Нимало не сомневаться
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 3Указатель — Мф.28:16-17 [Зач.115]
29-30.01.2005. Мф.28:16-17 - “Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились”. Здесь каждое слово требует рассмотрения. В первую очередь Ангелы повелевают идти быстро и возвещать - движение и голос; ноги и язык. И по всему этому диавол ударил, и особенно с четвёртого века: никакого движения, но за высокие монастырские стены засажены были сотни тысяч людей и прославили молчание. Во всех уставах молчание: ни с кем не разговаривать, за столом молчать, ни одного слова не говорить. Никак не могу я дойти до понимания того, почему об этом никто не кричал и не говорил. Почему Иоанн Златоуст об этом нигде не говорил? Василий Великий составляет даже особые уставы для тех, кто залез туда; сам Василий называется именем “Великий”, великий - это не просто большой, а это его как бы второе имя, Великий - с большой буквы. И все до единого «Великие», каких прославляет церковь, все шли в обратном направлении тому, как говорил Господь. Господь говорит: Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари»; а они: «Стой на месте и замри, ни одного слова никому не говори!» Что тут толковать-то. И мало того, но это стало прославляться, как высший подвиг, и не просто подвиг, а самый угодный Господу Богу. Вы ведь до конца ещё не знаете, как самые достигшие до высот созерцания говорили, как Симеон Новый Богослов: не приноси мне есть, не разговаривай, не дыши, даже шум камыша слушать нельзя. 7-8 тома “Открытым оком” почитайте. На берегу Нила монашка живёт тридцать лет, там прекрасные закаты – это одно из самых чудесных мест в мире, и она ни разу в жизни не взглянула на этот закат: нельзя, это грех, это грех, это похоть. А Слово Божие говорит так: Иов.12:9 – «Кто во всём этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?» Ис.40:26 – «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счётом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает». Пс.18:2 – «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь». День и ночь творение Божие славит Творца. Не просто созерцать, но видеть. Разве Апостолы не созерцали? Значит, вы, монахи, созерцаете, а Пётр не созерцал, Павел не созерцал, Иоанн не созерцал? Но почему они по всему миру шли, почему они выполняли то, что Бог сказал? Мария Египетская созерцала, а Мария Магдалина не созерцала? Но она дошла до императора. Думать даже совсем не о чем, если есть Евангелие, и если оно верно, то значит всё остальное под сомнением. Я до конца буду молиться святым всем, кого прославила церковь, но внутри у меня сомнения. Здесь написано: иные усомнились. Мне в этом Слово Божие не запрещает сомневаться - нельзя сомневаться только в Слове Божием. Я сегодня хочу остановиться на Слове Божием. Бог сказал: «Я воскресну в третий день» – так Господь говорит наш. Мф.28:7 – «И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мёртвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам». Сомнение – нужно очень внимательно посмотреть, какое: положительное или отрицательное. Когда какие-то явления, на чём диавол подлавливает, здесь надо сомневаться: от Бога это или не от Бога. Иоанн Златоуст советует не верить, когда ты придёшь домой, Ангел благоухания напустит, озарит среди ночи – не верь: «Я не достоин». А если это Ангел? Он похвалит. А если это не Ангел, а демон, дух лукавый, а ты поверил – душа твоя навсегда погибла. Помощи едва ли дождёшься.
И.Нав.23:14-16 - “Вот, я ныне отхожу в путь всей земли. А вы знаете всем сердцем вашим и всею душою вашею, что не осталось тщетным ни одно слово из всех добрых слов, которые говорил о вас Господь Бог ваш; все сбылось для вас, ни одно слово не осталось неисполнившимся”. Наступило время Иисусу Навину умирать: «Вы убедились, что Бог обещал, землю дал; вы один народ, а уничтожили десятки народов, это Он вам дал. Бог исполнил всё, но запомните, как Бог исполнил доброе, что сказал, Он точно так и злое выполнит». Тут две крайности: одни видят, что Бог – это только строгость, кара, вечный ад - это старообрядческий Бог; другие понимают, что Бог – только милость: я уверовал, пляшу целый день, как сектанты-харизматы. Бог - это и строгость, это и любовь, это и нежность. Мы о Боге не знаем ничего, кроме написанного в святой Библии. Повторяйте про себя эту фразу. Подтверждение этому мы сейчас нашли у Иисуса Навина. Бог исполнил всё, ни мало в этом не сомневайтесь: всё, что сказал Бог о России, Бог выполнил: дал такие пространства, были откровения, что Бог возлюбил её, Он даёт нам всё, православную веру дал. Но точно так же Бог говорил: будете искажать веру православную, отниму всё. Таким, как Феофан Затворник, это было открыто - они уже говорили о кончине православия. Я постоянно об этом говорю: не мог ошибиться Феофан Затворник, что много – два поколения – и православие в России вообще исчезнет. Или мы другое православие видим, или это был лжепророк – тут только два варианта. Если он предсказал, а ничего нет, значит он обманывал, он ничего не видел. Я думаю, что он очень хорошо видел: он видел, куда идёт интеллигенция, куда народ, но надо было видеть вину вот в этих затворах. Ему прозвище “Затворник”. А почему он до Дальнего Востока не проехал? Антон Павлович Чехов – чахоточный – едет до самого Сахалина, по всем тюрьмам, лагерям, ему это надо, Солженицыну это надо, а архиерею почему же это не надо? Когда Солженицын возвращался из Америки, то он везде-везде выступал, на всех вокзалах, где бы он ни был. Но он не священник. Сахарову Андрею Дмитриевичу надо было, а почему же это архиерею не надо? Почему, если патриарх едет, то он только освящает, Лавр проехал – только освящает, посещает богослужения? Почему они не пробились сюда, как Ярл Пейсти Ярл проехал Новосибирск и во всех городах, на стадионах и везде как Билли Грэм выступал. Этот со всеми президентами всюду успел встретиться. У православных же ничего подобного нет. Мы не можем не думать об этом. И какой сделаем вывод? Вывод такой: молиться надо, чтобы Бог дал ревность нашим пастырям. Люди, о ком я говорю, заблуждаются, они не православные, однако они с такой ревностью проповедуют, они так стараются. Мартин Лютер перевёл святую Библию на немецкий язык, людям глаза открылись, они его как Бога почитают, я беседовал с лютеранами; и он достоин, конечно, не божеской почести, но ведь он открыл глаза целой нации. И у нас такие люди есть, кто переводил вот эту святую Библию, которую мы имеем. Мы нимало не должны сомневаться, что у нас хороший перевод; сатана сейчас всевает сомнения тем людям, которые ушли от нас, ибо они говорят: святая Библия переведена неправильно. А где есть правильный перевод? Правильно, нигде нет. Они святую Библию как бы и не отрицают... А какая разница, отрицают или не отрицают, если они поставили под сомнение: лекарство это вредное, а другого нет – и ты остался без лекарства. Сейчас вам нужно будет домой ехать, а кто-то стал бы вас убеждать, что в транспорт нельзя садиться, потому что он взорвётся. А другой транспорт есть? Другого нет, а пешком ты не дойдёшь – и ты замёрзла. Как хитро сатана подходит. Поэтому сомневаться не надо. Если какая где-то с нами случится беда, несчастье, пожар, наводнение, то ты только уповай на Бога.
Когда Пётр пошёл по волнам, то засомневался, а Господь поддержал его за руку и говорит: “Друг мой, для чего ты засомневался: Я с тобой рядом здесь”. Мф.14:31 – «Иисус тотчас простёр руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» Ты нимало не сомневайся: как Господь тебя провёл, так Он будет вести и дальше, Он не для того нас сотворил, чтобы растоптать и выбросить. Мф.21:21 – «Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет». Это означает, что если даже какие-то препятствия стоят на пути, то это всё уйдёт. В конце жизни постарайтесь подвести итог и сказать: «Господи, я нигде не сомневался в Твоей верности, в Слове Твоём я никогда не сомневался”. Я могу это сказать, когда уверовал в пять часов вечера, 27 сентября в 62-м году. Сейчас думаю: сколько же я там был в той комнате – два часа? В девять часов вечера я переступил лоцманский кораблик; он забирает с берега своих, а наш корабль на рейде стоял; я перешагнул фальшборт и к утру весь караван кораблей знал, что я уверовал в Бога – сошёл с ума. Я немедленно, сразу стал говорить о Боге. Как вот сейчас вспоминаю. Великая милость оказана была мне - за меня Иисус умер, я этого никогда не знал, но знал, что Иисус есть и больше ничего, знал, что Божья Матерь выше, потому что Она как Мать, я судил чисто плотским умом, но я не знал, что это Творец мой, Искупитель, я не сомневался, я просто не знал. Но уже с этого дня, когда я уверовал, больше ни разу нигде ни в одной букве святой Библии я не сомневался, и так по сегодняшний день. 42 года как на одном дыхании Бог позволил пройти. Притом всюду и везде я слышал голос Божий, голос через Слово Божие: «Спеши!» Этот день, эта ночь может быть последней, последней может быть наша с вами встреча. Немного разверни своё воображение, ибо Бог не гарантирует, что мы до утра доживём; откуда ты знаешь, что завтрашняя встреча будет? Поэтому сегодня окажи Богу внимание, развей свой талант, ибо каждое утро, молясь, мы просим: Господи, пошли нам добрых наставников, учителей, советников – мы всё время вслух об этом молимся – и помоги мне этот день развить мои таланты. Если угодно, и ночью в сновидениях дай мне Твоё вразумление, чтобы я обновился духом, и чтобы утром я под видом болезни не пытался лежать. Ни в больнице, ни в тюрьме, ни в армии, нигде не надо позволять себе лишнюю минуту лежать - жизнь слишком коротка. Не сомневайся, Бог даст силы без всяких лекарств. Ты думаешь, что много денег потратишь, но вот закалка: меньше ешь, больше работай, тело держи в чистоте, трудись и главное – не злись... Не злись, не сгорай на этом.
Пс.92:5 - “Откровения Твои несомненно верны”. В Слове Божием нигде не сомневайся, и это несомненно. Так себя настрой, выпроси у Бога такую милость, чтобы нигде, ни в одной буковке святой Библии не сомневаться – это Истина. Всё остальное во свете святой Библии рассматривай. Скажут, что это же великие люди, святые... Никакого величия вопреки святой Библии, перед Богом всё ничто, это мой Бог сказал. Нужно правильно понимать, а для этого мы сюда приходим, для этого мы читаем святых отцов, исследуем Вселенские соборы, правила их. Однажды молился Апостол Пётр, а он был очень осторожный, одно время за дверями сидел, прятался, испытал срок, в тюрьме был - всё было, и он знал, что люди есть очень хитрые, злые; и вдруг он видит видение – сосуд с неба; и пока он только размышлял о видении, слышит голос: Пётр здесь живёт? Здесь. И вдруг голос Божий говорит: Деян.10:20 – «Встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их». Мы сомневаемся, людей проверяем, кого сюда допустить, мы не каждого допускаем, поэтому наши вещи не теряются, и нас Бог милует. Но и мы не закрытое общество, не члены нашей общины приезжают, приходят, мы должны иметь хотя бы небольшое внутри себя свидетельство, что нас не обманут, не надо простофилей жить - Бог даёт нам милость, прозрительность какую-то, хоть махонькую. Поэтому иди, нимало не сомневайся, ибо Я послал этих людей. Может быть, к нам именно добрые люди хотят попасть, поэтому, сёстры, будьте внимательны: кто приходит к нам на занятия, появляются новые люди, и вы, братья, поговорите с такими. Вчера один подошёл, бритый: я хочу к вам в общину попасть, посмотреть, побыть... Не надо пока, нужно к нему сходить домой, на работе узнать, что за человек, проверить и про бороду скажите: желательно, чтобы ты был с бородой, тогда мы разрешим один раз придти к нам.
Иак.1:6 – «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой». Когда мы молимся, то как нужно молиться? Сомневающийся не на фундаменте стоит, “он подобен морской волне”, как цунами, “ветром поднимаемой и развеваемый”. Сомневающийся, он то налево, то направо. Нужно твёрдо стоять: да – значит да; Бог так сказал. «Нет» – ни в жизнь не пойду, потому что Бог сказал «нет», я там и искать ничего не буду. Твёрдо и решительно уметь отвечать: «да» и «нет». Рим. 14:23 – «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех». Апостол Павел говорит, что внутри нас вот это определение должно быть. Если человек ест, а сам сомневается, то ли можно, то ли нельзя, может, мясо там свиное – тогда грех тебе. Ты убедись в Слове Божием, что отныне всякое творение Божие хорошо, хотя бы жареные лягушки были, устрицы. 1Тим.4:4 – «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением». Я не буду есть и тебе не дам, но если ты ешь, я тебя не осужу, потому что среди христиан есть и китайцы, которые едят змей, червей. Но если человек ест и осуждает себя, под сомнением, - то грех ему. Сначала нужно подняться выше ветхозаветного запрета о пище. Фил.2:14 – «Всё делайте без ропота и сомнения». Апостол Павел даёт рецепт, как нам работать, трудиться, заводить дружбу, как жить и как окончить жизнь - всё делать без ропота и сомнения. Начал что делать, узнай, что это угодно Господу, но заранее проверь, спроси у старшего, у более опытного, а далее уже не сомневайся; кто-то будет мешать, смотреть на это не надо – делай без ропота и сомнений. 1Тим.2:8 - “Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения”. Идёт подготовка к молитве: во-первых, всё из сердца убрать, что вызывает гнев и недовольства, даже если ты сто раз прав, но когда пришёл на молитву – нужно всё погасить. И нимало не сомневайся, что Бог тебя услышит, - без гнева и без сомнения. Те ученики, которые засомневались, в какие они попали переплёты сразу. А которые уверовали крепко, им никакого рецепта: уверовал, принял, всё с ними. А иные усомнились.
К какой категории мы себя желаем отнести, в той категории ты и будешь; для удаления сомнения ничего не надо – только доверие Слову Божию и уверенность в невидимом. Бог дал нам веру, и мы знаем, что это осуществится, и нимало не сомневайся. А ведь многие засомневались при начале революции, потом засомневались коммунисты: будет, нет коммунизм. Перестройка началась, видят, не туда идёт, опять засомневались; правителя избрали, а он опять не тот - опять засомневались. А если бы я голосовал? Да потому я и не голосовал, чтобы не сомневаться. Я не сомневался никогда, что человек неверующий - он ничего хорошего не может сделать в той полноте, как мог бы сделать, будучи верующим. Ин.15:5 – «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». Я вам рассказывал, как одна учительница меня упрекала: «Вы ходили голосовать за Ельцина?» Тогда голосовали и очень хотели его избрать. Я говорю: «Нет». «Эх Вы!» Она ходила на занятия и ходить после этого не стала: «Да какой же Вы верующий после этого? Страна в такой опасности, а Вы дорогого Бориса Николаевича не хотели избрать?» Её долго не было на занятиях и лет через пять я её встречаю, она понурая идёт. Я спрашиваю: «Ну как?» Да дёрнуло же меня за язык спросить её. Она: «Я готова себе руку отрубить, которой голосовала. Да как Вы хорошо сделали, что не ходили. И вас совесть не мучает?» Я говорю: «Нисколько. Его выбирают, а я молюсь: Господи, да умудри Ты их - то ли коммунисту оставаться, то ли артисту». Я же не знал, за кого молиться, но весь вечер и ночью молился перед выборами, когда Евдокимова в губернаторы выбирали. Я не знал его, но знал, что хуже коммунистов ничего нет; но я так же не знал, что артисты могут быть не совсем хорошие. Я только об одном молился: «Господи, сделай так, чтобы вздохнуть людям, чтобы хотя немного мудрости у него было, чтобы какой-то страх Божий был бы», – почему-то я склонялся на эту сторону умом. И когда я услышал, что так и случилось, то я возблагодарил Бога - я не просил никого, но возблагодарил. Думаю, не хуже всё равно, чем было когда-то.
Нимало не надо сомневаться, что тогда, когда давали что-то, и всем было поровну, то это нисколько не лучше, чем сегодня. Мы не имели этой свободы, не могли разговаривать, у нас храма бы не было, деревню нам не начать бы строить, у нас бы не было такой юрисдикции, вообще мы даже и не знали про неё - это мы всё получили благодаря перестройке; нимало не сомневайся, она должна была быть, но такая или нет? А что сделаешь, люди-то неверующие у власти. Но и на прежнее - я нимало не сомневаюсь, но твёрдо уверен - возврата не должно быть. Мы должны быть определены и в политической ориентации правильно. Что угодно, но только чтобы люди были верующие - пусть испытания Бог ещё даст, но чтобы вера не запрещалась, чтобы можно было человеку выбор сделать, можно было свободно говорить, печатать, чтобы была свобода слова, свобода выражения души – нимало не сомневайтесь в этом.
Это мы всё находим вот в этом одном стихе: они пришли, получили и сомнение ушло. Я представляю, когда Господь вознёсся, а те, которые сомневались, они стали спрашивать: «А ты твёрдо веришь, что это Господь был?» «Да, конечно, ты разве не видел, на руках-то у Него раны». Представляем, что тому, кто сомневался-то, ему тоже нелегко было, этому человеку. Вот так вы и разрешайте своё сомнение: «Ты всему веришь, что написано в Библии?» «Да». «А как же вот кит Иону проглотил, и как он мог в животе остаться живой? Ни один ихтиолог не объяснит». Бог сказал. Один сказал мудрец: «Если бы сказано было, что Иона кита проглотил, я бы и тогда поверил, потому что так написано в святой Библии». Вот такая должна быть абсолютно несомненная твёрдость. Что нам даёт вот это стояние в храме? Я верю, что получаю благословение Господне. То, что масло тут на лоб намазали, что из этого? За маслом рассмотри другое – это благодать Духа Святого, просветление разума. «Как Он через кожу проник?» Оставь свои рассуждения, постигай верой и нимало не сомневайся. Сомнения будут и ты уже вечерами на богослужение не будешь приходить. Все, кто имеет возможность прийти и не приходит, у них какое-то сомнение. Сомнение! А мы приходим, видим друг друга, молимся, получаем благословение, слышим проповедь, потому что мы, несомненно, верим: в субботу мы обязательно придём в храм Божий. Я, несомненно, желал этого, я готовился к этому, что увижу радостные глаза, как души людей преображаются во свете Христовой Любви, и я знаю, что слово Его тщетным не будет, что вы слышите. Ис.55:11 – «Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его». Дойдя до этого места, вы же читаете святую Библию, припомните, что я проповеди в субботу говорю только на воскресные темы, и вы скажете: «Вот тут ученики усомнились, а душа моя избавилась от всякого сомнения. Я верю, что это Единородный Сын Божий, второе лицо Троицы, не тварь какая-то, как еретики блудословили, а Он равен Богу Отцу, и Он с Неба послал Духа Святого. Я Его не видела, но я ощущаю внутреннюю перемену, внутри меня совесть пробудилась, и я всё по-другому теперь вижу». О, благословен наш Господь! Хвала Ему. Аминь.