размер шрифта

Поиск по сайту



1865.

Вопрос на тему «Жития святых»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7

Вопрос 1865:

Какие редкие сведения можно узнать из житий?

Ответ И.Т. Лапкина:

Димитрий Ростовский и другие собиратели и сочинители житий многое брали из известного им, чего сегодня даже трудно найти в словарях. Вот некоторые сведения оттуда.

Иер.15:19 – «На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним».

Фаддей – 29 дек. «Исповедниками называются те лица, которые во время гонений за веру открыто исповедали себя христианами и претерпели мучения, но остались в живых. Они пользовались особым уважением среди христиан: так им было предоставлено право воссоединения с Церковью падших и отрекшихся».

Симон Зилот – 10 мая. «Но так как для гостей недостало вина, то Господь претворил воду в вино. Будучи поражен таким чудом, жених уверовал в Господа Иисуса Христа, как Бога истинного и, оставив брачное торжество и тот самый дом, последовал с усердием за Господом Иисусом; поэтому он и был прозван Зилотом, или ревнителем».

Епифаний – 12 мая. «Диаконисса – церковная служительница из вдов или пожилых девиц в древне-христианской Церкви. Служение диаконисс выражалось прежде всего в некоторых церковных обязанностях по отношению к женщинам. Таковы, например: приготовление женщин ко крещению, обучение должным ответам на вопросы крещающего, помощь епископу при совершении над ними этого таинства, помазание частей тела за исключением чела, научение надлежащему поведению по крещении, наблюдение за благочинным стоянием их в церкви и присутствование на беседах с ними епископов, пресвитеров и диаконов. Затем, на попечении диаконисс находились бедные и больные, нуждающиеся в благотворительности и уходе».

Пелагия дева – 4 мая. «Мамона – наименование сирского божества, покровителя богатства. В переносном смысле под «мамоною» подразумевалось вообще богатство, блага земные».

Наум пророк. – 1 дек. «Иегова (по славян. Сущий) – одно из имен Божиих. Оно означает самобытность, вечность и неизменясмость Существа Божия, и постоянно употребляется в Св. Писании об одном Истинном Боге. Кн. прор. Ионы 2:2».

Епифаний – 12 мая. «Однако, кроткий монах не мог долго быть руководителем дерзких разбойников. Непрестанные наставления и обуздывания Ангела во плоти через три месяца стали совершенно невыносимыми для демонов в человеческом образе. И если при встрече с чудотворцем-иноком они упрашивали его ходить с ними, то теперь, напротив, умоляли святого удалиться от них на прежнее место. Отведя его туда, они устроили ему хижину».

Память Обновления или Освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме, созданного Константином Великим в 335 г. на Голгофе, празднуется Церковью 13-го сентября. Этот праздник в Иерусалиме совершался и доныне совершается с особою торжественностью и привлекает в Иерусалим множество поклонников. (Крестовоздвиженье)».

Ольга – 11 июля. «Она прожила в супружестве сорок два года, а во время вступления в супружество она была девицею совершенного возраста и силы, – ей было около двадцати лет. На десятый год по смерти мужа она сподобилась святого крещения, по крещении же пожила богоугодно пятнадцать лет. Таким образом всех лет ее жизни было около девятидесяти…. Сын ее Святослав (как сообщает об этом летописец) был убит, по истечении немногих лет, в битве князем печенежским Курей. Куря отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковав ее золотом и написав следующее: «Ищущий чужого губит свое». Во время пира с вельможами своими князь печенежский пил из этой чаши….. Спустя двадцать лет по ее кончине, внук ее Владимир принял святое крещение и просветил святою верою землю русскую».

Иоанн Богосл. – 26 сент. «Эскулап – сын Аполлона, сказочный врач, после смерти ставший, по мнению язычников, богом врачевства, изображался с посохом, обвитым змеею».

Иов – 6 мая. «И отвечал сатана Господу и сказал: «Кожу за кожу, а за жизнь свою человек отдаст всё, что есть у него», – то есть: в чужой коже человеку страдать можно; в чужой коже удары не так чувствительны, даже снятие этой кожи сносно, не болезненно для него и он может оставаться спокойным; а вот попробуй коснуться его собственного тела».


287

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: