размер шрифта

Поиск по сайту




Попечение о плоти

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 31



03.01.09. Рим.13:13-14 - «Как днём, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти, но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти»;. Это послание Апостола Павла к римлянам. Мы можем представить себе, как в личном общении он их учил; как он заботился о духовном и нравственном состоянии своих общин. Он обошёл с проповедью многие земли, но было определённое место, куда он всё время возвращался - это Иерусалимская община. Он заботился о том, чтобы люди, окружающие христиан, сразу могли заметить, что у них всё по-другому. Время показало, что не одним человеком строится и семья, и Царствие Небесное. У Иоанна Златоуста был учитель Ливаний - очень большой философ. И что он отметил в христианах? Он смотрел не на их мужество во время мучений (как Екатерину мучили, Варвару и др.) - это всё будет и дальше. Но для себя он заметил главное: «Какие жёны у этих христиан - это образец!»; Этим он подчеркнул, что они были не такие, как у язычников. Ну а какие у язычников, вы же видите? Другой раз она едет в трамвае или в автобусе и так поносит мужа, что хочется на следующей остановке сойти, чтобы только не слышать этого позора. И она не обращает внимания на людей, никого не стыдится.
Ни одна мусульманка за 1300 лет не сказала своему мужу столько, сколько наша русская наговорит. В своём послании Апостол Павел перечисляет явные грехи и предостерегает римлян не предаваться им, но вести себя благочинно. Слово «благочиние»; означает стройный порядок. Сегодня, если обратиться к священникам и спросить их: «Вот вы читаете на богослужении это слово, а вы требуете от христиан, чтобы у них было благочинно?»; Что они могут требовать, когда такой базар в церкви? Любой с улицы заходит и к причастию с сумками лезет. Люди даже тут ничего не знают, а Апостол Павел объясняет, как они должны себя вести за пределами храма. В церкви-то ещё можно что-то узнать, подойти, спросить человека. А когда он из храма вышел, он становится совершенно бесконтрольный. Спросишь: ну а верующие гуляют? - У нас разрешено выпить, у нас не запрещено. - На всё есть ответ. Павел пишет, что не будем предаваться пированию и пьянству. - Ну а пиры у вас бывают? - Как же, вот только Новый год встречали. - Прихожане любого храма в этом участвовали. А спросишь: как встречали? - Ну как все, как должно. - То есть обтекаемыми фразами стараются прикрыть, что пили, гуляли, танцевали, поста не соблюдали. А ведь этот праздник, который отмечают по гражданскому календарю, всё-таки не на месте стоит. По-старому стилю его хотя бы отмечали после Рождества. И под этот праздник много набирается грехов разных. И напиваются люди; пьют женщины и даже дети. И дальше - сладострастие и распутство. Если нас сейчас начать судить за это по законам Ислама, по законам Иудейства, то мало кто останется в живых. У них закон гласит так: если родилась девочка, то воспитать её в целомудрии и отдать хорошему мужу. Забота должна быть, чтобы она осталась девушкой до свадьбы. - А если не так? Мало ли, что не бывает - это же жизнь. - Да бывает, только вы заранее приготовьтесь, в доме у вас будет покойник. - Но это же жестоко. - Вы можете как угодно рассуждать, но они соблюдают свой закон. У них строгие меры наказания, поэтому пьяниц нет - они их казнят: отрубают им голову. Я поинтересовался: какая статистика? - Да за последние 10 лет 130 человек казнили. А у вас как? - А у нас статистика заниженная, но речь идёт о сотнях тысяч пьяниц и о миллионах, погубленных душ: бракодельство, аварии на дорогах, поножовщина.
И далее в послании речь идёт: не предаваться ссорам и зависти. От чего возникает ссора? От того, что каждый настаивает на своём. Причины-то ссор разные бывают, особенно в семьях. И всё они авторитет поделить не могут: «Ну а кто всё-таки должен в семье главным-то быть - свекровка или сноха; муж - или жена?»; Так в церкви-то эти правила давно уже Апостолами установлены: 1Тим.2:11 - «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем»;. Какие суровые слова. А на самом деле это означает, что есть начальник и есть подчинённый. Без этого армия не может существовать. Где нет авторитета, там ничего нет. И ни одного письма жена чтобы не отправляла, пока муж в конце не поставит: Аминь. А зависти у людей сколько! Ну а почему завидуют? Причём этот грех такой, что люди в нём не сознаются: «А я не завидую. - Он не умнее меня, и положение у него хуже, и зарплата меньше. Чего бы я завидовал-то ему?»; - А ведь завидуешь. В Библии много таких примеров есть: Деян.7:9 - «Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним»;. Они завидовали, что он был младше их, что отец его любит больше, что он приобрёл ему разноцветную одежду и др.. Мрк.15:10 - «Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти»;. Хоть они и доказывали Пилату, что Иисус богохульствует, но он сразу определил, что они предали Христа из зависти, а не потому, что Он назвал Себя Богом. И Апостолу Павлу пришлось пострадать от завистников: Деян.13:45 - «Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел»;. Зависть может довести человека даже до убийства. Почаще размышляйте об этом. И далее читаем: «но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа»;. А «облечься в Господа»; - фраза вообще непонятная. Облечься можно только в одежду. Но это означает облечься в саму жизнь Христа, во всём подражая Ему. И тогда всё, о чём мы читали впереди: ссоры, пьянство, зависть и др. - отпадёт само собой, оно не пристанет к нам. Облечься в Господа может только человек, рождённый свыше. Облечься в Иисуса Христа - это право даётся только тем, которые родились от Духа Святого и живут в Духе Святом. Это главное, что должно быть. И вот сегодня я читал рекомендации, как вести себя в церкви, и не где-то, а в храме Христа Спасителя. На первом месте стоит - здесь надо исповедоваться; священникам дано право отпускать грехи. Никто с этим и не спорит. Но несколько строчек прочитываешь и опять: только батюшкам даётся право отпускать грехи и т.д.. То есть ты греши, делай что хочешь, но главное - чтобы ты пришёл. Им нужно в храм человека заманить, – по-другому не скажешь. Ни одного слова нет в этой рекомендации о смерти Иисуса Христа, о Его жертве, о рождении свыше. Ну ясно, что если такую памятку раздают, то она проверена на десятки раз. Эту памятку могут раздавать в любом храме - она бесплатно даётся. Но в ней нет ничего такого, что бы тронуло души людей. Я думаю, что это отражает тысячелетнюю позицию церкви на Руси: приди в храм, чаще исповедайся и чаще причащайся. Это главный лозунг был. И они из этого положения не выйдут.
Кто будет патриарх, мы сегодня не знаем, но главное, чтобы он был рождён свыше, чтобы был движим Духом Святым. Если этого не будет, то его можно менять каждые 4 года, как президента. Потому что люди понимают, что от этого толку никакого нет, хотя раньше за него голосовали - нужно нового избирать. А ещё 4 года прошло и снова люди разочаровались. Но Христиане за 2000 лет не разочаровались в Иисусе Христе и не устали веровать по Его заповедям. 1Кор.6:9 - «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют»;. Вот почему, а не потому, что тебя милиция поймает. У нас и законов-то таких нет, что нельзя жене изменять, что нельзя напиваться. А сколько раз жениться можно? - Нигде не написано, хоть 100 раз женись. И ещё говорят, что у нас закон нравственный. Более безнравственного закона трудно найти. Дают статистику: через один год больше половины браков распадаются. А ведь любили друг-друга, ухаживали, обещали всю жизнь быть вместе. Государство наше разваливается. Апостол Павел говорит, что такие Царство Божие не наследуют. Конечно, пьяница в этой жизни теряет многое - его выгонят с работы, он лишится жилья и семьи, но самое главное не в этом. Пусть никто не пьёт, будут жить прекрасно, заниматься спортом, слушать музыку хорошую, но он грешник. Культурный, но грешник и он пойдёт в ад. В плане спасения нет никакой разницы: один пьёт, другой - не пьёт; не примирившись с Богом, они оба попадут в ад. Главное - облёкся ли он во Христа. 1Иоан.2:6 - «Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать так, как Он поступал»;. А чтобы знать, как Христос поступал, надо исследовать Евангелие. И надо вопросы ставить: «А вот в этой ситуации как бы Господь поступил? А если бы Иисус был здесь, то что бы Он сказал? А моя жизнь угодна ли Ему?»;
1Пет.2:1-2 - «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие»;. Это все Апостолы одинаково говорят. Сегодня, если бы по этим критериям стали бы священники проверять, кого на исповедь принимать, то некого было бы. Когда пост, то священники сильно загружены - волной люди идут. А живут-то не по христиански. Ты его не имеешь право исповедовать - это десятки раз уже было и ничего не меняется. А даёт ли он обещание исправиться? - Не даёт - вот в чём всё дело. Как Иоанн Лествичник говорит: «Господь не спросит нас - творили ли мы чудеса, богословствовали ли, умели ли проповедовать? Он спросит - принесли ли мы истинное покаяние?»; Покаяние - это означает обращение от греха, поворот в другую сторону: Деян.3:19 - «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши»;. Мрк.1:15 - «и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие»;. Сначала надо покаяться - нераскаянный человек не может вместить Евангелие. Я разговаривал с одним архимандритом, который говорил, что они иногда исповедовали 14 часов подряд. - Ну и что? - Одно и то же. Всех мы конечно не знаем, но большинство людей одни и те же. Бесноватых - море. И всё они к иконам лезут, протирать их приходиться. - Ну и какой успех от исповеди, есть изменения к лучшему? - Никакого. Это его свидетельство. Одно и то же год за годом. Посмотрите, вы приходите на исповедь здесь, какие у вас изменения? Ну бывает лень, где-то позже встал - ты себя по более жёсткой сетке проводи. Ну а главное то, основные грехи наши - чем мы от мира отличаемся? Или всё везде ради выгоды, а без неё шага не сделаю. А ведь человек сегодня так и живёт, а говорит, что он верующим стал. Кто это может подтвердить? В первую очередь это заметят родные и близкие, родители с которыми ты жил и скажут: «О, когда он был неверующий, что он вытворял, а сейчас совсем другой человек стал»;. Значит делают различие? - Да. - И на работе все заметят и будут спрашивать - А ты что разве больше не куришь? - У верующих этого нет. - А ты что больше не сквернословишь? - Мне даже в мыслях это не приходит и т.д. То есть - это облечение в Иисуса Христа.
1Пет.2:12 - «и провождать добродетельную жизнь между язычниками ( не в монастыре, а тут среди людей - прим.), дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения»;. Они обязательно это увидят. Ты же не будешь кричать: «Смотрите, я христианин, я поступаю правильно»;. Жизнь во всём будет правильной, причём без натуги будет идти. Это совершенно естественно. 1Пет.2:2 - «как новорождённые младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение»;. А вот теперь нам даётся и рецепт, каким образом мы можем возрасти во Христа - пить чистое словесное молоко. Так ведь и требовать священникам от людей нечего было - тысячу лет на Руси это молоко не давали. Я воплю об этом непрерывно в каждой проповеди. И покаяния в этом не было по сегодняшний день, ни на уровне «собора»;, нигде, что Слово Божие было спрятано. А ведь писали богослужебные книги, такие толстые. Вы посмотрите у старообрядцев - ещё с тех времён сохранились - какие у них прочные железные застёжки, какие твёрдые деревянные корки. А Евангелие? - Нет Евангелия на родном языке. А как же призыв благовестия? - Нет призыва. И это не год, не два, а тысячу лет. Нельзя быть таким безумным, чтобы самого себя и жизнь своей страны не исследовать - за что Господь попустил такое. Часто в газетах встречаю удивление - как так? Вся Россия была православная и в один миг пошла за человеком у которого ничего не было. Ленин до революции всего только полтора дня работал адвокатом, защищал кого-то. У него и стажа-то никакого не было. Он мог только обещать. А что обещать? - Вот у богатых отниму, а вам - дам. Ведь люди-то пошли за ним православные. А православные-то должны были сказать ему: «Как отнять? - На чужое посягать нельзя! Ворованное брать - грех»;. А только услышали лозунг: «Грабь награбленное!»; и сразу бросились исполнять. И в первую очередь пострадали священники. У коммунистов стояла задача - «Как класс священство должно быть уничтожено!»; На Алтае здесь этим занимался Рогов. Он заранее узнавал по сёлам - кто священник. Потом их забирали ночью, увозили в лес и забивали насмерть колотушками, даже не стреляли. Это сейчас официально всё пишут. 170 священников вытащил ночью из мягкой постели и убил. Но ведь допустил это Господь. Они боролись с молоканами, боролись со штундой - знали с кем бороться. Иоанн Кронштадтский - даже не выскажешь, какой это был умница, как он умел себя исследовать – и как же он мог этого не видеть? Ведь к нему со всей страны люди шли. Да если бы он каждому говорил: «Знаете, ребята, вы уж постарайтесь сэкономить деньги, купите Евангелие, да пойдите в мир, как книгоноша у Достоевского и проповедуйте людям»;. Никогда этого не было. Человек, который любил Бога и он этого не знал. А если знал, то почему он этого не делал? Почему не образовывал кружки по изучению Слова Божия? А Серафим Саровский - умница, святой, почему он криком не кричал, что Россия ушла от Бога? Люди не знают истины, народ от Бога очень и очень далеко. Вот даже сейчас некоторые люди заходят в Интернет и говорят нам - Неправославный ваш сайт, потому что нет благословения. - Да вам не важно - есть на это от Бога благословение или нет, лишь бы здесь звание было архи: архиепископ, архимандрит, митрополит. патриарх и т. д.. Да вы по Евангелию сравните. - Зачем? - главное благословение. - Вот это и есть - возлюбили уставы человеческие. Иоан.12:43 - «ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию»;. Таких людей очень легко было повести в любом направлении. И в первую очередь ударили по авторитету священников: священник живёт лучше вас, а не работает, и люди пошли грабить.
Тут особого ума никакого не надо было, чтобы понять - рано или поздно это должно было случиться. Предупреждали: будете гнать евреев - они все потянутся в революцию. Так и получилось. Но стояли на своём: «Бей жидов, спасай Россию»;. А если бы все заботились, чтобы к евреям пойти с Евангелием и сказать: «Это от вас Христос пришёл, обещанный тысячелетия назад Мессия и мы русские его приняли, и как мы вам благодарны, что вы сохранили для нас святую Библию»;. Да сегодня, завтра, послезавтра ходили бы к евреям, как Феодосий Печерский. Каждый вечер он посещал еврейское поселение, видел их злобу и готов был к тому, что они могут его распять. Он говорил: «Мне так охота умереть смертью моего Господа Иисуса Христа»;. Вот что значит истинно верить. 1Фесс.4:12 - «чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чём не нуждались»;. Ни в чём не нуждаться - это в материальном плане. У нас должно быть всё своё. Никогда к соседям неверующим не ходите ни за ситом, ни за решетом; ни за граблями, ни за лопатами на даче своей. Никогда! Я видел: баптистка одна на огороде руками раздавливала комочки земли. Я её спросил, зачем она это делает? - Да я грабли забыла.- Так сходи к соседям. - Да ты что, люди кругом неверующие, зачем я пойду? Лучше руками разомну. - Поступайте как прилично святым. По пустякам к людям не обращайтесь. Конечно, бывает нужда заставит, как говориться: «алычу есть»;и к неверующим пойдёшь. Но в обычной-то жизни не будьте потребителями. Вы думайте лучше, как дать другим.
1Фесс.4:3 - «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда»;. Сколько раз мы читали эти слова: «Воля Божия»; А в чём она выражается эта воля? И апостол Павел поясняет нам: 1Фесс.4:4-5 - «чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога»;. Если сказать коротко: воля Божия в том, чтобы мы жили свято. А чтобы жить свято, мы должны быть движимы Духом Святым. Человек, который живёт по своей воле, не движим Духом Святым, никогда не сможет жить нравственно. Сир.24:26 – «Страх его — только глаза человеческие»;. А где не видит никто, там он поступает уже как хочет. 1Фесс.5:17 - «Непрестанно молитесь»;. В этом наша сила. 2Иоан.1:4 - «Я весьма обрадовался, что нашёл из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца»;. Ходить в истине - это значит иметь правильное учение и быть в Церкви. А быть в Церкви - это не только подчиниться авторитету священника. Я, когда обратился к Богу, сразу начал исследовать - какие есть учения, где я должен остановиться. Да, я узнал Евангелие; но там, где я уверовал, было 4 секты, которые тоже веровали по Евангелию. Но с кем я должен быть? Там были баптисты и католики и я сразу начал изучать их учения. Смотрю: то - не церковь, другое - отступление. Так ведь и у нас в православии отступление. Ну конечно, большую роль сыграло то, что я родился в этом. Я был православный, знал как молиться, как креститься. Но я не нашёл то, что здесь нельзя спастись - вот что меня здесь задержало. Если бы не пункт о священстве, то я ни одного дня православным бы не был. Я часто об этом говорю. Меня спрашивают: «Ну как же так?»; - Да вот так, у нас не за что зацепиться. Если нет Евангелия, то всё кончилось. У меня тогда не было никакого авторитета, чтобы людям доказывать что-то. Когда мне в руки попали толкования святых отцов православной церкви, то я сразу понял , что ни в одном учении больше этого нет и это определило мой выбор.
2Пет.2:13-14 - «Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия»;. Вот характеристика этого мира. А люди говорят: «А мне нравится такая жизнь. А что в этом мире плохого, там тоже есть хорошие люди. Бывает, что и неверующие люди ведут себя лучше, чем верующие»;. Я такие слова слышал от одной православной женщины. Я ей говорю: ты веришь, что то о чём мы с тобой разговариваем, Бог тоже слышит? Она говорит: «Да»;. - Тебя ждёт то, что ты уйдёшь в мир и там будешь наказана. Всё так и случилось. Прошли годы, она стала совсем неверующей, была обманута, брошена и теперь это старая, никому не нужная развалина. Человек, даже слабый в вере он всё равно охватывается благодатью присутствия Духа Святого. Он просит Бога, чтобы поступить по совести, чтобы не огорчить ближнего. 2Пет.2:18-20 - «Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого»;. Как мы должны ценить то, что нам Бог дал, и назад никогда не тянуться. Ну ты же жил там, видел как там плохо; но нет, смотришь он опять с мирскими людьми время проводит. Человек, рождённый свыше страшится всего мирского, как будто бы там змея. Он понимает - там смерть. Не важно, кто это - родные, близкие, если они не верующие.
Кол.1:10 - «чтобы поступали достойно Бога, во всём угождая [Ему], принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога»;. Уже делаешь добро, а всё думай, как лучше Бога познать: Его качества, Его любовь, Его заботу о нас. Задача-то какая перед нами стоит - познавать Бога! Обычно человек познаёт специальность на работе. Когда люди собираются переезжать, они узнают какое будет жильё, кто соседи. А мы идём на небо, поэтому мы должны знать какие там жители, какой порядок, какой Хозяин. Зайдёт Хозяин, не просто так, а за стол сядет. Он будет смотреть - кто зашёл не в брачной одежде. Как я должен заботится об этом, чтобы прийти достойным. День и ночь надо вопиять: « Господи, я ведь Тебе молился, думал, что буду спасён. А если я окажусь не в брачной одежде?»; Мф.22:13 - «Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов»;. Это я могу оказаться. А где эта брачная одежда должна быть получена? И как я её сберегу? А вся наша праведность, как запачканная одежда. С какой скромностью надо жить во Христе. Кол.1:10 - «чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая [Ему], принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога»;. Кол.3:5 - «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение»;. Ну блуд - это понятно, что плохо. А любостяжание, приобретение - т.е. мало, надо удвоить - вот это и есть идолопоклонство. А идолопоклонники Царствия Божия не наследуют. Идолом может быть , к чему я привязан более, чем к Богу. Мы хорошо должны это знать. И вот люди, получая послания Апостола Павла, как они смотрели друг на друга? Я мысленно себе это представляю, как будто нам пришло это послание, мы колоссяне и есть. И он нам пишет: жить нравственно, честно. - Ну а как это сделать, когда мир нас засасывает? - Нужно облечься в Иисуса Христа. Как они наверное запереглядывались все. - Мы прилично одеты, по форме, не как мирские люди. - А оказывается это ещё не всё. Облечься в Иисуса Христа - это облечься: в готовность благовествовать - обувь ещё должна быть; в праведность - всё вооружение у тебя должно быть. Зая это по Слову Божию, мы тогда можем сказать: «Господи, проверь меня. Мне кажется, что я облёкся в Иисуса Христа. Да не обольщу я сам себя. Одень меня, очисти и доведи до Твоего пиршества»;. Аминь.

«Бедность не порок»; – пословица гласит,
Порочным и ленивым оставивши лазейку.
И нежится и тешится природный паразит,
Не пашет во время и ревностно не сеет.
Отходит он в отхожее ненужным,
К нему за помощью никто не постучится.
В его жилище вход нуждающимся сужен.
Запачканного здесь не преобразуют в чистых.
Есть нищета телесная, причины есть тому:
Нужда, пожар, воры и ограбленье властью.
Заплаты нет хотя бы починить суму,
И мало кто житьё таких сумел подсластить.
Строкой бегущей праздничный обед,
Хотя, трудясь, так редко просыхает,
И не даётся грамота, приходится корпеть, –
Вы видел таких, не раз о них слыхали.
Так помогите же, ослепшие в богатстве,
Услышьте же, оглохшие от воплей!
Не принуждайте алчущих вновь за дубины взяться –
Внезапно революция и ваш гарем потоплен.
Но в бедности телесной разбогатей духовно,
Истраться на молитву, Писание исследуй.
Провозгласят богатым уже не ради хохмы,
К твоим столам потянутся за истиною следом.
Бедность не порок... К нам истирай порог,
Мы с Соломоном мудрости духовной испросили.
И столько заготовили своим потомкам впрок,
И не знакомым только, но для всей России.
С любовью уделяй по малому и в малом,
Рука твоя дающая, никак не оскудеет.
В паломники пробьёмся со вселенским Павлом.
Обогативший мир, по плоти был так беден.
Обогащает Бог... И в бедности богатый
Найди себя беднейших и разорись на них,
Есть в «Житиях»; примеры, богатство вдруг подкатит, –
Мы слышали и видели не только лишь из книг. 28.01.09 ИгЛа

Список всех проповедей

174

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: