размер шрифта

Поиск по сайту




Надежда

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 13

Указатель: Евр.6:18-19

Сегодняшнее апостольское чтение - послание к Евреям, одно из самых трудно-истолкуемых мест. Апостол Павел доказывает что в Ветхом Завете все до единой чаши, до единой вилки, до единой шерстинки - всё говорило о пришествии Миссии. Ты думаешь, что просто рыжая телица приносится в жертву? Чис.19:2 – «Вот устав закона, который заповедал Господь, говоря: скажи сынам Израилевым, пусть приведут тебе рыжую телицу без порока, у которой нет недостатка, [и] на которой не было ярма». Не так, но – это окровавлённый Христос. Её нужно было сжечь – это означает, что Он сгорает в любви на кресте. Видите, какие прообразы. И поэтому толковать, применять на сегодняшний день, что предлежало приносить в жертву, очень трудно. В 18 стихе я всё же нашёл то, что нас может приблизить к пониманию того, что же хочет сказать Павел. Мы знаем такое выражение «вера, надежда, любовь». Вера - крест, надежда - якорь, любовь - сердце. Так на открыточках и рисуют. Евр.6:18-19«дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твёрдое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу». Кто видел якорь, тот понимает, что это такое. Что бы воткнуться в грунт, он должен наклониться. Бросают несколько якорей, потому что один не может удержать корабль. Главное – какой грунт. Бывает грунт каменистый. Да и какой якорь, а то случается, что ломается шейка. Вот это всё касается нас. Надежда - якорь, и заброшен во внутреннейшее на небо. Я беседовал со многими, в том числе и со священниками, и ни один не мог мне показать разницу между верой и надеждой. А разница всё-таки есть, и немалая.
Когда-то верили, что придёт коммунизм. Спросишь: «А ты надеешься, что будешь жить при коммунизме?» «Нет, я уже старенький». То есть верить верят, а надежда конкретизирует. Посмотрим, что такое надежда. А евангельское чтение будет о вере. Слово «надеяться» встречается в Библии 169 раз, а слово «надежда» - 142, итого 311 мест в Библии надо открыть, чтобы понять. Посмотрел словари, энциклопедии - даже близко не подходит. Что бы истину знать в конечной инстанции и не раскаяться от плодов знания, надо смотреть в Священное Писание, Слово Божие. Библия – это откровение Божие, данное нам на доступном языке, чтобы было понятно, и в меру «яко же можаху». Бог дал бы больше, да мы не понимаем, сердца не приготовленные. Поэтому Златоуст поясняет, что Бог говорит с нами, как мать с ребёнком, так же сюсюкает с человеком, чтобы он лучше понимал. Бог с нами разговаривает языком любящей матери.
2Макк.7:14 - «...умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога». Когда люди проклинают, судятся, сажают, то часто кажется, что нет никакой надежды. «И вот тут мы научились молиться» - попы, епископы говорят. Где? На Соловках, когда их расстреливали, тогда научились молиться. Священник к нам ходил, раньше он был нашим врагом, а теперь перестал враждовать. Он говорил, что молиться научился, когда в тюрьму попал. В алтаре был, на епархиальных собраниях, исповедался, а молиться не умел. Вожделенно возлагать надежду на Бога. Тебе трудно, болеешь, но надейся на Бога. Говорят, что болеет такой-то. Да он же врач! Ему-то болеть тяжелее, его страдания ещё больше, он знает, что болезнь тяжёлая, что не вылезешь из этой болячки. 2Макк.7:20 – «...благодушно переносила это в надежде на Господа».
Как пользоваться надеждой? Во-первых, благодушно, с надеждой на Бога. Надежда бывает ложной, вера бывает ложной и любовь бывает ложной на земле. Но у верующего всё должно быть высшего качества. Вера от Христа. Надежда заброшена во внутреннейшее, как бы в алтарь небесный. А за что зацеплена? За любовь Божью – Он нас любит. Он обещал: Евр.13:5 – «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя». В стихах, которые сегодня читали, уже достаточно оснований, что бы нам спастись. И о врагах, и о надежде на Бога. У Давида часто встречается слово «надежда», кажется, чаще, чем в других книгах Библии.
Читаю из книги Маккавейской, когда Израиль побеждал в неравной войне и не просто так, а с малыми жертвами. А не так как Василевский говорит: «мы Кёнигсберг взяли за три дня в последние дни войны, а он был рассчитан на полгода обороны». «А во что обошлась победа в битве?» «Да 157 тысяч солдат положили». Ужас! Это 157 тысяч кормильцев, они всю войну прошли, в последний день погибли. Изверги, палачи!!! Сегодня Солженицын говорит о тиране и деспоте, человекоеде. Кто такой? Жуков. Какая необходимость была в конце-то войны так ломиться в Берлин, ну подождал бы, помолился с надеждой на Бога, устроил переговоры и враг бы сломился. Да человек дрова так не жжёт, как этот душегуб людей губил. Он лба не перекрестил, а его, пишут, готовят к канонизации, изверга.
У нас этого нет. Я говорю о том, что делается сегодня в патриархии. 3Ездр.7:50«Нам предсказана вечная надежда, а мы, непотребные, сделались суетными». Вечная надежда нам обещана от Бога. Чтобы ты ни делал сегодня, делай только ради Христа и получишь награду. Самое маленькое, что ты сделаешь ради Христа, вернётся к тебе же во сто крат увеличенное. Мф.19:27 – «Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?» Да что они там оставили-то? Дворцов и должностей не было, но оставили рваные сети. А Златоуст говорит, что в этом все было для них. Ты не смейся над бабушкой, которая к батюшке подошла с плачем, что горе у неё большое, курочка издохла. Оказывается, курочка – это всё, что у неё было, источник дохода. Это больше, что для богача бы лопнул банк.
Всякой суете надо сказать: «отойди прочь». И что бы нам ни сулил враг, будешь потом иметь убытки. Ни один адвентист в субботу покупать ничего не будет. У меня однажды в воскресенье обедали адвентисты и первым делом спросили: «А вы случайно хлеб не в субботу покупали?» Они есть его не будут, чтобы не участвовать в нарушении субботы. А не так, что мне нельзя этого делать, а ты сделай за меня. Какой-то вроде бы мифический канон есть, что священнику убивать животных нельзя, а мясо есть можно. «Ты заколи, а я съем». Лицемерие сплошное. Надо надежду иметь на Бога и, уповая, сказать: не постыжусь. Рим.5:5 – «А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Прем.3:4«Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия». Смеются некоторые: «Да с твоими-то знаниями, ты бы кем мог бы быть!» И никого из них уже нет, всех ветром раздуло. Мы в самом низу были, и кто хотел, о нас ноги вытирал. А теперь спрашивают: как вы определили, что на такую «коняжку» поставили, как вера? Вера сейчас в гору идёт. А мы на коммунизм ставили, и всё пропало». У меня вера во Христа, но я не знал, что так будет, что открыто можно будет говорить о Христе. Надежда наша полна бессмертия, потому что её дал Христос. Ты не думай, что если ты старенький, то ты никому не нужен. А ты скажи: «Надежда моя полна бессмертия. Я молюсь за правителей, чтобы был мир. Что бы у людей был достаток, а не работать на пенсии, подметать ходить». Лучше с внуками водиться пенсионерам. В других странах тоже трудно заставить бабок с внуками водиться, они все путешествуют, все на экскурсиях, им достаточно пенсии для этого. Об этом молиться надо, чтобы наши бабушки высвободились для воспитания внуков, для храма, для молитвы.
Прем.Сол.5:14 – «Ибо надежда нечестивого исчезает, как прах, уносимый ветром» - а не я ли тот нечестивый? На что я полагаю надежду? Говорит мне верующий: «Полагаю надежду в детях». Ох, шаткая твоя надежда. Выросли, дома не ночуют, с наркоманами якшаются, учиться, работать не хотят. Возложил бы надежду на Бога, отовсюду бы принимал помощь, советы. Не один мне говорил: «Ты сам нарожай и воспитывай, не лезь!» Да ты бы отовсюду принимал помощь. Ты трудилась, ты кричала, ты рожала, а теперь надо рождённое претворить в образ человеческий, а потом в ангельский. Монах может ли подсказать, как воспитывать детей? Самые лучшие наказы давали Златоуст, Апостол Павел, у которых детей-то и не было. Некоторые говорят: «Мы будем воспитывать, не наказывая». Просчитаешься! Прит.13:25«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Да не говори, что наказание было только в Ветхом Завете, а сегодня наказание детей устарело. Вот инструкция на ту же розгу уже в Новом Завете: Евр.12:7-11 – «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности». А не так, чтобы не наказывать, а потом размахнуться и ударить по лицу, и девушка будет с синяком ходить. Это запрещается, это хулиганство. Наказывать нужно с разъяснением, да помолиться до и после наказания. И не унизь ребенка, чтобы другие дети не видели, как наказываете провинившегося. Почему? Потому что это личность растёт, его на небо нужно доставить. Родители, которые не воспитывают детей боговедению - хуже убийц. Убийца только тело может убить, а ты бессмертную душу в ад прописываешь, говорит Златоуст.
Прем.17:12 - «Чем меньше надежды внутри, тем больше представляется неизвестность причины, производящей мучение». Начинают мучиться, что вот такие обстоятельства, такие законы, да ещё что будет за этим... Да, ничего мы не знаем и не надо мучиться. Надежды нет, а чем меньше надежда, тем больше страхи, тем больше смущения. Сир.15:2 - «Блажен, кого не зазирает душа его и кто не потерял надежды своей». Как трудно ни было Давиду, но он не терял надежду. Как бы хорошо ему ни было, когда он падал в стремнину плотских вожделений, но надежду на спасение не терял. И мы знаем царя Давида, как псалмопевца, и не просто царя, а как отца Христа: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Мы знаем его как царя, и мы знаем самое главное его имя - отец, прадед Иисуса Христа. За веру, за любовь, за непоколебимую надежду сохранился Давид. Это образ для нас – как бы низко ты ни пал, вставай. Как Иов говорит: Иов.19:25 – «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию». Верю, что я получу потерянное в воскресение из мертвых. Сир.35:1 - «Пустые и ложные надежды — у человека безрассудного, и сонные грёзы окрыляют глупых». Как сектанты: «а я не только надеюсь, но абсолютно точно знаю, что в вечности я буду со Христом». Чтобы быть со Христом, надо идти за Христом, и не просто идти на стадион кричать, воздух сотрясать. А надо бежать, и не просто бежать, а чтобы получить награду. «А я чаще исповедоваться и причащаться буду, и такую святость на себя нагоню, буду часто под куполом стоять, там такая энергетика». А энергетика одна только – смирение, труд, пот. Господь считает наши шаги. Сир.34:14 - «Боящийся Господа ничего не устрашится и не убоится, ибо Он — надежда его». Мы не знаем, может, мы войдём в третью мировую войну, может, войдем в распад России, может, под владычество другой державы – об этом в открытую говорят депутаты. А наша надежда на Бога. Господи, не до конца прогневайся. Будет только то, что у Бога разнаряжено.
Псалмопевец Давид 10 раз употребляет слово «надежда». Пс.70:5-7 - «Ты - надежда моя, Господи», «Ты твёрдая моя надежда», «упование моё от юности моей». Запомните и заучите эти вздохи скитальца. Как бы трудно ни было, скажи: Пс.118:116«...не посрами меня в надежде моей» - это молитва наша. Почему? А так легко грех запинает, суетность, но успею ли покаяться? А так легко смертью можем быть схвачены, мгновенно, даже рот не закроешь.
Деян.24:15«имея надежду на Бога, что будет воскресение мёртвых» - вот главная надежда наша в чём. В том, что будет воскресение мёртвых. Наши дела, проповедь, труды, смирение для того, что будет воскресение. Деян.26:6«И ныне я стою перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам». Апостол Павел с детства научен был иметь надежду на Иегову, и вот теперь перед судом стоит за надежду. Просите Бога и Бог даст силы устоять. Не знаешь, как будет – потому веди себя тихо. Но если Бог допустит - молись, чтобы заранее Бог укрепил.
1Иоан.3:3«И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист». Ты хочешь в Царство небесное попасть - чисти себя. Чем очищаемся? Кровью Иисуса Христа. Рим.5:2,4-5«хвалимся надеждою славы Божией... от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым». Какая здесь связь? «У меня надежды нет». Значит нет и опытности. Выйди на поприще. Солженицын пишет: ну не все же были трусы на войне, и не было столько удавленников. За Христом пойди, Он объявил войну дьяволу. Война наша не против плоти, а против духов злобы поднебесной. Рим.8:24«Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?». В вечности надежды не будет, когда войдём. Т.е. когда на фронте, ты надеешься вернуться домой, а когда вернулся, чего теперь надеяться, ты дома. Надежда при встрече со Христом исчезнет. Любовь будет царствовать вечно.
Рим.15:4 – «...утешением из Писаний сохраняли надежду». Нет надежды? Занимайся Писанием. Читай, находи эти места и надейся. Не знаешь, о чём я сегодня говорил? – только о надежде. 1Кор.9:10«...кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою получить ожидаемое». Ты что-то сделал – ради Бога, стерпел (мог бы так ответить!) – ради Бога стерпи. Сеешь, подаёшь милостыню – с надеждой. От нас некоторые смутьяны ушли и говорят: «Я платил десятину...» Всё, потерял. Ты для Бога делал? Еф.2:12«вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире». У безбожника никакой надежды нет, надежда лицемера вспыхнула и исчезла. 1Фесс.2:19«Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?» И вы тоже наша надежда, что за каждого из вас я получу награду от Господа? Мне хотелось бы быть надеждой вашей, что не зря познакомились с вами, что священник надежда, епископ надежда наша. Чтобы мы ощущали её, соприкасались с ней. Апостол Павел конкретизирует слово «надежда». 1Фесс.5:8 – «Мы же, будучи [сынами] дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлём надежды спасения». Враг будет бить тебя по голове. Проверьте сохранность головы своей. Господь в силе отразить эти удары. Шлёмом называет надежду. 1Тим. 1:1«...Господа Иисуса Христа, надежды нашей». Господь Иисус Христос – наша надежда. И мы друг для друга надежда. Слава Иисусу Христу, Богу нашему, даровавшему надежду всем верующим в Него. Аминь.

Нигде, пожалуй, столько нет вранья,
Как в песнях и рассказах о войне;
Врагов клеймят, шельмуют и бранят,
И зло в потомках с каждым днём сильней.
Где после смерти маршалы, солдаты,
С проклятьями ушедшие с земли?
Непримирённый с Богом, каков его там статус –
Как листья прошлогодние в могилу замели.
Награды за убийство неподъёмны,
На каждой кровь и муки пострадавших.
Осиротели дети, плачут жёны,
И независимо, чужие или наши.
Уменье ждать, терпеть до избавленья,
Которое по плоти мало значит;
Благословенье Божие к смиренным пленным –
Прощенье получить, что может быть им слаще?
«А Я вам говорю, врагов любите,
Голодным - хлеб и жаждущим - воды»,
Один побитый стоит двух небитых,
Не он ли в победителях сидит?
Когда грешащий на своих дрожжах,
В нём вкус привычек, давнишних замашек,
Не слышит обличений, словно падишах,
На подчинённых кулаками машет.
«А Я вам говорю», - Христа рецепты
Любому по карману и на пользу...
Пришла война – всех захватила сетью,
И не в ушах - в носу отныне кольца.
Победа нам не над врагом нужна,
Не справедливость даже человечья,
Нам осознать бы, что для нас война,
Врачует душу, тело же увечит.
Победы день неоспоримо близок,
Когда себя виновными признаем.
Евангелие близко стало – первый признак,
Что гордость может сдаться, и опустило знамя. 6.5.05. ИгЛа

Список всех проповедей

580

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: