размер шрифта

Поиск по сайту




Хвались, что знаешь Господа

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 15

Указатель: 2Кор.10:13

30 октября 2005г.. 2Кор.10:13 – «А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас». 2Кор.11:21 – «К стыду говорю, что [на это] у нас недоставало сил. А если кто смеет [хвалиться] чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я». Апостол Павел рассказывает о своем хождении перед Богом. Слово «хвалиться» встречается в Новом Завете 16 раз, и все 16 раз исходят от Апостола Павла, и 12 раз из этих 16-ти встречается именно в этом, 2-м послании к Коринфянам. Чем же это вызвано? Явно, что сложилось в церкви ненормальное положение. И не такой уж Апостол Павел был хвастун, чтобы подумали о нём, что вот любит он прихвастнуть, рассказать о себе. Речь шла о пренебрежении проповеди Павловой, его отвергли рождённые от него, дети выгнали отца, встали на его место чужие. Ты можешь сменить фамилию, отчество, но то, что от отца идёт, в жилах течёт кровь отца, это всё в тебе. И сетчатка глаз, и резус крови – всё от него будет идти, и что-то от матери. И Ап. Павел пытается восстановить свой авторитет, может быть, для некоторых он так и не восстановил его, они нашли других учителей. И он показывает, что он делал. Об этом он неоднократно говорил. Но здесь восклицает: 2Кор.12:1 – «Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним». Речь шла об откровениях. Не о трудах, не о гонениях, не об ударах, а о том, что ему открыто было, какие видел видения, и это казалось кому-то безумием – открывать сокровенное, что и проверить невозможно. И мне пришла мысль, что на одном подобном безумии всё монашество построено. У них только о том, что видел в тонком сне; всё монашество только на сплошных видениях. То есть на безумии всё это было основано у Антония, и у других прочих. Павел один раз говорит о видении: 2Кор.12:2 – «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба».
Но вы меня довели до похвальбы видением. Я боюсь прийти к чрезвычайным откровениям, начну рассказывать вам об этих откровениях, хотя понятно, что от меня-то сие и не зависело. Я видел неизреченное, высказать нельзя, и чему вы научились из этих слов моих? Я высказать не могу, вы поняли? Такой многоречивый, 14 посланий написал, а тут замолк, руками развёл: ничего не могу сказать. Ну и чему он вас научил? Хвалился, хвалился – и ничему не научил. Мы научились от того, что в мире есть всё надвое: Сир.34:14 – «Как напротив зла — добро и напротив смерти — жизнь, так напротив благочестивого — грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого». Сила – это понятно, мускулы, пробивная мощь, рушатся враги. А бессилие - напротив силы, в переводе с иностранного языка –импотенция в буквальном смысле. Сегодня слово «импотенция» относится только к мужчинам, которые в возрасте или без возраста перестали блудить в полную мощь – вот это уже бессилие. А ведь бессилие – импотенция – более всего у священников, и особенно у монахов! Импотенты монахи все, патриарх импотент, епископы импотенты – в полном смысле! Деян.15:7 – «По долгом рассуждении Пётр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас [меня], чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали». Деян.22:15 – «потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал». Вот она где, сила-то, была! И не в слове только, но в силе духа, в подтверждении жизнью. Если мы бессильны, то и ни к чему негодны. Мы живём на земле для того, чтобы явить лик Божий. Да, мы из Писания знаем, что человек вечен, сотворён Богом, и человек бессмертен, но мы не знаем, когда были сотворены Ангелы, сколько их было. Тут вопрос на вопрос. Мы не знаем даже, когда, в какой день вода сотворена была. Всё остальное известно.
О первом дне творения говорится: Быт.1:2 – «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». А откуда же она взялась, вода, когда Бог ещё не начинал творить? Вот один из вопросов. Ну, а дальше? А может, до нас были уже тысячи миров, достигли совершенства, но Богу не понравилось, и Он их спихнул и решил человека создать? Мы же ничего этого не знаем. Мы знаем только то о Боге, что написано в Библии, больше ничего не знаем. И написано: Быт.41:32 – «истинно слово Божие». Иоан.8:51 – «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек». 1Иоан.2:5 – «кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нём». Он сотворил человека по любви. Сотворил по великой любви. Сотворил по безмерной любви. И Бог есть Истина совершенная и абсолютная, вечная Истина. Иоан.14:6 – «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». И потому мы не можем Ему не верить. И наша жизнь заключается только в одном – явить славу Божию. Ис.40:5 – «и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это». Ангелы, Архангелы, Херувимы и Серафимы день и ночь воспевают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф». С какой скоростью они эти слова говорят, мы не знаем, но я думаю, они не быстрее, чем наши диакон с чтецами читают «Господи, помилуй». Считаю, это самое слабое звено в нашем богослужении: «Господи, помилуй, Господи, помилуй...» Это игра какая-то с маленьким ребёнком, которому три года, который под стол залез, когда играют с ним. Надо думать с этим «Господи, помилуй». У нас только 12 раз повторяется сие без священника. И что, Бог глухой? Вот под каких-то, прости за выражение, идиотов нас, православных, подставили – это самое слабое звено, самое большее число повторов бездумных «Господи, помилуй». «Господи, Господи...» в Библии встречается два раза у Давида: 2Цар.7:18-19 – «И пошёл царь Давид, и предстал пред лицом Господа, и сказал: кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил! И этого еще мало показалось в очах Твоих, Господи мой, Господи; но Ты возвестил ещё о доме раба Твоего вдаль. Это уже по-человечески. Господи мой, Господи!». Даже трижды не говорит. «Аминь» - только дважды: Лук.18:17 – «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». По-церковно-славянски: «Аминь, аминь глаголю вам». Ну а если говорить 40 раз «аминь»? А «Господи, помилуй» армянская церковь читает 100 раз. Да можно тысячу раз читать!
Суесловие долговечное навязали нам. Исх.20:7 – «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Ты воздохни, единожды воззови и скажи: «Господи, будь милостив ко мне, грешному». Пусть 40 раз будет «Господи, помилуй», но растяните его хотя бы на пять минут: «Господи, помилуй меня – опять не иду на свидетельство». Помолчи и: «Господи, помилуй меня – опять мужа не слушалась»; «Господи, прости меня!» Ну какую-то вариацию другую дать, чтобы задуматься, а не просто стрекотать, как сороки на заборе. Это не я сказал, а Григорий Богослов: «и потому, говорит, монахини стрекочут, как сороки, и суть не молятся». Это не молитва совсем даже. Бог не глухой, и пред Ним нужно воздыхание сердечное. В этом скоростном, экстраскоростном чтении «Господи, помилуй» нет ничего, а только поскорее закончить и уйти домой. Бог не бюрократ, Богу нужно сердце наше. Втор.8:5 – «И знай в сердце твоём, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего». При такой скорости «Господи, помилуй» какое тут сердце? Язык не успевает ноги подставлять. 3Цар.8:39 – «Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй; соделай и воздай каждому по путям его, как Ты усмотришь сердце его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих». Да и так понятно, разве за нами, как за зайцем, охотничьи собаки гонятся и нужно бежать быстро?
Пр.23:26 – «Сын мой! отдай сердце твоё мне, и глаза твои да наблюдают пути мои». Господи, помилуй меня, сколько лет уже я учусь и ничему не научился. О, как предстану перед Тобой, Господи, помилуй. Совсем другой настрой будет. А эта немощь, бессилие в молитве у нас: «Приидите, поклонимся и припадём...» Я знаю, что если будет у нас епископ и будет чтец читать «припадём», как он читает, ему обязательно сделают замечание – в славянском языке буквы «ё» нет, и мне непривычно слышать «пойдём» - я уже 60 лет молюсь «припадем». Но я подумал: а «припадём» всё-таки понятней было бы, я могу как-то варьировать в своём уме, не зацикливаться на привычке. Мы, православные, упёртые до предела. И упёртые на привычке, а не на полезности. Почему не читать «придём», ибо понятно же, что мы русские люди и в разговоре произносим «придём». Это бессилие, мы не можем ничего сдвинуть. Мне задают вопрос: «Вот сейчас готовится всезарубежный съезд священства и, допустим, принимали бы предложения, что бы Вы хотели изменить?» Тут ничего не изменишь: пришли – ушли, а в алтаре стабильно всё установлено. Я скажу только так, чтобы другим не пересказывать. В первую очередь, мощи похороните из антиминсов все – у нас прямое нарушение повеления Божия: «Прах ты и в прах возвратишься». Второе, чтобы на опресноках совершали вечерю Господню. Я верю, что и на квасном хлебе истинно пресуществление. Чтобы в раздельном виде давали людям причастие, чтобы человек мог в руку взять причастие и съесть его, как было до Златоуста. Таковые исправления нужны здесь. Далее: чтобы священники готовились к проповеди, а не гоняли на машинах из одного конца страны в другой. К проповеди надо готовиться очень и очень хорошо, потому что для этого их Бог избрал, а не кадилом дым пускать в глаза нам. Ещё дурным ладаном, и першит, и в глазах слёзы, да и катаракту наживаем от этих нечистых свечей. Слава Богу, у нас ничего из этой мерзости не было и нет даже в помине. Вот что в первую очередь надо было бы изменить, я уж не говорю о торговле, это уже всё Бог выбросил, но торгаши собрали, затащили вновь в храм разбитые свечные ящики.
Что такое сила и бессилие? Явно противоположное, на разных полюсах. Где и как мы можем применить в своей речи эти слова, и почему они вдруг сошлись вместе впервые у Апостола Павла? Оказывается, сила всегда прославляет кого-то. Бессилие всегда кого-то унижает. 1Цар.2:4 – «Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою». Рим.15:1 – «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать». И когда человек показывает свою силу, не опираясь на Бога, он отрицает Бога. Да, наша победа 9 Мая, всё празднование победы в нашей стране было здесь для прославления человека и его мужества. На самом деле это была самая бездарнейшая война – за каждого убитого немца заплатили шесть убитых русских. Более позорной войны не было не только в России, но и во всём мире. И славят! Более бездарных военачальников не было никогда. Это не я говорю, это уже все исследователи говорят, об этом пишут. И нигде не было такого, что великим чудом Бог для чего-то ещё богохульную Россию сохранил. Бог! Не танки, не икона, с которой, якобы, Жуков облетал Москву. Врут, что Сталин покаялся. Бред! Занимаются мифотворчеством. И православные слушают, никто не возражает. Милость, ничем не объяснимая, Божья – только и всего. Ап. Павел показывает, когда его гнали, и он был бессилен. Представьте, убегает, в корзинке его опустили по стенке ночью тихо, чтобы корзинка не задевала стену, и бежать... Да какая же это сила? А вот тут-то Бог и проявился, показал бессилие всех врагов, что они поставили стражу, день и ночь караулят, ОМОН у дверей, у ворот в городе. А вот если бы поймали! Да не дай того Бог, даже подумать страшно, что было бы с нами и с миллиардами учащихся от его посланий. Бог врагов Павловых посрамил. Они ждали здесь и вдруг в новом месте вспыхнул пожар – новые христианские общины рождаются в Коринфе, а они караулят Савла в Дамаске. Он крепче дамасской стали разрезал всю Вселенную, прошёл до Испании, до Чукотки и Америки своими трудами. 1Кор.1:25 – «потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков». Вот она где, сила! Арестованный человек – какая уж тут сила? Руки назад, наручники надеты – полное бессилие. И тут Бог проявляет силу: потрясает до основания, ворота раскрывались – запоры вылетели все, сигнализация выключилась, бегите, кто куда хочет. Вот мощь, сила! Бог для этого и показывает наше бессилие, чтобы здесь в нас показать Свою силу. 2Пар.14:11 – «И воззвал Аса к Господу Богу своему, и сказал: Господи! не в Твоей ли силе помочь сильному или бессильному? помоги же нам, Господи Боже наш: ибо мы на Тебя уповаем и во имя Твое вышли мы против множества сего. Господи! Ты Бог наш: да не превозможет Тебя человек».
1Цар.2:4 – «Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою». Написана прекрасная молитва женщины, которая долгое время не получала ответа на свои молитвы – просила дитя. Терпела позор, укоризны не где-то у колодца, как самарянка, а дома: их две жены – Анна и Феннана. У Феннаны дети есть, на работу обе не ходят, эта на каждом шагу Анну укоряла: «А Бог тебе детей не дал». Вспомните книгу Товита. Даже служанки упрекали девицу Сарру: «Ты семерых мужей задушила». Как бы могла девушка задушить семерых мужиков? Явно, укоряли, чтобы только уколоть. Женский язык самый язвительный, страшнее змеиного языка. Сир.25:18 – «Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою». Пр.6:24 – «чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой». Это Соломон говорит, а уж он разбирался в женщинах, имел 300 жён и 700 наложниц. Наверное, знал их языки, каждый день смотрел на них. И вот эта женщина язвила её, и она получила просимое от Бога - Бог дал ей дитя. Анна была очень немощная, но, говоря о себе, она возвысилась для всех. Какие сильные люди: стреляют, клевещут, бьют. Но Бог преломил – никого нигде нет. Где расстрельщики царя, невинных девушек? Ведь у них рука не дрогнула, поднимала револьвер. Девицы, не познавшие мужа, - закон велел таких не убивать. Чис.31:18 – «а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя». Они нарушили все принципы. Царевен, великих княжон убили, а почему? Чтобы не дать знамя контрреволюции. Так они же и не претендовали на престол совсем.
Великая, страшная, сатанинская злоба большевиков – демоны ада вырвались на свободу. И за этих демонов, последователей этих демонов сегодня голосуют ещё пенсионеры – за КПРФ. Ведь большего безумия и придумать даже нельзя. Ты примени к себе: Мф.7:12 – «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки»,– общий принцип. Твоего ребёнка расстреливают, невинного 14-летнего мальчишку, который умереть должен был по закону естественному, как больной гемофилией, уже через год, он никому не мешал. Но они этим выстрелом всех одновременно подняли на Небо. Расстрелянные были бессильны, но сделались сильными – ходатаями за весь человеческий род. Женщина, молясь, показала нам, как надо претерпеть, чтобы обезоружить сильных врагов. Про Феннану больше ничего не знаем, она поносила Анну. А про Анну знаем – родился от неё пророк. Первый пророк, который помажет царя, нашего любимого Давида, того царя-псалмопевца, псалмы которого поёт весь мир сегодня. Благословение Самуила, этого мальчика, рождённого от благословенной Анны, дойдёт до нас. Вот она, бессильная, униженная женщина, и что может сделать, когда всё перетерпела. Бог силен переломить обстановку. Муж не даёт тебе свободы, он связывает тебя по рукам, он неверующий, грозится изменой тебе, если не будешь его слушаться. Доверься Богу. Так было у Анастасии Узорешительницы, она приходила к своему наставнику, сидящему в тюрьме, и говорила: «Связана по рукам». Он говорит: «Молись. На нашей улице будет праздник». Мужу дали командировку, отправился в дальнюю страну и утонул. И вот теперь все знают, такая Настя была, которая доверилась Богу, и весь мир сегодня желает прикоснуться к её молитвам. Её избирают ходатаицей за всех заключённых. По-человечески считают так, что раз она была узорешительница, разрешала, выкупала пленных и заключённых в тюрьмах, то, наверное, она этим и сегодня занимается. Может быть, и так, повыпустит бандитов.
Рим.15:1 – «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать». Не себе! Я опять же говорю: монашество угождало себе – была поставлена цель взойти на Небо, весь мир был пренебрежён, особенно пренебрежёны женщины. Симеон Столпник стоит на столпе, мать-старица приходит и он не запустил за ограду, пока не умерла. Когда умерла, только тогда разрешил за ограду перенести. Что ему там мешало на высоте 30 метров? А это ставилось в образец. Даже мать переводя через реку, он обмотает руку ряской, как бы не подхватить похоть. Да что же в монашестве столько похоти? Как в «Отечнике» Игнатия Брянчанинова написано, как монах видит, что идут монашки навстречу, он отошёл в сторону, глаза потупил. А настоятельница была женщина умная, видимо, ещё в миру набралась ума, она и говорит: «А что же ты отошёл в сторону?» «Да вы женщины, чтобы не видеть». «Так если бы ты был настоящий монах, ты бы в нас женщин и не увидел, а ты бы увидел в нас сестёр, Ангелов. Ступай с Богом в свою келью, запрись и сиди там, не морочь голову людям». Истина там, где сила Божественная. И Господь нигде не разделял мужчину и женщину, они у ног Его сидели. Они вокруг Него хороводились, простите за выражение, всю жизнь, и ни одна не соблазнилась Христом, и Он ими не соблазнялся. С Апостолами были, ходили постоянно. И мы видим, монашество всё это извратило: Акилла с Прискиллой был, Андроник – с Юнией, Павел им приветы передаёт, и хорошие приветы, они, говорит, мои сотрудники на ниве Божией. Рим.16:7 – «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа». Всех разделили. Ни монах не сотрудник Павлов, ни одна монашка. Запечатали друг друга за каменными стенами. 1Кор.1:27 – «но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное».
Ап. Павел говорит, что Бог избрал нас немощных, бедных, чтобы посрамить сильных мира сего. Я решил пройтись по Библии, по всем сочетаниям, по всем стихам, где немощные и сильные совмещаются, и какая им польза? Мы должны согласиться, что мы немощные, никаких связей нет, больших заработков нет, а Бог богатых посрамляет, они в удивлении. Иначе чего бы они о нас писали, посылали к нам корреспондентов из центральной печати, с телевидения и ставили о нас фильмы? А у нас ничего совершенно нет, и даже смешно, что о нас пишут, да не просто пишут, а с благоговением. Мне нужно было начитывать стихи «Библейские мотивы» – мировая литература, всё, что написали на библейские сюжеты. Я пришёл к артисту – он заслуженный артист РСФСР, он как-то к нам даже сюда приходил, мастер художественного слова. И они в благоговении таком: «Мы не можем к вам в дом зайти, вы не знаете, кто такие артисты. Что вы видите в фильме, это у нас всё в действительности. Вот у меня мужа нет сейчас четыре дня дома, а я знаю, где он есть, и ничего, он придёт, дальше всё так и продолжается. Но на следующий фильм он уйдёт к другой». Мы немощные, но они относятся к нам, как к самым сильным. У них делается то, о чём у нас даже стыдно говорить.
1Кор.15:13 – «Если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес». Ап. Павел поясняет, что тело наше немощное, оно разлагается, болеет и сеется в землю, когда умирает – это как зёрнышки бросают, каждый день в землю люди сеют – 1Кор.15:43 – «сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе». Когда Христос явится, и мы верим неложной Библии, то все воскреснут в силе, тела будут обновлённые, нестареющие, у верующих будут сиять, как солнце, и подобные Ангелу. Подумайте, куда мы идём! Как Серафим Саровский говорил, что «стоит, любимый мой, стоит, ваше боголюбие, претерпеть это всё ради будущей славы, которая обещана верным Его».
2Кор.13:4 – «Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас». Смиряемся, сдачи не даём, руки в кармане держим, только в кармане кулаки не сжимать, а перстное, крестное знамение, и будем живы с Ним силою Божиею в вас. Сила Божия, не человеческая, проявляется в том, что мы доверяемся Богу. И по своей жизни пройдитесь, подумайте, где мы совершенно немощны были, кто об этом думал, что так всё в конце получится? Да, в какой-то момент показано торжество зла, но это только временно. Пусть даже не при нашей жизни, но будет по-другому. Читайте газеты, смотрите: Столыпину вновь устанавливают памятник, и кто бы о том думал? Невинно убитый человек, а он, может быть, как раз в лике святых, столько добра сделал для России, помог заселить Сибирь. Царю – памятники, ему – акафисты, особый день поминовения невинно убиенных людей. Кто думал, что так будет в России? А молиться тому, кто на небе, то сила его неземная ныне. Бог даёт им силу ходатайствовать за мир, как написано в книге Маккавейской, они непрерывно за нас ходатайствуют они. 2Макк.15:14 – «И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий». 2Кор.13:9 – «Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве». (То есть, уступая в чём-то, мы помогаем вам встать на ноги). Человек, по-настоящему верующий, он очень во многом другому, слабо верующему, может уступать не в вопросах веры. Сделал замечание – не понимает, не сразу человека отвергай. Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных. Евр11:34 – «угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих». Как укреплялись? Припадая к Богу, молясь, доверяясь.
Когда спросили Кутузова, какое главное качество военачальника в войне, он говорит: терпение и умение ждать. Отсидеться. И ничего не надо было – пришло время, от Москвы отступили, и, может, Бородинское сражение даже не было нужно. А не так, как поставили коммунисты, к 9 мая Берлин должен быть взят. Зачем? Уже готовились к сдаче немецкие войска, пусть бы на запад они сдались. Зачем? Война закончена. Любыми путями взять! Почти полмиллиона солдат положили под Берлином в последний день. Это на совести Жукова, самого главный палача в войне, как пишут историки. Была великая немощь человека, что он никого не видел. А если бы в каждом он видел бесценный дар жизни, да разве нужен был этот Кёнигсберг, нынче Калининград? Буквально за неделю до окончания войны, чтобы там 175 тысяч положить, которые домой никогда уже не вернутся, которым не дали покаяться. Это мы берём только последние события, какие нам известны, потому что все годы это безумие скрывалось. Сила надмила людей и они пропали, погубили себя и других.
Хвалиться разрешается, и не всегда упрекайте: «Ты хвалишься». Я постоянно хвалюсь милостью Божией, как Бог сохранил, где был. Люди не любят это. Почему? Потому что своя тусклая, серая, обыденная биография ещё более высвечивается, потому что она ничем не выделяется из других. И человек просто ревнует, когда об этом говоришь. Читай, сколько раз Ап. Павел говорит о своём обращении. У тебя и обращения-то такого не было, ты не слышал Слово Божия. Не завидуй никогда! Он говорит: Сир.30:2 – «Кто наставляет своего сына, тот будет иметь помощь от него и среди знакомых будет хвалиться им». Хочешь сыновьями хвалиться? Воспитывай их в строгости, как Писание говорит. Но приходится поступать наоборот, теперь нужно скрывать, что сын пьяница, обижает родителей, не слушается. Почему? Не наставляли. Да хвалиться-то и нечем. А кто похвалится при тебе, ты только голову опустишь – невоспитанными детьми оделся. Сир.39:10 – «он покажет мудрость своего учения и будет хвалиться законом завета Господня». Не то, что ромбик, поплавок на пиджаке, ибо и так видно, что ты на дне лежишь, но похвались тем, что знаешь Закон Божий. И скажи: «Я знаю истинную православную веру. Нам Бог открыл, что Библия – главная книга, и, поступая по ней, мы будем вечно живы со Христом». Хвалящийся, хвались, что знаешь Закон Божий.
Пс.5:12 – «И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твоё». Буду хвалиться Тобою. Хвалитесь Господом – это нам разрешается и поощряется. Пс.33:3 – «Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся». Не просто прочитать, а от сердца сказать. Тебя зовут братья на благовестие, а ты отнекиваешься незнанием многого в Библии. Где бы ни заговорил с кем, не говори, что о чём ты будешь говорить, ещё не всё знаешь. Ты знаешь, что Бог тебя спас, в это ты веришь? Ты этим хвались. Ничего не скажи, а встань, раскинь руки и скажи: «Аллилуиа! Христос умер за меня. Люди, Христос явился на землю, Спаситель наш». Не бойся это сказать. У кого даже языка нет, они в письменном виде могут сие сделать. Писать не можешь, возьми изображение распятого Христа, подойди и поясни людям, что Любовь явилась с Неба. Хвалящийся хвались Господом. Пс.105:5 - «дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим». Мы должны хвалиться своей общиной, что Бог нас собрал, не знавших друг друга. Нас сроднила кровь Христа – мы как одна большая семья. Мы не знаем, что дальше с нами будет, но сегодня Бог позволяет нам это сказать: какой порядок, чинность, стройность служения. Рим.15:17 – «Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу», и перечисляет то, что Господь позволил достичь. Всюду свидетельствуй, какой Бог добрый, долготерпеливый, многомилостивый, не желающий смерти грешникам, который наградил нас такими талантами, продляет нашу жизнь, дарует мирное время; земле – плодородие. Слава Иисусу. И всюду и везде пойте «аллилуия». Раскройте свои уста для славословия, для похвальбы.
Сегодняшнее апостольское чтение на богослужении учит нас хвалиться. 1Кор.5:6 – «Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит всё тесто?» Когда есть грех, и грех ненаказанный, а в церкви нет епитимьи, тогда хвалиться нечем. Сегодня храмы открыты как проходной двор, там хвалиться нечем. Я отвечал не один раз, что можно сделать, чтобы можно было похвалиться. Первым делом на замок закрыть храм и в ограде начать свидетельствовать, и потом месяца через три одного-двух запустить в храм. И так постепенно набирать тех, которые покаются. Хвалиться нечем сегодня ни в государстве, нигде. Павел говорит: вам нечем хвалиться, потому что закон Божий не знаете. Самое слабое звено у нас в государстве – это суды. Об этом сейчас криком кричат. Ни один судья не должен быть неверующим! Пусть они будут мусульмане, буддисты, пятидесятники, кто угодно, но чтобы ждали Суд Божий, – и они будут судить по правде. Молиться об этом надобно. Народ стонет от неправедных судов. Это последняя инстанция для людей, дальше им идти некуда. Идёт подготовка разрушения государственных основ в судах. Доверия к судам нет – тогда жизнь кончилась в государстве: анархия начинается, самосуды будут, люди будут расправляться, ловить, в цене будут наёмные киллеры, да и каждый может стать киллером. Мы смирились, решили, что раз суд неправильный, на том и оставить. Другой так не будет делать, он отточенные вилы возьмёт и будет ждать. Подстерегли, отполированные вилы с размаху двинули в живот.
1Кор.9:16 – «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую!» Эти слова неужели монахи не читали, а ведь там были и священники? Неужели эти слова ни монахи, ни епископы не читали: «Горе!» Горе – означает, что ты погиб, если не благовествуешь, а благовестия-то нет, проповеди нет! Это касается и вас, всех слушателей. Вы благовестниками должны быть там, где находитесь, – дома, среди соседей. Павел говорит: «Горе мне». И хвалиться совершенно нечем, если я проповедую, это моя обязанность. Я могу похвалиться, потому что моя обязанность печи делать, я сторож, я не священник, мне в обязанность вообще не поставлено проповедовать, я – староста, и должен только дом сохранить, чтобы натопили вовремя. А вот священник! Дьякон... тоже по сегодняшним меркам его не спрашивает никто о проповеди. А по-божественному мы все – проповедники. Все! Каждый день готовьтесь: «Я выйду сейчас, Господи, а за дверями мир кипит неверием, что я скажу, как?» На остановке подошли, стоят; подойди, глянь на глаза людей, по каким-то признакам определи, стоит ли с ней говорить; вот мать с ребёнком или кто-то –найди путь к нему! Горе мне, если не благовествую. И нечем вам хвалиться. Мы уже сколько лет проповедуем, говорим, а некоторые так и не расшатались, только так числится в общине, а больше ничего нет, никакого потенциала. 2Кор.5:12 – «Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицом, а не сердцем». Всё более раскрывается смысл слова «похвалиться». Когда правильно поступает священник, епископ, они дают повод хвалиться ими. Я постоянно подчеркиваю, что у нас единство с нашим епископом на сегодняшний день – мы можем этим хвалиться. Священник с нами, не отдалённый, можем подойти и задать ему вопросы, он ест и пьёт с нами – мы можем этим похвалиться. Мы можем похвалиться всем, что есть в храме, что новое у нас здесь, надписи из Библии по стенам. А что нужно ещё изменить в храме? Скажите, что ещё сделать, чтобы потом можно было этим похвалиться, чтобы другим дать повод подражать нам?
2Кор.10:8 – «Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде». Оказывается, и властью можно хвалиться. Власть священника, епископа очень большая. Смотрите, с каким благоговением люди относятся к ним: «Батюшка сказал...» Одна пишет сыну письмо, и мне она написала: была в храме, народу много на Крещение, и меня толкнули и я упала, перевернулась, покатилась. Это она ни во что ставит, но самое главное, что она покатилась к ногам священника, впервые она коснулась ног священника, – уж до того она довольна. А другую прижали к оградке, где воду набирают, ребро сломали. Она не где-то пострадала, а на святом месте, жалко, что не умерла, она сразу бы, пожалуй, на небо пошла. Православные-то как любят всех, к ним так легко подойти. И таким народом пренебрегать! Более благоприятной среды для проповеди, чем в православии, как известные мировые проповедники говорят, никогда в мире не было. Люди под землю лезли, искали спасение и как только услышали живое Евангельское Слово и сразу тысячи людей ушли в секты. Сегодня почему такой успех у сектантов? Священники подготовили их к этому. И самая роковая ошибка священников в православной церкви та, что они сказали, что Библия от Бога, а проповедовать не стали. От Бога! Да, нам говорили. Так давай, дорогой, будем заниматься. Еретики открывают Библию и доказывают, что в православии всё не по Евангелию. Если бы Библию объявили священники вне закона, они бы сохранили свою паству. Вот в чём их самая страшная «ошибка»!
Гал.6:12-13 – «Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти». Ис.30:7 – «Ибо помощь Египта будет тщетна и напрасна; потому Я сказал им: сила их — сидеть спокойно». Я думаю, сие относится в первую очередь к тем, которые любят ездить по родным, по близким, наше сестра вчера поехала к дочери, я говорю: «Не езди», убеждал-убеждал её, не могу. Господь говорит: «Сила их сидеть на месте». Вот где сила, а немощь – когда мотаетесь, когда ветер свистит в пустой голове: ни Писания не знаете, ни к проповеди не готовитесь, нет ничего. Деян.13:15 – «После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите». Согласно Деяний Апостолов, к Апостолам подошли и спросили. Это в синагоге было. У нас же храм, а в храме нельзя, по канонам, каждому говорить. Там, в трапезной, любому можно проповедовать. «Братья, у вас есть слово?» «Есть». Иеромонах приезжает, священники... Молчат. «У меня нет...» Слова Божия сказать к народу у тебя нет? Так для чего же ты носишь рясу-то? Для чего этот камуфляж-то на тебе? Ты отгородился от народа этой ряской. Сила ваша – сидеть, вы потому и мечетесь по свету, ездите туда-сюда, потому что вы не привыкли сидеть за Библией, молиться, вымаливать у Бога в единении с Ним, в тиши ночи: «Господи, что сказать народу? Я не знаю, чем народ болен, Господи, открой мне это». И, притом, я уже занаряженный в этот стих, ибо лон указано на этот день в календаре: «В этом стихе открой, как я могу подойти к народу?» И вдруг Господь открывает. Это всё вымолить надо! А священнику ничего не надо, он лежит и живот чешет: он знает, что за чем идёт, где угли подадут ему, где свечку погасят – у него всё расписано. А в проповеди-то не так. Её вымолить надо, чтобы душу привести к раскаянию. И Златоуст говорит, что для этого нужны тысячи талантов! А если тысячи талантов развивать, тебе некогда будет за рулём сидеть, мотаться по свету, ты машину на прикол поставишь, ты будешь день и ночь молиться, чтобы у тебя сгорело что-то в машине, чтобы с места не сдвинутся. Сила ваша – сидеть! И подтверждает это: Сир.13:32 – «Признак сердца в счастье — лицо весёлое, а изобретение притчей соединено с напряжённым размышлением». Ясно, что речь идёт не о богослужении, а о проповеди. Чтобы приготовить проповедь, на немощный народ излить божественную силу, для этого нужна благодать. Вы всегда об этом молитесь, чтобы Господь положил проповедующему на сердце такое, чтобы души ваши воспламенились ревностью, потому что Бог дал определённую черту, к которой мы должны в жизни добежать, – кто первый придёт, получит награду. Многие бегут... С чем мы придём! Какое тогда будет горе, что мы не благовествовали? 1Кор.9:16 - «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую
Какое горе, что мы умерли, не спасённые были, как наши родственники, когда одна минута в аду кажется за тысячелетия. Если они не спаслись, они горят в огне, а если это будет с нами? На нашу немощь да изольётся милость Божия в Духе Святом, чтобы мы жаждали Слово Божие, чтобы благодать Его проявилась в силе, которую вы проявите, выходя сегодня, 30 октября 2005 года, за двери ул.Ползунова, 6. Аминь.

Список всех проповедей

214

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: