размер шрифта

Поиск по сайту




Слышащие и исполняющие

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 4
Указатель — Лк.11:27-28 [Зач.54]

Лк.11:27-28 – «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшиеА Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его».

Предыдущий текст сегодня читался только для того, чтобы как-то связать с Божьей Матерью, чрево-то Её пренепорочное и сосцы Её. И вот ради этого читался отрывок сегодняшнего Евангелия. Хотя он никакого отношения к празднику не имеет, он просто искусственно подтянут, так скажем. Но здесь никто не обращает внимания на самое главное: на букву «а». «А» означает противоположность. Я всё время удивляюсь: почему не обращают внимание на это? В оригинал, как и во всех переводах так точно говорится. А иначе смысла в этом «а» нет. Женщина из толпы слушала, сердце её тронулось, и она воскликнула: «Какие уста освящённые! Какие Он слова говорит! Наверное, Он освятился, что сосал такую грудь; и Та женщина от Него посвятилась». Понятие такое! И чрево! Какое оно хорошее, блаженное, сохранило Тебя. По-сегодняшнему сказать, аборт не сделали, ибо мы же не знаем, сколько гениев погублено. Неизвестная женщина, имя её неизвестно, биография неизвестна, жития нет. Но разве дело в этой женщине? Берут всё, что здесь есть, и читают на все Богородичные праздники. А Христовы слова ни во что ставятся. Как будто их и нет. Их прочитали, но на них никакого внимания. И проповеди на слова Евангельского этого отрывка, читаемого всегда на Богородичные праздники, нет. Ни у кого я проповедей таких не нашёл. Повторяю, что ни у Василия Великого, ни у Ефрема Сирина, вообще как будто этих слов Христос не говорил. Главное: блаженно чрево, блаженны сосцы. А Христос-то с буквой «а», союзом «а» как будто опровергает это, хотя неопровержимо, что Она благословенна и отныне Её будут ублажать все роды, как Евангелист Лука говорит. И сказала Она эти слова не потому, что взыграл во чреве у Елизаветы младенец, и не потому что так она догадалась, но Дух Святой нашёл на неё. Мария ответила так не потому, что Она девчонка была не очень развитая, ведь Она родила в 15 лет, не забывайте это. А рисуют на иконах – какая-то бабушка сидит. Нарисуют – не знаешь, на кого похожа. Это неправильно. Богородице, когда Она держала Младенца на руках, было неполных 15 лет, запомните это. На Востоке очень рано выдают замуж. Ей 12, а она уже полностью созревшая невеста. Прикиньте к своей девчонке, что завтра к тебе свататься придут.

Что женщина воскликнула – взяли за основание. Женщина иногда говорит слова разумные. Когда Иоанн Златоуст проповедовал, то одна женщина слушала и до того ей умильно было, но не всё понимает, и она воскликнула: «О, золотые уста! Какие ты слова говоришь, но непонятные. Такой глубины коснулся! Колодец твоих мыслей так глубок, что верёвки моего ума не могут почерпнуть. Говори попроще». Златоустам-то прозвала его эта женщина. Притом неизвестно какая. И его прозвали Златоустом. Так что если женщины, которые, конечно, не в храме кричат, а скажут, это не надо мимо пропускать. Но буква «а» говорит противоположное. Мф.5:27-28 – «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём». Древним было сказано: ненавидь врага, а Я говорю – ублажай врага. Древним было сказано, а Я говорю. Вы слышите? Т.е. это абсолютно противоположное. Христос говорит: Лк.11:28 – «А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Откр.1:3 – «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нём». Мне говорят: «Ты всё время о Библии говоришь». Да не я говорю, Бог говорит. Выше прославления Божьей Матери, выше ублажения Её есть слышание слова Божьего и соблюдение, исполнение его. Это однозначно. Когда находящийся в аду богач стал говорить: Лк.16:28-29 – «ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Вот она, святая Библия, лежит у нас. Иоанн Златоуст говорит так: «Воскресить человека – это чудо превыше человеческих сил, но Авраам говорит, что слушание святой Библии выше воскресения из мёртвых». У них есть закон Моисеев, есть пророки, идите и слушайте. А воскреснет кто из мёртвых – не поверят. Значит, самое великое чудо то, что у нас есть святая Библия. Самое великое благо, благословение-то, что мы слышим Слово Божие. Блаженны вы, что слышите это Евангелие. Я вчера читал, сегодня ещё напомню эти слова, они просто просятся. Премудрый Екклесиаст-Соломон учит нас. Екклесиаст означает – проповедник. Всякий, кто проповедует – это хотя бы в малом смысле, но тоже Екклесиаст. Он построил Храм, люди приносят жертву. Закон строжайше предписывал не являться с пустыми руками. И он наблюдал за людьми, которые приходят, и видит: быков приводят, а речь-то шла не о двух-трёх, а сразу зарезали в жертву 120 тысяч овец и 10 тысяч быков! Да сегодня ни в одном колхозе столько нет. И он смотрел на это и говорит: Еккл.4:17 – «Наблюдай за ногою твоею, когда идёшь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают». И когда идёшь в дом Божий, будь более готов не к жертвоприношению, не к быкам, не к прославлению только Божьей Матери – этой жертве уст наших. Жертва – это молитва благоуханная. Не к жертве. Превыше всего этого, не просто отстоять службу: я жертву принёс, отстоял, свечку запалил, накоптил в храме, но приготовь сердце к слушанию. К слушанию! Я к тебе обращаюсь: проснись! Иначе Царство Небесное пройдёт мимо. Сатана украдёт. Как святым открылось: сатана ходит по храму и бросает цветки. На кого цветок упал, тот уснул. Кого по глазам провёл, тот находит благовидную причину, поскорее из храма выйти, выскользнуть. Это не духовный уровень. И вот как Слово Божие говорит: а Я говорю вам, блаженны слышащие и исполняющие, соблюдающие.

Я думаю о том, что 1000 лет в России читались эти слова. Почему никто на них не остановился? Нигде никто не сказал: «Да как же их исполнять, когда их не слышали, когда проповеди-то нет, когда Евангелия-то в руках у людей не было?» Единицы имели, князья заказывали. Не стояло на первом месте печатать Евангелие, переписывать от руки, чтобы все грамотные люди, вся интеллигенция царя Ивана Грозного сидела и переписывала. Сделать как можно более дешёвыми Евангелия, – такой задачи не ставил ни один монарх в России. Апостол Павел говорит: Рим.10:14 – «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» А проповедь запрещена. За эти слова вас к стенке могли поставить. Придумали одни только иконы, мироточение, мощи, по монастырям прятаться, что угодно, и всё это направлено к тому, чтобы только не слышать слово Всемогущего Иеговы. Как японцы говорят: «Любые машины напридумывали русские, чтоб только не делать дороги». Вот мы что угодно напридумывали, чтобы только не было Евангелия, не было слышания. Это одно и то же. «Блаженны слышащие». «А Я говорю вам». В это вникните, я не придумываю, это действительно так. Христос ставит выше ублажения Божьей Матери этой женщиной слушателей Его слов. А их, слова неизвестной женщины, взяли за основу церкви, и сейчас в храме беспрерывно слышится только: «Блаженны сосцы!» «Блаженны сосцы!» Да блаженны сосцы! Но мне-то что от этого? Для меня важно обратиться от тьмы к свету. Не могу я обратиться оттого, что Христос сосал Её. Никак. Да и невозможно. И пророчество об этом не говорило. В книге Варуха 1:3 читаем, что когда народ пал, Господь наказал, отправил в плен, и вот пророк Варух написал слова и прочитал вслух перед царём и всем народом. Написано: Книга. Это не сегодняшняя книга. Книгой назывался свиток, который сворачивается как у нас обои. Сворачивается и разворачивается. Специально пришли к слушанию книги, я нашёл только одно место в святой Библии. Неем.8:8 – «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное». Когда? Когда Бог всё отнял, храм разрушил, священников переколотил Бог всех, ни одного горшка целого нет. Вот тогда пришли послушать, что напишет пленный. Что Иеремия скажет, а Варух успевал записывать. А где вы раньше были, почему раньше Евангелие не читали? Почему разное кино смотрите? Программу, надо, не надо, дети смотрят. Читали сегодня, чтобы в нас были чувствования, какие во Христе Иисусе. Чтобы почитали высшим себя другого. Вы заметили, когда епископ у нас гостит, как батюшка себя ведёт? Какой он тихий, как он старается угодить епископу. И не потому, что он такой лизоблюд, лицемер, а этого требует справедливость. И когда епископ здесь, вы тоже видели, батюшка выходит, стоит в царских вратах и не благословляет, а только кланяется. Придумали же столько. Но когда задумаешься, а для чего? Чтобы как бы не отвлечь внимания от епископа, ангела нашей церкви. Что, священническое благословение на этот день отнялось с приездом епископа? Нет, конечно. Но так уж сделано, чтобы всё внимание обратили на епископа.

Мария сидела у ног Христа. И она слушала. А другие её отвлекают: ты не ходи в храм, чего ты будешь в храме слушать, пойдём картошку копать сегодня, а то не успеем. Марфа же суетилась о многом. Да некогда мне, свиньям варить надо. Мне некогда, отвлекают. Так вот, переведите на сегодняшний день, чтобы слово Божие заговорило с нами. Да, мне надо ехать, в этот день надо в магазин пойти, надо продавать, надо матери картошку отвезти. Что угодно говорим. А ты скажи одно: «Я буду сидеть у ног Христа. Я не хочу со всем соглашаться, но так принято считать, что епископ – это ангел поместной церкви. И меня Бог удостоил на почтение к моему епископу – сидеть у ног его». Вот то воскресенье было, вы заметили, и ведь не потому, что плохо слышу, сидел у ног епископа. Кто может похвалиться такой интимной близостью?! У вас у всех колодцы здесь, но только мой освящён епископом. Много бань, но только моя освящена епископом. И много домов, но и мой дом освящён епископом. И не потому, что священническое ниже, а вот так совпало на престольный праздник, 16 сентября 2005 года. Я заранее заказал батюшке один раз, второй освятить «Зал для Царствия». Батюшке некогда-некогда. Я говорю: а что, если епископа позову? Батюшка сразу же согласился. Не я подгонял события, но они подошли. За что? За особое моё почтение сидеть у ног епископа. А что, это так важно? Деян.22:3 – «Воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне».

Тщательно, чтоб ничего не пропустить. Тщательно знать праздники. Сегодня день двунадесятый – не работать! Никуда работа не денется. Мы приняли это решение. Я прошу вас, остановите Марфу. Господу разницы нет, кто это, Марфа, Мария, матушка или неизвестно кто. Две тысячи лет под это «Ма-» все попадаем. Лк.10:41 – «Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». Твоя картошка уйдёт, свиньи ваши рано или поздно уйдут на продажу, их съедят в колбасе. И ничего нет. Год за годом идёт, ничего нет. А то, что ты заложишь здесь, в сердце, для Царствия Божия – это благая часть, соединит с небесным, когда ты примешь награду от Бога.

Вар.1:21-22 – «И не слушали мы гласа Господа Бога нашего во всех словах пророков, которых Он посылал к нам, и ходили каждый по мыслям злого сердца своего, служа иным богам, совершая злые дела пред очами Господа Бога нашего». 3Езд.9:30-31 – «слушай Меня, Израиль, и внимай словам Моим, семя Иакова. Вот, Я сею в вас закон Мой, и принесёт в вас плод, и вы будете славиться в нем вечно». Втор.32:1 – «Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих». Ис.1:2 – «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня». Святая Библия от Бога, но где мы можем её найти? Через проповедующих, через священников, через чтение, через женщину, которая что-то разумное скажет. «Слушая Слово» в святой Библии встречается 179 раз. Нам недостаточно этого? 179 раз Бог останавливает нас на пути и говорит: «Слушай, не пропусти!» Ты пришла не дремать, а каждый раз спишь здесь. Вздрогни! Завтра благоприятное время кончится, нам запретят собираться и это здание будет отобрано. Законно отобрано. И нас законно разгонят. На нас сегодня никто не давит, а мы разбегаемся. Народ оказался не готовым к принятию истины. Я гляжу, со всего Союза только-то и наскребли 15 дворов. Да и то остаётся уже 14. Что, у Бога совсем всё кончилось? Не кончилось. Господь просто на нас, глупых, может быть, хочет показать, насколько далеко мы ушли от Бога из-за того, что не слушали слово Божие. Что потеряли благую часть, дарованную нам.

Исх.23:22 – «[Если будешь слушать гласа Моего, и будешь исполнять всё, что скажу тебе, и сохранишь завет Мой, то вы будете у Меня народом избранным из всех племён, ибо вся земля Моя; вы будете у Меня царственным священством и народом святым. Сии слова скажи сынам Израилевым.] Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу [тебе], то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих». Когда? Когда будете слушать святую Библию.

Иер.26:2 – «так говорит Господь: стань на дворе дома Господня и скажи ко всем городам Иудеи, приходящим на поклонение в дом Господень, все те слова, какие повелю тебе сказать им; не убавь ни слова». Где мы можем это услышать? Господь говорит: внимайте словам рабов моих – пророков, которых Я посылаю к вам с раннего утра и которых вы не слушаете. Слышали? Это было сказано всей стране Израилевой. Избранный народ Божий один. А в мире 2896 наций и наречий, и Господь говорит: выслушай, блудница, Слово Господне: Иез.16:25 – «при начале всякой дороги устроила себе возвышения, позорила красоту твою и раскидывала ноги твои для всякого мимоходящего, и умножила блудодеяния твои». Этими словами он называет Израиль, Церковь израильскую, да и каждую душу. Иак.4:4 – «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». Деян.4:4 – «Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч». Рассказано, какие плоды пожинают люди, которые слушают Слово Божие. Обратились не оттого, что в храм пришли, не оттого, что поехали по монастырям, а оттого, что слышали святую Библию. 1Пет.1:12 – «ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес». Рим.10:15 – «И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» Священник на исповеди должен спрашивать о том, говоришь ли кому ты о Христе? Епископ обязан спрашивать и посылать. Но, конечно, чтобы научены были и знали, что говорить. А чтобы были научены, надо любить Слово Божие. Деян.10:44 – «Когда Пётр ещё продолжал эту речь, Дух Святой сошёл на всех, слушавших слово». Дух Святой сходит, где хочет. Но слово Божие говорит, что всё-таки на слушавших Слово Божие.

Если не слушает человек Слово Божие? Не написано, что у котла у свиного, где ты сидишь, на тебя Дух Святой сойдёт, такого обещания Бог не давал. Не сказано, что в огороде, когда как трактор будешь пахать день и ночь, на тебя Дух Святой сойдёт, но «Дух Святой сошёл на всех, слушавших слово». Словом Божиим ничто в мире не называется кроме одной единственной Книги книг – это святая Библия. Деян.13:44 – «В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие». А у нас как суббота – так разбегаются. В следующую субботу чтоб все собрались сюда и будет проповедь опять. Господь силен благословить и ещё дать обильный поздний дождь. Ос.6:3 – «Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря — явление Его, и Он придёт к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю». Каждый раз думаешь, что это последняя проповедь, я истощился и больше меня нет. Когда человек истощается, он накладывает на себя руки. Почему повесился Есинин? Почему застрелились Маяковский, Фадеев? Потому что кончился ресурс. Люди ждут нового, а ничего нигде нет. Иер.3:3 – «За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд». Иер.5:24 – «и не сказали в сердце своём: «убоимся Господа Бога нашего, Который даёт нам дождь ранний и поздний в своё время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы». Но мы и в старости должны быть сочные, плодовитые и свежие. Почему? Потому что Иегова с нами. На этих словах не останавливайтесь. Не потому старые люди такие боевые, смелые, активные, что они такие с детства, но потому, что Бог их благословляет.

Итак, слово, «А», сказанное Христом - , побуждает нас даже в этот двунадесятый праздник Рождения Богородицы посмотреть на эти слова Христа, а не только на слова женщины. Слова женщины – это исполняют сегодня во всех православных и католических храмах. Но слова, сказанные Христом, остались в полном пренебрежении, потому что их надо слышать, а для слушания должен быть проповедник и исполнитель, а таким должен быть каждый из нас. Благословен Господь, даровавший нам слова Христа, чтобы мы достигли вечных обителей. Аминь.

Список всех проповедей

22