Прибыль, маммона
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 5Указатель — Иак.4:13-17 [Зач.56]
05.08.2023. Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Иак.4:13-17 – «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», - вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». Начинает чем? И заканчивается грехом. А это сплошь и рядом. Торговля. «Поеду в город». Кто поедет в город? В городе, что он там найдёт? Деревня питает город, а не город деревню. Об этом-то идёт речь, уже две тысячи лет назад это было. Верою мы спасаемся. И люди, зная это, наконец, теряют направление. Главное вера! Мартин Лютер первый реформатор был: «Верою спасаемся». Послание общее выбросил, как будто его и не было. Почему? А здесь говорится: «Вера без дел мертва». Мы не делами спасаемся. Дела подтверждают, что вера живая. Я это говорю, я это делаю, переезжаю, стремлюсь куда-то, потому что мой Бог сказал. Спаситель меня избрал на это, и я должен помнить это. «Я поеду в город». И заканчивается чем? Тщеславием. Вы не знаете, что будет завтра. Это каждый человек знает. Какие правители? Как вот, рассказывают, где бывают люди похожие друг на друга – не отличить. В одном государстве такой-то правитель был: и фамилия, и имя сходится с американским, в каком возрасте стал. Но того убили, а этот живой. Всё сходится. Один к нему пришёл, рассказал. Он говорит: «Я знаю, но не всё сходится». Только поговорили, и тайным выстрелом его убили. Поэтому у Бога иногда что-то предназначено. Но ты всегда говори: «Если Господу угодно, и живы будем, то так». Нет дождя, ничего и нет. Всё высохло. Да не только это. Нас иногда Бог спасает от людей, которые говорят совершенно не то. По ночам воровали. Милостью Божией как-то это утихло, вроде бы. Итак, он говорит о том, что прибыль надо человеку. Прибыль – это в городе. А в городе, если ты ничего не создаёшь, то тебе надо только перепродавать или обманывать. Это самая большая опасность, когда человек думает разбогатеть, а не знает как. Да, богатых людей Господь одобряет иногда, как Иова. А почему? Сегодня овечка одна, через год может быть ещё две. У нас были такие, один свиней держал – трудяга – почти сто; у батюшки около ста овечек было. Плодятся. Иаков это знал. И договор какой был? Пёстрое будет – моё, чёрное будет – твоё. Кто его учил это делать? Прутики отскоблил, и когда они пили и зачинали (бараны были вместе с овцами), и рождаются пёстрые. Я разговаривал с агрономами, с зоотехниками: как? По сей день не знают. Это Бог так сделал! И как быстро начинают расти его богатства! И он уже идёт на два стана. Я говорю об Иакове, когда его Лаван обманул. И обман-то какой? Две сестры. Одна нравится, а другая слеповатая. И Лаван ему подсунул другую. До утра он не мог разобраться с кем спал. Читаешь и думаешь: «Сказка какая-то». А когда узнал, он говорит: «Почему же ты меня обманул? Я люблю Рахиль». – «Э, нет. Ты за эту отработай ещё семь лет». Он 14 лет работал, чтобы получить любовь свою! А сегодня как? Сказал: «Позвонил где-то (ни разу не встречались), по интернету познакомились и разошлись». Здесь не так. Теперь там у него жена эта (тогда разрешалось). И как его обвинял? Всё, что у тебя есть – это моё. Было твоё, Бог передал сюда. Притом без обмана. Что больше всего трогает в этих рассказах, что без обмана! Мы видим, какие пастбища были у Иессея, отца Давыдова. Почему? И кто? Маленький пастушок ходил, никто не знал его. И вдруг пророчество идёт: кто будет царём. Дом названый. Семь сыновей, один краше другого. И он думает: этот! «Нет, не этот, – Бог говорит, – вы смо́трите на статность. Нет». Он говорит: «А ещё есть дети?» – «Да, есть». – «Кто?» – «Да, мальчишка там пасёт». – «Не сядем за стол, пока его не покажешь». И только увидел его...Он, говорят, как узнавал? Показывает два камня, и они засияли. И на нём сошлось это. Мы не знаем. Но очень похоже, что, видимо, так и было. И вот он богат был. И говорит: «Овцами плодится». И дальше перечисляет сколько. Однажды, только в жертву, когда строил Соломон храм, принесли 120 тысяч овец. Ни один мясокомбинат сегодня не сработает. Тысяч! Двадцать две тысячи быков. Да где двадцать две тысячи, тут 2 быка – не поправишься. Почему? Бог даёт. Притом ничто чужое не прилипло. Вот это есть. В мире всё-таки задумывались о том. Вот что-то не так. А как это выправить? Надо нажать. Кто-то работал. «Я ему не заплачу». Ну, и дальше было бы? «Что снять-то? В залог продать?» – «Ещё отработай». Жёрнов и верхний – это надо было снимать. Закон запретил это делать, потому что человек этим живёт. Одежду у него не забирай, ему спать не в чем будет. То есть Бог предусмотрел всё. Нажимать, да, можешь. Нажимать: раньше вставать, поздно ложиться. Мы знаем, как работают фермеры. И здесь говорится о прибыли. Сейчас мы посмотрим, как же нам-то быть. Надо уделять нуждающимся. Книга Тов.1:8 говорит – все перестали платить десятину, перестали в храм ходить. Постепенно. А я, говорит один, ходил. Как бабка мне наказала, так я и делал. Одну десятину (из сотни десятку) – священству, вторую – на устройство храма (что там нужно), третью – нищим. Один. И как его Бог благословил! Я не знаю ещё, как у кого в жизни, но мы ещё прочитаем: Мал.3:8 – «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. И далее? «Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете меня». Как же? Казалось бы…Тут написал кто-то: «“Вы десятину берёте”? это надо власти сказать, которая нападает и безумна». Эта десятина Богом установлена. Остальное люди устанавливают. И притом весь народ перестал платить. И пророк заговорил: «Проклятьем прокляты. У вас всё не ладится. И никогда не будет ладиться. Вы обкрадываете не людей, не священника. Бога!» То есть у кого своровать? У меня было такое что-то: поношение, то, другое, в суд приходилось подавать. Там мизерная цена, допустим, 10 тысяч надо. А если это мэр города Москвы, такое же самое обвинение? Там 250 тысяч заплатить надо ему. Тот, кто виноват. Почему? Величина наша какая. И вот весь народ в очах Божиих проклят. И никто не думает, что это так. Никто не заговаривает, не спрашивает: «А почему я должен платить? Пусть поп сам работает». Им не дал Бог земли! Каждому – отдельный район, где земля, и нельзя было взять ниоткуда. Никакой кадастровый инженер, никто не мог сделать. «Но я полюбил девушку в другом». – «Оставь эту любовь. Бери только в своём колене. Иудино колено, Неффалимово». Когда читаешь Библию… «По заказу нельзя же любить?» – «Полюбишь. Когда никого больше нет, ты посмотришь». А так переходила эта земля здесь: Потеряевки не стало – Корчино отдали. Столько беды здесь было! Едва-едва хоть маленько землю получили. Это в святой Библии говорилось так об этом. Прибыль должна быть от трудов твоих. Что ещё об этом говорит одна неканоническая книга: Прем.15:12 – «Они считают жизнь нашу забавою и житие прибыльною торговлею, ибо говорят, что должно же откуда-либо извлекать прибыль, хотя бы и из зла». «Хотя бы и из зла!» Прибыль-то от чего идёт? Ночью не спи, посмотри у кого много техники, у другого ещё что-то. Это 3 тысячи лет назад ещё было. Премудрость Соломона – это почти тысяча лет до Христа. «Хотя бы и из зла!» Сегодня на этом живут люди многие. За границей покупают лекарства, которые изымаются от абортированных детей. Уже когда читаешь, даже не верится. И искусственно делают кесарево сечение, чтобы больше не рожали. Когда читаешь: «Да ну не может быть! Это же врачи. Должны спасать». Это называется «оборотни». А как избавиться от этого? Порассуждай между собой, посмотри. У нашей матери было 12 детей рождённых, 10 живые. И ни одного не родила в роддоме. Один раз только отвезли её. Она когда узнала, что там ещё и дядька будет чего-то рассматривать, она тут же на телегу завалилась и скорее домой приехала. Вот как. То есть работают люди. Некоторые, в другие страны мигранты приезжают (документы не оформлены), а другие приспособились – военные организации образовали. И берут мать с дочерью, продают в разные места в рабство. Сегодня всё это показывают как. А откуда рабовладельческий строй-то был? Как заманывали. Целые корабли, нагружённые арабами везде, а теперь – сколько там чёрных! Я видел в Америке. «Хотя бы и из зла!» Мы должны рассуждать так – добром. Благослови, Господи! Самое малое, что даёт Господь, оно может увеличиться. Прит.3:9 – «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих». Вот всё. Мы как-то с детьми, которые были здесь ходим тут – колхозная сохранилась, где малина – мимо идём, и к батюшке. Он ни разу не взял. «Батюшка, благословите». Мы от всех прибытков. Вот у нас прибыток-то: много ребятишек, и набрали несколько вёдер малины. Идём: «Десятину отдать надо». И дети приучаются, очень быстро запоминают это. От всяких прибытков. Чтобы ты ни сделал, десятина тебе не принадлежит. Иные говорят: «Это в Ветхом Завете было…». Не обманываете себя. Когда это говорят, то говорит: «И то не забывайте». Должны платить, иначе проклятьем будете прокляты. «Ну, а если?» Ничего, нет. Если нет ничего. Спрашивают: «А с материнских платят?». Нет, не платится. А студент? Он не зарабатывает, его поддерживают. А что? Заработанная пенсия – от трудов твоих, что у тебя там есть. Как Господь всё это показал! Потому что Левиину колену, из которого священство, ни одного гектара не дано. А почему? А у вас другое – распахивайте сердца людей. Туда закладывайте. И получите добрые плоды. Прит.14:23 – «От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб». Разговаривать некогда, когда ты работаешь. Это в духовном плане, это в телесном. И когда выходите, осмотрите всё. Некоторые, живут там, где-то около воды, там травы-то нет. Люди живут же. А здесь куда ни пойди: сколько раз за лето подкашиваете траву, чтобы проходить можно было. Какое место! Те, первые люди, которые приехали, помните их – Потеряевы фамилия – помолиться. Когда бабка Евдокия здесь была, она правнучка первых людей, здесь немного она пожила у нас. Она рассказала о тех людях. Когда привезли их, сказали: «Вот здесь выбирайте и дальше». Они выбрали: лога запрудить можно, земля, колодцы, травы. Там, как их звать, с первого до последнего – Иван, который был – можем сказать. Прит.15:16 – «В доме праведника – обилие сокровищ, а в прибытке нечестивого – расстройство». Сколько всё говорится о праведности. Ты живи, никого не обманывай. Никогда не было, чтобы преследовали труженика сельского хозяйства. Никто. Ни Чингисхан, ни Мамай, ни Тамерлан, ни Наполеон, ни Гитлер. Никто не трогали. Советские это устроили. Такая деревня! И сколько? Семь зажиточных нашли. Всех сослали, всё кончилось. Я брал интервью у таких, которые там были. Это читать нельзя. Недавно одна сестра (я на магнитофон записал, в книгу поместили) говорит: «Я читала и плакала. Это невозможно». Вы знаете, Валентина Павловна Конева была, она была маленькая и, как мать, её мать, Мария Евлампиевна, 750 км тайгой шли, прятались от людей, когда они там были. Люди вымирали, как мухи. Привезли, вывалили. Ничего нет. Неоткуда взять. Если рядом в деревне, кто примет – тоже пойдёт туда. Никто этого не делал, потому что это кормилец. Милостью Божией всё это миновало. Даже я сейчас вот смотрю иногда, у батюшки в том конце огорода канава копанная в рост человека. Экскаватора не было. А посмотри в полях поскотинных, где скотина паслась, когда в начале натянута верёвка была. Какой народ здесь был! Какие труженики! А было меж ними что-то? Господь миловал, потому что лодыри не попадались, им делать нечего было, а эти работали. Я один раз прочитал и даже не поверил в это. Принимали – местные, решали. Власть дали – это одно. Местные жители примут его или нет? Всё это заранее заготавливали они, подтёсывали, ну, как продают где-то домишки такие. А дальше старики смотрели. Назначали день, говорили: в течении одного дня дом, чтобы стоял. А если не могут сделать? Какие-то там могли быть причины, видимо. А так, главное – на что способны люди, кто здесь селится. Я своих-то спрашивал тогда, тут маленько захватил пораньше вас. Какой народ был! Нам есть кому подражать. Я могу сказать, где кузнец жил, как они трудились. А знали ли Бога? И Господь прикрыл. Церковь была только в селе Корчино, за 13 км от Потеряевки. Прит.16:8 – «Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою». Какие простые слова! Просто. Понятно. Твоё. Лк.16:13 – «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне». Видите, какой предел поставлен? Маммона – это не наше слово, видимо с еврейского языка – богатство. Да как без этого? По-другому нельзя, чтобы обрабатывать много где-то. Господь благословит и укажет. Я не знаю, какие там выходы, но вот кого я знаю из фермеров здесь, начинал с самого малого. Во-первых дать жить тем, кто помогают. Как скотину держать, отходы где-то Я специально кромку только задел, чтобы показать, у кого ничего ворованного нет. И когда мы читаем в «Житиях святых», там неоднократно, это Библейское событие. Человек торговал. Издалека корабль. Корабли утонули. Он пришёл к праведнику и стал плакать. И тот говорит: «Как?» – «Ну, вот так». – «А с кем ты был?» – «Да ещё с одним». – «Да это вор был, ты с ним соединился. Бог потопил это». Тот потом снова кредит взял, опять корабли поплыли. В конце концов всё остановилось. Поэтому в советники, в соратники не бери тех, которые воруют или знают, что не своё. Отсюда можем взять, где всё свято. Мф25:27– то есть мы говорим о прибыли, потом перейдём на духовное, посмотрим, как приращивать духовный рост – «Посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью». Это речь идёт о духовном. Интересно поётся у баптистов: «Не хотел бы я бесплодным к трону Господа прийти. Хоть одну хотел бы душу – сноп один в руках нести». Вот что будет. Потому что радость на небе об одном кающемся. И если нет одного, надо проповедовать, надо говорить. Куда-то едешь: чтобы с собой были Евангелия. Я до конца вашу работу не знаю, но знаю, что все верующие. Где-то заложить в такое место, чтобы было чистое. Где-то встретился с соседом: «Знай, что у меня Евангелие есть. Христос умер за нас. Это всё Божие». Несколько слов брось. Их бывает достаточно, чтобы сдвинуть человека с места. Поставь себе задачу – ни одного не пропускать. Раньше как-то в город – молочное было, и там многое можно было сказать. У нас тут был Михаил: «А куда я пойду в деревню?» – «Ты пожелай, и будут». – «Да, некому тут», – говорит!. Только поговорили, в ограду дверь открывается, две женщины заходят. Он такие глаза удивлённые! Откуда? Только сейчас об этом говорили, Бог послал. А тогда боролись – грипп какой-то куриный, и они приехали узнать, как тут в хозяйстве. Мгновенно: только проговорили – двери открылись, и они заходят. Я не знаю! Это Господь, по нашей немощи так (ни разу больше их не было). Один раз мы на эту тему заговорили, и только я сказал, дверь скрипнула, и они стоят уже рядом. У тебя есть, что -нибудь сказать? Скажи! Да это обман, сегодня понимают – курица не чихает, нет там гриппа никакого. Это кто-то заплатил, чтобы мы уничтожили, тогда он цены на своих куриц поднимет. Как на Западе признали – коровья чума – и там снайперов вызвали, отстреливали их. А потом оказалось, что это Англия заказала. Примеры какие. Дальше. 1Тим.6:5 – «Пустые споры между людьми повреждённого ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких». Когда верующие: «Да вы только людей отбираете у нас». Тоже захватываем где-то. Нет, никогда мы ничего не делали такого. Мне Господь позволил на таком поприще быть: издать книги – 38 томов, разных, а экземпляров – тысяча всего только. И почти 75% мы бесплатно раздали, и по библиотекам. Проехали своими силами от Тихого океана до Атлантического. Вы это знаете. И сейчас Господь снова позволил нам начать кое-какие книги переиздавать. Всё кончилось, нигде нет. И просим молитв. Итак, в духовном плане у тебя опыт накапливается помаленьку, скажи: «Господи, а чего я сижу здесь и никому не скажу. В городе бываю, родственники есть. А может они все и не верующие? Я в храм хожу». В храм ходишь – это похвально. Но у тебя и в храме-то друзей нет никого. Если Господь позволит, я на эту тему завтра скажу. Без этого никак нельзя. Потому что человек, который не имеет общения ни с кем, как может прибыль иметь? У тебя тоже есть рынки сбыта где-то: кому сказать, как. Итак, милостью Божией Господь сегодня нас вразумляет, чтобы мы прибыль имели только от добра. Чтобы Слово Божие звучало чистое, неприкосновенное. Какое-то вредоносное дело: «Меня кто-то обидел, а уж я ему скажу». Ты скажи то, чтобы коснулось сердца, и человек исправился. Мы все временные. Если Господу угодно будет, и живы будем, завтра мы это услышим. Богу нашему слава во веки веков! Аминь!