размер шрифта

Поиск по сайту




Благовестие о Христе воскресшем - на первом месте

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 10

Указатель: Рим.1:10-16

Сегодняшнее Апостольское чтение – послание Апостола Павла к римлянам 2:10-16. Римская церковь была господствующая церковь в языческом мире. Рим был центром земли в то время, почему и поговорка вышла: «Все дороги ведут в Рим». Это была самая прочная, железная власть, которая когда-либо была на земле и самая продолжительная. Измерение этой власти шло на сотни лет и приблизилось к тысяче.

В Риме находился всякий народ и Апостолы устремились туда. Проповедь пала на благодатную почву, возникла римская церковь, к этой церкви и пишет Апостол Павел послание. Но как только высевается доброе семя, дьявол сразу же сеет плевелы. Так всегда.

В римской церкви впервые возник спор: кто же главнее? Если нас мысленно перенести в ту церковь, то мы уже через несколько часов нахождения в ней, поняли бы, что обстановка накалена до предела. В первую очередь, иудеи никак не хотели уступать своё первенство.

1600 лет прошло со времени Давида, 1600 лет, а не дней. Иудеи знали, что они единственная нация в мире, избранная Богом, (А наречий, языков — 2896). Поэтому на все народы они смотрели как на отверженных. Особенно хорошо об этом говорится в послании пророка Иеремии. Эти люди без ума, которые кланяются идолам – пророк раскрывает суть идолопоклонства, как безумие, когда люди кланяются дереву, железу, серебру, камню и надеются на помощь идолов, взывают к бездушному, боятся обидеть этих богов. А они, говорит, эти боги ничего не могут. На них садятся ласточки, лазают по ним кошки, жрецы крадут посвященное идолам и тратят на своих блудниц, то есть творят самое скверное. Всё, что только можно встретить гнусного в мире, всё вокруг этих идолов. И вот в таком обществе, в котором поклонялись идолам, впервые прозвучала проповедь. Это нам кажется: Бог, Христос и мы знаем Бога.

Когда же мы читаем Жития святых, то встречаем такие случаи: вот входит юноша-христианин в языческий город и спрашивает: «Здесь какому богу поклоняются?» Речь шла в буквальном смысле: Марсу, Юпитеру, Венере. А там кланяются солнцу; и навстречу идёт такой же молодой студент, юноша и говорит: «Богу? А разве есть другой Бог, кроме солнца и луны?» Мы же верим, что никакого Бога, кроме нашего Иеговы, вообще не существует. Иные шли дальше. Потерпев поражение на войне, они думали, размышляли: В чем же допущена ошибка в нашей стратегии? Конечно, исход битвы зависит от высших сил. Когда мы пошли на фронт, то принесли жертву всем известным богам, а поражение постигло нас; значит, какой-то ещё Бог есть, которому бабушка или дедушка поклонялись, но они нам забыли сказать, поэтому сделаем ещё один памятник неведомому богу. Не знаем его имени, но ему всё-таки будем приносить жертву, чтобы в следующий раз нас не побили во время драки.

Когда Апостол Павел пришёл в Рим, то в римском пантеоне находилось 500 божеств, в их отделе регистрации. Со всего мира собранные божества были и вдруг – проповедует Павел о Человеке, о плотнике, Который приходил на землю. Он есть одновременно и Бог, и Сын Божий, и Его распяли. Язычники смеялись, это была презренная вера, вера рабов, изгоев. Как можно верить в Того, Который Сам Себя защитить не мог? Кто Он был?

Асклипий-бог, а был врач, врачевал многих людей. После смерти боги сделали его тоже богом и люди верили, поклонялись ему. Вот откуда змея над чашей, это всё оттуда идёт. Но те, над кем смеялись люди, смело возвещали, что Бог воплотился, Бог сошёл на землю, Бог возлюбил людей, Он отдал за них Сына Своего Единородного. Люди знали Бога как Страшного, Карающего, и даже евреи знали Его таким же – и вдруг узнают, что Бог есть Любовь, и так необычно это впервые прозвучало, что все на земле нации являются Его детьми. Евреи с этим никак не могли согласиться. Мысль им казалась кощунственной, просто богохульной, как и ныне для многих. Все нации Богу угодны? И те, которые кланяются идолам? Но тот, кто кланяется идолам, ясно, что он ниже идола, раз он идола считает выше себя. Язычники – это безмолвные скоты с человеческими лицами; но обратившись ко Христу, люди внутри себя получили евангельский свет. Этот свет, засиявший в них Духом Святым, стал свидетельствовать, что они дети Божьи; и сразу между евреями, которые веровали во Христа, и язычниками, вчерашними идолопоклонниками, возник спор: «Кто в церкви будет главный? Нам архиерея избирать, кого, еврея или римлянина?» Евреи доказывают: «Вы скажите: Бог кто был?» «Как кто?» И каждый думает, что Он его нации. Китайцы рисуют Христа с узкими глазами, точно такого же, желтокожего, как воображает он.

Даже сейчас встретится вам человек, который ходит в церковь всё время, и ему доказывают, что Христос воплотился от Богородицы. – «Она что, еврейка?» – «Еврейка». – «Никогда так не думал, потому что евреи такие злые люди, которые все подобрали, все важные места заняли, пенсию не выдают. Так что, и Христос еврей?» – «Еврей». – «Так я кому тогда верю?» Она пошла к батюшке и спрашивает: «Батюшка, правда, что Богородица еврейка была?» – «Так, мать». – «Так куда ты завел меня, я думала, что я верю русскому Богу, так и говорят: «Русскому Богу». И вдруг Он – еврей, и все Апостолы евреи». Надо всё-таки свои мысли отстранить. Этот спор продолжался не один или два дня, а непрерывно кипела борьба – кто же будет главный?

Язычники доказывают: «Вы христопродавцы, жиды, вы Христа распяли? Вы отступились от Него, вы Его не узнали, вы Его сейчас гоните, вы препятствуете распространению проповеди – сидите на задней скамейке, чтоб никто вас не слышал». А те говорят: «А вы откуда узнали бы про обетования о Христе, если бы мы не говорили о законе Моисея, если бы Богородица Его не родила? Вот мы-то и есть главные – наш Христос! У тебя нация какая? У меня такая же, как у моего Господа Иисуса Христа, я Яковлев, Бог Иаковлев». Они между собой спорили постоянно, такое было в римской господствующей церкви. Как сейчас: «Я раньше приехал в Потеряевку, покос мне принадлежит, а тот на два года позже». То, что два дня в церкви отсутствовал, это ничего не значит. То есть в малом масштабе, в малой капельке воды это продолжается сегодня здесь. Кто главнее, кому больше предпочтение, кому лучшее что-то отдать? Когда человек верит во Христа, то этот вопрос вообще не возникает. Ты пришёл раньше на 1600 лет, поэтому послужи всем. Хочешь быть главным – сделайся рабом. Ты приехал раньше сюда, ты каждый телеграфный столб, каждый изолятор сохрани здесь тем, кто приедет после тебя. Твоя задача принять новых людей, которые будут поселяться здесь. Ты для них самый лучший кусок приготовь, законсервируй его, держи. «А мне не надо это! Кому надо, они когда сюда приедут, о себе позаботятся». Вот это жидовство в нас сидит, а не только в Иерусалиме.

И Апостол Павел пишет о том с 10 стиха:

Рим.2:10 – «Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину

Люди стремятся к славе. Слава заключается не только в том, чтобы памятник поставить, но и когда хорошо о тебе скажут. Но есть слава высшая, слава небесная. Тогда Бог прославит каждого человека перед всем миром, когда все воскреснут. И поэтому слава творящему добро. А он коммунист? Мимо не пройдёт, и ты получишь за это какое-то облегчение. А он мусульманин? Не тебе судить, ибо и он сделал добро, он позволил пленнику бежать, и тот возвратился домой. Он не пошёл убивать русских, взрывать больницы, школы. Убивать детей, стариков, женщин, мирных жителей. Слава и честь всякому, делающему добро.

Так научиться и знать, что такое добро. Где левая рука, где правая. В Ниневии, в столице, которая была ещё до римского владычества, было 120 тысяч человек. Тогда людей было в десятки раз меньше. И о них говорит Господь Ионе:

Ион.4:11 – «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота

Поэтому учите всех, учите детей, что такое правое и левое. Ребёнок не хочет вставать, а ты разберись, что правильнее: вставать или не вставать ему рано? Здесь смотрю, опять: 11 часов вечера, уже темнеется, дети на велосипедах еще катаются. Ясно, что дети ваши ложатся спать без молитвы, я уже это не один раз говорил. Поставьте предел: за 9 часов чтобы ни один не выходил. Ложитесь раньше, как в нашем детском лагере, перейдите на наш режим: дети у нас собранные с разных городов. Включили этот устав – и все до одного в головных уборах, все в поясках, учатся кланяться, во время ложатся – в пять они встают. Деревенский же ни один так рано не встает. Кого вы из них готовите? Вы им расскажите: «Кто рано встаёт, тому Сам Бог даёт». Что дает? Настрой, бодрость, молитву. Неделю у нас дети побудут в лагере и от ваших уже отличаются. Идут сегодня ваши, вот как шпанята все, головной убор не можем заставить одеть. Полезно ли с открытой головой ходить под палящими лучами солнца, в дождь? Не полезно. Солнечный удар существует? Да, существует. Почему ребёнка к этому не приучил? Я говорю в пустоту, но эти слова не пройдут даром, рано или поздно это ударит по вас. Я учил, вы не слушали. Научите детей отличать левое от правого. Правое – это добро, честь и слава, слава перед всем миром.

Итак, в первую очередь иудею, почему? Потому что им Бог вверил закон на 1600 лет раньше пришествия Христа; Бог не разговаривал тогда с язычниками. А те, которые к евреям придут, примут обрезание еврейское, да и наша вера идёт оттуда. В России возник лозунг: «Бей жидов, спасай Россию». А нужно было бы сказать так: «Люби еврея. Он не понимает, он не знает, он гонит православных, ибо написано: еретика обращайте кротостью, чтобы они видели, что наша вера лучше, чтобы он, смотря на нас, поверил, что действительно есть выше то, чему он учит. Это надо достигать». Честь и слава.

«Ибо нет лицеприятия у Бога», что ты христианин, или ты мужчина. Сегодня, кажется, у тебя всё нормально, но у Бога не будет лицеприятия. Не надо хвалиться, что у тебя отец патриарх или был старостой церковным.

«Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут». Можно понимать так: пока закон не был дан Моисеем евреям, то по установлениям закона никто тогда и не мог судить другого за нарушения заповедей. Закон дан, по закону и начинают тогда судить. К нам приходят люди, которые заявление не подали, чтобы войти в число оглашенных, но мы им разрешили приходить в храм. Они приходят и молятся, но мы их предупредили, что если ты не будешь ходить, когда сходил 2-3 раза для ознакомления, а потом опять приходишь, то мы уже спросим: почему тебя не было? Я спрашиваю: «Ты в это время куда-то ходил?» – «Да, я ходил в другие храмы». – Хорошо, но если ты не ходил месяц, то снова у нас испроси разрешения посещать наши собрания, богослужения. Но если ты вообще никуда не ходил, то у нас сказано: «Мы отказываем таким людям».

Недавно стал один посещать наш храм, а потом не приходит, и сразу мне вопрос: «Видите, он приходил и не ходит, поэтому запретите ему к нам ходить, потому что он не наш». У нас в законе не оговорено это, и я обращаюсь к своим юристам: «Что мы должны делать? Правила наши молчат и мы должны спросить: «Ходил ли он в это время в церковь где-то или нет?» Нигде нельзя нам перелазить через черту закона человеческого, и тем более божественного.

Те, которые не имели закона, вне закона погибнут. Почему? Апостол Павел пробуждает всеобщий закон, который был до проповеди, закон, который выше Евангелия. Когда говоришь такие слова, то даже трепетно думать: как может что-то быть выше Евангелия? Выше Евангелия – совесть.

«Евангелие написано к стыду нашему, – Иоанн Златоуст говорит, – его не надо было писать, потому что внутри этот закон, который держим в руках. А когда мы отступили от всего этого, тогда уже закон Господь дал».

Это во всем. Написано: «Не хлопайте дверью». Не надо эту надпись, если ты умный человек, зачем он будет хлопать дверью? «Закрывайте за собой дверь». Такие надписи: «Не переезжай, оглянись, когда едешь через переезд». Это в природе человека заложено, природой той, не поврежденной ещё в раю.

И Апостол Павел касается того последнего, что человек мог ещё помнить, через что и удерживался. Люди через совесть находили Бога. Совершенно ничего не знали, а совесть подсказывала им. Пробудите совесть, как вы разговариваете? Почему на вечернем богослужении тебя вчера не было? Обратись к своей совести, не жди, когда я приду, спрошу. А ты меня спроси. А почему ты не был? И совесть должна подсказать. Почему ты на каждое слово десять слов в ответ стараешься сказать? Когда сказали неправду, ты заволновался. Правду сказали, ещё больше заволновался. Почему? Всё в совести. Почему ты пьёшь алкогольное, против разума поступаешь? Почему разум убиваешь? Обратись к совести. Значит, разум судит. Ещё начинают оправдываться: «Я пью, а другой-то сребролюбец, а там, через запятую стоит:

1Кор.6:10 – «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют».

Да тебе от этого разве легче? Иоанн Златоуст говорит: «Тебе разве легче, если ты в ад пойдёшь вместе с ними?» Это сегодня ещё такие пустые слова говоришь. Конечно, когда от Бога постигает наказание всех вместе, легче переносится до того момента, пока горе переносимое. Но если всех начинают мучить, то разницы никакой нет; когда всех на огонь, 1000 человек или пять, но горит твоё тело. Поэтому, обратившись к совести, скажи: «Я перед Богом буду отвечать. За мои поступки я получу бесчестие на Суде Страшном». В первую очередь, поступающий неправильно еврей получит, потому что у него был закон.
А язычник? У язычника совесть. Когда закона не было, как некоторые живут на островах и Евангелие им не проповедовалось, но Господь всё время давил им на совесть: или помогать ближнему, или убить противника и съесть его печень, чтобы храбрость противника перешла на тебя, как говорят людоеды. Всё в тебе, «потому что не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут».

Значит, закон нужно знать, каждый день читать слово Божие и сравнивать: так у меня или не так. Прочитал, остановился – а не так, что «я сегодня прочитал две главы»; ты прочитай строчку и подумай: а знаю ли я закон Божий? Люблю ли я этот закон, применяю ли этот закон на практике, ближний для меня такой же брат, хотя он мне как будто бы и не брат родной по плоти? Но мы по духу более родственники.

«Но исполнители закона оправданы будут, ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами в себе закон». Иногда пишут люди законы новые, и я читаю их, когда в газетах публикуют, как новое постановление, указ. Я ещё ни одного закона не нашёл, на который моя душа не подсказывала бы, что так оно и должно быть. Новые законы, а я вижу, что это новое беззаконие, совершенно беззаконные законы издают. Беззаконники в депутаты идут, а потом бандитские мафиозные законы принимают и по закону уже людей грабят. По закону: двое живут в разных квартирах, обменялись, и у каждого телефон был, так и перепиши его номер на меня и всё, ни одного провода нового к ним не проводили. Нет, на каждого накладывается по пять тысяч, потому что ты переехал. Присосались клещи-кровопийцы везде. Но по совести ли это? Только квартирами поменялись, поменять только номер моего телефона, не аппарат; а что делают в БТИ.

Здесь у нас речь идёт о законе, который дал Господь, не человеческий. Человеческий закон можно просматривать только через свет божественного закона. Законный или беззаконный закон? Сейчас правители стали издавать грабительские, страшные законы, добивающего бедного. Это законы Амалика, который добивал, когда Израиль шёл, а некоторые с детишками отставали, они из-за кустов подкарауливали и убивали всех.

Втор.25:18 – «Как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога».

Если беременная женщина, то пополам разрубали её, чтобы их число и здравие уменьшалось.

Рим.2:15 – «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую».

Надо научиться признаваться в неправдах. Поступил неправильно и пошёл; нет, ты вернись и скажи: «Я отошёл, а совесть меня судит». Мы же часто душим свою совесть, и совесть перестает работать, и тогда смерть воцаряется в душе. Человек бессовестный никогда верующим не будет. Он может ходить в церковь, может исповедоваться, причащаться, но это совершенно негодная соль, выброшенная на попрание людям; он бессовестный – выше этого ругательства ничего нет. Все остальные ругательства ниже идут. Бессовестный, значит глухой, голос Божий не слышит, значит, он сбился с правильного направления. Бессовестный, значит, он не видит, он не понимает и идёт вопреки голоса Божия, и потому это противник Божий.

Иак.4:6 – «Но тем большую даёт благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Поэтому друг друга бессовестным старайтесь не называть. Когда же явно уже, когда против совести идёт, тогда можно сказать. А не так, чтобы в каждом слове так говорить.

Рим.2:16 – «В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа».

Голос Божий везде, но он как бы через Иисуса Христа, то есть Иисус Христос будет, как бы по-нашему рассуждению, говорить: «Господи, Отец Небесный, Я за него умер, Я кровь Свою пролил, Я его искупил, а он Меня не принял». Мы все до единого должны ответить, почему жертва Христа была не принята; а если принята – то почему мы не оценили, что в момент, когда ты уверовал, принял крещение, то с того времени ты уже не имеешь права на прежнее поведение. – «У меня характер такой, попробуй мне скажи, я такой!». Значит, ты мёртвый, как и был?

Еф.5:14 – «Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»».

Значит, ты мёртвый, тот, который и был. Всё твое новое, ты обратился ко Христу, теперь всё новое. На старый характер не ссылайся, перетерпи, помолись и тогда ничего не скажешь. В молитве за врагов, а такого закона нет в природе, это закон, который превышает закон природы. Творите добро творящим вам злое. Враг голоден – накорми его. Этот закон уже идёт выше закона, который заложен в природе, по которому не сама ли природа учит. Это мы узнаем из Слова Божия. Человек нуждается – оторви от себя и дай ему. Этот закон теперь Дух Святой нам даёт, поэтому Павел говорит: Бог будет судить по-моему благовествованию, то есть по проповеди. Когда в храмах исчезла проповедь, исчезло понятие о Суде Божьем, понятие о справедливости. Проповедь, благовествование стоит на первом месте. Но благая весть на земле бывает, когда сын нашёлся потерянный, избавился от какой-то болезни, а благовествование Христово — это спасение о Христе, что Он умер за наши грехи. Бог будет судить за каждое дело каждого человека так, как я вам проповедовал, по моему благовествованию.

Рим.2:16 – «В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа».

Он имел право так сказать. Сегодня священники редко кто может сказать, что они не упустили чего-то, о чём не говорили. Если ты не будешь о чём-то говорить, пастырь, а овечка куда-то забредёт, ты за это должен ответить. Читаю Деяния 20 главу. Но если ты знал, что этого делать нельзя, а ты это делал, когда тебе говорили, ответственность лежит на тебе, будет судить по благовествованию, которое шло от Апостола Павла, Бог. Всё это земное в одно мгновение улетучится, и мы уже на той стороне. Жить надо интересно в заповедях Божьих, всё время познавать лучшее, переходить из одной веры в другую, от благодетели к высшей благодетели. Итак, стремлюсь к почести вышнего звания, не нижнего, а высшего, во Христе Иисусе Господе нашем. Ему слава во веки. Аминь.

Хорошо ли то, что строим храмы,
И не только мы, но так повсюду;
Чуть, едва залечат только раны,
Воздвигают красоту, как чудо. 3Цар.8:13

Может, по иному и нельзя,
Что-то нас должно объединять.
С жертвой приходить, ведь ты же не сквозняк -
Совесть будет меньше донимать.

И пророки упрекали живших, Агг.1:4
Что не строят храма Иегове; 1Ездр.2:68
Сам же Бог считает это лишним, Ис.66:1
Если руки наши будут полны крови. Ис.1:18

Храмом называют наше тело; 1Кор.6:19
Колокол у каждого – язык; Ос.8:1
Проповедывать младенцы чтоб умели; Лук.19:40
А глаза - каналы для слезы. Плач.1:16

Сердце, возрождённое от Духа - 1Пет.2:2
Наш алтарь - престол сознанья чистый.
Где светильник веры не потухнет,
Фимиам молитвы воскурится.

Жертвы благодарности возносят
Души, возрожденные с любовью.
Обращённых полные колосья
С Аллилуией, отнюдь не со злословьем.

Храм не должен быть в уродстве растолстевшим,
От свечей нечистых закопчённым;
Купол посеребрен сединами, плешью,
Только от грехов не был бы чёрным.

Здесь первосвященник есть душа,
Руки простирает к Саваофу.
Шепот исключить, не сметь ему мешать,
И не спать, как будто принял морфий.

Храм, храмина, хижина, жилище
Превратится в прах, затем воскреснет снова.
Дел кирпичики, цемент любви поищем,
В основание - Евангельское слово.

31.08.2004. ИгЛа (Игнатий Лапкин)

Список всех проповедей

224

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: