размер шрифта

Поиск по сайту




Война духа с плотью

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 19

Указатель: Гал.5:17

26 сентября 2006 год, вечернее Богослужение.
Гал.5:17 – «ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти». Я всё время говорю о том, что вот эти слова, читанные нами в храме, сегодня по всему миру в храмах прочитают. И на выходе из мест собрания людей поспросить бы вот эти слова теперь прочитать по-русски. Не один человек даже не совместит то, что прочитаешь, с тем, что читалось в церкви. «Плоть противного духу». Это же всё требует изъяснения. В каждом человеке – у каждого есть плоть и у каждого есть дух, и никто про это ничего не знает. Ситуация-то какая. Ни то, чтобы ненормальная, а даже высказать нельзя, когда задумаешься. Это место Писания читают у старообрядцев, в Зарубежной церкви, в патриаршей православной. Ясно, что и у католиков будут читать.
Далее он говорит: «Видимое временно, а невидимое вечно». И что мы ищем? По Слову Божию мы рассмотрим. Быт.6:3 – «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть». А если бы были не плоть, выходит, вечно был бы пренебрегаем? Падшие ангелы – они не плоть, а дух, и они пренебрегают Богом, они хулят Его, клевещут на братьев. У человека - хорошо, потому что есть смерть, и это великое благо. Какой бы сегодня был Нерон, если бы он не умер! Иван Грозный и все тираны жили бы, жили, хулили Бога. Люди всегда боялись тех, кто сильнее, кто нападает. Это мы здесь свободно живём. А вот в Ставрополье боятся Чечни, образовали какие-то казачьи круги, атамана избрали, а его убили. Второго избрали – они второго, и третьего туда же. Сейчас атаманом никто не хочет быть, отатаманились. Здесь говорит: Ис.31:3 – «И Египтяне - люди, а не Бог; и кони их - плоть, а не дух. И прострет руку Свою Господь, и споткнется защитник, и упадет защищаемый, и все вместе погибнут». Кто бы что ни говорил, ты знай – это временно; атомная бомба - это временно всё, это не вечно. Китай придёт, - это люди, всего лишь плоть, это всё временно. Ты всё время повторяй: «и это пройдёт». Очень хорошая поговорка! Как бы трудно ни было – это пройдёт. Да, я болею, мне трудно, - это пройдёт. Как пройдёт? Закончится. Жизнь-то человеческая, как мгновение.
Господь говорит: Мф.26:41 – «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». Вот этим словом мы можем друг друга утешать. В немощи человека утешение находят в том, что Бог вечен, Бог силен, Бог поможет, а ты же только бодрствуй. Бодрствование означает не то, что никогда не спать, а довериться Богу. Ложишься, скажи с верою: Иов.11:18 – «И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты ограждён, и можешь спать безопасно». Можешь сделать такую надпись: так Господь сказал. «Я с тобою, и Ангел Мой охраняет тебя». Иоан.3:6 – «Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух». Мы сейчас разберём, что означает духовное состояние, а что означает плотское, рождённое от плоти. Не знаю, какой у каждого из вас опыт, но если ты живёшь внимательно, наблюдаешь за собой, подсказываешь другим, то видно – человек рождён или нерождён. Особенно когда человека задевают где-то, то как человек на то реагирует, какие вопросы задаёт, как он на обличение обращает внимание, делается ли лучше, благодарит ли, приходит ли просить прощение, - это всё имеет отношение к живому. Рождённое от плоти, от родителей есть плоть, а рождённый от Духа сознательно, признавший себя мёртвым, обратившийся к Богу, получивший от Него рождение, - есть духовный человек. Иоан.1:13 – «которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». Иоан.6:63 – «Дух животворит, плоть не пользует ни мало». Священники относят это к причастию. А дальше написано в этом же стихе: «Слова, которые Я говорю суть Дух и жизнь». Но если в словах не говорят Евангельское, - нет ни Духа, ни жизни, ни рождения свыше. Есть целое общество, беспоповцы, рядом с нами живут в поселении; кержаки – плоть. Что такое Слово Божие? Библия – это есть дух и жизнь, ибо она животворит. Она показывает, какой ты есть на самом деле, как ты должен смириться, как вопиять к Богу, просить о новом рождении. Вы можете проверить, если есть желание, сходить в соседнее поселение, узнать, где молятся, и спросить: что такое рождение свыше? За 300 лет у приверженцев их учения никто этот вопрос не ставил. И Евангелие у них вы навряд ли найдёте. 1Петр.4:6 – «Подвергшись суду по человеку плотью жили по Богу духом». Он говорил об умерших. Мы по плоти наказываемся здесь на земле, чтобы жить по духу. Поэтому любое наказание, болезнь для верующего служит во благо. Я подвергся наказанию, более узкие рамки движений, и что раньше делал худое, теперь того не могу. 1Пет.4:1 – «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить». Человек задумывается, лежит и размышляет. А неверующий думает о том, как выздороветь или как отомстить. Вот очень разительное отличие плотского от духовного - такая реакция на болезнь и несчастье в абсолютном большинстве. Рим.7:14 –«Закон духовен, а я плотян, продан греху».
Опять же узнаём, духовен я или нет – через Закон. Закон духовный, Закон Моисеев говорит с нами. А уж о Новозаветном и говорить не надо, духовен ли он – он весь духовный от начала до конца. А я продан греху. Мы встретились, и если встретились, если мне его дали, и я начинаю вникать в него, то оказывается, что вот этого и того делать нельзя. Я чувствовал, что что-то не то, когда делал, не зная закона. Когда же сказали, теперь утвердился. Рим. 8:1 – «Нет ныне сегодня осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, а по духу». Мы много говорили об этом, что надо жить духовно, надо жить не по плоти. И говорили о том со священниками. Благочинного сильно это раззадорило, что его, священника, учить кто-то посмел: как так? А он живёт, ясно, что, не по нашей мерке, а богато. Он вышел на проповедь и говорит: «Нашлись такие вольнодумцы, которые говорят, что жить надо не по плоти, а по духу». Он ещё ничего не понял. Когда в алтарь зашёл, ему батюшка другой и говорит: «Ты, конечно, настоятель, можешь говорить, как хочешь, но ты же сейчас сказал против Ап.Павла». Как так? Он открывает ему Писание и показывает. Тот говорит: «Что ж я наделал? Они же (то есть мы, которых он называл сектой златоустовцев) на меня архиерею пожалуются». Мы так и сделали: «Коммунист и безбожник у Вас. По плоти он и будет жить». Он понял, что по плоти, это всё, что требуется: культурно выглядеть, у него храм, крест, причастие, - он не понимал 30 лет назад, и он по сегодняшний день не понимает. Рим.8:4 – «чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу». 8-я глава Послания к Римлянам расшифровывает, что Павел сказал к Галатам. Оправдание закона в том, что он прав, что Бог сказал, что всё истинно так. А люди плотские говорят: «Где Бог, куда Он смотрит? Вот, война была, дети погибали. Да какой это Бог, когда самый хороший человек, а он погиб. Меня подожгли». Он не понимает, что за гранью видимого есть невидимое. Видимое – временное. Через видимое Бог подвигает человека к вечности. Рим.8:5 – «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном». Почему? Потому что «помышления плотские –по плоти всё рассуждает – суть смерть». У него спросишь: «Почему ты не даёшь десятину?» «У меня дети». Или нечто другое. Он не понимает, что закон духовный повелевает ему отдавать десятину, она ему не принадлежит. «А я тогда совсем не буду ходить в храм». Он что угодно может говорить, только не духовное. Рим.8:6 – «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир». Любой духовный вопрос, какой бы мы ни поставили здесь, плотской человек решает по-своему. Он понимает так, что это что-то против него: «а что, я крайний, меня виновным нашли, почему я должен, пусть тогда все идут, я не выйду, делать не буду, если все не соберутся». Верующий так не рассуждает. Он понимает, что у него есть шанс сегодня сделать что-то для Господа. Ты же для Господа делаешь что-то по благоустройству храма, кому-то помогаешь. Но противящийся – плотской. Рим.8:9 – «Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его». А как проверить? «...если только Дух Божий живёт в Вас». Вот чтобы эти слова понять, надо присмотреться к своей жизни: чего в каждом поступке я ищу – духовного или телесного? Я неоднократно говорил об этом, чтобы максимально уменьшить труд, какой у тебя есть, если он удовлетворяет тебя, чтобы на духовное что-то выделить. Если делаешь плотское, чтобы обратить его в духовное, то найди ту грань, за которой уже нет места духовному. «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Когда эти слова слышат люди, тут останавливаются: а я имею или не имею? Спрашивают, и я им говорю: «Вот сейчас кончится наше Богослужение, мы можем побеседовать пойти. Ты подойди отдельно и спроси: «Как ты думаешь, имею я Духа Божия или не имею?» Я тебе отвечу. Как правило, обращаются не больше 2-3 процента людей, а то и ни одного. Он боится: «А ну, как мне скажут, что я Духа Христова не имею». Ты же знаешь, что на это сказать: «А ты сам-то имеешь ли?» Тут всё стандартно идёт. Он боится спросить, а я и спрашивать даже не буду, потому что я знаю день, когда я родился, ибо завтра он как раз отмечается мной. Завтра будет 44 года, как Господь меня призвал. Я в первый же день поставил этот вопрос себе, сразу же. Где бы что ни услышал, краем уха, - применить к себе: а как это, по Слову или не по Слову. По Слову – сразу отрезается, никаких противных советов.
Рим.8:13 - «Ибо если живёте по плоти, то умрёте, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете». Вникни в эти слова! С утра до вечера этот вопрос ставится и ставится: по плоти я живу или по духу? Если бы ты был духовный человек, и тебе сказали, что у тебя сегодня есть шанс избавиться от греха, от обиды, от наркотиков, от пьянства, то ты бы каждый день искал могущих помочь и сделал бы что угодно, лишь бы только вырваться, не попасть в ад. Нет, на это дело ты не пойдёшь. Это и покажет, что ты плотской, тебе это не подходит. Люди плотские - тоже разные, ибо есть и плотские, но что-то понимают, а этим лишь бы не оторваться от греха. Им главное – поменять место жительства, где находился. 1Кор.3:1 – «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе». Если ты веришь во Христа, то уже этот младенец от мира отошёл, - но это младенец, так и умрёшь ты младенцем, не научившись ходить. Представьте, что так с нами сегодня разговаривать будут, это обидно. Если бы Павел сейчас пришёл и так сказал, - я бы его уже не выпустил отсюда, но к себе пригласил, я бы ему уступил место, кровать свою: «Павел, доведи меня до нужной кондиции». Против грешника говорит: 1Кор.5:5 – «Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа». Пусть плоть изнемогает, пусть её порют, пусть её давят, жгут, лишь бы дух спасён был. Ты эти слова никогда не читал? Запомни их и приложи к себе. Какая угодно болезнь пусть будет, как угодно меня жгут, наказывают, лишь бы спастись, только бы не погибнуть!! 2Кор.7:1 – «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа». С плотью легко, в бане помылся от скверны, но речь идёт о том, чтобы плотских, злых дел не творить, и жить духовно. В духовном нужна и помощь духовная. Часто за собой человек многое не видит. Как же тогда быть? На молитве проверять себя. Почему душа моя взволновалась? Мы с братом живём, и я говорю ему: «Что-то так на душе неспокойно, как будто что-то нехорошее сказал или сделал». Но что? Не могу понять. На молитве только Бог начинает открывать. Чувствуешь в душе волнение, скорей на молитву: «Господи, не могу понять; свету, дай больше свету, чтоб я рассмотрел». Откр.3:18 – «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть».
Гал.3:3 – «Так ли Вы несмысленны, что, начавши духом, теперь оканчиваете плотью». Сие об отступниках. У нас были в общине люди, которые духовно были на уровне, но искали лучшего, большего, а окончили плотью. «Это не надо, и это не надо!» И всё ослабили, зароптали и пали, ушли в мир. Гал.4:29 - «Но, как тогда рождённый по плоти гнал рождённого по духу, так и ныне». Такие люди, как правило, не любят обличающих в воротах, о чём сегодня читалось. Ам.5:10 – «А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду». Если ты рождённый по духу, ты обязательно будешь ждать, кто тебя обличит. С плотским же всё иначе – самое маленькое замечание ему сделал, глядишь, его уже или в храме нет, или что-то против говорит, удаляется. Златоуст убеждает: «За намерения поцелуй, даже если бы тебе неправду сказали».
Гал.5:16 – «Поступайте по духу, и Вы не будете исполнять вожделений плоти». Одно другое уничтожает. Когда духовным заняты, некогда будет телевизор смотреть. Да и толк-то какой, если смотрите? Что вчера смотрели? И вчерашнее трудно вспомнить, а неделю назад, месяц, год? Фильм посмотреть и можно бы, если он хороший, если бы он тебя лучше сделал.
Златоуст говорит: «Полезно ходить к умершим, в судилище». Так вот, фильм «Зона» говорит об этом: как судят, как в тюрьме, - очень полезный. Заново тебя это всё охватывает, ты каждый день можешь попасть туда – ездишь на машине, и нечаянно кого-то задавил, да мало ли что в жизни бывает. И детей научите рассуждать, а не просто, чтоб день и ночь они сидели, смотрели, уставились и ничего не понимали. Гал.6:8 – «сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную». Сразу вопрос: «А я сею что-то или нет?» Рядом со мной дети находятся, а они сеют в духовное или нет? «Сеющий в плоть». Записался в секции, знает разные приёмы борьбы – это в плоть всё. Вот он ходит в музыкальную школу, - тут неопределённо ещё, куда он это употребит, может, он действительно получит музыкальное образование и будет в церкви петь. «А сеющий в дух пожнёт жизнь вечную». Духовное – это Слово Божие, молитва, милостыня, сострадательность, прощение, наставление. Фил.3:3 - «обрезание – мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, а не на плоть надеющиеся». Я специально провёл вас по тем местам, где даётся контрастное понятие о плотском и духовном – вот все места, какие есть в Священном Писании. Плотское – оно всегда временно, и поэтому когда нужно какое-то дело делать, я с первого года задумался и стал у святых отцов выискивать: один говорит одно, второй – другое, и нашёл, что нужно ставить четыре вопроса. Первый: что я ищу, духовного или телесного, временного или вечного, - это вопрос один. Духовное – это всегда возвышенное и отрывает от земли. Второе: что говорит Библия об этом вопросе? Значит, нужно очень хорошо знать Писание. Третье: не причиню ли я этим другому человеку вреда и соблазна? И что говорит о том моя совесть. Если все вопросы разрешил положительно, - для этого надо время, - ты увидишь, какой дать ответ «да» или «нет». Это касается каких-то перемен. Итак, если сеять будем в плоть, то плоть наша закончится нашей смертью и она воскреснет не в жизнь вечную. Иоанн Златоуст говорит так: «Кто ищет временное, тот потеряет и временное, и вечное». Аминь.

И нет иного Бога, кроме Бога,
Который с Авраамом говорил,
Перед Которым пастырь босоногий
Своё лицо от ужаса закрыл.
И поползла пастушеская палка,
Авторитет змеиный прибавляя.
Отару бросить на родных – не мало,
С кустом расставшись, с прошлого углями.
Бог Авраама, позже Исаака,
Иакову-Израилю открылся,
Идолопоклонство вымел без остатка,
По-новому во всём слагая числа.
Летел за веком век, тысячелетья –
Но Бог всё тот же – Истина и Жизнь,
Народу ставил худшие отметки,
Не запрещая убивать для тризн.
Мы так привыкли, будто Бог один,
А их не счесть у каждого, у каждой.
Конечно, то не боги, только дым,
Который первым ветерком размажет.
Бог Иегова - Сущий, безначальный,
Святая Троица с Единородным вкупе.
Всё от Него, с Ним в радости, в печали;
Бог не икона, что в киоске купим,
Его нельзя увидеть и познать,
Он всё во всём, и даже в этих строчках.
«Неистощимая у бедного казна» –
Во имя Бога пастухи пророчат,
Ему, Создателю меня и всех миров,
Все звуки восхваленья, фимиама;
Изнежены мы от Его даров,
Хотя спросонья кажется, что мало.
Он Автор Библии, Священного Писанья,
Зиждитель сущего, грядущий очень явно,
Он не Аллах, ему поём Осанну,
Давид плясал пред Ним, не бывши пьяным. 01.12.06. ИгЛа

Список всех проповедей

483

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: