размер шрифта

Поиск по сайту




Приготовьтесь к погребению

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 17

Указатель: Иоан.12:7

Сегодня читается Евангелие от Иоанна 12 глава с1 по 18 стих. Большой отрывок и на каждый стих требуется разъяснение. Я беру только 7 стих: «Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего». Выбираю то, что, по моему мнению, самое непонятное, и стараюсь объяснить. Более понятно не могу говорить, хотя считают, что я самые сложные вещи могу упрощать, так что и простец поймёт. Выделяю в самом стихе всего три слова «на день погребения». У каждого из нас был день рождения и у каждого будет день погребения. Кто-то утонет, разобьётся и не соберут – так что и погребать нечего будет. Под днём погребения понимаем день смерти.
Апостол Павел говорит: 2Кор.5:16«если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем». Не знаем Христа, Который плакал, алкал, жаждал, утомлялся – такого Христа больше нет – Он воскрес в обновлённом виде. И потому послужить Христу, как служила Мария, мы не можем. Переходим на другой уровень. Посетили больного – Христа посетили. Напоили, накормили ближнего – Христа накормили. Сейчас приготовить Христа к погребению мы не можем. Мы можем намащивать друг друга молитвами, памятью, припоминать добрые дела. Молитва называется благоуханием, жертвой вечерней. Пс.140:2 – «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твоё, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя». Миро – добрые дела. Как люди подготавливаются к погребению? Слово «погребение» в Библии встречается 65 раз. Если 65 раз побыть на погребении – чему-то можно научиться. Слово «смерть» встречается 533 раза. 533 раза можем посмотреть, под каким видом смерть появляется. Слово «гроб» – 136 раз. Я сложил все цифры и получилось ровно по два раза на каждый день в году даётся напоминание о смерти. Утром и вечером я должен вспомнить о смерти и о погребении. Златоуст советует бывать в судах, где осуждают, и на похоронах, чтобы сбить накал страстей и задуматься.
Иер.46:19 и Иез.3:12 предупреждают «приготовьтесь к переселению». Тогда готовилось пленение народа Израильского. Сделай завещание: Бытие 33 глава о том, как патриарх Иаков сел на постели, позвал сыновей и просто благословлял, и никому и в голову не пришло, что речь шла о благословениях на тысячелетия вперёд. И когда всех благословил, то ноги поднял на постель, лёг и отошёл в страну молчания. Он приготовил сам себя и своих потомков к погребению. Как нам надо готовиться к погребению? Напоминаю, что когда царь Езекия заболел, то пришёл к нему пророк Исаия и сказал, что болезнь его к смерти, и надо сделать завещание. Езекия плакал, уткнувшись в стену, и выпросил ещё 15 лет. Завещание надо заранее сделать, ибо часто родственники спорят, дерутся и даже уничтожают друг друга из-за наследства, из-за квартир.
Монашество само себя приготовило к погребению, замкнуло себя в рамки ограды, проповеди не было, потомков не было, и потому от него только одно название осталось. Игнатий Брянчанинов говорил, что монашество кончилось, а осталось одно актёрство. А Феофан Затворник говорил, что ещё одно, от силы два поколения и православия на Руси не будет. Может, только вспышки какие-то, там, где Слово Божие есть. Монашество погребло само себя тем, что не вышло на проповедь. Проповедь – это семя, а где нет семени, там растёт один сорняк. Прожил в стенах, семя не оставил, ветка срублена смертью и развеяло ветром. Апостол Павел имел духовных детей. Духовное рождение распространяется ветвью, один от другого обращается и так идёт. Мы можем сказать, что мы дети Христа и ученики Апостола Павла, если принимаем его послания. Сир.19:19«Прежде, нежели начнешь говорить, обдумывай, и прежде болезни заботься о себе». 3Ездр.8:38«Ибо истинно не помышляю Я о делах тех созданий, которые согрешили, прежде смерти, прежде суда, прежде погибели». Как будто я сегодня умру и при встрече со Христом что нам припомнится? Прежде всего, как мы родились и как мы себя приготавливали. В историю мира всё уходит, но остаются редкие имена. Царь Наполеон, у него армия была почти миллионная, и где они? Люди входят в историю какими-нибудь злодействами. Очень редко хорошими делами, учениями, как Сенека, или врач Авиценна. А остальные войнами: Тамерлан, Чингисхан, Александр Невский. Скажут: «Как это вы Александра Невского не почитаете, как святого?!» Отвечайте: Да, так. Кто такой Александр Невский? Мы такого вообще не знаем. Мы знаем Алексия, т.к. он принял иночество с именем Алексей и отрёкся от побед, от княжества, от всего. А князь Владимир? И такого не знаем, кто он? Убийца, бражник, блудник. Мы знаем имя святого Василия, которое он принял в крещении.
Женщины приготовили тело к погребению, намащивая Его. А как нам покойника умащивать? Судим будет каждый по делам своим. 2Кор.5:10«ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое». Наша обязанность в том, чтобы наши знакомые, близкие были приготовлены к погребению. Как в фильме «Камо грядеши» едет на колеснице, а над ним слуга стоит и держит венок. И ем у как только он задумается, слуга говорит: «Помни, ты смертный человек». И в житиях читаем, как князь приказал выкопать могилу и сделать гроб. И как только князь развеселится на пиршестве, специальный слуга подходит и говорит: «князь, могила выкопана, гроб готов стоит».
И далее говорится, что они вспомнили, что было так о Нём написано. Так написано будет о нас: «он жил и умер» – когда-то это будет сказано про нас. Много сейчас известных проповедников в мире. Но самый вдохновенный проповедник, который проникает в царские палаты, в тюрьму, к президенту, – и имя ему смерть. Он не постучится и войдёт к нам. И тогда судимы будем по делам своим. Вот что нам даёт сегодняшнее чтение. А это маленький только эпизод, когда зашла Мария. Конечно, это стоило больших денег, её даже упрекнули. Конечно нужны траты: это и жертвовать, и посещать, но стоит ради этого потрудиться, чтобы благоухание нашей жизни для одних было на жизнь, а другим на смерть. Потому что бывает упрекают, что умер человек, всё раздал и похоронить не на что. Не надо об этом переживать, на улице не оставят лежать. К смерти подготовиться – не просто платье сшить: 2Кор.5:3 – «только бы нам и одетым не оказаться нагими». Одежда – это праведность. Приготовление к смерти начинается сразу после рождения человека.
Я хотел вам напомнить о смерти, почему читаются Деяния Апостолов перед Пасхой. Эти 28 глав подготавливают нас как раз к погребению. Думаю, что здесь ностальгия – как бы авансом готовимся. Совершенно не к месту читаются «Деяния Апостолов». Мы как бы заранее кричим о том, сколько людей уже в аду, потому что не исполняли деяния Апостолов. Думаю, что это страдание чьей-то души скрытно было высказано – желание читать Деяния. Я специально не просматриваю проповеди и свои, и других учителей, когда непосредственно подходит время готовиться к проповеди. Что-то новое всё время находится, хотя каждый год говорил в этот день проповедь именно на эту тему.
Бытие 49:8 - «Иуда! тебя восхвалят братья твои». Так умирающий Иаков благословляет сыновей своих. Кому-то предсказывает грозные изменения в его положении, а Иуде - что его восхвалят братья, остальные 11 его братьев. Хотя Иуда был у него не в числе любимых сыновей, не от любимой жены, как Иосиф и Вениамин. Но пророчество ему «досталось» самое хорошее. Запомним этот стих. Он означает, что восхвалят все, кто народится от них, миллионы. И если мы ощущаем родство со Христом, рождённым от колена Иудина, то и нам надлежит оставить в сердце место для восхваления Христа.
Посмотрим, что читается у Софонии – только один стих: Соф.3:17 – «Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием». Отношу к тому месту: «восхвалят братья», «восхвалять» и «ликовать» очень близкие понятия. И, наконец: Зах.9:9«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». Он освобождает узников Твоих изо рва, в котором нет воды. Качества: праведный, кроткий – это может быть человек. Но я выделил «спасающий». Человек не может дома сидеть и спасать, он должен быть там, где погибают.
Заметили связь? Почему Иуду восхвалят братья? Потому что предок у него был Иафет: Быт.9:27«да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему». Иафет поселится в шатрах Сима, а от Сима пойдёт колено Иудино – царское колено, из которых происходит Давид, а дальше – Христос. Вот поэтому восхвалят все Иудино колено, о чём говорил праотец Иаков. Торжество и ликование будет, когда Христос въезжал в Иерусалим и Его встречали. За этим последуют скорби, страдания, распятие, но за неделю до этого было показано, что Он Царь: «се Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле». А как спасёт? Если бы не было страстной недели, то и спасения не было бы. Я вчера спрашивал у батюшки, когда последние земные поклоны делаются. Оказывается, в среду утром на страстной неделе, так в типиконе написано. Далее как будто никаких движений не надо, чтобы мы устремились в горницу и никаких поклонов не надо – так можно объяснить. А тут мы выходим с Ним в сад Гефсиманский и на Голгофу, с Ним умираем и воскресаем. Где страдания, там и воскресение. Но в завтрашний день церковь воспоёт: «Восхвалят Тебя братья Твои!» Восхвалят Христа, а не просто патриарха Иуду, а именно Христа, Которого мы приняли, рождённого от Девы Марии, как Владыку вселенной и притом, как говорил Захария: «се Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий», – спасает нас кровью Своей.
Что дороже всего для узника? Освободиться. А далее говорит: Зах.9:11«Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды». Кто из нас в каком рве сидел, в каких узах запутался, и не было там настоящей воды. Телевизор смотрели, что-то читали... Но на душе-то не было радости. Но придёт час расплаты и Господь дарует прощение милостью Своей. Поэтому и призывается к ликованию весь Иерусалим. Дщерь Сиона – это новый Иерусалим и относится ко всем нам. Пусть никто не обидится, но я скажу, что это в первую очередь Церковь православная – она от Апостольских времён идёт. Пусть сердце наше наполнится ликованием. Колено Иудино – царское, из него происходит Господь Иисус Христос. Мы вселяемся в шатрах Сима. Шатёр Его – спасение, Церковь Его святая. Вот почему Софония говорит: Соф.3:17«Господь Бог твой среди тебя». Не где-то там, в храме, а среди тебя. Более того: приду и вселюсь в вас, Я и Отец. Если Сион радуется, принимая своего Царя, то помнить нужно, что Христос пришёл не просто в Иерусалим, а к храму. Храм новый – это тело наше, искупленное Христом. 1Кор.6:19 – «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» И мы должны в этом состоянии ликования приветствовать Христа не только в этот день, но и когда Он приближался к храму. Повторяю, если мы являемся храмом, то как нам не ликовать, как не встречать Его пальмовыми ветвями, как Победителя! Он – спасающий. Спасает изо рва, в котором не было воды.
Псалмопевец Давид говорит: Пс.31:11«Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем». Фил.4:4«Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь». 3Иоан.1:4«Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине». Нет большей радости, чем тогда, когда мы ходим в истине. Вот почему Евангелист утверждает: Лук.15:7 – «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся». Деян.20:24«Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще моё и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией». Апостол Павел показал пример радости и ликования в служении Христу. Но в четверг вечером начинается пятница, и может, кто-то из приветствующих там потом скажет «распни Его». Если мы пришли с ревностью к Господу и пророки нас соединяют, то сохраним это расположение ко Христу до последнего дня, чтобы голос наш никогда не был среди голосов враждующих против Него. Кто не бодрствовал, тот потерял всё. Не только в день, когда ты принял крещение, но и каждый день должно быть ликование от встречи с Иисусом. Как говорит Златоуст, что если ты пал, вставай, если ещё пал, опять вставай. Сколько бы раз ты ни пал, только умоляй, чтобы мы находились в Его святой православной Церкви. Богу нашему слава во веки. Аминь.

Всё, что скрывает образ Иисуса,
Развеяно да будет без остатка!
Прокладки напрямую не пропустят,
Иные доводы без Слова Божья – шатки.
Незримое над нами Божество,
Бог Всемогущий и Его Премудрость.
Вселенная для вечности лишь на один жевок –
Пустите ж к Богу выйти напрямую!
В небесной иерархии нет места
Соперничеству меж собой и Богом.
Но золотой телец и идол богомерзкий
К Всесильному примащивались сбоку.
Преступный человек творит себе божков,
Кронштадтских и Саровских восславят паче меры.
Столетия такой-то питался корешком –
Житийные, сверхсказочные перлы.
Акафисты, каноны о святых
Нависли непроглядной, тысячелетней тучей.
Из Библии к их жизни неприложим и стих,
На их же житиях сто поколений учат.
Прадедушку Адама Бог чудно сотворил,
А он же, став отступником, богов стал сотворитель;
Мистификаторы им налепили крыл,
Но перепончатые оказались крылья.
Иисус есть Путь... зачем загромождать
Его божками местного значенья?
Есть Вифлеем... при чём же здесь Кронштадт,
И в Оптину под оптику зачем же?
Христос и Библия – два слова нераздельны,
А мелкие божки их разделили;
В канонизации и в самости сопрели,
Подземные пещерники - какие уж им крылья.
Не нагоняйте туч, власяницу не тките –
Прокладками и стенами закрыли доступ к Богу,
Сравни: полёт орла и... местные москиты, –
Не заслоняйте Истину... за то Бог взыщет строго.22.05.06. ИгЛа

Список всех проповедей

205

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: