размер шрифта

Поиск по сайту




Воскресение из мертвых всех верующих во Христа

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 10

Указатель: Иоан.5:28

26 июня 2004 год, вечернее богослужение, Потеряевка, храм.

Церковь Христова, которую Господь оставил на земле, движимая Духом Святым, установила при начале первого дня недели, когда воскрес Христос, читать воскресное евангельское чтение.

Проповедь всегда в Церкви Христовой была на первом месте. Но проповедь о воскресении Христа на первом из первых мест. Библия очень большая книга и, если бы её всю читать по порядку, то нужно читать несколько глав каждый день и тогда бы мы смогли бы её за год прочитать. При условии, если бы не повторять какие-то отдельные места. Но учитывая, что чтение Евангелия воскресного повторяется каждое субботнее вечернее богослужение, как начало воскресения, то это означает, что приоритет проповеди воскресения – абсолютный. Почему? Святые отцы, движимые Духом Святым, понимали намного лучше смысл спасения, чем сегодня обыкновенные прихожане православной церкви. Когда совершилось грехопадение, человек отступил от Бога, то исполнилось первое пророчество, данное человеку.

Быт.2:17 – «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».

И далее, Бог говорит:

Быт.3:19 – «Возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».

Никакого обетования о том, что будет воскресение из мёртвых, Бог не дал, После только говорится, что поражать будет семя жены змея в голову – это речь идёт о Христе, поразившего дьявола в голову. А то, что Он воскреснет, об этом речи нет.

Когда Христос явился на земле, то весь мир в это время жил в великом напряжении, тьма сгустилась.

Ис.8:22 – «И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот — горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел».

Весь мир был в ожидании пришествия Миссии, когда исполнилась полнота времени.

Гал.4:4 – «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону».

Иоан. 5:28-29 – «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения».

Дан.12:2 – «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление».

Мы снова встречаемся с прахом земным. Там написано было: возвратишься в прах, а здесь: многие воскреснут из праха. Не из мощей, не из антиминсов, а из праха. До нас это не доходит? Значит, наше предание выше Писания Божьего? Но такие уродливые мысли будут страшными и мелкими, непосильно грозными против измысливших резать тела людей и не давать им возвратиться в прах. Бросившие вызов Богу будут трепетать тогда пред Создателем, пытались же они ныне умнее Бога быть! Чего больше всего человек боится? Смерти.

В обыденности, в суете как-то забывается, а вот как вплотную подойдёт, как написано:

Иов.2:4 – «За жизнь свою отдаст человек всё, что есть у него».

Прит.6:31 – «Но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст всё имущество дома своего».

Какие бы ни были герои, подвижники, ораторы, воеводы, но перед смертью каждый останавливается и бросает взгляд назад, есть ли ещё какие-то выходы, отступление, замена. За жизнь свою человек отдаст всё имение своё, но возврата человеку нет.

Матф.18:34 – «Пока не отдаст ему всего долга».

Об этом скорбит, опечаленный великими скорбями.

Иов.14:14 – «Когда умрёт человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придёт мне смена».

Мне очень хочется посмотреть, как наша мама говорила, как у вас дальше получится с деревней. Я скажу, что у меня тоже такая мысль. Я не тешу себя надеждой, что будет хорошее. Я смотрю на сегодняшнее местное поколение и от картины будущего отворачиваюсь. Если ситуация не изменится, то ничего не будет здесь, деревня будет развеяна. Но Библия ставит вопрос шире, не то, что Иерусалим будет разбит и камня на камне не останется, и весь народ пойдёт в плен, но речь шла о том: обратятся ли люди к Богу. А где они обратятся, в плену, в другом городе, у другой нации – это не имеет ни какого значения.

О воскресении мёртвых в Ветхом Завете написано очень мало, потому что смерть царствовала над всеми людьми. Я специально посмотрел какие места говорят нам о воскресении из мёртвых в Ветхом Завете. И нашёл в неканонических книгах, всего лишь три раза упоминается об этом. Кто читал Библию, тот знает, что во 2-й Маккавейской в 7 главе говорится о казни семи отроков, верных закону отеческому; за то, что не вкусили свиного мяса, приговорил дикий тиран их к смерти. Их казнили. Один из мучимых юношей, обращаясь к мучителю:

2Макк.7:14 – «Будучи близок к смерти, он так говорил: умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь».

Что он понимал под этим? Мальчишка; но мать его научила, что есть воскресение из мёртвых, воскресение праведных. Когда говорили о воскресении, то подразумевали только Царствие Небесное, что снова жизнь восстановится. Это во многих сказках говорится: изрубили, мёртвой водой нужно сбрызнуть, части тела сойдутся, а живой водой сбрызнешь – он оживёт. Какой живой водой? Мы понимаем в аллегорическом смысле. Живой водой называется слово Божие, Дух Святой.

Когда человек обращается от живого семени слова Божия, то он из мёртвых восстаёт:

Еф.5:14 «Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос»».

Еврейский народ имел самое правильное представление о воскресении из мёртвых, что люди воскреснут. Но в этом правильном не всё сходилось с тем, что принёс Христос. Христос принёс мгновенное, сегодняшнее оживотворение, а люди понимали, что только тела воскреснут в последний день – и это правильно. Сегодня сектанты понимают, что люди воскреснут в первое воскресение, то есть за тысячу лет до пришествия Христа. За 1000 лет, то есть за 365 тысяч дней до Страшного Суда; в году 365 дней, и 1000 лет. А Господь говорит:

Иоан.6:40 – «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день».

Иоан.6:44 – «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день».

Иоан.6:54 – «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».

Иоан.11:24 – «Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день».

Иоан.12:48 – «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день».

Значит, в последний день Суда и в последний день всеобщего воскресения, но каждый в своем порядке.

1Кор.15:23-24 – «Каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу».

1Фесс.4:17 – «Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».

В 2-ой Маккав.12:43-45 говорится о том, как тайно некоторые евреи приносили жертвы идолам, но случилось сражение, они были убиты, и под хитонами у них обнаружили дары, которые они несли ложным божествам. То есть эти люди предстанут перед Богом в том виде; в чём застанет Бог, в том и судить будет. Но нашлись люди, которые сказали: давайте помолимся за мёртвых, может им это поможет.

2Мак.12:43-45 – «Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха».

Похожие на нас, православных, нам бы только мёртвых грешников толкать в рай.

Еккл.11:3 – «Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадёт дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадёт».

Дерево не поворачивается после смерти.

2Кор.5:10 – «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».

Воскресение из мёртвых и вера в это – есть центральная часть нашей веры. Верую, чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. В Житиях святых очень много говорится о воскресении умерших, о воскрешении. Воскрешение умерших была прерогативой святых людей. Они совершенно по пустяшным причинам воскрешали мёртвых. Был такой Марк Пещерник. Он в земле копался, пещеры рыл и мёртвых хоронил и больше о нём ничего не известно.

Совершенно не христианское занятие – уйти из мира, копаться под землей и хоронить; но дальше мы видим, что у него есть сила божественная. Братья однажды говорят: умер такой-то, иди, копай могилу. Он пошел копать; под землей рыть – это не ямку копать, а надо долбить норку и туда мертвеца, как в пенал, вставить. Брат умер, а могилу не успел вырыть, монахи зароптали. Марк приходит к нему и говорит: брат, я еще не выкопал, ты подожди. Он открыл глаза, смотрит, лежа в гробу. Такой человек не будет вонять. Приходит, выкопал, говорит: брат, могила готова, можешь почить. Он закрыл глаза и умер.

У святого Спиридона Тримифунского ещё произошел случай. Его дочка, Ирина, умерла, а он был архиерей. Если он был епископ, то мне казалось, что в то время епископы женаты были, и он должен был научить её, чтобы она не была привязана к украшениям. Она, мало того, что была привязана, так она эти украшения ещё выпрашивала у подружки своей. Конечно, молодая девчонка, о смерти не думала. Но смерть не за горами, а за плечами, и вот она умерла. Соседская девчонка пришла: «Где мои украшения?» «А я откуда знаю?» – «Я их Ирке дала, а Ирки нет теперь, где я их возьму?» Где взять? Он подошел: «Ира, где же украшения?» Она села в гробу: «Там, под подушкой положила, в той комнате лежат». – «Всё, дочь моя, ложись до воскресения Божия, там уже другие украшения будут».

Воскресение из мёртвых это основной движитель, который помогает человеку быть человеком. Раньше как говорили: «Умрём, предстанем на Суде Божьем, то что мы ответим?» Вот церковь и установила каждое воскресенье читать о воскресении Иисуса Христа. А какое отношение это всё к нам имеет?

1Кор.6:14 – «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею».

2Кор.4:14 – «Зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами».

1Кор.15:14 – «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша».

1Кор.15:17 – «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы ещё во грехах ваших».

Понятие воскресения было ли у язычников? Да, у Египта был бог Озирис, который по их верованию каждую весну якобы воскресал, это как зелень поднимается. Даже была такая из пепла восстающая птица феникс, но на самом деле ничего этого не было. Но какое отношение имело сие к ним? Никакого, просто событие. А к нам воскресение Христа имеет самое прямое отношение. Возмездие за грех – смерть, а мы все до одного грешники. В беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя. И вдруг – исполняется пророчество, обещание Христа, рождается на земле Сын Божий, который бессеменно зачат, без греха.

Откр.15:4 – «Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои».

И Он, как Агнец невинный берёт на Себя грех мира, и Он умирает за грехи людей. В церковь с 4 века совершенно неправильное понятие вошло: спасение в церкви общее, коллегиальное. Я пришёл в церковь, я здесь спасусь. Сектанты сегодня весь упор делают на личную веру: «Иисус за меня умер, я верю, Он взял мои грехи». Но сектант вне церкви. И там заблуждение; но заблуждения и здесь у нас.

Как вера без дел мертва, и дела без веры ничего не значат. Надо это соединить. Нужна проповедь и нужно правильно рукоположенное священство. Благодать призывающая, благодать обращающая и благодать освещающая. Точно так и здесь. Вне Церкви нет спасения, но в Церковь вошедший человек должен осознавать, что его привлекла лично его вера. Протестантизм нажимал только на один конец – лично моя вера вводит меня лично в контакт с Богом, я лично имею отношения с Богом, я с Ним разговариваю. Так Писание учит, но не говорит ли, что лично моё общение с Богом вне корабля Христова, вне церкви – неспасительно. В этом роковая ошибка всех сектантов. Вне Церкви Христовой нет спасения; не просто Бог принёс спасение, но спасение в Церкви. А где Церковь? Там, где есть трехчинная иерархия, законно рукоположенная, и идёт по нисходящей линии до Апостолов.

4 августа церковь отмечает память семи ефеских отроков. У Господа все разнаряжено и Он знает, когда какая будет обстановка. Плохая будет обстановка, когда люди не будут верить в Бога, отступят от Бога, а кто будет немного верить, в монастыри пойдут. И вот в это время, там где-то, в Симбирске, родится Володя, и вот этот Володя будет громить монастыри. Всё на своё время у Бога назначено. А родился бы сегодня он, то ничего бы и не было.

Сегодня некоторые не знают, кто такой Ленин. В школах спрашивают: Кто такая Крупская? – Коммерсантша какая-то. Ученики вообще даже не знают. Это удивительно, как всё быстро стирается в памяти. И Господь знал, что придет время, когда люди настолько онечестивятся, что потеряют представление о будущей жизни. Да ладно бы так, это и понятно, охота жить на этой земле. Но епископы православные настоящие, церковные епископы потеряли веру в воскресение из мёртвых. И Господь избрал семь ефеских отроков, во времена языческого гонителя Декия, это 249-251 год, и сотворил с ними чудо. Семь молодых офицеров, которые не поклонились идолам, в одной пещере скрылись и уснули на 200 лет, почти 200 лет спали. И Бог их воскресил, то есть они были мертвые.
И он их воскресил, и они явились, во времена Феодосия младшего, и епископы обратились к Богу. Епископы православные уверовали, что есть воскресение мёртвых; оказывается, наши епископы, если только верить им, они ещё не совсем далеко ушли. Ладно, они с властями, торгуют табаком, водкой, но: потеряли представление о воскресении из мертвых. Если чем попало занимаемся, это тоже означает, что на бытовом уровне мы потеряли представление о воскресении из мёртвых. Что всем надлежит предстать на Страшный Суд, то поэтому все дела свои очень четко раздели, лево и право, что за чем следует. Вот представьте себе, что сегодня сказали бы: завтра воскресение, будет свидание со всеми, кто лежит на потеряевском кладбище. И они встанут в здоровом тридцатилетнем возрасте, в том одеянии, в котором жили, в том сознании, в котором они жили, и к нам сюда придут. Конечно, мы бы их удивили нашими компьютерами, машинами, они бы смотрели: а как она катится? Колеса крутятся, а лошадки нет. Они бы очень удивились, как самолет пролетел, и след облачными полосами оставил. Они бы от страха попадали; да ещё в мобильник заговорили. Они сказали бы: «Заговариваются люди на земле, разговаривают, а никого нет».

Но если бы они нам рассказали, что они видели, мы бы в обморок упали. Что они видели? Один плакал и рыдал, когда в Житиях святых написано: когда его воскресили, то он ревел и кричал: Братья, только настоятеля слушайтесь и молитесь Богу. Ни о чём не хотели говорить, плакали и плакали. А когда праведника воскрешали, то он не хотел этого, просил Бога: только не возвращай меня в тело моё. Потому что душа должна войти в это гниющее, тленное тело. Вот вообразите: завтра, у нас в Потеряевке сколько людей новых было бы, если бы все с кладбища сюда подошли? О чём бы мы их расспрашивали? Конечно, они всё бы не рассказали, но, однако, кое-что поведали бы нам. Это большие проповедники были бы, очень большие. Богач, который мучался в аду, он заботился не о тех проповедниках, которые на земле, а о тех, которые в преисподней.

Лук.16:24 – «И, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем».

Господь говорит: самые лучшие проповедники – это книги – у них есть Моисей и пророки. Не Моисей, а Моисеев закон. И не пророки живы, у них их не было живых, а книги пророческие, вот, что самое ценное. Нам не надо завтра ждать с кладбища, нам достаточно открыть Библию и мы отсюда всё узнаем. У нас есть Жития святых, которые говорят о загробном мире очень подробно. Вот что заложено в субботнее, иначе сказать: в воскресное евангельское чтение. Читая о воскресении Иисуса Христа, мы должны представлять, что Христос воскресший дарует и нам воскресение. А отсюда даёт на целую неделю, вернее сказать, на всю жизнь, что дальше с нами будет. Мне приходилось встречаться с несколькими людьми, которые умерли, лежали в гробу, получили свидетельство о смерти, а потом воскресли.

Такая была Клавдия Устюжанина, Крупская – 96, в Барнауле жила, я у неё несколько раз был, беседовал. И немец Дик Василий – у меня запись его была, как он умер, как он лежал с женой, и в это время стена открылась, и он видит, что идёт человек. И человек этот подошёл, а Василий не знает. «Я был агитатор коммунистический», он руководил ансамблем каким-то. «Идёт этот некто, а у него большой шприц в руках, ударил меня в большой палец ноги, и игла прошла через всё моё тело, и я почувствовал, как я заваливаюсь, и жена поняла, что я умер». И дальше было открыто ему, как он в гробу лежал, и он слышал, как о нём товарищи говорили.

Но чем закончится дальнейшая жизнь воскрешенных людей, мы не знаем. Мы только знаем, что когда люди воскресают из мёртвых, к ним отношение тоже бывает разное.

Иоан.12:9-10 – «Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мёртвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря».

Такое отношение, чтобы никто ничего не знал. Точно такое же отношение к Священному Писанию. Кто знает Библию, тот таких людей ищет, любителей чтения Библии, а другой ищет её изничтожить или же исказить ложным толкованием. Священное Писание говорит:

Откр.20:6 – «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет».

Чтобы иметь воскресение второе, нужно пройти через первое. Первое воскресение – это уверование в Иисуса Христа, принятие Христа верою, жить во Христе, поверить, что за тебя умер Христос, что именно за меня Он умер, за мои грехи, Он меня омывает кровью Своею. Я к Нему говорю: «Вот я, Господи». Не «мы», но «я». Что повелишь мне делать? Апостол Павел говорит о трёх движущих силах на земле, о вере, надежде и любви, и говорит о временности веры. Будет время, когда сказано будет: надежда кончилась.

Рим.8:24 – «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?».

Но Любовь пребывает вовеки. И самая высшая Любовь явлена была на кресте, на вершине Голгофы.

Песн.2:4 – «Знамя его надо мною — любовь».

Сразился Царь Мира Воскресший Господь, со смертью. Он воскрес, Он победил смерть, и в конце Библии читаем:

Откр.20:14 – «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая».

Это мы всё должны помнить каждый раз, когда слышим о воскресении нашего Господа Иисуса Христа, одержавшего победу над смертью, даровавшего нам жизнь вечную. Как только начинается воскресное чтение, сразу представляем – Христос воскрес, смерть побеждена, небо открыто и мы уходим отсюда. Люди, которые за нами будут жить, они нас не будут помнить всегда, но они будут слышать в каждое воскресное чтение Евангелие, как воскрес наш Спаситель. И это вера в воскресение объединяет нас, оно сродняет нас. Вот мы сейчас смотрим друг на друга: эта молодежь подрастает, этот стареет. Человек верит в воскресение из мёртвых или нет, это легко определить по тому, говорит он правду или нет, смиряет он своё тело или нет, работает он над своей душой или ему безразлично?

1Кор.6:10 – «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют».

Если веришь в воскресение из мёртвых  всему поставь предел. И друг другу должны помогать. Заметил, что человек делает дела смерти, подойди и скажи: Брат, эти дела ведут к смерти, воскресший Христос будет искать тех, которые сродственны ему.

Великий наш Бог и сегодня нам напоминает через Евангельское чтение, чтобы мы подготовились к вечному и славному Его воскресению и к нашему воскресению во Христе Иисусе. Аминь.

Так почему ж при жизни не ценили
Пророка Моисея, как вождя?
Волна любая, крокодилы Нила
Могли легко сглотнуть корзинку и дитя.

Кто сотворит Египетские казни,
Заговорит на равных с фараоном?
Евреи не познают Пасхи праздник,
И пятикнижие не выдаст, как патроны.

А тени двигались, судили Моисея,
Рассматривали все его дела, ошибки.
Тьмы недругов засадою засели,
И если бы смогли, то жезлами зашибли.

Их обвинения на мне висят бульдогом -
Угрозы из пустыни перешли на север;
Пытаюсь избежать, и их молву-острогу
Божественный в судах отклонит ветер.

И у Давида недруги-шакалы
Охотятся за лирой и псалмами;
На след не вышли, ночью не напали,
И он на клиросе новозаветном с нами.

За что такая ненависть бурлила?
Водоворот затягивал несчастных,
Беглец над пропастью простёр молитвы крылья,
Аман на виселице вынужден качаться.

У всех святых гонителей не счесть -
Они себя все правыми считали;
Сразить гонимого охальникам за честь -
Клыки звериные они сегодня скалят.

Не будь тех праведных пророков и вождей,
Преследователи б мирными казались.
Не будь целительных и вовремя дождей,
Не обнаружилось бы у крапивы жало.

Выходит, каждому отмерено своё,
Склоняться ежечасно влево-вправо?
Живой источник нужен, разбитый водоём,
Вино с бальзамом или же с отравой?

01.09.2004. ИгЛа (Игнатий Лапкин)

Список всех проповедей

709