Кто наши враги и что дальше
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 2Указатель — Мф.5:44 [Зач.15]
16.10.2021. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Мф.5:44 – «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Такая заповедь даётся, это входит в Нагорную проповедь. Кажется, проще всего, как говорил один в советское время писатель: «Враг не сдаётся – его уничтожают» М. Горький. И вдруг: врага любить. Этой заповеди никогда нигде не было, потому что любить друзей надо, а врага любить – это дать ему силу только, он завтра опять то же самое будет делать. Но когда мы читаем дальше Священное Писание, мы видим, там всё не так просто обстоит дело. Кого? Вот когда я начитывал жития святых – это 1173 биографии – и говорится: перед смертью готовы быть казнены, как Анфим Никомидийский, они просили воинов дать короткое время помолиться. И молились не о домашних, не о государстве, а молились о врагах, которые отсекут им голову. Это абсолютно всегда, это уже норма такая. Но всегда ли так? Надо не забывать, что эти люди были на земле. А обратились они? Нет, не обратились. Пример этот даёт нам Сам наш Спаситель Господь Иисус Христос: «Прости им, ибо не знают, что творят». А обратились они? Нет. Там Лонгин, Корнилий, допустим, в своё время обратился. Всё, остальные смеялись и потерпели великое наказание. Вопрос опять встаёт: почему молитва самого Бога, Богочеловека, второе Лицо Троицы не достигла Отца Небесного? Он говорит, что «Я и Отец – одно», «Я просил, и Отец дал». Здесь нет. Давид говорит о врагах: «Полной ненавистью ненавижу их: враги они мне». Враги. Но это скажет Ветхий Завет, а в Новом Завете как поступать? Сначала посмотрим о Ветхом Завете. Когда в Новом Завете Господь говорит: ищет поклонников в духе и истине, и спрашивает: «А что, в Ветхом Завете в духе и истине не молились?» – «Нет». – «Да как же пророки?» – «Они в духе молились, но не в истине, потому что это были только образы, тень будущих благ». Они приносили ягнячьи жертвы, а у нас Агнец пришёл Божественный. Там были камни – жертвенник, у нас – Крест Христов. Вот в чём дело-то. Истина! Господь говорит: Евангелие от Ин.14:6 – «Я есмь путь и истина и жизнь». Ни один из путей, которым нужно прийти, а один единственный путь. Вот в этом всё и заключается, что нам нужно настроиться на то, что Ветхий Завет, заповеди, Бог не отменил. Спорят часто бывает так даже у сектантов: суббота, разве Бог повелел субботу? Слово суббота по-еврейски «шаббат» – это означает покой. Покой Христос обрёл в воскресный день. В пятницу распят, сошёл в преисподнюю в субботу и воскресенье. В воскресенье только Он получил полную свободу. И говорит: «творю всё новое». Там творение закончилось, и Бог почил от дел Своих. Здесь Христос закончил – наступила новая эра. Надо во всё это дело вникнуть. Каждая заповедь – она возвышенна для нового, одухотворённого человека. А ветхозаветнее было, как дитя: «око за око, зуб за зуб». Во время драки зуб выбили, я представляю, как один зуб выбить-то: какой-то зубило наставят, молотком ударят – всё, иди домой. Глаз какой выпал? Один только вопрос: глаз вам этот выбили? Всё, заткнули ватой: иди домой. В Новом Завете по-другому совершенно: враг голоден, накорми его; жаждет, напой его. Мы сейчас посмотрим. Но самое странное то, что святые, которые молились о врагах, молили словами Христа: «Прости им, Господи, они не знают, что творят». Кого они убивают? То, когда они умерли, когда души их взял Господь, там они молятся или нет? Молятся о врагах: «Доколе Ты не отомстишь им, Господи?» Сразу картина меняется. Мы прочитаем об этом. Но чтобы было понятно, откройте Откр. 6:9-11 – «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились ещё на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число». Самое великое звание в христианстве – это мученик! Мученики умерли за Слово Божие. Не за то, что советская власть пришла, подряд погребала всех, нет. За проповедь, выше этого нет должности. И они там молятся о том, чтобы Господь отомстил: «доколе…не мстишь?» То есть они знают, что эти люди хорошо устроились: НКВД, КГБ – нормально всё у них идёт: ребятишки прыгают, никто не болеет. «Доколе…не мстишь?», то есть они как бы видят их. Это молитва совсем непонятная, хоть как ты её толкуй. Но они на Небе уже под жертвенником. Жертвенник – это Любовь. Они уже под жертвенником любви Божией. Они уже не могут неправильно молиться, это на сто процентов точно уже говорится. Они молились, и Господь сказал бы: «Что вы так молитесь? Нет, – говорит, – на время, на время подождите. Но назначено четыре миллиарда, чтобы дошло, а сейчас только три миллиарда с половиной. Ещё 500 миллионов подождите, когда казнят». – «Защита им будет?» – «Не будет. Господь сказал: «доколе», то есть он знает, что будут убиты и благословляет на это». И мы видим, сейчас по интернету показывают: 21 юноша, ну там 21 год, даже одному 27 лет, и их ведут, одели в красные одежды. Это всё выставлено в интернете. И тут как корзина такая И там кинжалы. И каждый ведёт одного – мусульмане. Дальше становят на колени. Рядом море, волны бегут, каждый ставит здесь. Как только дали сигнал, они все ударили, все до одного упали мёртвыми. И сейчас там, в Эфиопской церкви все они канонизированные, их статуи стоят, им молятся, приходят. Это правда, это действительно так. Они ни в чём не виноваты, они признали Христа. Да, вот они вошли, но этого мало ещё. Может быть, из нас кто-то удостоится этой чести? Итак, я вопрос задаю сам себе: в Ветхом Завете что-то подобное могло быть, когда они молились в духе и в истине. Потерпите, не так это много; но зато это всё подновит нас, мы увидим: и тогда уже Дух Святой касался сердец людей. 2Пар.28:6-11 – «И избил Факей, сын Ремалиин, [царь Израильский,] Иудеев сто двадцать тысяч в один день, людей воинственных, потому что они оставили Господа Бога отцов своих…» «Сколько убили?» – «120 тысяч». – «В один день 120 тысяч!» Вот в Великой Отечественной войне, атомную бомбу когда сбросили, там такого не было ни разу. Это евреев и евреек убивали, в один день притом. «Зихрий же, силач из Ефремлян, убил Маасею, сына царя, и Азрикама, начальствующего над дворцом, и Елкану, второго по царе. И взяли сыны Израилевы в плен у братьев своих, Иудеев, двести тысяч жён, сыновей и дочерей; также и множество добычи награбили у них, и отправили добычу в Самарию. Там был пророк Господень, имя его Одед. Он вышел пред лицо войска, шедшего в Самарию, и сказал им: вот Господь Бог отцов ваших, во гневе на Иудеев, предал их в руку вашу, и вы избили их с такою яростью, которая достигла до небес. И теперь вы думаете поработить сынов Иуды и Иерусалима в рабы и рабыни себе. А разве на самих вас нет вины пред Господом Богом вашим? Итак послушайте меня, и возвратите пленных, которых вы захватили из братьев ваших, ибо пламень гнева Господня на вас». Это в Ветхом Завете. «Какой пророк, как звать его?» – «Одед». Видите как, мы даже его не знаем. Он вышел на встречу пленных, этих убили, жёны-то остались. Они забрали их, 200 тысяч жён, девиц, и он говорит: «Куда вы их ведёте?» – «Ну, как; это наша добыча, написано так». – «Это родные наши иудеи, мы же одной нации. Что вы делаете? Ваш гнев достиг Неба! Вы все пойдёте под нож». Ведь это гражданская война у нас. Давайте всё оттуда, называется экстраполяция, перенос событий в сегодняшнее время. Мы не просто читаем, удивляемся, а мы входим в ту обстановку и переносим на себя: как это у нас получается? Не так ли? Белые, красные. Вы знаете, что это: белые, красные-то? Белые – это тот строй, который был до этого, пусть даже они не монархисты были. А красные – это новая власть революционеров пришла. И во что это обошлось? Минимум 5 миллионов. Минимум. Говорят, что когда Сталина спросил, кажется, Уинстон Черчилль или Рузвельт: «А во что обошлась коллективизация самых лучших христиан?», он растопырил пальцы и показал 10, на самом деле 12 миллионов обошлось. Миллионов! В это время, когда перед революцией (13-ый год) в России ежегодная была прибыль чистая, не считая мёртвых, высчитывая мёртвых – 3-5 миллионов. Но это не всё. По линии НКВД около 66-ти забирали, никто не спрашивал. Даже президент сегодняшний: ему показали, где там Бутово. Перед ним архимандрит идёт, и всё это снимают, показывают. И говорят: вот столько-то священников – 120 вызвали, привезли, расстреляли. Он ходит: «Да что же это? Чудовищно...» Сам из этих органов, он полковник этой организации, которая преследовала. И он поражён. И сколько здесь – точного счёта никто не знает. Забутили всё! Так это не всё. Война-то началась, говорили: 5 миллионов погибло. Сегодня подвели точные цифры уже: 28 миллионов потеряли. 28 не человек – миллионов! Здесь-то вот они. Но народа-то было меньше. И сегодня, я сейчас не могу сказать: три дня назад, что ли, выступал президент нашей страны и говорил: «Самый большой враг у нас что?» Назвал: самый большой враг и самая большая нужда в чём? Я о враге специально эту тему перебрал. Самый большой враг – низкая зарплата. Люди бегут отсюда, молодёжь. А зачем, когда я не могу ни семью создать, ничего? Рожать первого ребёнка в 28 или 30 лет только, а мусульмане – с 12 лет. Прикиньте, и это он говорит и говорит как бы с сожалением. Но трудно поверить, что он не знал, по сколько получают. Да какой же заработок: учителя, кто работает, врачи – какой заработок? А министр по образованию показано: получает ежемесячно 3,5 миллиона. Ну, как это? Но это же видят все, понимают. Каждый год сотни почти миллиардеров, и всё увозят за границу в Израиль да в Америку. Я попользуюсь данными, сегодняшними буквально. И самая большая беда у нас, говорит, – это нет рождаемости. Страна огромная – рожать некому, то есть 1.7 ребёнка на семью; нет восстановления. Так это официально. За время перестройки убили сами в утробе 120 миллионов. Не тысяч – миллионов! А почему? Отступили от Бога. Отступили и причина какая? Муж, жена – определит Господь, но факт в том, что мы стали враги сами себе, уничтожаем сами себя. А что надо делать? Ты пока позаботься о себе, помолись, чтобы что в жизни было, Господь загладил, омыл Кровью Своею, чтобы Он наши вопли принял. И вот здесь мы видим, что хотели воспользоваться, нажиться, он говорит: «Если мы примем этих пленников, то что нас ждёт? До Неба дошло». Ещё одно место. 4Цар.6:8-23 – «Царь Сирийский пошёл войною на Израильтян, и советовался со слугами своими, говоря: в таком-то и в таком-то месте я расположу свой стан. И посылал человек Божий к царю Израильскому сказать: берегись проходить сим местом, ибо там Сирияне залегли». Я поясню. Сирийский царь (ну допустим, как сейчас там какие-то соседи наши устроили где-то там: войска согнали, танки поставили, самолёты): пойдут и сразу нападём неожиданно. Елисей говорит: «Вот там они уже засели». Он всё это знает, и далее... «И посылал царь Израильский на то место, о котором говорил ему человек Божий и предостерегал его; и сберёг себя там не раз и не два. И встревожилось сердце царя Сирийского по сему случаю, и призвал он рабов своих и сказал им: скажите мне, кто из наших в сношении с царём Израильским? И сказал один из слуг его: никто, господин мой царь; а Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей. И сказал он: пойдите, узнайте, где он; я пошлю и возьму его. И донесли ему и сказали: вот, он в Дофаиме. И послал туда коней и колесницы и много войска. И пришли ночью и окружили город. Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони и колесницы. И сказал ему слуга его: увы! господин мой, что нам делать? И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея. Когда пошли к нему Сирияне, Елисей помолился Господу и сказал: порази их слепотою. И Он поразил их слепотою по слову Елисея. И сказал им Елисей: это не та дорога и не тот город; идите за мною, и я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете. И привёл их в Самарию. Когда они пришли в Самарию, Елисей сказал: Господи! открой глаза им, чтобы они видели. И открыл Господь глаза их, и увидели, что они в средине Самарии. И сказал царь Израильский Елисею, увидев их: не избить ли их, отец мой? И сказал он: не убивай. Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему. И приготовил им большой обед, и они ели и пили. И отпустил их, и пошли к государю своему. И не ходили более те полчища Сирийские в землю Израилеву». Вот и всё. Самое лучшее лекарство в Ветхом Завете, не забывайте. Но это был один случай. Вот два случая только я мог пока прочитать. Вернулись, что они там рассказывали? Да, мы окружённые оказались. Ну как, представьте: первые войска, Гитлер пошёл только, а оказались бы где-нибудь около Барнаула, а вокруг танки стоят в два слоя. Куда ехать? Горючего нет. Ну и: «побьём их». «Отпустите, накормите, напоите, вы их не завоёвывали – это дело Божье». И отправили, и больше никогда не приходили. Говорят: лекарства нет, а на нас бы напал там Гитлер или кто-то. А ответ один – любовь. Любовью мы можем победить любого врага. И поэтому самый главный враг, если ты хочешь его увидеть, подойди к зеркалу, и всё станет здесь. Есть три врага: это влечение, мир, который тянет нас, и сатана, который ищет кого поглотить. Рим.12:20-21 – «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберёшь ему на голову горящие уголья. Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром». 14 стих можно прочитать – «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте». Представьте, вот это послание Павел написал в господствующий город – столицу Рима. Такое бы письмо кто-то написал: «благословляйте врагов, войну» – сразу бы арестовали и казнили. Даже просто сказал так. Я писал, брал интервью у людей, которые сидели здесь: мужа расстреляли, а она осуждена на 10 лет, ни в чём не виновата. И там один (кажется меланжевый комбинат) инженер, он говорит: «Смотри, Гитлер как прёт. Так он к осени чай будет пить в Москве». Кто-то присвистнул, сразу загудел гудок, весь завод собрали. Спрашивают его: «Говорил?» – «Говорил». Тут же яму выкопали, сразу расстреляли и всё. Вот как дело-то. Потому что перенимать мы это никак не можем, но должны знать. «А нужно было сказать?» – «А вот здесь как раз нас и касается. Не бойся, пойди и скажи». – «А он не будет слушать». – «А этого ты не знаешь». Батюшка один рассказывает: «Я читал про это. Она кается в чём-то: я там хулила Ленина, Сталина и материла. Он дал ей на коленях вокруг Кремля ползти два раза. Ну поползла бабка. Её сразу захватили, арестовали, думали – пропала. Нет, священника ещё и похвалили. Он этим пресёк, и все разговоры кончились». То есть тут тоже надо, как говорится, гибкую политику иметь. И она, представь, на коленях ползёт, за ней наблюдают: что она будет делать? А ничего, ползёт, головой в землю, поклон и дальше. Нам остаются какие-то примеры русского юродства, с которого тоже можно что-то взять. Исх.23:4-5 – «Если найдёшь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним». Так это враг. Вот в этом-то и дело, что он-то враг, а вол-то не враг. Ты развьючь его, он не может встать, а потом опять. И найди хозяина обязательно. А не так: жарко было, работали, развесили одежду, а кто-то последний пришёл: а чья это? Не знают. «Ну, ребятишки работали-то, забрали к себе да едва вытащили».
Господь нам показывает, каким путём идти. Нашёл, я гляжу – часы лежат очень хорошие на площади перед вокзалом, со мной друзья. Я сразу повернул. «А что?» – «Да вот милицейский участок, я их отдам». – «Да они их никому не отдадут». – «Вот этого я не знаю, я должен только сделать так». – «Найди». – «Искать не могу, они на это призваны, пусть объявят; объявления там по рации или как-то». Нет, нам никогда не надо просчитывать вперёд, нам дано познать здесь. Я должен сделать это, я должен накормить врага. Скажут: а было ли у вас? У меня многократно было. Врага напой, накорми, и всё будет по-другому.
Знаете, 2-я Строительная – это недалеко от вокзала и было время такое: я остался один, жена, кажется, в больнице была. Я открыл дверь, и бомжи у меня почти все собирались. Приходили, на столе поели, поспали и опять ушли. И потом я встречаю, когда приезжали адвентисты седьмого дня. Один, с такой окладистой бородой, чисто одетый, подошёл: «Вы меня, наверно, не знаете. Это я, один из тех, кто приходил, у вас спал, пил и ел. Меня Бог наставил, мне Бог открыл». Я просто говорю, что действует и на сегодня это. Ты никогда не можешь вперёд сказать; кажется, нечаянно оброненное слово где-то или тебя там казнили, или пытали, что-то с тобой было. И стражник обратился, как с Георгием Победоносцем было. Сколько? 70 человек. Идите расстреляйте. Он дорогой идёт и рассказывает о Христе – все 70 обращаются. Они свидетельствуют теперь 470 (я называю произвольно это), остальные обращаются. Вот как дело было. Это было время становления Церкви. А он где? А он в гвардии самого императора. Новый Завет, Евангелие от Лук.6:27-28 – «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас». «И молитесь за обижающих». Как молиться? Как молятся приговорённые к смерти или как молятся на Небе: «Доколе не отомстишь, Господи?» Вот здесь вопрос. Я долго занимался по святой Библии и пришёл к убеждению, что здесь ошибки никакой нет. Дело в том, что эти не знают какой исход, а те знают, что они не обратились. «Доколе, Господи, не мстишь?». Слово «не мстишь» означает: доколе ты не наказываешь их, чтоб через страдания они пришли к Богу? Вот смысл-то какой. А если я буду молиться, только одно: «А когда это им голову поотвинчиваешь?», как Андрей Ткачёв говорит: «Придёт, отвинтит вам голову». Пс.7:5-6 – «если я платил злом тому, кто был со мною в мире, – я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, – то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах». То есть он никогда не изменял. Никогда. И теперь говорит: «Если я это делал, как делают люди какие-то, лишь бы где-то накапать, как говорят, и свергнуть, то пусть враг повергнет меня». Это Давид говорит не за год, не за два – за тысячу лет до пришествия Христова. Я говорю о врагах, а потом посмотрим, как мы это применяем. 2Фес.1:6-7 – «Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его». Когда мы не мстим, доверьте Господу. Когда мы благодарность воссылаем Господу за врагов, там всё по-другому. В моей биографии был случай: я от смерти был на одну минуту, наверное. Я почему пользуюсь? Павел всегда рассказывал, как Бог хранил его. Корабль. Я готовлюсь к экзаменам и руководство знали об этом Корабль идёт, есть глвная рубка, а сзади, когда там что-то сломается – баггерская, я там сижу. Двое согласились между собой убить меня в этот день. Они заходят, а жена капитана Фролова повесила там бельё. И она прямо в этот момент зашла, а им тогда уже никак нельзя. И когда я оттуда уже увольнялся, то подошёл ко мне этот боцман (Владимир звать) со слезами и говорит: «Мы же тогда приходили не так просто. Решили тебя убить и выбросить за борт». – «А как, чем я провинился?» – «Бабка моя была верующая. А я хулиганил, и она отцу всё жаловалась. А он был проводником. Приедет, а у него портупея была – такой толстый ремень, и он меня порол. Я сказал: буду верующим мстить. Вот Вы попались верующий». Так мне казалось: в штиль, если бы корабль так замотало, я бы так не удивился. Я не знал, а в это время, в этот день, когда я вернулся на берег, один латыш (он сидел когда-то за слово Божие) и говорит: «А где этот братик молодой?» 23 года мне было. Говорят: «Да в море». Не знаю, почему так я забеспокоился. Живёт на другом конце города, приехал к моим, где я обратился – к Еремеевым: «Давайте о нём помолимся». В тот момент, когда убийцы зашли. Я всё посмотрел, когда свёл по времени. А я веду дневник всё время и вижу: и жену капитана Бог послал, я бы сейчас здесь не стоял. И главное, услышал, как один проповедник по одной дороге ходил, и его один решил убить. Залёг с ружьём, смотрит: там идёт 8 человек, а у него только 6 зарядов. А когда обратился, говорит: «А с кем ты шёл, столько много?» – «Я один шёл, никого не было, а обо мне Церковь молилась». Поэтому заручитесь добрыми друзьями, которые вас на руках молитвы будут нести. Как разговаривали с врагами своими? Всегда ли они только ласковые слова говорили? Деян.13:6-12 – «Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню». Вот как. Оказывается, когда смотришь, что если мешает проповеди, то отношения к врагам сразу меняется: ты враг всякой правды. Проконсула Павлом. И считает имя Савл, Он заменил на Павла, когда обратился проконсул. Слово Павел больше нигде не встречается. Так исследователи находят. «Доколе ты будешь совращать? Враг всякой правды, сын дьявола». Это биография несладкая. Сегодня мы сказали: за оскорбление личности там статью какую-то нашли. Мы по-другому не можем говорить. Препятствует проповеди! Сразу картина меняется. А это просто враг пришёл, взял, украл, или что-то ещё сделал такое. Сейчас несколько мест прочитаем в Новом Завете, увидим, всегда ли апостолы молились за врагов. А ты не молился, сразу ослеп и стал мыкаться. 1Ин.3:8 – «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола». А как? Через нас, через верующих дьявольские твердыни рушатся. Если бы Нина, просветительница Грузии, не пришла, Грузия бы не познала Бога. А рядом-то, посмотрите, там Азербайджан, другие, которые были. А она женщина. Она во сне увидела, где находится Хитон Господень, и пошла с проповедью. Но она внучка была, кажется, патриарха. 2Кор.11:3-4 – «Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестите, которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны к тому». А когда мы говорим о Христе, даже родственники не всегда принимают: «да отстань ты», «да что тебе это всё время». Мы чаще должны произносить Имя Иисуса Христа. Вот к колоссянам послание читаешь, буквально через каждое предложение апостол Павел говорит: не просто сказать спасибо или как-то, даже «спаси, Бог», а «спаси, Христос». Имя Христа чтобы не сходило с нашего языка. Деян.20:25-32 – Павел прощается со своей паствой и говорит, что нас ожидает, какие на нас беды нахлынут: «И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею». Так, минуточку, смотрите. Я очистил от крови всех. Почему? Иез.3:18-19 говорит: если ты видел человека согрешающего (но бывают такие ласковые: я боюсь сказать, да он там такой – разгневается) и ты не сказал – он погибнет, а его кровь Я взыщу с тебя; а если ты говорил – он не послушал, его кровь на его голове, а ты спас свою душу. Вот в чём дело-то. Молитесь, чтобы эту тему Господь позволил завтра раскрыть. Бывают люди такие, что обратится, говорит, и ни рыба ни мясо: нигде не видно и всё по-тихому как-то. Не получится. Многие «бегут на ристалище» на стадионе, но «один получает награду», точка! Итак, бегите, чтобы получить. Не просто пришёл-отстоял: а я был в Церкви. Нет! Вот интересно: у баптистов есть стихотворение, они поют: «Не хотел бы я бесплодным к трону Господа прийти. Хоть одну хотел бы душу, сноп один в руках нести». И далее... «Ибо я знаю, что, по отшествии моём, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освящёнными». Это было прощание. Когда к нам митрополит в прошлом году прибыл на престольный праздник, я встал напротив него, когда ещё обедали, по-быстрому. Батюшка толкает: «Стоит, – говорит, – уже ждёт». Я говорю: «Владыко, благословите». И стал говорить. Я говорю: «Вы же верите, что в Писании написано?» – «Конечно». А владыка говорит: «Сейчас всем достанется, а больше всего мне». Я говорю: «Владыко, но мы же понимаем, что оригинал – это апостольские времена. Правильно?» – «Правильно». – «Но почему бы нам с вами так не проститься-то: не просто колёсам вашего лимузина кланяться, а с вами? Тут написано: они преклонили колени и молились, и падали ему на шею, и целовали его, прощаясь». Он говорит: «А почему нет?» Так быстро он согласился, мы там военную палатку 2 на 2 метра расстелили, и он пришёл и священники, кто с ним приехали, увидели это. И мы помолились. И это всё послали патриарху, чтобы нашего митрополита не трогали. Хотя мы официально РПЦЗ и не подчиняемся здесь, а вот он перешёл эту грань, и мы живём, как говорится, в одном доме.
3Ин.1:10-13 – Как относиться к врагам? «Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно. Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью». Никто не знает, кто он был, враждебный: епископ, священник – не известно. Но факт тот, что был враждебен к апостолу Иоанну. И кто Иоанна поддерживал, он тех не принимал. Почему не написал апостол так: «я напомню». Что он напомнит? Дела его, какие он делает. Так молиться за врагов надо. Э-э-э! Это не мой враг, это враг проповеди. Вот тут разделение идёт – черта: только проповедь отделяет моего врага от того, который уже не в моей власти будет. «Я приду и напомню», предупреждая других, чтобы они не попались, доверяясь ему. «Приду и напомню», не буду говорить, что враг такой-то, давайте будем молиться. Нигде этого нет. Притом это не один раз встречаем. з ножен.) «таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать». Не молитве, а предал сатане его, анафеме. И поэтому не надо удивляться почему. Он препятствовал проповеди. И поэтому молитва, как обычно: «обрати его», – она зависает в воздухе. Вот это Павел подчеркнул, и не только это он написал. И далее упоминает Димитрия. У меня как раз и были Димитрий и Александр, как будто специально: и двое, и так же вместе. И он об этом говорит. Ещё место можно прочитать. 1Пет.3:9 – «не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение». Когда меня касается. Где проповедь, вы видели, как они поступают и поэтому святые. Это мы-то не знаем как, а святые на Небе, они точно знают: они не обратились и обращаются «доколе не мстишь». Повторяю, Господь не осудил их за эту молитву, и поэтому мы должны всё-таки ухо навострить: как обращаться с теми, которые враги. Меня спрашивают: «А можно там, – просто пишут где-то: такой-то, такой-то там, безбожник, гонитель был, – молиться?» Откуда вы берёте это? Ты помолись о себе сначала, чтобы мозги Бог просветил твои. Там написано: «доколе не мстишь». И Господь не сказал: «не буду мстить», но «подожди, всему своё время». «Страшно впасть в руки Бога живого!» Да поможет нам Господь увидеть врагов, не только каких-то, а врагов благовестия. А тут ещё митрополит Филарет пристал и говорит: «Три типа врагов есть: мой враг, Божий враг и государства. Там надо прощать, тут молиться, а государственных уничтожать». Православная церковь сегодня всё время об этом пишет: государственная – значит уничтожать. А что было бы, если Гитлер пришёл, да не пошли воевать? Что бы с нами было? Ну, чтобы было, мы не знаем; мы знаем, что есть. Побеждённые живут лучше всех в Европе. И когда наступила у нас беда, они сюда обноски разные, сэкэнд присылали-то. Вот надо понять: почему? Я отвечаю: «И Господь, зная нашу жизнь, не допустил бы ему родиться от отца и Луизы. Не было бы и всё». А попутно хотел сказать. Корабль самый большой был построен «Титаник» и самая большая катастрофа: 2 года с лишним. Там, где-то около Исландии оторвался ледник, длиной сотни метров, и он два года добирался до этого места, чтоб точно ночью точного года удариться. Инженер главный корабль строил: «Корабль непотопляемый. Его Сам Бог не потопит», – эти слова были самыми роковыми. Это в Южной Америке один говорит: «Если я сумею победить при первом голосовании на пост президента, то меня и Сам Бог не тронет». Победил! И, кажется, на следующий день помер. И поэтому не говорите никогда иначе но: «как Богу угодно». Господи, смири наших врагов и которые лично мои враги – прости им, – они не знают, что делают. И друзей не забывать. Богу нашему слава во веки. Аминь.