Акила и Прискилла. Андроник и Юния
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 4Указатель — Деян.18:1-6 [Зач.40В]
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь. Деян.18:1-6 – «После сего Павел, оставив Афины, пришёл в Коринф; И, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, - потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, - пришёл к ним, и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос. Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам». Апостол Павел упоминает многие имена, бывает один раз, два раза. Прискиллу и Акилу семь раз. Почему? В одном месте он говорит: Акилу и Прискиллу (муж и жена); а в другом: Прискиллу и Акилу. Святые разбирают этот ответ. Она была из знатного рода, может это имело значение. А он ремесленник. Они познакомились. В дальнейшем они будут близкие апостолу Павлу. Вот мы сейчас читаем. А почему император Клавдий повелел изгнать всех иудеев из Рима? Они по сей день жили, работали. Как всех вывести оттуда? Виноваты христиане. Уверовали во Христа и стали говорить: Мессия пришёл, уже ждать не надо. И везде возникали споры. А споры – это мятеж. А в столице этого не должно быть. В 1980 году в Москве были международные олимпийские игры. Где христиане, там никогда мира не будет. Почему? Люди не верующие. Они говорят – сразу возникают споры. И власть предприняла меры: всех вывести оттуда. Это же самое повторяется. Меня вовремя сразу арестовали. Никакой вины нет. Олимпиада кончилась – возвращайся обратно. История повторяется. На круги своя она выходит. Здесь та же самая история. Здесь говорится, что в город Коринф пришёл. Город Коринф – это портовый город. Там люди Бога вообще не знали. Самые строгие послания апостола Павла – коринфянам. Два, а на самом деле три. Дальше мы, когда читаем – видим, что это не первое послание, которое называется первым. Там всякое безобразие было. Моряки, когда сходят на берег, они не знают, что делать. Зарплаты хорошие. Во Владивостоке был. Куда пойти? Дома, притоны. Бескозырка: нанял две машины, в одной бескозырка, в другой сам едет. По всему городу, чтобы видели, какой он богатый. Это всегда было такое. Это люди не благонадёжные в моральном отношении. И эта беда была там. И апостол Павел, придя в этот город, это было в 50-м году после Рождества Христова осенью, он видел всё это бедственное положение. С чего начать? С кем говорить? Мне это пришлось испытать. Мы когда ездили с миссионерской поездкой, это не две остановки было, а 650. И первым делом хочется дать. Мы искали библиотеки. Искали, где люди собираются. Вот этот вопрос: «А где люди собираются?», привёл меня к святой Библии. 27 сентября 1962 года. Это же самое там было? Как они сошлись? Все знали: этот Акила, он хорошо знает Писание, опровергает иудеев. И везде начинаются искры. И он (Павел) к ним. А чем занимались? Портовый город – это много путешественников и товары особенно большим спросом – палатки-шатры. По сей день неизвестно: из кожи они их шили? Или ткань какая-то была? Тоже не известно. Нас это не трогает, и всё-таки Павел не хотел быть в тягость кому-либо. Такое правило надо. Я опытом делюсь: когда проповедуешь на площади, кто-то подходит и в карман суёт тебе деньги. Я рукой держусь за карман, нельзя мне этого делать. Я сразу с первого дня поставил себе правило: если мне дали 10 рублей, то я постараюсь в этот день отдать 12-15 рублей. Чем больше мне дадут, тем беднее я делаюсь. Это помогло устоять, потому что я проповедую, а подходит женщина, и сразу положила мне деньги в карман. Зачем? «Помолитесь, чтобы Хрущев сдох». Да что за молитва такая? Они не знают. Но они знают, что плохо и кто-то виноват. Всегда надо начинать с самого себя. Собирались по домам, мы это место сейчас увидим, храмов не было. Храмы появляются только в 3 веке. В 3 веке! А в 4м, когда уже Константин дал свободу христианам по поводу вероисповедания религии, тогда большие храмы будут строить. А вопрос стоит: «А нужны они?». Москва сорок сороков. 40*40 = 1600. Было? ДА, так и было. Колокольный звон, люди идут. Куда? В храм бегут. А знают Бога? Вот один вопрос. Собирались по домам. И мы увидим, что ежедневно собирались. Нужно было найти этот дом. Вот меня Господь привёл, и я такой дом посетил. Где я получил впервые Евангелие от Марка, по от Матфея, потом Новый Завет, а потом и святую Библию. Повторяется всё. Мы вчера говорили о том, тема трезубца, которым сатана поразил род человеческий (дева-древо-смерть), она продолжена в Новом Завете. Христос вырвал и ударил: дева-древо-смерть. Мы разобрали, что значит «женщина», как. Вчера мы разбирали, женщина такая была – Девора. В святой Библии я больше не находил, и в жизни не слыхал. Жила отдельно с мужем. И весь Израиль ходил к ней. Какой бы вопрос ни решался. Интернета не было, я бы сейчас набрал. И весь народ приходил. Моисею противились, а ей нет. Кто она такая? Происхождение, ничего не известно. Но одно то, что без неё военачальник не хотел воевать, это говорит о многом. Если бы такая Девора была в 1941 году, Гитлер бы может, умер там, около Брестской крепости и не прошёл. Это не Матрона Московская. Это женщина, которая в Ветхом Завете духом прорицательным провидела: ты пойдёшь, от туда возьми воинов, здесь выступи. И там то ли колёса за колёса, 900 колесниц, это считай танков современных, тигров, пантер, и всё разрушилось, и Сисара был убит. Теперь мы смотрим дальше. Роль женщины – апостола. Первый апостол для апостолов – это Мария Магдалина. Но здесь мы читаем о других. Кто они такие были? Немного узнали. А далее? Они приняли апостола. И дальше он непрерывно посылает им приветы. Где молятся люди? Вот у нас как-то одно время здесь конфликт такой возник. Я напоминаю, кто позже приехал. Батюшки нет. А мы полную службу зачем будем вести? Вот это что есть, так сразу Виктор Николаевич Савченко дал на рассмотрение, епископ посмотрел: да тут всё включёно. Это он составил вечернее, утреннее без батюшки. Батюшки нет, мы зачем в храм пойдём? Собирались у нас в детском лагере-Стане. Нашёлся человек, который нас крепко упрекал, батюшке сказал о храме: «Здесь особое место присутствия Божия». Всё правильно, но мы совершаем службу. А этого человека нигде нет. Надо быть очень осторожным. Собирались по домам там, где у нас «скворечник». Там. Потом тот, который Саманный, тут мы молились. То есть это всё синагоги наши. Это же самое у нас в Барнауле было, у нас не было храма никогда, купола никогда по сегодняшний день не было. А где собирались? Собирались на 2-й Строительной 62-16. Там площадь большая, по стенам замер, туда включается столовая, всё ночное, дневное и две мастерские. 12,8 кв.м. И 11 человек, если у нас ночуют, мы недалеко от вокзала, на пол никто не ложился. Вся комната была забита на плацкарты. А потом мы жили ул.Никитина, 147. Это не один, не два человека, а до 90 человек. Это наша община. В сенях стояли, по лестнице на втором этаже было. Я другой раз выходил на улицу, слышу: потрескивает дом. А он старинный, купеческий дом, подгнил и наклонился в одну сторону. Много людей, как бы он не рухнул, я так боялся. А потом у сестры одной собирались. Рядом жили предприниматели. Мы у них нашли место, они нам дали. Храма не было. А вот теперь мы находимся на ул. Ползунова. И там совершается богослужение, делается храмом. Слово «храм» в подлинном смысле. Тогда дом, когда в нём совершается Таинство, преложение хлеба в Тело, а вина в Кровь. Просто собираются – это дом Божий – церковь. Вот мы видим, они собирались, таились. И надо было запирать крепко двери. Помните, когда Петра освободили, и он ночью Ангелом освобождённый стучит в дверь, знает где собираются. Все замерли, служанку выпустили: сходи, узнай. – «Я Пётр». Она вернулась: Пётр. – Ты в уме? Его завтра казнить будут. Это есть такая загадка: «Просили – верили, а получили – не поверили». Они просили – верили, что Бог силен расторгнуть узы его. А когда он вернулся, никто его не пускает. Мертвец воскрес! Вот это тоже сегодня можно испытать. Мы читаем про одного; у него дома собирались, маленький магазинчик был. И кто последний заходил, не закрыл за собой дверь. Это жития святых говорят. А сосед неверующий. Дверь открыта, зашёл. Пение. Он заглянул, а там люди поют. Сразу властям доложил. Они ещё литургию не кончили, арестовали всех и казнили. Запирайте дверь. Закрывайте шторками. Будьте внимательны. Мф.10:17– «Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас». И вот апостол Павел нашёл Акилу и Прискиллу. Деян.18:18-26 – «Павел, пробыв ещё довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, - и с ним Акила и Прискилла, - остригши голову в Кенхреях, по обету. Достигнув Ефеса, оставил их там, а сам вошёл в синагогу и рассуждал с Иудеями. Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались в Ефесе). Побывав в Кесарии, он приходил [в Иерусалим], приветствовал церковь и отошёл в Антиохию. И, проведя [там] несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников. Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришёл в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень». Вопрос: Павел пошёл, и они с ним. Какое счастье иметь таких помощников, когда ты проповедуешь, когда с тобой люди, когда принимают. Вот мы проехали не 2км, а 120тыс.км. от Владивостока до Португалии и нас везде принимали. Знаете, принимали здесь крещение две сестры Валентина и Тамара (она умерла), а Валентина Сартисон в зоне Бельгии живёт. Когда она собрала, и там мы беседовали. Тут наша сестра, когда были мы в Греции, она собрала людей. И там мы беседовали. Домашняя церковь. Вопросы, места Писания. Сделайте свой дом церковью. Домашняя церковь тогда, когда есть общая молитва. Какой бы ни был ребёнок у тебя, подними на молитву. В люльке, принеси его, чтобы он слышал. Это на другом уровне будет восприниматься. Домашняя церковь будет только там, где есть в определённое время молитва. А не так: ребёнок спал, соскочил – иди в другую комнату, помолись. Что он там помолится. В другой раз стучишься к людям – спят. Да как спать? Уже такие дни, не воскресные. 8 часов – ещё спят. Что, скотины нет, жизни нет? Приходишь через пол часа, никого нет. Все разъехались. А когда молитва была? Это беда большая. Для молитвы выбери время, выкрои. И здесь они нашли. Они настолько понравились друг другу, что Павел их считает родными и близкими, и вместе они отправились в другое место. Из Коринфа прибыли в Сирию. Это не малый путь. И они будут не однократно возвращаться к себе на родину. Вот видите, снова упоминает: Акила и Прискилла (Деян.18:26). Кто такой Аполлос? Немного сказано о нём. Красноречивый был, а до конца не знал. Его сразу заметили, как он опровергает иудеев. Акила и Прискилла пригласили его к себе домой, рассказали ему больше, и он теперь дальше понёс. Я всё говорю: каждый стих Писания применяйте к себе. Иначе это просто знания будут голые. Наша мать ничего не знала, кроме того, что родители сказали. Читать не умела, но она сказала: вот это нельзя, это нельзя в комсомол, нельзя танцевать. Что она знала? Мы это всё восприняли. Я знал, что есть Бог, вечность, Страшный Суд. И в армии говорил это людям. Дальше я не знал, что сказать. Я знал: это нельзя делать, это нельзя. А о Христе ни одного слова не мог сказать. Я не знал. Офицеры учатся в академии, а я в это время занимался несколькими языками, и мне нужно было переводить им контрольные работы. И я это делал. Каждому говорил о Боге. А дальше? Теперь вот думаю: в какое бедственное толкнули нас те, которые не проповедуют. В какой обстановке мы жили! И когда Евангелие дали мне почитать в другой комнате, я первый раз начал читать. Сразу не согласился: «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его» Мф.1:2. Я знаю, что мужик не рожает, а женщина. И дальше: «Рождество Иисуса Христа было так…» Мф.1:18. Скорее выписывать. А дальше выписывать ничего нельзя. Всё божественное. И когда эти люди после обеда зашли в комнату: ну и как? Я говорю: эта Книжка очень интересная. Книжка! Это Книга книг – святая Библия. – А хотите помолиться? - А чего молиться? Достойно есмь… Богородицы Дева, радуйся… Я другого не знаю. Я никогда по-другому не молился. А они пятидесятники. Говорение на иных языках. И когда они стали молиться, когда бурный ветер был. И когда стали молиться, я кланяюсь. Они подумали: бурный ветер. Глаза открыли: но ладно, пусть хоть так молится. – Но своими словами хочешь помолиться? – Как своими? – Ну что тебе не хватает? – У меня всё есть. Работаю на корабле. Деньги есть. Здоровье 100%. У меня веры нет. И меня Бог поймал на 2 главе Деяния апостолов. Когда Дух Святой сошёл, заговорили на иных языках. А им это главное. – Веришь в это? – Как? Сразу? Ни дня не учились. Нет, я английскому учился - 4 месяца ушло. Латышский неполный – 3 месяца. Но чтобы сразу! Нет. – Значит не веришь. Он как стал вырывать: - Ну раз не веришь, зачем она нужна? И я понял: у меня нет веры. Господь первый раз мне указал: веры у меня нет. Понимаете: всё к себе применяю. Когда я в университете вёл занятия, мужчина один вышел, радуется. Идёт со мной, выше меня на голову: вот теперь я поверил. Конечно, я возрадовался: Он поверил. Я говорю: И как? – Я поверил, что я не верующий. Он в это поверил. Сделал то, что я сделал: понял, что я не верующий. Вот теперь уже Христос привлекает. И стали молиться. Я попросил: дай мне веру в эту Книгу! Каждый проверьте: что вы получили теперь через это. Промежуточный этап. Через меня услышали о Боге. На первом месте святая Библия. И уже к утру весь караван кораблей, когда я вернулся, первому матросу стал говорить о Боге. Меня никто не заставлял. Я говорю: живём не правильно, Христос умер за нас. Весь караван кораблей узнал: Лапкин сошёл с ума. Всё. Если тебя считают хорошим весь мир, то подумай сам: какую глупость ты сделал, что тебя весь мир хвалит. Их не хвалили. Они таились. Бежали. Переходили с одного места на другое. Образовывали общины. Рим.16:3-4 – «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь». Сотрудники во Христе Иисусе. Вы иногда говорите: спасибо. Нет такого спасибо, говорите: Спаси, Христос. Имя Христа должно всегда везде звучать. Я бы мог такие вам истории рассказать, которые в нашей жизни были. Только то, что один из наших громко сказал: Спаси, Христос; на завтра пригласили меня в ресторан в поезде, и я 4 часа проповедовал непрерывно. 4 часа благодаря одному слову. Целые истории. Не просто говорит: Бог. Бог – это в разных народностях бывает. Иисус Христос! В одном только послании апостол Павел повторяет больше 20 раз это имя. Иисус Христос. Сатана не может это терпеть. Иисусы были, христы были. Но Иисус Христос только один. Богочеловек сошедший с неба. Воплотился через деву Марию. Рим.16:19 – «Ваша покорность [вере] всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло». Это у них он нашёл. Сейчас первых их называли «блуждающие проповедники». Ходили. И что интересно: а как узнать какой он? Выработали особый такой реестр. Если он находится 2 дня – это от Бога. 3 дня – гоните его, это просто проходимец. Если просит хлеба – дай, если просит деньги – выгоните его. Это учение апостолов, Дидахи. Когда читаешь, думаешь: может он забыл выйти? Неважно. Выгоните его. И все знали: 2 дня и надо идти в другое место. Дали хлеба в котомку – иди проповедуй. К нам кто придёт. Вы помните, когда наводнение было, Хабаровск всё залило, президент летал и смотрел. Дома брошены. Я пошёл по деревне. Я взял заявление в органы, чтобы пришли. – А сколько вы можете принять? Примерно я 100 человек могу принять. Есть куда поселить, накормить. Это я могу. Но на зиму 50 могу принять. И некоторые даже разговаривать не стали. Да как у меня? Они меня стеснят. У них жить негде, они затопленные дома бросили. Они взяли кредиты, а не работают, кредиты растут, а проценты начисляются. Народ заставлял. Я пошёл, в каждый дом здесь заходил. Некоторые: ну, пожалуйста, только мне чтобы только женщины были. А иной категорически отверг себя. Ничего не было, никто не приехал, а уже себя показали. Это я говорю о наших людях здесь. Вы сами себя проверьте: ладно ли. Хотя бы в намерении ты был. Хотя бы ласковое слово сказал, как Тургенев пишет. Это тоже доброе даяние. 2Тм.4:19 – «Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров». Куда письмо ни пишет, везде Прискилла и Акила. Как они близки были ему. Вспомнит ли какой-то проповедник, если к нам заезжал, чтобы его так приняли. Чтобы его накормили, напоили, и слово его понесли дальше. А это мы все здесь. Я как раз говорю сегодня о Новозаветных героях веры. Оба они кончат жизнь мученически. Ещё одна пара есть таких. Женаты, семья благовестников. Если мужа арестуют, жена идёт дальше сама. Она знает как, где и что. И чтобы ни говорили, она никогда против никогда не пойдёт, у неё одна забота: продолжить то дело, на которое нас призвал Господь. Вы себя испытайте. Думаете жениться, то, другое…Главный вопрос: кто будет с тобой жить рядом? Знает ли он Слово Божие? Будет ли он благовестником? Знакомые мои отдали дочку свою, приезжает её муж (он был у нас когда-то в лагере), и нынче на крещение он привёл одного человека. То есть он работает, учился, от нас много материала получил. Он не сидит. Благословенны вы да будете, только побуждайте к этому постоянно. Где на работе бываете. Свидетельствуйте людям о скором пришествии Христа. О Его любви. О Его ожидании каждого из нас. Наше преимущество просто от проповеди, что когда человек читает, вы на 100% уверены – это святая Библия нам говорит. Деян.2:46 – «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца». Храм был один иудейский, они приходили туда. Там было можно только где-то сказать. А здесь ежедневно по домам. Поэтому, когда нас упрекают: а у вас тут купола нету; ударит всем по кумполу, где мы будем. А так нас по сегодняшний день не трогают. Когда распространяли что-то: нельзя собираться ближе… Нас никто не трогал. Вообще никак. Это ограждение наше. Деян.5:42 – «И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе». По домам! Деян.20:20 – «как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам». Павел всенародно и по домам. Ни каких не было храмов. Вообще не было. Ежедневно и по домам. Спрашивают: почему один человек рано стареет, а другой дольше сохраняет себя? Это всё на нервной почве. И самое главное – осуждение. Пустотой наполненная жизнь. Соберутся – говорить нечего. Начинают промывать косточки. Как мне говорят: ни одной встречи не было, чтобы вас не захватили. Дальше – Алтайская епархия. До этого митрополита знакомый наш священник там был; «Ни одного собрания не было, чтобы архиерей вами не начал и вами не окончил». А этот по-другому. Приехал – всё по-другому. С семинаристами беседует, священники собраны, а наш человек туда пришёл по делу. И слышит. Вы не смотрите, что наш митрополит такой, он их так распекает по чём свет. «Вы дождётесь, что ни одного прихожанина не будет. Почему Игнатий Тихонович и там, и здесь раздаёт Евангелие? 450 Евангелий раздали (когда крещение было там). А вы сидите и ничего не делаете!». Он в пример ставит. Речь неслыханная! Тем более мы ему фактически не подчиняемся как бы. Относимся к Зарубежной Церкви. Это милость Божия за прошлое, что было. Нас так давили. И нам всё равно от этого вреда не было. Они будут говорить, а вы делайте своё дело. 1Тим.5:13 – «притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и [бывают] не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно». Кажется грубое слово - «болтливы». Это женщины, молодые, овдовели. И Павел говорит: замуж выходите, воспитывайте детей, и некогда будет ходить по домам. Ходят праздно, и болтливые. Слово «болтливые» больше не найдёте. Как-то можно ещё сказать. Это люди, которые за собой не следят, лишний вес. Глава внутренних дел министр издал указ всех пузатых уволить. Я такого никогда не встречал. Просто официальное слово – «пузатый». Почему? А он догнать преступника не может. Зачем он нужен? Тем более перед Богом. Следите за собой внимательно. Объявите войну плоти, чтобы душа господствовала над нею. И тогда везде у вас будет одно: как сказать о Боге? И поступать должны строго по Евангелию. Тогда будете неуязвимые. Рим.16:7 – «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня ещё уверовавших во Христа». Он, Павел, говорит: они раньше меня уверовали. Это имеет какое-то значение. У них стаж во Христе больше уже. Андроник и Юния. Это редкий случай, когда оба умерли своей естественной смертью. И апостол Павел всем, кто помогал, проповедовал, передаёт приветствие и поклон. Да даст Господь, чтобы среди вас были Андроники и Юнии, Акилы и Прискиллы! Богу нашему слава во веки! Аминь.