и чтобы утром я под видом болезни не пытался лежать. Ни в больнице, ни в тюрьме, ни в армии, нигде не надо позволять себе лишнюю минуту лежать - жизнь слишком коротка. Не сомневайся, Бог даст силы без всяких лекарств. Ты думаешь, что много денег потратишь, но вот закалка: меньше ешь, больше работай, тело держи в чистоте, трудись и главное – не злись... Не злись, не сгорай на этом.
Пс.92:5 - Откровения Твои несомненно верны”. В Слове Божием нигде не сомневайся, и это несомненно. Так себя настрой, выпроси у Бога такую милость, чтобы нигде, ни в одной буковке Библии не сомневаться – это Истина. Всё остальное во свете Библии рассматривай. Скажут, что это же великие люди, святые... Никакого величия вопреки Библии, перед Богом всё ничто, это мой Бог сказал. Нужно правильно понимать, а для этого мы сюда приходим, для этого мы читаем святых отцов, исследуем Вселенские соборы, правила их. Однажды молился Апостол Пётр, а он был очень осторожный, одно время за дверями сидел, прятался, испытал срок, в тюрьме был - всё было, и он знал, что люди есть очень хитрые, злые; и вдруг он видит видение – сосуд с неба; и пока он только размышлял о видении, слышит голос: Пётр здесь живёт? Здесь. И вдруг голос Божий говорит: Деян.10:20 – «Встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их». Мы сомневаемся, людей проверяем, кого сюда допустить, мы не каждого допускаем, поэтому наши вещи не теряются, и нас Бог милует. Но и мы не закрытое общество, не члены нашей общины приезжают, приходят, мы должны иметь хотя бы небольшое внутри себя свидетельство, что нас не обманут, не надо простофилей жить - Бог даёт нам милость, прозрительность какую-то, хоть махонькую. Поэтому иди, нимало не сомневайся, ибо Я послал этих людей. Может быть, к нам именно добрые люди хотят попасть, поэтому, сёстры, будьте внимательны: кто приходит к нам на занятия, появляются новые люди, и вы, братья, поговорите с такими. Вчера один подошёл, бритый: я хочу к вам в общину попасть, посмотреть, побыть... Не надо пока, нужно к нему сходить домой, на работе узнать, что за человек, проверить и про бороду скажите: желательно, чтобы ты был с бородой, тогда мы разрешим один раз придти к нам.
Иак.1:6 – «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой». Когда мы молимся, то как нужно молиться? Сомневающийся не на фундаменте стоит, “он подобен морской волне”, как цунами, “ветром поднимаемой и развеваемый”. Сомневающийся, он то налево, то направо. Нужно твёрдо стоять: да – значит да; Бог так сказал. «Нет» – ни в жизнь не пойду, потому что Бог сказал «нет», я там и искать ничего не буду. Твёрдо и решительно уметь отвечать: «да» и «нет». Рим. 14:23 – «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех». Апостол Павел говорит, что внутри нас вот это определение должно быть. Если человек ест, а сам сомневается, то ли можно, то ли нельзя, может, мясо там свиное – тогда грех тебе. Ты убедись в Слове Божием, что отныне всякое творение Божие хорошо, хотя бы жареные лягушки были, устрицы. 1Тим.4:4 – «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением». Я не буду есть и тебе не дам, но если ты ешь, я тебя не осужу, потому что среди христиан есть и китайцы, которые едят змей, червей. Но если человек ест и осуждает себя, под сомнением, - то грех ему. Сначала нужно подняться выше ветхозаветного запрета о пище. Фил.2:14 – «Всё делайте без ропота и сомнения». Апостол Павел даёт рецепт, как нам работать, трудиться, заводить дружбу, как жить и как окончить жизнь - всё делать без ропота и сомнения. Начал что делать, узнай, что это угодно Господу, но заранее проверь, спроси у старшего, у более опытного, а далее уже не сомневайся; кто-то будет мешать, смотреть на это не надо – делай без ропота и сомнений. 1Тим.2:8 - “Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения”. Идёт подготовка к молитве: во-первых, всё из сердца убрать, что вызывает гнев и недовольства, даже если ты сто раз прав, но когда пришёл на молитву – нужно всё погасить. И нимало не сомневайся, что Бог тебя услышит, - без гнева и без сомнения. Те ученики, которые засомневались, в какие они попали переплеты сразу. А которые уверовали крепко, им никакого рецепта: уверовал, принял, всё с ними. А иные усомнились.
К какой категории мы себя желаем отнести, в той категории ты и будешь; для удаления сомнения ничего не надо – только доверие Слову Божию и уверенность в невидимом. Бог дал нам веру, и мы знаем, что это осуществится, и нимало не сомневайся. А ведь многие засомневались при начале революции, потом засомневались коммунисты: будет, нет коммунизм. Перестройка началась, видят, не туда идёт, опять засомневались; правителя избрали, а он опять не тот - опять засомневались. А если бы я голосовал? Да потому я и не голосовал, чтобы не сомневаться. Я не сомневался никогда, что человек неверующий - он ничего хорошего не может сделать в той полноте, как мог бы сделать, будучи верующим. Иоан.15:5 – «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». Я вам рассказывал, как одна учительница меня упрекала: «Вы ходили голосовать за Ельцина?» Тогда голосовали и очень хотели его избрать. Я говорю: «Нет». «Эх Вы!» Она ходила на занятия и ходить после этого не стала: «Да какой же Вы верующий после этого? Страна в такой опасности, а Вы дорогого Бориса Николаевича не хотели избрать?» Её долго не было на занятиях и лет через пять я её встречаю, она понурая идёт. Я спрашиваю: «Ну как?» Да дёрнуло же меня за язык спросить её. Она: «Я готова себе руку отрубить, которой голосовала. Да как Вы хорошо сделали, что не ходили. И вас совесть не мучает?» Я говорю: «Нисколько. Его выбирают, а я молюсь: Господи, да умудри Ты их - то ли коммунисту оставаться, то ли артисту». Я же не знал, за кого молиться, но весь вечер и ночью молился перед выборами, когда Евдокимова в губернаторы выбирали. Я не знал его, но знал, что хуже коммунистов ничего нет; но я так же не знал, что артисты могут быть не совсем хорошие. Я только об одном молился: «Господи, сделай так, чтобы вздохнуть людям, чтобы хотя немного мудрости у него было, чтобы какой-то страх Божий был бы», – почему-то я склонялся на эту сторону умом. И когда я услышал, что так и случилось, то я возблагодарил Бога - я не просил никого, но возблагодарил. Думаю, не хуже всё равно, чем было когда-то.
Нимало не надо сомневаться, что тогда, когда давали что-то, и всем было поровну, то это нисколько не лучше, чем сегодня. Мы не имели этой свободы, не могли разговаривать, у нас храма бы не было, деревню нам не начать бы строить, у нас бы не было такой юрисдикции, вообще мы даже и не знали про неё - это мы всё получили благодаря перестройке; нимало не сомневайся, она должна была быть, но такая или нет? А что сделаешь, люди-то неверующие у власти. Но и на прежнее - я нимало не сомневаюсь, но твёрдо уверен - возврата не должно быть. Мы должны быть определены и в политической ориентации правильно. Что угодно, но только чтобы люди были верующие - пусть испытания Бог ещё даст, но чтобы вера не запрещалась, чтобы можно было человеку выбор сделать, можно было свободно говорить, печатать, чтобы была свобода слова, свобода выражения души – нимало не сомневайтесь в этом.
Это мы всё находим вот в этом одном стихе: они пришли, получили и сомнение ушло. Я представляю, когда Господь вознёсся, а те, которые сомневались, они стали спрашивать: «А ты твёрдо веришь, что это Господь был?» «Да, конечно, ты разве не видел, на руках-то у Него раны». Представляем, что тому, кто сомневался-то, ему тоже нелегко было, этому человеку. Вот так вы и разрешайте своё сомнение: «Ты всему веришь, что написано в Библии?» «Да». «А как же вот кит Иону проглотил, и как он мог в животе остаться живой? Ни один ихтиолог не объяснит». Бог сказал. Один сказал мудрец: «Если бы сказано было, что Иона кита проглотил, я бы и тогда поверил, потому что так написано в святой Библии». Вот такая должна быть абсолютно несомненная твёрдость. Что нам даёт вот это стояние в храме? Я верю, что получаю благословение Господне. То, что масло тут на лоб намазали, что из этого? За маслом рассмотри другое – это благодать Духа Святого, просветление разума. «Как Он через кожу проник?» Оставь свои рассуждения, постигай верой и нимало не сомневайся. Сомнения будут и ты уже вечерами на богослужение не будешь приходить. Все, кто имеет возможность прийти и не приходит, у них какое-то сомнение. Сомнение! А мы приходим, видим друг друга, молимся, получаем благословение, слышим проповедь, потому что мы, несомненно, верим: в субботу мы обязательно придём в храм Божий. Я, несомненно, желал этого, я готовился к этому, что увижу радостные глаза, как души людей преображаются во свете Христовой Любви, и я знаю, что слово Его тщетным не будет, что вы слышите. Ис.55:11 – «Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его». Дойдя до этого места, вы же читаете Библию, припомните, что я проповеди в субботу говорю только на воскресные темы, и вы скажете: «Вот тут ученики усомнились, а душа моя избавилась от всякого сомнения. Я верю, что это Единородный Сын Божий, второе лицо Троицы, не тварь какая-то, как еретики блудословили, а Он равен Богу Отцу, и Он с Неба послал Духа Святого. Я Его не видела, но я ощущаю внутреннюю перемену, внутри меня совесть пробудилась, и я всё по-другому теперь вижу». О, благословен наш Господь! Хвала Ему. Аминь.

Список всех проповедей

275

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: