размер шрифта

Поиск по сайту




Где благословлять?

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 7



Мы стали говорить о том, где благословлять. И оказалось, что Бог ищет Себе поклонников, поклоняющихся в духе и истине. Люди думают, что только богослужение «от и до» составлено, ни одной буквы ни добавить, ни убавить, службу вести пять часов. Мы решили по-другому: больше времени уделить проповеди, и назвали вечернее богослужение, а в скобках «так называемое апостольское»; а утреннее богослужение «так называемое». Не апостольское, потому что мы не знаем, как было при Апостолах. Некоторые и сегодня всё ещё не согласны, что мы так ведем богослужения, кода с нами нет священника. У нас в Барнауле все согласны, а в Потеряевке есть ещё, кто не приходит на эти богослужения, да и не согласны.

Я ещё раз хочу сказать: мы славим Бога и душа наша свидетельствует нам, что это – хорошо. Есть, что что-то можно доказывать, а здесь вообще не надо доказывать ничего. Ты сел, у тебя вкусное, нормальное; как ты это докажешь? Тебе нравится? Ничем тебе не доказать. Я люблю Бога, а ты не любишь. Как я могу доказать это? Тут дело больше. Нас Бог милостью Своей наградил.

Иконы, какие у меня есть, более десяти лет присылает мне Сергей Александрович Зауэр. Ему семьдесят с лишним лет и он работает как председатель общества помощи России, разные книги посылает из Канады. И он говорит, что наш епископ Евтихий приезжает туда. Я ему пишу, какие у нас отношения с Евтихием, что это какой-то редкий случай такой. Везде всё какие-то смуты, и заметьте, как у нас. Нам за епископа Бога всё время надо благодарить, за сегодняшний день. Мы не знаем, что дальше будет: может быть, он приедет завтра и что попало будет делать. В прошлом году, когда было сорок лет моей проповеднической деятельности, я там выступил и сказал, что самое главное, владыка, что Вы нас не сожрали. Если Вы не ниже нулевой отметки стоите – это уже чудо! Вы даже не остановились на том, но Вы встали на один уровень с нами; мало того, благословляете нас.

В чём это благословение состоит? Я вам сейчас скажу, чтобы душа наша благословила Господа и за епископа нашего Евтихия Ишимского и Сибирского. Когда нас стали некоторые люди как бы зазирать и говорить: вы придумываете так называемое Апостольское служение, это – самочиние, раскол. Когда же наш архиерей приехал к нам, я принёс ему в комнату к батюшке, где он в Барнауле находится, эти два листика о порядке наших служений. Он взял, всё прочитал и говорит: «ну и что?» Я говорю: «да мы служим так». «Ну и служите». Да, у нас всё так и есть, только короче; мы решили, чтобы было короче, этих сорок «Господи, помилуй» бы не было, первого часа. Вот видите, как на компьютере набрано. В храме, когда уже заканчивается богослужение, уже и веру православную помянули и утвердили, помянём епископа и опять... «придите, поклонимся»; никак не согласен. Евтихий и говорит: «в России оставалось четыре храма всего, где же людям было молиться? И кто как молился? А кто как мог».

Я попросил брата Виктора Савченко и он этот минимум службы составил. Дал это на проверку епископу, а он говорит: «ну, ничего». «А по-русски?» «Да как хотите, ваше дело». Я хочу ещё раз подтвердить, что это известно епископу; мало того, можем считать, что есть и благословение его. А если бы он не благословил? Он не благословил, так как мы понимаем, двумя руками над нашими листиками не махнул, и прочее. Но он сказал: «ну молитесь и молитесь». Когда батюшки нет, в трапезной всегда молились. Тогда батюшка говорит: «Молитесь теперь в храме». И мы в храме стали молиться. Но в храме проповедовать может только рукоположенный чтец, я и проповедую. Но я стал устраняться; надо, чтобы молодые росли. Когда владыка приехал, то он ещё троих рукоположил во чтецов. Это очень удивительно на фотографии: Лев Польгуев, Игорь Дыбунов и Саша Загуляв; и у нас началась служба в храме и проповеди. Иногда пять проповедей за одним богослужением бывает. У православных то хорошо, что открыл творения Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, Феофана Затворника и читай. Тогда братья стали готовиться, берут проповеди; выйди и читай – тоже не плохо.

Всё, что нас окружает, это всё описано в Священном Писании. Посмотрите вперёд – вот молоток. Даже смешно – какое отношение этот инструмент имеет к нашему такому великому богослужению? В Писании написано:

Иер.23:29 – «Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу

3Цар.6:7 – «Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его».

Видишь клещи?

Ис.6:6 – «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника».

Ни одной вещи нет, чтобы она не заговорила с нами по Писанию. Это всё говорящие вещи. Сверху до низу вас сегодня провёл по всему, что на нашем «скворечнике» здесь вы видите. И всё говорит о духовном. И притом Апостолы собирались по домам. Ничего зазорного в том, что мы здесь молимся – нет.

Более того, я сказал: «Владыка, Вы – начальник. А Вы хотели бы побыть в подчинённых? Не одевайтесь в ризу, а оденьтесь в Ваш обыденный подрясник, и мы будем вести так называемое апостольское служение, а Вы станьте у порога и стойте и молитесь. У нас брат Виктор руководитель, там наши братья проповедуют, он и Вам слово предоставит, как одному из наших братьев. Потому что Апостолы назывались «брат наш Павел».

2Пет.3:15 – «возлюбленный брат наш Павел».

А я вот это же сказал нашему батюшке, он говорит: «Что попало придумываешь». Я на утро владыке сказал это, а владыка – живой ум у него всё же, он и говорит: «Ничего особенного нет в этом. Хорошо, я это учту». Если представится возможность, мы можем на так называемом апостольском служении, как владыка сказал, что он не против, согласен стоять сзади – ему предоставили бы слово и он вышел бы как один из братьев. Т.е. мы хотим всё это оживить. Не просто, пришёл в храм, потому что по графику, по календарю сегодня на службу идти. Пришёл, отстоял, а неделю можно и в морду дать, ругаться, потому что Бог там в храме остался; Бога-то здесь нет, можем и пинкаря дать. Мы должны Бога ощущать всюду и везде. Благослови, душа моя, Господа. Мы благословляем Господа, что такой у нас епископ. С чем это связано? Я считаю, что было об этом множество молитв и особая милость Божия к нам. Притом он тоже не может грань некую перейти. Его тоже за воротник зацепят вышестоящие, если что-то лишнее будет. По милости Божией остановились на том, что у нас на службе только библейское на русском. Он три года нам давал как бы епитимию, чтобы мы не вели диспутов о служении на русском языке. А сейчас он приехал, мы уже не стали и говорить ничего; он во время обеда встал и сказал: «Вот вы читаете по-русски Апостола, Евангелие, – так я благословляю». Это такое удивление для нас было. Батюшка наш теперь вышел лицом к народу, нормальным языком стал читать Евангелие, т.е. все четыре печати с Евангелия сняли.

Нам есть за что Бога благословлять. Даже в этом мы немощные, мы слабые, мы грешники окаянные, но всё-таки мы – верим в Бога. И мы должны ощущать Его, у нас всюду есть такая возможность. А некоторые братья у нас так поняли: значит так, служба короче без батюшки. Мы поскорее и по домам, за сорок пять минут управимся. Сегодня четыре проповеди мне пришлось сказать за одним богослужением. Но вот меня нет, и здесь они стали на этом деле подыгрывать. Батюшка отменил такие короткие богослужения, потому что проповеди не стали братья в деревне готовить, богослужение короткое, уже не оправдано короткое. Тогда правильно и сделал батюшка. Тогда молитесь в храме, чтоб полностью вычитывали. А то полчаса и разбежались домой. Мы всё это делали, чтобы высвободить время для проповеди апостольской.

Если служение «так называемое апостольское», то проповедь чисто апостольская. Т.е. по-Евангелию, по святым Апостолам; да кроме того, мы вооружены толкованием святых отцов, блаженного Феофилакта трёхтомник какой вышел. Мы даже не можем понять, какие мы цари, какая нам чудная трапеза Богом приготовлена, и мы приходим сюда вкушать. Вот это всё ощущая, имея, мы должны настроиться на непрерывное благословение нашего Создателя.

Благослови, душа моя, Господа и за батюшку и за епископа, и за Лавра; мы не знаем, может, Бог сподобит, чтобы Лавр – митрополит наш – сюда приехал, но чтобы Бог сохранил нас. На врагов же пролил бы Бог милость; они нам зла фактически не могли сделать. У меня был знакомый, Александр Иванович, он говорил: наплевать да забыть.

Вот милость Божия должна быть такая, чтобы наши уста были заполнены после всех этих перипетий благословением нашего Господа и друг друга. И это всё изнутри и вся внутренность моя да славит святое имя Его. Аминь.

Список всех проповедей

566

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: