размер шрифта

Поиск по сайту




Начальник и усердие

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 5
Указатель — Рим.12:8 [Зач.110]

31.07.2005. Сегодняшнее воскресное апостольское чтение - Рим.12:6-14. Апостол Павел даёт программу всем, кто находится в храме, всем, кто больной: в каком бы положении ты ни был – определи свой талант. Мы об этом постоянно говорим. Если спросили: “Какой талант?”, ты сразу назови два-три; а если один – это почти наверняка забытый, – так притча говорит. Если один, ты все силы должен бросить на него. Поэтому советую в сельском хозяйстве заниматься несколькими видами хозяйства, чтобы у тебя были птицы, животные, пчёлы... Одно не удастся, другое будет. Если занимается человек фермерством, то он садит разное: один год на одно урожай, на другой – другое, чтобы стопроцентного проигрыша не было. Вот на это даётся намёк и здесь. И Апостол Павел говорит: Рим.12:8 – “начальник ли, начальствуй с усердием”. Я беру только эти два слова. Что такое начальник? Происхождение слова означает «крайний», от начала идёт. А у нас: “Что, я крайний?” Крайний. И я крайний, и ты крайний. Есть такая поговорка в мире: “А если не я, так кто же?”, - очень хорошая. Считай, что если бы тебя не было, дело стояло; а если ты здесь, то дело движется. “И начальствовать нужно с усердием”. А над чем ты начальник? Епископ вызывает одного монаха, видит его поведение подходящее, слышал, как он рассуждает, и хотел поставить епископом. А он говорит: “А я уже епископ”. Над кем ты, где епископ? Говорит: “Над чревом своим. Я постоянно руковожу, в поварне работаю, что ни попробую, хочется не одну ложку, а три попробовать, а я говорю себе: “Нет, я начальник, епископ над своим чревом”. Как будто шутейно, а на самом деле-то ведь так. Отчего это излишний вес у нас появляется? Не сумели чревом руководить. Язык потребовал большее, а разум отказался, пошли на поводу. Понимаем, надо встать утром. “Может, маленько ещё полежу, вроде не рассветало...” Ты начальник над каждым делом должен быть. Конечно, самый большой начальник – это в государстве президент, над церковью – патриарх, касается это их. Но ведь начальников пруд пруди.

Начальники должны быть щедрыми. Щедрость оставляет и в потомках удивление. 2Пар.35:8 – “И князья его по усердию давали в дар народу, священникам и левитам: Хелкия и Захария и Иехиил, начальствующие в доме Божием, дали священникам для жертвы пасхальной две тысячи шестьсот [овец, агнцев и козлов] и триста волов”; Пр.28:2 – “Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна”. Премудрый Соломон говорит так, что когда нечестивые не знают Бога, то начальников много в народе – это вот сегодняшнее время. Я помню, при начале перестройки приходил в иной кабинет, стояло там два стола – за одним начальник и за вторым заместитель – заметать его проказы; сегодня захожу – семь столов. Повернуться негде между столами, как лабиринты, и все пристроены, сидят разговаривают, какие-то рассказывают интересные истории, никто не работает, а средства все получают. И в данном случае нужно сразу сказать: “Вор”; а не так что: я законно хожу, расписываюсь и получаю. А отдачи-то никакой нет! Так и сказать: “Я ворую законно” – только и всего. Потому что, если ты ушёл с работы, тебя нет, то что изменилось? Да ничего не изменилось. Посмотрим: если я исчезаю из своей семьи, исчезаю из деревни, что изменится? Мы это уже проходили. Уходит – только с облегчением люди вздохнут: наконец-то избавились, этой смуты не будет. А ты должен быть начальником. Рассыпался Союз. Рассыпается Россия. Значит, нет мужа разумного и знающего, и поэтому страна недолговечна. Нет мужа-руководителя в семье, а Господь поставил мужчину главою в семье, – и нет долговечной семьи. Разводы уже до 80 процентов из всех, кто женится, официально доходят.

Пр.8:16 – “мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли”. Если начальник нечестивый, тогда и весь народ развращается. Строгости никакой нет, и он не спрашивает. Начальник милиции, он только фиксирует, сколько преступлений было в прошлом году, сколько нынче, увеличилось на 4-5 процентов; и каждый раз только это и говорят. Апостол Павел даёт закон не для всего мира, а только для христиан: “Начальствуй с усердием”. Иоанн Златоуст говорит так: в колесницу запряжены два коня – бессоветие и непослушание. И возница тоже двойной: это тело или душа. Кто господин? Если тело, значит по прихоти тела ты будешь поступать. Выгода, везде выгода. Если выгоды нет, так и отойдите от меня, какие-то общественные дела и прочее, зачем мне это нужно? А если душа на первом месте, то она сразу тебя покорит: я делаю это для Господа, это необходимо, я сделаю прогляд в будущее. Кол.3:17,23 – “И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца. И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков”. А если душа главная, значит тело должны усмирять. Пришли в храм, мы приносим то, что за неделю заработали: благодарность, знания, жажду, как трудились над своей душой, над ближними, над детьми. Простое дело – совершить крестное знамение. Но и его надобно творить с усердием. Усердно приложить к телу, сложи пальцы, как слагаешь их: два перста или три, или пять, или один перст. Как твоя душа принимает, как ты научен. У нас, в нашей общине, мы не настаиваем, как у старообрядцев, “только так”; а дальше всё одинаково: крестное знамение должно быть неломанное, не просто по воздуху кулаком махнуть, а нужно коснуться перстами чела, начертываем на теле своём животворящий крест, не на воздухе, а на теле. Точно на чрево, а не на грудь. На правое плечо, не к шее, как приучили детей; и на левое плечо – не ниже. А у них, как правило, ниже, как нищие возле церкви, и в кино показывают, как крестятся. Усердия, конечно, нет. А были какие-нибудь знамения? Были. Когда руку не подносят, лукавый сидит, ноги свесил и строит рожи, рогатый, с копытами и с хвостом. Даже видения были: как ты до плеча левого донёс, то он сразу опрокинулся, упал. Ты скажешь: да это видение. А ты с усердием сделай один раз – и почувствуешь облегчение. Чтоб тело чувствовало. Совершил крестное знамение в поклоне – тоже усердие: я смиряю тело. Павел говорит: 1Кор.9:27 – “но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным”. Кланяются как попало. Я не могу кланяться после операции на позвоночнике, на меня не смотрите, до операции, все знают, как я кланялся. Поклониться так, не сгибая колен, чтобы рука могла пол достать. Если меньше наклон тела, то поклон неполный, неусердно делаем, а что неусердно, Богом не принимается; и сразу надо сказать: просто я стою, место занимаю. Богу не нужно 99 процентов, а только все сто процентов.

Слово “весь” в одном стихе четыре раза повторяется разве зря? Мк.12:30 – “и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!” Вся душа должна быть вложена: весь, вся, всё – и меньше никак. “Всем имением моим”. Иис.Нав.24:15 – “я и дом мой будем служить Господу, [ибо Он свят]”.Я – это что? Если нет одного пальца, то не весь я. И вот что мы находим по слову Божию. Я нашёл, что слова “усердие” и “начальство” тоже имеют определённое число. Слово “начальник” встречается в святой Библии 571 раз. Я перебрал вчера все указанные места и увидел, что больше всего это слово относится к военным; но речь идёт и о каждом человеке, редко-редко встречается, а для нас это самое главное, мы же не военные люди. И слово “усердие” встречается 63 раза и только один раз заменяется словом “прилежно” в отрицательном смысле. Это я нашёл у пророка Сафонии: Соф.3:7 – “Я говорил: «бойся только Меня, принимай наставление!» и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло, какое Я постановил о нем; а они прилежно старались портить все свои действия”. Не просто люди делают грех, не просто пропускают службу, а прилежно старались искать причины под разными видами. Оказывается, диавол тоже любит усердных служителей. Не надо думать, что если кто-то решил заняться колдовством, то тайна бесовская сразу ему открылось. Киприан Карфагенский познал индийскую мудрость, египетскую и в общей сложности учился, может быть, не меньше двадцати лет. Там тоже большие труды надо прилагать. Чтобы гулянку дома устроить, сколько надо работать: надо продукты закупать, приготовить, пригласить гостей, а после этого ещё уборка у тебя насколько затянется, побитую посуду будешь убирать. Грех тоже требует усердных себе служителей. Рим.6:13,19 – “и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мёртвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые”. Поэтому, если Апостол Павел говорит: “Если ты - раздаватель, раздавай”, - тебе доверили, собрали деньги, то ты определи, кто больше нуждается. Вопрошай: какое я могу оказать здесь усердие? В первую очередь, не опаздывать, встать в храме и с места на место не ходить – это моё усердие. Оказывается, ни одного места, ни одного шага нет, где бы усердие не пренебрегалось.

1Пар.28:21 – “И у тебя есть для всякого дела усердные люди, искусные для всякой работы, и начальники и весь народ готовы на все твои приказания”. Начальником быть очень трудно. Со всей России пишут, что хорошее у нас место и жить можно, и земли достаточно, но помогите нам найти хороших, ревностных людей. Москва отвечает, как сейчас помню, поэт отвечал: а у нас на полочках в Москве башковитые-то мужики не лежат, они все при деле. Так, чтобы были мы усердные и чтобы были востребованы, сейчас надо с детьми заниматься. Это главное, может быть, чем мы занимаемся в лагере. Дети ленивые и лживые, с великим трудом можно их поднимать, а иногда вообще нельзя поднять: как угодно его кидай, переворачивай, поднять вообще полностью невозможно. Я раньше даже не видел, даже не знал, что такие дети будут. Родители разве этого не знают? Какое же это усердие? Явно, что ни одной ночной молитвы у ребёнка нет. А дальше ждать... чего ждать? Иоанн Златоуст настаивает: подними ребёнка каждую ночь на одну-две молитвы. Если не сейчас, то когда же? От младых ногтей начни учить, и если сейчас ничего не будет, то вместо ногтей вырастут копыта. Тебе дал Господь детей – покажи великое усердие. Жена: 1Тим.2:15 – “спасётся через чадородие (запятая), если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием”. Если... пребудет в вере и детей приведёт на небо. А если дети рождаются и идут по тюрьмам, в наркоманы, так тебе не награду надо, а бить тебя крепко надо, потому что ты наполнила мир страданием, людям принесла горечь, не было никакого усердия, усердие было только в зачатии, в грехе, в невоздержании.

Иер.13:21 – “Что скажешь, дочь Сиона, когда Он посетит тебя? Ты сама приучила их начальствовать над тобою; не схватят ли тебя боли, как рождающую женщину?” Что скажем мы? А отчёт придётся давать в нашем начальствовании от юности, в котором пришлось каяться в крещение некоторым, а кто с детства крещённый, в этом даже настоящего покаяния не будет. И что мы скажем? А мы как раз тот небесный Сион, к которому Господь обращается. Довольно странно и больше я нигде не встречал, чтобы добровольно мы сами на шею посадили себе дармоедов. А ведь это в России случилось! Вот это сергианство и есть – добровольно (хотя, конечно, его прижимали), митрополит Сергий позволил в церкви начальствовать над собой самым лютым людоедам-большевикам; а сегодня-то никто и не заставляет; власть советская сменилась, а всё точно так же делают, как научены были теми, - покаяние не принесено. Вот это главное, что настораживает нас в этом объединении. Наши вожди как будто этого не видят, наши митрополиты, епископы... Как соединяться, когда не то что ревности нет, а усердно старались портить все свои дела. Бог призывает к полной отдаче. Почему в Деяниях Апостолов говорится о совершенно необычном явлении, что имеющие дома, хозяйства, продавали их добровольно и отдавали на дело служения Господу Христу. Деян.4:37 – “у которого была своя земля, продав её, принёс деньги и положил к ногам Апостолов”. Больше мы нигде про такое не читаем. В средних веках это очень редко встречается. А здесь перечисляет во множественном числе. Деян.4:35 – “и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду”. Да, это было усердие, это был как всполох, вспышка, исполнение, что обещанный Дух Святой каждую душу возжжёт огнём и не будет нужды, чтобы кто учил другого, ибо все научены будут Духом Святым. Ин.6:45 – “У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне”. То, что я говорю, это только потому, быть может, что другие не хотят заниматься этими вопросами, нет усердия. А если бы каждый занимался, сколько бы у вас было вопросов. Вопросов-то никаких нет. А задашь вопрос – стоит, не знает, что ответить. Значит, ты даже не знаешь, чего ты не знаешь, даже до этого ты ещё не дошёл. Я уже приготовил проповедь, вечером ещё раз проверил, ещё нашёл что-то. С утра сегодня больше часа потратил на эту проповедь – и опять нашёл, что ещё вот это надо бы сказать. Сказать не просто, а для нас, живущих в Потеряевке. Усердия в деле Господнем надо только желать и молиться об этом. А где мы, начальники? Ты поставлен старостой церковным, ты и посмотри, всё ли у тебя так по храму, все ли приходят, почему сегодня опаздывают? Написано, чтобы за семь минут все в храме уже встали на молитву; если не пришёл, на молитве нет, то три таких опоздания считается за полное отсутствие. И написано: каждый должен в письменном виде дать ответ, почему он опаздывал. Последняя объяснительная когда была? Значит, усердие твоё отсутствует. Ты должен соблюдать устав. А что это даст? Даст, что следующий раз человек уже поджимается, он понимает, сегодня его попросили написать, да завтра. Ты обязан это сделать – это принятое уже решение. Значит, усердие не сказалось. Ты ещё раз перечитай свои обязанности! У вас должен дежурный быть обязательно во время Богослужения, один дежурный по деревне. Сколько раз спрашивал: а кто дежурит, кто? Да нет никого. На том конце дом загорелся, его потушить очень легко, только дымиться начал – но никого нигде нет. А пока помолимся, придём - скотина, дом, всё сгорело. Да у вас в уставе записано, за этим кто должен смотреть? Староста деревни? Какое же это усердие-то? Прошлый раз не было дежурного, ещё богослужение было, спрашиваю – вообще никого нет. Подошёл к батюшке, и батюшка так тянет: «Полдеревни по домам». Те, которые дома занимаются или на поле, они никакого отношения не имеют к охране деревни, они далеко за деревней работают. Ты по маленьким делам определи, начальствуешь с усердием или нет? Мы прочитаем сегодня это место. А как оно будет выглядеть?

Деян.14:12 – “И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове”. Говорится о том, как люди определяют, начальники мы или нет. Поставь себе вопрос: а меня здесь, в деревне, считают начальником или нет? Меня считают начальником: “Ну вы с батюшкой...” А я какой начальник? Я вообще житель городской. Я приезжаю только с лагерем, я совершенно никакой для вас и не начальник, а все считают начальником. Я сидел в камере, все: “святой отец”, “там у нас батюшка...” - только так и называли. Я говорю: “Я не священник”. “Ну, попа и в рогожке видать”. Поп сидит рядом, в камере, его никто не называет “отец Зосима”, а его зовут Мишка, это у него новое имя-то: “Мишка, иди, к тебе пришли”. Он – Мишка здесь, он играет в шахматы вместе с ними, не в карты, а в шахматы, и он никто. А меня они видели только на молитве, – на молитве и во время проповеди. И так молва до конца и шла: я - священник, просто не говорю и всё. По делам нашим будут определять.

Священнодействие словом. Здесь говорится, что когда Апостол Павел совершил чудо исцеления, то народ провозгласил Варнаву и Павла богами. Варнаву посчитали за Зевса, это я не знаю, почему. Читал Жития Святой Екатерины, там написано, кто такой Зевс, божество, приходится иногда в мифологию входить. А Павла посчитали Ермием, потому что он начальствовал в слове. А у них, у учителей, был особый покровитель, как у русских считается, тот-то покровитель над этим. Вот если жениться желаешь, надо к такому-то обратиться, к Алексею, Божиему человеку. Вообще непонятно у русских, обращаются к тому, который ночью сбежал от жены. Ну какой уж он-то покровитель? А католики сейчас придумали двух покровителей над компьютерной сетью и над Интернетом. Русские придумали, патриарх Алексий с министром Грачёвым: покровитель всех ракетных шахт и ракет “Сатана” – девица римлянка Варвара. А почему? Кого ни спросил, никто не знает. Да потому, что она бежала от смертельной опасности и перед ней, когда гнался отец, открылась гора. Она зашла, гора закрыла её. А ракеты в шахтах стоят и ракеты закрытые – только поэтому подогнали под подобное.

Кто у нас определитель того, что мы начальствующие в слове? Мы где бы ни были, сказали только одно слово – и всё будет на месте; одно единственное слово – и покажет, кто ты такой. Даже вот одно слово ты скажешь, и сразу определят: это православный, это христианин, и люди сразу же обратят внимание. Нужно начальствовать в слове не многословием, а Священным Писанием. Псалмопевец Давид повторяет в псалмах 52 раза слово “начальник”, и всегда в начале псалмов и везде – “начальнику хора”. Знал, читал, но что именно вот эта статистика покажет, не знал. Оказывается, разные были начальники хоров, и теперь никого нет, три тысячи лет назад жили они, а мы так и читаем, какой был начальник хора. Так то, что мы являемся начальниками над чем--то, это уйдёт в вечность, будет известно – я сделал для себя вывод. Тогда ценилась очень бумага, пергамент. Если святая Библия писалась, то нигде не было разрыва между словами, никаких знаков препинания не было – чтобы буквы сжать, побольше вошло. А однако он выбирал время, место написать: “Начальнику хора”, и перечисляет, какие были начальники. Если ты начальник хора здесь, то начальствуй с усердием, научи всех петь, до единого, чтобы все знали. У меня стоит задача, чтобы вы все знали святую Библию, все знали Толкования, знали каноны. Меня никто на это не ставил. Да, епископ благословил, специально рукоположили меня во чтеца для того, чтобы в храме можно было проповедывать. До этого без рукоположения приходилось говорить. Усердие исходит не от головы. Я думаю, что корневое слово “сердце”, видимо, здесь какую-то роль играет. Если ты это дело любишь, тебе не надо говорить. Отбарабанила свои часы как учитель и убежала. Пока ты детей не научишь разговаривать по-английски, ты совсем и не учитель английского языка, ты зря деньги получаешь. Если дети твои пишут с такими ошибками, какой же ты учитель? После окончания работы иди на дом к ученику, призывай, начальствуй с усердием.

Пр.6:4 – “не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим”. Почему? Да потому что Господь показывает, трудолюбивого человека очень трудно застать: как сатана ни придёт, он всё время в труде. Это есть такие Жития Святых, в которых сказано, что он сколько раз ни подойдёт, а тот всё время трудится; не может никак застать его лежащим. Поставьте задачу: лишний раз никогда не ложиться. Вот почему в Пр.6:6 – “Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым”. Какой у нас должен быть начальник, если мы идём к Небу? Апостол Павел говорит: Евр.12:2 – “взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрёгши посрамление, и воссел одесную престола Божия”. Если Он - наш Начальник, мы - Его подчинённые, а подчинённые, как правило, учатся от начальника. Приходится читать о том, как отправляют кого-то на пенсию: “Смотрите, какие кадры, замену себе оставил, чтобы мы, глядя на него, научились по-настоящему работать, чтобы многие к нам в командировку приезжали”. А нам никуда не надо ехать, встали на молитву: “Господи, научи, Ты мне – Начальник” Как я начальствую над глазами, куда смотрю? И в храме как стою, половину времени в окна смотрю? Как слушаю?” Как проповедь началась, так упали, уснули. “Господи, научи меня начальствовать. Ты – единый наш Начальник”. Он говорит: «Я – Пастырь, Пастыреначальник». 1Пет.5:4 – “и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы”; Ин.15:16 – “Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Моё, Он дал вам”; Деян.20:28 – “Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею”. Премудрый Екклезиаст, то есть Соломон, предупреждает: 10:4 – “Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки”. Что-нибудь только сказал такому беглецу, он мгновенно в ответ: “Всё, я больше не приду, я уеду...”, - замкнулся. Не делай этого! Если гнев начальника вспыхнет даже несправедливо (тут не говорится как), а что можно сделать? Больше покажи кротости. Пройдёт время, и это будет оценено. “Да меня несправедливо преследуете, я всю жизнь борюсь за справедливость...” Какую ты справедливость мог знать, когда ты совершенно неверующий был? Ты знал только одно – давал место своему гневу: что не по тебе, рвал, ломал, тащил... А теперь скажи: “Я познал Господа. Господь кроток и смирен сердцем, Он научает меня. Я господствую над гневом своим, над телом своим, над прихотями”. В начальники нужно пробираться законным путём, а не на вожделении, “так хочу”. 2Пар.13:9 – “Не вы ли изгнали священников Господних, сынов Аарона, и левитов, и поставили у себя священников, какие у народов других земель? Всякий, кто приходит для посвящения своего с тельцом и с семью овнами, делается у вас священником лжебогов”.

Неем.4:6, 13 говорит об усердии. И словом “усердие” в святой Библии в основном указано на жертвенность. И обращались: “если кто имеет усердие, помогите делу Божию, покажите ваше усердие в этом деле”. Вот я говорил, строится что-то, сейчас готовится к зиме школа, покажи своё усердие. “А когда? Мне некогда”. Луна светит, приди ночью, поработай. Я помню, мы косили с матерью только ночью, при луне, днём абсолютно некогда, в колхозе не давали на себя работать. Луна взошла – мы пошли косить. Вот как работали! Это сегодня такое расхолождение. И слово “усердие” в основном показывает жертвенность. Когда начинаешь смотреть по святой Библии, то оказывается, что и в тайном нужно стараться. Неем.13:14 – “Помяни меня за это, Боже мой, и не изгладь усердных дел моих, которые я сделал для дома Бога моего и для служения при нём!”; Пс.53:8 –“Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твоё, Господи, ибо оно благо”. Не просто отстоять, а молитва должна быть такая напряжённая, такая, как у святого была, когда молился, то рядом земля превращалась в грязь... от пота его. Вот как молились. Христос молился так, что капли пота падали, как капли крови. Усердие покажите! В молитве усердие. Иудиф.4:9-13 - «И с великим усердием возопили к Богу все мужи Израиля и смирили души свои с великим усердием: они и жены их, и дети их, и скот их; и всякий пришлец, и наёмник, и купленный за серебро наложили вретища на чресла свои. И всякий муж Израильский и всякая жена, и дети, и жители Иерусалима пали пред храмом, посыпали пеплом свои головы, разостлали пред Господом свои вретища, облекли жертвенник во вретище и прилежно и единодушно взывали к Богу Израилеву, чтобы Он, на радость язычникам, не предал детей их на расхищение, жен их в добычу, городов наследия их на разорение, святынь их на осквернение и поругание. И Господь услышал голос их и призрел на скорбь их; и во всей Иудее и Иерусалиме народ много дней постился пред святилищем Господа Вседержителя».

И Апостол Павел говорит: 2Кор.8:22 – “Мы послали с ними и брата нашего, которого усердие много раз испытали во многом и который ныне ещё усерднее по великой уверенности в вас”. А имени не указывает, но все знают – это Лука. Усердный в благовествовании, он написал Евангелие. И далее, слово “усердие” относится к тому, к чему сам бы и не отнёс. Здоровается, даст человек руку – какую-то вату в руке держишь. С таким поздороваться приятно, чувствуешь, что это настоящая мужская сила.

И Апостол Павел говорит: 1Кор.16:19 – “приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью”. Я раньше не замечал, но стал смотреть, и оказывается, что можно приветствовать усердно: ты не забудь, от меня привет передай. Уезжает, наказываешь, а потом несколько раз приходит: “Я забыл”. Посылают вещи, с вокзала принесли, в кусты положили и не вспомнили, а разъездовские нашли и привезли нам наш ящик. Вот мы какие молодцы! Да разве это усердие? Тебе доверили, ты несколько раз перебери: это сделаю так, то так, а то могу кому-то ещё помочь, а этот может тут помочь. Перебери десятки вариантов. Ну а если неусердно, значит ничего нет. Если вам приходилось видеть, как тренируются в большом спорте люди, это что-то ужасное. Я вспоминаю, как один норвежец завоевал на одном только соревновании четыре золотых медали, а советские все вместе ни одной. Их стали перебирать, они причины разные приводят: коньки не такие; дальше, погода не такая была, лёд не такой, ветер не в ту сторону дул. Но этот-то, норвежец, он по этому же льду бежал. А ему, говорит, хоть по наждачной бумаге, он всё равно был бы первым. Почему? Он 18 часов с коньков не слазит, тренируется. Вот в чём дело. Первый астронавт американский, коснувшийся Луны своими ногами, Нэйл Армстронг был кандидатом 25-м, а стал первым. Почему? Усердие. Кончились 8 часов, все разошлись, вторая смена закончилась, а он всё ещё продолжает работать. Он довёл до автоматизма движения, и это спасло первый модуль, который садился на Луну, потому что всё пошло не по программе. А он разработал новые варианты. Я взял для себя – вот так мы должны трудиться. Если я скажу так, а он скажет так, что лучше – промолчать или сказать? А здесь ничего нет, он даже минуты не думает, хоть батюшка, хоть кто: “Что, я? Крайнего нашли, меня обвиняете...” Ну ты обдумай, надо ли эти слова говорить? У начальства над языком какая-то красная тряпочка, а ей даны ещё две преграды – и губы, и зубы. Ну удержи, не пожалеешь! “А я ему скажу, он будет меня помнить!” Да он-то будет помнить, но перед Богом-то как записано: и диавол будет помнить, и на мытарстве – особое мытарство за язык, там припомнится, что мы наговорили за земную жизнь. И будем отвечать за это.

Итак, Сир.36:11 – “сокруши головы начальников вражеских, которые говорят: «никого нет, кроме нас!”. Научиться нужно молиться. Когда говорится о сокрушении врагов, это говорится о диаволе; диавол, который всё строит по своим планам. И мы должны молиться об этом: “избавь нас от лукавого и сокруши его вскоре под ноги ваши”. Израильтяне молились о буквальных врагах. Какие враги? Нужно это всё перебрать, найти истинных врагов и однажды в письменном виде себе отметить: у меня враг тот-то. Но заранее поставь задачу – среди людей врагов нет. На первом месте у нас три врага, как правило, – это диавол, наша плоть и вот эти вожделения в мире. Приучите детей к этому. Чуть где что увидели мирское, они сразу это к себе цепляют. Приходят в храм, сидят, даже в храме прошлый раз батюшка их отсюда изгнал: сидят, балагурят, разговаривают, смеются. Ну какое же это усердие? Явно, что дома-то минуты этим не занимались. Нам в лагерь поступает товар совершенно негодный, мы его никогда раньше не видели, этих детей-то, но ведь они себя так как деревенские не ведут. “Да у нас ребёнок бестолковый...” Бестолковые мы, которые не научили его! Сир.41:21 – “Стыдитесь пред отцом и матерью блуда, пред начальником и властелином — лжи”. Это значит, статистика сегодня вся лживая, вышестоящим дают всё в обман. Если пришли с жалобой, что обокрали, милиция старается не фиксировать, чтобы не портить баланс, иначе им премиальных не будет. И везде так. А Писание приучает: “Усердствуй, если ты начальствующий”. Где бы ты ни был – будет нравиться кому-то, не будет, будет ущерб, нет – говори только правду, ничего, кроме правды, и единственно правду.

В Новом Завете слово “начальник” встречается 70 раз и вот в таком смысле, о котором говорит Апостол Павел, очень мало, я с трудом мог пробраться только через Ветхозаветнее, там “тысяченачальники” и прочее. Он говорит: 1Пет.5:4 – “и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы”. Значит наш Пастырь – Начальник, призывает к подражанию Ему. Он говорит: Мф.11:29 – “возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим”. Если на тебя возник даже гнев несправедливый, то кротостью покрываются многие проступки.

Рим.13:4 – “Ибо начальник есть Божий слуга”. У нас у многих нет этого понятия совершенно. “Ну, подумаешь, он там начальник...” Он – начальник, глава администрации района. Начальник! Глава сельсовета – начальник. Если они для нас начальники, не тем ли более начальник – священник? С каким благоговением надо слышать слово его, которое он говорит нам? Начальник – Божий слуга, и не напрасно носит меч, начальствует через наказание. У него, говорит, в руках кнут, пряник редко бывает, и с этим надо согласиться.

2Тим.2:4 – “какой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику”. О чем я говорил сейчас? О школе. Если мы думаем, что мы – дети Божии, что Пастыреначальник наш – Христос, Он – Военачальник Саваоф, так теперь не ссылайся, если ты осеменился и столько всего лишнего у тебя есть – на дело Божие стремительным нужно быть. Я вспоминаю Александра Ивановича Устинова, у него десять детей – не пять, не семь, и жил за пятьдесят километров от храма в Искитиме, но ни одного богослужения не пропустил. А уезжать надо с ночёвкой, и он ни разу не проедет, чтобы без благовестия было, ни разу не опоздает на богослужение. Десять детей! И какое бы доброе дело где ни было начато – он первый; сбор денег делается – он первый вклад сделает. Я приехал прописаться. Ну какая бы ни была большая у него комната, но ведь у него своих 10 детей. Он первый предложил мне прописаться у него. Я пришёл, посмотрел – места свободного нет, и говорю: “А где же я буду спать?” Он показывает на кровать. “А кто сейчас на ней спит?” – “Я”. “А ты где будешь?” – “Ну я возле кровати лягу”. Это у него на полном серьёзе. Вот что значит начальствовать над самим собою. Что значит быть кротким. Боксёр, обладающий великой силой, и при мне за бороду его таскает пьяница, и он рукой не пошевелил, сидит только голову поворачивает и благодарит Бога. Этот человек научился быть начальником над самим собою.

2Мак.8:27 – “усердно благодаря и прославляя Господа, спасшего их в тот день“. Забывая заднее, что мы делали дл будущего? А не так: “А я весной помог школе, а я там-то сделал...” Это сделал и тут же надо забыть. Почему? Да не по-старому будет, и горе, если мы будем на старом жиру держаться. Евр.3:6,14 – “а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твёрдо сохраним до конца. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твёрдо сохраним до конца”. Можно сказать: да, 70 лет позади, я имею право уже днём отдохнуть... Нужно этого избегать, потому что 70-летних очень много, и 70-летние ставятся точно так же на ринге и точно так же надо бежать. 1Кор.9:24 – “Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.” Итак, слово Апостола Павла, сказанное им к Римлянам, чтобы начальствующие начальствовали с усердием, касается и нас, живущих в Потеряевке. И исполнить это поручение мы сможем тогда, когда с усердием будем стоять в храме, с усердием спешить на занятия, с усердием слушать, что нам говорит Господь Бог, с усердием претворять в жизнь веления Духа Святого, изречённые Им в святой Библии. Богу нашему слава во веки. Аминь.

Список всех проповедей

38