размер шрифта

Поиск по сайту




Свет и тень смертная

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 17

Указатель: Мф.4:16-17

22 января 2006 г. Мф.4:16-17 – «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет». Что означают «тень смертная» и «свет»? Следующие слова поясняют: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Толковать-то ничего и не надо! Сегодня, повторяю, во всех храмах, на пяти континентах земли, будет читаться вот это место – и ничего не изменится. Почему? А это чтение входит в само служение: прочитал, оставил, дальше следующее уже напирает, там диакон выйдет, повернётся, покадит дымом... И дальше пошли. То есть всё осталось в той же тьме, ещё дыма больше напустят. Полный мрак. И так идёт тысячелетия. Ну почему же прямо не сказать: тень смертная – до Христа была, это и понятно; сидит во тьме народ – до Христа. Христос пришёл – воссиял свет. А в чём? Он начал проповедовать с того времени. С того времени – ну что тут непонятно? Библию спрятать, людям не давать – тьма кромешная, а кто узнал – в монастырь запереть. Это целые легионы надо было умных людей поставить, чтобы они глушили, глушили, глушили свет тысячи лет. Я не придумываю ничего, так написано. Сейчас только прочитал чтец именно эти слова. Что непонятно? Патриархия сегодня священников в академиях учат. Выйдут они с высшим образованием, да не с одним ещё, и опять ту же самую тьму и мрак будут наводить: как зашифровать богослужение? Где свет? Вот диакон со свечой выходит, а за ним священник несёт Евангелие, так вот у Симеона Солунского поясняется, что свеча – это Иоанн Креститель. Не просто мерзость какая-то у него тут с церазином намешанная, а это... Иоанн Креститель. А вот священник идёт сзади, глаза опустил, полумёртвый – это свет, это образ Христа. Ведь это даже не насмешка, это худо поставленное..., прости, Господи. Так почему же прямо не сказать слова Христовы, что мы во тьме, если мы не читаем Евангелие. Евангелие не давали, умышленно держали во мраке всю Россию. И в конце концов теперь газеты выходят «Свет Октября»... В октябре взошла звезда, воссияла с броневика на Курляндском вокзале. Вот до чего мы дошли, что такое свет. Наверное, требуется пояснить? «Лампочка Ильича» –- заметили, как всё повернулось к одному?! Да откуда он-то про свет знает? Он электриком дня не был, он пробку, как говорится, не ввернёт, ни одну в руках не держал.
Слово «свет» в Библии встречается 127 раз и везде говорится как о свеите, как о положительном явлении. А тьма – всегда говорится о каком-то поражении. Мы говорим «тьма смертная». Иов.3:5 – «Да омрачит его тьма и тень смертная, да обложит его туча, да страшатся его, как палящего зноя». Это он говорит о дне рождения своего, когда болезни пришли и выхода нет, и он проклинает день зачатия и день рождения. Дважды в Библии встречается подобное, у Иова и у Иеремии: он проклинает того человека, который обрадовал его отца, сказав, что родился сын. Иер.20:14 – «Проклят день, в который я родился! день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен!» Мы несчастные люди в России. Когда меня спрашивали корреспонденты, что самое великое в моей жизни было, я ответил, что я узнал, как много у Бога добрых людей – как светильники сияют. И эти люди почему-то встретились мне, это и вы; и что эти люди приняли участие в моей жизни. «А что самое печальное было в моей жизни?» Самое печальное в моей жизни то, что я родился русским, что я попал в такую страну, где богослужение не на родном языке, где проповеди нет. Я во тьме и в тени смертной родился! «Так вы же патриот?!» Поэтому так и говорю. Потому что я знаю – моё отечество на Небесах, и на земле всё должно содействовать восхождению туда. Пс.67:19 – «Ты восшёл на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога». Какой плен пленил Он? Господь пленяет нас тем, что мы красотою Его охвачены: какой Господь хороший, какой Иисус милый, какой Он дорогой и добрый, какой Он мужественный и жертвенный! Это всё я узнаю из Слова Божия. А Слово не давали! Повторяю, только в 1876 году перевели на русский язык Библию. Пушкин не держал в руках Библию на русском языке. Лермонтов не держал, он не видел её. А когда её выпустили, уже были другие писатели, то у них только в эпиграфы попали Евангельские слова, к Толстому и к другим. В эпиграфы. Дальше тоже не пошло. Почему? «Для домашнего чтения», – с оговоркой перевели, чтобы в храм не попала Библия. А народ-то дома не читает. Ведь на 80 с лишним процентов Россия была сельскохозяйственной, а у крестьянина времени свободного нет – он зарю с зарёй смыкает. Да какое ж там Евангелие? Да его и не напечатали много – несколько тысяч дали на такую огромную страну. Так что же это значит? Тень смертная искусственно насаждалась. Россия - это не святая Русь, а тень смертная!
Николай Семёнович Лесков, сын священника, известный русский писатель, говорит, что Евангелие на Руси никогда не проповедовалось как должно. Откуда ему было знать, как должно, я не знаю, но что не так, это он видел. И поэтому на одном юморе, на насмешках так и проехал. Он не мог показать ни одного настоящего христианина в образах. Ни он, ни Достоевский, и никто... Какая-то книгоноша, что-то юродствуют. Иов о тени смертной 8 раз говорит. Ни у одного автора больше такого нет. Почему? Великая печаль постигла его, друзья ополчились на него, жена восстала, богатство ушло, дети убиты – тень смертная. Да, это же состояние нашей Руси. Нам не 8 раз, а ещё особая, высочайшей концентрации тьма дана. Мы 72 года советского тоталитарнейшего режима будем испытывать эту тень смертную.
Пс.22:4 – «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня». Надежда у Давида какая была? На Господа он уповал. Народ, сидящий в тени смертной, увидел свет. Это то, что мы услышали проповедь Евангелия, когда Господь просветил наши очи, и мы нашли путь к Нему и ко святому правильному Крещению, и из зрящих Он составляет общину. Так не будем же слепыми, если Он нам открыл глаза. Понесём этот свет другим, покажем свою любовь. Имеем же мы сострадание к слепым: он стоит, не знает, как дорогу перейти... И если зрячих машина сбивает, то про слепого-то что говорить? Так и называют его: «человек тёмный». Слепой – тёмный. И вот эта тень смертная – слепота. Не святая Русь, а слепая Русь! – вот что хочется мне сказать. Пс.43:20 – «когда Ты сокрушил нас в земле драконов и покрыл нас тенью смертною». Это надо включить где-то в молитву нашу, чтобы мы осознали, что мы потерпели с приходом христианства на Русь. Христианство на Руси никогда настоящим не было. Пришло монашество византийское, а не Евангельская вера. Павел не говорил, что подвизайтесь за уединение, отделитесь друг от друга, а говорил: Фил.1:27 – «подвизаясь единодушно за веру Евангельскую». А сегодня слова «Евангельская вера» – это крамольные слова для православных. Евангельская вера? – да это баптисты, христиане Евангельской веры. Сразу туда толкнут пальцем. Пс.106:10, 14 – «Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом» и Ты «вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их». Говорит он, конечно, об израильском народе, бывшем в плену у фараона. Но ведь мы-то не в лучшем состоянии, когда не знаем Господа. Какие только дела ни делали, о чём стыдно говорить, где мы были. Еф.5:12 – «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить». Вот это -- тень смертная! Мы сами – пленники этой смертной тьмы. Да как мы должны имя Господа всюду повторять: «Слава Христу!» Не «спасибо!» нужно говорить, ибо это слово ничего не значит, и даже сокращённое от «спаси, Бог» или «спаси, бай» – падали перед монголами. Нужно же говорить: «Спаси, Христос!». Чтобы слово «Христос» переполняло нас, чтобы аромат этого слова распространялся всюду: как хорошо, что мы знаем это имя Его – Иисус Христос. Бог Отец Иегова послал Его. Настоящие свидетели Иеговы – это только мы, православные, а не гнусные еретики. Мы должны быть свидетелями того, что Бог Иегова возлюбил мир, отдал Сына Своего Единородного. Иисус Христос – ещё знают, а как скажешь «Иегова» – это что-то новое, какое-то сектантское слово. Мне одна пишет верующая старообрядка: «К нам приехали люди и проповедуют и говорят «Иегова», так это кто у них – враг какой-то Божий?» Священники довели до такого состояния, что человек говорит хульные слова на имя Божие, считая, что это имя врага.
Иер.2:6 – «и не сказали: «где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, вёл нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек?»» И вывел нас на простор через Слово Божие. Ты можешь лежать больной на постели и идти одновременно пространным путём. Можешь гонять на самой современной машине, но если ты не знаешь Христа, то ты во тьме смертной, в пустыне безлюдной. Иер.13:16 – «Воздайте славу Господу Богу вашему, доколе Он ещё не навёл темноты, и доколе ещё ноги ваши не спотыкаются на горах мрака: тогда вы будете ожидать света (а я скажу, духовного возрождения, о чём патриарх пишет: «...в России возрождение». - И.Л.), а Он обратит его в тень смерти и сделает тьмою». Никакого возрождения в России нет. В газетах пишут сегодня, как мощи расчленяют, тело дробят, развозят, не спросив самого хозяина, разрешил ли; крестные ходы... - это оживляж по образу мира сего. «А вот теперь Коробейниковская икона получила статус общероссийский...» Ну и что? Пусть бы получила и вселенский статус, но как икона была, иконой она и осталась. Тебе-то от этого легче разве? А люди такие же, в тени смертной. То есть икона, получившая государственный статус, находится в тени смертной – я обязательно это добавлю. А где же просвещение? Во свете Евангелия! И сказали бы: вот Коробейниковская икона, смотрите, хранили её люди мужественные, они спаслись. Там была Тёмная Олюшка, а она Бога знала, она знала Евангелие. А мы стоим, пастыри, и что попало делаем. На Иордань, на Обь сводили людей, покупались... Люди для здоровья как бы пошли. А нужно-то не это! Погрузиться в благодать Божию. Христос говорит: желаю, чтобы были крещены Духом Святым. Лук.12:50 – «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершитсяМф.20:23 – «И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься». Амос.5:8 – «Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? - Господь имя Ему!» Сколько сегодня плачущих и рыдающих по всему миру? И мы должны показать, что это тень смертная никогда не кончится, из этой тьмы вы пойдёте в вечный ад, если не познаете Господа. Он говорит: Иоан.8:12 – «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Порадуйтесь во свете, пока Он здесь. Мф.10:27 – «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях». Распространяйте этот свет. Не теряйте время. Не ждите лучших времён. Старость – она подойдёт, даже не заметишь. Спроси любого старого: заметил ли, как жизнь прошла? Ничего не заметил. Это если ещё плоды какие-то есть, ты ещё вспомнишь: были собрания, песнопения, ночные молитвы, радость...
1Иоан.1:5 – «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы». То есть не в монастырь Он спрятал Своих последователей. Кто бы что ни сказал, мы скажем: ничего нет лучше света, и этот свет Бог дал Православной Церкви. Он дал Вселенские соборы, каноны, как вехи на этом пути. Какие мы счастливые. 2Кор.4:4 – «для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого». Апостол Павел говорит о том, кто этот свет не даёт, - научный атеизм, марксизм-ленинизм. Божий свет для них не воссиял, они уже навсегда ушли. Были знаменитые колхозы, в их честь коммунистов каких-то назывались. Где они? Ни колхозов, ни этих людей нет.
Итак, священники, попы не посылали людей на проповедь и сами не знали. Выполнена была работа диавола – бога века сего, а не Бога Иеговы. Чтобы не воссиял свет Истины через Евангелие – прямо из этого стиха исходил. И те, которые вылавливали юношей, заключали в монастырь, они не хотели, чтобы эти юноши, получив познания, шли в мир и проповедовали.
У Достоевского в «Братьях Карамазовых» Алёшка полностью прилепился к монастырям, а Зосима говорит: иди в мир, там братья твои... Иди! И он женится, дети будут. Он всего не знал, он в нашей общине не был, на занятия к нам не ходил – он был бы не таким «героем». 2Кор.4:6 – «потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». Всё расшифровано: чтобы для нас воссиял свет через познание Сслова Его – Евангелия, и день, и ночь сиял бы. Сегодня будут читать и, я уверен, имея опыт, что в 20 тысячах храмах России нигде не будет говориться о вине священников, чтобы священники вышли и вынесли бы с собой ведро пепла и сыпали на себя и друзей: «Мы в пепле и прахе. За миллионы погибших мы просим: простите нас, мы вас во тьму смертной тени завели». Да сектанты, баптисты никогда бы и не возникли. Но если бы не они, повторяю, и я бы не знал о Библии, я через них это узнал. Мне свет там воссиял, а не в Православии. А меня глушат и глушат уже 44 года здесь «православные» – тьмы носители!
Пс.17:29 – «Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою». Мы это можем сказать. Но где нет Евангелия, никто не может эти слова сказать. Псалтирь читают у старообрядцев 40 раз над одним покойником, сорокоуст заказывают: «Ты просвещаешь тьму мою...» Какую «тьму мою»? Ты его, свет-то, и не видал, бормочешь только стоишь. Ты думаешь, свечка – это свет? Свет – это познание Истины через Духа Святого, чтобы Дух Святой был Учителем и Путеводителем. Пс.18:9 – «Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи». Где эта заповедь? В Евангелии. В Библии, которую скрыли, которую не давали. Прославляемый в церкви православный Дорофей. У него юноша Досифей хочет познать свет: «Отче, а как это место понимать?» Два раза обратился – уже надоел на второй раз. Не поленился Дорофей пойти к настоятелю и говорит: «Навязался на меня». Молодой офицер, принял монашество. Я к тебе его пришлю, а ты приготовь палку, отбузуй его как следует. Ещё чего захотел, Библию знать!» У того искорка появилась – и они оплевали его, они избили его, а потом удивляются, какой он кроткий. Настоятель его побил Досифея, а он пришёл с синяками и говорит: «Настоятель меня поколотил, чтобы не надоедал, вот так побил, хороший настоятель наш». А потом говорит: «И когда я пошёл, он как дал мне по спине, у меня что-то отскочило там, а я не обижаюсь». Вот молодец, Досифей! Вот это в образец взяли. А что вы, звери, изгрызли его, про это нигде ни слова нет! Сидят в пустыне: «Есть ли кто выше меня?» Антоний Великий, Ефрем Сирин... Доходят, наконец до такого тщеславия, и Господь им открывает: «Идите, учитесь!» И каждый раз посылает почему-то к женщинам, да притом к женщинам не знатным. Как говорится, на коммунальной кухне стряпают, за двух братьев вышли, никогда до того не встречались и ни одна другой кастрюлю на голову ни разу не надела, и молятся. Вот это хорошо! Две женщины живут... А он: «А что вы делаете особенного, вы – святые?» «Да какие святые, мы сегодня ночью с мужьями ложе разделяли. Нашёл святость». Но перед Богом ложе не помешало. Их мирный, кроткий характер показал, что они осияны неизреченным Тройственным светом – «Он возжигает тьму мою».
Ефрема блудница научила, сказала: «Ты смотри в землю, ибо ты из земли взят, а чего ты на меня смотришь?» И он вернулся: «Какая мудрая женщина!». Ну если она мудрая, почему ты имя её не узнал, чтобы мы её канонизировали? Она мудрее тебя, мудрец бородатый, заплесневел в этой пустыне-то. Тебя Бог вытряхнул и сказал: что ты надмеваешься? Иоан.1:9 – «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир», то есть даёт разум – светом называется. Этот разум гасить не надо водкой, табаком, наркотиками, пустыми разговорами... Телевизоры выключите, они не нужны. Повторяю, у меня нет его и я не нуждаюсь в нём. Спрашиваешь: «Книги прочитали?» «Нет». Вопросов никаких нет. Думаю, что многие из нас всё ещё во тьме находятся. Чтобы тьмы не было, её надо гасить, каждый день светильник утром возжигать – читать Слово Божие, нести его другим. Уча другого, я и сам учусь. Пс.42:3 – «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои». Свет и Истина – это всё в Боге, это дары Духа Святого через Слово Божие. 1Иоан.2:8 – «Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нём и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит». Проходит этот мир. И свет по тьме светит и дарует нам жизнь. 1Иоан.5:20 – «Знаем также, что Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная». Он даровал нам Свет познания Бога, чтобы мы познали Его в истинном Сыне Его, в Котором есть свет и жизнь вечная. Вот одно слово, которое сказано здесь, что в стране Завулоновой, как у нас в Затоне, везде чтобы воссиял свет Истины. Этот свет Истины позволил нам найти Христа, увидеть друг друга, составить эту общину. И в этот день – считаю, очень близко к нам это подходит, у нас все сознательно пришли – мы поняли, что мочение лба – это не Крещение. У нас даже приезжают креститься священники, которые не были троекратно погружены. Будучи священниками, они восполняют недостающее им, потому что Свет воссиял для них. Свет воссияет для кротких, для смиренных, приемлющих наставления Господни. И этого надо сегодня просить. Позаботьтесь о тех, которые рядом с вами, о близких, родных, и всех их приведите к Свету Истины – к Иисусу Христу. Аминь.

Воскресный день... пресветлым торжеством
Украшен путь Апостолов Христовых.
Тогда девиз предельно был простой,
Был бег стремительный, не службы у престола.
Движенье – жизнь... и двинулись вперёд
Незнатные, простые рыбаки;
Прекрасны ноги, благословен тот рот,
Благовествующий угрозам вопреки.
Из посторонних к ним никто не смел пристать,
Раскаявшимся двери распахнулись,
Христос.. к Христу... ни шагу без Христа,
Их службы – проповедь, и община их – улей.
Война смертельная со смертью началась,
Покаявшихся сонмы, воскрешённых рать.
Тьма отступила, закачалась власть,
И бесполезно на святых орать.
В воскресный день всех накорми, одень,
Болящих, узников сподобься посетить;
А ныне службу отстоишь, как пень –
У неродящих сотни лет мастит.
Где проповедь остыла, смерть там ожила,
Свои поборы тяжкие наложит,
Спихнет и Библию косою со стола,
Сдерёт и переплёт с остатком кожи.
Воскресный день не нам принадлежит,
А Иисусу, давшему названье.
Чтоб Царство света строить не на лжи,
Кто кается, из мёртвых тот восстанет.
В воскресный день нас кто-то где-то ждёт,
Не нас конкретно, а благую весть;
Жар искренней любви растопит лёд
И двинет в путь, на час не даст присесть.
Храм не воскрес... свечей нечистых треск,
На исповедь, к Причастью – отнюдь не на погибель;
Не обольщайтесь пышностью, слетит сусальный блеск,
А надо бы на русском хотя бы сотни Библий. 03.05.06. ИгЛа

Список всех проповедей

401

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: