размер шрифта

Поиск по сайту




Да не будет так

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 25

Указатель: Мф.20:25

9.12.07. Мф.20:25-26 – «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою»;. Попытаемся пояснить слово «да не будет так»;. То есть мир для нас образцом никак не может быть по Слову Христа. Что видишь, ты всегда сравнивай с Евангелием, и на каждом шагу придётся восклицать: «Да не будет так!»; В мире что важно и ценится? Достичь должности. Выборы были, и как люди себе представляли депутатов. Но только что крылышки сзади не виднелись. Они все канонизированы могут быть вполне. Между прочим, вчера только узнал, что ещё одна секта православная появилась в Москве – канонизировала Адольфа Гитлера. Безумию конца нет. Как говорится, такому извергу и в аду места мало. Понятно, сейчас бьются за канонизацию Сталина, Талькова, Ивана Грозного, Распутина и иных. Непрерывно об этом только и говорят. Дошли, доигрались? А я уже сколько лет об этом говорил? С чего началось сие? Началось с того, что Евангелие не читали. Ты хочешь быть большим? Простой путь к этому. Не через эгоизм, а через уничтожение эгоизма. С кем бы ты ни встретился, подумают: а что я от него могу взять? С богатым человеком познакомился? Завтра уж обязательно что-то попросим. Тем более, если у него есть доступ к чему-то. Нужно же, всегда нужно о том, что я ему могу дать? Деян.20:35 – «Во всём показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать»;»;. Никто не знает происхождение этих слова, но Павел утверждает, что Иисус Сам сказал. Хотя в Евангелии этих слов нет. Но смысл-то понятен. Иисус так и сказал: «Между вами да не будет так»;. У мирских людей главное, что хорошая должность, чтобы закончил университет с красным дипломом и прочее. Пусть будет и так, но направление всего этого должно быть к небу. Если к небу, то карьера будет разная. Даже если ты по форме будешь одет, в платке работать, а мужчина будет с бородой, рубашка под поясок, поверь, что на тебя сразу обратят внимание. Надо иметь очень большую должность, чтобы дальше тебя в этом звании уважали. Как Лука Войно-Яценесский, лауреат сталинской премии. Получать премию согласился только одетый по форме священнослужителя, как архиепископ. И это ему не помешало, так как по образу мира быть великим человеком. Но его помнят не только как хирурга. Мы знаем, что хороший был врач Лука, а для нас он евангелист – вот что самое главное. Специальность – на втором плане. Павел, я думаю, не бракованные палатки делал, не плохого качества, потому что их разбирали, как написано, что он трудился, чтобы кормить себя и окружающих его. Деян.20:34 – «сами знаете, что нуждам моим и [нуждам] бывших при мне послужили руки мои сии»;. Мы должны работать, но это для плоти. И сие на втором, на третьем плане. Дети должны быть обеспечены, должны учиться, заканчивать институты. Но вы им всегда говорите: за это не держитесь, ибо это всё временное. Через сто лет наши кости будут лежать совсем голые. Какое бы хорошее ни было тело, как бы ты его ни массажировал – всё это стечёт, ничего на костях не останется. Слово Божие говорит, чтобы мы добровольно сами стремились быть слугами, делать услуги друг другу. Но как добиться этого? О том, как можно служить по любви.
У евреев так: если ему платить было нечем, он себя мог продавать в рабство. Не больше, чем на семь лет. А через семь лет его отпускали. Но пришёл молодой юноша, а у хозяина в рабынях была еврейка. Познакомился. Хозяин разрешил жениться. Народилось за шесть лет, может быть, трое детей. Время отпускать на свободу. Жена с тобой не пойдёт, дети не пойдут. Он так любит и говорит: я согласен оставаться. Исх.21:5-6 «но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, - то пусть господин его приведёт его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно»;. Ясно же, что в вечности он рабом не будет. Вечно, то есть до смерти. Никакие сроки, никакая амнистия не помогут. Всё-таки любить женщину – это признак кабалы. Притом вечно. Он согласен, чтобы бирка у него на ухе была, как у колхозного быка, но только чтобы не уйти одному, так полюбил. Но на первом месте говорит: полюбил я хозяина моего. Значит, слугой можно быть, но не до такой же степени, чтобы навсегда отдать себя в рабство. Мы должны всем услуживать. Теперь рождаются от него рабы. И всё время будут вспоминать прародителя с дырявым ухом: что же он наделал. Им теперь и в институт нельзя поступить, ограниченные возможности пробиться в парламент. Это всё дед с дырявым ухом, это он загнал нас в рабство. Неслучайно говорится, что, если хочешь быть богат, отдай душу в ад. Подумай, что если ты хочешь быть в раю, будь другому слугой добровольно. 3Цар.12:7«Они говорили ему и сказали: если ты на сей день будешь слугою народу сему и услужишь ему, и удовлетворишь им и будешь говорить им ласково, то они будут твоими рабами на все дни»;. Читая сию историю, как только до этого места дохожу, всегда вспоминаю Ленина, начало революции, когда к нему шли ходоки, и думаю, что он очень хорошо знал Закон Божий. Написано, что у Володи по закону Божию стояла пятёрка. Вначале пообещал землю, мир, а люди уже устали от войны. И навсегда будут рабами. Землю отнял, в землю людей вогнал. Ты всегда просчитывай вперёд на несколько ходов. То, что тебе обещают, душу сие закабаляет или нет. Сир.21:29 – «Угощения и подарки ослепляют глаза мудрых и, как бы узда в устах, отвращают обличения»;. Брать подарки очень опасно. Пр.29:4 – «Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет её»;. Еккл.7:7 – «Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце»;. Ко мне приехали с подарками из городской администрации, и я не брал. Спрашивает их представитель: «Все священники, архиереи взяли. Там незначительный подарок»;. «Не могу, потому что я проповедник, и когда будет возможность, я обличу вас и вашего руководителя, а вы мне рот закроете»;. «Нет, нет, это не имеет никакого значения»;. «Значит, я имею право вас обличать, вы меня не попрекнёте своим подарком?»;. Подарки заграждают уста, делают рабом. Я должен быть, в первую очередь, слугой Христа, и ради Христа, моего Спасителя, истинного Бога, теперь я буду в услужении вам. Ради моего Христа. Разве главное в том, чтобы здесь иметь честь от других?
Мф.6:24 – «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне»;. Простые такие слова. Речь идёт не просто о двух господах. Если ты нанялась где-то нянчить ребёнка, ты головой отвечаешь за него. Ни на одну секунду его одного не отпускай. А не так, что занялась другими, больными. 3Цар.20:40 – «Когда раб твой занялся теми и другими делами, его не стало»;. Главное, нам сохранить душу. Если мы дали где-то кому-то слово – твёрдо надо держать. Ни на шаг, никуда, я перед Богом сказал. Любое дело, которое ты берёшься делать, делай, как для Христа. 1Кор.10:31 – «Итак, едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию»;. Особенно очень важно уметь водиться с детьми. Я не знаю, откуда моя мама знала, она говорила, что самое трудное – Богу молиться и с детьми водиться. Кол.3:17 – «И всё, что вы делаете, словом или делом, всё [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца»;. Вижу, как здесь в храме один поёт, а другой нет, и не хочет кланяться. Мать может его дёрнуть пока. Он упругий, и он мгновенно распрямляется, рукой дёргает. Что дома было, то он же теперь на людях показывает. Ты дома в него вселяй страх Божий, благоговение перед храмом, перед посторонними людьми, чтобы никакой дерзости не было. Кол.3:23 – «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков»;. Для этого ничего не щади и истощай сам себя. Слугою ребёнка будь и одновременно господином. 1Пет.4:10-11«Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, [говори] как слова Божии; служит ли кто, [служи] по силе, какую даёт Бог, дабы во всём прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков»;. Апостол Пётр показывает, чем служить. Чтобы служить Словом Божиим, его надо знать. Вы дома говорите: «Дети, у нас лежит на аналое Библия, мы её читаем. Посмотрите, как мы к ней подходим, как целуем, она находится у нас на центральном месте храма. Евангелие лежит на престоле благодати. Как это важно»;. Каждый служи тем даром, каким тебя Бог наградил. И у ребёнка откройте талант, какой-то особый дар. Любит ли он чистоту? Учите их всякому рукоделию, шить, чтобы они приучались друг другу служить чем-то. Не просто — взять. Нам сестра помогает, печёт хлеб, и как я ей благодарен. До этого которая пекла, она навсегда в нашей памяти осталась. Кто чем поможет? А как я могу помочь?
Говорит ли кто, [говори] как слова Божии. Если я буду не по Слову Божию говорить, то это равно, что если ты с мусором хлеб состряпаешь. Поэтому я должен тебе давать чистое словесное молоко. Ты готовь так, чтобы никто хлеб не отравил, чтобы посторонние люди у тебя в дому не были, чтобы никто не имел доступа к той муке, – вот как думай. Служите тем даром, который Бог дал. Рим.14:19 – «Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию»;. Искать! Скажи, как ты можешь искать, если ты Библию не читаешь? Как может искать человек, который в пустыне сидит, никого не видит. Ясное дело, что речь идёт о людях, которые живут с кем-то. Как я могу ему послужить? У нас одна женщина была не на богослужениях, а только на занятия всего несколько раз пришла. И она говорит: «Я уже пропиталась через ваши книги жаждой благовестия, что надо и другим говорить о Христе»;. До Новосибирска ехать ей надо было, подошла к шофёру, и всю дорогу ему свидетельствовала. Ты просто должен вкусить, как благ Господь. Каким даром служить можешь другим? И Апостол Павел нас к этому побуждает. Рим.15:16 – «быть служителем Иисуса Христа у язычников и [совершать] священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно [Богу]»;.
Понимаете, что такое священнодействие? Я давно мог быть священником. И мне предлагали намного выше священника быть. Вчера открыл конспекты, как мы все три брата учились на священников. Я должен был быть первый рукоположен, а брат мой вторым. Буквально в последнюю ночь уже дано мне было понять: это не моя область, не мой удел и не там меня будет искать Господь мой. Я благодарю Бога, что я не стал священником. 14 декабря 1997 года здесь, в г. Барнауле, на ул. Ползунова, 6, прошла у нас первая литургия. Ровно через девять дней, 23-го декабря 1997 года на ул. Никитина, 147-1 приехал наш архиерей епископ Евтихий и рукоположил меня в «ефрейторы»;, то есть в чтеца – самая маленькая должность. На той иерархической ступеньке я и засох. У меня нет должностного роста, но и на этой ступеньке я могу что-то делать. Господь Сам каждому указывает. И надо определить свой талант. А не так, что я закончу семинарию, академию, любыми путями буду священником. А нужно ли это? Сколько ты душ перепортишь! Один из знакомых семинаристов спрашивал: «Семинарию я заканчиваю, и учиться ли мне в академии или не учиться? Я говорю: «Обязательно поступай. По крайней мере ты на четыре года позже начнёшь души уродовать. Пока ты учишься, люди от тебя страдать не будут хотя бы. Хорошо было бы, чтобы ты ещё и диссертацию лет десять защищал»;. 2Кор.6:4 – «но во всём являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах»;. Вот чем можем мы служить. Тесные обстоятельства! Это может быть болезнь, невозможность передвигаться. Да мало ли что. И мы этим должны служить друг другу, пример показать, с терпением перенося крест страданий своих. Если нянька у тебя, то чтобы нянька тоже была в церкви. Некоторых нянек в церкви нет даже и в воскресенье, и подобное состояние никуда не годится. Вы от детей старайтесь иметь индульгенцию, чтобы они вас отпускали. Воскресенье, что и есть день покоя – истинная суббота, принадлежит Богу, а не мне. Бог Иегова требует Себе субботу, это есть наша новозаветная суббота. Гал.5:13«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу»;. Хочешь быть большим – будь слугою. Посмотрим по Писанию, как служить любовью. Что делаешь, делай с любовью. А то в рассказах пишут, что один человек был жестоким, злым, но у него пекарня была своя. И вот нищий пристал к нему: «Дай поесть, три дня крошки во рту не было»;. «Да отстань ты»;, – а сам везёт калачи. Нищий его допёк, и пекарь размахнулся, да калачом ударил его. Тот схватил, благодарит. И на Страшном Суде этот калач спас злого пекаря. Не сходится такой рассказ с любовью. Тоже неплохо, что он бросил калач, главное, что нищий наелся. Сделать и не пожалеть. А пожалел – сразу себя накажи. Я побоялся другому помочь, не хотел, думал, как бы самому не остаться голодным. А вот за это я сам себя ещё больше укорю. Служить тем даром, который есть.
1Фесс.3:2 «и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей»;. Вот таких сотрудников ищите. Если ты сам не идёшь на благовестие, то какие могут быть у тебя сотрудники в благовестии? Кто у тебя в помощниках был при благовестии? Жизнь-то уже заканчивается. Прошу всех, у кого есть какой-то транспорт, одни раз в неделю позвоните мне, спросите, чем можете помочь? Даже маловерующие мне иногда звонят, спрашивают: «Может, Вам куда надо поехать?»; Ты можешь одной поездкой оправдать всю неделю. 1Тим.4:6 – «Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал»;. Как быть добрым? К любому священнику обратись с вопросом, хочет ли он быть добрым? Да неужели же не хочет. Апостол Павел говорит, чтобы питаемый был. Питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. Вот тогда ты будешь добрый служитель, как Господь сказал. Хочешь быть большим? Если ты питаться будешь добрым словом, Священным Писанием, с толкованием святых отцов. Вы каноны-то не все знаете. Канонов было намного больше, и церковь временами отдельные каноны просто вычёркивала. У меня был оригинал Иосифовской «Кормчей»;. Сейчас нет в «Книге правил»; правил Павла. А они были тогда. Отдельно были правила Петра и Павла, двенадцать Апостолов, – их ныне все выбросили. А Юстиниановы правила – они в «Книге правил»; были. Вот одно правило, что если мужеложник, скотоложник, то отрезать ему половой член, железом заклеймить ему лоб, чтоб до кости прожгло, и на каторгу, под землю, чтобы никогда больше света не видел. Это всё убрали, потому что разве можно сегодня инквизицию проповедовать? А о том, что если человек Слово Божие не знает, и такому необходимо сказать, ни одного правила такого не нашёл. Так что на каноны ссылаться, что они равные Библии, – это неправильно. Да ещё ссылаются на толкование Зонара и Вальсамона. Толкование это далеко не канон. А канон это ещё далеко-далече не Библия. Мы каноны должны сравнивать с Библией. Я вам сегодня разъяснял, что такое верую, что Дух Святой и от Сына исходящ, хотя сие не значит, что я так исповедую. Я православный, но в разговоре с католиками я этой темы не коснусь. Скажут: а как ты считаешь правильнее? Я считаю, правильнее всё же католики в данном случае. Так, а у нас в «Символе»; написано. «В «Символе»; вначале был так и так написано. Четыре символа веры есть. Поэтому никогда на тему о Божестве спорить не надо. Нам православная вера оставила чёткое, твёрдое исповедание, и мы его будем держаться. Если мы говорим: от Отца исходящего, то мы же нигде не говорим, что от Сына не может исходить. У нас такого не сказано, мы и не говорим. Если же не говорим, то это не означает, что мы не согласны с иным пониманием исхождением Духа. Потому что в одном месте говорится, что Христос исцелил двух бесноватых, в другом – одного. Так кто же прав? Один Евангелист упоминает только о том, который более бесноватый был, – так толкуют.
1Тим.6:2 – «Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют [им]. Учи сему и увещевай»;. Некоторые говорят: «Наш начальник верующий, я уйду раньше с работы, и он меня не накажет, он же верующий. Он меня ругать не будет, премиальных не лишит»;. А Павел говорит, что, наоборот, так как господин твой верующий, то ты старайся всё делать ещё лучше и по совести. Живёшь ли на квартире, заботься о том, чтобы ничего в квартире, сданной тебе, не навредить. Бывает, муж неверующий, что-то делает не так, Василий Великий разбирает так: «Если муж неверный, то ты имеешь право на развод»;. И дальше потихоньку, как бы на ухо говорит, что у церкви такого обычая нет. Сохрани семью, потом ты не пожалеешь. Сохрани мужа, и потом ты увидишь. «Но он неверный, и это уже доказано»;. Я тебе говорю: у церкви нет правила такого, чтобы церковь благословляла тебя на развод. Пока живёт, пока не бьёт, пока не грозит твоей жизни опасность, сделай всё возможное, чтобы сохранить. Иначе потом уже не возвратишься, рана зарубцевалась. Пришивается отсечённый член, пока ещё он живой, пока кровоточит. Кто хочет быть большим, будь слугою. Кому я хочу быть слугою? – вопрос сразу поставить. Если я верным себя считаю, то как я обращаюсь с теми, которые мне и как бы слугами являются? На все эти вопросы надо отвечать, пока мы ещё в этой жизни. Мы молимся сегодня за усопшего новопреставленного иерея, раба Божия Михаила, чтобы Господь упокоил его в обителях небесных. Ибо нет человека, который, живя на земле, и не согрешил бы. Но скажем, что если бы он всегда поступал по Слову Божию, насколько больше бы он сделал. Если бы мы с ним были до конца вместе близкие! Но того не случилось. Последних лет восемь его выпадов против меня нигде не было. И мы хорошо говорили по телефону, всё это осталось в памяти. Молиться за него легко. Да будет это и с нами, Господи. Чтобы и за нас, когда мы отойдём из этой жизни, были наши слуги, которые потрудились за упокой нашей бессмертной души. Аминь.

Архиерей вознёсся на трибуну,
Уткнув в бумажку фарисейский нос,
Живот погладил – безразмерный бубен,
И околесицу «духовную»; понёс.
О, если бы прозрел он на стене,
Ту кисть руки, трясущиеся чресла,
Ему бы некогда в традициях коснеть,
Повыбросил пружинистые кресла.
Что он вещает добрых полчаса,
Епархиальную лапшу развесил густо,
Глазную мазь дарует ли слепцам,
Не всуе ли напомнить об Иисусе.
Скрижалей нет у этих Моисеев,
На Аароновом тельце въезжают всюду,
И слово Божие архиерей не сеет,
Пред ним толпа и сплошняком Иуды.
И нет управ на этот рот кровавый,
Тень на плетень наводит клобуком.
Какая здесь для Иеговы слава,
Лик Иисуса отразился в ком?
Их речи тусклые от партноменклатуры,
Не выявят ни терний, ни ухаб;
Сокрылся волк под ризой-шкурой,
Он в прихожанках видит тёмных баб.
Архиерей не вождь и не учитель,
В его речах Писание излишне,
На лбу не крест, а трещина для чипа,
С ним иудей в обнимку, рядом Кришна.
Дай, Господи, епископу, чтоб верил,
Что воскресение из мёртвых – факт,
Ведь спрос с него превыше всякой меры
За всех заброшенных овечек и ягнят.
На благовестие с Апостолами вкупе
Пойдите радостно без ризы, без охраны;
Нога на жезл змеиный пусть наступит,
Мощами станьте, колокольней, храмом. 01.02.08. ИгЛа

Список всех проповедей

305

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: