Вопрос на тему «Коммунизм»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 26
Вопрос 3868:
Революция не в один же день пришла, а что-то всё же показывало на признаки её пришествия? Видели ли это поэты прошлых веков?
Ответ И.Т. Лапкина:
Что-то
видели, но почти все думали, что на замену
старого режима придёт новый, намного
лучший. А теперь мы уж можем им подсказать,
что зря они старались для разрушения
старого, не ведая, что таит для них новая
власть. В России не было Евангельской
веры, потому и люди шли как бы ощупью.
Образование шло от этих писателей и
поэтов. И чему могли научить те, кто не
имел рождения свыше, не был рождён от
Слова Божия?
Анненский.
Поступив в гимназию, мальчик увлёкся
древними языками, потом греческой
мифологией, греческой и римской историей
и литературой. Античный мир обладал для
него особым очарованием, и он скоро ушел
в него с головой»... Серьезной, хотя и
лежащей на поверхности, причиной
мемуаристы называют бытовые проблемы
(он рано женился на вдове вдвое его
старше с двумя детьми).. С другой стороны,
та же Т. А. Богданович отмечала такие
личные черты поэта, как развитое «до
щепетильности» самолюбие в сочетании
с «чрезвычайной скромностью» при полном
отсутствии честолюбия…. и все еще питаю
надежду в пять лет довести до конца свой
полный перевод и художественный анализ
Еврипида — первый на русском языке,
чтоб заработать себе одну строчку в
истории русской литературы — в этом
все мои мечты»… Я твердо держался
глубоко запавших мне в душу слов моего
брата Николая Федоровича: «До тридцати
лет не печататься», и довольствовался
тем, что знакомые девицы переписывали
мои стихи и даже (ну как тут было не
сделаться феминистом!) учили эту чепуху
наизусть». После университета «стишонки
опять прокинулись,— слава Богу, только
они не были напечатаны»... Анненский
утверждал: «
Стих
не есть созданье поэта,
он даже, если хотите, не принадлежит
поэту [...]. Он — ничей, потому что он
никому и ничему не служит, потому что
исконно, по самой воздушности своей
природы, стих свободен и потому еще, что
он есть никому не принадлежащая и всеми
созидаемая мысль [...]. «Мэтр» Брюсов
откликнулся вежливо-снисходительным
одобрением начинающему поэту, два года
спустя молодой Блок, отметив «печать
хрупкой тонкости и настоящего чутья»
на ряде стихов, зафиксировал и «наивное
безвкусие», и «декадентские излишества»,
а также «невзрачный эпиграф и сомнительный
псевдоним». Поэт скончался от сердечного
приступа на Царскосельском вокзале 30
ноября 1909 г. Он трагичен, как жертва
исторической судьбы.
Апухтин Алексей
Николаевич после 1862 отошёл от литературной
деятельности, мотивируя это желанием
остаться вне политической борьбы, в
стороне от каких-либо литературных или
политических партий. Он уехал в провинцию,
служил в Орловской губернии чиновником
особых поручений при губернаторе.
Используя все традиции любовного,
цыганского романса, он внёс в этот жанр
много собственного художественного
темперамента. Многие романсы были
положены на музыку П. Чайковским и
другими известными композиторами
(«Забыть так скоро», «День ли царит»,
«Ночи безумные» и др.). Прозу Апухтина
высоко оценивал М.А. Булгаков.
Бальмонт Константин
Дмитриевич написал 35 книг стихов, 20 книг
прозы, его переводы составляют более
10 000 печатных страниц (среди них - поэты
разных стран: В. Блейк, Э. По, П. Б. Шелли,
О. Уайльд, Ш. ван Лерберг, Гауптман,
Бодлер, Задерман; испанские песни,
словацкий, грузинский эпос, югославская,
болгарская, литовская поэзия, а также
стихотворения поэтов Мексики, Полинезии,
Японии и Индии). Этот список бесконечен:
Бальмонт и в переводческой деятельности,
как и в поэзии, был ненасытен и всеохватен.
Среди написанного им есть художественная
и автобиографическая проза, мемуары,
филологические трактаты, историко-литературные
исследования и критические эссе, а также
«записные книжки» и многочисленные
письма. В 1910 г. поэт заявил, что через
полвека будет издано собрание его
сочинений в девяносто трех томах или
выше. Это предсказание не сбылось, как
не сбылись и многие другие пророчества,
к которым экзальтированный автор был
весьма склонен. К. Бальмонт вообще любил
мистификацию, необычные поступки,
нарочито пренебрегал условностями, что
провоцировало появление многочисленных
сплетен, анекдотов, таинственных историй.
Театральность, эпатаж часто служили
ему дурную службу (достаточно вспомнить
строки «Я ненавижу человечество...» или
«Хочу я зноя атласной груди... хочу одежды
с тебя сорвать»). Однако крупнейший
исследователь творчества поэта Вл.
Орлов считает, что все это было наносное:
«При всей экзальтированности, сделанности,
сверхчеловечности Бальмонт был неутомимым
тружеником». Он очень много работал,
писал каждый день и очень плодотворно,
всю жизнь занимался самообразованием
(«прочитывал целые библиотеки»), с
легкостью изучал языки, интересовался
не только литературой и искусством, но
и естественными науками химией, ботаникой,
геологией и др. При этом много путешествовал,
объездил буквально весь свет, отдаваясь
сладостному ощущению победы «над веками
и пространствами», не только обогащаясь
все новыми и новыми впечатлениями, но
и погружаясь в историю, этнографию,
фольклористику каждой новой страны.
И
хотя 93 тома его сочинений не изданы и
никогда не будут изданы, его «исступленная
любовь к поэзии, тонкое чутье к красоте
стиха», необыкновенная музыкальность
и способность уловить и запечатлеть
тончайшие нюансы любовного чувства и
настроения природы позволяют говорить
о нем как об одном из самых интересных
поэтов серебряного века.
Бальмонт
Константин Дмитриевич родился 3(15) июня
1867 г. Учился К. Бальмонт в Шуйской
гимназии, но в 1884 г. был исключен за
принадлежность к революционному кружку.
В 1886 г. Бальмонт поступил в Московский
университет на юридический факультет,
из которого в 1887 г. был отчислен как один
из организаторов студенческих беспорядков.
В 1889 г. К. Бальмонт женился на Ларисе
Михайловне Гарелиной, но брак был
неудачным. Бытовые неурядицы, семейные
проблемы, нервное расстройство толкнули
Константина Дмитриевича на самоубийство
(он, прочитав накануне ночью «Крейцерову
сонату» Л. Толстого, выбросился из окна,
но не разбился насмерть, а только
изуродовал себя - хромота осталась на
всю жизнь). Год лечения и лежания в
постели способствовал «небывалому
расцвету умственного возбуждения и
жизнерадостности». Несмотря на богатство
и остроту новых впечатлений, Бальмонт
испытывал щемящую тоску по родине:
«Боже, до чего я соскучился по России.
Все-таки нет ничего лучше тех мест, где
вырос, думал, страдал, жил. Весь этот год
за границей я себя чувствую на подмостках,
среди декораций. А там - вдали - моя родная
печальная красота, за которую десяти
Италий не возьму». В 1905 г. К. Бальмонт
отправился в путешествие в США и Мексику.
Результатом этой поездки явились не
только путевые заметки и очерки, в
которых он описал наиболее выдающиеся
памятники древне-мексиканских культур,
но и переводы мифов ацтеков и майя,
составившие книгу «Змеиные цветы».
После возвращения на родину К. Бальмонт
много ездит по стране с лекциями, посещает
Грузию, учит грузинский язык, активно
занимается переводческой деятельностью.
Свержение самодержавия К. Бальмонт
встретил восторженно, к Октябрьской же
революции у него было резко негативное
отношение. Будучи поборником абсолютной
свободы, он не мог принять диктатуры
пролетариата, которую считал насилием,
«уздой на свободном слове». В 1917-1918 гг.
К. Бальмонт по-прежнему много работал:
писал стихи, переводил, изучал шведский
язык, сотрудничал в советских журналах,
выступал с публичными лекциями.
Общественной деятельности он не вел и
политикой не занимался. В 1918-1920 гг. жил
в Москве или подмосковном поселке
Новогиреево. В эти годы он
«нищенствовал, голодал, на себе таскал
дровишки из разобранного забора». Поэт
очень болезненно переживал разлуку с
Родиной: «...нет дня, когда бы я не тосковал
о России, нет часа, когда бы я не порывался
вернуться». В 1932 г. у Бальмонта появились
первые признаки
душевного заболевания.
Болезнь быстро прогрессировала, поэт
подолгу лечился в клинике, и в творческом
отношении 1937-1942 гг. были практически
бесплодными. В 1942 г. Константин Дмитриевич
скончался. Перед смертью он исповедовался:
«...Этот, казалось бы, язычески поклонявшийся
жизни, успехам ее и блескам человек,
исповедуясь перед кончиной, произвел
на священника глубокое впечатление
искренностью и силой покаяния - считал
себя неисправимым грешником, которого
нельзя простить».
Баратынский Евгений
Абрамович в 1812 поступил в Петербургский
Пажеский корпус, из которого в 1816 был
исключен за не совсем безобидные
мальчишеские проделки без права
поступления на какую-либо службу, кроме
солдатской. Тогда же завязываются
приятельские отношения
с Пушкиным и Кюхельбекером.
Попытки друзей добиться офицерского
звания для Баратынского долго наталкивались
на отказ императора, причиной которого
был независимый характер творчества
поэта, оппозиционные высказывания,
которые часто можно было слышать от Б.
Он
не был декабристом, но и его захватили
идеи, которые получили воплощение в
деятельности тайных обществ. После
разгрома восстания декабристов круто
изменилась общественная жизнь в России,
что наложило отпечаток и на поэзию
Баратынского. На первый план теперь
выходит философское начало, темы великой
скорби, одиночества, прославление смерти
как «разрешенья всех цепей». Смерть
помешала началу нового этапа творчества.
В Неаполе он заболел и скоропостижно
скончался 29 июня 1844. Тело Б. было перевезено
в Петербург и предано земле.
Батюшков Константин
Николаевич - поэт с трагической судьбой.
Он был забыт как литератор еще при жизни,
в которой оказался неудачлив и беден,
закладывая и перезакладывая свое жалкое
именье, хронически несчастлив в любви.
Добровольцем пошел в армию сражаться
с французами, был адъютантом легендарного
генерала Раевского, тяжело ранен. Но
самым ужасным была дурная семейная
наследственность: умопомешательство
деда, матери (сразу после рождения сына),
сестры Александры. Сам поэт сошел с ума
на тридцать четвертом году жизни, прожив
после этого еще более тридцати лет. В
1830 году поэта навестил Пушкин,
но Батюшков не узнал его. Лучше всего о
трагедии поэта написал он сам: «Что
говорить о стихах моих!.. Я похож на
человека, который не дошел до цели своей,
а нес он на голове красивый сосуд, чем-то
наполненный. Сосуд сорвался с головы,
упал и разбился вдребезги. Поди узнай
теперь, что в нём было!»
Бестужев. Декабрист
Александр Александрович - поэт, беллетрист,
критик - вписал свое имя и в историю
литературы, и в историю дворянского
революционного движения. Не удивительно,
что пятеро сыновей А. Ф. Бестужева -
Николай, Александр, Михаил, Петр и Павел
- стали декабристами. Замечательной
страницей творческой биографии Бестужева
были агитационные песни, созданные им
в соавторстве с Рылеевым. Написанные в
духе народных сатирических песен, они
предназначались для политической
пропаганды, резко обличали социальную
несправедливость, звали к революционным
действиям. Бестужев был членом Северного
тайного общества и его Верховной думы,
занимал радикальные, республиканские
позиции. 14 декабря Бестужев вывел на
Сенатскую площадь Московский полк - это
послужило началом восстания. Заключенный
после разгрома восстания в каземат
Петропавловской крепости, Бестужев
написал на имя Николая I записку «Об
историческом ходе свободомыслия в
России», в которой с исключительной
смелостью и прямотой обосновывал причины
возникновения дворянского революционного
движения и излагал его задачи. Он был
приговорен к двадцати годам каторжных
работ, замененных ссылкой в Сибирь,
позднее переведен в действующую
Кавказскую армию. Погиб в бою с горцами.
Толстой (граф
Алексей Константинович) - известный
поэт и драматург. Родился 24 августа 1817
г. в Петербурге. Мать его, красавица Анна
Алексеевна Перовская, воспитанница
графа А.К. Разумовского, вышла в 1816 г.
замуж за пожилого вдовца графа Константина
Петровича Толстого (брата известного
художника-медальера Федора Толстого).
Брак был несчастлив; между супругами
скоро произошел открытый разрыв. Восьми
лет Толстой, с матерью и Перовским,
переехал в Петербург. При посредстве
друга Перовского - Жуковского -
мальчик был представлен тоже восьмилетнему
тогда наследнику престола, впоследствии
императору Александру II, и был в числе
детей, приходивших к цесаревичу по
воскресеньям для игр. Отношения, таким
образом завязавшиеся, продолжались в
течение всей жизни Толстого; супруга
Александра II, императрица Мария
Александровна, также ценила и личность,
и талант Толстого. Участия в военных
действиях ему не пришлось принять, но
он едва не умер от жестокого тифа,
унесшего около Одессы значительную
часть полка.
Во
время болезни ухаживала за ним жена
полковника С.А. Миллер (урожденная
Бахметьева), на которой он позднее
женился. Письма его к жене, относящиеся
к последним годам его жизни, дышат такой
же нежностью, как и в первые годы этого
очень счастливого брака. В личной жизни
своей Толстой представляет собой редкий
пример человека, который не только
всячески уклонялся от шедших ему
навстречу почестей, но ещё должен был
выдерживать крайне тягостную для него
борьбу с людьми, от души желавшими ему
добра и предоставлявшими ему возможность
выдвинуться и достигнуть видного
положения. Толстой хотел быть «только»
художником. Необыкновенно мягкий и
нежный, он должен был собрать весь запас
своей энергии, чтобы отказаться от
близости к Государю, которому, когда он
заболел под Одессой, по несколько раз
в день телеграфировали о состоянии его
здоровья. Одно время Толстой поколебался
было: ему показалось привлекательным
быть при Государе, как он выразился в
письме к нему, «Бесстрашным сказателем
правды» - но просто придворным Толстой
не хотел быть ни в каком случае. В его
переписке ясно отразилась
удивительно-благородная и чистая душа
поэта; но из неё же видно, что изящная
его личность была лишена силы и тревоги,
мир сильных ощущений и мук сомнения был
ему чужд. Это наложило печать на все его
творчество. Он обладал даром весьма
тонкой, хотя и добродушной насмешки;
многие из лучших и наиболее известных
его стихотворений обязаны своим успехом
именно иронии, в них разлитой. То
безграничное негодование, которое
овладевает Толстым каждый раз, когда
он говорит о неистовствах Грозного,
дало ему силу порвать с условным умилением
перед древнерусской жизнью.
Тредиаковский Василий
Кириллович. Успехи в науках не изменили
отношения к нему в академии, и с 1757 года
он перестал ее посещать. Объясняя свой
шаг, он с глубокой горечью писал:
«Ненавидимый в лице, презираемый в
словах, уничтожаемый в делах, осуждаемый
в искусстве, прободаемый сатирическими
рогами, всеконечно уже изнемог я в
силах...» Спустя два года его уволили из
академии. Популярность Тредиаковского
резко упала с появлением в русской
литературе более талантливых Ломоносова
и Сумарокова. Многие стихи его стали
объектом для насмешек. Особенно
усердствовала Екатерина II и ее литературное
окружение. Но в данном случае стремление
императрицы скомпрометировать
Тредиаковского как поэта было вызвано
скорее всего не художественной стороной
его произведений, а их идейной
направленностью. При жизни Тредиаковский
не был по достоинству оценен, но потомки
воздали должное этому замечательному
патриоту, всем сердцем любившему Россию
и много сделавшему для ее просвещения
и культуры. Среди тех, кто с уважением
отнёсся к его деятельности, были Радищев
и Пушкин.
Тургенев Иван
Сергеевич. Поэтическое чувство было
развито у Тургенева в высшей степени.
Горестная участь человека на земле,
невозможность встретить понимание,
желание любить, одиночество, тяжесть
рока, неизбежное приближение конца -
вот «больные» мотивы его «больной»
души, страдальческих стихов.
Тэффи.
Отец Надежды Александровны был
профессором, преподавал криминалистику.
О своём псевдониме она писала: «И тут
вспомнился мне одни дурак, действительно
отменный, и вдобавок такой, которому
везло, значит самой судьбой за идеального
дурака признанный. Звали его Степан, а
домашние называли его Стеффи. Отбросив
из деликатности первую букву (чтобы
дурак не зазнался), я решила подписать
пьеску свою «Тэффи».
Тютчев Фёдор
Иванович. В 12 лет уже успешно переводил
Горация. Окончив университет в 1821 со
степенью кандидата словесных наук, в
начале 1822 поступил на службу в
Государственную Коллегию иностранных
дел. Через несколько месяцев был назначен
чиновником при русской дипломатической
миссии в Мюнхене. В 1837 был назначен
первым секретарем русской миссии в
Турине, где пережил первую тяжелую
утрату: умерла жена. В 1839 вступает в
новый брак. Служебный проступок Тютчева
(самовольный отъезд в Швейцарию для
венчания с Э.Дернберг) кладет конец его
дипломатической службе. Подает в отставку
и поселяется в Мюнхене, где проводит
еще пять лет, не имея никакого официального
положения. Настойчиво ищет путей
возвращения на службу. В 1844 переезжает
с семьей в Россию, а через полгода вновь
зачисляется на службу в Министерство
иностранных дел. цикл стихов о любви,
посвященных Елене Денисьевой. «Беззаконные»
в глазах света отношения немолодого
поэта с ровесницей его дочери продолжались
в течение четырнадцати лет и были очень
драматичны (Тютчев был женат). С 1864 Тютчев
несет одну потерю за другой: умирает от
чахотки Денисьева, через год - двое их
детей, его мать. Последние годы жизни
тоже омрачены тяжелыми утратами: умирают
его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь
поэта угасает.
Фет Афанасий
Афанасьевич. Происхождение поэта - самое
тёмное место его биографии. Неизвестна
не только точная дата его рождения, но
и кто был его отцом. В начале 1820 года в
Германии, в Дармштадте, лечился 44-летний
русский отставной офицер Афанасий
Неофитович Шеншин, богатый и просвещённый
орловский помещик. В доме местного
обер-кригскомиссара Карла Беккера он
познакомился с его дочерью, 22-летней
Шарлоттой, бывшей замужем за мелким
чиновником Иоганном Фётом. В сентябре
того же года она бросила семью и бежала
с Шеншиным в Россию. Она была уже
беременна, но обвенчалась с Шеншиным
по православному обряду и взяла себе
имя Елизаветы Петровны Шеншиной.
Родившийся младенец был записан в
метриках как сын Шеншина, и до 14 лет
будущий поэт считался несомненным
Афанасием Шеншиным. Однако в 1834 году
орловские губернские власти вследствие
какого-то доноса стали наводить справки
о рождении мальчика и браке его родителей.
Шеншин, опасаясь, чтобы Афанасий не
попал в незаконнорожденные, поспешил
увести ребенка в лифляндский городок
Верро (ныне эстонское Выру) и стал
хлопотать перед немецкими родственниками
о признании мальчика «сыном умершего
ассесора Фёта». И хотя Иоганн ранее не
признавал его своим сыном, согласие
было получено. Благополучный исход стал
источником дальнейших жизненных
несчастий Фета. Из русского столбового
дворянина он превратился в иностранца,
утратил право наследовать родовое
имение Шеншиных. После окончания
Московского университета Фет круто
меняет свою судьбу и поступает нижним
чином в один из провинциальных полков,
расквартированный в Херсонской губернии.
Цель, которую преследовал начинающий
поэт, была одна - дослужиться до
потомственного дворянства и вернуть
утраченное положение. Вернув вскоре
себе русское гражданство, а в 1853 году
сумев добиться перевода в гвардейский
полк, стоявший недалеко от Петербурга,
он так и не смог дослужиться до дворянства,
так как новые императорские указы
постоянно подымали планку воинского
звания, обеспечивавшего это. В 1858 году
Фет ушел в отставку в чине штабс-ротмистра
(соответствовашего маойорскому цензу),
тогда как дворянство давал лишь
полковничий чин.
«Тургенев
находил, что Фет так же плодовит, как
клопы, и что, должно быть, по голове его
проскакал целый эскадрон, от чего и
происходит такая бессмыслица в некоторых
его стихотворениях». Смерть поэта,
подобно его рождению, оказалась окутана
тайной, которая была раскрыта лишь
спустя четверть века. К концу жизни его
одолевали старческие недуги: резко
ухудшилось зрение, терзала «грудная
болезнь», сопровождавшаяся приступами
удушья и мучительнейшими болями. За
полчаса до смерти Фет настойчиво пожелал
выпить шампанского, а когда жена побоялась
дать его, послал ее к врачу за разрешением.
Оставшись только со своей секретаршей,
Фет продиктовал ей необычную записку:
«Не понимаю сознательного преумножения
неизбежных страданий, добровольно иду
к неизбежному». Под этим он сам подписал:
«21-го ноября Фет (Шеншин)». Затем он
схватил стальной стилет, но секретарша
бросилась вырывать его и поранила себе
руку. Тогда Фет побежал через несколько
комнат в столовую к буфету, очевидно,
за другим ножом, и вдруг, часто задышав,
упал на стул. Формально самоубийство
не состоялось, но по характеру всего
происшедшего это было заранее обдуманное
самоубийство. Всю жизнь преодолевавший
превратности судьбы, поэт и ушёл из
жизни, когда счёл это нужным.
Фофанов Константин
Михайлович родился в небогатой купеческой
семье, систематического образования
не получил. Писал стихи с детства.
Печатался с 1881 г. в самых разных журналах
и газетах, более всего в «Новом времени»;
Л. С. Суворин издал несколько сборников
его стихотворений, очень неравноценных.
Жизнь Фофанова была омрачена постоянной
бедностью и тяжелым недугом. Умер он в
глубокой нищете, почти не принятый новой
читательской аудиторией. В сознании
современников Фофанов обрёл
мифологизированный облик Поэта, служителя
Красоты, способного в минуты вдохновенья
подняться над обыденностью и собственным
несовершенством (алкоголизм, психическое
заболевание).
Ис.8:20
– «Обращайтесь
к закону и откровению. Если они не
говорят, как это слово, то нет в них
света».
Иер.4:23 – «Смотрю
на землю, и вот, она разорена и пуста, -
на небеса, и нет на них света».Зах.14:6
– «И
будет в тот день: не станет света, светила
удалятся».
Безумные годы совьются во прах, Утонут в забвенье и дыме.
И только одно сохранится в веках Святое и славное имя.
Твоё, возлюбивший до смерти, твоё,
Страданьем и честью венчанный,
Проколет, прорежет его острие
Багровые наши туманы.
От смрада клевет – не угаснет огонь,
И лавр на челе не увянет.
Георгий, Георгий! Где верный твой конь?
Георгий святой не обманет.
Он близко! Вот хруст перепончатых крыл
И брюхо разверстое Змия...
Дрожи, чтоб святой и тебе не отмстил
Твоё блудодейство, Россия!
Апрель 1918 Гиппиус