размер шрифта

Поиск по сайту




Как нужно прощаться при расставании

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 4
Указатель — Деян.18:18

26.09.2020. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.  Деян.18:18 — «Павел, пробыв ещё довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, — и с ним Акила и Прискилла, — остригши голову в Кенхреях, по обету». Кажется, ничего взять нельзя из этого стиха; простились. Я сегодня хочу на основании святой Библии показать, как надо прощаться; не прощать, а прощаться, расставаясь с человеком. У нас часто происходит так, что мы прощаемся и говорим: «до свидания», а свидания никогда не будет; человек не вернулся. Вот это нужно себе взять: если ты сказал: «прощайте»; думая что там тяжело будет, то он вернётся — радость; обошлось, но если: «до свидания», не простился и он не вернулся; то не сказал, другое и он ушёл, сохранил что-то, где-то положил, теперь не найдёшь нигде. Это у святого Спиридона было так: дочь Ирина внезапно умерла; соседка пришла, девчонка, и говорит: «она у меня брала серёжки, ожерелье». Он говорит: «а где я их возьму?» «Взяла, отдай.  Да почему же она не простилась?» Да ладно, что Спиридон оказался, он подошёл и говорит: «Ира, Танька пришла». Она встала и говорит: «вон там лежат они,» - и опять легла и умерла.  Мы-то так не можем делать и поэтому каждый раз, смотря на всё глазами истинно верующего человека, мы должны произносить: вот мне гроб предлежит, вот мне смерть предстоит; вечерняя молитва. Сон - это прообраз смерти: «...встань, спящий, и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14). «...Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.» (Ин.11:11), а они думали об обыкновенном сне, Он говорит о смерти, он умер. И мы, ложась спать, как мёртвые лежим, ничего не знаем, и вечером надо проститься. Мне встречались люди, которые жили нормально, муж с женой; но вот он, уезжал в командировку, погасла лампочка внизу. И Юрий махнул ей, только одна рука освещённая была, и с этим ушёл, не вернулся. И она теперь всё время: почему же? Всё не так было. Мы прощаемся, главная ответственность падает на взрослого. Если из дома ушёл сын блудный, не простившись, отец всё равно его ждёт. И побежал навстречу. Как он оказался на дороге? Он все глаза проглядел. Одна дочь ушла от матери, потому что её позвала соседская дочь, телом своим зарабатывать; прошло время, она пришла в разум, возвратилась, мать старенькая, не достучись; подошла, дверь открыта среди ночи. «Как же дверь открыта?» Она говорит: «доченька, я ни разу не запирала её; я боялась, ты придёшь, а дверь заперта». Сколько раз у нас было так, звонишь, а человека нет. За час до того, как отправиться в Храм, батюшка позвонил мне и сказал печальную весть; вот где Надежда живёт, этот домик строил Вячеслав Старков. Он стал потом священником в патриархии и сегодня он умер; 59 лет, в больнице, неизвестно чего вдруг сердце  остановилось; я говорю вам не зря это. В молитвах, если вы знали, когда он был здесь, даже не знали, он священник был; помолитесь, воздохните перед Господом: упокой Господи в обителях Небесных, раба Твоего, Вячеслава. А мы все ведь стоим перед таким расставанием: и все наши неурядицы, невзгоды, они ничего не стоят, в сравнение с тем, что никогда не увидишь; человек прощается, уезжая: с местностью, прощаясь с летом, с зимой прощаемся; нам напоминают об этом птицы улетающие, которые вернутся только весной. И разумный человек, который знает, что всё кратковременно на земле, он прощается и здоровается, увидим – воскресло, как трава воскресает, на всё посмотри глазами верующего человека. Деян.20:38 – «скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля». Вот представьте это себе; отец поехал, опасности на дороге: я никогда вас не увижу. Как потом руки будет заламывать жена? Да, как же я? Вот и всё. Я помню обычай, который был у нас в семье: мы когда уезжаем куда-то, мать стоит здесь, мы напротив неё и три раза кланялись друг другу и говорили: «прости Христа ради». Мы кланяемся ей в ноги. Она кланяется и говорит: «Бог, простит тебя, чадо моё». И далее: «помолись обо мне грешном». И она говорит: «Пресвятая Госпожа Богородица, помолись о нас грешных». И последнее: «благослови,» - опять в ноги поклонятся. И отвечает: «Господь Бог да благословит тебя». Даже безбожники не могут сказать, говорят: «перед расставанием сядем на минутку». А зачем? И люди смерть называют уходом. Такой-то, в газетах пишут, ушёл от нас. Ушёл? Да иногда говорят: «спи, дорогой; спи?» А это значит, мы верим, что кто-то разбудит его и удобно говорить о воскресении из мёртвых, когда люди касаются сна. Поэтому накажите детям всем: из избы не выходить без благословения; перекрестись, к родителям обратись: «благословите». Самое малое дело может оказаться роковым: там прыгнул не так, там не заметил ямы, там скотина бросилась на тебя; сколько горя и слёз, непримирённые ушли. Прости меня, ради Христа. Мы должны научиться мыслить категориями Священного Писания.  Деян.18:19-21 — «Достигнув Ефеса, оставил их там, а сам вошёл в синагогу и рассуждал с Иудеями. Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались в Ефесе.)» Какие подробности расставания и плач был. Вы знаете, у нас здесь приезжал архиерей, митрополит, и за обедом я сказал: Деян.20:36-38 — «Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился. Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля». Прощались они, стоя на коленях, помолились вместе с апостолом и падали на шею ему и плакали. Я сказал: «вы наследники епископы этих апостолов, могли бы мы, Владыка, так проститься с вами, чтобы потосковали о том времени, не просто так, вы сели, а мы за этим колесом помахали рукой». «А почему нет?» И он пошёл мимо нас, мы вытащили палатку, и мы встали все на колени и молились. Скажу, что кадры для многих будут трогательные: как архиерей молится, по краям два священника, как после этого целовались; вернулись к апостольскому времени хотя бы на один шаг — это очень трогательная картина. Деян.15:3 — «Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях».

Какая молва останется после нас? Все это затрётся мелочное, а останется самое главное: мы вместе молились; и вот ценим ли мы то, что у нас священники есть, что Храм открытый, а ведь это всё такое шаткое. Сегодня об этом говорят уже не стесняются, что разразится гроза внезапно, всё будет отнято, другой народ будет жить, может быть здесь за отступничество от Бога, а когда другой народ захватывает, то эти народы, которые были, они ни во что ставятся, они их сметают, как мусор; дети, не дети.  Мы в Деяниях Апостолов читаем. Как апостолы это делали, научимся прощаться — это школа, куда мы пришли с радостью. Деян.20:38 — «скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля». Как они смотрели на него и уже никогда, никогда не увидят: великий светильник. И вот побили камнями Стефана и был великий плач. Конечно, все понимали, такой учитель погиб, кто теперь что им скажет, но никто, ни один человек в мире не знал, как у Бога это всё вперёд было продумано. Один из тех, которые побивали, караулил одежду, видимо воры были. У них же так: материя через плечо, а камней надо кидать ни один, ни два, чтобы скрылся человек, убитый был - это такой был порядок и этот, который стерёг, именем Савл сделается величайшим Апостолом; и вот с ним как прощались люди; они могли ли осознавать что, то что они слышали от него, дойдёт где-то на севере до народа, который никогда с ними не общался до этого, и будет благодарность Богу за эти Слова, которые Дух Святой начертал , другие напечатали, и до нас это дошло; они прощались. По милости Божией, когда мы много начинаем думать об этом, Господь позволяет вперёд просматривать; и вот арестовывали людей, (здесь были в Потеряевке, раскулачивали), как они плакали. Одна из них осталась живая здесь. Потеряева Евдокия Титовна и она приезжала. В подводы они соединились с Корчино , с Урывки там  и отсюда брали самых лучших тружеников, у кого хоть один человек помогал ему - всё, у тебя работник был; пришли то кто? которые ничего не умеют делать. И эти обозы двигались; она родила, ребёнок на руках застыл у неё, сама вся застыла; и привезли дальше на баржу грузили. Я записывал на магнитофон, у меня всё это есть в 12-м томе «...открытым окном»; и говорит она и плачет. И однажды одна из их дочерей, она была за комсомольцем и добилась разрешения посетить родных; и когда узнали, что она где-то, так там какая-то речка, они, говорит, в одежде переплывали. Таня, ну хоть щепочку с родины принесла ты нам? Как надо держаться за небо? Если нас Господь отторгнет и говорит: Иер 15:6 — «Ты оставил Меня, говорит Господь, отступил назад; поэтому Я простру на тебя руку Мою и погублю тебя: Я устал миловать»; запись у нас на стене. Если мы окажемся за пределами внимания Божия, нам не устоять, поэтому только одно, держись, за ризу у Христа, хоть волоком, но держись: Господи, да, было; да. не так; прости меня! Не расставайся с Господом. 3Цар.8:57 – «да будет с нами Господь Бог наш, как был Он с отцами нашими, да не оставит нас, да не покинет нас». Не оставит и не покинет; надо быть в этом твёрдо уверенным. Иоанн Златоуст говорит: сколько раз пал, столько раз и вставай. Я не побуждаю к падению, а побуждаю к тому, чтобы ты не отчаивался. Нил Синайский говорит: согрешить - это дело человеческое, а отчаиваться, (пропал, всё) — это дело сатанинское. Сатана уже караулит; никогда не отчаивайся, если есть покаяние, покаяние искреннее в этом, значит, Дух Святой ещё не похулён; самый страшный грех не сделан. Иов.19:14 — «Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня». Покинули близкие; сколько раз это бывает? Дочь ушла, ты не знаешь: она простилась? – Простилась. Теперь только молиться; это дивно Господь сделал: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть». (Быт 2:24) И что она там? Как она? Носит что? Чему радуется? Никто ничего не знает; держит только молитва — это пространство сужается, мы рядом с ними, если молимся, да ещё в определённые часы когда; мы буквально рядом. 

Вчера только прощались; прощались, тут были у нас гости, уже они уехали, и по пути на разных городах слазят везде. Как мы были, как ходили, вспоминают; а у мирских нечего вспоминать. Нам даже в этой жизни при прощании Бог ложит на сердце совершенно другие мысли. Ис.13:14 — «Тогда каждый, как преследуемая серна и как покинутые овцы, обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю».  Вот теперь это в планетарном масштабе будет. Написано. О чём это написано? Если относится к нашему времени, люди некоторые уехали за границу, устроились, живут; но побегут, на еврейском народе это исполнилось. Они со всего народа собираются в одно место, в Израиль. К русским относятся или нет? Которые уехали, живут в других странах; пророчество говорит: Ис.13:14 — «Тогда каждый, как преследуемая серна и как покинутые овцы, обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю». и каждый побежит в свою землю к своему народу, прощаясь с теми, которые приютили его, Как мы видим Ноеминь; потеряла всё и нашла самое главное - Бога: твой Бог -мой Бог; твой народ - мой народ. Когда с ней Руфь пошла. Иер.12:7 — «Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его».   Иер.23:33 — «Если спросит у тебя народ сей, или пророк, или священник: «какое бремя от Господа?», то скажи им: « какое бремя? Я покину вас, говорит Господь»».   Когда мы говорим о Боге то говорить нужно о благодати Божей и не говорить, что вчерашний день хороший, а сегодня прям никудышный, наоборот: в этом дне мы помним вчерашнее, что-то новое получили; и праведник говорит: сегодняшний день ещё лучше вчерашнего. Как Он вчера меня благословил, а сегодня уже урожай пришёл; помощи не было, вдруг пришла, и молитва пришла. Никогда не говори: что сегодняшний день хуже вчерашнего, потому что, что в нём заложено, мы не рассмотрели как следует, поэтому так и говорим. Евр.13:5 — «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: « не оставлю тебя и не покину тебя» » Этим я хотел закончить. Это малое слово о том, что Господь говорит: «не оставлю тебя и не покину тебя»; но впереди стоит: нрав несребролюбивый, чтобы это исполнить, а Господь говорит: Я тебя не оставлю и не покину; люди покинут, Я не покину, в самом бедственном положении. Вот она работала, у неё всё было, и вдруг перемена в стране. И она оказалась за пределами своего особняка, и она говорит: я боялась, что меня узнают, сразу расстреляют, что я относилась к привилегированному сословию; я смотрела в помойке, где там кожурка какая-то; я умираю с голода. А вчера были слуги, прислуживали, всё было; в жизни всё ненадёжно. Как один поэт написал: 

«Всё в жизни неверно, и смерть лишь одна 

Верна — неизменно верна! 

Всё кинет, минует, забудет, пройдёт —

Она не минует, найдёт. 

Покинутых, скорбных, последних из нас, 

До мошки, незримой для глаз,

Она не забудет, придёт, приголубит, 

Обнимет, навеки полюбит, 

И брачный свой тяжкий наденет венец…

И жизненной сказке — конец!» 

Богу нашему слава! Мы имеем перед собой Великий Крест Христов, избавивший нас от мира сего и Воскресенье Славное Его на третий день. Аминь.

Список всех проповедей

47