размер шрифта

Поиск по сайту




Смерть лицемерам

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 14

Указатель: Гал.2:11,14

25.09.05. Сверхнеобычное было в галатской церкви. Там находился Пётр, верховный Апостол, и из числа семидесяти Апостолов Варнава, сотрудник, сподвижник и ранее Павла обратившийся. Приходит Павел, как, например, когда у нас в гостях уже один епископ, да вдруг бы ещё приехал к нам митрополит. Как бы мы радовались. Но случилось совершенно необычное. При всём народе Павел начал обличать Петра, и не просто обличать, а лицемерным его назвал. Такого вообще даже представить невозможно. Что-то подобное Мариам сделала с Моисеем, когда упрекнула его, и Бог её сразу проказой покрыл. Чис.12:1 – «И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, — ибо он взял за себя Ефиоплянку». Но Павла Бог проказой не покрыл. Что случилось? Потому, что Апостол Павел познал Евангельскую истину по откровению Божьему, а Пётр ходил со Христом три с половиной года и в той полноте так и не познал Его учение. Вот в этом состоянии, когда уже и Дух Святой сошёл, ситуация совершенно непонятная, и притом, ладно, Пётр виноват в чём-то, не так сделал, но написал-то Павел о том зачем? Написал, прочитали, да и спрятали бы послание, так ведь не потерялось оно, а вошло даже в канон Нового Завета, вошло в Библию, потом и на все языки мира переведено. Я не знаю, кому как это, но для меня история сия очень трогательной кажется и близкой. Потому что мне нередко выдают упрёки за то, что я в книгах своих говорю, что в Потеряевке делается, и называю по фамилии, по имени. Люди разобиделись.
Возражаю: «Правда или неправда написана – один должен быть вопрос». «Даже если правда, но зачем другим знать, а теперь кто в Потеряевку поедет, раз такие у вас там люди живут?» Я как историк и летописец обязан просто об этом говорить, не замазывать, не марафетить. Лицемерие - это такое состояние, когда люди говорят неистинно, не то, что в них самих есть. И обязательно за этим что-то есть, какая-то выгода. Иов.13:16 – «И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лицо Его!» Вот мы сейчас и посмотрим, и мы сейчас увидим, кто мы такие. Может быть, самые отъявленные лицемеры сегодня пришли сюда молиться, а настоящие верующие не пришли. Иов.13:10 – «Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите». Вот какая ситуация может быть, и притом это не я говорю, а Писание. Гал.2:11,14 – «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию... Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» Тебя побудила на это евангельская истина, Павел? Да. Но это слово «евангельская истина» православие не знает сегодня; если я сказал по евангельской истине сегодня, то мне в ответ сразу же: «Ты что, баптист?» Слово Евангелие как бы вообще не православное слово, а главное, как батюшка благословил, богослужение отстоял, причастие, исповедь – вот арсенал слов и весь запас. Ещё, если епископ приехал, тогда «владыка, благослови!». А «евангельская истина» – кто знает, да за неё и сражаться нельзя. Я знаю, было два человека, предстоятеля, которые говорили хотя не всё, а только по одному делу, о злодействе царя. Это митрополит Филипп Колычев и Павел Коломнский.
Есть такой фильм - «Князь Серебряный», это, конечно, художественный вымысел, но там много написано из того, что было. Когда царь выносит приговор, то вопрошает: «Праведен ли суд мой?» Все: «Праведен!» И только один человек говорит: «Неправеден!». Как все вздрогнули - как неправеден? Это значит, что сегодня несогласного с царём казнят. Надо большое мужество иметь, чтобы так открыто высказать тирану в глаза его неправду. Кто мог возразить Сталину одно слово? Не так даже взглянул, и вся семья исчезала навсегда, превращалась в лагерную пыль. Патриарх Тихон не мог встретиться с идолом кремлёвским, но он написал ему послание: «Подавлена всякая свобода печати, мысли, слова, расстреливают без суда и следствия». Вот новый исповедник, печальник земли русской, а остальные-то почему же молчали, почему Димитрий Ростовский копал до первого века, а что под носом, простите за выражение, не видел, что Петр І антихрист натворил в России, и почему он ни разу его не обличил? Ведь Димитрий Ростовский – выдвиженец Петра І. Вот про старообрядцев он круто написал и про бороды, и про то царь велел перепечатать, и как можно больше экземпляров, потому как царю Димитрий угодил. Был ещё воронежский Митрофаний, но обличение его просто смешно – царь Петр І его приглашал, а в Петрегофе статуи стояли, голые Венеры, в обнаженном виде нимфы, и он говорил: «Царь, это языческое». Так царь делал скидку, и когда епископ шёл, то покрывалом закрывали эти статуи. Царь-тиран любил его, и когда епископ умер, то Пётр шёл за гробом и говорил: «Такого старика у меня больше нет». Потому что архиерей ратовал за флот военный, собирал деньги Митрофан хороший. Лицемерие всё это. Да если мы пошли за Христом, то ты своё-то «Я» – авторитет, эгоизм оставь, не думай о том, как ты будешь в глазах людей выглядеть, оставь эту заботу.
Я испытывал людей так. В Барнауле всё-таки 670 тысяч населения, и вот я по городу иду босиком. Босиком, как в Потеряевке, но тут по асфальту, по главному проспекту, и прихожу в краевую администрацию, в краевую прокуратуру... босиком. Вы бы посмотрели на людей, как они смотрят на меня: это что такое. А я говорю: «Где запрет?» «Да нет, нигде запрета такого нет». Я говорю: «Сейчас подойду к колонке, вымою ноги». Гляжу, главный редактор газеты тоже босиком. Заразил. Но так ходили Апостолы, так ходил наш Христос. И это полезно для ног. Заразу можно было смыть. Зараза-то вся в том, что мы не идём и правду людям не говорим.
Я нашёл, что в Ветхом Завете описан такой правитель духовный Ездра; и если Господь позволит, то завтра у меня будет ещё к вам наставление про Ездру. Видимо, Ездра главный основатель, который собрал ветхозаветные книги воедино. Неем.8:9 – «Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте, потому что весь народ плакал, слушая слова закона». И Ездра как раз основал первую синагогу – школу, так как до пленения школ таких никто не знал. 1Езд.9:3 – «Услышав это слово, я разодрал нижнюю и верхнюю одежду мою и рвал волосы на голове моей и на бороде моей, и сидел печальный». Когда узнал о бедственном положении, о безнравственности людей, он рвал на себе волосы – вот так он страдал, так он мучался, что сам себя терзал, а потом Неемия принялся и за начальствующих как об этом написано и в книге Неемии 13:25 – «Я сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса и заклинал их Богом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя». Начальствующие переженились на иностранках и дети их на-половину только говорят на родном языке, на еврейском. Принялся, наконец, за мужей и начал их колотить, бить начал всех. Когда узнал, что комната церковная наполнена вещами пустыми для одного человека, он запретил это делать: Неем.13:7-8 – «Когда я пришёл в Иерусалим и узнал о худом деле, которое сделал Елиашив, отделав для Товии комнату на дворах дома Божия, 8 тогда мне было весьма неприятно, и я выбросил все домашние вещи Товиины вон из комнаты». Вот что нужно – устранить безразличие, возжечь в себе ревность о деле Божьем. А вы чего лицемерите! То, что это сын царя или сам царь, для меня это мало важно, я обязан сказать, как есть. 3Цар.22:14 – «И сказал Михей: жив Господь! я изреку то, что скажет мне Господь». Лицемеры не нужны. И мы сейчас посмотрим, что лицемер ни один не спасётся. Иов.27:8 – «Ибо какая надежда лицемеру, когда возьмет, когда исторгнет Бог душу его?» «Я знаю, что пьянствовать у нас в деревне нельзя, против устава, но я не проголосую за устав, за то, чтобы пьяница выехал из деревни». Кто тогда ты, как не лицемер. Значит, вам нужно, чтобы развращали нас, чтобы дети смотрели, как пьяные у нас ездят здесь. И вам это безразлично? Эти осколки мира, проклятого Богом, Бог истреблять будет и выметать будет, запомните это. Если мы крепко молиться будем о чистоте жизни, Бог нашу Потеряевку потеряет. Он вычистит всех лицемеров. Наше глубокое лицемерие Богу не нужно. Если ты христианин, то так и держи твёрдо эту марку. Ты христианин. Для того, чтобы быть не настоящим христианином, причины найдутся, тысячи причин, а причина главная – лицемерие. Если ты христианин, то пережги в себе своё «Я» и смирись. Взывай: «Наполни меня, Господи, благодатью Духа Твоего Святого».
Мы знаем о верности избранного Богом Моисея, о чём говорится в Книге Чисел 12:3 – «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле». Но когда Моисей принёс скрижали Божьи, написанные перстом Божьим с двух сторон, и увидел, что люди не Богу уже служат, а золотому тельцу, то он в гневе разбил их. Исх.32:19 – «Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою». В гневе? А разве можно так? Ты, говорят, верующий, а таким голосом говоришь гневным. А вот в монастырях батюшки нежные такие, в головку поцелуют, погладят. Слово «кротчайший» не относится ни к Павлу, ни к Петру, ни к кому, а только к Моисею. К Моисею, и притом эта характеристика несомненно верна, ибо написана перстом Божьим. Ни один человек на земле, ни Божья Матерь, никто - не получал такой исчерпывающей характеристики, сохранившейся до сего дня на всех языках мира. Незримый Бог написал зримое письмо. Этот раритет, который невозможно оценить всеми богатствами мира кротчайший разбил. Хотя бы осколки те оставил посмотреть, как Бог пишет, какой у Него почерк. Нигде ничего нет, ни в одном архиве. Это был всемирный раритет в одном экземпляре. Да как ты мог разбить дар неба? Ногой бы топал на непокорных, палкой бы ударил кого-то, но причём тут скрижали? Или уже не нужен вам закон Божий? «Я его уничтожаю, вы недостойны иметь сей источник света с неба». Но если у нас в Библии не будет копии этого закона, и если мы не будем его исполнять, то о каком тогда спасении нам можно будет говорить? Бог опрокинет и сметёт снова с лица земли грешный мусор.
Раб Моисей – кротчайший. Эту характеристику Бог дал ему, а если Бог дал, значит она неоспоримая, значит слово «кратчайший» входит и в гнев, и притом в гнев великий – даже взял бы перед вами рванул Библию и разорвал, а... тут бы молва-то какая про меня пошла сейчас? А ведь это одно и то же, даже меньше, потому что книг таких как Библия у нас в Потеряевке десятки. У меня одного сколько их! А скрижали одни за всю историю человеческого общества. Вот что значит ревновать, не быть лицемером. А лицемер говорит: «Ну ладно, ребята, я вас прощаю, подходите на исповедь». Никакой исповеди не будет, я осколками вам голову поразбиваю, если так будете делать. Вот ревность-то где. И Апостол Павел, движимый Духом Святым, противостал первоверховному Апостолу Петру при всех: «Лицемер ты, Пётр Ионович. Плакался Христу, при кресте стоял, тебя Бог этому учил? Не было тут ваших староверов, ты ел с язычниками. Почему ты стал устраняться от них, когда ваши обрядоверцы сюда пришли? Почему так несправедливо делаешь, какая причина? Стал удаляться от них и вместе не стал есть с ними, боясь, как бы не оскверниться ради евреев!» Я думаю, что Павел грозные упрёки выложил перед всеми, а не наедине, ибо говорит: я противостал. Я не знаю ваше состояние до конца, как вы считаете, но когда дохожу до этого места, я счастливым делаюсь: какой я счастливый, что я родился после Павла. Что был впереди такой человек, который оправдывает все мои действия, если я покажу ревность даже как бы не по рассуждению. Бог зачтёт всё. Даже неумело ты сделал, как Златоуст говорит, что если не идёт человек на богослужение в воскресенье, а поехал на поле своё, то ты стащи его с телеги, разбей ему, может быть, колесо. И когда скажут: «Ты же христианин, почему ты так сделал?», - ты ответь: «За Бога ратую. Душу в рай тащу». Не будьте лицемерами. Если мы пошли этим путем, значит нужно до конца его доводить и в Царстве Небесном получить награду.
В 3 книге Царств 24 глава 3 стих говорится о подкопе под царя Соломона, когда он едва только воцарился. Сводный брат его Адония попросил девушку красивую, которая была некогда близ отца его Давида, Ависагу, и Соломон сразу разгадал его замыслы. 3Цар.2:24 – «ныне же, — жив Господь, укрепивший меня и посадивший меня на престоле Давида, отца моего, и устроивший мне дом, как говорил Он, — ныне же Адония должен умереть». На свою голову испросил беду, и тут же был убит. Никакого лицемерия быть не может; Бог доверил мне царство, и я обязан управлять им со всей твёрдостью. За подобную ревность о царстве Соломона нигде, ни одним словом не упрекает ни один писатель. Так Адония же ничего ещё не сделал, только попросил девушку, попросил через мать Соломона, соблюл субординацию, но мудрец разгадал его замысел.
Читаем про старца 90-летнего Елеазара, когда предложено было ему вместо свинины баранину поесть, и он говорит: 2Мак.6:24 – «ибо недостойно нашего возраста лицемерить, дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешёл в язычество». И как молодежь посмотрит на это лицемерие, какой я пример оставлю!? Никогда не лицемерьте, отвечайте правильно: «да» или «нет». Мф.5:37 – «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». А всё остальное лицемерно сатана только говорит. Приучайте детей к искренности. «Ты дома конфеты воруешь у бабки?» Выйди и скажи, что да. «Ты же хвастаешься?» Выйди и скажи: да, я люблю прихвастнуть. Что ты лицемеришь, показываешь себя честным, а подозрение падает на другого. Ходил, куда тебе не разрешили? Выйди сегодня и очисти душу свою раскаянием, потому что душа, заваленная лицемерием, воскреснуть сама не может. Её Бог может только отвести от греха и вытащить.
Мф.6:2 – «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою». Господь говорит о людях, которые творят добро, но хотят, чтобы их знали, напечатали на доске почёта или на мраморной плите указали, что вот такой-то вор-мэр города, такой-то вор-олигарх помогал строить храм Христа Спасителя. У них и миллионы и миллиарды награбленных денег, да ещё и трубят, что они в этом участвовали, в постройке никому ненужного храма. Слово «лицемерие» встречается в Библии 49 раз. И из них 32 раза, т.е. 2/3 раза в Новом Завете. Запомните цифру – 32 раза во всём Новом Завете. Но в одной главе 23 Евангелия от Матфея слово «лицемерие» встречается 8 раз. Это глава про Лицемерие. Лицемерят люди, когда молятся. Господь советует закрыть комнату, чтобы никто не видел. Лицемерят, когда постятся. Помажь голову твою, лицемер, да не будет благое дело на показ, чтобы видели, какой я благочестивый. Если мы не такие дома какие здесь стоим или сидим, как на картинке, то мы лицемерим под добродетель. Нарисовать нас надо, и по форме-то мы одетые, да какие мы все хорошенькие! А если мы дома непослушные да вредные, то здешнее, храмовое, есть всё лицемерие. Самые настоящие лицемеры сегодня собрались сюда, кланяются, да, мало того, ещё к иконам подойдут, с народом раскланиваются. Не кланяться народу! Мы морального права не имеем, чтобы нам кланялись.
Мф.16:3 – «Лицемеры! различать лицо неба вы умеете, а знамений времен не можете». Лицемеры, на небо смотрите, узнаёте, что будет ветер, циклон, радио слушаете, дождь идёт, а время не узнаёте? Вы по времени смотрите, уже всё перед концом, не сегодня-завтра эта свобода кончится, антихрист уже, где то идёт. Мф.22:18 – «Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?» Лицемеры! Вы сотворяете «царство небесное» для людей такое, которое не имеет основания на страницах Библии, т.е. ложное христианство; рисуете его, как лубочную картину, а в самих вас неискренность. Исследуя историю русской церкви, я нашёл, что сплошное и непрерывное лицемерие шло, непрерывное, и никто не обличал. Что попало князья делали: дрались, убивали друг друга, а про Грецию и говорить не надо – 2/3 всех императоров умерли насильственной смертью, и часто участвовало в этом духовенство. Мф.24:51 – «и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов». Лицемеры должны плакать и будут там, где плач и скрежет зубов. Ни один неискренний, показывающий себя другим, чем он на самом деле есть, а кажется, надувается, а на самом деле в нём ничего и нет – не имеет надежды спастись. Если ты верующий, то веди себя как верующий, узнай норматив для верующих; если ты рождённый свыше, то узнай, какие дела мёртвые, какие дела живые. Если в тебе обида есть, то ещё далеко тебе до совершенства – это мёртвый человек, или вы ещё как младенцы во Христе. А младенцы во Христе, значит вы как плотские, а мы должны быть духовными. 1Кор.3:1 – «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе».
Апостол Иаков в 3-ей глава 17 стих, показывая качества мудрости, говорит: Иак.3:17 – «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна». Учителя, учите детей нелицемерной мудрости, чтобы они прямо сказали: «да, я не выучил, я пробегал». И никаких других причин не было, чтобы он не лгал никогда и не старался представиться здесь перед нами таким расторопным, а как только вышел, то совершенно другой. Значит, это ваш ученик, полновесный лицемер. 1Петр.1:22 – «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца». Совесть и душу надо чистить от лицемерия. Лицемерие непрерывно и всюду проявляется с малых лет. Ребёнок хочет показаться другим, начинает с того, что родитель за что-то его наказывает, а он показывает на другого, старается тебя отвлечь, уже разыгрывает маленькую сценку. 1Петр.2-1 – «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие». Павел упоминает о нелицемерной любви, чтобы искренне любить. 2Кор.6:6 – «в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви». 1Тим.1:5 – «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры». Даже не говоря ничего, скажем только, что самая нелицемерная любовь проявляется в тайной молитве. Я однажды услышал выражение «лицемер никогда тайно не молится». На людях - да, а вот дома чтобы он встал, там, где никто его не видит и спрятался в уголок, в уединённое место, этого нет. А лицемеру зачем тайно? Ему надо, чтобы видели, чтобы знали, какой он крупно верующий. Лицемер обязательно напоказ что-то делает, и пятёрки получает, и знания – а надо, чтобы искренне желал он того.
Очень много о лицемерии говорят Соломон и Сирахов. Сир.1:29 – «Не лицемерь пред устами других и будь внимателен к устам твоим». Очень много мы согрешаем, когда лицемерим, нахваливая, одобряя, в то время, когда внутренне понимаем, что это не так. Участвует кто-то в поздравлении и меня спрашивают: «А почему Вы не поздравляете?» Я отвечаю: «Так он не достоин того». Почему с днём рождения не поздравить батюшку? Да в чём поздравляли, то от него ничего не зависело. Я поздравить могу, если он сохранил истину, понёс Евангельский свет людям. Почему его день рождения должен справляться более торжественно, чем мой или чем твой? Сир.32:17 – «Ищущий закона насытится им, а лицемер преткнется в нём». Нашим качеством должна быть любовь к Библии, а лицемер притыкается в слове Божьем. Он, когда читает, постоянно чем-то недоволен. С живущей вольно женщиной чуть припадок не случился, когда я ей прочитал из Библии, что их женская природа опасна и они страшнее медведей и змей. Она тут же вспыхнула, посчитав, что вся Библия против женщин. «Какая-то у вас Библия злая, я никогда такой книги не читала» – я слышал много упрёков в адрес Священного Писания. И всё время претыкается человек, когда ему скажешь, кто он на самом деле есть во свете Библии. Но когда показал, что женщина должна быть в платке на молитве, так сектанты сразу же: «Да это же в Ветхом Завете написано». Лицемер-сектант преткнулся и разбился на этом месте Писания. 1Кор.11:13 – «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?» Показал, что детей наказывать необходимо за дерзость. Пр.27:20 – «Мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза, и неразумны невоздержанные языком». Сир.30:8 – «Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким». «Да это Соломон придумал», – кричат лицемерные горе-христиане и среди православных уже. Они притыкаются непрерывно. Ничего не знаешь и остатки проспишь
Иов.8:13 – «Таковы пути всех забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет». Если ты лицемер, но ходишь в храм и спишь здесь, то ты от Бога истинного, видящего тайное, ничего не получишь. Никакого Царства тебе не будет, надежда твоя погибнет, ты пришёл сюда, ревнуя не о правде Божьей. Пни себя, уколи. Бывает, что переутомился, не можешь, но крепись. Что же ты так удобно сложил руки, облокотился, откинулся и рот разинул. Вполне уже явно, что мёртвый сидит. Иов.13:10 – «Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите». Бог знает наше лицемерие, что называемся верующими, а на деле-то ничего и нет. Видя такое состояние, посторонний говорит: «Что с человеком?» Нужно же, чтобы говорили наоборот: «Вот какие перемены Бог произвёл в нём, вот что Иисус Христос сотворил с душой». Чтобы каждому было явно, что этот человек уверовал. Это новая душа, она продвигается, духовно растёт. Иов.13:16 – «И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдёт пред лицо Его!» И если человек говорит в ответ на обличение: «Ты вот обвиняешь меня, а давай по слову Божьему посмотрим», - то с этим человеком можно разговаривать, потому что лицемер не пойдёт на это, он под любым предлогом за Библию не сядет. Если я ему предъявляю какое-то обвинение, то я ему говорю: «Давай по Библии посмотрим, ведь ты же не прав». Лицемер не пойдёт на это – его сразу можно увидеть.
Спрашиваю у лицемера, почему боится сесть за Библию, а он отвечает, что времени нет. В воскресенье давай сядем, а ты всё равно отказываешься. Давай полистаем, почитаем – но этот лжехристианин не желает. Душа верующего вознегодует на лицемера. Это естественно, он дружить с ним не будет и вознегодует. А у нас дошло до противного Писанию и здравому смыслу, что уже лицемер негодует на того, кто правильно делает. Доходит до того, что приехал у нас архиерей, и мы одного называющегося братом зовём на общую трапезу, он же насупился и отказывается, начинает объяснять, почему с нами не будет, что вот потому что он-де обижен. Да если ты даже за стол не хочешь сесть с верующим, то как ты будешь молиться? Написано, что если даже просто дома вечернее правило исполняешь, которое ты, по сути-то, и не исполняешь, то тогда отложи молитву, пойди прежде примирись, а потом молись. Вот ведь как. А тут в храм причащаться идёшь, а с братом за стол не можешь сесть – «он меня обидел». Обвинение не вынесено ещё, решения церковного суда не вынесено, а ты уже решаешь, будешь ли с ним здороваться. 1Иоан.4:3 – «а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире».
Иов.20:5 – «веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна» На время может победа быть, но это одно мгновение. Иов.27:8 – «Ибо какая надежда лицемеру, когда возьмет, когда исторгнет Бог душу его?» Господь говорит, что участь лицемеров с теми, где плач и скрежет зубов; а здесь говорит, что лицемер не спасётся. Никакой надежды ему нет. Это не маленький грех, но грех, в котором человек не раскаивается; ибо если бы раскаялся, то он должен бы сказать, что вот я говорил, я показывал себя верующим, а на самом-то деле ничего у меня и не было. Мне приходилось встречать священников, которые вышли перед народом и говорят: «Мы вас исповедовали, причащали, а настоящей веры-то у самих и не было. Библия не стояла на первом месте, а мы ещё учились в академиях, высшее образование мирское у нас. Вот какое было наше состояние». Вот это я понимаю, что раскаяние полное. Такая история была в городе Фрунзе. Иов.36:13 – «Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы». Я тоже в жизни это встречал, когда священники сидят в камере, и я передаю им передачи, а они в шахматы, в домино играют. А потом, когда я сказал, что нельзя же так дурно пользоваться свободным временем, они перестали играть. Один из них, когда вышел из тюрьмы, то говорит: «Я только там начал учиться молиться». В тюрьме, в камере попа надо было зажать, в клоповник, вот тогда он начал шевелиться, тогда лицемерие его, шкура с него слезла поповская, и он уже там не отец Михаил, а Мишка. «Мишка, к тебе пришли». А здесь-то он был Зосимой-иеромонахом. Пр.11:9 – «Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются». Правды другу не говорит, лицемерит. А ты заметил, что он плохо себя ведёт в храме, подскажи, наставь, запрети. Смотрят и ни один не скажет. Сколько раз говорил, чтобы на ступени перед алтарём не садились, зачем садишься туда? Чтоб тебя видели, лицемерка.
Депутаты и олигархи себя показывают по телевизору такими уж радетелями о благосостоянии народа. Ис.32:6 – «Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать хлеба и отнимать питьё у жаждущего». Но никто так не надувается, чтобы показаться святым и праведным перед народом, как попы. И сказать о том нельзя. Они страшно обидчивы и мстительны. Но Библия разоблачает и их и срывает с них маску, и они превращаются в самых заурядных лицемеров, в родных братьев тех, кого пророки укоряли. Иер.23:11 – «ибо и пророк и священник — лицемеры; даже в доме Моём Я нашел нечестие их, говорит Господь». Вот характеристика священников, проповедников и пророков, тогдашних и нынешних, – лицемеры. В доме Божием, в храме и не счесть их. Они почитаемы, люди подходят, благословляются, а Бог говорит: «Вы подходите к лицемерам, ибо они лицемеры». Интересное толкование даёт Иоанн Златоуст тому месту, где Павел обличает Петра. Златоуст был адвокатом, и я его понимаю, когда он защищает, и защищает блестяще, и Петра, и Павла. Он говорит, что у них как бы договор был такой и очень похоже, что так и было, что Пётр говорит Павлу: я сделаю вот так, чтобы не оттолкнуть евреев-староверов, которые там держатся за пищу и прочее ветхозаветное. А ты приди и при всех меня обличи, а я промолчу. Тогда, глядя на меня, что я молчу, и они смирятся. Скажут так: «Если Пётр молчит, то уж нам-то что высовываться здесь». Это два вола, два быка – Пётр и Павел, запряжённые в один плуг и нам неинтересно одного завалить, тогда и второй не потянет. Нам нужно этого оправдать и того сохранить; что Павел не нагло поступил, а по истине, и что и Пётр не лицемерил, хотя показано было, как бы лицемерно он поступил, а старался других спасти, которые были слабы в вере. Если это так, то пусть и в нашей жизни случится подобная мудрость, чтобы и лицемерие наше было испепелено, и лицемеры восстали из мёртвых, и стали все мы искренними обличителями всякого греха. Аминь.

Плоть немощна и тленна – это факт,
Стареет, разрушается, вешает;
Рот, слово печь, а руки – мой ухват,
Всё тянут до себя. не оплошают.
Осознаю себя, насколько помню,
По внешним признакам души, а чаще тела,
Вот две ноги – осёдланные кони,
И не одна заноза в них засела.
По мере обихода и заботы
Тащили тело, подгибаясь в пьянке;
Каблук железный не один был стоптан,
Всем без разбору наступал на пятки.
Родные, вынесли, облава позади,
Свет от Евангелия полыхнул нежданно,
Желанье новое – как Богу угодить,
Распорядиться мне здоровьем данным.
Давил мне плечи с книгами рюкзак,
И тонны Библий расходились сходу,
Понятно, ходу не было назад,
Всем души накормить – моё святое хобби.
Магнитофонов, пишущих машинок,
Катушек с записями Библий и канонов!..
Со Златоустом власти устрашили,
За житиями крались из ОМОНа.
В содружестве двух рук моих и ног
Плодилось, плавилось, садами расцветало.
И в немощи моей проявится лишь Бог –
Неведома пусть будет мне усталость.
Ход не замедлить – книгоноша жив,
Успеть лекарства разнести увечным,
К обрезанию наточить ножи –
Живой поток теченью лжи навстречу.
Плоть от молитвы и поста крепчает,
Рассохшееся пояс обручем стянул.
Благополучно бы суметь пристать к причалу,
Не упустить штурвал, а по земному – руль. 15.12.05 ИгЛа

Список всех проповедей

335

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: