Решимость – четвёртое качество лидера
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 1Указатель — Быт.43:3
01.01.2023. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Быт.43:3 – «И сказал ему Иуда, говоря: тот человек решительно объявил нам, сказав: не являйтесь ко мне на лицо, если брата вашего не будет с вами». То есть решительные слова, на это обратим внимание. Речь идёт об Иосифе, которого очень давно братья продали в Египетский плен по зависти. Иосиф ещё в детстве им предсказал, что все они, старшие братья, поклонятся ему, своему младшему брату. За это пророчество они невзлюбили его. А теперь это пророчество исполнилось. Наступило голодное время, и Иаков отправил сыновей за хлебом в Египет. «Иосиф узнал братьев своих, но они не узнали его» (Быт.42:8) в великом вельможе, которого Господь поставил «над всею землёю Египетскою» (Быт.41:43). Он вырос и возмужал, и свободно говорит на египетском языке. Но сразу не открылся им. «…Взяв из них Симеона» (Быт.42:24), он поставил условие, чтобы братья вернулись за Симеоном, но привезли с собой младшего своего брата Вениамина, которого в тайне хотел увидеть Иосиф. Когда они возвратились назад, то отец не хотел отпускать Вениамина. «И сказал им Иаков, отец их: вы лишили меня детей: Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите…!» – Быт.42:36. Потом Иосиф откроется им, и они отца привезут в Египет. Но пока ещё они не догадываются, что это их родной брат. Решительность «Цафнаф-панеаха»(имя, которым «нарёк фараон Иосифа «) понуждает братьев к покаянию за нераскаянный грех по отношению к младшему брату Иосифу: «точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие» – Быт.42:21. Эта же решительность Иосифа побуждает Иуду сказать «Израилю, отцу своему: отпусти отрока (Вениамина) со мною, и мы встанем и пойдём, …я отвечаю за него, … если я не приведу его к тебе и не поставлю его пред лицем твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни» – Быт. 43:8-9. Есть священные истории, которые просто необходимо высветить. Я слово «решительность» беру во внимание. Это четвёртое качество лидера, четвёртое качество проповедника, это четвёртое качество священника! Послушаем, какая была страшная история, показывающая людей, надеющихся на будущее, у которых не хватает решительности. Решительность зависит не от массового понимания, а, как правило, от одного человека. Мы берём Библейскую историю. Иер.42:7-10 – «По прошествии десяти дней было слово Господне к Иеремии. Он позвал к себе Иоанана, сына Карея, и всех бывших с ним военных начальников и весь народ, от малого и до большого, и сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев, к Которому вы посылали меня, чтобы повергнуть пред Ним моление ваше: если останетесь на земле сей, то Я устрою вас и не разорю, насажду вас и не искореню, ибо Я сожалею о том бедствии, какое сделал вам». Израиль потерпел полное поражение. В 605 году до н. э. вавилонские войска разбили египтян в битве при Каркемише, и Иудея стала данником Вавилона. Цари Иудеи пытались освободиться из-под власти Вавилона, ища поддержку у Египта. Почти весь Израиль был выселен, остались отдельные люди по разрешению вавилонского начальства, и среди них пророк Иеремия. Оставшиеся иудеи, из боязни пред халдеями, решили все уйти в Египет, где надеялись остаться в безопасности. Начальники еврейские, перед отправлением в Египет, решают узнать волю Божию и обращаются к пророку Иеремии с просьбой помолиться за них Богу, чтобы Господь сказал им, что делать. При этом они обещают непременно поступить так, как им будет указано Богом. Спустя десять дней, Иеремия сообщает соплеменникам своим полученное им от Бога откровение. Евреи не должны идти в Египет. Пусть они мирно и спокойно живут в Палестине. Халдеи их не тронут. Если же всё-таки евреи уйдут, то в Египте они погибнут от меча, голода и моровой язвы. Он говорит: «Вот вы собираетесь идти куда? В Египет!». Это называется про-египетская политика. Иеремия, пожалуй, живее, чем его современники, реагировал на сложную внешнеполитическую опасность. Египет – это была серьёзная держава, а Ассирия только набирала силу. Иудейские политики недооценили силу Вавилона и искали союза сначала с Египтом, а потом с Ассирией. Иудейские начальники говорят: «Вавилоняне не победят, мы договорились с фараоном, подписали договор. Египет придёт к нам на помощь!». Иеремия возражает им: «Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрётся на неё, войдёт тому в руку и проколет её! Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него!» –Ис.36:6. По наущению Египта, они выступили против вавилонского царя Навуходоносора II и отказались платить ему дань. Всё это привело к карательным походам вавилонского царя против Иудеи, ранее предсказанным пророком, а затем, и к полному уничтожению иудейского государства. Вот, они спрашивали пророка: «А что делать?». Он им сказал: «Открыть ворота, не сопротивляться, принять все условия, которые предложат победители!» – «Так они нас в плен возьмут!» –«В плен идите, они вас убивать не будут. Сыновья царские будут при нём. Будете выдавать дочерей замуж, женить сыновей, садить сады. Придёт срок, Господь скажет, вернётесь!». И вот, те патриоты, которые были, уже потерпели полное поражение, их оставили. Здесь они, на этой земле Палестинской, остались как бы одни. И посылают Иеремию, зная, что через него Бог говорит: «Иди, вопроси!». Он говорит: «Я пойду, попрошу Бога, вы послали меня, но вы настолько упорны, делаете всё по-своему». Вот беда-то какая! Я говорю к тому, что мы здесь приходим, слушаем Слово Божие, а потом выходим, и как будто ничего не было, опять то же самое. Ты один раз услышал, что надо решительно принять меры! Какое-то нерасположение, что-то, к чему-то. Под разными причинами не прийти в воскресный день, пустой храм. Будет время, когда искать будете: «И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его. В тот день истаявать будут от жажды красивые девы и юноши…» – Ам.8:12-13. То есть они будут искать, не как жизнь свою устроить, замуж выйти, а где есть живая проповедь, где святая Библия есть, где можно склониться перед Богом. Нигде не будет, все храмы будут закрыты! Святая Библия будет конфискована, это уже рядом, где-то, с нами. Что нужно сделать? Послушаться, пророческое слово говорит: «будьте решительны!». Читаем дальше…Иер.42:11-22 – «Не бойтесь царя Вавилонского, которого вы боитесь; не бойтесь его, говорит Господь, ибо Я с вами, чтобы спасать вас и избавлять вас от руки его. И явлю к вам милость, и он умилостивится к вам и возвратит вас в землю вашу. Если же вы скажете: «не хотим жить в этой земле», и не послушаетесь гласа Господа Бога вашего, говоря: «нет, мы пойдём в землю Египетскую, где войны не увидим и трубного голоса не услышим, и голодать не будем, и там будем жить»; то выслушайте ныне слово Господне, вы, остаток Иуды: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: если вы решительно обратите лица ваши, чтобы идти в Египет, и пойдёте, чтобы жить там, то меч, которого вы боитесь, настигнет вас там, в земле Египетской, и голод, которого вы страшитесь, будет всегда следовать за вами там, в Египте, и там умрёте. И все, которые обратят лице свое, чтобы идти в Египет и там жить, умрут от меча, голода и моровой язвы, и ни один из них не останется и не избежит того бедствия, которое Я наведу на них. Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: как излился гнев Мой и ярость Моя на жителей Иерусалима, так изольётся ярость Моя на вас, когда войдёте в Египет, и вы будете проклятием и ужасом, и поруганием и поношением, и не увидите более места сего. К вам, остаток Иуды, изрёк Господь: «не ходите в Египет»; твёрдо знайте, что я ныне предостерегал вас, ибо вы погрешили против себя самих: вы послали меня к Господу Богу нашему сказав: «помолись о нас Господу Богу нашему и всё, что скажет Господь Бог наш, объяви нам, и мы сделаем». Я объявил вам ныне; но вы не послушали гласа Господа Бога нашего и всего того, с чем Он послал меня к вам. Итак знайте, что вы умрёте от меча, голода и моровой язвы в том месте, куда хотите идти, чтобы жить там». Как это к нам относится? Я ещё раз говорю, у лидера должно быть шесть качеств. Первое – воображение, 2-е – знание, 3-е – умение. Об этих качествах говорил уже проповеди. Сегодня 4-е – решимость! Далее остаётся 5-е – беспощадность, и 6-е – привлекательность. Два слова – это ещё на две следующие проповеди. Сегодня проповедь на тему «решительность». Как мы относимся ко всему? Давно ли вы были в храмах где-то в Барнауле или где-нибудь в монастыре? Зайдите сегодня в любой монастырь, в храм, люди совершенно ничего не знают. И посмотрите, как многочисленны все сектантские «дома моления». Там собираются ни два, ни три, а уже 600 миллионов. А православных даже 250 млн. по всему миру нет! Почему? Люди ничего не знают. И православные – это сегодня благодатная среда для работы еретиков-сектантов. Они приходят в храмы МП и спрашивают: «Ты хочешь знать?» –«Хочу знать!» –«У нас занятия идут по святой Библии, приходи!». А у православных нет ни занятий, ничего нет. Нужно решительно восстать! Нашу общину сегодня буквально арканом затягивают в Московскую патриархию, любыми путями: «Примите патриархию, переходите под юрисдикцию РПЦ МП!». Не надо! Мы там не были, не регистрировались! РПЦ МП сразу с нашей общиной покончат в один день. Вы не знаете ничего о том, какие угрозы я каждый день получаю! А зачем им нужно это? Не им это нужно! Тому, кто ими руководит... К нам никаких претензий от власти нет. Мы всё имеем– регистрацию, документы в порядке. Нас лишили звания. Убрали слово «Зарубежная». Это не так важно. Наша Барнаульская община – Религиозная организация. Мы верим, что люди должны обращаться к Богу через Слово. Притом, слово «решительный» мы можем поставить везде, где всё делают по Слову Божию. Господь сказал: «… если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» – Ин 3:3. Вы когда- то слышали это в храме? Главное в храмах Московской патриархии– покупать свечи, привезли мощи, поклониться чудотворным иконам. То есть всё на материальном уровне – это надо видеть или трогать. В нашей общине, здесь всё по-другому! Если не родился свыше? Получается, душа даже по мытарствам не идёт. По мытарствам она доходит и ниспровергается. Не родился свыше – ничего не будет! А крещение? Крещения-то в Московской патриархии нет! Такое положение сложилось не в двух, ни в трёх храмах, а повсеместно, почти везде. На всеобщее обозрение сегодня, открыто, проводится обливание вместо крещения в полное погружение. Сам патриарх Московский «крестит» обливанием! Это размещают на официальном сайте патриархии. Отец держит на руках своего ребёнка. Мальчик уже большой, видимо, 3 годика. А патриарх совершает таинство. Рядом стоят епископы и митрополит Хабаровский. В купели воды совсем мало. Погрузить ребёнка будет невозможно. Ребёнок полностью одет, на нём плотный джемпер. И патриарх ладошкой на голову младенца поливает водой, нельзя даже назвать это крещением! Это полное отречение от того, что Господь заповедовал. Слово «крещение» переводится только «погружение» («баптизма», греческое βάπτισµα — «погружение в воду»). Начинают дискутировать: «нет, песком крестили!» – оправдываются. Я показываю, откуда берутся «бабьи басни» (1Тим. 4:7). В «Духовном луге» (изд. Тpoице-Серг. Лавры, 1915 года, стр. 176), описан случай, на который так любят ссылаться мочители лбов. Что, дескать, достаточно и одной капли воды, и даже песком можно присыпать, и будет это всё равно подлинным крещением. А вот как выглядит в действительности этот случай с присып-кой «песком». Идя по пустыне, монахи обратили к вере молодого еврея, который потом тяжело заболел. Бра-тия «крестили» его песком, а когда пришли к свт. Дионисию, епископ велел крестить «крещёного» песком еврея в воде, ни во что признав «крещение» песком! Не сказано, что «от песка и Духа», а сказано: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Сегодня буквально нигде не крестят! Чуть-чуть, где-то что-то... мочат. И если мочёный был, то это как будто печать анти́христина на человеке. Ни под каким видом духовенство Московской патриархии исправить нарушение не соглашаются. Выясняется, что сами мочёные. У нас в Барнауле ситуация стала улучшаться. Нашёлся священник, который мочёных, этих обманутых, крестит, как положено. И поэтому ты должен решительно восстать и сказать – крещения нет! Мы уже много лет говорим. Что-то поменялось, начали строить купели. А как решительно? Решительно – бесповоротно! Сразу! В книге Есфирь нам предлагается такой пример решительности царя Ахеменидской державы Артаксе́ркса II. Когда царь устроил роскошный пир для своих приближённых и знати, жена царя, Астинь, также устроила отдельный пир для женщин. (Царица обычно могла обедать вместе с царём, но на общественных пиршествах она не могла присутствовать по персидским понятиям о женской чести). «В третий год своего царствования (ок. 482 года до Р. Х.) он сделал пир для всех князей своих и для служащих при нём, для главных начальников войска Персидского и Мидийского и для правителей областей своих» – Есф.1:3. Действие происходит «в Сузах, городе престольном», царь устроил пир для 127 областей, от Индии до Эфиопии, над которыми царствовал Артаксеркс, «…показывая великое богатство царства своего и отличный блеск величия своего в течение многих дней» – Есф.1:4. Продолжительность пира, без всякого преувеличения, указывается в 180 дней. Это был, точнее, целый ряд пиров, открывавшихся для новых и новых гостей царя, притекавших по его зову из самых отдалённых областей огромного царства. На седьмой день пира, когда «развеселилось сердце царя от вина», он приказал своим евнухам, «чтобы они привели царицу Астинь пред лице царя в венце царском для того, чтобы показать народам и князьям красоту её; потому что она была очень красива. Но царица Астинь не захотела прийти по приказанию царя, объявленному чрез евнухов. И разгневался царь сильно, и ярость его загорелась в нём» – Есф.1:11-13. Казалось, тем более, отказ царицы Астинь делает симпатичным царицу, так как это было в самый разгар пира и чувственности царя и его гостей, что не совсем прилично. Число приближённых царю, привилегированных лиц было очень ограничено (Есф.1:10); к нему не принадлежала даже ближайшая подруга царя – царица. Есф.1:15 – «…как поступить по закону с царицею Астинь за то, что она не сделала по слову царя Артаксеркса…?» Царедворцы высказывают опасение, что «княгини Персидские и Мидийские» и все жёны персидские вообще «будут пренебрегать мужьями своими», и царь издаёт указ: «чтобы всякий муж был господином в доме своем» и наречие его народа», т.е. обычаи мужа были господствующими в дому. И «о том, что Астинь не будет входить пред лице царя Артаксеркса, а царское достоинство её царь передаст другой, которая лучше её». И нашептали царедворцы: «больше ты с царицей не будешь, вытащить её отсюда!», а ему поищем самую хорошую, конкурс красоты устроим по всей империи. Астинь, сколько она пролила после этого слёз! Вернуть всё она уже не могла, теперь она никто. Когда царь выбирал себе новую жену, вместо отвергнутой им гордой царицы Астинь, выбор его пал на Есфирь. Своей решительностью Есфирь однажды уже спасла жизнь ему, персидскому царю Артаксерксу. И вот, он выбирает её. Есфирь была не только красива. Она была тихая, скромная, но энергичная и горячо преданная своему народу и своей религии женщина. А главное, очень решительная! Своей решительностью, будучи царицей, она однажды спасёт весь свой народ еврейский от гибели. Вот эта решительность, следование за Богом, требуется от нас сегодня, определённо. Если мы придём, и в руках нет ничего. Возьмём сегодня, 1 января 2023 года, знают ли, что это за праздник? Нет такого праздника! Откуда он пришёл? Месяц январь – посвящен Янусу, а это «бог» с двумя лицами. Деревья губят, речь идёт о миллионах елей, которые по всему миру рубят к Новому году, а через пять дней выбрасывают. Не задумываются, откуда всё это берётся. Это кельтская языческая вера. Кельты, жившие в густых европейских лесах, верили, что зимой дерево, ель, остаётся зелёной, а значит, в нём живёт дух. Эти деревья украшают игрушками, безделушками, там всё это на него навешают, и поклоняются будто сказке, а это идолопоклонство! Как задабривали божеств древние язычники, думаю, вы знаете. Танцы, подношения, костры, музыка. Подношения были человеческими жертвами, позже – животными. Но суть не менялась от этого, на ёлке могли развешивать внутренности убитых. А когда мир цивилизовался настолько, что это стало неприемлемо, вместо кровавых кишок, сердца и почек появились гирлянды и стеклянные шарики. Сначала, конечно, фрукты и орехи, а потом уже украшения. Это не просто новый год и дерево! Представьте, человек верующий об этом говорит, а жена в это время поздравляет «С Новым годом!» и высылает картинку с ёлкой, это какая же эпидемия-то (проклятие) должна на неё быть? Надо всем говорить, чтобы разбирались. Понимали языческие символы, и какие последствия для души это влечёт за собой! Нарушение самой первой заповеди, как будто слепые: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из … дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» – Исх. 20:2-3; Втор. 5:6–7. Жена не понимает, у них праздник. Поэтому нужно решительно сказать: «Я это не признаю!». А с чем поздравлять? Они гуляли, ели, пили в Рождественский пост. Сколько замёрзнет сегодня, показывают статистику – это страшно читать! Ежегодно в новогоднюю ночь 17 тыс. погибают от праздничных веселий и застолий. Мы говорим, показываем, как это опасно. Почему в мусульманских странах понимают вредность новогодних беснований? Один оделся под Деда Мороза, ну почему не под сугроб? В мусульманской республике ему строго сказали: «У нас это не принято! Выбрось одежду, тебя дети видят!». Ну, что тут не понятно? Он пошёл в следующие двери поздравлять. Они тут же догнали, и зарезали его. Весь мир беснуется, ещё приписывают это Рождеству, которое у католиков до Нового года начинается. О том, что есть патриархальные культуры, где эту языческую распущенность не приемлют, им не приходит на ум. В европейской стране мусульманка сказала: «Нас поздравлять не надо, по нашему верованию, мы не должны это делать!». В этой стране её арестовали и чуть не два месяца отработать заставили по приговору. А она как учительница, но пусть мусульманка, и она по своим законам своих детей учит, потому что всемирной распущенности только они противостоят сегодня. Все христианские страны уже сдались. В её защиту выступили мусульмане. Что делать? Решительно встать на сторону, которую указал Господь! Праздник этот вытеснил всё, многодневные выходные. Наступает Рождество – один выходной! Раньше все Рождество дожидались, пост держали. Безбожники-большевики не случайно уцепились за ёлку. Новый год с Рождеством местами поменяли. Две недели выходных – ничего не делать, а зачем? С чем люди после этого остались? У нас в это время благодарственный молебен служится, за всё надо благодать Бога! Сколько нас хранил Господь в прошедший 2022 год? Сколько мы всего видели: аварий, сколько безобразий, пожаров – я всё же остаюсь живой! Благодарим Господа! В аварии попадали некоторые наши братья, и их Господь оставил невредимыми. Да, в другом месте читаем, что священник и жена его погибли, дети остались одни, и прочее. Нам есть, за что славить Бога! Думаю, батюшка всегда здесь совершает благодарственные молебны. Поэтому, решительно надо порвать со всеми языческими манерами! –«Да это так во всём мире принято!» –«Ну, в мире да, а ты дружишь с миром?» – «Да у меня все неверующие дома такие»– «И что?». Заметьте, как решительно сказано: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» – Иак. 4:4. Вражда. То есть тот взял оружие против Бога! Надо ясно себе сказать: «я иду против Бога!». Чтобы было понятно, на какой ты стороне. Это никуда не годится! И кто думает дружбу с миром вести, является врагом Богу. Вот так решительно поставь вопрос! Никогда больше этого делать не буду! И начинай другим говорить! Почему? Нам это необходимо, мы православные. Чего только у нас нет, кроме библейского. «А что мы, с Библией, как баптисты, носиться будем?». Я по сегодняшний день это слышу в свой адрес. Да, говорим так: Ин.12:48 – «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день». Слово, оно перед нами, Слово Божие! Я выделяю слово «решительность». Рим.9:28 – «ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле». Видите, как, а если это так, то надо прислушаться. Вот, эти люди собрались в Египет, договорились, им там место отвели куда-то. Да разве позволит Египет, чтобы Вавилон там царствовал? Нет. «У нас договор, каждый решает, что с собой взять». Я разговаривал, брал интервью у раскулаченных, о том, что они брали с собой? Они взяли икону, большая икона, со стеклом. – «Мы когда приехали в землянку жить, а стекло пригодилось! Это стекло в окно поставили в землянке, от него свет идёт, и тепло не теряется». Но, у них-то там, в ветхозаветное время, всё по-другому было! Иеремия взял несколько камней. Почему-то я думаю, что четыре булыжника. Обмазал их глиной, положил в котомку и понёс. На него смотрят, как на юродивого: «Ты хоть сухарей набери на дорогу-то!». Приехали когда на место: «Где нам место выделено?» – «Вот здесь!». И он начал копать яму там, и все смотрят, что он там делает? Заложил камни и засыпал. – «Ну, хоть скажи что-нибудь?» –«Вот, я вам говорю: вы уходите от Вавилонского царя, а он придёт! На этом месте, здесь шатёр его будет, я заложил фундамент для шатра его!». Вот, если бы у нас были пророки здесь, они бы сегодня сказали, что необходимо правителям делать. Если Господь позволит, я принёс специальное прошение в молитве за две страны. Мы должны в молитве, открыто высказать всё, что Богу не угодно! Не просто «Господи, помилуй» – 40 раз сказать! Конкретно, прочитаем покаянную молитву иудейского царя Манассии – 2Пар. 36:23. Она после 4-й книги Царств, и Паралипоменон идёт, входит в неканонические книги святой Библии. Манассия известен по святой Библии, как один из самых идолопоклоннических царей Иудеи – 2Цар.21:1-18; 2Пар.33:1-9. Во второй книге Паралипоменон записано, что Манассия был взят в плен ассирийцами, он до этого дошёл! – 2Пар. 33:11-13. Находясь в плену, Манассия молился о прощении, а после освобождения и восстановления на престоле, отринул своё идолопоклонство – 2Пар. 33:15-17. Мы должны опередить события, включить в молитву то, чему научает Господь. Вот, то мы читаем: «избавь нас от нашествия иноплеменных»! Надо вникнуть в эту молитву, чтобы молитва наша не против нас была. Чтобы мы нигде ничего противного Богу не делали. Сегодня прослушал речь главы государства, о чём он говорит. Не могу сказать ни одного слова против. Только благодарю Бога! С каким сожалением, сколько всего сейчас у нас есть! Думаю, что они не все показаны. Я видел, как он молится. Президент говорит: «Когда «Норд-Ост» захватили, я встал на колени перед образом Божьей Матери, и стал просить. Что делать? Отправить туда спецназ, но там сотни наших людей». Поэтому, нам надо усилить молитву за правителей, за власти наши! Говорю: в своей стране нам за начальствующих, за патриарха, и за всех молиться надо! Не просто так, лёг, встал, и всё. Выберите в ночи хотя бы несколько минут, чтобы помолиться и помянуть. Сколько у нас нуждающихся в этом? И операции претерпели, и тяжелые отношения в семейной жизни – «это перед Тобой, Господи!». Мы должны решительно восстать против любого греха! 4 Цар.7:2-4 – «И отвечал сановник, на руку которого царь опирался, человеку Божию, и сказал: если бы Господь и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть? И сказал тот: вот увидишь глазами твоими, но есть этого не будешь». Это глава 4-й книги Царств о чудесном прекращении осады Самарии и голода по слову пророка Елисея. Пророк говорит царю и старейшинам народа (4Цар.6:32-33) о предстоящей необыкновенной дешевизне хлеба именно «у ворот Самарии» – у ворот, где на Востоке сосредоточивалась вся общественная жизнь, между прочим, и торговля.
Город ещё находится в осаде, вдруг он пророчество говорит, что завтра хлеб будет дешевле, чем в обычное мирное время. А сановник, важный, как у нас министр, не верит: «Да хоть небо бы открылось, этого не может быть!» – «Да, ты увидишь, но есть не будешь!». Вопрос сановника пророку – голос неверия и глумления, скоро тяжко наказанного (4Цар.7:19-20). Слушайте, какая поучительная история! Как надо внимательно слушать, что Бог сказал. Об этих ценах, что сегодня у нас растут, то и другое, – это всё не случайно, чтобы мы научились ценить вчерашний день и сегодняшний. 4 Цар.7:3-4 – «Четыре человека прокажённых находились при входе в ворота и говорили они друг другу: что нам сидеть здесь, ожидая смерти? Если решиться нам пойти в город, то в городе голод, и мы там умрём; если же сидеть здесь, то также умрём. Пойдём лучше в стан Сирийский. Если оставят нас в живых, будем жить, а если умертвят, умрём». «Пойдём, вокруг враги, может быть, нас накормят, может, какую-то плесенную корку там бросят…»– рассуждение-то правильное! Но они, прокажённые, они не имели права среди людей быть. Но, скажем так, что они делали это не без воли Божьей: «Если оставят нас в живых, будем жить, а если умертвят, умрём!». Четыре прокаженных, упоминаемые здесь, были Гиезий и три его сына – 4Цар.5:27.
4 Цар.7:5-7 – «И встали в сумерки, чтобы пойти в стан Сирийский. И пришли к краю стана Сирийского, и вот, нет там ни одного человека. Господь сделал то, что стану Сирийскому послышался стук колесниц и ржание коней, шум войска большого. И сказали они друг другу: верно нанял против нас царь Израильский царей Хеттейских и Египетских, чтобы пойти на нас. И встали и побежали в сумерки, и оставили шатры свои, и коней своих, и ослов своих, весь стан, как он был, и побежали, спасая себя». По закону, прокаженные строго изолировались от общества (Лев.13:46; Чис.5:2.), почему и эти четверо прокаженных сидели лишь у ворот города, теперь, во время голода, тем более, были оставлены на голодную смерть. Это и побудило их на отчаянное решение–- идти (в сумерки, чтобы не быть замеченными в Самарии) в стан сирийцев. И они, к удивлению и радости, нашли его покинутым сирийцами столь же внезапно и чудесно, как после внезапно и чудесно сняло осаду с Иерусалима Ассирийское войско – 4Цар.19:7, 32-36. Почему коней не отвязали? По сей день я не знаю, но, видимо, такая паника была, что думали опасность где-то рядом, не до этого уже! А кто распоряжался ослами, видимо, их рядом не было. Но дело в том, что стан, окружающий город, превратил его в город полной блокады. Обстановка изменилась неожиданно и мгновенно. Но те, что спрятались за городскими стенами, ничего ещё не знали, и уже отчаялись было. Им и в голову не приходило, чтобы отправить разведку! Измотанные неудобствами окружения, они испытывали тревогу и страх перед противником. Но вот, 4 человека, прокаженные, и отверженные ими, они изменят мировую обстановку! Они сообщат городу, что опасность миновала. Изолированные обществом и обречённые на смерть, неожиданно принесут в город дешёвый хлеб и подаренную Богом победу. 4 Цар.7:8 – «И пришли те прокаженные к краю стана, и вошли в один шатёр, и ели и пили, и взяли оттуда серебро, и золото, и одежды, и пошли и спрятали. Пошли ещё в другой шатёр, и там взяли, и пошли и спрятали». Это как будто перестройка идёт, в это время грабили страну, кто как хотел. 4 Цар.7:9-10 – «И сказали друг другу: не так мы делаем. День сей – день радостной вести, если мы замедлим и будем дожидаться утреннего света, то падёт на нас вина. Пойдём же и уведомим дом царский. И пришли, и позвали привратников городских, и рассказали им, говоря: мы ходили в стан Сирийский, и вот, нет там ни человека, ни голоса человеческого, а только кони привязанные, и ослы привязанные, и шатры, как быть им». Если по- сегодняшнему, то можно было сказать — там машины стоят, танки с боеприпасами, всё на месте, а людей нет. Но что бы военные сегодня сказали? – «Это военная хитрость! Так противник сделал специально, чтобы мы городские ворота открыли, вышли и пришли. А они нас тут и загребут!». 4 Цар.7:11-20 – «И позвали привратников, и они передали весть в самый дворец царский. И встал царь ночью, и сказал слугам своим: скажу вам, что делают с нами Сирияне. Они знают, что мы терпим голод, и вышли из стана, чтобы спрятаться в поле, думая так: «когда они выйдут из города, мы захватим их живыми и вторгнемся в город». И отвечал один из служащих при нём, и сказал: пусть возьмут пять из остальных коней, которые остались в городе, (из всего ополчения Израильтян только и осталось в нём, из всего ополчения Израильтян, которое погибло), и пошлём, и посмотрим. И взяли две пары коней, запряженных в колесницы. И послал царь вслед Сирийского войска, сказав: пойдите, посмотрите. И ехали за ним до Иордана, и вот вся дорога устлана одеждами и вещами, которые побросали Сирияне при торопливом побеге своём. И возвратились посланные, и донесли царю. И вышел народ, и разграбил стан Сирийский, и была мера муки лучшей по сиклю, и две меры ячменя по сиклю, по слову Господню. И царь поставил того сановника, на руку которого опирался, у ворот; и растоптал его народ в воротах, и он умер, как сказал человек Божий, который говорил, когда приходил к нему царь. Когда говорил человек Божий царю так: «две меры ячменя по сиклю, и мера муки лучшей по сиклю будут завтра в это время у ворот Самарии», тогда отвечал этот сановник человеку Божию и сказал: «если бы Господь и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть?» А он сказал: «увидишь твоими глазами, но есть этого не будешь». Так и сбылось с ним; и затоптал его народ в воротах, и он умер». Когда в бегстве врагов не оставалось сомнения, то голодный народ бросился на разграбление неприятельского стана, и поставленный для порядка сановник, не поверивший предсказанию пророка Елисея, погиб. А смысл здесь такой, что всё так стало, как предсказал пророк! Всё так и случилось, и вопросов никаких больше нет. Почему? Нужно решительно было поступить прокажённым. Удовлетворивши собственной потребности насыщения и даже страсти корыстолюбия, прокаженные вспоминают о своей гражданской обязанности – довести до сведения царя и населения радостную весть о миновании опасности и об оставленных сирийцами обильных запасах. Они не ждут до утра – «если мы замедлим и будем дожидаться утреннего света, то падёт на нас вина». Нужно было решительно поступить и царю, то есть, сразу! Промедление, выраженное царём недоверием действительности факта, и подозрение военной хитрости со стороны сирийцев. Предложенная приближёнными его предварительная проверка действительности удаления сирийцев, свидетельствовала о нехватке решительности. Чрезмерная осторожность иногда бывает излишней, Господь любит смелых и решительных! Эта решительность необходима в тот момент, когда человек должен принять решение сам, в одиночку. Когда он должен побороть все сомнения и принять единственно правильное решение. И тогда общая обстановка сразу изменяется. 2 Макк.3:13 – «Но Илиодор, имея царский приказ, решительно говорил, что это должно быть взято в царское казнохранилище». Здесь описывается самый момент, попытка царского сановника Илиодора ограбить храм – 2Макк.3:1-40. «Назначив день, он вошёл, чтобы сделать осмотр этого (храмового хранилища), и произошло немалое волнение во всём городе» Иерусалиме. Народ и священники, взволнованные попыткой язычников ограбить храм, решительно взмолились Господу Богу о защите от осквернения святилища. И Бог явил чудо. Так решительность еврейского народа была вознаграждена. Итак, это качество решительности сегодня буквально отсутствует у людей! Вот, начинаю говорить много, потому что общаться приходится. «А я вот это не могу!». Я говорю: «А почему ты не можешь?». И в ответ– разные причины, то на работе не примут, то ещё что-то. Но ты решительно определись, на какую сторону ты встанешь. Потому что, этот выбор, может быть, один раз в жизни делают, а другого и не будет! Если Господь коснулся сердца человека, ты не пропусти этот момент. Завтра Господь пройдёт мимо, и этого не повторится больше никогда. Серафима Саровского спросили: «Вот, ты сумел всё оставить, ушёл в пустыню! А у него, почему не получается?». Он говорит : «Решительности не хватает». Но ты один раз решил, на этом и всё. Сегодня как? В стране вот ,то непорядок, вот, эта военная операция. И потянулись соотечественники за рубеж. Их выпускают, они уходят. Притом, знатные люди. А что делать? Остановитесь! Пророка Исаию услышьте – «Тогда каждый, … обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю» – Ис.13:14. С иудеями Господь делал так. Сначала посылает рыбаков, а потом посылает охотников. Рыбаки это показывают, что-то, куда-то, чтобы... Всё время библейской истории еврейского народа, Господь старается вернуть их на свою историческую родину. А охотники – это будет гонение на них. А рыба, она клюёт на что-то, тут и немного где-то скрыто. Мы русские люди, куда мы побежим, кому мы нужны? И даже такое простое слово человек не может понять, что сегодняшний день решает будущее. Ты решительно скажи: «Где я родился, здесь и пригодился». И любое дело делать не когда-то, а сегодня. Господь сказал определённо: «Не клянитесь!». Когда сегодня, и за что клясться? «А Я говорю вам: не клянись вовсе…» – Мф.5:34. Никак не клянитесь! Сказано: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» – Мф. 5:37. Значит, отрезано! «Я сказал, что я верующий во Христа, хоть что делай, отступить от этого не могу!». Вы для себя тоже посмотрите. Вот, это решительность. Один раз мы шагнули за Христом, назад ходу нет! Назад идти– говорит апостол: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остаётся более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» – Евр. 10:27. Чтобы с нами не случилось такое... Мы однажды обещали Богу, плевали на сатану, и что– сами плевки собрали? Некоторым об этом даже сказать невозможно, сразу возникает какая-то обида. Если вы, находясь в храме, считаете, что вам нет нужды в том, что у нас идёт собрание, духовные беседы, изучение Священного Писания, то не знаю, как можно это комментировать, кроме как равнодушия! Ты в любой храм МП зайди, убедись, что там люди вышли из храма, рассыпались по своим домам, и им никто не даёт «бесценного бисера» знаний Слова Божьего. Спрашиваю в храме священника: «Сколько было здесь венчаний за год?». Это кафедральный Покровский собор г. Барнаула. Священник: «Примерно, 504 свадьбы в год!». – «А сколько из венчанных этих пар– сегодня благополучные семьи?». Священник: «А кто они мне, чтобы я мог это знать?». Никакой статистики не ведётся. Ты бы спросил, сколько продали, сколько за месяц доход, это мы можем сказать. Так это что, храм или торговая точка? –Так ничего нельзя сделать! Надо решительно всё изменить! Если Господь Иисус «вошёл в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников» – Мф. 21:12-13. Господь так делал! А кто ещё так делал? Находились люди, которые понимали и делали. Конечно, на тебя смотреть будут как на неприятеля. Я пытался это сделать, меня сразу врагом объявили. Однажды мне необходимо было увидеть священника. Зашёл в Никольский собор, а как заходишь, там при входе в храм сделали два киоска по правой стороне. Слева стоит мужчина, дымящий папиросу! На голове шапка и рядом с ним собака. В глаза бросилось, сколько всего, нарушений церковных правил разом. Вежливо попросил нарушителя: «Курить на территории святого храма нельзя! Вы понимаете это?» – «Да». «Снять шапку в помещении надо бы, а здесь святое место, вам это понятно?» – «Да!» – «Церковные правила запрещают собакам заходить на территорию, а вам вывести надо собаку из храма!». Человек, ничего не знающий, всё послушно исполнил. Но, как только мы вышли, сразу служка церковная побежала жаловаться о происшествии. То есть она наблюдала и слушала. Привела священника: «Вы что ему сказали?» – «Я сказал, в храме нельзя это делать!» – «Иди к своим баптистам и там руководи!» – нахамил мне священник. Этот настоятель, который устроил в соборе целый ряд грубейших нарушений, себя считает православным? «Баптисты» – ругательное слово для них стало, а у баптистов изучают святую Библию постоянно! В наших-то храмах это отсутствует. Если не сегодня решительно всё поменять по Слову Божиему, то когда? «Доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота»» – Евр.3:15. Завтра, может, это время ропота не простится. Не ожесточите! Завтра может этого не быть, а сегодня Господь призывает, простирает руки: Мф.11:28 – «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас». Когда? Сегодня! Вот эта решимость, решительность, это одно и то же слово. У Моисея была решимость. Господь сказал вывести народ. Но это был грамотный человек, в будущем, может быть, был бы фараон. Моисей воспитался при царском дворе фараона. И вдруг время выводить народ! Куда? Вот так, прямо в пустыню! Да, там море. Но тогда, вы знаете, они уткнулись прямо в море. А фараон уже рядом! О том, что Господь разверзает море, некоторые не могут поверить. Теперь объясняют, что, вот этого быть не могло, там другое происходило. Это, мол, «обман, что ветер подул-подул, но до дна никак не может ветер продуть море». Но написано: и вода стояла стеной! Вода … стояла как груда; и ветер очень большой, дующий с востока, высушил море, и вода разделилась. «И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» – Исх.14:22. Мы должны доверять Слову Божиему.
Вы знаете, сколько пищи требуется для такого количества народа? Считается, от трёх до пяти миллионов людей выведено было Моисеем евреев из Египта. Ежедневно Израилю требовалось полторы тысячи тонн питания! В пустыне полтора килограмма-то нет никаких питательных растений. Сегодня это всё хорошо смонтировали в видеофакты, самая удивительная математика, о том, как евреи должны были идти по пустыне! Сколько необходимо было для этого пищи и воды. Чтобы пройти за ночь этот промежуток дна, который только что был под водой, они должны были выстроиться пять тысяч человек в один ряд! Только тогда можно было пройти. Сколько требовалось воды каждый день? Воды, там подсчитали где-то, – пятьдесят цистерн. Но речь идёт о миллионах людей. Когда они остановили стан, это как раз половина Москвы по площади, тысячи километров. И они решительно были выведены! Дальше у Моисея будет ещё сколько событий… Когда Бог давал Закон, и Моисей был на Синайской горе, а в это время в еврейском стане опять поднялся ропот. Это были сыновья Елиава, Дафан и Авирон, из колена Рувимова, которые вместе с Кореем подняли восстание против Моисея и Аарона. Всегда такие люди были. И они стали говорить народу: «Куда мы вышли! Кого вы слушаете? Он играет под Египет, он же египтянин!» – клеветали они. В самом же деле – домогались себе власти. Дафан и Авирон вместе с левитом Кореем затаили заговор. Они роптали на Моисея за то, что он вывел их из плодоносной земли Египетской, в которой «течёт мёд и молоко», и ввёл в безлюдную пустыню. На свою сторону они привлекли 250 именитых людей, начальников еврейского народа. Левит Корей вместе с Дафаном и Авироном оспаривали право Аарона на первосвященство. Бунтовщики вознегодовали на то, что священство предоставлено только племени Аарона, и требовали, чтобы из всех колен выбирались священники. Они собрались перед шатрами Моисея и Аарона и громко их укоряли: «…полно вам; всё общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» – Чис.16:3. Моисей вышел к собравшимся и, желая их успокоить, сказал Корею: «…ты и всё твоё общество собрались против Господа. Что Аарон, что вы ропщете на него?» – Чис.16:11. «Вот что сделайте: …возьмите себе кадильницы и завтра положите в них огня и всыпьте в них курения пред Господом (перед скинией); и кого изберёт Господь, тот и будет свят» –Чис.16:6. На другой день к скинии со своими кадильницами собрались все бунтари, кроме Дафана и Авирона. Эти двое возмутителей даже не нашли нужным откликнуться на приглашение Моисея и, через посланных, гордо заявили ему: «Не пойдём! разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мёд, чтобы погубить нас в пустыне? и ты ещё хочешь властвовать над нами! привёл ли ты нас в землю, где течёт молоко и мёд?.. глаза людей сих ты хочешь ослепить? не пойдём!» –Чис.16:12–14. Такой ответ ясно свидетельствовал, что религиозный протест уже перешел в политический. Горько и тяжело было слушать вождю такие несправедливые упрёки. И вот, когда восставшие против законных носителей священства подошли с дымящими кадильницами к храму, внезапно над скинией явилась слава Господня. Господь хотел поразить весь народ, стоящий у скинии, но Моисей и Аарон умолили Господа пощадить невиновных. Тогда Господь повелел Моисею, чтобы народ отошёл от шатров Корея, Дафана и Авирона. Люди послушались Моисея и отошли от шатров бунтовщиков. В это время, по слову Моисея, земля расступилась и поглотила Корея, Дафана и Авирона со всем их имуществом, а всех остальных заговорщиков попалил огонь, ниспосланный Господом. Суровое наказание, однако, не устрашило и не вразумило людей, а, напротив, вызвало ещё большее возмущение. На другой день народ собрался у скинии и стал обвинять Моисея и Аарона в гибели лучших людей Израиля. Но вдруг над храмом явилась слава Господня, и Господь стал поражать израильтян. На этот раз не помогла и пламенная молитва вождя за свой народ. Моисей, видя, что Господь не принимает его молитвы, повелел Аарону взять кадильницу и кадить между умирающими и живыми. И только благодаря этому Господь прекратил поражать людей. В этот день погибло около пятнадцати тысяч человек. Так печально закончилось восстание израильтян против своего вождя и Богом утвержденных священников. Чтобы в еврейском народе окончательно прекратился спор о том, кому на самом деле принадлежит священство, Господь повелел Моисею взять у начальников колен жезлы и положить их в Святая Святых перед Ковчегом Завета. «И кого Я изберу, – сказал Господь, – того жезл расцветёт!» – Чис.17:5. Всех жезлов было двенадцать. На жезле, принадлежащем колену Левиину, было вырезано имя первосвященника Аарона. На следующий день к храму собрался весь народ. Моисей в торжественной обстановке взял в скинии все двенадцать жезлов и вынес их к народу. И вот, тысячи израильтян явились свидетелями чуда. Жезл, который принадлежал Аарону, «расцвёл, пустил почки, дал цвет и принёс миндали». Это было явным подтверждением того, что Аарон и его сыновья являются Богом избранными носителями священства. С этого времени народ смирился перед волей Божией и больше не осуждал род Аарона за привилегии, данные ему Богом. По повелению Божию прозябший (проросший) жезл Аарона был положен перед Ковчегом Завета. Когда Моисей был на горе Синай и оставшийся без него народ стал роптать, Аарон для успокоения народа сделал из золотых украшений, собранных у евреев, золотого тельца: «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шёл перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жён, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» – Исх.32:1-4. И вот, Моисей спускается с Синая и идёт, и что он видит? Родной брат Аарон, священник, по-нашему, патриарх, и что он делает? Выливает им золота тельца, быка, который поведёт израильтян! Мы тоже любим какие-то фигуры, чтобы были статуи, изображения скульптурные. Но чтобы создать, нужно ещё сделать, постараться, куда заливать это золото, 40 дней для этого достаточно было. Когда спустившийся по указанию Господа с Синая Моисей увидел золотого тельца, и всё падение Израиля, то впал в такой гнев, что разбил Скрижали Завета, вручённые ему на горе Хорив Богом. Это первое и единственное, образно сказать, святая Библия в руках его, притом, Божьими перстами начертанное, не человек писал… И он был в таком гневе, что ударил эти скрижали, и они разлетелись вдребезги. И начертанное, не человеком, Божьими перстами, больше никогда не повторится! Позже Моисей, уничтожив тельца, ещё раз поднимется на Хорив и вернётся с новыми Скрижалями Завета. Но это уже будет плод поста, молитвы и труда рук человеческих. Теперь он руками своими будет выдавливать каждую букву из камня. Но сейчас Моисей поступает самым решительным образом. Он собрал сыновей Левия и сказал им: «…так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро своё, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» – Исх. 32:27. Это было исполнено, и в тот день было убито около трёх тысяч человек, поклонившихся идолу, ибо эти люди совершенно не годные были для Земли Обетованной. Они роптали только о земном: «Ну что, – говорят, – вывели нас из Египта на погибель? Надовозвращаться. Вот, фараон нас накажет немного, а потом и смилуется!». Потому Моисей объявит: «Кто люди Божьи – ко мне!». То есть левитское колено, возьмут мечи острые, наточенные, и по шатрам найти всех, кто хотел вернуться назад, и режьте их! Не одного, не два – три тысячи с лишним человек. Я представляю, какой вой стоял! Жёны, молодые, дети, никто не разговаривал. Если посочувствуешь, подойдёт– сразу зарезан будешь! Решительность, и этим остановили падение. Далее опять пойду дальше, похоронили и пошли. Моисей был очень решительный. Несмотря на великие трудности, Моисей остался служителем Божиим, продолжал вести избранный Богом народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых, но в Землю Обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершённого ими у вод Меривы в Кадесе – Бог дал ему указание взять жезл и сказать скале, чтобы она дала воду, но вместо этого он ударил в неё два раза своим жезлом. Чис.20:7-12 – «И сказал Господь Моисею, говоря: Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведёшь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. … И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его». Не хватило Моисею решимости, как воду вызвать? Народ погибает. Но вдруг: «Вот скала, – видишь?» – «Ну, вижу, a подойти нельзя, она накалена на солнце!» – «Скажи скале: «Скала, дай воду»!», – три слова. Он подошёл, говорит: «неужели из этой скалы извести воду…»? И жезлом ударил, и скала вдруг лопнула, и хлынула река. Я посчитал, что он сказал несколько слов, может быть, предлоги собрать, даже семь слов не было. «И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введёте вы народа сего в землю, которую Я даю ему» – Чис. 20:12. Однажды Господь сказал Моисею: «и ты не войдёшь в Обетованную Землю, ты не явил славы Моей!». Говорят: «А не за это он был лишён Обетованной Земли! За то, что жезлом ударил». Нет! 105-й Псалом говорит: «… Моисей потерпел за них…и он погрешил устами» – Пс.105:32-33. Не рукой, но устами! Поэтому, нужно нам с точностью до буквы читать, что нам Священное Писание говорит! И как они вышли, и как дальше было, повествуется о том, как захватили эту Обетованную Землю, которую Бог дал им. Это говорится конкретно и для нас. Если мы сегодня не целиком отданы Господу, то на каждом шагу будем спотыкаться. Знаем мы, когда с человеком что случится? Нет. Мы каждый день ходим по этой кромке, но, хотя назначено 70 лет жизни человеку, а вот мы ежедневно можем в тот мир опрокинуться, умереть. Итак, приготовь, Господи, встречу с Тобой! Ты близок, помоги нам быть решительными! Мы решительно шагнули и сделались врагами. Господь прямо сказал: «…кто не возненавидит отца своего и матери…»–Лк. 14:26; «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня»– Мф.10:38; мы должны решительно сказать: «ничего выше Христа мы не ставим!». Богу нашему слава во веки веков! Аминь.