размер шрифта

Поиск по сайту




Подать нищему

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 20

Указатель: Иоан.12:5,6

16 апреля 2006 г . Иуда сказал: Иоанн.12:5,6 « Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали ». Посмотрим, что такое вор. Речь не просто о карманниках, а о воровстве под личиной добра. Если бы Иуда не был вор, то слова его не были бы столь осудительными. Трата была напрасная. Притом деньги были очень большие. Вылил, и что дальше? Господь-то в этом и не нуждался, это только символ был. Приготовила к погребению. Как приготовила, когда завтра будет весь избитый и в крови, в грязи, под крестом. Ясно дело, Он шёл, мог и падать, как изображают. Беда в том, что Иуда был вор. И Евангелист Иоанн на это и указал. Когда Иоанна Златоуста спросили, что важнее - подать нищему или храм строить, золотить купола, чаши, и всё то, что в церкви, на что деньги немалые тратятся, - он просто ответил: делайте то, о чём спросится на Суде Божьем. На Суде Божьем нигде вопрос не поставится, строил ли ты храмы, золотые ли чаши в алтаре были, хорошие и красивые, дорогие и парчовые ли ризы на батюшке были. А спрошено будет о том, накормил ли, напоил ли. И кто сможет опровергнуть слова Христа, истолкованные нам Иоанном Златоустом? А Иуда-то, как раз в эту похвалу и вписывается. Для чего эта трата, не лучше ли раздать нищим? Он почти молодец. Только надо бы порадоваться, повторяю, если бы он не был вором. Он о нищих-то совсем и не заботился, хотя и прикрылся нищетою голодных. Что говорит нам Священное Писание о тех, которые под видом добра, под красотою прячут другую сущность? Нигде в Священном Писании не одобряется такое поведение. Бог любит открытость. Когда случилось крушение тоталитарного, бесовского, воистину сатанинского советского режима, то на первое место поставили в вину тому строю то, что коммунисты изуродовали душу человека под видом добра. Проводили свои сатанинские намерения, разрушали внутренний мир человека. Люди рождались рабами: нельзя ни думать, ни высказаться, и даже на кухне одно слово сказал не так человек, и исчезал. Люди научились жить с тройной психологией. Что думает, то скрыть; говорить то, что восхваляется, а делать, что лично тебе выгодно. Трёхэтажная психология. А надо говорить так, как думаешь. Пс.27:3 – « Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло ». Наум.3:4 – « Это - за многие блудодеяния развратницы приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарованиями своими - племена ». А Апостол Иаков говорит так: Иак.4:4 « Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога Неужели никогда не думали, что мы обручились единому Мужу – Христу? И вот эти слова Павла, что душа наша невеста, взяты в основание обращения человека при крещении, когда сознательно, а не просто через плечо подсказывают, что отвечать. Священник спрашивает: «сочетаваешься ли?», - то есть желаешь ли ты быть невестой Христа? И не единожды, а трижды вопрошает крестящий. Может быть, для того, чтобы усыновиться, уневеститься Отцу и Сыну и Святому Духу? И после этого снова трижды спрашивает: «сочетовался ли?». То есть тебе Христос дал уже кольцо вечной любви? Дал ли тебе чистое платье, неосквернённое, омытое водами крещения? Да! Измена Христу – дружба с миром - и есть самая настоящая вражда против Бога, как Евангелист Иоанн говорит. Дружба с миром есть прелюбодейство, духовный разврат. И поэтому он, обращаясь к Израилю, говорит: развратница приятной наружности. Не просто зло делает, а ещё под видом благочиния. Потому, сравнивая добро и зло, пророк Ездра говорит так: 3Ездр.16:50 – « Как блудница ненавидит женщину честную и весьма благонравную ». Так и человек, который в пороках живёт, он ненавидит того, кто живёт по правде.
Мф.23:28 « по наружности вы кажетесь людям праведными, а внутриисполнены лицемерия и беззакония». Я бы не хотел к кому-либо относить, но и так понятно, что по наружности-то многие хотят казаться, что, действительно, я патриот, я за родину. Но нигде так не стараются придать внешним видом благочестие, как в церкви. 2Тим.3:5 – « имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся ». И в бороде не тронута ни одна волосинка, и ризы – залюбуешься. И как выйдет епископ, с такой помпой. И служащий с ним в этот раз священник говорит: «Знаешь, что сейчас он там делал, - и пинался, и дрался. Это хулиган настоящий». Священники рассказывают анекдоты, безобразные притом, разговаривают о вещах совершенно ненужных. И тут его возглас, выходит. Вовремя вышел. Это нас шокирует, но ведь в жизни мы все такими можем быть. Помолился, а дальше забыл, о чём молился. Да только одно: уныние, забвение, неразумие, нерадение, одну эту десятую молитву утреннюю к Божьей Матери возьми на день. Тебе эту программу никогда не выполнить. На каждом шагу «забыл». Да ты за месяц каждый день бы говорил, чтобы только не забыть, только бы не опоздать. Забыл, что ты оглашенный, забыл, что тебе надо подготовиться, забыл, что ты готовишься замуж. Иер.2:32 – « Забывает ли девица украшение свое и невеста - наряд свой? а народ Мой забыл Меня, - нет числа дням ». Забывает ли? А народ Мой забыл. Преступлениям нет конца, говорит Господь. По наружности, как будто, мы стараемся соблюдать правила. Мы внешне стараемся дисциплину навести, пока это в руках ещё держится. Но не мне же это надо!
С тебя Бог твою душу спросит. И со священника за вас спросится. А я-то ведь никто, я всего лишь сторож. Но я стараюсь, вызываю ваш огонь на себя, ваш гнев. Я понимаю, как вам неприятно это слышать. Мне это приятно говорить? Где бы что вы ни сделали в городе, это на меня всё. Я вам рассказывал в прошлый раз, что только три слова сестра сказала здесь, и как патриарший священник весь вскинулся – благочинный местный. И не на кого-то, а фактически на меня: «Это Ваше научение!» И они сразу: «Это ваша проповедь до чего доводит». Я такое уже не раз слышал. Пощадите нас, дайте нам порадоваться. А если не так? «Награда моя будет выше, на небе», – Златоуст говорит. Я перед Богом верен оказался, обличил вас, а вы не послушались, поэтому я удовлетворения никакого не получил за свою ревность здесь, а наоборот. Поэтому награда целиком уходит в вечность. Ну, пусть я в вечности меньше получу награду, но вы только обратитесь, перестаньте лукавить. Приложите к тому все силы. Тебе что мешает быть здесь, в храме? Избавься сегодня же от такого безразличного состояния. Никогда не ставьте на пути к Господу, какие-то препятствия. «У меня дети были больные». Заранее думай, кто-то ещё дома есть, пусть он останется, а ты должен быть в храме. Божественная литургия – это общее дело кораблестроения. Корабль - это церковь. Она так и называется кораблём. Как в Ноевом ковчеге спаслось восемь душ: 1Пет.3:21 – « Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа ». Это – церковь. Да мы и так собираемся в неделю всего два раза. Некоторые в субботу вообще не ездят. За правило взяли, и с этого не сдвинешь. У нас есть правила канонические, что если кто три раза пропустил без причины литургию, тот уже автоматически исключается из членов общины. Это соборы установили, не наше правило. Мы свои правила приняли, что если ты опаздываешь без всякой уважительной причины, то три опоздание считать за одно полное отсутствие. Как-то же надо вас в рамках держать. А то внешний вид подаём, что я покрестился, а дальше-то всё только и начинается. Родился ребёнок, и ты всё положи, чтобы правильно кормить его, вовремя положить спать, вовремя поднимать. Приучите ребёнка на вас смотреть, и он, когда вырастет, на работу и везде будет опаздывать. Рим.2:28 – « Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти ». И не тот христианин, который только принял крещение. Рим.2:27 – « И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании ?», нарушителей. Этот намёк делает на то, что, может быть, пусть не покажется это еретическим, но на Суде Божьем кто-то не православный будет судить православных. Если царица Савская на Суд восстанет... Мф.12:42 – « Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона ». Сектанты не знали истиной церкви, а есть из них такие ревностные, и я встречался с такими и среди католиков. Но нам никак нельзя хуже их быть, мы же знаем истинную церковь. Какие подвижники перед нами прошли! У нас такое наследие, такие жития! Возьмём из житий то, что повлечёт нас к совершенству. Это мы в каждом житии можем найти. И не дай, Бог, если говорим одно, а думаем другое.
Тит.1:16 – « Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу ». Вот это характеристика. Если бы сегодня эти слова сказал глава администрации, что подчиненные у него гнусные, то обвинили бы его, что применил нелитературное слово. Да, нелитературное. Это действительно так – гнусны. Мы назвались христианами, мы добровольно согласились быть вместе. У нас есть правила поведения, и ты перед крещением подписывался, что будешь соблюдать их. Зачем же теперь все эти нарушения? Ты в следующий раз уже в четыре часа утра из дома вырвался бы. Ни под каким видом не опаздывайте на богослужения, никакие препятствия не должны нас удерживать, и на работе подмениться можно. Неверующим разницы нет, когда работать. В воскресенье я буду с народом Божьим. Здесь Божественная литургия. То, что ты сейчас слышишь, если бы сегодня в храм не пришёл, ты бы опять не услышал. Ты понимаешь ли, что душа захламляется под осадком пыли, которая не сметается, и душа под мирским скрывается?!
Мф.19:21 – « Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ». Говорится о желании быть совершенным не на словах, а юноша как раз хотел таким быть, и Господь обнаружил его и поставил перед ним задачу – продать имение, раздать нищим. Ты нищих хочешь любить, вот мы и посмотрим, как ты нищих любишь. Иуда, раздай, а не воруй! Ты говоришь, что ты слуга народа. Слуга есть министр, в переводе. Депутаты туда лезут слугами быть? И как только депутатом стал или выбрали тебя в руководство администрации, у тебя покоя никакого не будет. У писателя Лескова показано, какие были настоящие труженики. Ты должен всё сделать, чтобы оправдать доверие народа. О них Господь говорит: Мрк.9:35 – « кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою». Мы в каждом человеке должны увидеть того, кому можем послужить чем-то, тем талантом, который у каждого есть. Скажи, чем ты послужил Церкви последний месяц? Да даже больше, в течение года, чем ты для ближнего послужил? Развивайте свои таланты. Вот мы сейчас петь начинаем, не сидите в углу. Только кончилось богослужение, глядишь, уже засобирались домой. Отложите это всё. Потом вы вспомните эти дни свободы, когда вас звали. Не всё же время я буду стоять перед вами и говорить это. Всё заглохнет. Ты скажи себе: «я никуда не пойду, пока не вычерпаю, что приготовили для меня». Здесь и занятия идут, и в город на благовестие идут. Тебе же много дано, так понеси же благую весть о Христе тем, которые не знают ничего о спасении.
2Кор.9:9 – « как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век ». Показана награда тем, которые заботились о нищих. Правда, Павел пишет не своё, а из Псалтыри приводит это изречение. Мы заботимся о правде. А кто настоящие нищие? Сколько духовно нищих, тех, которые не знают ничего, кто Библию в руках не держал никогда. Это наши родственники. Если к ним идёте, вас приглашают, то посоветуйтесь, стоит ли идти. А если пошёл, то вооружись молитвой, постом: «Я приду и расскажу им о моём любимом Господе». Вот этот фильм «Искупление» специально для евреев выпущен, и советую всем его посмотреть. Евреи любят Бога по-особенному. Они не просто понимают, что Христос пришёл, а что их Мессия, к их народу пришёл. Они Его воспринимают более живо, притягиваются больше. У еврея как бы двойная шкала. Христос, как Спаситель, и как мой, лично мой, к моему народу пришёл, Он воплотился от моего народа, мы ждали Его с моим народом. Русские же не ждали, когда Он воплотится, никто про это и не знал. Еврей уверовавший ликует: «Мы Его ждали тысячи лет». И он каждого хватает за руки: «Пришёл наш Спаситель, кого же ещё нам ждать?! Он пришёл, дождались отцы наши». Я думаю, что нам надо так же ждать возвращения Иисуса. Люди, вы ждёте перемен каких-то, чтобы экономические вопросы кто-то разрешил. Христос всё разрешает. 1Тим.6:6 – « Великое приобретение - быть благочестивым и довольным ». Довольным всем! Я доволен. Если ты доволен, то тебе больше ничего и не надо. Если добрый христианин заботится о целой общине, то тем паче Господь Кол.4:13 – « Свидетельствую о нём, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе ». Умирающий наказывает сыну своему, да и при жизни говорил: Тов.4:7 – « Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лицо Божие ». Он не сказал о попрошайках, которые не нуждаются, а только пьют. А настоящему нищему. Надо узнать, таков ли он.
Я подумал о том, где же больше всего сегодня мы можем найти нищих? Апостол Павел говорит так, что когда он расставался с Апостолами, то ему дали только один наказ: Гал.2:10 – « только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности ». А сегодня надо давать два наказа. Первое – проповедуйте, не умолкайте, учите! Вы очень и очень много уже знаете. Проповедуйте! Павлу не надо было это говорить. Но Павел, верховный Апостол, вдруг получает ещё наказ. Надо понимать, насколько это злободневно было тогда: «Павел, ты всё-таки где бы ни был, помни нищих». «Да, я помню». «Не просто помни, а родных евреев помни. Мы в такой скудости живём». Евреи тогда ещё не были банкирами. Потом уж сатана их обольстил, и они кроме золотого тельца ничего не видят. Вспомните, как Павел со всего мира делал сборы для евреев. Иерусалимская церковь – это матерь всем церквам. И вы друг другу всегда наказывайте: экономьте, не тратьте зря ни на что. Вчера можно было есть икру, разрешают. Но дорогая же она. Возьмите одну баночку на троих, на четверых. «Да в ней витамины». В ней отравы больше, чем витаминов. Так как икра долго не портится, значит там разные антикоагулянты натолканы. Две-три икринки съешь, а остальное отложи в сторонку – к десятине. К той десятине, которая не идёт священнику, ему хватит своей десятины. Это же десятина на нуждающихся. Найди таких. И многое ты этим приобретёшь. От прихоти своей попутно избавишься. Моисей призывает: Втор.15:7 « Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, даёт тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим », когда войдёте в обетованную землю. Речь о том, что и тогда были евреи разные – одни богатые, а другие бедные. Доходило до того, что бедняк отдаёт что-то и залог не может выкупить. Стали закладывать себя. Не мог рассчитаться, стали продавать язычникам евреи еврея. И только под страхом смертной казни смогли запретить сие. А ведь у нас на каждом шагу, можно сказать, под обличием правды столько неправды делается. Истина есть в православии, но служители уж больно истинные. Если есть Евангелие в руках, то ты уже богач. Серапиона увидели, что он сидит голый. «Кто тебя раздел?» Он Евангелие прижал: «Оно меня раздело. Нищий попросил, и я всё с себя снял». И сидит, от холода дрожит, ничего нет на нём. Мы должны понимать, что если Евангелие нам дано, оно до нас дошло, то оно должно господствовать в нас. Но оно с нас и спросит, почему мы так поступаем, почему мы успокоились на достигнутом. Мы закисаем на одном месте. От Слова Божия надо расти. А ведь у нас нужды сколько сегодня! Нужды очень много. Вы знаете про отца Павла. С него сейчас снимают незаконное запрещение, и он может быть священником служащим. И мы не знаем, что дальше будет с ним, может, он здесь будет служить. Но попы ломают его дальше. Его куда-то дальше заслать хотят. Он так нуждается в помощи. Вы всегда это помните, ибо мы всегда оповещаем вас. А может, через него и епископ тот начнёт задумываться о своём состоянии. А может, через него и мы что-то получим. Всё так чудно взаимосвязано. Чтобы мы помнили нищих и не были лицемерами.
1Цар.2:7 – « Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает ».Ис.61:1 – « Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы ». А в Новом Завете мы видим, что когда спросили Господа об Иоанне, Он ответил: «Скажите, что и нищие благовествуют». Значит, нищим надо было благовествовать, чтобы нищие сами заблаговествовали. Вот и сошлись эти стихи. 2Кор.8:9 – « Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою ». Христос беден, но Он обогащает. Когда у тебя есть, ты из самого малого будешь легко уделять. Лук.19:8 – « Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо ». Высший образец, как мы должны нелицемерно, не по подобию Иуды, а по подобию Закхея любить. Половину имения я раздам. Если вы найдёте нуждающихся в духовной литературе, то у меня есть немного задымленные книги, после пожара уцелевшие, я их отдам дёшево или бесплатно. Вы находите таких людей бедных, у которых ничего нет, и мы им поможем. Аминь.

Ещё не поздно нищих обогреть ,
В апартаментах знаний потесниться.
И навык старый нам сгодится впредь,
Куском делиться и последней ниткой.
Ещё не поздно выправить кривое,
Захрясшие сугубо все долги.
Раскаянье Давидово усвоить,
И впредь от водоёмов тех беги.
Бог оделяет сжатостью минут
И шанс даёт переродиться чудно.
Беспечность не посмеет обмануть,
Что впереди ещё в достатке суток.
Челнок оторван, снимется шалаш
И виноградник тотчас опустеет,
Какой же выкуп там за душу дашь,
Срывает смерть нередко плод неспелый.
«Ещё не поздно!» - тикают часы,
И день за днём – мелькают только пятки.
Остались сантиметры от версты,
Быть опоздавшим жутко-неприятно.
Святая Библия тупицам угрожает
Не обольщаться, что недоступны смерти;
Внезапно катастрофа, а мы без урожая,
В такую очевидность лишь глупый не поверит.
События поспешно напирают,
Бог долготерпит гнусности пороков.
Всё ближе к пропасти, уже вплотную к краю -
Что не за нас, то ополчится против.
Хозяин встанет и закроет дверь -
Для опоздавших вход недосягаем;
А нынче время, только лишь поверь,
Склоняясь пред Христовыми ногами.
Иначе поздно каяться, стучать,
Рвать грудь, захлёбываясь поздними слезами.
Негожих бросят лютым палачам,
И виноваты в этом будем только сами. 31.01.07. ИгЛа

Список всех проповедей

290

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: