Виноградник ждёт
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «...открытым оком», том 15
Указатель: Мф.20:1
18 авг. 05 г. Накануне преображения ныне в 2005 году на Литургии повелено читать
притчу Христа Мф.20:1-16 – о винограднике. У нас нет виноградников больших, а на юге поля, что у нас занимает пшеница, у
них занимают виноградники. Ни конца, ни края не видать. Виноградарство трудная работа, нужно создать условия для
винограда. Вырастить, собирать, а это не то, что у нас собрали и положили пшеницу, и она целый год лежать может.
Виноград собирают и бросают в особые ямы, высеченные в скале, делают чаны большие. Вымытыми ногами начинают топтать
виноград. По особому жёлобу сок стекает в сосуд, потом делают вино, этим и живут, отсюда прибыль. И вот говорится, что
хозяин этого виноградника нанял работников. Нанимал их на целый день. Речь идёт в притче Христа не о винограднике, не об
утренних часах или вечерних, это наша жизнь. Кто-то пришёл в юности, а кто-то в старости, уже с седой головой разбитый
весь, никаких трудов от него и нет. Господь принимает в любой момент: Евр.3:15 – «ныне, когда услышите глас
Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота». Приди хотя бы в одиннадцатом часу и получишь свою
награду.
Договорился с работниками по динарию на день и послал их в виноградник свой. Мы не сами родились и пришли в этот мир, а
мы посланы Господом. Не так, что я хочу, пойду вечером в субботу в храм – одних и тех же людей нет на богослужении. Бог
послал нас на землю, мы родились, награда будет, и возмездие придёт. Нам кажется - подумаешь, ну и что, не сходил, ну не
был на праздник, подумаешь, уехал, работал, где-то был. Бога не обманешь. Это всё потенциал нашей души. Маленькое
испытание, и там, где не было ничем наполнено, всё моментально рассыплется. Эти люди нанялись, но со своими мыслями. С
ними был договор, день отработал - получи динарий. А вот сколько остальные получат, которые пришли в 12 дня, в 3 часа, в
6, никто не знал, им хозяин ничего не обещал. Слово «один динарий» означает одно место в раю. Вот смысл какой. И хозяин
начал рассчитываться не с первых. Если бы с первых, то они бы взяли один динарий и ушли. Но он начал с последнего. То,
что мы здесь делаем сегодня, за это мы будем получать награду. Но награду получать вместе с Павлом. Они не без нас
получать, чтобы торжественно было. Евр.11:40 – «потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не
без нас достигли совершенства». Когда человеку присваивают какой-то орден, то собирают собрания,
подписывает президент, если звание героя дают, потом напечатают в газетах, вызывают в край. И там при всём народе
выдают. Это подобие того, как будет на Суде Божьем. Совершенство - это в награде прославления. И дал он динарий
пришедшим последними. Конечно, переглянулись: «как, динарий за один час? А я парился на жаре, ведро воды выпил, мне-то
10 динариев будет». Нет, только один. Так что же это за виноградник? У нас слово «виноградник» в Библии встречается 97
раз. Чтобы рассказать о винограднике, мне пришлось пройти все 97 мест Библии. Хочу сказать, что виноградникам
придавалось такое большое значение, что он иногда спасал жизнь человека. Об этом говорится в 1Макк.3:56 –
«И сказали тем, которые строили дома, обручились с женами, насадили виноградники, и людям боязливым, чтобы каждый
из них, по закону, возвратился в свой дом». Втор.20:5 – «Надзиратели же пусть объявят
народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идёт и возвратится в дом свой, дабы не умер
на сражении, и другой не обновил его». Когда наступала война, все собрались и выступил предводитель и
сказал: «кто дом построил, а ещё не жил в нём?» У нас тут пол-Потеряевки таких. «В сторону отойдите, а то убьёт на
войне, а в доме не пожили. Кто виноградник насадил, а винограда ещё не пробовал, сок не выдавил, отойдите в сторону».
Льгота даётся, виноградник жизнь спасал, на фронт не пойдёшь. «Кто боязливый – в сторону», потому что Бог за них
воюет.
Что такое виноградник? Виноградник у каждого из нас есть, хотя мы и не виноградари. Это душа человека. Пр.9:12 –
«Кто утверждается на лжи, тот пасёт ветры, тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего
виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обречённую на жажду;
собирает руками бесплодие». Это не коров, а ветер пасти, куда он подул – таков и тот, кто на лжи
утверждается.
Слово верующего крепче всякой клятвы. Чтобы не ветры пасти. Пр.24:30 – «Проходил я мимо поля человека ленивого и
мимо виноградника человека скудоумного». Виноградником называют дом, хозяйство. И вот, плетень
наклонился, в огороде всё заросло. У моего соседа огороде, который мы пополам разделили, в одном хозяйка с огорода не
выходит, а в другом от случая к случаю арендатор появляется. Как небо и земля разница. Там всё заросло и не узнаешь, что
там растёт. Проходил и вывод сделал – скудоумный. Не ссылайся ни на что, ты должен обработать огород. «и вот, всё
это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и
обратил сердце моё, и посмотрел и получил урок: «немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки,
полежишь, — и придёт, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя — как человек вооружённый»». Немного
телевизор посмотришь, семечки пощёлкаешь, и нужда придёт, как вооружённый воин, и ограбит, ничего у тебя не останется.
Как ты будешь зиму проводить, когда ничего нет, в погреб заложить нечего? И я для себя сделал вывод: виноградник
зарос.
Песн.1:5 – «Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на
меня, поставили меня стеречь виноградники, — моего собственного виноградника я не стерегла». Это
означает, что человек втягивается в чужие споры, в чужой дела встревает, это всё равно, что пса за уши хватать.
Пр.26:17 – «Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору». Что у кого делается,
всё видит, про всех знает, а свой виноградник зарос. А тебя заставит сатана поохать на чужой авторитет, источит на
зависть, когда у тебя от лености и потолок обвис. Еккл.10:18 – «От лености обвиснет потолок, и когда
опустятся руки, то протечёт дом». Песн.2:15 – «Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят
виноградники, а виноградники наши в цвете». Это малые грехи, погрешности, наклонности, корни – их
безжалостно отрубай, вылавливай. Даже видел грехи другого и глазам не верь, потому что иногда обманывают и свои глаза.
Да не по слуху суди – это лисенята через ограду перелезают. Где заповеди не соблюдаем, там и пролом в канонах, и туда
грехи великие и малые проходят. Ис.3:14 – «Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с
князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного — в ваших домах». Прем.6:8 –
«но начальствующим предстоит строгое испытание». Теперь начальники будут получать большой оклад и ещё
больше ничего не делать. Самое строгое взыскание будет с руководства страны, а потом со священников и учителей. Вам
отдают детей, души, и что вы там посеете? Это виноградник ваш.
Ис.5:3-4 – «И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что ещё надлежало
бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесёт добрые грозды,
он принёс дикие ягоды?» Итак, отнимем Бог ограду и будет опустошён. Бог всё время проверяет нас на
молитве, как приходим в храм, на исповедь. Священник должен строго спрашивать, как растёт его овца, какой плод мы
приносим. Дерзость – мать всех пороков. Запомните, что дерзкая жена, дерзкий священник, когда дерзко отвечаю, открывают
шлюзы всем грехам. За дерзостью придёт грубость, невоздержание, проклятие. А мать добродетелей - смирение, за ней дети
её – кротость, воздержание, человек рассматривает свою душу, что сделал вчера, самого себя, в вере он или нет. Дерзость
приведёт целую плеяду своих детей. С кем разговариваешь, надо смотреть, кто перед тобой стоит. Скажешь –тысячу раз
пожалеешь, а не скажешь – один только раз пожалеешь. Ис.5:7 – «Виноградник Господа Саваофа есть дом
Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот
— вопль». Потеряевка – это виноградник Божий. Здесь люди все крещёные, в правильное троекратное
погружение. Но какие грозды растут, дикие или добрые? Никто нас так не проверит, как мы сами себя, и не где-то, а на
молитве. Если ты живой, то в тебе отразится это слово: Иер.12:10 – «Множество пастухов испортили Мой
виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью». Что пастухи
делали в винограднике? Пастух – это священник. Он так и называется –пастырь. Они испортили виноградник. Более негодной
паствы, быть может, нет, чем православные. Ничего не знают. Бабушка к батюшке пришла: «благослови, батюшка». А куда она
потом благословлённая пошла, никто не знает. Духовного роста никакого нет. Есть лишь единицы, которые самостоятельно
читают Библию, что-то знают, а у остальных чудотворные, мироточивые иконы, монастыри...
Крестными ходами закружились. А чтобы священник сказал так: «Братья, служба закончилась, на занятия идите, собирайтесь,
читайте Слово Божье». Ни под каким видом такого поучения не дождёшься. Исследование Библии? Это уже не православные, –
так принято считать. А вот собрались, выпили – это уже православные. Ни один священник не подумает, что это не
православные. «Испортили Мой виноградник, Мой участок. Любимый участок Мой сделали пустой степью». Я не буду ничего
доказывать, просто внимательно посмотрите, когда будете эти строки Библии читать, что делается в Церкви. Уверен, что это
всё говорится о православных. Более пустого участка нельзя найти. И это виноградник Господень, Господь его насадил,
святые отцы истолковали Писание, у нас есть всё в руках для духовного роста и для спасения. У нас вышел 3-х томник
«Толкование Нового Завета». И в конце в рамочке написано выражение Иоанна Златоуста: «У нас, оттого, что нет никого
совершенно здорового в вере, но все больны, – одни более, другие менее, – никто не в состоянии пособить лежащим.
Так, если бы кто со стороны пришёл к нам и хорошо узнал и заповеди Христовы и расстройство нашей жизни, то не знаю,
каких бы ещё мог он представить себе других врагов Христа хуже нас; потому что мы идём такою дорогою, как будто
решились идти против заповедей Его!» – Иоанн Златоуст». У нас как будто никакой задачи другой нет, мы с
утра до вечера смотрим в Закон Божий и думаем: а как его лучше испортить? Если Заповедь, то как её нарушить? А повеление
– а как его не исполнить? Устав – как им пренебречь? Любой бы человек, исследующий нашу жизнь, пришёл бы к такому
выводу. Амос 5:17 – «и во всех виноградниках будет плач, ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь».
Такого стона, плача, как в православной Церкви, после того, как рухнул царский режим, быть может, никогда и нигде в
такой массовости ещё не было. Хватали прямо из алтаря, расстреливали в храмах, священников распинали на царских вратах.
Хотя распятие было отменено Константином Великим, и возобновили его только коммунисты. И чего только не было! Почему же
такое произошло? Господь даёт ответ: Ис.49:15 – «Забудет ли женщина грудное дитя своё, чтобы не пожалеть
сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя». Ос.4:6 – «Истреблён будет
народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною;
и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих». Из того, что случилось с нами, вывод
только один – это за отступление от Бога, и ничего другого нам нельзя было ожидать. Мф.21:28 – «А как вам
кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в
винограднике моём». Этот сын сказал: не пойду, а потом подумал: а что же я сказал? Что попало. И пошёл.
А другой сказал: «я готов», - и не пошёл.
Как вы думаете, какой правильней поступил? «Который сказал сначала «не пойду», а потом пошёл». Ведь речь идёт об
Израиле, о «святой» Руси, о православной Церкви. Ведь мы себя назвали пятым уделом Божьей Матери. Да какой же это удел?
Истоптано, испоганено человеческими вымыслами. И с кем бы в общение ни входили, какая бы власть ни была, всем священники
подыгрывали, хлопали в ладоши. Чего только ни делали. Один лишь епископ Митрофан однажды сказал Петру1: «Я к тебе в
Петергоф не приду, пока статуи обнаженных языческих богинь не прикроешь». Он ни в чём не обличил антихриста Петра. И тот
говорит: «Какой смелый старик, такого епископа у меня не было». Выходит, что даже это слово уже посчиталось за смелость
непревзойдённую. Мф.21:41– «Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим
виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои». Мы получили веру, эту веру Бог может
отнять, передать другим: детям или соседям, а то и сектантам, сделав их истинно православными, если мы не будем
исполнять заповеди Христовы. Если мы не будем вникать в Закон Божий, Закон совершенный, могущий приносить добрые плоды,
то наш виноградник будет отдан другим. В Потеряевке будут жить другие люди. Евангелие будут читать другие люди. И что бы
я ни делал, но проскальзывает мысль: «А что же будет дальше?» Чтобы закрепить то, что мы уже сделали здесь, нужно
припадать к Богу. Благословен Господь, дарующий нам понятие о духовном вечном преображении. Аминь.