размер шрифта

Поиск по сайту




Богослужение

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7



Наше песнопение показывает вершину достижения человеческого духа. Сирахов говорит, что в мире всё надвое и далее перечисляет:

Сир.33:14 – «Как напротив зла – добро и напротив смерти – жизнь, так напротив благочестивого – грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого».

Сир.42:25 – «Все они – вдвойне, одно напротив другого, и ничего не сотворил Он несовершенным».

А Бог? Напротив, как воплощение всякого зла, есть дьявол. Так вот всё наше богослужение в том и заключается, если внимательно слушать чтение псалмов, что всё время даётся контрастное изображение состояния Давида, а мы слова его усваиваем для себя – а это и у меня также.

«Вот враги окружили меня со всех сторон» – но если человек неверующий одерживает эту победу, кому он её приписывает? Он приписывает её себе. «Да, я научился, изучил такие приёмы, у меня такая помощь, заключил союз с крепким государством», как сейчас кто-то там – мелкие государства заключают. А верующий? Верующий может то же самое делать, но у него всё начинается с молитвы, и конечный результат присваивается только Богу.

Поэтому в вечности написано, что святые слагают венцы к ногам Иисуса.

Откр.4:10 – «тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом».

Победа присваивалась нам. Вот мы говорим: «Варвара великомученица». Действительно, девушка устояла, как её резали, терзали, отнимали, отрезали груди; скальпировали сыновей Маккавейских, а они устояли. А они понимают: «Нет, не мы – это Бог!» Так вот всё богослужение сегодня этой контрастностью подчёркивает: вот ты здесь, а другие сейчас, может быть, где-то в пивнушке, другими делами занимаются, а может, кто-то даже не встал, а ты поторопился в воскресенье – контрастно.

Да, одно напротив другого. А кто это сделал? Это сделал Господь. Люди слушают бесовские песни сегодня, подключили телевизоры – это одно; вы слушаете чтение псалтири, будем слушать евангельское чтение – это противоположное. И вот, человек рождается, только родился, и он уже имеет на себе печать, знак левой стороны. Потому написано, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, плюс – крестик; плюс – правая сторона.

Быт.1:27 – «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

Когда человек согрешил по вере сатане, он отступил на левую сторону.

И далее написано:

Быт.5:3 – «Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф».

Своему, уже не по образу Божию.

Пс.50:7 – «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя».

Иов.14:4 – «Кто родится чистым от нечистого? Ни один».

Т.е. со знаком минус, мы как бы перечёркнуты, нам как гильотина уже отрезает голову, мы уже как бы мёртвые рождаемся, и весь смысл нашей жизни заключается в том, чтобы по малому, по маленьким шажкам подвигаться к правой стороне.

Самый решительный шаг – это вера. Не делами, а верой, что я избираю Христа и притягательной силой Его, образно говоря, как магнит Он притягивает только сродственное железо, опилки деревянные магнит никак не берет. Так вот эта сродственность, о которой очень хорошо сказал Григорий Нисский – брат Василия Великого, должна быть в нас. Если этой сродственности нет, то ни хождение на молитву, ни крещение, ни причащение ничего не даёт.

Спроси: «смысл жизни у человека какой?» «Ну, спасти душу свою, стяжание Духа Святого, как Серафим Саровский говорит».

Фил.2:5 – «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе»,

уметь делать добрые дела и ещё один смысл в том, чтобы, преображаясь в образ Божий обожиться, как говорят. Это ежедневное передвижение вправо. Ежедневная попытка убогоподобиться; а это идёт из того, что ты разумеешь, что с тобой случается, что делается, и всё это от Бога.

Пример. Сегодня мы завтракаем. Но и неверующие за стол садятся, и на столах у них даже лучше нашего. Он встал, обтёрся или без этого, и ничего нет. Ты же начинаешь молиться: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь...». «Ну а если бы не молился, что без хлеба что ли был?» Конечно, был бы хлеб и без молитвы.

Бывает дети живут в семьях у неверующих и учатся на пятёрки, а у верующих – как дебилы какие-то. Приходят из школы, двойки приносят, что попало в семье вытворяют. Прямо-таки неразумные. И я знаю таких, муж сам пьёт и жена выпивает, а дети учатся все на пятёрки. Кажется наоборот бы надо.

«Молитесь?» «Так чего молиться-то? Зачем это мне нужно? Я и без Бога хорошо обхожусь». Какой же тогда результат, если у него без Бога хорошо, а у меня с Богом плохо? А в том, что плохое, какое есть у меня, может быть мне от природы ума не дано, я родился такой, но я Бога за всё это славлю и этим даже за маленькое, что у меня есть, благодарю непрестанно; но ведь дорогу-то домой я всё-таки нахожу с улицы; знаю где у меня стол, а где кровать – это уже разум и за это я славлю Бога и воспеваю Ему: Аллилуйя! Вот это убогоподобление позволит быть притянутым как к магниту железным опилкам в День, когда явится Христос с неба.

1Фесс.4:17 – «потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем»;

а остальные, у которых был успех без Бога, лучше нас жили – ни один не двинется. А остальные останутся здесь, ожидая вечного наказания от Бога.

И приходя сюда, мы как бы итог подбиваем, следя за чтением псалтири, по великой милости великого нашего Бога, у нас необычно идёт богослужение. Мы говорим: «так называемое Апостольское служение», (не апостольское, потому что мы его не знаем), но «так называемое» – попытка вернуться к апостольским временам. У нас понятное чтение псалтири, а на остальное мы пока не посягаем.

Старайтесь изучать славянский язык, богослужение надо знать. Нам уже никогда никто не разрешит его проводить всё на русском языке, хотя я сторонник русского языка на богослужениях; но мы просили только библейское чтение, Паримии – Ветхозаветные чтения по уставу, Псалтирь – это главное, что мы сейчас слышим, это главная наша радость.

Евангельское чтение, батюшка там читает в алтаре, там небольшое чтение, можно догадаться, а послание Апостолов читается тоже на русском языке. Если нам это дано знать, то, значит, и смысл нам намного легче приложить к читанному.

И вот Давид постоянно говорит: «Они меня гонят, они скрежещут зубами, я невиновен». Давид не говорит так: «Господи, а Ты это знал без моей молитвы-то?» Не надо думать так, что вот, я Богу сказал, ну всё – Бог теперь узнал, а если бы я промолчал, Бог бы и не знал чего мне надо. Он говорит:

Пс.138:4,16 – «Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно... Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было».

Бог совершенно знает, какой будет результат. «А чего ж тогда зря нам языками-то молотить, стоять здесь час, другой, да ещё и трёхчасовое бывает богослужение». Это затем, что что-то из этого, что мы просили, когда-то исполнится, то чтобы мы не считали это случаем или тем, что на роду нам так написано. Нет: я получил всё это из любящей десницы Отца моего. «Ты же просил, и Я дал». А другой не просил – получил, он даже не знает, откуда, оно ему и не благодарит. Бог желает нас на земле превратить в благодарность.

1Фесс.5:18 – «За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».

Это очень трудный урок – за всё благодарить. И чтобы узнать, благодаришь ли ты за всё или нет, с утра до вечера понаблюдай, как ты реагируешь на все события, когда с тобой несправедливо поступают родственники, близкие не разделяют твоё мнение, в спорах ты терпишь поражение, у тебя что-то украли, поносят тебя. Как ты относишься к этому – благодаришь ли Бога? У них понятно как; надо, может быть пойдут воевать – это всё разрешается где-то и нам. Может быть, даже судиться с епископом, что мою корову он отнял. Это каноны разрешают; но внутри ты должен быть наполнен благодарностью.

Прит.25:9 – «Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай».

Всё время даётся грань, через которую человек никогда не должен переходить. Зашли мы в наш храм, и хотим или нет, но так написано и в молитвословах, мы приготовляемся 7 минут – полная тишина. Для чего? Настроиться, попытаться, хотя бы немножко, отойти от этой 6-ти дневной суеты. Не надо 7-ой день уж совсем-то посвящать для себя, хотя мы без этого не обойдёмся, и наполним уста свои благодарностью. Нас гонят, да, мы согласны с Давидом.

Давид чем заканчивает жизнь свою? Великим желанием построить храм, но не суждено. Много кровушки ты пролил. Так, Господи, за Тебя, Ты ж меня одобрял. «Всё так, но ничего не сделаешь и те, которых ты убил, тоже Мои творения, это тоже были бы Мои дети, если бы они тебя слушали».

И сейчас, с кем мы спорим, с кем ругаемся, они тоже могли бы быть здесь и молиться, и о них воздохни. Сердце, исполненное благодарностью, оно готово вместить не только эти слова, а и тот объект, на который они, эти слова направили. Почему так часто встречаются слова «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и «Аллилуйя, Аллилуйя» и перевод на русском языке «Слава Тебе Боже». Аминь.

Список всех проповедей

382