Послан благовествовать
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 4Указатель — Лк.4:42-44 [Зач.16]
09.01.2013. Лк.4:42-44 – «и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них. Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан». И проповедовал в синагогах Галилейских». Это Господь наш Христос. Повторю несколько слов здесь. Он сказал: «и другим городам» Я «послан» «благовествовать». Что Христос – благовестник, многие ли об этом знают? «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Я в прошлый раз говорил. Где прошение «помилуй», «спаси», «святый Боже» написано: просил кланяться. Кланяться! Стоят, как столбы, не кланяются. Почему? Потому что ты дома не кланяешься, вот почему. Компьютерные игры мозги сожрали. Уже говорено было; одно богослужение прошлое нормально стоял, сейчас гляжу: ни один поклон не делает. Пять поклонов – ни одного не сделает. Трудность какая-то у ребёнка? Нет, это родители не смотрят. Придёшь домой, дай ему сегодня триста поклонов. Научи. Вы потеряете их, потому что у них просьба не зафиксирована поклоном. Написано: «Просил кланяясь!» Я подтверждаю Священным Писанием. Господь послан благовествовать; народ удерживал Его. Я вчера говорил о том, как Господа просят уйти. Как бесноватый исцелился, а жители Гадаринские просили Его удалиться. От пойманной рыбы Пётр просил Его выйти. А вот здесь мы видим: удерживали его. Где удерживают – там благовестие. Просто надо внимательно смотреть. Что такое благовестие? Это благая весть о том, что Сын Божий сошёл с неба. И «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него» (Ин.3:16). Как веровать, если ты не знаешь? «не погиб», а неверующий – он погибнет. А не верит, потому что не слышал. Как Златоуст говорит: «И всё оттого, что ты не читаешь; не зная Закон, ты его нарушаешь, а нарушая, ты погибаешь». Всё в этом! Ты спроси у немцев, если есть они, кто самый почитаемый в их народе? Можете сомневаться, но они ответят: «Мартин Лютер». А он не мученик. Почему? Он перевёл святую Библию на родной немецкий язык. Они его почитают, как у нас Николу Чудотворца, как Бога. Я много раз встречался с немцами, беседовал на их языке с ними. У меня был перевод свой и сейчас ещё есть на немецком языке. Один из лучших переводов. Проходит уже практически 400 лет, 500 лет и не могут лучше перевести. Уже много переводов сделали. Какой ему дан был разум. И сегодня католики признают себя виновными, как поступили с ним. Он ничего не требовал, он согласен был, чтобы епископы были; они оттолкнули их, и речь идёт о десятках миллионах сегодня лютеран. А как верят Чехи, и кого они больше всего почитают? Тоже можете не сомневаться – Яна Гуса! И в день его смерти по всей Чехии пылают тысячи костров: его огненные слова разносятся по всему свету. Это “огнепальный” как Протопоп Аввакум. Он перевёл Евангелие, Джона Уиклифа переведший. А у русских? Остановись, дальше ты не поймёшь, никто не знает. Не написано: канонизируйте, а поминайте. Всякая канонизация – это посягательство на прерогативу Суда Божия, от Бога исходящую. Никто не имеет права на земле сегодня решать за Бога. Мученик, тут понятно – он мученик. Но ведь святой Иероним, у католиков почитаемый на первом месте, он не мученик, он всего лишь перевёл. И я спрашивал в Джорданвильском монастыре православном: «У вас есть книги Иеронима Стридонского? Это наш святой, он в святцах записан». И мне не могли показать. Говорят: «Есть». А в руки не дают. Почему? Он написал «О нравственности священства». И он показал: какие священники, как они не учат. И он ответил: «Священник, который не учит – суть антихрист. Не надо искать антихристов в Иерусалиме. Хуже всякого жида священник, который ведёт ложным путём. Не учит, это ещё полбеды, но когда учит неправильно, он в ложное направление толкает. У нас почему в святцы не записать; не в святцы, хотя бы в поминальники Хвольсона Даниила. Даниил, запишите себе. Это большую часть Ветхого Завета он перевёл. Новый Завет, вы не знаете какие переводчики, в книгах у меня написано, по крайней мере – Герасим Павский. Поминайте его! Благодаря ему сегодня слышали чтение Псалтыри и Евангелия. У нас никаким почётом не пользуется живое слово. Мы не удерживаем Господа благовествующего. Тут написано: удерживали. Он и другим проповедует. «Но как, Господи, проповедовать будешь, если мы еврейский язык не знаем?» А я пошлю переводчиков. И дальше называет, кого, и они перевели. Там и Иероним Стридонский, там и Мартин Лютер. Ты переведи это всё в натуральное, чтобы Слово Божие заговорило и ты поймёшь: что мы не вписываемся в мировою историю. Мы не вписываемся в Евангелие, не вписываемся в святых отцов. Более тяжёлого положения, чем у русских людей, вообще в мире, наверное, нигде нет. Я считаю себя несчастнейшим человеком, что не могу всё богослужение слушать на русском языке: только поэтому. Слово каждое должно доходить до глубины сердца. Почему Феофан Затворник говорит: «Если бы люди понимали наше богослужение, ничего не надо добавлять. В нём всё есть». У нас суть то заключается в том, что люди не понимают. Это чужой, мёртвый язык. Фил.1:7 – «как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати». Павел считал: вся Церковь – участники его благодати, в благовествовании. Как Златоуст говорит: «Я один ничего не сделаю, если вы не будете разносить мои слова дальше». Молитесь об этом; о том, что нам удалось Златоуста выставить в интернет: всё находится там. Вы каждый день об этом помните: кто помогает, кто сочувствует. Вы будете участниками благовествования. И ночью: «Господи, сделай так, чтобы Евангелие было известно». Тем более, как его известным сегодня сделать? А вот самый простой способ: на диск вставил в машине, едет человек, слушает: начитанная святая Библия. Как Господь благословит, вот так и будет. Как Он благословит? А Он благословит так, как написано. Сегодня священники все одинаково – куда-то торопятся. И точно так же были здесь у нас когда-то. Я вас попросил написать в письменном виде, потому что не все любят письменную продукцию, а я к ней призываю: «Как вы услышали о приезде нашего епископа, и как он уехал? Какие у вас были мысли, чувства, что ты видел, что получила? Что надеялся – не получил. Напишите!» Три человека ещё пока написали. Но я думаю, что напишите. Вы научитесь смотреть сами: через других, через себя; быть полезным для кого-то. Мы бы не писали, ничего этого бы не было. Вот Сирах не написал бы, этой надписи не было бы, Павел не написал бы, надписи не было бы. А Павел почему такой почитаемый? Так ведь все они умерли мученически. Апостола Павла везде знают. Все знают его, потому что он писал; писал и выражал свои мысли. Даже там, где казалось бы, можно было промолчать, он говорил: «Я противостал Петру». Сегодня мы можем выделить это: «Как? Павел был против Петра?» – «Да, лицемером его назвал – Петра, апостола верховного. И Варнаву, который ввёл Павла в круг апостолов, тоже лицемером назвал». Какой же он был: смелый или бестактный? Как мы благодарны Павлу, что он сегодня нам говорит через послание к Галатам, которое читаем, что они желают похвалиться в вашей плоти. Допустим, запрещают тебе приходить на наше богослужение. Они хотят похвалиться, они никого не приобретают – эти запретители. «А я от причастия отлучу!» Он не может от Христа отлучить, а от причастия он ещё может. Но отлучение незаконное падает на отлучающего. Ты посмотри толкование на Втор.19:19. Не бойтесь их! Я был у старообрядцев: я там венчанный. И если бы я дальше послушал: нельзя сообщаться. Всё, что я после этого взял, не было бы. Не было, может, и общины, не было лагеря, не было бы ни одной книги, не было бы интернета, ничего не было. Они все уничтожали в корне. Всё. И непрерывно лгали и лгали, отлучали меня, приручали. И я понял – там смерть. Я все свои таланты не разовью. Не бойся! Они ничего не сделали. Священник-то тебя не контролирует в том, когда ты смотришь мультики и прочее? Нет! Он только один контроль поставил, чтобы ни с кем ты не молился. А откуда он это взял? Я очень много исследовал, и, оказывается, самые почитаемые в этом вопросе: Феодор Студит и Максим Исповедник. «Так, они святые!» – «Да, святые, но ты посмотри что они говорили. Они действительно запрещали с кем-либо общаться». С кем? Иконоборчество было против икон. И больше ничего нет. Прямого благовествования о Христе вообще у них нет. «Да они святые!» – «Это люди делают их святыми». Согласно слова Божьего мы должны нести благовествование, а не анафемы рассылать. А у Максима Исповедника и Феодора Студита, у них из десяти слов, девять – анафема. Везде: это всё только на них опираются. Я до конца дошёл когда, и увидел, что это не авторитет для нас. Я их поминаю в молитвах, я молюсь, но только говорю: «Не дай, Бог, мне быть похожим на них. Не дай, Бог!» Я их почитаю. Я должен быть похож на тех, которые благовествовали, которые несли, которые, возрождали. А ты спроси, кто возродился от них? Нет, они только запрещали, отрезали, ни с кем не сообщались. Не сообщайся, сиди дома: что дальше будет? В этом плане я вчера говорил: я уже на сегодняшнего патриарха Кирилла смотрю более благосклонно. Он прямо призывает к благовестию, он не боится с кем-то сообщаться. Призывает к сотрудничеству старообрядцев, усиленно приглашает. Давайте, забудем всё, посмотрите, какая была война – 70 миллионов погибло. Но с немцами опять дружат, опять вместе, опять приезжают. 300 лет уже, можно остановиться? И Никона нет. Прокляли его, на этом остановитесь. Нет – Никон, Никон, Никон! Зачем нам распространять грехи людей, которые прожили в ненависти. Ты посмотри реально, к чему призывает Господь! Благовествование – это дар Божий. Выпроси его. Ин.9:4 – «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать». Будет время более трудное, и вот этого благовестия у нас не будет. Спешите. Я никогда, нигде, ни разу не встречал людей, чтобы все до одного были против благовестия. Нигде. Возьмите, даже знать свои имена не знаем. Я когда-то вёл три радиопрограммы в городе. Очень и очень много. И объяснял имена. Вы бы знали, сколько было звонков. Я исходил из позиции, что носишь ты имя, ты знаешь в честь кого ты назван: и ему подражай. Ты говоришь, тебя Иваном зовут. А в честь какого Ивана? Их – Иванов 61 там. А в честь какого, ты даже этого не знаешь. Кто в честь Иоанна Златоуста назван? А там и юродивые Иоанны, и каких только нет. И пустынники, и в дебрях живут. В честь кого ты назван – ему подражай. Пс.118:101 – «От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твоё». Я не иду на беззаконие для того, чтобы хранить слово Твоё. Я не смотрю телевизор, чтобы хранить слово Его. Ты не играешь в компьютер, потому что хранишь слово Его. Я по милости Божией, день назад буквально, школьникам раздал диски с нашим сайтом, и начитанная святая Библия, чтобы дети дома могли на компьютере слушать полезное. Но взял с них слово, что один час в день они будут слушать, что они не попортят. Приучайте хоть чем-то; я вот через это пытаюсь подойти. Вы можете что-то другое как-то. Позаботьтесь о детях! Дети занимаются совершенно не тем, что приближает к Богу. Они с удовольствием будут бегать и в темноте и где угодно. Усадите их за Слово Божие. Пс.33:14 – «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов». Ис.30:18 – «И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому ещё удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него». Вот почему мы должны удерживать Его – Господа, чтоб Он с нами был. А удерживать Господа можно сидя за Священным Писанием и находясь на молитве. Другого пути никакого нет. Я вышел на улицу: где мой Господь? А что ты можешь разбирать, а что ты сегодня читал? Вот мы живём вместе четверо, братья. Спроси, что вчера мы читали, что сегодня? Мы скажем. Каждый день читается определённое число стихов с толкованием по второму тому трёхтомника – Евангелие от Марка. Иер.48:10 – «Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови». Два проклятия. Первое, за то, что Бога они не знают, и дело Господне делают небрежно. Если ты скажешь: «Это не дело Господне». Согласимся. Ещё: «Покажи, где дело Господне?» И ты увидишь, что у тебя дела Господня вообще никакого нет. Другой вариант: всё, что ты делаешь, ты делаешь для Бога. Пасёшь? Гони дальше, не на фундаменте, чтобы молоко было. Я не могу вас выгнать отсюда, чтоб на чужих полях не пасли: где пшеница, овёс растёт. Это проклятие. Они этого не понимают, как будто бы дети. Я стою в храме, смотрю, где они пасут, выхожу через три часа – они также на фундаменте стоят, где были коровники 40 лет назад, до разрушения деревни. Да зачем же ты выгонял их? Более сохранно было бы в загородке. Мал.3:5 – «И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наёмника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф». Вот почему нужно удерживать Господа, чтобы этому научиться. Всё, что делаешь, делай сразу, и делай как для Господа. Один из страшных грехов, на который не обращают внимание – это беспечность. Не досмотрел, не закрыл, пошёл – горит. Печь топящуюся не оставляй без присмотра. Дети чтобы спички не брали: будете гореть. Горели и будете гореть. Я вижу беспечность. Я с детьми вашими занимаюсь. Я прошу их, их умоляю! Нигде к спичкам не прикасаться. Я прошу и умоляю: дети чтобы в тёмное время на улице не были. Мне милиция ответила: «Потеряно более 50 тысяч детей у нас». Вообще, без адреса потеряны. Что им делать на улице в тёмное время? Я раз сказал, два сказал: не понимают. Почему? Родители не поддерживают. Родители умничают; высокоумные. Вы потеряете детей. Любая машина пройдёт, в машину дёрнули, ты за стёклами даже не услышишь и знать не будешь. Вот тогда ты спохватишься. Я просил тебя во имя Христа: «Сохрани ребёнка! Не отпускай его в тёмное время суток на улицу. Позови его заниматься Словом Божием, посиди с ним немного хотя бы сам. Оторвись от этого окаянного телевизора – рогатого демона». Лк.24:29 – «Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошёл и остался с ними». Оказывается, можно уговорить. У нас были гости, и я для них хотел прочитать не свои слова, а слова, которые говорит, ездит всюду профессор богословия, протодиакон Андрей Кураев. И далее, слова сегодняшнего патриарха; едва-едва выслушали. Вот мы собирались отдельно, я прочитал одного игумена Петра Мещеринова, который в Даниловом монастыре. И брошюрка, которая по благословению патриарха Алексея вышла, что у нас веры настоящей нет. У нас под Кремлём весь устрой жизни, потому что на первом месте: либо поп, либо колокола. Люди Слова Божьего не знают. Сектанты людей привлекают тем, что занимаются Словом Божьим. Гал.5:11,12 – «За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы. О, если бы удалены были возмущающие вас!» Простые слова. Но когда ты в них вникнешь, ты увидишь: здесь антиномия называется – противоречие. Уразумев это, я стал этот вопрос по этому стиху Писания задавать: православным, сектантам, баптистам в прошлые годы. И ни одного случая не нашёл, чтобы ответили правильно. Читаю заново: «За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание?» Проповедовал обрезание или нет? «Я проповедую обрезание» – прямо сказано. Все говорят: «Проповедовал». Говорит Павел: «Если обрезываетесь, отпали от благодати, от Христа». Оказывается у Павла, выражаясь сегодняшним языком, можно сказать: «У него был тяжёлый старообрядческий юмор. Он ставил перед фактом». Если меня гонят, давайте в обратном порядке, за что же гонят, если я такой же, как они? Так же слагаю два пальца, такие же иконы тёмные. А за что ж тогда гонят меня? Но он брал вопрос по обрезанию.» Если я и теперь проповедую» – как они говорят. Когда Павла не стало у Галатов, он обратил ту местность, ушёл проповедовать дальше. А на готовое теперь – чужое: тут много нашлось хозяев. Вот сейчас выехать, здесь были кусты и крапива. А ты выедешь…ну случилась какая-то нужда; тут найдутся хозяева, сразу начнут растаскивать. Это надо применять к себе. Слово Божие живо и действенно. Я взял это эпиграфом почти с первого дня. Оно живо и не умерло. Есть очень много умных, хороших философов, таких, которых многие даже не знают, но пользуются их выражениями. Но они умерли, и дела их умерли. Я читал записки генерала, который был на острове святой Елены, сосланный, добровольно пошёл с Наполеоном, так же, как с царём Николаем – Боткин. Его расстреляли, этого врача. Тот был там. И вот там, оторванный от всего, что он делал: государственных дел, от военной компании. Бонапарт стал беседовать со своим генералом. «Я, говорит, испытал в жизни восторг толпы. Но что этот восторг значит с тем, который восторг испытывают христиане и молятся. У меня были армии, которые я двигал дальше Москвы. Никого нет, кроме вас, генерал. А у Христа и сегодня по всему миру последователи». И далее делает сравнение: восторг людей по гению человеческому и восторг людей по искуплению во Христе Иисусе. И добавляет: «Если ты этого не понял, то я жалею, что поставил тебя генералом». И я понял: «Это относится и ко мне». Это мирской человек говорит. Если я и поныне всё так же проповедую, за что же гонят нас? Мы едем сегодня в новое поселение. Если Господь благословит, то всякое воскресение, кроме последующего; тут у нас крещение будет 11 июля 2010 года – мы дома остаёмся. Где нет церкви, храма – народ принимает. Не приходят по разным причинам, но дома принимают, беседуют, разговаривают. Далеко идти, причин много у всех: свои планы какие-то были, но кто-то приходит. Но где есть храм, никакого сравнения даже нет с тем местом, где нет храма. Лютость, ложь, клевета, поношение! Притом мы везде говорим: «Идите в храм. А храма если нет, то стройте храм, обращайтесь к епископу». Они ничего не видят, злоба затмевает их глаза. Отсюда делаем вывод: «Они меня гонят! Моим именем всё это дело называют». А за что же гонят, если я такой же как они, я тоже православный? А отсюда видно, что я православный, но не такой. Я нахожу многое у еретиков более верным, чем у православных. «Да ты тогда еретик?!» – «Я – православный». Но сектанты идут: они приезжают в нашу страну и благовествуют. Машинами грузовыми раздавали святые Библии бесплатно на стадионах и в начале перестройки. Где православные? Православные ходили и посылали своих людей бесплатно получить святую Библию. И тут же приносили в храм и продавали по дорогой цене. Это абсолютные факты, я сам свидетель. Если они меня гонят – монахи, за что? Я же не отрицаю монахов. Игнатия Брянчанинова признаю, монашество. Значит, я понимаю монашество не так. Монашество, моно – один; хорошо человеку не жениться и не выходить замуж. Есть разница! Незамужняя заботиться о Господнем, а замужняя о мирском. Мир и Господь! Почему?