Вопрос на тему «Богослужение»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 31
Вопрос 4128:
Почему Вы считаете, что богослужение может вести каждый и бесталанный? Священнику же очень многое нужно знать, из какой книги и когда прочесть, пропеть, обойти с каждением, благословить. Да мало ли ещё чего он должен уметь!
Ответ И.Т. Лапкина:
Напротив того, я не только так никогда не говорил, а утверждаю, что вести богослужение правильно даже после семинарии и академии далеко не каждый священник может. Это уж субботние и воскресные службы они привыкли так зело борзо отмахивать. А вот великопостные, да ещё встреченные праздником или память особых святых, тут они как на ходулях, с отломанными шейками в бёдрах. Это мне в синоде архимандрит Арсений Кондратюк очень даже доходчиво разъяснил, когда дал среди недели служить вполне приличному батюшке. Тот спотыкался на каждом шагу. И архимандрит очень точно назвал сослуживца «шпаной» церковной. Я и сам изучал всю эту премудрость, когда готовился стать священником, ещё и доныне конспекты сохранились. Сознаюсь, что не раз повторял слова Иоанна Златоуста: «Чтобы обратить душу ко Христу, нужны тысячи талантов. А чтобы окрестить, не нужно ни одного, лишь бы был священник законно рукоположен и не был запрещён в служении». А вот уж теперь посмотрим в Библию, что значит богослужение и что значит обращение души ко Христу. Как вести ныне богослужение, в Новом Завете нет указания ни одного. Это слово «богослужение» встречается в Новом Завете всего лишь четыре раза и только при разговоре о ветхозаветном богослужении.
Рим.9:4 – «то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования».
Евр.9:1 – «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное».
Евр.9:6,21. В Ветхом Завете богослужение было весьма сложным: когда и как приносить жертву, где сжигать, что брать священнику, когда трубить и многое иное. Книга Левит сохранила хотя бы часть этого ритуала. Здесь ничего нет от таланта или духовного настроя. Всё вымерено, всё разнаряжено, и тебе нужно только точно выполнять инструкции, которые может выполнить самый бесталанный, лишь б он не был полностью отпетым дураком.
Иер.52:18 – «И тазы, и лопатки, и ножи, и чаши, и ложки, и все медные сосуды, которые употребляемы были при Богослужении, взяли».
Даже вовсе уж разложившиеся попы, продолжали жировать, жрать приносимое, как идольские жрецы и всё считалось почти в норме. Лишь отдельные ревнители переставали приносить жертвы при таких обалдуях.
1Цар.2:12-13,17 – «Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа и долга священников в отношении к народу… И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу».
И вот дело Духа Святого и только Его. Здесь в полноте вся благодать: призывающая. обращающая и освящающая. Дух Святой начал благовестить устами Апостола Петра и тут же проявляются плоды:
Деян.2:37 – «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?»
Обязательно проповедь и слышание этих благодатных слов.
Деян.13:48 – «Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни».
И так, и только так Бог находит Себе новые сосуды для Дома Божия.
Деян.15:7 – «Бог от дней первых избрал из нас [меня], чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали».
А вот чтобы сказать правильно, нужно знать всю Библию, жить свято, соответствовать сказанному тобою. Если поп только дым пускает кадилом, а диакон ревёт непонятные слова, то никто не обращается. Нет и верующих, а так, белый магизм и самое натуральное шаманство под именем православия. Люди приходят и уходят, ничего не зная и не коснулась их благодать призывающая, а значит и нет обращения ко Христу.
Рим.10:14 – «Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?»
Павел помнил, как появились его прихожане, что они уверовали через его проповедь.
Еф.1:13 – «В Нём и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом».
Вот теперь и сравните то, что было в Церкви. основанной Христом и что в той организации, которую основали Сталин и Берия в 1943 году. Найдите точки соприкосновения и узрите, что они так же отличаются друг от друга, как земля от неба. Вот какие были первые христиане и такими точно должны быть и мы. Вместе преклонять колени, чтоб Бог благословил на благовестие по всей земле.
Деян.4:31 – «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением».
Желающему находить души для Господа Христа, нужно самому быть водимым Духом Святым, слышать Его повеления, быстро реагировать на Божии слова.
1Кор.2:13 – «что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным».
Иисус к Иордану уже подошёл,
Толпятся евреи, народ разношёрстный.
И нищий доплёлся, отбросил мешок, –
Лишь на картине всё явлено просто.
Молва о Крестителе, об Иоанне
Катилась, текла по извилинам мозга.
Но кто он, устроивший общую баню?
Дошёл, оказалось почти уже поздно.
Вчера в полудневной жаре при реке
Крестился Иисус, но об этом ни звука;
К Захарьеву сыну смогли прикипеть,
Громил он пришедших за зло и проступки.
Но берег песчаный успел опустеть,
Свидетели видели, что тут случилось,
Как воины Ирода гнали гостей,
А было здесь всё и пристойно и чинно.
Креститель был схвачен и уведён.
Смущённые бродят ученики.
Припомнилось слово ходящим при нём,
Мессию дождались, узрели почти.
Срок высветил главное у Иоанна,
Он сердце просил приготовить для встречи.
Пути искривлённые выправить прямо,
Дабы приходящих не искалечить.
Ревниво следили они за Мессией,
Пытались сравнить с житием Иоанна.
Пред грубою силою власти – бессильны –
Любого солдаты приколют и в яму.
Казнён Иоанн и распяли Иисуса,
От страха сидят взаперти от евреев.
Дрожащие, в списке их вовсе не густо,
Спасут ли запоры и Лотовы двери?
В Пятидесятницу дверь распахнулась,
Шагнули в толпу благовестники Слова.
Мир встретил святыню волной богохульной,
И нам не обещано что-то другое. 18.01.09. ИгЛа