размер шрифта

Поиск по сайту




Безразличие и как обличать

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 1
Указатель — Иез.3:18-21

17.10.2021. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Иез.3:18-21 — «Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрёшь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрёт в беззаконии своём, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрёт в беззаконии своём, а ты спас душу твою. И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрёт, то, если ты не вразумлял его, он умрёт за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих. Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлён, и ты спас душу твою.» Это говорит пророк в Ветхом Завете. Если Бог, а где Этот Бог? Слово Божие; Господь сказал, мы прочитали, и нужно претворить это в жизнь; Господь сказал, и мы читаем –  делается страшно.  Я говорю, что сколько к нам приезжали, и архиереи были, много священников; а у нас везде надписи между иконами, как и здесь в «Свято-Анфимовской общине», посёлок Потеряевка, Мамантовского района, Алтайский край. И только епископ, тогда он ещё был не митрополит Сергий, прочитал, подошёл: везде написано, откуда взята, глава и стих, книга; а здесь нет ничего? Оказывается, она висела, солнце хватало и выжгло: 15 глава 6 стих Иеремия; я не пометил, можете прочитать, она зазвучит дозвоном в ушах. Он подошёл, встал и стоит, я подошёл, и он говорит: «а где это написано?» Мне пришлось тут подняться, так криво написать; а сейчас тут заказывать можно, сделают надписи красивые, технически оформленные. Послушайте, Иер.15:6 — «Ты оставил Меня, говорит Господь, отступил назад; поэтому Я простру на тебя руку Мою и погублю тебя: Я устал миловать». 

Надо просто воображать, воображение должно быть развито. Я уже не один раз говорил: я иногда пользуюсь данными которые выдаёт не церковь. Апостол Павел говорит: Тит.1:12 — «Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».»

Это берётся из баснописца, как у нас Иван Андреевич Крылов,  его взял, и при том это неоднократно. Я читал надпись, там написано: «неведомому Богу» (Деян.17:23) – это не в святой Библии написано, на жертвеннике; это нисколько не принижает, а наоборот показывает, что у него глаз открытый – «из ничтожного извлечь полезное». Из святой Библии легко брать; а из ничтожного, если ты извлечёшь – сразу награда. Я сделаю уста твои, как Мои, говорит Господь; будешь устами Моими. Иер.15:19 — «На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечёшь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним». Незначительное какое-то дело; там увидел даже,  как Соломон говорит: «пойди к муравью и поучись» (Прич.6:6). Университеты есть, я пойду туда. Нет, пойди к муравью, у них начальника нет, и как они работают, знает, когда непогода будет. Как они все входят, видят неблагоприятная погода, закрывает входы и по ним узнают, будет ли, нет завтра дождь; и как они работают, как они дружны, а пойди ленивец: Притч.6:6 — «…или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; её труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.» Посмотри как пчела работает и мёд её любят все: от царя до раба, от муравья до медведя; а всего ничего, она летает по цветкам, которые все видят, но взять никто не может. Все цветы мира, если собрать и хорошо придумать машину, запустить, ничего не получится. Больше всего по молоку шведы разбираются; сепараторы оттуда идут. И решили создать искусственное молоко. Что корова ест, посмотрели, что у неё в желудке, состав такой, можем составить, но перемешать зелёное, никак белым не могут сделать; и стали кормить каких-то животных, и все передохли, никого нет. Немного добавили естественного молока, кошка живёт — значит, «пойди и поучись». И здесь говорит Господь: «ты оставил меня, ты отступил от меня» (Иер.15:6).  А ты сам определил, отступил или нет: да я немного там где-то... Нет. Вот смотрите сегодня, как у нас; сколько людей нет, которые постоянно ходят. Я не знаю, кто опаздывает сюда? Тот, кто живёт прямо здесь на территории,  даже за ограду не надо выходить и больше всего опаздывает. И ты немножко пропустил занятия, не пришёл в храм: «да это ничего нет» – «ты уже отстал! «ты оставил Меня, говорит Господь»»; и мы эти слова должны донести — «Бог сказал». Святую Библию закрыли: закрыто не видно; «а ты теперь пойди и скажи», будь рупором Божьим, «ты оставил Меня, говорит Господь, Я простру на тебя руку Мою и погублю тебя»; а то: Бог любит грешника. Не любит! Он убивает его! Если кающийся грешник — это дело другое. «Я простру на тебя»; почему? Ты раз приходил на исповедь: говорил, каялся; «Я устал миловать»; но Бог не устаёт! Но чтобы мы это поняли, в конце концов, сколько можно прощать; до седмижды семидесяти раз (7×70=490 раз), так по математике, но и тогда конец придёт когда-то. И мы прочитали, ты видел, человек согрешает? А почему не сказал? Есть такое слово «безразличие»; его зарядим в поисковике, его нет в святой Библии, но смысл понятен. Я  от своей матери Марии слышал, Евангелие она не знала, и говорила, Бог говорит: «терплю до конца, а буду мучить без конца». Да, в Библии это есть: геенский огонь, вечная погибель, 25 глава Евангелия от Матфея; но такой фразы там нет, но она рассыпана и слагается, всё вместе.  Итак, не быть безразличным! Безразличным, это пословиц много на это: «моя хата с краю, и я никого не знаю». Православный какой? Глаза потупленные, про себя читать Иисусову молитву, никому ничего не говорить, быть кротким и смиренным и где-то за стены забиться лучше в монастыре, там покорности для тебя всё-таки можно научиться, есть в неделю один раз; вот это можно сделать, но где ты перед Богом будешь? Мы читаем Петра Афонского он был в плену, знатный воин, попал в плен, молился и Господь послал Георгия Победоносца, и он его вывез на коне, и он в горах один живёт. Один, и он не думает о том, что у него подчинённые там, дворяне, которые не знают Бога, развращают людей, крестьяне Бога не знают. Кто-то прослышал про него, к нему присылает оттуда делегацию: «приди, мы Бога не знаем, ты расскажешь, говорят, ты знаешь». – «Это не от Бога, это от сатаны, пошли вон отсюда. Значит, божественное стало от сатаны. И дозваться никак нельзя —это безразличие. Безразличных мы видим: «А ты молчал. Ты видел, делает это неправильно; промолчал»; а таких людей очень много, они среди нас есть. Они никогда не подойдут; если разозлятся, что ты их тронешь, тут они тогда бунтуют и кипят как смола в котле; только их не трогай: «а остальное, меня это не касается». Иез.3:18-19 – «Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрёшь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрёт в беззаконии своём, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрёт в беззаконии своём, а ты спас душу твою». Оно всё касается. А почему я должен говорить? Да это может быть другой веры человек? Что у нас общего?  Иоанн Златоуст говорит: у нас всё общее: солнце одно, земля одна, воздух один. Как ты мог так сказать? Мы все от Адама и Евы, по Адаму все братья и сёстры, какой бы веры и ереси ни были. Во Христе это другое дело, кто родился свыше. Я хотел показать по святой Библии, как Бог сурово наказывает людей, которые безразличны, которые не обличают. Вопрос: как обличать,  кого? Имеет ли право женщина обличать? Подойти к священнику, к епископу сказать? Святая Библия на всё отвечает: нет! Женщины, если хотят узнать что-то, дома у мужей своих. Коринфяне это не знали. У нас, смотрите, своя община, мы как дома и спрашиваем здесь. Можете спрашивать, не в храме, в трапезной. Если кто хочет знать,  дома, а обличать нет. Нигде ни в святой Библии, ни в житиях мы этого не находим. «мирских» – «Мирских можешь обличать, ты можешь на работе сказать, ты видишь, где-то неправильно поступают, но только рассчитай свои силы». Ты кого-то обличаешь, это означает, ты выходишь на тропу войны. Приходится видеть иногда так: я нахожусь в узах, камера, дальше некуда — молюсь, но я всё равно слышу, двое спорят, спорят о деле и отвечает один правильно, другой неправильно. Уже разгорается огонь; я могу сейчас прекратить это дело. Как сказать? У меня пока врагов нет, я стеснён стенами, я никуда не выйду. Сейчас я скажу: вот этот прав. Этот у меня враг, и он меня уже отсюда не выпустит; я должен рассудить, имею ли я возможность выйти отсюда. И эти люди неверующие: а если он узнает? Да какая разница ему, узнает он или не узнает. Они не о Боге речь ведут. Если речь идёт о Христе, об ереси, тут мы должны говорить, не смотреть ни на кого. Это слово «безразличие» мне хотелось бы осветить во свете святой Библии.  Брат прочитает нам сейчас Притч.8:36 «а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть». Мы под этот стих подведём и другие стихи. Когда человек человека обличает и как? Наедине. Он не понимает. Возьми двух-трёх. А он не понимает. Скажи всей общине. Но он и тогда не кается. И тогда да будет, как язычник и мытарь. Он исключается из числа спасаемых, не здесь на земле только, и там небо часто утверждает это.  Они у нас при выходе из храма эти два стиха глаголят нам. Притч.30:5-6 — «Всякое слово Бога чисто; Он – щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом». Я неоднократно уже говорил и батюшки: зачем добавлять к словам Божьим, ибо написано «не добавляй». Какие слова, разницы нет, вот это Слово Божие в корочках, другого больше нет. (но у нас здесь 11 книг нет, но я потому её беру, крупно написано), «Не прибавляй к словам Его». Как? Я говорю: ««Отче наш...». Кто научил читать?» – «Христос; когда ученики попросили Христа научить молиться». Батюшка читает здесь, и во всех храмах православных читается и добавляется: «Ибо Твоё есть Царство Отца и Сына и Святого Духа». – «Зачем вы «Отца и Сына и Святого Духа» вставили?» – «Ну что, плохие слова?» – «Тебе рассуждать-то не надо –это яму копаешь: «не добавляй», ни слова написано, ни слова!» Об этом во Второзаконии говорится, об этом заканчивается святая Библия, не добавляй к словам Его, к книге Сей. Втор.4:2 – «не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую». Втор.12:32 – «Всё, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того». Откр.22:18 – «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей». Кто добавит: все язвы наложу, о которых написано, все вирусы на тебя напущу; а если кто отнимет что, участие в книги жизни вычеркну — это мало для нас? Поэтому или ты не пользуешься святой Библией или ты истинный её глашатай будешь, как трубач. «Не прибавляй к словам Его». Зачем добавляют? Я обращаюсь к митрополиту: «вы можете убрать?» – «Как убрать?» – ««ибо Твоё есть Царство, сила и слава. Аминь. «, как у нас читаем мы по Евангелию от Матфея». –  «У нас же...» –  «что у вас? вы молитву свою составляете,»Отче наш» кто составлял?» – «Бог». – «Слово Божие?» – «да». – «зачем вы туда? Это от Ария; он напугал вас на тысячелетия. «Отца и Сына и Святого Духа»– нет там этих слов; и не «во веки веков», а «во веки»; «веков» не надо добавлять – это добавка». Знаете, если что-то чистый продукт, то добавки делать туда нельзя: хорошее или плохое — вы знаете. И в «Величит душа Моя Господа» Лук.1:46 – «И сказала Мария: величит душа Моя Господа», сколько раз делается припев «Честнейшую херувим»? Это же всё монахи придумали. ибо не знали святой Библии, и   сделали эти добавки. Нужно пропеть, как у Евангелиста Луки, п потом раз сорок пропойте «честнейшую херувим». Но не вставляйте в библейские Божьи слова-вкладыши.  Это смертельно опасно! Хорошее обошлось дорогой ценой и Саулу. Господь сказал: «захватишь, скотина какая, всё предай смерти». Вернулся: «ты всё сделал так?» – «Да, я победил». – «А что это блеяния овечек, быков?» – «Это самое хорошее, жирное; я оставил Богу в жертву принести». – «Богу в жертву принести? Бог говорит: Мне принадлежат все звери и птицы на всех горах; и пророк Самуил сразу говорит: Бог отнял от тебя царство». 

1Цар.15:23 – «ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царём».  Богу не нужны прибавщики! Вы все молитесь о священстве: чтобы не прибавляли к словам Божьим, или Слово Божие не берут, или добавляют, или убавляют; хуже всех знают Слово Божие православные. Если еретик, сектант, он читает, у него больше нечем пользоваться – святая Библия одна; он не в церкви, но он строго держится этого правила. Вот у нас поётся где, прославляется Божия Матерь когда, и здесь: «Честнейшую херувим»; зачем в эту песнь, которую Она сказала, вставили? Составьте свою; разве мало было песнописцев?  Я сколько об этом бьюсь, говорю до самого верха: нельзя. Сделать можно, отступить можно, с десятого этажа можно ногу перенести через окно, но назад возврата уже нет. И люди, новое поколение, они уже ссылаются на то, что: «меня так крестили; то есть ладошкой мокрой по голове» – «нет крещения-то, люди – не крещёные!» – «Как так? Что, патриарх не крещён?» – «Не крещёный». – «Ты чего людей боишься? Не льсти никому! Богу льстецы не нужны!» Апостол Павел об этом неоднократно говорит, и мы прочитаем сейчас. Это как эпиграф. Мф.18:15-17 — «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь».  Я прочитал из Матфея, сказал, теперь глядим и Лука, с небольшой, маленькой разницей, потому что Господь не один раз, видимо, говорил, и поэтому каждый как запомнил, так и идёт. Учителей много, а научить правильно могут очень немногие. И у царя Феодосия было два сына Аркадий и Гонорий; Феодосий Великий, слово Великий с большой буквы —  император, святой. И он решил найти самых лучших учителей, которые бы его сыновей в дальнейшем сделали императорами. И стали искать: чтобы знал божественное всё, от корки до корки святую Библию, и всю мирскую науку; всё знал: и математику, и химию, и литературу, и поэзию, и астрономию, всё. Государство разделёно было на две части: поискали, нигде нет; объявились там, где Рим, вторая часть империи была. Найти! И там нашли одного. И вы знаете, как его было звать? Арсений знал то и другое. И  когда сказали идти к царю, он не идёт. У него кроткий был дух такой, смиренный. Тогда царь сказал: сколько людей бы ты научил? Надо пойти. Ему, конечно, звание присвоили, видимо, министрам и депутатам, и полномочным представителем президента, как сегодня — с  полными полномочиями.  И  он учит. Царь зашёл, надо проверить, как учит. Он зашёл, дети его сидят, нормально и он говорит: «Так, а кто учитель здесь?» – «Так я, Ваше императорское величество». – «А это кто?» – «Ваши царские дети». – «Здесь нет царских детей. А ну-ка встать! Учитель должен сидеть, а вы стоять перед ним должны». У нас в школе-то всё извращено; попробуй так скажи сейчас, чтобы стояли, а учитель сидел — это немыслимо даже. Итак: «здесь императоров нет; если они не будут научены главному: служить как Богу;  они не нужны на земле, тем более руководить; ты их наказывай, ты их пори».  Да разве сегодня скажут, попробуй тронь где-то; я знаю, 45 лет директор, начальник лагеря детского; сколько раз меня проверяли и КГБ и прокуратура. У меня написано в уставе: применяется физическое наказание; и врачи, кандидаты наук: осматривают; ну хоть бы одно пятнышко нашли — каюк мне. Три уголовных дела воздвигли и все лопнули, ничего нет. Тогда говорят: «уберите, ничего не нашли, нигде нет». Я говорю: «есть, я их наказываю». – «Почему ни один ребёнок не показал?» Всех допрашивают по одному ребёнку,  я разрешил. – «Нет! Ничего нет!». Если не будет страха Божия, я не справлюсь с ними – 45 лет; у меня заместители были, были помощники, волонтёры, но наказывать я никому не разрешил — ни разу. Это самое сложное дело: как наказать, когда, чем, чтобы он это понял. – «Но всё-таки вы наказываете». – – «Конечно наказываю, показываю крапиву: вот она». Мальчик 7 лет; только приехал и сразу вопрос: а у вас материться можно в лагере? И он сразу же у меня, как  говорится, «пролетел» на этом. Я Алёшу туда позвал: «Так ругался?» – –«Ругался». – «Давно ругаешься?» Он не мог ответить. Я сорвал жгучую крапиву, положил её: «Проведи губами, и  чтобы запомнил». Он в слёзы. Что с ним делать? - «Не надо, всё». А все в это время молятся в лагере, мы вышли: «Алёша боится – крапивы боится». Я беру крапиву и зубами её рву, у меня губы  в пупырях.  Все засмеялись. – «Не боюсь!» – «Пошли». Всё, урок сделанный – он сам провёл, я его не наказывал; и больше ни разу от него плохого слова не слышали. Как это делать? Ты руководитель, для руководителя, я неоднократно говорил —  это вывели мирские люди; шесть качеств должно быть: воображение, знание, умение, решительность, беспощадность и привлекательность. У нас есть люди, которые пять качеств имеют; шестого никогда не добудут: почему? на первое место выходит «я». Привлекательность: тебя нет, там собираются дети, подчинённые, все делают так, как вы сказали; ты незримо среди них присутствуешь. Главное привлекательное качество – это святая Библия – истина; самое привлекательное качество во Христе. Нам идти некуда, наш Господь всем качествам отвечает! И мы сейчас посмотрим по Слову Божию. Вот однажды... хочу закончить, Аркадий как-то провинился и Арсений наказал розгами; розгами там похлестал: нет! на конюшню, так что следы от розог остались на всю жизнь. И он видимо отхлюпался, отплакался и потом говорит: «Как только буду императором, я его сразу убью, этого  Арсения». Ему это пересказали, и он бежал. Бежал, под нищего оделся и всю жизнь прятался; и как будто бы голос был: удались, и молчи. И он громадное знание похоронил; знание, которое дал Бог, похоронил. Откуда, как молчать? А ты среди монахов сиди. А его разыскивали по всем пустыням, нигде не могли найти: монах скрюченный, читать не умеет, а у него все академические звания; я его не сужу, я только говорю: какие были времена. Для нас сегодня мы читаем. Это Ветхий Завет. Лев.19:17 — «Не враждуй на брата твоего в сердце твоём; обличи ближнего твоего, и не понесёшь за него греха»Это всё в Ветхом Завете: пойди обличи его, не проходи мимо. Теперь скажи: когда ты последний раз и кого обличал? Я обличаю всё время вас, опаздывающих и которые на занятия не остаются; вы не просто отстаёте – вы уходите. Сегодня время благоприятное, сегодня ещё можно всё  это поправить. Проходим материалы по святой Библии с толкованием блаженного Феофилакта Болгарского, решаем все вопросы; в интернете вас нет, а у нас в интернете содружество, люди из разных стран, звонок через два часа раздаётся. Звонок, мы что-то делаем дома, уже услыхали, на молитву, 10 - 12 минут молитвы, примерно. Люди из разных государств. Почему вас там нет? А ведь у многих есть интернет. И какие вопросы решаются там, какие люди с какими знаниями; у нас интересное сообщество: знают святую Библию, авторитет святой Библии — абсолютный! Святые отцы. Приходят сектанты, делаются православными. Вот это наша Елена Фаур из Ливана, Наталья Усатая из Германии, Жанна — это Виктора жена из Франции: и всё, утренние правило — они стоят; на вечернее, каждые два часа молитва идёт — как это полезно! Я вас предупреждаю: это не всегда будет, интернет закроют в один день (рядом-рядом где-то будет), отключат и ничего нет, электричество уберут — всё кончилось; поэтому приобретайте книги, находите, святую Библию себе достаньте; вернётся всё на прежнее. Иез.3:16«И язык твой Я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь, и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом». Бог приклеил, говорит, твой язык, придёт время, губами будешь шевелить, а звука ни одного не будет. Так что, неужели Бог всем языки прилепил? Вы же видите, как ведут себя ближние люди, соседи: где? кому? когда? и первый вопрос ставьте: стоит ли, вмешиваться? Встрять очень легко; выйти трудно, тебе так ответят, такие эпитеты дадут, таким репьём тебя обклеят со всех сторон, ты ничему не рад будешь; поэтому взвесь и надейся на Бога, скажи: Господь говорит так, Писание говорит. Только по святой Библии говорите; и тогда всю ответственность за то, что вы скажете берёт Господь Бог на Себя.  – «А он не примет». – «Отойди кротко и смиренно».  Многое делается не так в мире. И везде ли это можно сделать? Кто-то дело видел, видел, что  в карман лезет кому-то, а второй стоит рядом с бритвой, ты только сказал, он подошёл как по глазам: двух глаз нет. Это было не однажды, будьте к этому внимательны. 1Фес.2:5-8 –  «Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны». Как просто! Были «тихи, смиренны». А на самом деле, на апостола Павла говорили: в посланиях своих он грозен, а в личном присутствии он слабый и тихий. Мне приходилось это слышать от архиерея одного; ехал, он думал. Это наш архиерей епископ Евтихий: «Как я буду ладить с Игнатием?» А приехал, уже со мной знается и спрашивает: «А кто он? Почему?» До этого я неоднократно говорил, что делается не так, и  он думал, что в личном общении я буду так; а в личном общении мы пошли пасти вместе овечек, целый день пасли, на соломе лежали, беседовали; нам делить там нечего. Итак, нужно быть очень внимательным. Почему отменили эпитимьи? Эпитимьи в книге правил. Сколько женщин, которые делали аборты, которые ходят в церковь; и они не знают, что за это здесь на земле. Правила Василия Великого 2-е: 10 лет отлучения от церкви. 10 за 1 аборт! «А почему попы не говорят?» – «Вы их спросите, почему они не говорят?» –  «Слепые вожди слепых и те и другие упадут в яму». Если не накладываете эпитимью и допускаете до причастия, Иоанн Златоуст говорит, гибнет и священник, и тот, кого допускает; мы среди «мертвецов» живём. «У вас всё не так. Там одеты не так». – «О, одеты наши чудные сестры, как они выглядят — это всё по старинной форме, так одевались; мы не придумывали».– «А мусульмане так одеваются». – «Мусульмане взяли от православных: посмотрите на иконы, настоящий хиджаб у Богородицы — как Она прикрыта». Василий Великий говорит: у верующего всё другое. Об этом говорит Ян Коменский, он Его называет: главный Учитель для людей, Учитель всех учителей — Христос, конечно. И  определённо говорит, как идти, Василий Великий. Как стоять, как одеваться, как сидеть. Этот же Арсений Великий любил нога на ногу сидеть. Некоторые верующие так же делают нога на ногу. А как ему сказать? Боятся все, и братья придумали: я сяду рядом с ним и нога на ногу положу, а ты мне сделай замечание, и он поймёт. И он говорит: разве это прилично, на людях нога за ногу, особенно когда женщина, особенно когда платье на 30 сантиметров выше колен, а рядом сидит священник, говорит, и они так сидят. Так и сделали — он сразу потихоньку ногу убрал и больше никогда так не делал. То есть, как обличать, как подойти — это целая наука. Так, а он виновен у тебя, допустим: с детьми как? Требуется наказать, он должен сам выбрать; я ему предлагаю: три горячих с сеткой по тёплому месту или остаться без завтрака. – «Ладно без завтрака» – «Без завтрака, всё, без завтрака оставайся». А который: «я согласен, чтобы наказали». – «Вот за смелость тебя наказывать не буду, садись и ешь». Люди понимают, нужно быть смелым и в обличении, и в действиях. 

Кто забывает одежду, говорит мать: «Приходит со школы, портфель оставил, играли, вместо столбов в футбол ставили и портфель забыл». Я говорю: «У меня они не будут забывать». – «Почему?»  За обед садятся: «Дежурный, обойди вокруг». Собрали, а ребятишки знают, чья это вещь. Он обязан взять, над головой крутить, три раза вокруг лагеря бежать и кричать: «Я забываю одежду за станом». А пока бегаешь, что мы съели, тебе в рот не попало. Я его наказал, физически бегать – это физическое наказание. Придумайте, какое наказание нужно быть людям, которые сегодня везде курят. Как мы написали при въезде в  Потеряевку: «на территории деревни курить запрещается».  И ни один не закурил за 30 лет. Я каждому говорю: «от 13 до 15 лет отнимает эта вонючая травка жизни твоей и с самоубийцами я разговаривать не хочу». – «Всё, бросаю». Одно, два предложения  и человек принимает. Читаю, Еф.5:6  – «Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления». Обличать нужно за лжекрещение. Не крестят, как должно, говорит всем:  во многих местах уже купели, стали строить. Я раньше писал  каждому архиерею письма. «А если патриарх, мочёный?»– «Пусть приезжает в Потеряевку, покрестим». – «А если епископы?» – «Пусть приезжают, примем, всех до одного; получат крещение и дальше пойдёт всё как должно». Слово «крещение» переводится «погружение». Кто знает иностранные языки? Taufen по-немецки, baptisen — погружение, другого нет перевода. Какое погружение, на кафельном полу стоит человек? У нас ни одного нет  мочёного. Можно сделать? Это можно в большом масштабе сделать. Когда мы в интернет вошли, люди пошли к священникам, поехали на Афон, на Афоне вообще это мочение никак не признают, всех до одного крестят. Войно - Ясенецкий архиепископ Лука, канонизированный, он исповедник, он много перенёс на себе. Которые мочёные, он их всех крестил, как должно. Это не мои слова: Святая Библия говорит, каноны, апостольское право 50-е, если не в три погружения: «да будет извержен» – священник теряет сан.

Священноисповедник Никодим (Милаш), Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями

Правило 50 Святых Апостолов, Аще кто, епископ, или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть мою крестите, но: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф.28:19). (Ап. 46, 47, 49; II Всел. 7; Трул. 95; Неокес. 12; Лаод. 47; Карф. 47; Василия Вел. 1, 91).

В этом правиле предписывается совершать крещение посредством троекратного погружения (βάπτισµα, immersio) крещаемого в воду, причем духовное лицо, не совершающее таким образом крещения, должно быть извержено из своего сана. Поводом к изданию этого правила послужило существование среди разных еретических сект первого периода христианства секты, развившейся впоследствии в аномейскую (евномианскую), в которой крещение совершалось не во имя Св. Троицы, а только в смерть Христову, сообразно чему и крещаемого погружали в воду не три раза, а один 249. Это Ап. правило устанавливает закон, что правильное крещение, дающее крещаемому право сделаться членом церкви, должно совершаться помимо всего прочего, прописанного правилами, путём троекратного погружения крещаемого в воду во имя Св. Троицы. Это предписание о погружении крещаемого в воду основывается на предании, ведущем начало с первых времен церкви, как говорит Василий Великий в своем сочинении (91-е прав.) о Св. Духе блаженному Амфилохию. Это предписание оправдывается практикою церкви всех веков 250. Употреблять при крещении вместо погружения обливание (aspersio) строго воспрещено, кроме случаев болезни 251. Церковь строго следила за тем, чтобы крещение в обычных случаях совершалось только через погружение, а не через обливание, так что воспрещала даже принимать в клир лиц, не крещенных, вследствие каких-либо исключительных обстоятельств, через погружение (Неокес. 12) 252. Впрочем, православная церковь не отрицает крещения, совершенного через обливание, так как этим ещё не уничтожена сила таинства, но допускает его только в исключительных случаях. В толковании 47-го Ап. правила, мы видели, что, вследствие некоторых исторических причин в XVII и XVIII веках, греческой и русской церковью было предписано перекрещивать римо-католиков, переходящих в православную церковь. Эти предписания мотивировались, между прочим, и тем, что римо-католики крещены обливанием, а не погружением в воду, вследствие чего крещение их считалось еретическим и, стало быть, недействительным. Сыны противления – это дьяволы. Противление – это вражеское. Сатанс – это противник называется. Противление – против идёт. А можно ли сделать?… Вот этот не надо вопрос ставить; Бог это делает, мы Слово Божье до них доносим, и мы им говорим: этого делать нельзя. Вот про это что есть? Прочитали, ты видел он согрешает. Я вчера об этом говорил: президент нашей страны выступает и говорит: вы знаете кто у нас главный враг? Все думают,  кто? Украина может быть, или Турция, Америка. Нет, главный враг; он не называет, но дал понять,  что люди получают мизерную зарплату везде; воры сидят рядом там, в масках все сидят, они никакой пользы не приносят. Если учитель получает гроши, а министр три миллиона в месяц, то, наверное, разница есть. Для чего царя было свергать? там этого не было, такого неравенства. И так: надо обличать? Надо; но как? Это целая наука: сначала почитай Слово Божие, может быть в письменном виде надо сказать. Мне в прошлые годы пришлось писать всем патриархам, писал в ООН обличительные письма и всем генеральным секретарям партии; меня вызывали, крепко допрашивали, но за это меня не посадили. За другое посадили, что распространил 50 книг начитанных. Читаем. Быт.2:17 – «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь». 

Дерево познания добра и зла — это наука целая, надо узнать, что полезно, что не полезно. «И в день, в который ты вкусишь»: один раз уколись. Всё, подсел, говорят, на иглу; ни разу и нигде и никогда не разговаривай с этими людьми. А дети пошли, научились; не отдавай в школу. Многие учат их дома, а потом экзамены сдают. Так, а  где денег на учителей взять? Сам учи. Один пошёл там в университете, не сдал, на третий год не сдал. Дед разгневался, 84 года, (нарисован на коляске), поехал в университет, подал заявление, все до одного экзамены сдал на «пятерки»; 84 года: вот утёр нос, говорит внуку. Надо учиться. Тем более  Бог с нас требует знания Слова Своего. Знание Слова должно быть точное, у нас ни одного Слова не искажается. Почему? А я даже не перепечатываю: другой человек читает, он даже не знает, какая будет тема  и он не добавляет ни одного слова; вы это оцените — это необычный способ проповеди. И он вынужден, может быть, читать, но он добровольно делает: то, что я слабее вижу, плохо слышу, мне это очень выгодно. Я написал какие места, он прочитал, да и громко, внятно; а не беззубо ртом чавкать. Так говорит Господь Бог, не Пётр это говорит –  это Дух Святой. Написано: 2Пет.1:21 – «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.» Мы должны понимать так, а не то, что Пётр сказал: да мало ли, рыбак что скажет. Нет! Дух Святой говорит, Церковь признала святую Библию называть Священным Писанием  или Словом Божьим. Это у нас Библия, а в других языках: по-английски откроешь - святая Библия – Holy Bible, прямо на корочке написано святая Библия. Всё! «Святая Библия» – научитесь говорить так. Итак. 1Петр.5:2 – «пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия.» Далее, (а я говорю про Покровский Собор) Это только включите; у нас жизнь в церкви изменится, торговля будет убрана. Священник уже отпускает людей: «Свечи купили? так смотрите, там за поворотом торгуют свечами, не берите, брать только в кассе». А тут зелёная ещё, а там продают с пасеки, и дешевле продают. «Не берите!»  – «Почему?» Корысть. Главная беда церкви: «корысть и трусость» – «трусость и корысть»; из этого не выйти и никак.  А они кого-то обличают? Нет. Кто обличал? Андрей Кураев; я не говорю о незнакомых людях: он знает, профессор, там все звания у него есть. И он услышав о том, что домогаются как до женщин преподаватель в семинарии, он восстал против этого. Где он? С него сняли сан и прочее. Это не на пустом месте. Сколько таких есть у нас, которые лишнее берут на себя и торгуют чем попало? Я могу назвать: Максим Каскун сказал – лишили сана, сразу убрали, и Головина Владимира, он не пьяница; потому что средства потекли в другое место. Я видел с каким плачевным голосом патриарх говорил о том, что дали этот Томас в Украинской Церкви и теперь они повернули туда, к Греции и всё. А сами как поступали с теми, которые от католиков тогда пришли, это были люди такие, «униаты»; в чужие храмы залезли: вы забыли это? Советская власть отобрала: тех выкинули, а вы займите их; а теперь пришло время вернуть назад, и вернули, а тут начали бить и прочее. Мы должны вспомнить: что мы посеяли, почему терновник такой вокруг нас растёт, почему люди бегут из государства, молодые люди валом валят отсюда:  семью не могут создать, чем я их кормить будут; убегают. Какая-то маленькая страна Ливия: рождается человек, рождается его пометили —  родился Ахмат, сразу ему на сберкнижку 75 тысяч долларов; любому ребёнку, кто бы он ни был: бесплатное электричество, бесплатный газ для всех. Он неугоден был, Муаммар Каддафи, убили его, сейчас там раздрай, невозможно, что делается. А мы что? Знали, молились за него. Так он не язычник, он мусульманин. Мы молимся за порядок, что там христиане; на них гонение воздвигается, а они жили безопасно. Почему нас это не касается? «Ты промолчал». – «А что я могу сделать?» – «Ты ничего не делал, поэтому ничего и не знаешь». Я сколько раз видел: сделать ничего невозможно и Господь даёт возможность сделать, а результат такой, который ты не знаешь. Я иду с работы (я просто обращаюсь к своему опыту), работаю, домой иду, гляжу, грабят вагон; это против нас: туда и сюда останавливается вагоны; там холодильники вытащили, ковры,  масло, что-то такое. У меня две учёные собаки, а их три человека; я их принудил сейчас же погрузить обратно всё туда; погрузили. «Вы дайте слово мне, что больше никогда не придёте, а я о вас нигде никому не скажу»; Всё равно увидели, утром у меня уже милиция — линейный отдел Барнаульский: «Кто был?» – «Вы и ловите их». – «Ну вы же это сделали, что вернули всё». – « Да, я дал слово, что так». Они меня потом, эти преступники, найдут: как они Бога благодарили! больше ни разу они не являлись. Я  безрассудно сделал, я мог погибнуть там — это Бог делает; я понимаю. Вижу в окно, уголь привезли;  один у меня ворует  уголь. Берёт и  оглядывается. Я не могу смотреть, как он боится. Пошёл и сказал: ты, Аркадий не бойся, я ещё привезу, бери, у тебя детишки есть, а у меня тепло в комнате». – «Сколько?» – «Ну 3 градуса тепла, я свободно переношу». Так он такой друг сделался, а там ничего всего-то взял полтонны, допустим, но только дел-то;  то есть всё время возможность появляется какая-то и обличить одновременно и воровать он уже не будет; сказать надо. Подошёл ко мне  один  молодой просить деньги: «я недавно освободился, хлеба купить  не за что». Я могу обличить: молодой парень, не работает; но я ему дал и пошёл вслед за ним. Он в магазин зашёл и подошёл, подаёт где вино, я потихоньку забрал; он на меня обернулся, а я рядом стою: «так, хлеб вон в том отделе продаётся» и пошёл домой. Он ни с чем остался. – «Вы когда-нибудь так делали?» – «Никогда, только один раз». – «Почему так сделали?» – «Не знаю». Но ему было стыдно, он знал, кого он обманул. Вы никогда не проходите мимо, особенно когда дети! Мы повесили там в Потеряевке, как заезжаешь, ограничение скорости 5 км/ч по дамбе чтобы проехать — это меньше одной минуты, потому что там обрыв, с этой стороны вода, и ты опрокинешься, а там почти 5 метров лететь. Так охотники расстреляли, 146 и  дробин насчитали. Всё разбомбили там. А точнее  здесь такие же дети, я их захватил, пристыдил; сейчас новые афиши висят, никто не трогает. Не афиши, а знаки на дорогах. Таких возможностей говорить много: я говорю о себе, я полуслепой и полуглухой, но всё равно же видишь в чём люди нуждаются, ты видишь они не правы. Есть люди настолько скандальные  даже у нас, они не могут идти, пока с кем-то не поскандалят: и ушли совсем;  на всяком шагу цепляются. «Обличили?» – «Да, обличили, сказали, один человек не понял этого». Вы знаете, у нас какой случай был: сестра верующая,  обычно как женщина, краник открыла, он не течёт, она на кухне: я услышу – зажурчит, да и забыла, да и на дачу; а когда приехала в комнате озеро, и внизу всё, да тех дома нет; до пятого этажа. И она приходит и говорит: «беда-то какая, внизу живёт еврейка, вредная такая, и на меня в суд подала». «Да, как же она вредная? Ты её залила, ты у неё новые вещи купленные, шифоньер погубила; и она еврейка виновата, а ты русская, очень хорошая женщина?» Это обличение для неё было? Да. Я говорю: «ты ни слова не говори, извинись перед ней, заплати по полной стоимости, да сверху добавь, пенсию ещё одну, потому что ей надо нанимать, делать, переделать. Да узнай до этажа, до нижнего где-то».  Вы в каждом деле находите... Вот сестра-то хорошая, но её задело, и она стала говорить эти слова. Мы каждый день  встречаемся там, где Господь ставит знак: ты нужен! Обличи, Господь не говорит как, через нас говорит, нашими ногами Бог ходит, нашими руками это делает. Прочитаем ещё несколько мест. Повтор, но в другом ракурсе. Иез.33:6-9 —»Если же страж видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предостережён — то, когда придёт меч и отнимет у кого из них жизнь, сей схвачен будет за грех свой, но кровь его взыщу от руки стража. И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрёшь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его — то беззаконник тот умрёт за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился — то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою.»

«Спас свою душу, трубу к устам твоим». Притом, эта труба  означает громкое предупреждение где-то. Когда строить начали стену, то враги кипели вокруг и тогда в одной руке у них труба, а в другой мастерок, работали так и стены возвели; знаете, Немия с Ездрой, когда вернулись из плена. Сегодня такое же дело. Вы видите, сколько людей погибает от пьянства: сделайте так, чтобы дети ваши нигде не прикасались к вину; никак! День рождения:  ладно, там лимонаду нальём, «чёкнемся». «Чёкнемся» в русский значит – ума лишиться; другой перевод то есть: «чёкнемся стаканами». Ни под каким видом не разрешайте, и чтобы одни они, где они могут чего-то добыть или в интернете безраздельно шастать – не допускайте. Интернет – это глубокая страшная яма, когда люди лезут не туда, куда надо; хотя это сокровищница: наши материалы все там, начитанная святая Библия, Златоуст, житие святых; бери. Только ткни и тебе будет в комнате чтец бесплатно читать, тебе всё это; посмотрите. Мы как-то сказали, было время: по интернету молодые девушки, ребята не знакомьтесь! Есть знакомые, другие общины, приезжают знакомые и находятся: хорошие женихи, хорошие невесты — это Бог так делает. Как? А родители должны этим заниматься, раньше свахи занимались. А сейчас так: электронная. Говорят как? Он разошёлся один раз, а теперь его приняли: напиши, что тебе надо? Чтобы она была вот такая, пониже меня была, другой вот такой у неё, любила петь, чтобы рано вставала; он всё перечислил, снисходительно к себе сказал: я люблю спать долго. Ему сказали: хорошо, через день придите. Ему выдали: он посмотрел, (знакомый написал письмо) — это жена его, с которой развёлся; надо обратно сходиться: никого лучше-то нет, вы уже знаете друг друга; электронная сваха выдала: это конечно интересно. Спрашивают: обличать надо. Обличать. 

Вы бы знали строгие законы: если она выходит замуж; она не девственница физиологически, приведите к дому отца, не наказывайте, к дому отца подведите; и каждый идите с камнем, и сразу начинаете хлестать её камнями, куча камней, а под ними она. А если дочь священника? по-другому: каждый несите полено, разжигайте костёр и должны сжечь — это говорит святая Библия. Лев.21:9 – «Если дочь священника осквернит себя блудодеянием, то она бесчестит отца своего; огнём должно сжечь её».

А сколько таких случаев было? Не знаю; я знаю только одно, что это страшно. Идёт битва и сказано: ни к чему не прикасаться; но один увидел одежды, (такая, но одежда не наша была, трудная доставать было), и слитки там серебра, золота, и он принёс и закопал, где на чём шатер опирается. Израиль не терпел никаких сражений, чтобы его победили: он выходил заранее, зная —они победят, ни одного не было погибшего; тут сразу 32 человека убили. Кто это? Что сделал? Никого нет. Давайте 12 колен: по коленам прошли (обличить то некого), дальше пошли по племенам, по семействам, дальше: по одному идите; и был указан Ахан, сын Зары (Нав. 22:20). «Так, сын мой, Бог открыл; скажи: что ты сделал?» – «Я увидел вещь такую, я так полюбил...» – «Где она?» – «Зарытая». Там побежали, юноши нашли. Открыли: что? Погибла вся его слава, жена, дети, шатёр, хозяйство; всё должно быть уничтожено; они выжгли до основания — это говорит нам Книга книг — святая Библия. Вот как. А мы как? «Да ладно, сойдёт». – «Нет, не сойдёт, мы должны скорбеть, и плакать, и просить эпитимью». По интернету все время спрашивают: «у меня было такое; я отступал: будучи верующим, стал наркоманом». И священник сказал, чтоб 40 поклонов сделал до субботы, по 40 поклонов. Какая же ты эпитимья? Эпитимья – это очень строго. Были такие каноны, отлучали на 30 лет. Если человек занимался как Кашпировский волшебством –  18 лет; если ходил хоть раз, от Чумака наговорённой воды выпил – 5 лет; если просто завёл в комнату его, накормил – на 2 года отлучается; включите это сейчас, у нас в церкви никого не будет. Как стоят? Как одеты? Никто никому ничего не скажет. Я захожу в Никольский Собор здесь. Заходишь, дверь закрывается за тобой, храм, направо киоск и налево, направо в очереди стоит мужчина в шапке и с дымящейся папиросой и собака рядом. Это вообразить даже нельзя. Я потихоньку ему и говорю: «выйди, (машу ему пальцем), выйдем на улицу». Он отошёл: «моя очередь здесь была; другим говорю, что я приду, так чтобы...». Вышел, я говорю: «в церкви нельзя курить». –  «Нельзя! А что же никто не сказал?» – «Да и с собакой нельзя; храм освящать надо». –  «С собакой нельзя? Так она в наморднике». А про намордник, Слово Божие  ничего не сказано. И дальше ему показываю: и в шапке-то, снять надо её было. Сразу же выбегает молодой человек, одетый, видимо прислужник в алтаре. Говорит: «вы что ему сказали?» Я говорю: «я сказал, что с собакой нельзя в храме, нельзя в шапке, нельзя курить тут». – «Идите к своим баптистам, там учите, а тут не трогайте!» Деньги – они ослепили глаза; то есть человек в храме стоит, храм на центральном проспекте – это бывшая полковая Никольская церковь; я был, такой неразумный; и ладно он ещё не ударил. А то обматерит, выйдет оттуда из алтаря, а они там крепкие ребята. Я один раз хотел патриарху показать письмо, написал Пимену: безобразия такие в церкви-то делаются. Потом патриарх Алексий скажет: «каких бандитов напринимали в церковь». Схватил при расчёте денег староста; убежал с деньгами, а храм строили. Я  так, когда благословился у патриарха Пимена  и потихоньку ему письмо даю. Я и не видел, сзади стоят охранники. Мне-то около 30 лет, я прочно стою; он вот так  рукой шевельнул, я чуть не улетел. Письмо это отдал в другом месте и к утру «Голос Америки» передали его уже на весь мир.  Подать нельзя, может только колёсам кланяться, а эти машины, их называли – членовозы. Мы говорим о безразличии: не будь безразличен, Бог строго накажет и его кровь, которого ты  не обличал, ложится на тебя: «его кровь  Я взыщу от тебя». –«А он не послушает». – «Бог берёт это на Себя». «Вы книги подарили в библиотеки, а их там выбросят». – «Я их подарил для Бога, и потому Бог за них отвечает, мне они уже не принадлежат». Итак, ещё немного потерпите. Иез.34:10 —»Так говорит Господь Бог: вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею ихПредставим себе,  огромная толпа: тысячи священников, епископов; и тут вдруг голос с неба раздаётся, это так и есть: «не дам больше вам пасти, вы пасёте самих себя». Главное, чтобы отчисляли, отстёгивали, как говорят, деньги, какие положены в епархию, а епархия строит и строит храмы – они не нужны. Теперь ни на электричество, ни на свет, ни за землю платить денег нет: зачем они? Первые христиане ежедневно собирались по домам; ни одного храма не было. У нас мы вынуждены так и делать. Мы всё время в разных местах были. Это частный дом. «Так это храм или...?» – «Храм, где совершается литургия, где есть антиминс, тут определение, а не купол на крыше».  И ещё одно место прочитаем., Как апостол Павел прощался с ними. Деян.20:26-31 —»Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моём, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.» Представьте, какое прощальное слово. Апостол усилил слова Иисуса Христа. Иисус говорит: «посылаю вас, как овец среди волков»: овец – это верующие; неверующие – это иудеи, которые гнали, это фашисты, коммунисты, демократы, это все которые гонят верующих. Они нас любят, эти люди в мире, если на работе я выполняю норму, да любой из нас. Почему не любить? В семье порядок. Но они не любят Христа,  а Христос в нас, и поэтому они нас ненавидят. Ненавидят не за добрые дела; за добрые дела кто будет ненавидеть? Тем более жертвуем, участвуем в таких благотворительных целях; страшно то, что люди не знают Бога и поэтому в разговоре с кем бы ни встретились, говорите о любви Божией, а в церкви, Господь говорит, там волки, а здесь, в церкви: лютые волки. Лютые означает бешеные; бешенство у лисы бывает, если других она укусила, все бешеные делаются; и к вам войдут люди, которые будут говорить превратно, то есть переворачивать все слова и цель какая: чтобы увлечь за собой. И это Павел говорил в первоапостольской Церкви, он обличал сегодняшних: слово обличения дошло до наших дней. Да поможет нам Господь видеть нуждающихся в нашем обличении и самим нам с радостью принимать обличения, если они соответствуют действительности. Богу нашему слава, вовеки веков. Аминь. Спаси Христос.

Список всех проповедей

29