размер шрифта

Поиск по сайту




Прилично и неприлично

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 11

Указатель: Еф.5:1-3

Еф.5:1-3 - «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым».
Слово «прилично» и как мы его понимаем. Слово «приличие» происходит от того, что есть какой-то порядок, привычки, образ, который не надо нарушать. Мы считаем, что женщине неприлично ходить в брюках. А во-вторых, есть запрет: Втор 22:5 - «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие». Иоанн Златоуст непрерывно и постоянно разъясняет то, как отличается верующий от неверующего. Василий Великий замечал, что у верующего всё иное («ино» – другой источник): иные слова, иная пища, иные отношения, иная походка - всё иное. Считающийся отцом мировой педагогики Ян Амос Каменский подробно разбирает, как одеваются, как отличаются верующие от неверующих. Спрашивают, могу ли отличить группу людей в пределах видимости, верующие они или неверующие. Как они стоят, как изгибаются, маячат, колотят друг друга, хотя и ни одного слова не слышно, по этому уже можно сделать вывод – это неверующие. И Апостол Павел говорит о внутреннем мире человека, что мы должны вести себя и перед внешними, как прилично святым.
Слово «прилично» встречается в Ветхом и Новом Завете 17 раз и 16 раз в неканонических книгах Библии. Есть приличие и неприличие – в Библии на это есть чёткое разграничение. Псалмопевец Давид говорит, как правильно славить Бога, приходя в храм: Пс.32:1«Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить». Можно прилично петь и неприлично, неприлично вести богослужение и прилично - и на это есть указания. А как прилично? С благоговением, со страхом Божьим. Если человек неправый, то он всё время ведёт себя бесчинно. Если покаяния не было, просто пришёл в храм, поставил свечку, отстоял бездумно, без внутреннего расположения, без страха Божия, то Бог это не принимает.
Мне вчера один говорит: «Я очень удачливый человек, меня Бог хранил». «Благословен ты, если живёшь по-Божьему». «А как это не по Божьему? Я отбывал срок; кода вы были в Жанатасе, то про этот лагерь шла страшная молва, преступники трепетали. Я был в другом лагере и отбыл 9 лет и вышел живой». «А за что ты сидел?» «Воровал. Если бы я был Богу не угоден, разве бы Он меня так хранил? Охранник на вышке сидит и не видит меня, как я тушу мяса тащу, огромную, килограмм под сто. Меня не могли поймать». «А почему ты не думаешь, что Бог тебя не покинул. Пересмотри всё. Тебе неприлично даже об этом говорить. Ты должен увидеть себя отверженным, ты нанёс громадное зло душе, семье, государству. А как только Бог тебя заметил, то сразу тебя и поймали». Прилично нужно рассуждать: когда зло прекращает свою работу, только тогда Бог меня заметил.
Премудрый Соломон говорит о наших словах, как мы говорим. Хорошие, приличные слова по Писанию, правильно истолкованные, он называет золотыми яблоками. Он говорит: Пр.25:11«Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах - слово, сказанное прилично». Вот какая поэзия – золотые яблоки. Мы идём сегодня сюда, чтобы прилично сказать и прилично слушать. С сегодняшнего дня обратите внимание - что прилично и что неприлично. Во время разговора всегда нужно помнить, какие стоят препятствия между разговаривающими. Ты всё время должна помнить – ты женщина. Разговаривай только вне храма. Мало того, мы даже это исполнить не можем - если желает жена спросить у законного мужа, то не по дороге, а только дома, чтобы даже не видели её разговаривающей – вот это «тоталитарный режим» был у Павла. 1Кор.14:35 – «Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви». «Да что, она не человек разве?» «Человек, но это неприлично». Спрашиваю: «Почему ты разговаривала в храме?» «Да меня батюшка спросил». Может, батюшка проверил тебя, а ты не иди на эту провокацию даже из уважения к нему, как к священнику, человеку смертному, ибо ты нарушаешь божественное установление. На исповеди поговорила и всё! Неприлично священнику тебя спрашивать. А ещё бывает, что прямо в храме засмеются, когда батюшка что-то после службы рассказывает иногда после своих пустых поездок по монастырям. Плакать нужно, а не зубы скалить. Прекратить это, отсечь! Сир.21:23 – «Глупый в смехе возвышает голос свой, а муж благоразумный едва тихо улыбнётся». 1Пет.4:18 – «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» Да ещё иной грохочет «ХА-ХА!». Стоит на улице, щёлкает семечки и плюёт. Прилично ли верующему такое делать, когда из уст твоих выходят и божественные слова, а ты плюёшь?! А для этого дворники, мол, есть. Действительно есть, что бы за верующим убирать. А верующий для того, что бы сорить? – вот это у нас приличие!
Рим.16:1-2 - «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чём она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому».
Нет у нас этого института диаконисс, его патриарх не может восстановить. А Козлов Максим говорит, что это уборщица или торговка. Даже поверить трудно, что такое говорит кандидат богословских наук. Он приравнял торговок, которых Христос бичом гнал из храма, к диакониссам. Диакониссы - это служительницы, вероятно, епископом рукоположенные, не сами же они себя назначали. Если вы видите, что женщина всё положила для Господа, то вы прилично разговаривайте с такой. Заботьтесь о ней. Все заботы о ней - делайте различие, сколько она делает, а сколько ты. Доходит до того, что перед священником плевать начинают. Ты градацию-то соблюдай. Попробуй сделай подобное перед муллой и тебя чеченцы живым не выпустят. У них это приличие есть. А мы не просто русские, мы православные, у нас святые отцы всё истолковали.
В 1Кор16:4 Павел говорит о бедных в Иерусалиме, которые многое потеряли и объявил сбор средств для этих людей. Павел говорит: я пойду с собранным, если это мне прилично будет: «А если прилично будет и мне отправиться...», т.е. я буду сопровождать, если достаточно соберёте, не с тремя же рублями идти. И это слово побудило их к тому, чтобы обильно Ахаия сделала сборы и Павел действительно пошёл и отнёс бедным собранное. Послание к Коллосянам 3:18 говорит о приличном поведении жён, дабы непротиворечили мужьям: «Жёны, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе».
В Библии говорится и о неприличии. Богатый, например, цепь золотую оденет, у него и машина-иномарка дорогая. А это ему неприлично, потому что он глупый. Он выходит на трибуну, избирается в депутаты, выступает – это неприлично, ибо он глупый. Пр.19:10 -«Неприлична глупцу пышность...».Если человек разумный, то знания будут его возвышать. Пр.26:1 - «Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому». Если человек глупо себя ведёт, то не надо его избирать, на должность ставить, это всё неприлично ему. Слово «глупый» - позорное слово, и надо искать мудрости во всякое время. Честь отдают военному, а это ему неприлично, если он глупый. Ему воздают неприличие. Отец раньше решал - выдавать ли дочь замуж. Сегодня дочери об этом и не спрашивают. 1Кор7:36«Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть [таковые] выходят замуж». А иные считают приличным не выходить замуж и трудиться для Господа день и ночь. Вот это было бы прилично. У нас шкала изменилась. Начинают приличием называть то, что даже слушать неприлично. Некоторым из отошедших я неоднократно говорил: «То, что ты говоришь, мне даже слушать неприлично, как такие слова ты можешь говорить». Всё кончилось крахом, Господь вымел все. Не случайно было «Ваше преподобие», я против этих слов, но они все-таки делали какую-то градацию, кто выше, а кто ниже.
1Фесс.4:12 - «чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались». Прилично перед внешними. Вот вчера рассказывают, как эти отступники на работе себя ведут. Не говорит, не кричит, а базлает – «а я это взбодрить вас». Пугаются все. Вчера после обеда не пришёл и уже сказали: «волка» нет, все отдыхали. Это о верующем так говорят. Если на людях так себя ведёт, то что же дома творится! Бог примет к себе тех, которые достойно живут, как прилично святым.
1Тим 2:8-10 - «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию». Женщины всегда хотят себя показать. Дизайнеры, модельеры специально работают над этим, разные накладки спереди, сзади, выделить цветом, подчеркнуть что-то, чтобы она выглядела товарно. А вот Слово Божие говорит: что бы одевались, как прилично святым. Не случайно паранджа у мусульман, это не от высокой духовности. Если бы нормально мужчины себя вели, то не засунули бы женщин в черный мешок с прорезью. Она идет, как террористка какая-то. Вот раньше в храм одевали сарафан, горбач назывался. А вот эту конфигурацию тела в храме показывать не надо - как-то посвободнее, широкую одежду одевайте, ниспадающую. Тит 2:3 - «чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы». Даже старицам, а какой это возраст? Старше 100 лет, может, или моложе? Молодых назидает – понятно, у молодых есть, что показать, но старицам-то зачем? У старых-то ничего нет, но всё равно тянут и тянут юбку кверху. И дальше - чтобы не были клеветницами, т.к. любят разговаривать. Мне ещё мама говорила, что будет время, когда не будут слушаться старших, молодые ударятся в блуд, а старые на осуждение. Непрерывно всех судят, кто с кем, где был и со двора уйти не могут, сидят и осуждают. Неприлично это святым. Если вышла во двор, то пусть все узнают, что - это дочь Христа, - возьми книгу, почитай, расскажи о дарованном Господом спасении для всех покаявшихся и принявших Его своим личным Спасителем.
Когда священник крестит, то воду после крещения надо вылить в место, где не ходят ногами, в непопираемое место. Было так, что враги захватили Иерусалим и на камнях жертвенника стали приносить свои жертвы – собак, свиней (в храмах устроили клубы, дискотеки, дворцы спорта и другое). Но вот прошло время, власть сменилась, перестройка и что делать? Жертвы совершать на них не могли, как не вымой эти камни, всё время в памяти то, что на них собаки лежали. Подумали и решили: камни разобрать, но не выбрасывать же их, ведь раньше на них жертвы святые приносили. И унесли их на особое непопираемое место, выбрали высокий холм, где не ходят, в приличное место. Может, будет пророк, который прикажет утопить камни или закопать. Вот как заботились о приличии. 1Мак4:45-46«И пришла им добрая мысль разрушить его, чтобы он когда-нибудь не послужил им в поношение, так как язычники осквернили его; и разрушили они жертвенник, и камни сложили на горе храма в приличном месте, пока придёт пророк и даст ответ о них».
Бывает книга старая, икона и что же с ней делать? Сжечь. Говорят, раньше по реке пускали, куда-нибудь прибьётся, может, обновиться. Так принято было. Сир.39:16«Сын мой! над умершим пролей слёзы и, как бы подвергшийся жестокому несчастию, начни плач; прилично облеки тело его и не пренебреги погребением его». Я уже десятки раз наказываю: похороните меня в сапогах, как я и ходил всегда. Не одевайте на меня тапочки! И оденьте меня в тюремную робу - это мои самые знаменитые доспехи, в которых я предстану перед Господом. Вспоминаю житие святого Евдокима, который хотел, чтобы его похоронили в сапогах, он говорил: «Я покажу Господу каблуки, которые износил, когда проповедовал, которые стоптал по дорогам». Одни хотят в гробу быть с мобильником, другие в машине, чтобы грим ему навели, улыбку. А мы считаем, что прилично, чтобы исповедался, причастился, прощения у всех испросил, имение верующим разделил. Церковь об этом заботилась, если епископ умер и имение не завещал никому и оно досталось неверующим, то такого даже отпевать не надо, не молиться за него. Он как враг, так как усиливает руки врагов.
Пророк Ездра был очень любопытным, он всё время спрашивал у Господа, любопытствовал, а почему это так, а почему это по-другому; вот мы в плену были и видели, что у врагов Божьих такие дома, машины, деньги на книжках лежат, гаремы. Да, мы грешили, но не так, как они, у нас были настоящие верующие; ну почему Ты нас так поразил? Господь говорит: «Смирись!» А потом пришёл Ангел и сказал: «Так как ты смирился перед Господом и вёл себя прилично, то Бог и откроет тебе тайну. 3Ездр. 8:48-49 - «Но и в том дивен ты пред Всевышним, что смирил себя, как прилично тебе, и не судил о себе так, чтобы много славиться между праведными». Смирись, подумай, как задать вопрос, чтобы было прилично; как подойти, поговорить. Помни, что ты ученик. А то приходит лжебрат к батюшке, чуть ли не за грудки его берёт. Дерзость какая! Если пути человека угодны Богу, то Бог даже врагов примирит. Ведите себя прилично. Сир.25:6«Как прилично сединам судить, и старцам — уметь давать совет!» А не так: «У меня памяти нет, наверно, старческий маразм». Да как это так? Написано: «Сединам прилично давать совет». Был Иван Петрович Павлов, у него мозг после смерти исследовали и сделали заключение, что он у него, как у 18-летнего юноши. Считается, что если всё время новое узнавать, то маразма не будет. Будем читать что-то божественное, совмещать с сегодняшним днём, заучивать стихи, вспоминать что-то, и этот маразм старческий и близко к нам не подойдёт.
Сир. 33:4 - «Разговор веди ты, старший, — ибо это прилично тебе, с основательным знанием». А у нас, бывает, даже некоторые так говорят: «Почему ты говоришь, почему ты лидер?» – «Выступай ты, но это неприлично тебе, ты молод ещё, мало знаешь. Ты Златоуста ни разу не прочитал, а я на 6 раз все 12 томов. Ты «Жития святых» ни разу не прочитал, а я на 12 раз прочёл все 12 томов. Да и возраст твой мал».
Итак, если Господь даёт нам разум, будем помнить, что мы должны прилично себя вести и перед внешними, чтобы не иметь никакого упрёка. Если человека избирают на какую-то должность церковную, то учитывается всё: как он занимается Словом Божьим, как у него на работе, в семье и что скажут о нём соседи. Иные ответят: «Да мало ли что про меня неверующие могут сказать!» Но всё-таки! Если ты где-то был и после тебя пришли, и их радушно принимают: «Вы от того человека? О, как мы рады Вашему приходу!» Или наоборот: «А, этот из той компании - гоните его!». Ведите себя прилично и наследие наше будет приятно для нас. Богу нашему Слава во веки. Аминь.

Вас не смущает, что в числе рекордов
Вы не прописаны ни разу, ни на час?
Ваш труд не наречётся высшим сортом,
Ни запахом, ни светом не радует и вас.
Не может быть, что никогда не знали,
Не слышали об олимпийских играх;
В честь победителя страна поднимет знамя -
На лишний сантиметр сумел боец подпрыгнуть.
Мне видятся иные полигоны,
Ристалища духовные и поприще подстать:
Кто по любви к другим от пули стал заслоном,
Сумел четырнадцать посланий написать.
Рекорды ставили во славу Иеговы,
Врага и мысль его кромсали до упора;
Стезя таких бойцов отменна и сурова,
Они вкусили истину и никогда не спорят.
Рекорды мудрости, трудов и слёзных бдений
У ревностных подвижников святого благовестья.
Жизнь на алтарь сложили, а не только деньги,
Победный стяг воздвигли над леностью и лестью.
Кто более в опасностях и в тюрьмах,
Чья сеть заброшена в моря и океаны?
Кто крепости сектантские брал штурмом,
Освобождая пленных, пел Осанну.
На меньше рассчитывать не стоит, -
Ленивый раб потерпит злой урон;
Нет ничего опаснее покоя -
Креститься без толку, когда ударит гром.
Учитесь гнев, обиды загасить,
Из подозрительности выдраться, отпрянуть;
Что пользы чётками и бородой трясти,
За корешок держаться, вожделея пряник.
Любовь к Иисусу и к Его Писанью,
Рекордные часы за Библией, в молитве.
На богослуженье бодрствовать, а не клевать носами,
Тогда наш подвиг высечен на камне, не на липе. 11.1.05. ИгЛа

Список всех проповедей

256

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: