Вопрос на тему «Семья»
Из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 4
Вопрос 1286:
Кто должен выбирать девушке мужа, а юноше невесту?
Ответ И.Т. Лапкина:
Хорошо бы, чтобы избирал Сам Бог, как произошло с юношей Адамом, которому Он дал девушку Еву.
Быт.2:22 – «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку».
Неплохо, когда это совершают по благословению родителей через хорошего свата, как случилось в жизни Исаака и Ревекки.
Быт.24:45 – «Еще не перестал я говорить в уме моем, и вот вышла Ревекка, и кувшин ее на плече ее, и сошла к источнику и почерпнула [воды]; и я сказал ей: напой меня».
Быт.24:58 – «И призвали Ревекку и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду».
Прекрасно, когда в роли свата выступает Архангел.
Тов.7:9 – «И закололи овна, и предложили обильные снеди. Товия же сказал Рафаилу: брат Азария, переговори, о чем ты говорил на пути; пусть устроится это дело!»
Иаков выбрал себе жену сам.
Быт.29:18 – «Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою».
В Израиле не было того, чтобы девушки отдельно появлялись на улице или высматривали себе женихов; они всегда находились дома, а их будущее устраивали родители: «У вас товар, у нас купец, собою парень молодец» (Пушкин).
3Макк.1:15 – «И заключенные в своих покоях девы выбегали с матерями и, посыпая пеплом и прахом головы, оглашали улицы рыданиями и стонами».
Выбирать жениха могли только родители для своей дочери, как правило очень богатой, и знатной, и красивой, на руку которой было много претендентов, как у великомученицы Варвары. Желания дочери спрашивали редко (стерпится – слюбится).
1Кор.7:37 – «Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает».
У юноши больше возможности найти избранницу по сердцу, заранее что-то узнать о ней. Это мы видим не только в жизни царей, но и самых простых людей.
Ос.3:1-3 – «И сказал мне Господь: иди еще, и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую, подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых, а они обращаются к другим богам и любят виноградные лепешки их. И приобрел я ее себе за пятнадцать сребренников и за хомер ячменя и полхомера ячменя и сказал ей: много дней оставайся у меня; не блуди, и не будь с другим; так же и я буду для тебя».
Пророк Осия был бесподобно послушным, не как пророк Иона, и он тут же купил ее за вполне доступную цену, поставив ей только одно условие, чтобы она уволилась с основной работы. Юноши, полюбив какую-либо девушку, обращались к отцу, и далее всё было в руках родителей.
2Цар.13:13 – «И я, куда пойду я с моим бесчестием? И ты, ты будешь одним из безумных в Израиле. Ты поговори с царем; он не откажет отдать меня тебе»
3Цар.2:17,20 – «И сказал он: прошу тебя, поговори царю Соломону, ибо он не откажет тебе, чтоб он дал мне Ависагу Сунамитянку в жену… и сказала: я имею к тебе одну небольшую просьбу, не откажи мне. И сказал ей царь: проси, мать моя; я не откажу тебе».
Сегодня это очень удобно делать там, где есть настоящая община, как например у нас. Юноши и девушки свободно знакомятся, работают в лагере или в деревне, потом обращаются за советом к старшим, к священнику; и в определенный день священник объявляет их женихом и невестой – помолвка состоялась. По милости Божией у нас не было за десять лет ещё ни одного развода. В идеальные браки я не верю, их просто не может быть, потому что два человека – это уже две воли.
Согласно слова Божия, в день бракосочетания воля жены должна исчезнуть и раствориться в воле мужа. Учитывая, что христианки, как правило, таковыми становятся в зрелом возрасте, они далеки от послушания, какое свойственно мусульманкам; но жить можно, если оба будут молиться и любить Господа, а мужья будут потихоньку завидовать мусульманам.
И я любил. И был любим когда-то,
Но это слово без Христа мертво.
И чувствую пред теми виноватым,
Кого назвал отпадшею листвой.
О, годы! Врачеватели и судьи!
О, память – обличающий архив.
Приходят люди и уходят люди,
И с ними добродетель и грехи.
И я любил… Что говорить… Повинен.
Но пламя чувств не расточило тьму.
О, годы-судьи, изреките ныне
Желанный приговор: быть одному!
Иеромонах Роман, 1993