размер шрифта

Поиск по сайту




Не оставайтесь должными

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 29

Указатель: Рим.13:8

04.10.08. Рим.13:8«Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон»;. Какие тут глубины богословия? Одна воля во Христе или две; от кого исходит Дух Святой – от Отца или и от Сына? Века проспорили, а самое главное, что Бог спросит на Суде Божием, в народе понятия о том нет. Не оставайтесь должными никому ничем. Из-за чего революция? Что-то не додали, теперь мстить, целое сословие смести надо. Одна злоба идёт. Бог есть любовь. Иоанн говорит: «Будем любить друг друга»;, - и причина та, что Бог есть любовь. Будьте святы, но как? Образец – как Бог свят. Кажется, о любви вообще говорить нечего. Люби, и всё. А вот любовь-то больше всего и требует пояснений. Где она, любовь? И какая? Если бы сегодня любовь по правде стали нам оказывать наши ближние, мы бы застонали от этой любви. Самые близкие! Мы читаем «Жития святых»;. Вот Филарет Милостивый – человек-любовь. А ведь если бы с ним кто был рядом, они бы возопили: и не приведи Бог, рядом с ним жить. Кто бы ни пришёл, всё отдаёт. Ну, возрази, а он святой такой муж. Попросили молока. «Чего каждый день ходить, возьми уж корову»;. Да дома-то свои ребятишки. Он всё по любви делает. Филарет Милостивый, так и прославляется он. «Там телёнок что-то ревёт»;. «Так ты с телёнком забери»;. Телёнка отдал. Семена отдал, вернулся, поле незасеянное. Ребятишки ревут. Ничего нет, а он приходит, смеётся: «Накормите, пусть уж не как отца, но хотя бы как странника. Странников-то вы кормите»;. Ты только вообрази, к себе примени это всё. Так поступал он правильно или неправильно? Если правильно и праведно, то нужно сегодня же и начать ему подражать. Поэтому просить у человека, который любит, очень опасно. И об этом нам тоже не объясняют. Бывает, такой человек простодушный, он всё отдаёт. А ведь тот, кто берёт, перед Богом-то делается ответственным. Он его родных детей оставил сиротами голодными. Ты же знал, к кому ты идёшь, у кого просишь! У него уборка хлеба, зерновых, и ты обратись к нему, и он сейчас же тебе урожай отдаст. Он Филарет Милостивый. Поэтому никому не оставайтесь ничем должными, а это очень непросто выполнить. Надо припомнить, где кого обидел чем. Я всё припоминаю и думаю: тот человек был старше меня. Мне-то семьдесят уже, а тот умер уже, и я ему уже не воздам никогда. Я не говорю о родителях, перед которыми мы виноваты. Там не послушался, тут оскорбил. Никому ничем должными. И кто со мной расстался, всем я должен. Я любовь до конца не оказал. По отношению к себе-то не надо помнить.
И Апостол Павел говорит: Рим.13:8 – «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон»;. Просто-то как! Закон по объёму статей в нём – большой. Закон гражданский люди изучают пять лет – юридический институт. Не на правде закон этот, несправедливый, но он – закон. Закон есть закон - выражение такое есть. А у нас закон: люби ближнего. И прежде чем узнать, как любить, выпроси у Бога на это милость. Человек несмиренный не может любить. Там, где нет смирения, там тьма, и это хорошо надо себе усвоить. Смирение – мать всех добродетелей, а добродетель идёт от любви. Но перед кем смиряться? Жена перед мужем! А муж перед женой? А дети – мальчики, девочки – и кто кого должен слушаться? Какая огромная работа у нас должна проходить в душе. По любви я поступил или с нелюбовью? И как потратить заработанное? Но как потратить то время, которое Бог отпустил? Кого приобретаем друзьями? С какой выгодой? С какой целью? И по любви это делаю или нет? Никаких подобных вопросов у неверующего нет. Верующий человек – это глубоко эрудированный человек, он во всём разбирается. Когда-то вождь коммунистов сказал примерно так: «Коммунистом можешь стать тогда, когда овладеешь всем, что достигло человечество»;. Но ни одного такого коммуниста не было. А мы можем сказать: «Христианином можно стать только тогда, когда постигнешь, что такое любовь»;, – это определение из Священного Писания идёт. Что нам говорит Сам Бог о любви, вот что важно, а не то, как принято любить. Бабушки в детях потерпели катастрофу – большинство. Не воспитали, недодали, и больно о том говорить. А во внуках вот теперь уж я отыграюсь, уж тут я вроде бы успех гарантирую. А на внуках вы вообще никуда негодны – сюсюкаетесь с ними, шоколадками закармливаете. Как правильно любить, Бог нам скажет. Смотри, что Писание говорит. Не оставляй малого без наказания, открой ему уши. Я вам сколько говорю: ребёнку на каждый день давайте на картоночке написанное из Библии. Спрашиваю: сделали? Не сделали, а неделя уже прошла. Неделя ушла навсегда. Это ваш ребёнок. Почему не сделали? Картонки нет? У меня есть. Писать не умеете? Придите ко мне, я вам напишу, каждому ребёнку буду писать. Что вы делаете? Вы детей не приучаете к Священному Писанию. Вы любите детей? Не знающий Писания ребёнок будет или уже беззаконник, он не знает закон Божий, он растёт бесстрашным при делании греха. А бесстрашный – это не означает, что он хороший, ибо это преступный, распутный, уже головорез растёт, и его легко на любое дело подобьют. Ему скажут: иди воюй, иди убивай, и он пойдёт легко. Вложи в него Слово Божие.
Сир.31:1 – «Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им»;. «Да что, его каждый день бить?»; Не бить, а наказывать, и ты не подменяй слова. Написано: Пр.13:25 – «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его»;. «Да я ему как дал по уху»;. Вот этого нельзя делать. «Я его за уши оттрепал»;. Сохрани тебя Бог, уши трогать. Уши не для этого назначены, а чтобы слушать закон Божий. Не знаете, что такое розга? Какая длина, какой толщины прутья, всё в газете пишут, и её не надо жалеть. Пр.22:15 – «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него»;. Городские люди её покупают. А кто любит, тот, как написано, с утра рано отверзает ему уши. Иер.7:13 – «И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Господь, и Я говорил вам с раннего утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали»;. Первосвященник Илий имел хороших детей. Они окончили, быть может, университеты, по-нашему сказать, академию, они священниками стали, и чем кончилось? Они подвели его, как говорят, «под монастырь»;. Подвели его под ковчег, ибо тогда не было монастыря, а был ковчег. И с ковчегом вместе погибли, и ковчег был взят в плен. Нам Иоанн Златоуст говорит: лекарство было простое, доступное, выполнимое. И всего только три лекарства. Первое, что нужно было – связывать. Ты скажешь: а я не в силах и не могу. Связать, ибо у тебя слуги были, связать надо было их. «Так они священники»;. Ты с кем споришь? Иоанн Златоуст сказал, связать их надо было. А они – попы. Связать. А второе – драть. И очень крепко. А третье? И изгонять. Изгонять из общества израильского. «Но они не послушаются, они ожесточатся, они ночью подкараулят, подожгут»;. Перестань богохульствовать. На твоей стороне Бог. Тогда проявлена была бы любовь. Понимаете, слово «любовь»; не так выглядит, как мы его понимаем. Мы не будет заступаться за родных детей, внуков, когда они стали нарушители покоя, устава, Писания. Когда нам сделают замечание, детям где-то, то ты ещё добавь. Наши родители нам ни одного места Писания не приводили, они не знали его. Нам где-то попало, дома, если я сказал, мать стразу добавит: «А не ходи, не лезь!»; Она добавит тут же ещё. И мы это понимали, что жаловаться нельзя. Я поясняю слово «любовь»;. Мы никому ничем не должны быть, кроме любви.
1Тим.1:5«Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры»;. Для того, чтобы правильно любить, нужны опять три условия. Любовь от чистого сердца. Положи руку, как оно, чистое, нет? А чистое ищет божественного, а не только своё, родное. Конфессиональное или национальное? Нет, но доброй совести. Её просить надо. Чтобы Бог очистил Духом Святым. Добрая совесть у нерождённого свыше не может быть, ибо он – плотской. Доброе сердце – это во Христе. Доброй совести и нелицемерной веры. А нелицемерной - означает, что со всеми одинаково говорит. Для своих, для чужих он одинаково применяет Писание. Да, так; да, мы не правы. «А вы считаете, что в православии всё правильно?»; «Я так не считаю. Правильно Слово Божие»;. «А вас много Бог наказывает?»; «Достаточно. Но я знаю ещё такое, что кого Бог любит, того и наказывает»;. И в этом смысле мы чем-то похожи на Израиля. Говорят: «мальчик для битья»;, – его бьют, чтобы другие боялись. Такова и наша страна. Втор.24:14-15«Не обижай наёмника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждёт её душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха»;. Каждый день зарплату выдавать надо. Это говорится к еврейскому народу. И тем, кто у тебя будет жить, к стране Израиль. А евреи живут в других странах и те страны они ограбили сегодня. Миллиарды каждый год «зарабатывают»; здесь. Что, они этот закон не читали? Сколько же на них сегодня вопиют люди за этот грабёж! Национальное достояние страны уходит за границу и в Израиль. Это все знают, открыто в центральных газетах пишут, и каждый год показывают, где эти олигархи. Да вот только это прочитай: никого не обижай. Твоей внучке нужны миллиарды, но вот этой-то хотя одну тысячу-то надо дать. Ни копейки же не отдаёт. Её одеть надо, её накормить надо. За счёт чего ты богатеешь? Кто тебе нефть качает, кто газ перегоняет, кто трубы варит? Это наёмники. Значит, любовь этими людьми, которые называются олигархами, не оказана к тем, за чей счёт они богатеют. А этот закон прямо был к ним. «В чём мы виновны?»;, – меня спрашивали евреи. В том, что у вас нет любви, что вы закон Божий презрели. Этот закон вам дан, именно вам. А мы-то к нему сбоку подошли. Мы подошли, потому что Христос, нас – язычников – избрал. Конечно, закон целиком нами должен выполняться.
Гал.5:14«Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя»;. А где любовь к Богу? Да в этом и есть, если ближнего любишь, то и для Бога будет. В одном слове заключается весь закон. А сколько же там заповедей? В Торе даётся 613 заповедей, — напоминает Талмуд. — 365 из них (по числу дней в году) относится к «запретительным»; (заповеди «не делай»;) и 248 (по количеству частей человеческого тела) — к «разрешающим»;, побудительным (заповеди «делай»;). И всё в этом заключается: люби ближнего. А кто ближний? Самарянин показал, кто ближний. Все, кто в нас нуждается. Родные, близкие, дальние, враги. Иак.2:8 «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете»;. А если лицеприятно? Ввошёл богатый, знатный, тут мы расстилаем перед ним дорожки, розовых лепестков насыплем. А если не знатный человек, то можно и взашей дать ему. А ты ко всем по-Божески отнесись. «А он – еретик»;. Еретику тем более надо внимание оказать. Не обругать. Канон специальный есть: с еретиками обращаться кротко. Ты считаешь, что ты в истинной вере, а тот еретик? А канон прямо гласит: и окажи ему особую любовь. Когда мы шли по камерам, то к нам подходят с той стороны разные люди. Подходит: «А я чеченец»;. «А я мусульманин»;. Таким мы старались больше дать. У него здесь всё иное: другая пища, другой контингент. Должны сгладить, рассказать о Господе, больше ему внимания уделить.
Мф.22:39-40- «вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»;. Сколько пророков? Никто не знает? Столько-то великих, а столько-то малых? А какие? Может, одного-двух назовёшь, и всё. А в любви весь закон и пророки. Если ты любишь, то в этом весь закон Моисеев – все его пять книг, и все пророки, вся Библия в этом находится и весь Ветхий Завет. Значит, о любви надо молиться. И припомните, какую вы молитву знаете про любовь. Господи, дай мне любви – Твоей любви. Научи меня любить детей – Твоих детей. Научи меня любить правильно скотину – Твою скотину. Всё чудно устроено, всё страшная тайна. Ты каждый день с молоком возишься. А ты можешь объяснить, как оно из травы получается? Откуда там жирность, в траве-то? Никогда не объяснишь, и учёные не могут объяснить. Благодари Бога! А как курочка из всего съеденного яйцо производит? Тайная любовь, Бог окружил нас любовью. Из ничтожного извлеки полезное, другому будь полезен.
Мф.7:12«Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки»;. Рядом у нас лог большой, а за логом были раньше разные поля. Мы пасли там, и я оказался на той стороне, и там стояла сенокосилка. И я пассатижи из ящичка своровал. Маленький ещё был. Прошло уже 60 с лишним лет, а оно всё здесь, в сердце. Нет того человека, и я ему не верну. Он пришёл, а их нет. Отец говорил: узнаю, если своруешь, башку сшибу. И всё равно своровал. Зачем они мне? Я не знал куда их деть, и куда-то забросил потом. Я их своровал. Разве это по любви? Уже столько лет, и всё время напоминает и напоминает Господь. Я бы хозяину сегодня десять купил, отдал, а его нет. На Суде Божием его встречу, скажу: прости меня, вора; страха Божия не было у меня. Пр.3:27-28«Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам»;, когда ты имеешь при себе»;. Старайтесь на завтра ничего не откладывать, что можно сделать сегодня. Маленькими делами не надо засоряться. Быстренько сделал, кто-то просит чего-то, сразу отдал, собрался, отнёс, быстро написал письмо. Некоторые ни одного письма не пишут. Другие пишут, и это всё любовь. А когда замкнулся в себе, только для самого себя живёшь, какая же это любовь? Что-то достал, и как приятно поделиться, дать другому. Рим.13:10«Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона»;. В Риме были евреи, и были римляне, разные язычники, парфяне. Закон же был для всех один. А как нам вот эти неурядицы: крымские татары, украинцы, русские, и к кому Крым относится? Разрешить конфликт можно только по любви. Вот конфликт с грузинами. Это политика, грязное дело, убийства; читаешь, и не верится. Грузины такие же, как русские – православные. И кого расстреливали? Обычно не трогали женщин, девушек. Есть репродуктивный возраст, когда женщина может рожать. Специально выискивали таких молодых и расстреливали. Подобного ни немцы, ни татаро-монголы, никто не делал. Это уже научили их так, специально тому обучали. Нужно было попрать всякую любовь. Ничего нигде нет. Разве это по любви? Рим.13:7«Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь»;. Надо знать опять же, кому оброк отдавать, кому страх, перед кем бояться. «А я никого не боюсь»;. Это не по любви. Ты должен бояться. Не нарушить, - для этого красный свет на дорогах. И Апостол Павел предупреждает нас, чтобы мы подводили итог. Не умереть в долгах. Только бы никому не должным быть. Вот это мы от родителей слышали. «Большой грех – умереть в долгах»;, – нам постоянно родители говорили. Они не ссылались ни на главу, ни на стих, а им передавали по наследству. Ещё раз проверим: кому должен? Не деньги взял, а кто мне добро сделал. Кто подвёз, кто привёз что-то, кто сказал, кто что-то дал. И как подумаешь – везде должен. И пока есть возможность, оказать любовь. И об этом надо Бога просить: Господи, сделай так, чтобы тому человеку я нужен был, чтобы он что-нибудь попросил у меня. А может, я сам увижу как-то помочь. И благословенны те люди, которые предстанут пред Господом ничем не должные, кроме любви. Аминь.

Как грешен и как страшен человек, –
Из-за него природа всюду умирает;
А он смердит, спешит везде успеть,
Владычествует, не имея никакого права.
Гогочут гуси, поднимаясь с кручи,
Домашние, конечно, и тянутся к руке,
В которой нож. Но род их так приручен,
Им повеление от Бога – нас терпеть.
Но мы-то сами как бы трупоеды,
Не видим разве – кровь от нас, страданье.
Скажи себе: «Без мяса на обеде!»;
И чуточку дышать нам легче станет.
Не призываю быть вегетарианцем,
Хотя без мяса сам десятки лет вполне;
Но без толку кричу, средь жирных продираясь, –
Жуют приговорённые стабильно так полнеть.
Без страха утучняют объёмистое пузо,
На бегемота толстого и на свинью похожи.
Вход в Царство Божие на удивленье узкий,
Туда не влезут с толстомордой рожей.
Как много полных, жирных, безразмерных
И среди верующих – колоколом брюхо.
В утробе у обжор где же место вере?
О подвиге такой не слышал и не нюхал.
Смиряю и порабощаю свою плоть, –
На благовестие подвигнуться успешней.
Нельзя же надуваться, словно клоп.
Едва и праведник спасётся! Где будет грешник?
Для грешника оружие: молитва, чудный пост.
Но дьявол рыкающий рядом в виде льва,
Ему постящийся, как волку в горле кость.
Меч обоюдоострый в Евангельских словах.
И свят и праведен искупленный Христом,
Когда он в Церкви истинно воскресший.
Ленивый для спасенья не шевельнёт перстом,
Медузой расплывается утробный грешник. 22.10.08. ИгЛа

Список всех проповедей

283

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: