Вопрос на тему «Смерть»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 26
Вопрос 3858:
Осознание краткости жизни приходит тогда, когда большая часть её уже позади. Почему так трудно поверить в совершенно очевидную истину, что жизнь – это одно мгновение?
Ответ И.Т. Лапкина:
Вокруг нас постоянно слышится, что кто-то погиб в пути, кто-то сорвался, сгорел, убит. И разве трудно себя представить на том месте? Природа напоминает ежегодно о законченности цикла. Это же ежедневно к вечеру познаётся. Ибо ложимся спать, как в гроб. Всё зависит от нашей веры. Если человек верит искренно в Бога, тогда ему легче подниматься.
Осень листы ощипала с дерев,
Иней седой на траву упадал,
Стадо тогда журавлей собралося,
Чтоб прелететь в теплу, дальну страну,
За море жить. Один бедный журавль,
Нем и уныл, пригорюнясь сидел:
Ногу стрелой перешиб ему ловчий.
Радостный крик журавлей он не множит;
Бодрые братья смеялись над ним.
«Я не виновен, что я охромел,
Нашему царству, как вы, помогал.
Вам надо мной хохотать бы не должно,
Ни презирать, видя бедство мое.
Как мне лететь? Отымает возможность,
Мужество, силу претяжка болезнь.
Волны, несчастному, будут мне гробом.
Ах, для чего не пресек моей жизни
Ярый ловец!» – Между тем веет ветр,
Стадо взвилося и скорым полётом
За море вмиг прелететь поспешает.
Бедный больной назади остаётся;
Часто на листьях, пловущих в водах,
Он отдыхает, горюет и стонет;
Грусть и болезнь в нём всё сердце снедают,
Мешкав он много, летя помаленьку,
Землю узрел, вожделенну душою,
Ясное небо и тихую пристань.
Тут Всемогущий болезнь излечил,
Дал жить в блаженстве в награду трудов, –
Многи ж насмешники в воду упали.
О вы, стенящие под тяжкою рукою
Злосчастия и бед! Исполнены тоскою,
Клянете жизнь и свет;
Любители добра, ужель надежды нет?
Мужайтесь, бодрствуйте и смело протекайте
Сей краткой жизни путь. На он-пол поспешайте:
Там лучшая страна, там мир вовек живёт,
Там юность вечная, блаженство там вас ждёт.
1800. А.Н.Радищев
Иов.14:1 – «Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями». Иов.20:5 – «веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна?»
«Зачем вы, дни?» – сказал поэт. А я спрошу: «Зачем вы, ночи?»
Зачем ваш мрак сгоняет свет И занавешивает очи?
И так жизнь наша коротка, И время годы быстро косит,
А сон из этого клочка Едва ль не треть ещё уносит.
Счастливцу – сон? Он у него Часы блаженства похищает,
А на лету и без того Он их так мало насчитает.
Счастливцу сон – разрыв со всем, Чем сердце радостью дышало:
Как мёртвый, слеп он, глух и нем, Души как будто не бывало.
Смерть называют вечным сном,
А в здешнем – временно мертвеем.
Зачем нам спать, когда потом Мы вдоволь выспаться успеем?
Когда б я с счастьем был знаком, О, как бы сон я ненавидел!
Но клад мой, на святыню в нём Я посягателя бы видел.
Страдальцу сон же не с руки,
Средь тяжких дум, средь грозных мраков,
На одр недуга и тоски Не сыплет он прохладных маков.
Весь мутный ил, которым дни Заволокли родник душевный,
Из благ – обломки их одни, Разбитые волною гневной, –
Всплывает всё со дна души В тоске бессонницы печальной,
Когда в таинственной тиши, Как будто отзыв погребальный,
Несётся с башни бой часов; И мне в тревогу и смущенье
Шум собственных моих шагов И сердца каждое биенье...
Ум весь в огне; без сна горят Неосвежаемые очи,
Злость и тоска меня томят... И вопию: «Зачем вы, ночи?»
1863. П.Вяземский
Пс.38:6 – «Вот, Ты дал мне дни, [как] пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий».
И вот: два я во мне, как тигр со львом,
Проснулися и бьются друг со другом;
И я в борьбе расслаб, отяжелел,
И плоть моя сгустилася во мне...
Я тяжесть тела слышу на себе,
И чувствую, что я хожу под ношей,
И чувствую... Земля влечёт меня,
Сося в себя, как змей, свою добычу:
Я, с каждым днём, врастаю больше в землю,
Пока совсем зароюся землёй...
И слышно мне: вкушенья острый яд,
Как тонкое начало разрушенья,
Из кости в кость, из жилы в жилу ходит
И изменяет весь состав мой прежний.
Нетленья сын, я обрастаю тленьем:
Чувствительность под чувственностью стонет,
И на живом ношу я мертвеца!!.
1840. Ф.Глинка
Прит.16:32 - «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою [лучше] завоевателя города». Иак.1:26 – «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает своё сердце, у того пустое благочестие».
...
И крики оргии, и гимны ликованья
В сияньи праздничном торжественных огней,
А рядом – жгучий стон мятежного страданья,
И кровь пролитая, и резкий звон цепей...
Разнузданный разврат, увенчанный цветами, –
И труд поруганный... Смеющийся глупец –
И плачущий в тиши незримыми слезами,
Затерянный в толпе, непонятый мудрец!..
И это значит жить?.. И это – перл творенья,
Разумный человек?.. Но в пошлой суетне
И в пёстрой смене лиц – ни мысли, ни значенья,
Как в лихорадочном и безобразном сне...
Но эта жизнь томит, как склеп томит живого,
Как роковой недуг, гнетущий ум и грудь,
В часы бессонницы томит и жжёт больного –
И некуда бежать... и некогда вздохнуть!
Порой прекрасный сон мне снится: предо мною
Привольно стелется немая даль полей,
И зыблются хлеба, и дремлет над рекою
Тенистый сад, в цветах и в золоте лучей...
Родная глушь моя таинственно и внятно
Зовёт меня прийти в объятия свои,
И всё, что потерял я в жизни невозвратно,
Вновь обещает мне для счастья и любви.
Но не тому сложить трудящиеся руки
И дать бездействовать тревожному уму,
Кто понял, что борьба, проклятия и муки –
Не бред безумных книг, не грезятся ему;
Как жалкий трус, я жизнь не прятал за обманы
И не рядил её в поддельные цветы,
Но безбоязненно в зияющие раны,
Как врач и друг, вложил пытливые персты;
Огнём и пыткою правдивого сомненья
Я всё проверил в ней, боясь себе солгать, –
И нету для меня покоя и забвенья,
И вечно буду я бороться и страдать!..
1882. Надсон
2Пет.2:13-14 – «Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия».
Как будто всё всем надоело. Застыли чувства; ум зачах;
Ни в чём, нигде — живого дела, И лишь по горло все в делах.
Средь современности бесцветной Вступили в связь добро и зло;
И равнодушье незаметно, Как ночь, нас всех заволокло.
Нам жизнь не скорбь и не утеха;
В неё наш век лишь скуку внёс;
Нет в этой пошлой шутке — смеха;
Нет в этой жёсткой драме — слез.
Порой, как сил подземных взрывы,
Нас весть беды всколышет вдруг, —
И быт беспечный и ленивый Охватят ужас и испуг.
Иль вдруг родится мысль больная, Что людям надобна война,
И рвёмся мы к войне, не зная Ни почему, ни с кем она.
Но чуть лишь мы, затишью веря, От передряги отдохнём,
Как страх и злая похоть зверя
Уж в нас сменились прежним сном.
И вновь, унылой мглой одеты, Дни скучной тянутся чредой,
Как похоронные кареты За гробом улицей пустой.
1887. Алексей Жемчужников
Пр.1:32 – «Потому что упорство невежд убьёт их, и беспечность глупцов погубит их». Ис.32:9 – «Женщины беспечные! встаньте, послушайте голоса моего; дочери беззаботные! приклоните слух к моим словам».
Как хорошо проснуться утром дома,
Где всё, казалось бы, вам издавна знакомо,
Но где так празднично в явь переходит сон, –
Как будто к станции подходит ваш вагон.
Вы просыпаетесь от счастья, словно в детстве.
Вам солнце летнее шлёт миллион приветствий,
И стены светлые, и ярко-жёлтый пол,
И сад, пронизанный насквозь жужжаньем пчёл.
Маршак
1Пар.16:33 – «Да ликуют вместе все дерева дубравные пред лицом Господа, ибо Он идёт судить землю». Пс.95:12 – «да радуется поле и всё, что на нём».