размер шрифта

Поиск по сайту




Весть о рождестве

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7

Указатель: Лук.2:10

Лук.2:10 – «И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям».

Кто такие Ангелы? Это особые духовные существа, но не равные Богу, то есть Бог всюду всё Собой наполняет. Ангел может быть только в отдельном определенном месте. Если он здесь, то его уже в другом месте нет.

Слово «Ангел» греческое слово, и переводиться «вестник», и слово «возвещаю» идет от слова вестник. Весть дать возвестить ее.

Мы знаем такое слово – Евангелие – означает «благая весть», и эту благую весть опять же приносит Ангел. Над ними есть старший Ангел, называется Архангел. Один из самых сильных благовестников, всюду появляющийся перед народом Божиим – это Гавриил. У них распределены обязанности, одни возвещают, несут весть; другие приходят защищать, третьи наказывать, то есть у них всё распределено по чину.

И вот здесь Ангел возвещает какую-то весть. Мы должны проследить эту историю. Что такое весть? Это ожидание какого-то известия; если бы люди не ожидали, они не услышали бы этого с такой радостью; они не спали, чего-то ждали.

В мире нарастала тревога, потому что весь мир задыхался во зле, под Римской властью, в грехе. В народе было ожидание какого-то освободителя, мессии. Об этом пишут историки, об этом говорят пророки.

И вот Ангел возвещает эту весть. Об этом событии впервые люди услышали, когда человек в раю потерял свое достоинство.

Быт.3:15 – «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

Когда Господь желает что-то сказать людям, Он кого-то посылает: Ангелов, пророков, Апостолов. Но когда Бог окончательный выносит приговор, то говорит Сам. Изгоняя Адама из Рая, Бог сказал ему:

Быт.3:19 – «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».

Когда Господь изгнал его из Рая, то изгнал человека лично Сам, не через Ангела, и херувима поставил охранять рай.

Быт.3: 23-24 – «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».

Это означает: крайнее отвержение – говорит Иоанн Златоуст.

Когда девы стали стучать, то им не посланник отвечает, а сам Жених.

Мф.25:11-12 – «после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас».

Во-первых, двери закрытые, а во-вторых, отвечает не посланник, а Сам. Это признак окончательного, последнего отвержения. У нас как бывает: если первая инстанция суда дает отказ, мы на вторую надеемся: у меня еще Краевой суд; у меня еще Верховный суд. Когда уже Верховный суд, президент, царь отвечает отказом, значит, всё, жаловаться больше некуда. Еще международный суд есть. Но Бог – это Вселенский Судья.

И мы видим здесь, как Бог начинает посылать Ангелов изгнанному своему, ожидающему спасения. Но Он дал ему надежду, изгоняя из Рая, маленькую надежду. И она всё разгоралась и разгоралась:

Быт.3:15 – «оно будет поражать тебя в голову».

Но вам дремать не придется, он всё время будет жалить вас в пяту. Там, где соприкасаетесь с земным, с землей, тут змей в пяту будет жалить вас.

И мы видим, как приходят пророки и возвещают эту радостную весть, что придет Мессия:

Ис.7:14 – «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».

Пророчества всё более уточняются. Наконец говорится, что:

Мих.5:2 – «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».

Еще более уточняют пророки, указывая на место рождения Избавителя. Вифлеем означает «дом хлеба». Человек вкусил запретный плод и теперь обязан был поститься и голодать. Весь мир голодает. Выпускаются книг миллионы, ежедневно миллиардами тиражей идут газеты, никак не меньше; и все новое, и новое – люди жаждут услышать что-то успокаивающее, ибо душа не насыщается временным.

Иоан.4:14 – «а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

Иоан.6:35 – «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда».

Речь об этом Хлебе жизни из Вифлеема; а Вифлеем означает «дом хлеба», и это не случайно, говорит Златоуст. Это означает, что Он стал для нас хлебом. И всякий, кто будет есть этот хлеб, не умрет никогда. Задача ожидания всегда заключалась в том, чтобы вернуть первозданное, бессмертное состояние.

Идут вестники, возвещают, что родит Дева. Наконец, Бог избирает этот сосуд, пренепорочную Деву из Назарета. Ангел является Ей, и называется этот день Благовещение. Но это только начало. Благая весть прозвучала, и кому? Ей, чем даже Иосиф не знает; потом Ангел ему скажет:

Мф.1:20 – «Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого».

Когда рождается Христос, знают уже многие; мы видим, как расширяется этот свет: уже знают пастухи, знают волхвы. И, так уж Господь допустил, что узнал Ирод. Но какая-то всё-таки ошибка была – он совершенно точно не знал, где дом, хотя вела звезда к этому дому, где и остановилась.

Иоанн Златоуст говорит: «Это была какая-то Ангельская сила». Мы не знаем, какая, но, видимо, это тоже был вестник. Она шла не на большой высоте, может быть, на высоте 3-4 метра; иначе место невозможно определить, над которым она стоит. Мы смотрим на звезду – она сегодня и над нами, она и над Новосибирском, если она высоко будет. И вот здесь, когда Ангельская сила довела их до дома, и потом они ушли, Ирод увидел себя осмеянным. Он старается погасить эту разгорающуюся звезду Востока. Святое семейство бежит в Египет.

Если было известно обо всех этих событиях, то, видимо, царедворцы позже могли же разговаривать между собой: «говорили, что родится где-то в Вифлееме Избавитель, а вот поубивали всех младенцев». И никто не знает, где; то есть призыв о благовести снова заглох, и нигде его нет.

Иисус растёт, но о том никто не знает. Мало того, но эта надежда погасится и Самой Матерью Божьей.

Мрк.3:21 – «И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя»,

то есть Она не была высокого мнения о Нем.

Блаженный Феофилакт так это место толкует: «Вышли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя, то есть, что имеет беса. Так как они слышали, что Он изгоняет бесов и исцеляет болезни, то по зависти думали, что Он имеет беса, почему и хотели взять Его, чтоб связать, как беснующегося. Так думали и хотели поступить с Ним и ближние Его. Подобно и иерусалимские книжники говорили, что Он имеет в Себе беса. Так как они не могли отвергать совершившихся пред ними чудес, то обносят их другим способом, производя их от бесов».

Тридцать томительных лет после Его рождения борьба идет, дьявол рыскает по всему лицу земли, и он знает, что где-то здесь. И когда Господь выходит, уже на последней стадии, перед тем, как выйти в мир на искушения, дьявол трижды задает Ему вопрос:

Мф.4:6 – «если Ты Сын Божий».

То есть все еще какое-то у него сомнение. Ангел Господний, возвестивший эту Благую Весть, теперь, когда рождается Христос, возвещает ее еще не всему миру. И когда Господь одержит победу над дьяволом в пустыне, и это еще не окончательная победа, это только один из этапов. Всё еще будет впереди. Битва разгорится тогда, когда сойдет на землю Дух Святой, Который обличит мир о правде.

Иоан.8:46 – «Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?» 

Иоан.16:8 – «и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде».

Вот теперь зазвучала эта Благая Весть, то есть проповедь Евангелия; Господь говорит:

Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».

Вот оно истинное Благовестие, теперь уже будет через вестников и посланников. Посланник по-гречески означает «Апостол». Это и есть то, что сегодня мы слышим. Господь посылает и этих вестников, называет их Ангелами. И говорит:

Откр.2:8 – «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив»;

то есть это есть предстоятели – так принято считать. Наш епископ – это Ангел нашей церкви.

Эта весть зазвучала над миром. Звучит ли она через нас? Являемся ли мы этими посланниками, Ангелами, через которых звучит Благая Весть победы над злом, над грехом, над тьмой? Как ожидают люди весть? Соломон говорит:

Прит.25:25 – «Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней страны».

Как человечество ожидало этой Вести, как иссохшие души людей ждут сегодня, кто к ним придет; и люди идут, проповедуют. Но что они им проповедуют? С примесью яда еретического, с примесью человеческих вымыслов грязных. Поприще еще не закончено.

Ангел Господень ждет своих благовестников, и на первом месте женщины стоят, что более всего удивительно. А у нас как раз женщины спрятались и нигде их не видать. И первые они возвестили Апостолам, то есть через вас мужское население должно только услышать.

Но это еще только один из этапов. Когда мы доходим до книги Откровения, то видим, что эти Ангелы, вестники Божии, возвещают миру о великих казнях. И, наконец, над всем миром проносится Ангел и имеет в руках вечное Евангелие.

Откр.14:6 – «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу».

Евангелие означает «Благая весть».

То есть Ангел несет последнюю великую весть, и говорится, что «времени больше не будет»

Откр.10:6 – «и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет».

И вот тогда начнется торжественный вход Царя к тем, которые Его ожидали. И сядет Он на престоле, и Ангелы, и тысячи тысяч и тьмы тем служили Ему. Один из Них возвестил Пренепорочной Деве Марии; затем целый хор их воспел на полях Вифлеемских. И сегодня Ангелы возвещают нам эту Весть, чтобы мы ее понесли этому миру.

Будет тот последний день, когда битва закончится, и дьявол, написано, будет брошен в озеро огненное.

Откр.19:20 – «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою»;

Откр.20:15 – «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное».

И уже не через Ангела, но именем Ангела назван сам Христос. Для многих это тоже является непонятным. Что Ангелы – духи, с этим согласны верующие; а что и люди названы Ангелами, это с трудом принимается. Но что Ангел Господь?

Мал.3:1 – «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф»,

то есть Иоанна Крестителя; и затем говорит о Христе. И этот Ангел Завета, наш Господь лишит силы имеющего державу смерти, то есть диавола.

Откр.20:1-2 – «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет».

И вот сегодня это один из напоминательных таких моментов, который говорит, что всё идет к тому, что придет этот вечный, единственный Эммануил, то есть «с нами Бог», Ангел, который закончит эту битву, о которой Достоевский говорит: «Дьявол борется с Богом; а поле битвы сердца людей». И вынесет последний окончательный приговор. Где окажется тогда каждый и мы с вами?

Вот об этом сегодня нужно думать. Сегодняшний день это как водораздел: где мы будем? Говорят, что самый большой праздник у католиков Рождество, а у нас – Пасха. Но всё-таки последний окончательный шаг будет сделан тогда, когда придет Господь и воссядет на престоле славы Своей и верные войдут в Райские обители. Это и будет для верных самым большим праздником.

Человек выпал из Рая, и Бог не пользовался Ангелом, и снова Он человека принимает и уже Ангелом не пользуется. Сам начал Господь исправление человека, послал на испытание и Сам его примет. И мы видим, что Ангелы уже в этом не участвуют, а участвуют только в наказании.

Поэтому мы к Ангелам обращаемся как к слугам Божьим, а ко Христу, рожденному Девой Марией, как к Самому Богу. Который нас сегодня убеждает, чтобы эту Благую Весть, которой мы радуемся, мы понесли другим. Как это сделать? Или в письмах, или соседу сказать, или поприветствовать, или помочь распространить эти материалы. Пусть Господь положит нам это на сердце. Аминь.

Список всех проповедей

386

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: