размер шрифта

Поиск по сайту




Совершенство, дерзновение

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 23

Указатель: 1Иоан.4:17-18

24.11.07. 1Иоан.4:17-18 «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви»;. Вот эти два стиха выступают перед человеком однажды, чтобы он мог сделать решение после своего выбора, подхожу я под эти стихи или нет. Начинаешь проверять, видишь, что все святые подходили со страхом при мысли о Страшном Суде. Даже и к смерти своей. Даже если знаешь на пятёрку, когда на экзамен, а боишься. Как не бояться? Ехали из деревни, мимо КП проезжаем, все документы в порядке, скорость снизил и всё равно едет и внутри напряжённость такая. А там – Страшный Суд! Когда Архангелы, Серафимы и Херувимы трепетать будут, как говорит Ефрем Сирин. И вдруг пишет Иоанн, что любовь до такого совершенства в нас достигает, что мы имеем дерзновение в день суда. Дерзновение – это смелость. Не знаю. Мне кажется, что я ещё не начинал быть верующим. Смерть страшна, а это ещё не смерть. Решение вечной моей участи, и вдруг мы не боимся? Конечно, если жить как Апостол Павел. Он говорит: 2Тим.4:7-8«Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его»;. Но и тут он всё равно проговорился: Фил.3:12«[Говорю так] не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус»;. То есть у него тоже было в напряжении. Как читаем про Пафнутия Боровского. Наступило время смерти. «Закройте ворота, никого не пускайте, страшный день для меня наступил, я иду на отчёт»;. Это ещё не суд. Я думаю, что вот этот стих, непонятный стих – как мог так Иоанн написать? – побудил к тому, чтобы как-то заручиться чем-то. Блажен человек, который хранит себя неосквернённым от мира. И потекли в монашество. Там спасение от мира. Но и там спасение тоже под условием. «Если иноки будут слушаться настоятеля – а правильно или не правильно, не важно – запятая, – как Бога»;. Ну, раз я на земле угодил Богу, и он, как Бог…. То есть видите, как себя окружили и чем? Это всё человеческое мнение. Нас должно интересовать только то, что говорит Бог. Бог же так не говорит. Священное Писание нигде не сообщает, что ты не должен думать, кого ты будешь слушаться, от людей убежишь и тебе гарантия будет дана — получить хорошее место в раю. А вот любовь – это первая заповедь. Любовь к Богу и любовь к ближнему. Тогда исполнил заповеди, Ветхий и Новый Заветы у тебя исполнены будут. До того совершенство достигает любовь. А достигает она, совершенства или нет? И что такое вообще совершенство? Совершенство – это означает высшее, к чему ты стремился, чего ты достиг. Если умирает убитый на поле брани самурай, да ещё сам в себя меч воткнёт, то он последние слова говорит: «Совершенство!»; Всё, он достиг желаемого. Совершенство – выше этого ничего нет.
Что нам говорит Слово Божие о совершенстве? Всё-таки эти слова оставим пока, как недосягаемые, потому что речь идёт не о спасении на земле, а в вечности. Я знаю, что здесь я спасён, здесь я омыт кровью Христа, и в то искренно верю. Скажи, ты на Суде Божием будешь бояться? Уже сегодня, только подумаю и трепещу. И все наши молитвы о том, что «как я предстану пред Тобою, грешный и окаянный»;, – и дальше перечисляется проявятся. Как предстану? Когда Бог усматривает пятна и на солнце, то не тем ли более и в человеке. И Ангелы перед Ним трепещут. А то бы смертный человек не боялся Суда Божия. 1Кор.11:1 – «Будьте подражателями мне, как я Христу»;. Чтобы быть подражателями Павлу, надо знать его биографию. Чтобы вот эти слова начать разбирать, нужно читать Слово Божие. Как можно было такие важные, страшные слова, как в Символе веры читаем: чаю воскресения мертвых, подробно не разъяснить? Чаю только, но уверенности никакой нет. И как скрыть эти слова? Спроси любого православного: «Вы знаете, что любовь достигает совершенства такого, что у нас даже дерзновение, смелость будет на Суде Божием предстать и не бояться?»; «Да ты еретик! Разве такие слова можно говорить?»;. Это Иоанн еретик, а не я, если ты думаешь, что я еретик. Это говорит возлюбленный ученик Христа Иоанн. В любви страх, в страхе мучение. Как можно без страха, когда написано: Пс.110:10 – «Начало мудрости - страх Господень»;. Сир.2:18 – «Венец премудрости — страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие; но то и другое — дары Бога, Который распространяет славу любящих Его»;. На страхе Божием всё строится. А здесь говорит, что совершенная любовь изгоняет страх. Так изгнала любовь этот страх? Нет. А когда изгоняет? Когда она совершенная. А вот совершенной-то любви достичь человеку не удастся. И думаю, что вряд ли кто её достигнет. Нам показан эталон: Лев.11:44 – «будьте святы, ибо Я свят»;. Мф.5:48 – «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»;. Это вершина, это эталон, образец, оригинал, к которому мы должны стремиться. И если бы мы…. Тут «бы»; только не стоит. Вот если бы мы этого достигли, тогда бы да, мы предстали и сказали: я святее Ангелов. Ясно, что Божья Матерь не боялась, предстала.
1Иоан.4:12 – «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас»;. В молитву включить надо себе и постоянно повторять слова, как «Господи Иисусе, помилуй нас»;, так и: «Господи Иисусе, дай мне любви к Тебе»;. И опять: «Господи Иисусе, дай мне любви к ближним»;. «Господи Иисусе, дай мне любви к врагам»;. «Господи Иисусе, дай мне любви к моей болезни»;. «Господи Иисусе, дай любви»;, - и всё перечислять, о ком вспоминаешь и говорить то. О любви. Любовь достигает совершенства тогда, когда ты о ней заботишься, когда о ней просишь. Когда я понял однажды, что я безразличен к какому-то человеку, я испугался, остановился, что делать дальше? «Не пойду никуда»;, – и стал молиться. «Господи, дай мне любви»;. Не могу получить любовь. Да он, этот человек такие пакости делал, как же я могу его любить? Да, ладно бы он покаялся, а то он не кается, он сегодня делает неприятности мне. Писание говорит: любите врагов ваших. Ни в одной религии мира такого повеления нет. Самое лучшее – это идти за гробом поверженного противника, да ещё и вина после этого выпить. А я должен скорбеть: Пр.24:17-18 – «Не радуйся, когда упадёт враг твой, и да не веселится сердце твоё, когда он споткнётся. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой!»; Это Соломон знал, хотя сам с врагами рассчитывался по полной программе. Кол.3:14«Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства»;. Думаем мы достичь совершенства в знании. Мне хочется достичь совершенства в подвиге мало спать, совершенство в постах, как святые по сорок дней не пить и не есть. Вот экономно-то жить будем как. Лишнего не болтать. По телефону чтобы на десять рублей за месяц не наговорить. А вот любовь во всём и есть совокупность. Во всём, что только ты будешь называть вершиной – это любовь. Ничего нигде не сделать, пока не будет дана любовь. Значит, о любви надо просить. О любви будешь просить, и вражды тогда нет, тогда всё покроется любовью. А любви очень трудно просить. Не просто слова говорить, а реально, как я могу его любить. В чём эта любовь проявится? Ну, если он живой. А если умер? А если живёт в другом государстве? И здесь надо просить Бога, чтобы Он показал пути явления любви, чтобы это было явно. В первую очередь не поносить за глаза. «Ты меня прости»;. «Я тебя прощаю, но всё-таки я тебе этого не забуду»;. Нет, уж простил, так забудь! И не напоминай никогда. «Так если бы тот человек не повторял»;. Без оговорок. Простил и забросил навсегда. Самое непонятное у нас – любить врагов. Ни в одном религиозном учении этого нет. Господь дал совершенно невыполнимую заповедь – любить врагов. Господи, понятно кого-то любить, но как проявить любовь к врагам? Митрополит Филарет говорит о ненависти к врагам отечества»;. Люди начали врагов разделять на три класса: мой личный враг, враг Божий и враг государства. Моего личного я обязан напоить, накормить; с Божьим не молиться вместе, а врага государства поразить и убить. Так Митрополит пишет. В Писании этого нет, и сие – не божественное учение. Писание говорит одинаково: враг голоден, накорми. Чей враг? Твой враг. А я в государстве, значит он государственный враг, если я винтик государства. Всюду и везде, постоянно, как Иисусову молитву, как «Отче наш»; просить любви. Почему в символ веры этой просьбы не включили? Одна воля, две – спорили сотни лет о том. Говорили-то совсем не о том. Меня интересует то, чтобы моя воля с Божьей совпадала, вот что надо внести в символ веры.
Пс.118:96«Я видел предел всякого совершенства, [но] Твоя заповедь безмерно обширна»;. Давид был очень внимателен, и он видел совершенство в стрельбе из лука, из пращи. Суд.20:16 – «из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращей камни в волос, не бросали мимо»;. В военном искусстве Давид достигал совершенства. Соломон достиг совершенства в мудрости, в строительстве храма так, что царица Савская только ахала и охала: 3Цар.10:7 – «мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала»;. Давид всё постиг и говорит о том, что видел – даже не сам он сделал, от других – предел всякого совершенства. Как правильно учить детей, в школе всё отлажено. Я видел предел совершенства, как готовят из простых вещей японцы, из корня обыкновенного репья шесть блюд. Репей, который мы иногда ногами попираем. Но Твоя заповедь безмерно обширна. Всему я видел предел, а предела исполнения Божьей заповеди так и не нашёл. Вот я ещё нашёл, что подтверждает ту мысль, что в любви к Богу не достигнуть совершенства. И любить ближнего как должно, как самого себя – не достигнуть совершенства. Заповедь Твоя безмерно обширна. В неё вникаешь, и завтра новая сторона открывается. Кажется, постиг, начнёшь читать – ещё одна грань открывается.
Иак.2:22«Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?»; И постоянно повторяй: «Вера без дел мертва»;. Фил.3:14 – «стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе»;. Буду думать о совершенстве и каждый день об этом просить. 1Пет.2:9«Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»;. Назначение какое нам на земле? Для чего-то же мы живём. Старая, а живёшь, и ты только мешаешься, может быть, зря пенсию переводишь. Запятая: дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. Другой задачи ни у кого нет. Возвещать совершенного Бога. Какой Бог любящий. Куда ни посмотри. Как эта свеча горит? Пчёлка натаскала воск. Как он горит, приятно пахнет. Где она могла взять его? Воск – это пот пчелиный. И в церкви его приносить считается добрым делом. Бумагу из обыкновенных опилок сделали. Господи, нет предела совершенства, как велик Бог. А мы призваны возвещать о нашем Владыке. Всё время дивлюсь на обыкновенное, холодное дерево. С улицы занесли, положили в печь разожгли – столько из него идёт тепла. Откуда? Говорят, что энергия солнечная аккумулирована деревом, когда оно росло, через листья. Может быть и так. Но кто сделал? Всё, что изобрели люди – это всё Бог дал ума, Бог дал материал. Я живу, чтобы возвещать совершенство Призвавшего нас. Евр.6:1«Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мёртвых дел и вере в Бога»;. К совершенству знания Писания. Запоминать! А совершенство какое? Знать правильно. Есть много разных сектантских толкований ложных. Правильное – это, конечно, как истолковали святые отцы. Какие же мы счастливые, что имеет это толкование! К совершенству – чтобы порядок был в общине. К совершенству – заботы, на учёте держать, кто заболел, кто где находится, кому помочь. Все силы, все минуты жизни отдать Христу. Я бы сделал больше, но нет сил. Японцев спросили: «Можно ли быстрее работать?»;. «Нельзя»;. Опыты были и говорит, что останавливается сердце. В шесть раз быстрее русского человека работают. Больше никак нельзя. Успевают мышь поймать руками. Я не поверил. Но говорят, что это действительно так. В этом они тренируются, а мы должны мгновенно, только услышали о том, что кто-то нуждается в нашей помощи, поспешить. Рим.12:10 – «будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте»;. Нужна помощь? – первый сразу же и поспеши, а не так, что десять раз высчитают, дать - не дать, а пока донесёт – ещё половину обрежет. 2Кор.13:9«Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве»;. У нас молитвы-то такой нет. Господи, я молюсь, чтобы жена моя была совершенная. Я молюсь о муже, чтобы он был совершенный. Господи, соделай, чтобы дети мои были не просто с красным дипломом, но совершенные в делах добродетели, в любви, в милосердии, в том, что ценно перед Богом. Мы молимся о вашем совершенстве. Нет же такой молитвы. Почему её нет? Одно «Радуйся…»;, «Честнейшую Херувим»; десятки раз повторяется, а главной молитвы-то нет. Радуйся, радуйся. Но то уже достигнуто. Речь идёт обо мне, чтоб я вошёл в эту зону стремления к совершенству.
Евр.12:23«к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства»;. А где они находятся? На небе. Вот потому мы им и молимся: «Святой Павел, моли Бога о нас»;. Потому что они достигли совершенства и они свободны от греха. Прем.Сол.4:13«Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета»;. Назначено ему было 70 лет, а он в двадцать лет выполнил всё, и Бог его взял, его уже нет на земле. В мире говорят: «Хороших людей Бог к Себе забирает»;. В короткое время он успел всё исполнить. Не подумайте, чтобы долго жить, так надо грешить, и Бог тогда не возьмёт. Наоборот может быть, умрёшь раньше. Прем.Сол.6:15 – «Помышлять о ней есть уже совершенство разума, и бодрствующий ради неё скоро освободится от забот»;. Помышлять о мудрости есть уже совершенство разума. Не жаловаться, что памяти нет, а надо думать о премудрости. Совершенство разума искать премудрости Божией. Молиться. Чаще становитесь на молитву. На короткие молитвы. Хотя бы на минут пять-семь-десять. Не так что: «А я молюсь по три часа»;, - одна мне пишет. Три часа? А когда же ты работаешь? «Ночью молюсь»;. Ну а днём, значит, спишь, ничего не делаешь. Краткими молитвами достучись до Бога. Поступаем ли, как Он,, чтобы достичь совершенства? Задача наша – знать биографию Христа и поступать, как Он. И узнаем ещё, что такое дерзновение. 2Цар.6:7 – «Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия»;. У православных-то дерзновения немного, они боятся. А вот сектанты очень дерзновенные. Уже рисуют, что сектант с Богом стоит, и Он ему руку на плечо положил и «Христос мой младший брат»;. Мун – кореец. А написано, что Оза прикоснулся к колеснице, и Бог его убил сразу. За дерзновение. Надо знать, где смелость иметь. А перед Богом у православных хорошо вести себя, значит говорить так: «Прости, Господи»;, – всё время наклоняются. Священник объявляет: «Главы ваши Господу преклоните!»; Сектанты об этом даже понятия не имеют.
Деян.2:29 «Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребён, и гроб его у нас до сего дня»;. Значит, о ком-то отзываться так, не каждому дана смелость. Смело рассуждать о вещах, которые известны в Священном Писании, не переходя грань дозволенного. Деян.13:46«Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам»;. Пойти к властям, сказать о вере, о Христе – сие есть дерзновение. Об этом тоже надо молиться. Господи, дай мне дерзновение, а то я такой боязливый, боюсь, что соседи скажут, знакомые. Умудри меня, Господи, дай мне смелости, храбрости. Деян.28:31«проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно»;. Когда я находился под арестом, в тюрьме-то каждый мог бы, кажется, говорить. А как попал – ничего и не знает. Где я проходил, спрашивал: «Тут кто из верующих был?»; Был и священник. Говорил? Нет. Ну, хоть что-то говорил о Боге или нет? Ничего не говорили. Потому что если будешь говорить, на тебя ещё крепче натянут узду. 1Иоан.2:28«Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его»;. Это открывает свободный вход к Господу. Встал: «А в чём я виновен?»; Если день прожил – благодари Господа: «Господи, Ты от многих опасностей меня избавил. Я был при искушении, по лезвию прошёл»;. И тогда Бог даёт дерзновение. 1Иоан.5:14«И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас»;. Молитесь Еф.6:19«и о мне, дабы мне дано было слово - устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования»;. Об этом надо просить. Не просто: «помолитесь обо мне, я на операцию иду»;. Почему никто у нас ни разу не попросил: «Господи, друзья, братья, сёстры, помолитесь обо мне, я такой боязливый, чтобы мне с таким дерзновением сказать родным, близким, детям, на работе, везде о Христе Иисусе. Смелости не хватает. Хочу сказать – уста закрыты. Помолитесь, чтоб Бог открыл мне уста»;. Павел просит: «Обо мне молитесь, чтобы мне с дерзновением можно было говорить»;. Павел нуждался в этом. Разве мы в этом не нуждаемся? Нас не учат молиться. Мы повторяем, как попки чужие слова и не знаем, куда что приложить. «Достойно есть, яко воистину»;, – даже не понимают, о чём говорят. «Ниже Херувимы»;. Спрашиваю – никто не знает. А это голову наклонить надо. Да может быть, наоборот, распрямить надо. Почему? Потому что в этот момент мы изображаем из себя Херувимов. Вот о чём речь-то идёт. Вы, когда уезжаете, говорите: «Помолись обо мне, мне смелости не хватает в субботу выйти к Драмтеатру, где наши торгуют книгами, ходят, свидетельствуют»;. «Господи, дай мне смелости смело ходить на занятия, свидетельствовать»;. Некоторых вообще нет нигде. Постепенно отвыкли, не ходят, и здесь на занятия не остаются. Вы теряете много-много. Такие люди некрепкие, они легко попадают в любое заблуждение и ересь.
Флм.1:8-9 «Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа»;. Когда человек от тебя зависит, то можшь ему и приказывать. Но лучше по-хорошему. Евр.3:6 – «а Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твёрдо сохраним до конца»;. Блаженно не начало, но конец, завершение. Спросите: «А вы имеете дерзновение?»; Да, мы имеем дерзновение в молитве. Мы Бога называем своим Отцом, мы молимся Ему, мы дерзновенно просим об одном и том же неоднократно. Я вот сходил, сказали: «Ждите ответ»;. Я сижу. Сказали в течение недели будет ответ, а прошёл уже месяц. Я боюсь им позвонить. Думаю, что надоедать, совсем меня там не примут. А к Богу ты можешь на одной минуте десять раз стучать. Отказывай, а я ещё постучу. Дерзновение надо иметь, смелость. Евр.4:16«Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи»;. Нас побуждает Павел, чтобы мы смело приходили к Богу. А не так: «Я грешный, многогрешный»;. Ты смело говори: «Во имя пролитой Христом крови я очищен. Прошу тебя, Господи, выслушай меня. Я знаю, что я не достоин милости Твоей. Но, Владыка, Ты ради меня приходил на землю. Прости меня и благослови. Господи, проверь меня, испытай меня, как Тебе угодно»;. Как праведник говорил: выйду чист, как золото. Прем.Сол.5:1«Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицом тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его»;. Вот тогда на Суде люди увидят, кто мы такие. И если будут стремиться к совершенству знания, к совершенству молитвы, в посте, тогда любовь будет достигать этого совершенства, чтобы нам иметь дерзновение в день Суда. Аминь.

Дар свободы успел развязать языки,
Загудела, смеясь, подзаборная челядь.
Критиканы полезли, сморчки-босяки,
Ими путь до Нарыма наркомы устелют.
Что нам ясно из прошлого, язвы за что,
К несвободе с боями сумели пробиться?
Всех затарили, словно в железный мешок,
Страхом рот засмолили, толкнули на привязь.
Дар свободы был отнят, потерян шутя,
Не ценили и выперло зёвом ГУЛага,
Бузотёров-героев свезли, как котят,
Сами к Змею-Горынычу ухнули в лапы.
И сегодняшних дней суматошная вязь
С небывалой свободой приходит кончина,
На безвластье придёт сатанинская власть,
На чело и на правую руку по чипу.
Что хотел, говорил, о Христе возвещал,
Мог писать и печатать без цензоров жутких.
Кто в житейских сумел не застрять мелочах,
Тот бежал и трудился удвоенно в сутки.
Только реквием звучный о нашей свободе –
Для расцвета талантов совсем и не много.
В это время пожить Милосердный сподобил,
И по слову Христа посвящалось всё Богу.
Дар свободы… в России о нём не слыхали,
Никогда, ни при царском отмершем режиме.
Коммунисты-марксисты топили в лохани,
Волокли на расправу любого за шкирку.
Оценить дар свободы, свободу обнять,
Без церковной цензуры молиться и плакать.
В тьме кромешной темница, а ныне в огнях, –
Благодатный огонь разгорится ли в пламя?
Будем долго и тяжко скорбеть, изнывать:
«Почему не ценили свободу святую?»;
Снова шпики под окнами будут сновать,
Память перья и совесть кроваво притупит. 04.12.07. ИгЛа

Список всех проповедей

231

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: