размер шрифта

Поиск по сайту




И не введи нас в искушение 

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 2
Указатель — Мф.6:13 [Зач.16]

Один из учеников Христа сказал Ему: «Господи! научи нас молиться» (Лк.11:1). И в этих словах заключалось будущее всей Церкви. Господь научил одной молитве – Отче наш. И там есть такие слова: «И не введи нас в искушение» (Мф.6:13; Лк.11:4). Не введи нас в искушение! Что это такое? Не введи! Отсюда прямо напрашивается, а что, вводит Господь в искушение? В одном месте написано: Иак.1:13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью». Так вводит Бог в искушение, или не вводит? Были большие соборы, преобладающее мнение Иоанна Златоуста: искушение двух родов; то есть, правы и те, и другие – злом не искушается Бог, но для очищения человека допускает. Все искушения от лукавого, кроме двух, их легко запомнить. Первое: болезнь – это от Бога и второе: гонение – это от Бога.  Но и здесь ещё надо смотреть, какая причина болезни, от чего, как. Бог допускает, и человек выдержит или не выдержит один день. Один только простонет, и уже как будто жизнь кончилась. А другой, вот у нас знакомый – парализованный, ни рука, ни нога не движется, только плечевой сустав один работает и в таком состоянии он пятнадцать лет уже. Имея всё, во время купания прыгнул, ударился головой, семь позвонков полетели. Он является членом нашей общины, заочно, из города Воронеж – Козлов Сергей. Удивительное дело! И он везде подписывается: «Парализованный во славу Христа». Я нигде не встречал такого даже у святых. Он все испытал, переболел и говорит: «Во славу Христа!». Это Бог так сделал. Другая девушка хорошо каталась на коньках, и когда фигурное катание было, конёк попал в расщелину, она сама дальше поворачивается, а нога стоит на месте. У неё тоже всё парализованное, но она как-то научилась всё-таки пальчиками шевелить, вязать; у батюшки даже свитер был от неё. Я переписывался с ней, у неё мелкий, бисерный, красивый почерк. И как тот, так и другой говорят, что если вернуться назад, до этого события травмы: «Каким я был? Я не верующим был. И вот это состояние сегодняшнее я не променяю на то, когда я был здоровый, крепкий, но не верующий, и жил как хочу. А теперь меня Бог несёт на руках, я Его славлю». Не введи нас в искушение. Первое искушение Господь допускает в раю. Бог сказал, всё открыл. Звери, птицы прошли перед человеком, он пророчески назвал их, как говорит Иоанн Златоуст, и вдруг змей заговорил. Мы не считаем, что здесь какие-то звери разговаривали друг с другом, конечно пение райских птиц – это было. И что? «А подлинно ли Бог сказал?» Сомнение. «Я не говорю, что не сказал, а действительно ли так сказал? А может быть подумать надо? Что если узнаете, что такое добро и зло, разве это плохо? Бог никогда хорошее не скрывает, нет, вы не поняли». От кого это искушение написано? Завистью дьявола смерть вошла в мир. Мы никогда на земле не сможем понять, что же произошло в раю. Да если так разобраться дерево, какое оно было? Плод хороший – понравился, вожделенный для глаз, приятный. Плодов не убыло, не воровали, всё открыто и сегодня насчитывается: умерло уже сто миллиардов человек. Все сделались смертные. Скотина смертная, гуси, утки – всё смертное. Даже если ты их и не заколешь, они всё равно умрут когда-то. Как же так? Не надо рассуждать – Бог сказал! У Бога совершенно другая мерка, у Него один день, как наши тысячи лет, а тысячи лет, как один день (2Пет.3:8). Итак, искушение пришло через змея, змей нашёл слабое звено – женщина. Конечно, Адам был расположен к ней, доволен, Бог всё хорошо сотворил, но не надо было слушаться. Теперь-то мы рассуждаем дома, что не надо было, а ты сколько раз слушался жену, когда она не туда говорила?  На кого-то подтравила тебя или что-то, вот тут и надо было вовремя остановку сделать. А как это, только Бог знает – значит допустил. И как? 1Тим.2:12 – «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Все условия были нарушены. Ева преподаёт ему плод и Сирах говорит: «От жены начало греха, и чрез неё все мы умираем» (Сир.25:27). А искушения какие? Можно было не прикасаться к этому. Царь Давид, ему всё дозволено, кроме нарушения греха. И вот, крыши плоские, не наши шиферные, прогуливался, повернул голову, увидел в соседнем саду в купальне женщину. У самого несколько женщин, многожёнство допускалось. Чем она отличалась? Тем более, она раздетая была, всё то же самое как у всех, а он: «Приведите её ко мне». А далее мы знаем: мужа её убрать с дороги, сам потеряет царство, от сына своего угроза, сын родной будет искать убить его. Такие события, а могло бы быть по-другому. Мы читаем две неканонические главы Даниила, где говорится о том, как одна молодая, красивая женщина, по-нашему сказать княгиня, была искушаема судьями или прокурорами по-нынешнему, говорили ей: «Ложись с нами». И только Даниил сумел защитить, когда её повели на казнь. Она не сделала так, как Вирсавия, не пришла и не легла: «Лучше умру!». Насильники начали лжесвидетельствовать: «Мы видели, там юноша был с ней, когда мы закричали, он убежал, вырвался». Даниил сразу их разобрал: «А под каким деревом это было?» Они не договорились заранее, один говорит: «Под мастиковым». Другого подвели: «А ты под каким видел?» – «Под дубом зелёным» – «Солгал ты на твою голову, ибо Ангел Божий с мечом ждёт, чтобы рассечь тебя пополам, чтобы истребить вас». И дочери Израиля были принуждаемы к блужению. Вот ответ. И мы видим, в Библейской истории показано, что это событие разрешается проще: нет – и всё! Заповедям Божьим – да! Что сверх этого, то от лукавого. Чётко и ясно надо научиться произносить. Вот он лежит, болеет: год, два, три – конца нет. Поместили второго рядом больного, а монахи своими делами занимаются, забывают ухаживать, один – два дня ещё походят, а потом: «Да ладно, он не работает, один раз похлёбки дать и хватит». Двое лежат и разговорились: «А вот если бы ты выздоровел, ты бы стал за мной ухаживать?» – «Да, стал бы, не как эти монахи, я бы тебя рано утром обмывал, кормил» – «Отец Небесный, да дай Ты ему здоровья». Повернулся – стал здоровый, два дня проходил, а на третий устал. И опять он один лежит, никого нет, неухоженный: «О Господи, чего просил сам не знаю», – у того сразу ноги подкосились, принесли на носилках, положили рядом снова. Житие святого Пимена многострадального. Как говорится: если было бы – то дал, а если есть – не дам. В искушении, которое Бог допускает, надо быть благодарным, уста наполнить благодарностью. Иногда искушение Бог допускает для всей страны – гонение за веру. Вспомните советские годы, что было. Показывают Бутово – это местность такая в Подмосковье, приходили ночью арестовывали священников, никаких обвинений не было, причём просто служили и их за это расстреливали: одного – второго и так пятнадцать тысяч. Повели туда нынешнего президента, там иконы этих священников, их канонизировали уже, он с удивлением: «Не может быть…! Да что же это…?! Это чудовищно!». То есть сам он из этой системы, и он понимает, что делалось страшное, это делалось дьяволом. Скажем так: советской власти уже сто лет, а царь Николай II и царевич Алексей всё равно бы умерли, как все цари и никто бы не знал их, а ныне они на небе предстоят. Они ничего не потеряли, они не отступили, не отреклись, не одобрили то, что творили эти беззаконники, безумцы, убийцы, которых обличал святой патриарх Тихон. Итак, когда мы молимся и говорим: «И не введи нас в искушение» – речь идёт о болезнях и о гонениях. Апостол Павел говорит: Евр.10:34 «Ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее». Надо приготовиться к тому, что идёт. А гонения будут по всему Земному шару, где-то совсем уже рядом запах дыма слышно, то там головня вспыхнет, то в другом месте. Показывают видео: арестовали молодых людей, на вид и тридцати лет никому нет, их выстраивают, одевают в белую одежду и ведут со связанными руками – всё это заснято, не кино. Каждого из них сопровождает палач, руку держит на плече, проходят мимо корзины с длинными кинжалами, берут, подводят на край моря, становят на колени, прислоняют мечи с задней стороны шеи и одновременным нажимом врезаются в позвоночники. Они тут же падают мёртвыми, и море делается кровавым – все они канонизированы. Их просили об одном: отречься от Иисуса Христа – они не отреклись. Мы сегодня это можем увидеть: на наших глазах умирают, священника терзают, тут же режут ему голову, за волосы берут и показывают. Мы в «Житиях святых» тоже такое читаем, картину можем представлять, но не так. Только сейчас он разговаривал, молился, и вдруг жизнь оборвалась, а в это время Ангелы берут человеческую душу. Господь допускает для того, чтобы приблизить к Себе. Молодой, здоровый, бегал ни о чём не думал, а теперь лежит – парализован и только думает о Боге, как угодить Ему. «А когда я предстану?». Сейчас ему пишут: «Что-то от тебя нет давно писем, Сергей», – а он отвечает: «Рак сжирает меня, давится моим мясом изнутри» – это не все ещё болезни у него на одного. А мы-то ходим, сами ногами в храм приходим, и скажем: «Господи, Ты дал нам по силам». 1Кор.10:12 «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» – и мы их переносим. Мы часто читаем молитву «Отче наш» и я по частям хочу показать, что это означает. Этот вопрос очень непростой, который решался на самом высоком уровне, и мы должны мыслить категориями Священного Писания по толкованию святых отцов. Два искушения, которые от Бога: болезнь и гонение. Гонение за Слово Божье. Пётр говорит: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1Пет.4:15-16). Видите, какие искушения. Я хочу об искушении сказать сегодня и сразу тут искушение. От кого оно может быть? 1Кор.14:34 – «Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит!». 1Тим.2:12 – «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». А в храме жёны молчат? Мы видим – не молчат. Почему? Потому что дьявол чувствует, что вы наступили на него, и будете поражать его в голову. О чём я говорю, это везде победа над дьяволом. Помолиться надо об этом человеке, хорошем, добром молитвеннике, но не смирившем самого себя, разговаривающего в храме. Сохрани меня, Бог, чтобы я осуждал это, я просто говорю, как это выглядит. Некоторые: «Вот придумали дьявол где-то», – я говорю: «А вы что, никогда не видели?» – «Да это всё выдумки». Едем как-то в электричке, я говорю: «А хотите, я вам в вагоне сейчас покажу его?» – «Сейчас? Здесь? Конечно, хотим! А как?» – «Только вы должны согласиться» – «Согласны, покажите!» Я встал и громко к народу обращаюсь: «Гляжу, вы скучаете люди, а хотите, я вам почитаю сказки севера?» – «Да давай, дед, все по-своему с ума сходят, читай, делать-то нечего». Я почитал немножко и говорю: «А сейчас я буду читать вам то, что называют еврейскими сказками» – «Еврейские? Ты что, антисемит?» – «Да нет, я просто почитать хотел вам». Я начал читать: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Сразу же раздался крик: «Уймите его, кто-нибудь по затылку дайте, чтобы он тут агитацией не занимался». Я говорю о временах советской власти, тогда так было, говорить о Боге нельзя. Вот и всё, пожалуйста. Дьявол в другом конце вагона тут же выскочил. Ты же ненецкие сказки слушал? Слушал! А эту ты не можешь слушать, хотя здесь всё касается меня. Там были просто сказки, как дети любят родителей – хорошие, поучительные. А здесь говорится ко мне конкретно: меня Бог возлюбил, за меня отдал Сына, за меня кровь пролил Свою и поэтому я отдаю свою жизнь на служение Ему – вот я, возьми меня, Господи! Богу нашему Слава, во веки веков. Аминь.

Список всех проповедей

46