размер шрифта

Поиск по сайту



Отношение христиан к художественной литературе.

Вопрос на тему «Литература, искусство...»
Из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 3

Вопрос 1173:

Прошу поточнее ответить с точки зрения Библии, канонов, житий и святых отцов о художественной литературе. Отношение христианина к ней, можно ли читать вообще ее, и что именно? Как относиться к художественному вымыслу? Ведь реально этих событий не было, а если даже и были, то не так, как написано, – не ложь ли это, т.е. художественный вымысел, домысел?

Ответ И.Т. Лапкина:

Ничего нет точнее, прекраснее Слова Божия, и если согласно канонов рассматривать этот вопрос: «То если б зло пресечь, собрать бы книги все и сжечь» (Грибоедов). Святые отцы много учились и знали всю языческую мудрость и науки, а в науке много идет от домыслов, предположений, теорий – и через столетия доказывается, что это была ложь. Человек опытным путем доходил, что можно употреблять в пищу, хотя при изгнании из рая Бог сказал о диете в общих чертах.

Быт.1:29 – «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу».

Рассказывают, что любознательный до всего Петр Первый ради необычных цветков завез и картофель, не подозревая, что это пищевой продукт, и когда осенью садовод вырывал с корнем засохшие растения и бросал их в костер, то на него повеяло каким-то аппетитным запахом. Что бы это могло быть? Он разгреб золу и нашел печеную картошку, отведал – вкусно то как! Но стебель сгорел, и он не мог понять – какому растению принадлежит этот клубень.

Опытным путем доходил Адам и его дети до полезного, безвредного, лекарственного. Точно так же и душа каждого человека должна определять по содержанию: кто же автор, кто предлагается тебе в пастыри.

Иоан.10:5 – «За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса».

Пс.5:10 – «Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят».

Ис.8:20 – «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света».

Иер.23:28 – «Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь».

Вселенские соборы установили канон книг, допустимых для чтения в храмах, то есть Библии. Апостол Павел заповедует:

Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».

Чтобы взирать на кончину наставников, нужно было описать их жизнь, – так появились жития. Появлялись записанные творения святых мужей – патристика, собранная в триста томов; читай, осваивай. Святые мужи, в основном, говорят проповеди на библейские темы. Каноны соборов собраны в книгу правил, читай, запоминай и не нарушай – 719 правил, из которых сегодня почти всюду в православных церквах нарушается 413 из них. Читай и потрудись, чтобы восстановить падшую скинию, создай ненарушимость канонов. Полностью согласен с поставленным вопросом о вымыслах и домыслах. Всё это есть ложь, а ложь – от сатаны. Но иногда и Ап. Павел допускает некоего героя без имени, как обобщающий образ.

Рим.7:9 – «Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил».

Знать события, лично не касающиеся тебя, будь то местного или мирового значения – необязательно; но проповеднику бывает это просто необходимо, как профессионалу адвокату знание закона. Сказки, романы – это трата времени и отравление разума. И написание и чтение их есть грех, воровство ценнейшего материала – времени.


355

Смотрите так же другие вопросы:

Смотрите так же другие разделы: