размер шрифта

Поиск по сайту



Вопрос 3911

Вопрос на тему «Война, служба в армии»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 27

Вопрос 3911:

Заговорили о миссионерстве и в православии. Есть батюшки, которые в военной форме в окопах в Чечне обращают к Богу и воцерковляют. Всё ли у них по Слову Божию или опять только бы угодить власти?

Ответ И.Т. Лапкина:

Пока не приходилось ещё встречать в православии евангельского миссионера. Все давят под себя, а не ко Христу прямо ведут. Про камуфляжную форму что говорить – тут чеченцы с этими “миссионерами” сами разберутся – их отстреливают и платят больше, чем за офицера. Но есть и артисты, которые продолжают своё увлечение насаждать уже под рясой.

«Горе мне, если не благовествую!» (1Кор.9:16) Эти слова Апостола относятся к любому православному христианину, который призван свидетельствовать о Господе нашем Иисусе Христе словами, делами и всей жизнью своей. Миссионеры – особые люди. Быть миссионером – значит последовать Апостолам – ученикам Христовым, которым Сам Господь дал право учить других вере. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19-20). В то же время в Евангелие сказано: «Не многие делайтесь учителями» (Иак.3:1).
Вот почему быть миссионером – огромная ответственность перед Богом и людьми. О назначении миссии и её приемлемых формах наша беседа с уважаемым священником и опытным духовником, благочинным церквей Балашихинского округа Московской епархии протоиереем Николаем Погребняком.

- Сейчас в нашей Церкви период расцвета миссионерства. Формы миссии самые разнообразные: от оригинальных до откровенно смущающих. Руководствуются же миссионеры и катехизаторы словами Апостола Павла: «Для иудеев я был как иудей… для немощных был как немощный… Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор.9:20,22). Батюшка, поясните: как же всё-таки следует понимать слова Апостола и насколько миссионер должен погружаться в ту среду, в которой проповедует? — Насколько глубоко можно погружаться в ту среду, в которой проповедуем, нам отвечает православный образ воскресшего Христа. Этот иконографический тип называется «Сошествие во ад». На нём Господь – воскресший Христос – спускается в преисподнюю для того, чтобы возвестить пребывающим там людям весть о спасении, о том, что Его Воскресением побеждена смерть. Подумайте: Спаситель, Сын Божий – в аду!

Но это Воскресение Христа. Он в сияющих одеждах, Он несёт туда, в преисподнюю, свет Воскресения. Никогда не ошибёмся мы, глядя на эту икону, кто здесь главное действующее Лицо.
Господь и нас учит входить в самые тяжкие обстоятельства, в которых могут оказаться люди; быть снисходительным к немощам человеческим и уметь прощать грех, в котором кается грешник, но самим не становиться причастным этому греху. Нести свет во тьму, но самим не становиться тьмой (см.: Иоан.1:5).
Миссионер может нести слово Божие в любую среду – от детского сада до колонии строгого режима, но оставаясь при этом пастырем исправным. Это значит, что и в детском саду, и в ИТУ (исправительном трудовом учреждении) православного пастыря узнают и по «одёжке», и по той духовной высоте, по тому «верному слову» (1Тим.4:9), которое миссионер туда принесёт.
— Недавно по телевидению было показано интервью со священнослужителем – бывшим актёром. На пальце у батюшки красовался перстень, характерный для среды металлистов, – череп и скрещенные кости. На вопрос корреспондента об этом странном для православного священника атрибуте он ответил, что это подарок – ему нравится, вот он и носит. Ещё один сюжет был о батюшке-байкере, который в свободное от богослужений время одевает кожанку-косуху и лихо носится на мотоцикле со своими подопечными-байкерами. Проповеди на рок-концертах выглядят «классикой» на фоне сайта «Иерей-рок», созданного священником-рокером. Отцы-рокеры, отцы-байкеры, отцы-актёры… Как они, на Ваш взгляд, воспринимаются паствой? Это действительно то, чего так не хватает нашей молодежи?

— Думаю, что популизм в миссионерстве, безусловно, заведёт в тупик и миссионера, и тех, кому он пытается нести Слово Божие, не только не помогая преодолеть страсти, владеющие его потенциальной паствой, но и сам уступая этим страстям. Если мы собираемся проповедовать среди наркоманов, категорически не согласен, что проповедник для того, чтобы показаться «своим среди своих», должен дозу принять. Что касается использования атрибутики, характерной для молодёжной субкультуры… А что затем? Фашистская свастика, а потом и сатанинская символика? Считаю, что этого делать не следует. Да и носиться по дорогам с безумной скоростью на мотоцикле, подвергая опасности свою и, что ещё страшнее, чужую жизнь – дар Божий – дело для священнослужителя не просто ненужное, но и недопустимое. Если священник – сельский батюшка – на мотоцикле, на лошади, на снегоходе отправляется к младенцу, которого нужно крестить, страждущему больному, которого нужно соборовать и причастить, никаких ограничений на способ передвижения нет и быть не может. А вот если священник – страстный байкер (рокер и т.п.), то возникает вопрос: правилен ли его выбор? — Один из известнейших старцев нашего времени архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в одном из писем-наставлений предупреждает: «От рок-музыки не рукополагать». Поскольку это опубликовано в письмах к духовным чадам, то можно предположить, что совет давался относительно конкретного случая. Как же следует понимать слова старца: как частное наставление или всё-таки предостережение всем? Или, может, это всё страхи на пустом месте? Ведь миссия, она сама по себе неординарна и, наверное, здесь как на войне: все средства хороши. Или всё-таки не все? — Прежде всего, для православного человека и на войне не все средства хороши. Вот предательство, измена, подлость – эти явления на войне, увы, не редкие. Но никогда не победит человек, если он подл, жесток и бесчеловечен. Что касается упомянутого Вами совета батюшки Иоанна, думаю, что значение его шире, нежели совет конкретному лицу. Я бы сравнил увлечение рок-музыкой – не только, впрочем, ей одной, но и любыми другими музыкальными направлениями-однодневками – рэп, хип-хоп, транс и т.п. – с детской болезнью. Действительно, своего рода детская болезнь: доступна, заразительна, довольно примитивна. Но главное, овладевает сознанием человека полностью. Можно этим переболеть, можно быть знакомым с этими течениями, но чтобы идти дальше, возрастать духовно, все эти увлечения необходимо преодолеть. Согласитесь, если человек во взрослом возрасте болеет детской болезнью, ему противопоказана работа с детьми – и заразить ведь может! Если человек сам ещё не преодолел страстного увлечения рок-музыкой и подобными явлениями, сумеет ли он, став пастырем, найти убедительные слова, чтобы воспитывать свою паству, помогать людям бороться с греховными страстями?
- Отец Николай, храм, настоятелем которого Вы являетесь, центральный храм Балашихинского благочиния. На приходе много молодых людей. Но немало и тех самых «старушек в платочках». В последнее время частенько в миссионерской среде стали говорить о том, что «старушки в платочках» якобы мешают воцерковляться молодежи, приходить в храм людям, далёким от веры… Насколько велика эта проблема: молодёжь и бабушки?
- Не вижу в этом никакой проблемы. По одной простой причине: большинство из тех, кого именуют «бабушками в платочках», и в самом деле бабушки в прямом смысле этого слова, которые своих внуков привели в храм. За что честь им и хвала. Но нередко бывает так, что дети или внуки начинают ходить в воскресную школу, а за ними приходят и воцерковляются и бабушки, и дедушки. Так что все эти возрастные категории прекрасно уживаются и помогают друг другу. А свирепая «старушка в платочке», гонящая молодежь за брюки, «без платка» и прочее, погоды в храме не делает”.

Из доклада Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Москва, 24 июня 2008 года:

“…Минувшие годы показали, что одной из проблем церковной жизни остается недостаточная сплоченность духовенства и мирян. Неумение объединить усилия, разделить труды служит серьезным препятствием на пути свидетельства миру об Истине Христовой. Непосредственно с вопросами миссионерства соотносится тема противодействия сектантским движениям. Поскольку сектантство всегда есть искажение истины о Боге, мире и человеке, то подлинно эффективной формой борьбы с данным явлением может быть только проповедь образца здравого учения… с верою и любовью во Христе Иисусе(2 Тим. 1, 13)… Не только пастыри, но и миряне призваны помнить, что свидетельство миру о Христе – это забота каждого. Святой апостол Павел называл благовестие своей необходимой обязанностью и писал: “Горе мне, если не благовествую!(1 Кор. 9, 16). Без свидетельства о вере не может жить настоящий православный христианин. Будем же нести людям евангельское благовестие! Будем и поддерживать миссионерские труды – кто добрым словом, кто заботой, кто материальными средствами. Ведь именно от того, услышат ли люди слово Божие, зависит будущее Церкви”. Гал.2:14 – “Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?”

Не говорите мне: «он умер», – он живёт,

Пусть жертвенник разбит, - огонь еще пылает.

Пусть роза сорвана, – она ещё цветёт,

Путь арфа сломана, – аккорд еще рыдает!

1886 С.Я.Надсон

209

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: