размер шрифта

Поиск по сайту




Быть угодным Богу

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 15

Указатель: 2Кор.5:9

19.11.05. 2Кор.5:9 – «И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными». Апостол Павел доказывает необходимость веры в Бога и, что самое главное, быть готовым к встрече своего Господа. Водворяясь – это значит, живя нормальной жизнью, как привыкли жить естественно. Выходя – значит, умирая. Себя, своё «Я», - он называет душу. А тело, которое мы обычно приветствуем, одеваем, считаем самой сущностью, он считает просто оболочкой. Вот так надо смотреть на человека. Мы видим не друг друга, а мы видим только внешнюю оболочку, платье нашей души. И главная задача наша, находясь в теле или выходя из тела, быть угодными Богу. Если в этом состоит задача, значит нужно всё время познавать: а что же Богу угодно? Как бы не прогневить Бога! Что получается? Слово «угодность Богу» в Библии встречается 180 раз. 180 отдельных листков, событий, мыслей, которые научают человека. Читаешь, переносишь на свою жизнь, взял в помощь. Подобное дело когда-то было ли Богу угодно? Запишу. А это Бог любит? Опять запишу. Как сходятся люди разных характеров, в разных местах воспитывались, и бывает, что и разных национальностей, а потом притираются друг к другу. Узнают, кто что любит, какой чтят порядок, обычаи, и постепенно как-то сглаживаются неровности и потом они даже похожи друг на друга делаются, если живут долго.
Слово «не угодно» встречается в Библии только 49 раз. Что я нашёл, исследуя это слово? Как жить, чтобы быть угодным Богу. Исх.15:26 – «И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навёл Я на Египет, ибо Я Господь [Бог твой], целитель твой». Говорится о том, как быть угодным Богу, чтобы внимать заповедям Его. Заповеди Божьи известны нам только из Библии. Если кто-то объясняет их, как Иоанн Златоуст, то это называется толкованием Священного Писания. Что-то Серафим Саровский говорил, что-то Сергий Радонежский. Они придумали свои заповеди, наказы. Мы их знать не знаем, да и знать, может, не хотим. Это их заповеди. У нас есть заповеди Потеряевские. Кто-либо посторонний скажет: да и живите вы с ними, раз вам так удобно. В лагере у нас есть заповеди. Нас же интересовать должны заповеди Творца Иеговы. Они известны нам только из этой чудной книги Библии. Человек заканчивает юридический институт, и у него главная задача – знать законы, изменения в законах, местные законы. Когда принимают новое решение, то прежний закон потерял силу. Ты должен знать этот первый закон, данный Богом. Если остальные законы идут вопреки Божьих, то откажись от должности, уйди, пойди на самую грязную работу, чтобы нигде не посягнуть на нарушение законов неба. Знаемое тобою здесь всё кончится. Ты можешь знать, как на дороге ездить, быть инспектором, но если ты не знаешь, как доехать, добраться до неба, то что пользы от всего остального?
«Водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными». Здесь, на земле, ещё как-то можно себя утешать, что я правильно, вроде, делаю: дома не ворую, жене не изменяю, десятину плачу. В общем-то неплохой гражданин. Но когда душа будет выходить из тела, тогда полностью, на 100% будет подсчёт произведён, что и как было, и будет представлен список. Это нам кажется, что жизнь прожил, ни с какими Ангелами или бесами не встречался. Ты-то не встречался, а вернее сказать – не видел. Но с утра до ночи за нами ходят специальные клевреты и пишут всё, что мы делаем. Раньше писали не в книгах, а на хартиях, свитках, наподобие наших обоев, и на хартиях демоны пишут наши поступки. И когда душа человека выходит из тела, тогда они показывают: вот ты делал неугодное Богу, а нам угодное. «Мы показали тебе, как и с кем ты ел, пил, что сделал – ты наш». Душе нужно пройти 20 мытарств, как было видение – об этом нет ни слова в Библии. Поэтому можешь и не верить сему. Смотрел блудное, желал лишнее – это отдельные мытарства. И за всё будет дан расчёт. За каждый толчок, удар, когда ты был ещё маленьким ребёнком, и до последнего вздоха. Где сказал, где солгал – это особое мытарство. Всё неугодное Богу дьявол к себе подметает. Он враг, он старается все заповеди Божьи нарушить, и он искушения подаёт человеку.
Мы читаем в одной книге, она односюжетная, книга пророка Ионы, как Бог дал ему повеление идти в великую столицу Ниневию. Люди там развратились, ничего не знают о Боге, живут распутно. Город большой, а верующих никого нет. И тогда Бог к ним посылает благовестника. Скажи им сначала не благую весть, а страшную. Ион.3:4 – «И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: ещё сорок дней и Ниневия будет разрушенаНаум.3:7 – «И будет то, что всякий, увидев тебя, побежит от тебя и скажет: «разорена Ниневия! Кто пожалеет о ней? где найду я утешителей для тебя?»» Люди в Ниневии думали, что они самые сильные. Как сейчас Америка всё везде завоёвывает. И он пошёл, но пошёл в другую сторону. Почему? Это язычники. Да и хорошо, что сгинет Ниневия. Она нам всё время угрожает. Иона, может быть, и радовался погибели столицы врага. Отправился в Фарсис, совсем в другую сторону. А о себе думает: «я Божье дело делаю». Богу неугодно, что грешники нарушают Его заповеди. Так я помогу Богу, чтоб Он их уничтожил. Иез.33:11 – «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» Бог не хочет и грешника погубить. Он посылает к нему человека знающего, чтобы открыл глаза его.
Когда на море случилась буря, погибающие стали кричать. Иона же им спокойно говорит: выбросьте меня за борт и буря утихнет. И те люди выбросили его. Они молились каждый своему богу. Ион.1:14-16 – «Тогда воззвали они к Господу и сказали: молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе! И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей. И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты». Когда мы какое-то дело делаем, утешаем, примиряем, работаем, сеем, то скажем: «Да будет Господу угодно. Я не знаю, что из этого получится. Я хотел, как лучше. Господи, да будет воля Твоя здесь». Вот это и есть, водворяясь и выходя, быть угодным Ему. Деян.15:28 – «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого». Когда собрался первый апостольский съезд, собор, вот как сейчас всезарубежный, то собравшиеся решали, соединяться с Московской Патриархией или не соединяться. У меня создаётся впечатление, что настоящих, возрождённых, движимых Духом Святым людей нет в руководстве ни в зарубежной Церкви, ни в патриархийной. Приводят доводы, одни «за», другие «против», но все не по Писанию говорят. Митрополит Сергий – предатель. Священник мне сегодня звонит и спрашивает: «Что Вы думаете о патриархе?» «Я думаю, что он предатель». «И я тоже так думаю». Но благодать Бог не отнимает иногда и от недостойных. Я думаю, что он КГБэшник, Дроздов фамилия его, и знаю его кличку, когда, какого числа его завербовали, у нас в книгах всё это опубликовано. Да будет воля Господня. А Апостолы, когда всё сделали, говорят: «Угодно было Духу Святому». И как только узнали, что угодно Духу Святому, так и постановили. Духу Святому как угодно? Мы должны соизволения Божия искать. Священник говорит: яко соизволися. Свериться с Библией и с сердцем своим. Что сердце говорит? Если они объединятся, что будете делать? Идём в вавилонский плен. Решение принято. Я уже решение точное принял. Почему? Это мне ответ на молитве. Я по Слову Божьему увидел: противиться воле Божьей не надо, образовывать ничего не надо. Пока остановились на этом. Мы выразили своё мнение. А дальше? Дальше Бог покажет. Вавилонский плен может кончиться через год. Какая-то часть не пойдёт, кто-то останется, а может быть, половина епископов так и останутся, нам никуда не надо будет переходить. От нас многое не зависит. Заявление писать никуда не будем. Потому что воля Божия та, чтобы мы были свободные. А на нас сразу кабалу наложат.
1Петр.2:19-20 – «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу». Некоторые постоянно опаздывают или пропускают богослужения из-за работы. Тебе не надо было эту работу брать или уйди с неё, а то устроился на работу и других подводишь. 1Кор.1:21 – «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих». Уже другой автор. Там говорит пророк Моисей, здесь говорит Апостол Павел. Это делать не перед людьми. Можно заповеди Божьи делать, чтобы только меня видели. Смотрите, я же молюсь, я никогда не пропускаю богослужения, прихожу. Пр.13:17 – «Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость». Мрк.12:40 – «сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение». Перед Богом ценно внутреннее: я жажду единения в Богом, сердце открыто. 2Кор.1:12 – «Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас». У нас простой священник, простой епископ – Бог сделал так. Патриархийные ведут себя как удельные князья, к ним не могут на приём попасть. А мы разве знаем, что такое слово «приём»? У нас такого слова в лексиконе нет. К батюшке на приём, к епископу на приём – такие чужие, холодные, мертвящие слова. Это всё равно, что в Америке сказать «обилетить человека» или «квитки на продукты получить», «отоварить». В магазинах у них всё есть, потому этих тяжких слов и нет. Новый словарь бедных людей, ограбленных. Еф.5:10 – «Испытывайте, что благоугодно Богу». Нам даётся большое право испытывать Бога. Как испытывать? На молитве. Иоил.1:14 – «Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу». И когда увидите, что Богу это угодно, сразу нужно приступать к делу.
Фил.2:21 – «потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу». Порицание тем, которые любят делать по-своему. На многие дела человеческие у верующих можно сказать так: я не знаю процент, но думаю, далеко-далеко за 50% в церкви делается не то, что Богу угодно, а так привыкли, мы так получили при Владимире, нас греки так научили. Посмотри по Писанию. По Писанию Бог пришёл на землю не богослужение составлять, не Таинства, а чтобы шли и проповедовали, чтобы люди обращались ко Христу, каялись, меняли свою жизнь, преображались в образ Божий и становились детьми Божьими. А тогда уже богослужения и таинства. Монахи же всё перевернули. Неверующие люди приходят, ничего не знают, совершенно ничего. Случайно книгу купили в Рубцовске «К истинному православию» и уже звонят сюда. И вопрос за вопросом. Почему на практике всё не так делается в церкви? Звонивший говорит: «Я чувствовал, что-то у нас не так. Начал читать и вижу, что я был прав. Как быть дальше?» Приезжай, бери книги. Я что тебе могу сказать? Зачем я тебе отвечать буду? 2900 вопросов тебе хватит? Ты по всем параметрам будешь другим. «Как Вы думаете?» Всё уже до нас обдумано – бери и работай. Там всё уже отвечено.
Колос.3:20 – «дети, будьте послушны родителям, ибо это благоугодно Господу». Учите детей, чтоб мы были угодны Господу. Ребёнок тоже смертный, иногда умирает и в раннем возрасте – давайте детям понятие о смерти, о катастрофе души, если человек не будет спасён. Для него самым большим препятствием может стать непокорность родителям. Когда вы видите непочтение к себе в детях, что дети растут неверующие, родителей не почитают, то вспоминайте, как вы сами обращались со своими родителями. Я не могу себе простить и никогда, наверное, не прощу, где я поступил несправедливо с родителями. Я мог по- другому сделать. Я не ругался, ничего не делал этого, а просто можно было помочь, а я не помог. И совесть меня мучает по сегодняшний день. Я себя безжалостно карал. Я рассказывал, как однажды видел, что мои отец и мать везли отходы для птицы, а я сидел, читал книжку. И я не побежал им навстречу. А они везли тяжело, уже снег таял, на себе, на санках. Отец безрукий, а я уже в 10 классе учился. Да мне-то ничего не стоило одному санки везти. Почему я не побежал навстречу? Я это осознал сразу же, как они подъехали. И я наказал себя. Я лет 30 в рот яйца не брал, потому что они везли для куриц. Это меня не освободило от вины греха, но я старался всё время этим себе напоминать о прошлом своём проступке.
У молитвы должна быть и цель совершенно определённая, направлена к тому, чтобы мы делали то, что угодно Богу. Кол.4:12 – «Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу». Узнал, что угодно Богу, сразу записал. Мне Бог дал понять, примерно с 5 лет я уже вкусил, что вставать рано – это очень хорошо. Когда учился, в общежитии жил, так все спят, я уже часа на 2, на 3 раньше вставал. В армии в 6 часов подъём, на один час раньше я обязательно встану. В тюрьме на 2 часа раньше вставал, а у всех подъём в 6, а я всегда в 4. Это опытом познаётся, как угодно Богу. Тишина, никто тебя не видит, ты встанешь, помолишься. В тайге был, уйду в глубь. Тогда я ещё не знал Бога, Евангелия в руках не было, но внутренний позыв всё время был. Теперь я знаю, что Богу это было угодно, чтобы у нас была с Ним тайная, интимная встреча всегда, притом в одно время. Это очень желательно. Не надо ссылаться ни на болезни, ни на старость. Дальше ещё хуже будет, другие тучи придут. Ненастье будет только увеличивать наши стоны. Познавайте во всём, какова воля Божья.
1Тим.2:3 – «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу», - Апостол Павел наставляет, что если хотим жить мирно, чтобы не было революции, мятежей, то нужно молиться за царей, за начальствующих. «Так ты что - за Путина молишься?» Каждый день я поминаю Владимира. Каждый день Александра-губернатора поминаю на молитве. Каждый день молюсь за Климента – папу Римского, за Корнилия старообрядческого. Этим людям многие души вверены. Господи, положи им на сердце утром рано Слово Твоё взять в руки. Как Ты с них спросишь, если они неправильно будут народ вести. А эти люди, на которых Он повлияет, они могут нам встретиться. Как-то у меня спросили, зачем Вы проповедуете преступникам?» Отвечаю таким: «Если преступник, со мной встречаясь, делается лучше и встретится он твоей жене и она останется живая, ты что скажешь мне?» Он встал и сразу обнял меня. Ну вот и всё. И твоя дочка дойдёт до дома живая. Я ничего больше тебе не скажу. Преступник ещё не стал христианином, но он уже далеко не тот, каким был. Он уже ходит без ножа.
Неугодное Богу тоже нужно познавать. И когда от обратного начнём рассуждать, то если знаешь, что не угодно Богу, будешь стремиться к противоположному. Лев.10:1 – «Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им». Место вообще непонятное. У первосвященника Аарона были сыновья, племянники Моисеевы, митрополиты, если по-нашему сказать. Какой они огонь взяли, не понятно. Взяли чуждый огонь, подошли к Богу. И что они сделали неугодное Богу? Взяли чуждый огонь. Никто не толкует, где брали чуждый огонь, может, с какого-то алтаря языческого. И Бог сразу их убил, сжёг, потому что они сделали неугодное Богу. И плакать о них запрещено, как за людей, неугодных Богу. Это не жестокость Божья, но для того, чтобы мы научились мыслить теми категориями, которыми Бог мыслит о нас.
3Цар.11:6 – «И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его». Повествуется об единственном на земле мудреце, которому равных не было, Соломоне. И как он свихнулся умом из-за женщины, не удержал себя. Сегодня назвали бы сексуальным маньяком. Жёны условия ставят: «Я с тобой буду, тебя буду ублажать, а ты моего Хамоса притащи». И делал Соломон неугодное перед очами Господа. Без слёз подобное читать нельзя. Бог дал ему мудрость, как море, весь мир ему удивлялся. Сир.47:22 – «Но ты наклонил чресла твои к женщинам и поработился им телом твоим». Что значит неугодное Богу? Отвернуться от Бога. Как бы худо ни было, но никогда к экстрасенсу не ходил ни к какому колдуну, ибо мерзок пред Богом ходящий к врагам Божьим. Я боюсь огорчить моего Господа. Мне это не надо, ибо это неугодно Богу. Со мною Господь, Он испытывает меня.
Мал.1:10 – «Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моём. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне». Что ходите, свечки покупаете, толчётесь? Богу это совершенно не угодно. Кто прогнал бы вас отсюда! Это Мой дом, а вы приходите со своей мерзостью сюда. Когда мы идём в храм, то прежде нужно от греха очиститься. Никаких обид, никаких дёрганий не должно быть. Что бы тебе ни сказали, ты поблагодари Бога: «Господи, слава Тебе. Уже в таком возрасте Ты меня снова научаешь». Вы все на кого-то обижаетесь, а больше всего на меня. И кто бы ни ушёл из общины, у всех обиды на меня. Я конкретно спрашиваю: «Какая моя вина?» «Вы сделали замечание». Если и сделал замечание, так любя же тебя. Господь говорит так грозно через пророка Малахию не потому, чтобы мы в храм не ходили, а чтобы делали угодное Ему. Богу не угодно, чтобы мы сюда грязные сердца приносили, а ещё грязней уносили. Вар.4:4 – «Счастливы мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу». Какие мы счастливые, что знаем, открываем Слово Божие. Мы каждый шаг свой можем контролировать Священным Писанием. Быть кроткими, блаженными духом. Бог любит слёзы, когда человек раскаивается. Любит, когда много человек жертвует для дела Божия. Любит, когда распространяет благую весть. Мне недавно одна сестра говорит: «Были бы у меня деньги, я бы единственное, что сделала, накупила бы ваши книги и раздала». У меня были бы деньги, я бы сегодня их раздал. Но я всё время думаю, что для следующего издания хоть немного что-то вернётся. У меня всегда была мечта накупить Библий много-много. Я бы наложил до потолка, посерёдке залез, посидел бы между ними, пропитался, а потом бы начал раздавать.
Прем.Сол.4:14 – «ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том». Мнение людей, которые видят, что верующий рано умер или попал в аварию, начинают судить: «Вот он верил в Бога, а смотри, никому он неугоден, желудок надорвал, гастрит у него». Но он умер раньше, потому что душа его угодна была Богу. И потому Господь решил забрать его раньше срока из среды беззаконных, чтобы он не развратился. Такое толкование даётся. Господь не хотел, чтобы этот человек совершенно разложился здесь. Он видит невыносимые условия, и потому Он взял человека из этой жизни. Раздолбили винтовками череп царя, облили кислотою. Но кто это делал, он тоже умер. А теперь участь-то, наверное, у них неодинаковая – тех, кто расстреливал и кого расстреливали. Прем.9:10 – «ниспошли её от святых небес и от престола славы Твоей ниспошли её, чтобы она споспешествовала мне в трудах моих, и чтобы я знал, что благоугодно пред Тобою». Я несколько раз пересмотрел это место и думаю: «мне надо об этом каждый день молиться, с утра до вечера». И несколько дел и всё время надо знать, какое дело более благоугодное, а какое может подождать. И в трудах знать, что более благоугодное, что более важное для Бога. Сирах.2:5 – «ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу,— в горниле уничижения». Когда нас презирают, поносят, и ты переносишь всё, то душа более крепкой делается. Старого быка чем больше бьют, тем шкура толще. Сирах.41:6 – «Итак, для чего ты отвращаешься от того, что благоугодно Всевышнему? десять ли, сто ли, или тысяча лет». Мы все смертны, над всеми нами приговор. И когда приближается кончина, то ты радуйся, что всё позади. Жар огня прогорел. Богу благоугодно, чтобы мы предстали перед Ним чистыми. А сколько ты проживёшь тысячу, или десять тысяч лет, не имеет никакого значения. Тов.4:21 – «Не бойся, сын мой, что мы обнищали: у тебя много, если ты будешь бояться Господа и, удаляясь от всякого греха, делать угодное пред Ним». Ничего не придумывая, постараемся из Библии узнать, что угодно Богу, а что неугодно. Пр.11:20 – «Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути». Пр.15:26 - «Мерзость пред Господом — помышления злых, слова же непорочных угодны Ему». Когда человек по Слову Божьему сверяет жизнь свою, то Богу это угодно. Смотрю на документы, которые публикуют в Синоде, и ничего Божественного в них не вижу. Никто ни разу не сослался на подобный случай, который был в еврейской истории, даже в более ближайшей. Вообще никак. Говорят так, как будто они ничего Библейского не знают. «Мы собрались в присутствии иконы». Как малые больные дети. Да причём тут икона-то? Да при этой иконе можешь вытворять, что хочешь. Как ребёнок закрыл икону, сметану съел, а тогда раскрыл. Боженька не видел. И здоровые дедушки сидят и судят, собрались, пропели. Благоугодны ваши дела? Библию не открыли, её и не было при них. Я был в Синоде и ни в одном отчёте не читал, чтобы там было сказано: «Мы молились, встали на колени». 2Пар.6:13 - «ибо Соломон... преклонил колени впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу». Деян.20:36 – «Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился». Этого нет. По обычаю, как всегда, священники сказали сухие слова – мёртворождённые слова из уст идут. Вы не видели, как настоящие люди молятся, настоящие молитвы изливают перед Богом, когда всё плавится вокруг. Я вам рассказывал, как благочинный Красноярского края один раз случайно попал на молитву к пятидесятникам. Я приехал к нему через месяц, а он всё ещё не может отойти. Всю жизнь прослужил и в первый раз увидел, как молятся. Как они молились?! Да они еретики. Я не про это говорю. Но вера-то какая у них. Ты один раз хотя бы посмотри, как люди, знающие Бога, молятся.
Мих.2:11 – «Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: «я буду проповедывать тебе о вине и сикере», то он и был бы угодным проповедником для этого народа». Говоришь проповедь, людям не нравится: «Ты опять против меня говорил». «Я тебя назвал?» «Да и так понятно, что про меня говорится». Слово Божие лечит всех и незримо человека тревожит. Михей говорил, а его не слушали. Начни сейчас проповедовать наркоманам о наркотиках, как у них открываются музыкальные тайные способности, то ты имел бы много благодарных слушателей. Итак, идём ли мы в храм, сидим ли за столом, дремлем ли в храме, мы должны быть всегда угодны Господу. И знать, что Богу угодно. Богу угодна душа бодрствующая, любящая Слово Его и стремящаяся всегда быть угодной Ему, хотя бы людям, самым близким, мы были не угодны. Аминь.

Список всех проповедей

448