Вопрос на тему «Покаяние»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 7
Вопрос 1956:
Могли бы Вы отметить какие-то характерные особенности в образе жизни людей седой древности и наших современников?
Ответ И.Т. Лапкина:
Есть много общего. Грешили, блудили, пили так же и умели красиво жить.
Иер.3:25 – «Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим, – мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего».
Плач.5:7 – «Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их».
Здесь один к одному с нашими согражданами. Но вот там встречаем внезапное обращение, готовность пойти до конца за идею, за веру во Христа. А сегодня это не встречается почти нигде. Те люди были как бы в детском состоянии, так просто это у них – за жизнь не цеплялись: надо умереть, значит умираю.
Фил.1:21 – «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение».
Вонифатий –19 дек. «Некогда в Риме проживала одна женщина, по имени Аглаида; отец ее Акакий был некогда начальником города. Будучи молодой и красивой, обладая богатыми имениями, доставшимися по наследству от родителей, и пользуясь свободной жизнью без законного мужа, она, побеждаемая страстью немощной плоти, проводила дни свои в любодеянии и грехах. Она имела у себя верного раба, который был управителем над домом и имениями ее; он был молод и красив. Звали его Вонифатием, – и Аглаида жила с ним в преступной связи, удовлетворяя свое плотское вожделение. И нет стыда говорить о сем, так как далее речь будет о блаженном и чудном изменении их жизни; ибо когда святым воздается похвала, то не умалчивается и об их прежних грехах, дабы показать, что не все с юных лет были блаженны и праведны, а имели, подобно другим, растленное тело, но истинным покаянием, доброй в себе переменой и великими добродетелями прославились своею святостью. О сем повествуется в Житиях святых для того, чтобы и мы, грешные, не отчаивались, но поспешили бы к скорому исправлению, зная, что, при помощи Божией и после грехов возможно быть святыми, если только сами того пожелаем и для того потрудимся. И действительно, прекрасно то, услаждающее сердце, повествование, в котором мы слышим, что грешник, по видимому не имеющий надежды на спасение, становится сверх ожидания святым, и притом мучеником Христовым, подобно святому Вонифатию, который во время любострастной жизни служил греху, а потом соделался исповедником, доблестным подвижником и славным страдальцем за Христа. Вонифатий во время своей распутной жизни был рабом греха, однако имел некоторые, достойные похвалы, добродетели: он был милостив к нищим, любвеобилен к странникам и отзывчив ко всем находящимся в несчастии; одним оказывал щедрые милостыни, другим с любовью доставлял успокоение, иным с сочувствием оказывал помощь. Имея твёрдое желания исправиться, Вонифатий часто молился Богу, чтобы Он избавил его от диавольских козней и помог ему сделаться господином над своими вожделениями и страстями. И Господь не презрел раба Своего и не попустил ему еще более погрязнуть в нечистоте греховной, но благоизволил устроить так, что нечистые дела его были омыты пролитием крови его, и чрез это самое душа его сделалась как бы царскою багряницей и увенчалась венцом мученическим. Это совершилось следующим образом.
В то время было сильное гонение на христиан, глубокая идольская тьма покрывала весь Восток, и много верующих было мучимо и убиваемо за Христа.
Госпоже Вонифатия Аглаиде явилась спасительная мысль и сильное непреодолимое желания иметь в своем доме мученические мощи. Не имея из своих слуг никого вернее и исполнительнее Вонифатия, она позвала его, открыла ему свое желания и наедине сказала:
– «Ты сам знаешь, брат во Христе, сколь многими грехами осквернены мы, совсем не заботясь о будущей жизни и спасении; как же мы предстанем на Страшный Суд Божий, на котором должны по своим делам быть осуждены на тяжкие мучения? Но от одного благочестивого мужа я слышала, что если кто имеет у себя мощи мучеников Христовых и чтит их, тот получает помощь ко спасению и в доме того грех не умножается, так что таковый может даже достигнуть того вечного блаженства, какого сподобились святые мученики. Теперь многие, говорят, совершают подвиги за Христа, и, отдавая тела свои на мучения, получают мученические венцы. Послужи мне: ныне наступило время показать тебе, действительно ли ты имеешь любовь ко мне. Скорее ступай в те страны, где воздвигнуты гонения на христиан, и постарайся принести мне мощи одного из святых мучеников, дабы с честью положить их у себя и построить храм тому мученику и всегда иметь его своим хранителем, защитником и постоянным ходатаем пред Богом».
За стойкость Даниил во львиный ров, Дан.6:16
Коварными сатрапами был брошен,
Как много в жизни наломаешь дров,
Осудишь не врага, а искренне хороших. 1Кор.4:5
Те львы в моей душе изголодались,
Зубами щёлкали: кто нынче на обед?
Так, в сердце-рве кто у меня в опале? –
К кому не расположен был еще мой дед?
«Свободу узникам! Дарую львам свободу!»
В годину искушений здесь молиться.
Зрю в логовище каменные своды,
И Аллилуией могут огласиться.
А лучше быть сейчас, не послезавтра,
С очищенной душой раскрепощённой,
Львы и ягнята ели вместе завтрак –
Не согрешили, были все прощёны.
Не постыдиться... Окна на Восток
Распахнуты всегда в часы молитвы.
Свобода ошалелая, ее еще глоток,
Допеть с восторгом новые мотивы.
Завистники не только во дворце,
Они и в поле, в храме наблюдают
За мыслью тайной на моем лице...
Но жар молитвы, и враги растают. Иов.6:16
Не подавать им повод от коня, 2Кор.11:12
Когда дремота, к вечеру усталость.
Другим в апатии мне вовсе не пенять,
И не терпеть в себе такую пакость.
Благословенье внешних ненадежно –
Чего же ради будут рисковать?
Лишь на Христа в плену моя надежда.
Дозволит хищникам детей Своих клевать?
Насколько искренни упрёки от великих?
Как долговечен гнев, сменившийся на милость?
Играя с грязью, тешится политик,
Трепещет, чтоб судьба не изменилась.
10.9.03 ИгЛа