Нет ничего тайного
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 3Указатель — Мрк.4:22 [Зач.16]
Мк.4:22 – «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаённого, что не вышло бы наружу». Если бы брать это буквально, скажем: не так. Многое, что делают тайные органы КГБ, ЦРУ, по сегодняшний день неизвестно; они бывает рассекретят часть документов через 50 лет, а остальное вообще нигде не известно. Когда вопрос зашёл о репрессиях, Хрущёв специально дал указания из всех архивов изъять все документы, где говорится о том, что он подписывал смертные приговоры; и пылали целые костры макулатуры; сейчас об этом пишут, и это уже никто не узнает теперь, потому что один документ был – его сожгли; значит речь идёт все-таки о страшном Божьем С уде, когда откроется всё самое тайное и мысли человеческие. Сейчас мы услышали Евангельское чтение о том, что хозяин насадил виноградник, посылает слуг; они их бьют, убивают; а потом посылает сына. И мне по телефону вчера на эту тему вопрос задают: «Хозяин знал, что убьют? Знал. Зачем он послал?» Но знает: одного побили, другого, ни одного не приняли. Зачем он послал? По-человечески, по земному: неправильно поступил. Зачем же посылать? Если один раз послов убили, больше никто и не посылает. Во вторых, послов зачем посылать, когда их убивают? А вот для чего надо, говорит Иоанн Златоуст: «Когда закончится мировая история, чтобы никто не сказал, что я бы покаялся, если бы ко мне кто пришёл и сказал». Убили другие, которые до нас жили, а Господь каждому поколению посылает. Ведь мы сегодня удивляемся, как можно было гнать Павла? Но ладно, но... христиане гнали Златоуста! Православные епископы собрали собор и Златоуста предали: считай к смерти приговорили. Как это могло быть? А сегодня тома издают. Златоуст везде: литургия Златоуста. После Златоуста приходит Прокл, его ученик; та же самая история! И до сегодняшнего дня. Как можно было гнать Иоанна Кронштадского? Заманивать его и убивать; его почти убили! Как можно было отравлять Иустина Философа? Ладно язычники, но это делали свои. Читаем святого Венедикта: монахи вложили отраву в просфору, чтобы его отравить; своего же наставника. Монахи! Это в «Житиях святых» всё написано! Притом это не один раз было такое. Читаем у монаха одного, Леонтия: медведь помогает ему, а на других он рычит. И монахи ничего не придумали вчетвером: собрались и медведя убили. Он тоже больше ничего не подумал: попросил Бога отомстить, и все четверо умерли. Какая причина у тех и у других была? Что, медведя не хватало? Иди в лес, бери, приучай его, и у тебя будет работник в доме бесплатный. Зло рождается от зла. Волк рождает только волка. Слово Божие нам об этом и говорит, что люди думают иметь какое-то изменение в прошлом: со мной бы по-хорошему и я бы по-хорошему. А то со мной так, и я ему той же монетой отплатил. Так вот, для того Бог говорит и допускает, чтобы никто не говорил. Вы говорите, что вы без Бога сделаете царство. Пожалуйста: Бог допускает семнадцатый год – делайте. А в конце что? Ангелы рукоплещут: опять ничего не получилось, что надо. И вот здесь говорит: нет ничего тайного, какие были замыслы. Самые большие тайны сегодня в мире – это «Протоколы Сионских мудрецов»: как евреи готовятся захватить мир, как они начинают войны, кого приводят к власти, правители – это всё их ставленники, какие бы они хорошие ни были. Но в конце концов эта тайна явлена будет перед всем миром. Многим открыто это на земле, но окончательно на Суде Божием; поэтому думать о том, что ты вот сделаешь, и это тайное никто не знает – это неправильно. Могу я сказать, дома молятся по лестовке или нет. Я могу сказать, почему: как дети кланяются, как сами, да и даже не разговаривая, это делается видимо. Читается ли Слово Божие? Только заговорили, вижу: не читают. Даже тайное, дома... А как ты узнал? Да что ж не узнать: у тебя на губах уши висят. Ты ел. Видно, что молочное; у тебя на губах молоко. Как я узнал? По губам. И в каждом деле ничего тайного нет, а наша тайна должна быть только перед Богом. И всё равно даже тайные добрые дела они выявляют. Читали сейчас про Стефана. Стефан является начатком Ахайи. Таких надо иметь в особом попечении. Он первый здесь обратился: начаток этой местности. Этот Стефан –стражник тюремный; и через него другие начали обращаться. Была образована там община; и он всё время следил за передвижениями Павла. Раньше он следил за тем, чтобы арестовать, а теперь, чтобы как его не арестовали, помогал ему, а арестованным старался посылки какие-то посылать, слуг присылал. И всё это теперь стало известно. Он делал это тайно, он не хотел; Павел его обнаружил. Да и хорошо, что обнаружил. В 1Кор.4:5 – «Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». Тогда. Этот стих запрещает канонизировать кого бы то ни было. Люди канонизировали по внешнему, внутреннего никто не знает; в житиях такие повествования есть... страшно делается; все считают его за святого. Один человек отошёл и видит: дьявол душу вытаскивает трезубцем из него. Везде одна молва, что это богобоязненный человек, хороший проповедник, и прочее; и только одному человеку Бог открыл глаза, что он сделал. Почему так делал? Для славы своей, тщеславился. И прочие пороки человеческие поприкрывали добрыми делами, поэтому раньше времени не надо выносить приговор. Сегодня спроси старообрядцев: «Где Никон?» Все знают: в аду. «А где Аввакум?» – «Его канонизировали». А всё может быть наоборот. Мы определённо можем сказать: верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную. Верующий и исполняющий, а неверующий не увидит жизни. Его можно сто раз канонизировать; и мощи будут мироточить; что угодно могут приписать, жития святых часто стилизуют, изменяют; проходит время – начинают по-другому. Переписывают, а человек умер, он ничего не добавил к своей биографии. Почему Павел и говорит: «Не судите». А сегодня сидят и говорят: «Такого-то надо канонизировать». На каком основании? Вы что-то видели, вам Бог дал отчёт, вы его увидели в раю? Нет. Вот сидят, бумажки перебирают старички, которые сами Бога не знают, быть может совсем: и они решают. А вот такого-то там прославили. Сейчас опять гонят этого Муньоса, который с иконой ездил. А я прочитал: у него на каждом шагу, как волшебство всё было: всякими разными голосами икона мироточивая, которая Иверская была. Я о нём один вопрос отвечаю согласно книге, которую о нём написали его друзья. Большая книга, там ничего верующего вообще не нашёл. И кого сегодня канонизировать собираются, и я знаю: об этом пишут, уже подготовка идёт, там ни одного шага нет евангельского. Канонизировать. А как это назвать? Никак не могу назвать. Вроде как не евангельское это дело: не судите никак ни в плохую, ни в хорошую. А он умер, а где он находится? А Бог его знает. Деян.20:27 – «ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию» – Павел говорит. Я могу засомневаться: всю волю Божию вообще нельзя знать. Он имеет ввиду (Павел) только то, что касается нашего спасения. Воля Божья полностью откроется только в вечности, и то только, сколько “яко же можаху”. Бог насколько даст. Воля Божия есть та, чтобы мы исполняли Его заповеди. Это определённо. Воля Божия есть та, чтобы мы заботились о спасения ближнего. Это абсолютно точно. Мы можем показать? какая: да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Воля Божия – это, чтоб никто не погиб, но все нашли Христа, приобрели жизнь вечную. Деян.4:20 – «мы не можем не говорить того, что приняли и слышали». Об этом надо говорить, что мы видели? Скажите: видели, как души каются? Впервые пришедшие, ничего не знавшие, и ты бы разговаривал с ним. Ты говорил конкретно: «Курить нельзя». И при тебе кто бы вытащил папиросы, порвал, и знаю, что он больше не взял. Стоял трезвый человек, купил бутылку, ты с ним разговаривал: он бутылку разбил и больше никогда. Ты видел это или нет? Ты видел человека, который шёл на злодеяния, и тут же весь инструмент выложил: день его, куда хочешь: я больше никогда на это дело не пойду. Это Бог начал работу. И здесь написано. Павел говорит: «Не упускал возвещать всю волю Божию». Явно же, что по некоторым делам человека мы можем определять, где действительно Дух Святой коснулся души. Еккл. 12:14 – «ибо всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное, хорошо ли оно или худо». Где? На суде. Если сегодня кто-то скажет: «Я до конца узнал, исследовал биографию, в это поверить никак нельзя; ты мог по делам определить, по записи, но до конца знать... ты этого не знаешь. Я читаю: канонизирован он, который у нас, ты видишь, вот его икона. Канонизирован, значит, святой, так считают. А я о нём читаю: его, когда допрашивали, кто даже приезжал, кто даже один раз к нему заехал, он всех до одного выдал. Выдал, их всех расстреляли. Вот как! А святые, даже их терзали, даже жгли, они никогда не выдавали, никогда. Хотя всякое в жизни бывает. Я его не сужу, но не сходится со Священным Писанием. По Священному Писанию так: ты жизнь должен отдать, а не другого подставить, чтоб тебе было легче, а тот пусть умрёт. Лк.12:3 – «Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашёно на кровлях». О чём? Думаю о слове Божием. О благодати Божией. О Христе Иисусе. Тайна. Первый раз говорил где-то потихоньку Ермолай, поманул к себе во двор Пантолеона (его звать); потом будет это святой Пантелеймон – целитель, а потом возвестилось на весь мир. Душа обращается от тайно сказанного Слова, как им стал во плоти, а потом весь мир знает, весь христианский мир уже полторы тысячи лет повторяет эту биографию. То, что ты сейчас делаешь, о тебе тоже будет молва, но какая? Так же, как и обо мне: мы многое делаем тайное, но тайное проявляется по нашим делам. По делам этим уже и молва идёт. Пс.39:10,11 – «Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь. Правды Твоей не скрывал в сердце моём, возвещал верность Твою и спасение Твоё, не устаивал милости Твоей и истины Твоей перед собранием великим». Тайного ничего нет. То есть со мой Бог это сделал, по пальцам можно снова смотреть: что говорить нужно: не скрывал правды Божией. А вот так задай ему и скажи: «Ты напиши в отношении тебя, правда Божия где была?» Ведь не много напишешь. Обычно как говорят: «Я делаю добро, а мне – зло». Я знаю очень одного, просто добродетельного человека; она нашла себе двоих, и одевает, поит, кормит, полностью на себя обеспечение взяла, она коммерсантша. Много делала добра она для нашего лагеря. Материей помогала. На душе страшное состояние ропота: «Я, чем больше добра делаю, тем больше мне люди зло делают». Почему так? И ропот то дошёл до того, говорит: «Я все иконы выкинула». И она говорит: «Приму мусульманство, там больше добра». Я говорю: «Что ж ты делаешь?! Тебя Бог испытывает, Он тебя любит; ты столько добра делаешь, ты здесь жертвуешь». Просто трудно найти такого добродетельного человека среди не церковных людей. Человек недоволен тем, как Бог поступает с ним, а Богу это не надо: твоя забота. Да Бог без тебя весь мир накормит. Бог без тебя весь мир кормит. Посмотри, сколько грачей у нас летает. Ни в один амбар не вместить зерна, сколько они съедают. Кормит их, на всех хватит. Пс.77:3,4 – «Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил». Вот что детям нужно рассказывать, что с тобою Бог сделал. В первую очередь они должны знать библейские истории: «нет ничего тайного, чтобы не стало явным». Возвести, как этот ребёнок получал милости, какие были трудности; даже у нас здесь, если внимательно смотреть, сколько Бог чудес уже сотворил. Я ещё раз напоминаю о грядущих холодах: дети будут кататься у вас, приготовьте лестницы с двух сторон пруда, если ребёнок провалится под лёд, вы ему ничего не подсунете. Это совсем не трудно сделать то. Выберите какое-то время, если нет палок каких-то, придите, я вам дам. Только сохраняйте, чтобы на каждый год это было. Беда где-то рядом: дети непослушные, а им очень интересно кататься. Нет ничего тайного, что они тайно бегать будут туда, а я вам говорю, что он уйдёт под лёд, это будет явно, заговорит весь район, и так дальше будет. Почему и написано: всё, что мы делаем, делаем перед лицом Божьим. Это сделал бы, если бы рядом стоял просто посторонний человек. Не сделал. А если рядом Господь, а Он всё видит; и сразу это останавливает, и ребёнку чаще об этом говорите. Дети могут быть другими, если им постоянно напоминать о Боге. Не так, что родители ушли; он шторочкой иконку задёрнул, теперь можно в холодильнике колбасу съесть и сметанку слизать: Боженька не видит. Бог всюду и везде: что ты разговариваешь, что ты думаешь, какие делаешь движения, все твои намерения. Почему Христос и говорит: «Нет ничего тайного». И поэтому ничего не бывает потаённого, что не вышло бы наружу. А через что выходит? Через понедельник, как правило, какое будет отношение. Я гляжу в воскресенье прошлый раз заставляют девочку работать: что-то она здесь убирает. Не надо этого делать: во первых, у нас посторонние люди, приехали гости, а тут со шваброй идут. Я должен был остановить тебя. Не надо! Поехали к брату, у него все бабки вышли, вокруг храма убирают. Почему? Батюшка сказал. Не покоряться священнику. Священнику воскресный день не принадлежит, он Богу принадлежит, а в шесть дней он имеет право попросить тебя, что-то где-то сделать. Ничего тайного нет, что бы с нами ни было: рано или поздно будет известно: и как мы поступили, где стерпели, а потом будет всё вспоминать. Я никогда не видел своего деда по отцу, но мне рассказывали, какой он был кроткий. Я это сохраняю в памяти. Он настолько был богобоязненный; а приехали сюда, а здесь безпоповцы, кержаки. Они землю не нарезали, не давали разрешения, пока не примет их веру. Вот как на соседнем селе живут старообрядцы, не имеющие священства. И он согласился, раз приехали, назад в Россию не поедешь. А он принадлежал к тем старообрядцам, у которых священство Белокриницкой иерархии. И он поехал домой в Рязанскую область. Поехал, а в доме живёт родной брат глухонемой. А глухонемые, если они неверующие, они страшно злые. Сильные и злые. А ему кто-то возьми и посмеялся: «Брат приехал Димитрий, чтобы отнять дом». У меня отец Тихон Дмитриевич. Чтобы отнять дом, кто это сказал? А он это и понял. Он приехал: первым делом сходил в баню, сходил в церковь, и причастился. Он истомился: здесь причастия то у них нет. Пришёл домой, сел за стол, и он за столом, а рядом мать сидит: бросился на него и убил за столом – брат брата; моего деда, моего родного деда убил двоюродный дед. Это всё теперь и вам явно. Во-первых, дурное слово сказано, и он стремился, как будто бы, всё у него было закончено. Он уехал отсюда; оставил семью и уехал навсегда, но кротость его напоминается и сегодня. Господи, самое главное в нашей жизни – примириться с Тобой, хорошо бы перед смертью причаститься, хорошо, чтоб никто на нас ничего не имел, хотя это и невозможно, и прославить Твоё имя и последними словами пусть будет: «Слава Богу за всё!» как Иоанн Златоуст. Златоуста тащат, привязанного верёвкой где-то за колесницей, он встанет и опять повторит: «Слава Богу за всё». Никто про это не знал: вокруг воины, враждебные люди, а мы знаем здесь, спустя полторы тысячи лет. И наше тайное да будет добрым, и то, что даже мы скрываем, всё равно где-то будет известно: да даст добрый пример. И сохраним мы эти слова Господа, что если будет злое у нас, и злое после смерти будут поминать: как мы приходили в храм, спали, как мы не искали Бога, как жадничали, злобствовали, и прочее. Да не приведёт к этому Господь. Аминь!