размер шрифта

Поиск по сайту



2076.

Вопрос на тему «Монашество»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 8

Вопрос 2076:

Разве плохо, что человека в монастырях приучали к полному послушанию старшему? Сегодня нигде нет никакой дисциплины и навыки таковые не были бы лишними.

Ответ И.Т. Лапкина:

Послушание – великая вещь. Но у всего великого есть начало и возрастание.

1Цар.15:22 – «И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и
повиновение лучше тука овнов»

Послушание Господу спасает от блужданий ума, ведет к достижению благой цели.

Ис.29:24 – «Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию»

На послушании строится и добро и злодейство. Какие послушные были гитлеровцы, большевики, киллеры всех веков. Но Бог дал человеку свободу, и эта свобода начинается в свободе духа, в разуме, чтобы ты мог избрать и принести послушание в здравомыслии Богу. Если же свет Евангельский погашен, то отдающий приказание делается орудием дьявола, а исполнитель следует за слепцом и обеих ожидает провал в ад. Самое преступное то, что этого послушания стали требовать во имя Христа; и всю вину за исполнение безумств своих теперь уже взваливали на Иисуса. Священное Писание учит нас иметь послушание Богу; и это вполне достижимо, когда душа возродилась свыше и движима Духом Святым, всё делает с любовью и самоотречением.

1Пет.1:22 – «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца»


В монастырях шло часто извращение личности, и самые садистские замыслы без затруднений покрывались тем, что это творилось якобы для полушания Христу. Бездумность, полное выхолащивание мысли, приводило к бегству из монастырей, ярому бунту, так что игумену приходилось спасаться бегством или погибать.

Рим.6:16 –«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности


Уставы повелевали наказывать розгами непослушных. Это во всех уставах самых знаменитых монастырей. И самым страшным преступлением было бегство из монастыря. Равным ему было только сокрытие подготовки к побегу или заступничество за наказанного – этих без милосердия предавали проклятию. Произошла подмена Царствия Божия монастырем и воля Бога была полностью заменена волей, хотением начальника монастыря. Пахомий Великий так и пишет : «всех зол хуже – противиться воле Божией и угождать своему хотению».

И поэтому всякое непослушание безжалостно каралось. Человек мог прожить только в беспрекословном послушании любому эксперименту своего аввы.

Евр.2:2 – «Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние»


Стр. 155 п. 8. «Древние иноческие уставы». «Теперь предложу о достопамятном деянии аввы Муция, который, когда, отрекшись от мира, искал приятия в обитель, прождал за воротами монастыря в томительном страдании долее, нежели кто другой и своим неутомимым терпением достиг того, что его сверх обычая киновийского, приняли в обитель вместе с маленьким сыном, которому было тогда около 8 лет. Когда они, наконец, были приняты, то тотчас были размещены в разные келлии и отданы под науки разным старцам, чтобы отец не помышлял, что из всего, им оставленного, у него остался по крайней мере сын, а напротив, чтобы, как знал он, что теперь уже не богат, так перестал сознавать себя и отцом. Чтобы потом яснее обнаружилось, что в нём берёт перевес: кровное ли сострадание, или повиновение самоумерщвлению, которое по любви ко Христу должен всему предпочитать, нарочно оказывали пренебрежение к его детищу, одевали его в тряпки более, чем в настоящую одежду, держали неумытым и нечёсаным, так что взгляд на него мог скорее скорбь причинить отцу, чем доставить утешение. К тому же часто и побои наносили ему; и отец своими глазами видел, что невинного малого бьют понапрасну. Не смотря однако же на то, что с сыном его так поступали каждодневно на глазах его, он от любви ко Христу Господу и добродетели послушания хранил сердце свое свободным от всякой тревоги и смущения. Ибо, не считая уже его своим, после того, как вместе с собою и его принёс в жертву Христу и не на настоящие оскорбления его смотрел, а паче утешался верою, что они никогда не бывают переносимы бесплодно, почему мало думал о сыне и слезах его, а всю заботу обращал на свое преуспеяние в смирении, такое отрешенное настроение его ума и сердца не могло укрыться от аввы киновии, и он, желая показать твёрдость его духа, в один день, когда сын его о чём-то плакал, как бы в сердцах на него, приказал отцу схватить его и бросить в реку. Тот, как бы от самого Господа прияв повеление, бегом побежал, схватил сына и на своих руках притащил его на край реки, бросил его в неё. Такова была горячность его веры и стремительность послушания. И утонул бы отрок, если бы наперёд нарочно посланные туда братия, и заботливо обложившие берег речной, его брошенного уже не вытащили из глубины реки». (Древние иноческие уставы» стр. 572. глава 27).


В тот день была жара и духота,
И мог под солнцем выстоять не каждый,
Когда Спаситель, свесившись с креста,
Сказал в толпу, что Он томится жаждой.

Был старший стражник слишком зол и груб,
Чтоб дать воды из глиняного кубка. –
Ползет на трости до Христовых губ
Злым уксусом напитанная губка.

Так шли часы, мучения полны,
И пот тяжёлый смешивался с кровью.
Вверху креста крепилась к изголовью
Доска-табличка с надписью вины.

Читались буквы крупные на ней
По-римски, гречески и арамейски:
«И» - значит Иисус, «Н» - Назорей,
В насмешку «Ц» и «И» - Царь иудейский.

Над площадью, над скопищем голов
Все взоры эта надпись призывала.
«И», «Н», «Ц», «И» - и сокращенье слов
С тех самых пор зову – инициалы.

Надеж. Веселовская 1990


458

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: