размер шрифта

Поиск по сайту




Свет воссиял

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 12

Указатель: Мф.4:12-13

22-23 января 2005. Мф.4:12-13. Говорится о том, как Иисус был возведён Духом в пустыню. “Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых”. Ничего особенного в этих словах, как будто нет, просто это отмечается в паспорте, откуда мы приехали, где прописаны. Ну и что? Да любой человек может сказать: я жил там-то, переехал туда. Почему же такое внимание на слова Христа обращают, на Его жизнь? Жил, переехал на другое место, больше ничего мы не узнаём из этих стихов. Но я хочу сказать вам, что Апостольское чтение с Евангельским увязано; вообще-то в Библии всё есть, и можно найти увязки и с другими местами. Не знаю авторов: кто составлял, что читать на богослужении, но нахожу, что они имели внутреннее отношение с Богом, близкое - Дух Божий им полагал: вот это место надо с этим прочитать – Евангельское с Апостольским, одно другое дополняет. Я сейчас только говорил проповедь о том, что: Еф.4:11-12 – «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» А здесь говорится, что Христос с одного места переселился на другое. Так какая же здесь связь? Но эта запятая отделяет то, что до этого было, от нового. “Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит” – вот в чём дело. Он поселился не просто, как мы переехали из города Новосибирска в Барнаул, а Писание это предсказывало: “Жил в Назарете...” Он Назореем наречётся, Он Назореем не был, ибо пил вино; поэтому ссылаться, что у попа и у диакона потому длинные волосы, что у Христа они были длинными - это выдумка чистейшей воды. Мы Назореи по образу Христа, а Христос Назореем был ли или только по месту жительства был наречён? Чис.6:4-5 – «Во все дни назорейства своего не должен он есть [и пить] ничего, что делается из винограда, от зёрен до кожи. Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей». Как только назорей настоящий кончал дни назорейства, он волосы отрезал. Чис.6:18 – «И острижёт назорей у входа скинии собрания голову назорейства своего, и возьмёт волосы головы назорейства своего, и положит на огонь, который под мирною жертвою». Деян.18:18 – «Павел, пробыв ещё довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, — и с ним Акила и Прискилла, — остригши голову в Кенхреях, по обету». Деян.21:24-26 – «Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда. Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошёл в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение». Мф.11:19 – «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами её».
К слову сказать, священники в России ещё во времена протопопа Аввакума не носили длинных волос, прошло всего лишь 150-170 лет, может быть, как появилась мода на длинные волосы у мужчин, не больше. Раньше же никогда такого не было. Вот почему и говорили: поп-расстрига, если его запрещали и извергали. А почему расстрига? У священников была стрижка в виде венца (Стефанов), гуменцо выстригалось, как у меня; но у меня само по себе сделалось, а там вокруг головы волосы подстригали, как горшок надевали, и получался венец. И если человека со священника убирали, то этот венец из волос вокруг головы остригался и он назывался поп-расстрига. А сейчас скажи «поп-расстрига», то никто и не знает: чего у попа стричь? Мы всё-таки проповедуем и об этом и видим, что кое-кто остригает волосы: отец Павел, смотри, какой патлатый был, а теперь уже более-менее выглядит – у него цивилизованный вид. 1Кор.11:14 – «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него». Создавший природу Господь Христос не мог же идти против этой природы? Назорейство принималось не на всю жизнь, если только оно не было предсказано в рождении, как у Самсона, Самуила. Суд.13: 5,13-14 – «Ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснётся головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнёт спасать Израиля от руки Филистимлян. Ангел Господень сказал Маною: пусть он остерегается всего, о чём я сказал жене; пусть не ест ничего, что производит виноградная лоза; пусть не пьёт вина и сикера и не ест ничего нечистого и соблюдает всё, что я приказал ей». 1Цар.1:11 – «И дала обет, говоря: Господи [Всемогущий Боже] Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу [в дар] на все дни жизни его, [и вина и сикера не будет он пить,] и бритва не коснется головы его».
И вот здесь говорится: свет воссиял - вот в чём дело-то. Христос поселился на новом месте, и сказано, что это было исполнение пророчества; но пророчество-то надо было знать! И когда Он поселился там, то никто этого и не понял, конечно, что Он перешёл с одного места на другое для исполнения пророчества. Это теперь мы знаем, потому что нам Апостолы говорят, ибо пророк Исаия за 700 лет предсказал. Люди, которые не знают Евангелие, они во тьме - православная церковь находится в египетской тьме. Если Бог ставит учителей в церкви к совершению святых, как написано, так для совершения-то святых должны быть, во-первых, Апостолы, а во-вторых, - пророки. А Апостолы и пророки - это уже и вся Библия. Не надо понимать, что Апостол Павел придёт сейчас и будет стоять среди нас; через свои послания он с нами. Это не присутствие телесное, а присутствие в проповеди. Для совершения святых кто потребен, тут уже перечислили. А если этого в Библии-то нет, что Библия перечисляет: Апостолы, пророки, учителя, Евангелисты - без них-то и Библии нет; если их не было бы, то ничего и нет для совершения святых. Значит, никакого совершения святых нет, и канонизация сама по себе противоправна, а, в-третьих, если люди жили не по Евангелии, юродствовали, придурялись в жизни, тут и говорить не о чем даже. А какие пастыри, учителя? Иоанн Златоуст, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский – все те, кто учил - это учителя. А если их-то нет и никто тому не учит, то кто знает таких, как Златоуст? Я лично в жизни не встретил ни одного архиерея, ни одного священника, кто прочитал бы Иоанна Златоуста полностью, да хотя бы раза два-три. Я в свой адрес слышал отзывы от архиерея Гедеона, который был после Ставропольским митрополитом, он говорит, слушая плёнки, что за один пост, кажется, пять томов прослушал, а за всю жизнь полтома только прочитал. У него новая жизнь была через то, что плёнки с записями есть, ибо это очень удобно: включил и слушай, а сама стирай бельё, делай что-то иное. Это свет воссиял в сердцах людей. И здесь говорит: Мф.4: 14-17 – «Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Как свет воссиял? Вы думаете, что Христос светился, как нимб рисуют вокруг головы? Ничего подобного не было, Он был совершенно такой же, как все люди: Ис.53:2 – «Ибо Он взошёл пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему».
Считают, что Христос был ростом метр восемьдесят пять, примерно, высокого роста, как отец Нафанаил. Дальше говорится, почему свет воссиял: “С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”. Вот и всё - расшифровка рядом – свет от проповеди был, а не от присутствия Христа. От присутствия человека мало что меняется, а вот от Его слова, от Его подвига, от Его поведения, от Его жизни человек может обратиться, глядя на Него. Здесь говорится, что воссиял свет. Я решил узнать, почему ссылка на пророка Исаию: да сбудется реченное пророком Исаией. Пророк Исаия об этом говорит так: Ис.9:1-3 – «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою». Что же натворили православные пастыри, закрыв доступ Слова Божия к народу через проповедь? Уменьшили свой народ, а сектантские дома переполняются. Феофан Затворник говорит в 1861 год: “Поколение, много два - и православие исчезнет в России”. Значит, мы должны сказать, что или он был лжепророк, ничего не понимал, или мы видим совершенно иное православие, а не то, что имел в виду Феофан Затворник. Я считаю, что у него было прозрение, он видел, как стремительно всё падает. Игнатий Брянчанинов, современник Пушкина, говорит: монашество кончилось, остались одни актёры, которые ничего не сделают. Сейчас продолжают монастыри строить и строить...
Игнатий Брянчанинов или был лжепророк или всё-таки он имел в виду что-то другое? Всю жизнь искал монаха-руководителя, но так и не нашёл. Его искать не надо было, надо было идти в мир, проповедывать; и кому ты будешь проповедывать, оттуда будут появляться друзья, которые могут быть для тебя помощниками, близкими, но могут быть даже и наставниками твоими: Лук.6:40 – «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его». Молодежь развивается быстрее, у них же экономическое образование, они тебя живо могут научить, как из одного рубля сделать десять рублей. Оказывается, пророк Исаия о свете, воссиявшем во тьме, говорит не один раз, а шесть раз: Ис.30:26; 42:6; 49:6; 51:4; 60:3. Вот почему на него Матфей ссылается. Пророк Исаия тосковал об этом свете, который воссияет, который откроет людям путь новый, осветит всё вокруг их. Вам приходилось когда-то, может быть, находиться во тьме: и не спичкой чиркнуть, осветив путь, но когда ничего нет, а ты стоишь и не знаешь, куда шевельнуться, боязно – чуть пошли, да низверглись в яму, друг на друга упали, да ладно уже, хоть ногу не сломали, и то рады. А если человек не ожидал, да внезапно свет засиял, то как люди закрывают рукой глаза, потихоньку начинают привыкать глаза – к темноте и свету привыкать надо. Поэтому пришествие Христа, естественно, и вызвало такой шок в мире – они не узнали Его.
Иоан.8:12 – «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Не просто фонарик в руке, а свет жизни, и последует не за человеком, не за монахом в монастырские стены, а за Христом. Христос где был? Только самое короткое время отсутствовал на горе Фаворе, может быть, час, полтора – вот и всё - весь монастырь и кончился. Ученики же ухватились: давай, три монастыря сделаем, да и будем жить здесь. Ничего не получится, там бесноватые нас ждут – надо их исцелять, надо им проповедывать. И с тех пор Он начал проповедывать, и свет этот начал проникать в людей. Несчастная Россия чего лишилась? Пастыри, архипастыри закрыли доступ света к народу. И народ во тьме этой не знает, что делать. Подобно как видение видел Пахомий, что в глубоком рву находятся монахи и бьются лбами друг о друга. Наша Россия бьётся лбами друг о друга в депутатском корпусе, в Думе, везде – где бы ни сошлись двое, то там уже 18 мнений. А если бы по Христу-то жили, да свет осиял всех и каждый сам себя увидел - да тут грязно, тут у меня непорядок, в комнате не чищено – каждый занимался бы своей хатой, да каждый старался бы при свете этом как можно больше добра сделать, да помочь ближнему!
Деян.26:23 - “ То есть что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам”. Христос восстал из мёртвых для того, чтобы возвестить свет. Опять же «возвестить», и мы находим, что это возвещение шло через Его проповедь. Но если мы – христиане, а нас убеждают, что мы – христиане, если мы это чувствуем сами в себе, почему дальше-то не разрешают следовать за Христом, почему сегодня каждый священник на исповеди не исповедывает в этом направлении? Скажи, ты во свете ходишь или нет? Как во свете? – он даже не понимает, о чём его спрашиваешь. Батюшка, а ты сам-то во свете или нет? Ты Евангелие когда последний раз брал? Газет-то много перечитал, телевизор смотришь, радио, видео – всё есть, а Библия-то на столе у тебя каждый день переворачивается, листик за листиком листаешь? Итак, Христос пришёл для того, чтобы возвестить свет народу. Он Сам Свет, да ещё и возвещает о свете, потому что без Света нам никогда не спастись. Кто впервые пришёл бы к нам, послушал наши молитвы домашние, у кого просим помощи и в чём, то не подумает ли, что мы отреклись от Христа. То к Ксении Петербуржской: не имамы (не имеем) мы без нее помощи ни откуда юродивых всех собрали: чем дурнее, тем святее для нас; иконы мироточивые, крестные ходы – как будто ума лишились совершенно. Ну какой же тебе свет от того, что собрались пять тысяч человек и до Коробейниково крестный ход в сотни километров, все лесополосы загадили так, что целый год не могут люди в лесополосы зайти, чтобы не запачкать о память от богомольцев. Нужно это или нет? Где вы это нашли? В Евангелии ясно и чётко провозглашено: идите по всему миру и проповедывайте Евангелие всей твари, и тьма будет развеиваться, и во свете Христовой любви люди будут обращаться ко Христу, они полюбят свет, на душе станет светло, радостно, семейные отношения исправятся, во свете ты увидишь, кто ты такой есть. Пророк Исаия про это и говорил: в стране языческой, в тени смерти воссияет свет. Тень самая смертная не где-то, а в православной церкви. Известно, как однажды приехал протестант, очень расположенный к православным, зашёл в храм, правильно крестится, точно на лоб, на чрево, где пуп у тебя находится, пуповина твоя, потом на правое и на левое плечо полагает персты. И он так и крестится; я говорю ему, чтобы он не покупал свечки, так он перешагнул через запрет - пошёл, купил. Но, побыв на службе, он вышел и говорит: «У меня сложилось впечатление, что этих людей в храме Бог не избирал, или набрал одних дураков». Я думаю точно также, как этот Николай Нестерович Молчанов. Когда-то Мишель Монтень сказал, что отрицать Бога под звёздным небом или у гроба близкого человека может только совершенный идиот или явный преступник. Только такой выбор. Так и здесь. Ну как же можно так себя вести, как православные ведут себя? Ни одного шага нет, чтобы по Евангелии: торговлю Бог запретил – её затащили в храмы; Бог принимает чистую жертву – стоят нечистые стеариновые свечи.
Сейчас пришли новые исследования, специально университет делал исследования в Цюрихе, в Швейцарии, и оказывается, что воздух загрязнён в алтаре, где жгут эти свечи, в 20 раз сильнее; отравление примерно такое же, как когда человек курит папиросы. Свечи такие представляют опасность для здоровья священника и тех, кто находится в алтаре - и советуется открывать пошире форточки, вентиляторы помощнее надо. Хотя от настоящих-то свечей, когда они горят, от настоящего ладана в лёгких каверны затягиваются. Мы что, ничего не видим? Если всесожжение, то к свечке не прикасайся, пока не погаснет. Но хотя внешне проявите это; это означает: я сгораю для Господа весь, у меня ничего не остаётся. Иисус сгорал, произнесши на кресте: «Жажду!». Иоан.19:28 – «После того Иисус, зная, что уже всё совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду». Мф.25:44 – «Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Нам что тут непонятно? Почему и Апостол Пётр уразумел это: 1Пет.2:9 – «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». Вы, стоящие вот здесь сейчас передо мною, в Кресто-Воздвиженском храме на Ползунова, 6 в городе Барнауле – вы – род избранный”. Мысленно повторите: «Мы избраны уже, хотя и говорим, что мы грешные, многогрешные, супергрешные». Вы уже избранные, и вы являетесь народом. Каким? Царственным священством. Это сказано не о священстве. Священник выполняет то, что нам не выполнить, он тот человек, который имеет от Бога благодать на совершение Таинства. Но мы все - царственное священство, мы должны царствовать над грехом и приносить жертву благоуханную Богу: для одних запах живительный на жизнь, для других – смертоносный на смерть. Вы – царственное священство, а не просто священство, но то, которое у Царя. Что же Тихон Шевкунов, духовник президента-временщика Владимира, может исповедывать, когда мы видим беззаконие за беззаконием? Президента исповедывать, неравноапостольного Владимира. Да в один день бы его Тихон запретил, с оглашенными вместе в храм не зайдёшь, окаянный, пока ты не вернёшь всё, что отнял у народа, пока не прекратите грабить, убивать русский народ, потому что на истребление повели нацию. Он может это сказать ему или нет? Апостол Павел говорит, что мы – «царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел”. Какими мы в этом уделе должны быть? Это особая категория, особый статус. Ну чем же мы должны заниматься, что возвещать? Не в монастыре сидеть, не молчальниками, не затворниками быть, но “возвещать совершенства, призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет”. Вы или не вышли никогда на проповедь – вы, кто молчите сегодня, или вы во тьме находитесь?
Если вы уже избранное священство, если ваши сердца осияны благодатью Духа Святого, то как вы можете молчать? Вчера вышли опять к драмтеатру только четыре человека. Вы бы этой возможностью воспользовались, потому как рядом братья, всё-таки поддержка, они молятся, да идите смелее. Да не все же вы находитесь на работе в субботний день? Чтобы людям возвещать совершенство Христа, Который дал православную церковь на землю, и которую так испоганили. Чтобы люди увидели чистоту жизни во Христе в православной церкви, а не в секте. Для этого нас Иегова избрал, чтобы мы возвещали миру, чтобы мир вышел из тьмы в чудный свет Христов. Почему и в мире поговорка есть: ученье – свет, а неученье – тьма. Какие поговорки! Что имеется в виду под ученьем, мы знаем - это ученье Христово. А что такое свет? Иисус говорит: Я есмь свет. Не лампочка Ильича над нами, ибо это самый слепой человек был. Итак, если Господь перешёл в эти страны и начал проповедывать, и там воссиял свет, то и мы скажем: «Господи, Ты дошёл и до Барнаула, Ты дошёл до нас, находящихся в этом храме, Ты нашёл каждого из нас, когда мы впервые услышали Благую весть, и Ты дал нам понять, что есть истинное крещение с троекратным полным погружением». Нам Господь дал пастырей, архиереев, которые с нами вместе, они не князья, от нас не прячутся; мы можем подойти к ним и спросить о непонятном. Мы даже до конца и не понимаем, какое счастье нам Бог дал. Вы зайдите в любой храм, там люди боятся подойти к священнику, они им ни одного вопроса не зададут. И всё это мы имеем благодаря свету, который воссиял в сердце епископа, в сердце священника, дьякона, прислужников, ибо у нас даже чтецы проповедуют – вещь вообще неслыханная. Не дай, Бог, архиерея нашего не будет; снова могут попытаться погрузить нас во тьму. А у нас всё во свете: Библия лежит, надписи, всё чистое такое. И я прошу вас: сегодня, когда исполнилось уже 14 лет после образования нашей необычной общины, где люди сознательно пришли к Богу, когда срок оглашения до нескольких лет достигает, когда включены в жизнь все Соборные и Апостольские правила, и всех святых отцов, о, как мы должны хранить это звание, потому что многие от нас отошли - третья часть отпала; как они хулят нас сейчас, собирают что-то, и мы можем нанести ответный удар им очень сильный – святою жизнью своею и проповедью, молитвами за них, слезами за них, что они потерпели такую катастрофу, это будет самый страшный удар. Я читал, когда уже арестованный Ян Гус сидел в тюрьме, то к нему был подослан в виде стражника кардинал, и он допрашивал его, задавал вопросы, которых стражник задать не смог бы. И всё добивался, чтобы Гус сказал, действительно ли осуществляется пресуществление хлеба в плоть Иисусову и так ли уверен он, что ничем она не отличается от той, какая висела на Голгофском кресте. Точные ответы подвижника высветили коварство и происки злодеев. И один из друзей Гуса, ставший предателем и врагом его, не выдержал прямых и точных ответов Яна и закричал: «Ты сатана!» «Нет, я не сатана, но ты находишься во тьме и тебе очень тяжело!». Тот закрыл лицо и во тьме выскочили из камеры пыток. Свет Христов сияет через Его детей в самых тёмных местах на земле. И о том предсказали пророки, для того трудились Апостолы, Евангелисты, учителя и пастыри. Если же сегодняшние пастыри и учителя не несут свет Христов через проповедь, не подвизаются за веру Евангельскую, то они пленники тьмы вечной, и от них нужно вырваться во свет Христов, и жить во свете Евангелия, будучи движимым Духом Святым. Аминь.

Список всех проповедей

235

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: