размер шрифта

Поиск по сайту



1682.

Вопрос на тему «Разбор выступлений»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 6

Вопрос 1682:

Многих смущает, что наряду с красотой и благо­лепием возводящихся и реставрируемых храмов в Церкви нередко можно встретить невнима­тельное, неблагорасположенное и даже грубое отношение некоторых священников к прихожа­нам, и это сильное искушение, особенно для но­вообращенных. Чем все это объясняется?

Ответ о.Максима (Козлова): Я думаю, что в этом вопросе сопряжены совершенно разные стороны церковной жизни. Здесь сказалась какая-то наша внутренняя нечестность или лукавство, когда мы одно, как бы несомненно отрицательное, соединяем с другим, вовсе не несомненно отрицательным, в некое единое целое, и тогда бывает по пословице: вместе с водою можно выплеснуть и ребенка. Совершенно недопустимы в церкви грубость, некорректность, превознесение одного человека над другим, тем более священнослужителя над мирянами или впервые приходящими в церковь. О недопустимости этого на московских епархиальных собраниях клирики нашего города каждый год слышат от своего епархиального архиерея Святейшего Патриарха Алексия. Поэтому любой, не прислушивающийся к его словам, в прямом смысле слова нарушает волю епископа. И мы знаем, что в тех случаях, когда это происходит, заслуженное наказание и каноническое прещение настигают тех, кто допустил подобное в практике того или иного прихода. Вплоть до запрещения священнослужения или снятия настоятельского послушания. Так что нельзя сказать, что Церковь не замечает этого изъяна в церковной жизни и не борется с ним.

Впрочем, борьба эта непроста. Каждый по себе знает, как сложно, особенно в состоянии предельного утомления, вымотанности, загруженности сверх всякой меры, сохранить постоянную доброжелательность, открытость, внимательность, деликатность к окружающим нас людям и на работе, и в семье. Наверное, миряне тоже должны помнить о том, что и священнику бывает нелегко, и иной раз, когда из его уст вырвется раздраженное или резкое слово, нужно суметь покрыть это любовью.

Что же касается благоукрашения церкви, то нужно помнить, что православные храмы от века строились в той дивной красоте неба на земле, в какой мы их сегодня созерцаем, и отнюдь не только в эпохи внешнего благополучия, усиления княжеств или торжества империй, но и тогда, когда было бесконечно трудно жить. Храм Святой Троицы, будущей Троице-Сергиевой Лавры, был построен, когда монгольское иго еще тяготело над Святой Русью. Белокаменные храмы северо-восточной Руси начали воздвигаться после самых трагических десятилетий истории, когда людям в прямом смысле, а не в переносном, как сейчас, часто совсем нечего было есть. София Константинопольская требовала от своего государства, от каждого человека огромных жертв для того, чтобы стать тем символом величия Православия, каковым она даже и в нынешнем поруганном состоянии пребывает. Так что и теперь любовь верующего народа к храму, желание зачастую при всей скудости собственного дома видеть дом Божий украшенным, благолепным — это та же любовь, которую мы видим у женщины, принесшей миро, чтобы отереть своими власами ноги Спасителя, та же любовь, которую проявили жены-мироносицы, пришедшие рано утром ко гробу Господа в день воскресения. И ту же похвалу заслуживает самая малая жертва, как та лепта вдовицы, о которой говорил Спаситель. Но ведь для верующего человека это естественно — все лучшее, всё самое дорогое, всё то, с чем, может быть, даже трудно расстаться, отдавать Богу. И в этом нет и не может быть ничего смутительного.

Ответ И.Т. Лапкина:

И не случайно г. Козлов ни словечка нигде не говорит из Священного Писания в защиту своих вымыслов. Просто он ни за какие коврижки патриаршие не сможет нигде найти то, что здесь говорит. Выделенные слова в его ответе зримо показывают лживость его ответа. Никогда и нигде и ни один Апостол и Сам Христос не приравнивали любовь ко Христу равной любви православных язычников к их кирпичам, сложенным в ажурные формы, названные потом храмами. Напротив того, когда Иоанна Златоуста спрашивали, что же лучше делать, куда лучше направить средства? На помощь ближнему или на строительство и благоукрашение земных храмов? И он так просто разъяснил: «Делайте то, о чем будет спрошено на Суде Божием. Накормите, напоите».

А что народ и в трудные времена строил храмы, так это же плоды византийщины и плоды темноты, которую так усердно рассеивали священники во всю историю православия на Руси. Сегодня главными препятствиями уверования во Христа являются храмы и священники. Не открывать нужно и не благоукрашать храмы, а закрывать, доколе не будет живой общины христиан. И только тогда открывать храмы. А благоукрашение ничего не дает, это всё до нового изъятия церковных ценностей. Выходит, что так ничему большевики и не научили попов. Эти украшения пойдут теперь уже дяде антихристу. И собрали это богатство ему наши глубоко почитаемые батюшки. Три четверти пожертвованных средств они разворовали, а одна четверть, что видимо блещет «как небо», пойдет на украшение преисподней зверя из колена Данова.

А насчёт грубости и прочих прелестей от священников говорит патриарх, а потом и добавляет, что толку от его слов ровным счётом никаких. Его слова для мертвецов никакой роли не играют – мёртвому припарка. Если бы патриарх заботился установить не свой грешный авторитет, а авторитет Христа и Его бессмертного слова, которое нас и повлечет всех на Суд, тогда бы можно было от возрожденных свыше пастырей чего-то ожидать. А так патриарх только воздух сотрясает.

Вот образчик того, как «слушаются» своё святейшее святейшество его подчиненные.

«Сейчас крестится много взрослых и им необходимо создать все условия, чтобы это ТАИНСТВО совершалось в соответствии с Апостольскими правилами, ЧЕРЕЗ ПОЛНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ. Прошло 1,5 года с того момента, как я обращался к духовенству, но, к сожалению, положение не изменяется к лучшему: придётся, видимо, в дальнейшем разрешать крещение взрослых только в тех церквах, в которых имеются баптистерии, чтобы не вызвать нарекание среди верующих, которые считают это строго необходимым. Также многие, 98 процентов, священнослужители словно и не слышали нашего предупреждения: прежде должна быть катехизация, что она должно совершаться благоговейно и неспешно. Но поступающие жалобы свидетельствуют о том, что крещение совершается небрежно, поспешно, сокращаются часто, причем, сакраментальные его части.

Всё чаще стали слышаться нарекания по поводу вымогательств, то есть назначения цен за совершение треб... Такой священник – позор для храма. Священник требует особой платы даже за ...крещение венчание, отпевание. Это уже настоящая симония, и к таким священникам мы вынуждены будем принимать меры канонического порядка.

...Больше всего поступает жалоб и прошений о приведении в каноническое соответствие совершения православных Таинств и треб. В первую очередь, это КРЕЩЕНИЕ, СОВЕРШАЕМОЕ ПОРОЙ ОБЛИВАНИЕМ ОДНОЙ ТОЛЬКО ГОЛОВЫ ОКРЕЩАЕМОГО ВМЕСТО ПОЛНОГО ПОГРУЖЕНИЯ.

В некоторых храмах сооружены баптистерии для крещения детей и взрослых, но ряд храмов с этим не торопится. Считаю, что НЕ СЛЕДУЕТ в таких храмах крестить взрослых, а для катехизации направить их в тот храм, где есть баптистерий... Священнослужитель во всем должен быть примером для своей паствы.

...Я уверен, кто пришел в церковь не ради прибытка, а ради служения Богу, останется; многих же мы потеряли, как уже теряем и сейчас». («Официальная хроника» Московской патриархии. N 2, 1993 г., стр.18, N 1-3 1994 г., стр.34-38., из речи на московском епархиальном собрании).

Он и наказать-то никого по канонам не может. Если уж вовсе запьётся поп, тогда его переведут на другой приход, менее доходный. Там будет шаманить, гробить оязыченную массу людей.

Весь арсенал слов г. Козлова: «лояльный», «корректный», «деликатность» – это всё заменено одним словом: невозрожденный.

Ин.3:7 – «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше».

Более сего православные удивляются, когда им расскажешь, что значит родиться свыше. И пастыри этому несказанно удивляются. И епископы. Потому что всех диавол обольстил, что будто бы смачивание макушки головы ладошкой батюшкиной и есть рождение за деньги, но почему теперь уже свыше, то есть с макушки?

Упёрли всё в крещение. А крещение является всего лишь заключительным актом рождения. Сначала должна коснуться благодать призывающая, как объясняет Феофан Затворник. То есть должно быть посеяно слово проповеди. Затем человека должна коснуться благодать обращающая. То есть человек должен признать свое окончательно погибшее состояние, что он умер и сгнил, как Лазарь во гробе. И признав полный крах, поверить, что за эти его грехи умер Христос; и принять Христа верою и усвоить Его Заместительную Жертву, что за тебя, именно за тебя, за твои грехи и страдал, и умер Иисус Христос. И только тогда в действие входит благодать освящающая, то есть принятие Таинства Крещения, когда омываются грехи. И то только через троекратное погружение. И когда ничего этого нет, и батюшки мёртвы, как изгнанный из рая Адам, тогда какой же любви от них ждут? Они же так загружены, так заняты. А загружены переворачиванием мертвецов, то есть возятся с покойниками, а не трудятся в деле проповеди, в деле спасения. Возятся с мертвецами, и злятся, и лопаются от злости. Они же страшно злые. Они же постятся, они же каждый день причащаются. К ним и подойти нельзя, иначе они тебя обругают. Жуткая картина патриархийных скотомогильников, которые называют храмами и украшают эти гробы, храмы и себя ризами позлащенными.

Лк.11:44 – «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того».

Иез.37:13 – «И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших».

Одна Любовь приемлет и спасает.
Она уже – Награда без наград.
А Праведность без Оной обрекает
Стоять столпом у растворенных Врат.

Отец отцов! Единый Сердцеведче!
Прости меня, юнейшего умом.
И я наследство расточил далече,
И, издыхая, помянул Твой Дом.

Я жрал рожцы мечтаний и деяний,
И был рабом у общего врага.
Изведал горе горькое скитаний,
И не дерзаю пасть к Твоим ногам.

И, всё-таки, когда приду с Надеждой,
Убогости моей не отвратись.
Я обойдусь без дорогой одежды –
Мне без Тебя уже не обойтись.

иером. Роман


234

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: