Вопрос на тему «Богослужение»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 8
Вопрос 2093:
Если возникло так много монастырей и такие в них были замечательные уставы, все приходящие вновь легко усваивали эти правила, то наверное, правил этих не так много и каждая семья могла бы применять их в повседневной жизни, хотя бы отчасти?
Ответ И.Т. Лапкина:
В «Древних иноческих уставах» решились предложить на ознакомление людям только краткие выписки из уставов, и то они весьма впечатляют. Книга большого формата – 666 страниц. В ней можно ознакомиться с некоторыми правилами монастырей. Правил Пахомия Великого – 294, и он их свёл в 21 правило. У Орсисия – 56 правил. И общих правил, вероятно коллегиально принятых - 67; у Василия Великого - 419 правил и для женских монастырей еще разъяснение в 19 правилах; Иоанн Кассиан только в трёх его книгах 61 глава; у Венедикта – 73 главы. Можно предположить, согласно некоторых пояснений в книге, что для внутреннего пользования есть ещё более расширенные варианты; и в каждой главе есть подпункты.
Есть много полезных правил и вполне приемлемых всеми здравомыслящими. Когда я законспектировал книгу сию, то понял, что для читателей не смогу и малой толики дать прочесть. Это нужно иметь саму книгу. Главы отдельные иногда занимают по несколько страниц.
Если надумаете применять эти правила сегодня на практике, то будете срок мотать в строгорежимном лагере, как садист, мазохист, попирающий все нормы нравственного поведения и раздавливающий личность человека. Десятки правозащитных организаций сразу же устремятся против вас, как тоталитарного волка. Абсолютное полное подавление личности. Воля человека - главный враг в монастыре. Даже посылку с воли не может получить рядовой – она будет выставлена на общий стол. Случалось, что расконвоированных монахов выводили на сельхоз.работы в поле. И вот тут был самый подходящий момент сбежать из своего ГУЛага. Правила и это предусматривали, что старшой, «набольший», как его зовут, должен был хватиться этой потери и немедленно сообщить в «город солнца» своему «Джиму Джонсу, основателю «Народного храма», и искать беглеца. Три часа, в которые он мог бы отдалиться от любимого монастыря – были для него спасительными. Но губительными для его надсмотрщика. Стр. 153. правило 288. «Если убежит кто и смотритель раньше трёх часов не донесёт Авве, то будет повинен в погибли брата, разе только опять найдёт его (п.152)».
289 пр. «Вот наказание тому, кто погубит какого брата из дома - три дня нести публичное покаяние. Но если он донесёт в тот же час, как тот убежит, то виновен не будет».
290 пр. «Если смотритель увидит какой грех в доме своём, и тотчас не обличит согрешающего, и не донесёт Авве монастыря, сам понесёт установленную за тот грех эпитимию» («домом» называется общий барак) (в ГУЛаге оуновцы устроили таким доносчикам полную рубиловку – вырезали их на рассвете).
Исключительно страшным грехом почиталось заступничество за наказываемого.
«Им внушалось принимать даемые им приказания с таким благоговением, и исполнять и с такою готовностью, как бы они исходили непосредственно от Самого Бога. Рассуждать о повеленном не разрешалось, и вообще заповедывалось ни в чём не верить своему уму и рассуждению. Чтобы скорее и надёжнее утвердить их в последнем, часто даваемы были им приказания, исполнение которых казалось ни с чем несообразным. Так делалось в той мысли, что кто в этих случаях исполнителен без рассуждения, конечно же будет таков и во всех других». (пр. Касиана кн. 4.п. 8,9 стр. 106 пр. 57 Пахомия).
«Сей блаженный Иоанн от юности до совершенного мужеского возраста служил старцу своему, пока тот жил на свете, с таким смирением исполнял его повеления, что сам старец изумлялся его послушанию. Желая однако же точнее узнать, откуда у него такая добродетель, от веры ли истинной и глубокой простоты сердечной, или она притворна, принужденна и оказывается только пред лицом того, кто даёт повеления. Старец часто назначал ему послушания то пустые и ненужные, то неисполнимые.
Однажды старец взял из своего дровяника хворостинку, давно срубленную, совершенно исссохшую и даже от древности немного позагнившую и воткнул ее в землю, велел поливать её дважды в день, принося воду на своих плечах, чтобы она, будучи таким образом каждодневно орошаема, пустила корни, ожила, разветвилась. Приняв это послушание с обычным благоговением, юный инок, нисколько не рассуждая о невозможности получить то, что ожидалось будто, исполнял это неопустительно каждый день, нося воду за две почти мили (3, 5 км.). Так поливал он свое деревцо в продолжение целого года, не пропуская ни одного дня. Ни за болезнью, ни по причине праздника, ни по причине нужнейшей какой-либо работы, ни из-за зимней стужи и непогоды. Старец молча наблюдал за этой неутомимостью его и удостоверился, что он и принял и исполнял его приказание в простоте сердца, без всякого колебания ума, как бы оно дано ему было свыше, чем доказал искренность своего смиренного послушания. Почему, желая положить конец этому испытанию, подошёл он к сухой хворостинке и сказал: «Ну что, Иоанн, пустило ли корни дерево наше, или нет?» Тот сказал: «Не знаю». Тогда старец, как бы пробуя, крепко ли оно на корнях своих, легким движением вырвал хворостинку перед глазами его, и бросил её, чтобы он не поливал её более». Стр. 570 гл. 24.
«В другой раз, когда пришли братия поназидаться примером послушания, старец позвав Иоанна, сказал ему: «Беги и вон тот камень прикати сюда, как можно поскорее». Тот побежал и со всем усердием и напряжением сил начал пхать камень огромный, который целая толпа народа могла бы покачнуть только. Пот лил с него градом, пропитал всё его платье, намочил и самый камень. Но ему нисколько не подумалось, что послушание не исполнимо, ибо из благоговения к старцу и по искренней простоте послушания он от всей души веровал, то старец ничего не прикажет даром, на что не было бы у него разумного основания. (память св. Иоанна 27 марта стр. 572).
Над нами те ж, как древле, небеса
И так же льют нам благ своих потоки,
И в наши дни творятся чудеса,
И в наши дни являются пророки.
Бог не устал, - Бог шествует вперёд,
Мир борется с враждебной силой змия,
Там – зрит слепой, там – мёртвый восстает;
Исаия жив, и жив Иеремия.
Не истощил Господь Своих даров,
Не оскудел верховной благодатью, -
Он всё творит – и Библия миров
Не замкнута последнею печатью.
Кто духом жив, в ком вера не мертва,
Кто сознает всю животворность слова,
Тот всюду зрит наитье Божества
И слышит всё, что скажет Иегова.
И, разогнав кудесничества чад,
В природе он усмотрит святость чуда,
И не распнёт он Слово, как Пилат,
И не предаст он Слово, как Иуда.
И брата он, как Каин, не сразит,
Гонимого с радушной лаской примет,
Смирением надменных пристыдит,
И слабого и падшего подымет.
Не унывай, о малодушный род!
Не падайте, о племена земные!
Бог не устал, - Бог шествует вперед;
Мир борется с враждебной силой змия.
1860 Вл. Бенедиктов.
(«Слово и дух» Антология русской духовной поэзии Х-ХХвв. Минск. 2003. 528 стр.)