размер шрифта

Поиск по сайту




Без любви я ничто

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 33



12.07.09. 1Кор.13:2 – «Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто». Тринадцатая глава – глава о любви. Апостол Павел говорил о великих дарах, которыми Дух Святой наградил Церковь. Дар пророчества, вспоможения, милосердия. А потом говорит: а теперь скажу о превосходящем человеческое разумение даре Божием. И начинается тринадцатая глава. Разбивка на главы произошла много позже. Но так случилось, что на цифре тринадцать, которую люди не любят, считают, что это дюжина бесовская, как раз вся любовь и сконцентрировалась. Надо просто внимательно смотреть на это. Что-то можем мы и не понимать, но о любви многие понимают. Иногда просят, чтобы любили его. Когда мы начинали в Потеряевке строиться и давать знать о себе, я получил полторы тысячи писем от желающих поселиться здесь. Большинство писали: я ищу такое место, где бы меня любили, где бы меня понимали. Ни один не написал: я ищу такое место, чтобы я мог показать свою любовь, где бы я мог понять других, быть снисходительным. Это только кажется, что слово о любви так близко нам и понятно. Мы далеки от этого слова. Эгоистичная любовь не приветствуется Богом. В самом начале, когда только что Господь сотворил мир, Бог сразу же дал понять, что Он любовь. Окружил человека животными, растениями, благоуханием. Человек это понял. Но вот любовь его перекинулась к другому, полюбили слова змея, и что с первой четой случилось?! По сегодняшний день никто не может сказать, почему Адам вкусил. Еву-то соблазнил всё-таки змей, хитрый был, хитрее всех зверей. А его-то кто соблазнил? То, что женщина намного умнее или ей открылось что-то? Считается, по любви. Чтобы только с ней не расставаться. Если выгоняют её, и я с тобой. И это слово любовь требует разъяснения ежедневно. У нас надпись на стене храма, любимый мой стих: Пс.118:113«Вымыслы [человеческие] ненавижу, а закон Твой люблю». Если бы так поступал Давид, как написал! Трудно было найти человека, который так закон не любил, как он. Но он оставил эту фразу. Скажут: а на чём это основано, что я так говорю? На его жизни. Потому что у человека бывает, что он одно мыслит, другое говорит, а по-третьему поступает, – тройная психология. Он знал по закону, что смерть за смерть. Если девочку изнасиловали, насильник должен умереть. А у него в семье Амнон насилует сестру Фамарь, и он его оставляет в живых. Вообще не преследует никак. Почему, Давид, если ты любишь этот закон Моисеев, а новозаветнего завета он не знал, почему ты сына своего развратного сразу не обезглавил? А если бы это сделал соседский какой-то юноша или раб? Мгновенно в тот же день было по-мусульмански. И дальше: второй брат Авессалом, родной брат Фамари, режет горло, отрезает голову Амнону и бежит. После он возвращается. Ну, теперь-то уж явно смерь за смерть. Но и здесь, как будто опять никакого закона не существует для него. Пока пророк Нафан не восстал и за два смертных греха Давида обличил. Значит, любовь царская и ту, которую Бог заповедал, сильно разнится. Я взял по истории, посмотрел, и увидел, что Соломон был очень любвеобильный к женскому полу. Тут слабость мужская.
Сир.37:24 – «красота жены веселит лице и всего вожделеннее для мужа». Так написано и во второй книге Ездры. Он готов за неё всё отдать. Но они ставят условия какие-то. 2Ездр.4:14 – «О, мужи! Не велик ли царь, и многие из людей, и не сильно ли вино? Но кто господствует над ними и владеет ими? не женщины ли?» Почему вдруг Соломон пренебрёг самым главным правилом: да не будет иных богов. На первом месте: слушай, Израиль, шма, Исраель. да не будет иного божества. И вдруг разные капища Астартам – в Иерусалиме строят. Священники, может быть, и пытались сказать что-то против такого безумия мудреца, но робко. Почему они все не взбунтовали? Рушится вера в Иегову единого. Соломон поклоняется ради женщины, а их тысячи было. И написано: Бог отнял этих богов, дал ему скудоумного разумом сына Ровоама, который разделил пополам страну. Не любовь делит. Это было и в России. На патриарший престол избирают мордвина Никона. Это человек был большой любви. Когда случился голод, он, жертвуя собой, вышел к народу. Он хотел, чтобы народ наш правильно веровал. Разослал везде своих посыльных, привезли много книг. Но методы были прямо-таки фашистские. Что не по его – всех сажать, уничтожать, в ссылку, Русь раскололи пополам, как при Ровоаме.
Сир.48:26-28 – «И почил Соломон с отцами своими, и оставил по себе от семени своего безумие народу, скудного разумом Ровоама, который отвратил от себя народ чрез своё совещание». Это для нас сейчас пять миллионов – один город большой. А тогда-то это пол-России было. И половина остались в расколе. Какой раскол-то? Когда придерживались старого благочестия Сергий Радонежский, князь Владимир, – все крестились-то двумя перстами, про три перста никто и не слышал. Феодосий, Антоний Печерский, все молились двуперстно. Вдруг Никон пришёл рубить пальцы, если у кого два. Иконы старинные поднимает, бьёт ногами, топчет: рисовать только вот так, по новому образцу. Проходят века и теперь начинают снимать клятвы со старообрядцев, яко не бывши. Да как же не бывши. Ведь речь-то идёт о миллионах. И только Русская Зарубежная Церковь впервые приносит покаяние на словах и говорят: не потому ли нас постигли кары в революцию, что мы все виновные.
Виновны все: Иоанн Кронштадтский, Феофан Затворник, Тихон Задонский – все, которые после Никона, все до одного виновные. Ведь фактически-то все поддержали эту реформу. Никому не нужную, вредную. Что значит любить? И Аввакум любил людей, и Никон любил. Сергий Страгородский любил людей, он хотел спасти церковь. Но критерии измерения любви может быть только в Слове Божием. И как образец, это то, что сегодня в день преображения Петра и Павла было зачитано. Народ израильский, написано, имел ревность, но не по рассуждению. Рим.10:2 – «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению». И любовь не по рассуждению. Хотите проверить? Посмотрите на ваших детей, внуков. Это ваша любовь сделала их такими беспечными, такими сонными, такими неповоротливыми. Главный лозунг всех пенсионерок-бабушек: ешь больше, спи дольше – всё и проспали. И что из этого получилось? А истинная-то любовь, Апостол Павел говорит: как хотите, чтобы я пришёл к вам с жезлом? Любя вас безмерно, я менее любим вами. Он это понимал. А люди, которые вокруг, не понимали, они подыскивались под Павла. И тоже делали по любви к кому-то. Любя Павла, стали называться его именем. Разве Павел распялся за вас? Эти слова мог Никон сказать? Эти слова мог Аввакум сказать? Ни тот, ни другой Библии вообще не коснулись. Проходят столетия, и Библии как будто бы нет. Я вообще нигде не читаю, чтобы были обвинения в адрес Никона за искажение Библии, ибо он её не касался. Любовь к Богу – на первом месте. И Апостол Павел положил всё для того, чтобы явить миру подлинную любовь. Подлинная любовь, она не делается за дружбу. Родные ли это, близкие – не имеет значения. Конечно, один из самых близких людей был Пётр. Но Павел противостал ему и другу своему, который ввёл его в разряд близких к Апостолам людей, Варнаве. Потому что я заметил, что они лицемерят.
Гал.2:13 – «Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечён их лицемерием». Сегодня читаешь, и делается страшно – как? Верховный Апостол Пётр и лицемерил? Несомненно. Это уже давно, после того, как Христос Петра назвал сатаной. Что значит любовь? А относилось ли это слово «сатана» к Павлу? Нигде и никогда. 1Кор.11:1 – «Будьте подражателями мне, как я Христу». Пётр этих слов никогда не сказал, да и не мог он их сказать. Хотя они оба и названы верховными, конечно. Мы сегодня слышим чтение, большей частью идёт от Апостолов. Павел говорит: я более всех потрудился. Почему? По любви. Слово любовь нужно разъяснять ежедневно, благодаря Бога за всё. Любишь Бога – не смотри на погоду, на то, что случается. Знай, что там есть скрытая сторона, и сегодня она ещё не открыта. И благодари Бога. Мне открыто, что Бог есть любовь. Бог по любви потопил первый мир. Бог по любви сжёг города Содом и Гоморру, Ему имя – Любовь. И по любви Бог сказал о вечной геенне: И пойдут сии в муку вечную. В жизнь вечную пойдут, тут напоили, накормили, это как-то близко нам. Но как в муку вечную? Всего раз согрешил человек. Один раз обернулась жена Лотова: Господи, рассоли её, пусть она дальше продолжает путешествие. Нет этого. Это всё по любви. Одна из самых величайших тайн – это любовь Божия. Иоанн Златоуст говорит, разъясняя слова Апостола Павла: Еф.3:19 – «и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». Что означает её широта и долгота, высота и глубина. И всё это относит к распятию Христа. Всё в Нём. Почему Апостолы говорили и о Христе и о воскресении в совокупности. Вот так и вы должны рассуждать, что мы когда-то воскреснем. А всё остальное, что было – это временное, оно уйдёт. Нравится, не нравится, эти слова надо отбросить. Так говорит Господь! Мало находилось пророков, они уместились на страницах Библии, тех, которые любовь ставили превыше всего, которые, как Апостолы могли сказать: Ис.1:2 – «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня». Вообразите себе: сегодня канонизируют царя, и я ему молюсь, Царю Николаю. Но давайте вернёмся назад, до царя были же цари. Его отец, другие, Пётр, это всё родство, романовская порода. Старообрядцев-то насмерть гнали. И сегодня несогласных они мгновенно объявили вне закона. Это всё по любви делалось веками? Нам есть о чём плакать, о чём молиться.
Господи, а мы как относимся к тем, которые не так веруют? Почему и канон есть: обращаться с еретиками кротко, дабы обратить их. Кротко. Не на кострах инквизиции, которая обошлась в 12 миллионов сожжённых. Мы должны понимать так, что и революция, и те, вожди, которые пришли и уничтожили храмы, это всё по любви Бог допустил. И что впереди нас ждёт? Не может всё время Бог терпеть. Бог сказал: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым. И мы должны заранее приготовиться. Бог будет сметать с лица земли одни народы и насаждать другие. Мы не знаем время пришествия Его. Но законы Божии незыблемы. Закон тяготения и закон возмездия за грех тот же самый. Нам хочется знать одно: вписываемся ли мы в закон любви. Не в золотой миллиард, и остальное сегодня стараются с земли сжить искусственными болезнями. Но есть закон любви. Если мы не получим здесь родство со Христом, то не надо надеяться нам ни на посещение храмов, ни на причастие, – это ни мало не поможет. Потому что главное условие Апостол Павел в причастии поставил одно – рассуждение о Теле Господнем. 1Кор.11:30 – «От того многие из вас немощны и больны и немало умирает». А сегодня многие причащаются? Все больные. Многие умирают из тех, которые ходят в храмы, умирают не в своё время, до семидесяти лет не доживают. Недостойно причащаются. Указана только одна достойная причина. А как рассуждать о Теле Господнем? Тело Христово распято было, пронзёно по любви к нам. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного. Разговор о любви Апостол Павел вёл во всех посланиях:
Еф.6:19«и о мне, дабы мне дано было слово - устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования». Когда в последний раз мы молились об этом? Если не знаете, покажите в молитвеннике, о чём Павел просил. О нём молиться. Это был проповедник прирождённый. Это был Божьей милостью истинный Апостол, посланник Христов. Сегодня равноапостольными кого только ни называют. Может быть, равноапостольной была Нина грузинская, Стефан Пермский, Иннокентий Вениаминов – просветитель северных народов. Да Николай Касаткин Японский. Вот и остановились. Равноапостольный означает, молитва, чтобы широко была открыта дверь. Мы сегодня опять выезжаем на благовестие. И мы не знаем, откроет Бог нам двери или нет. Мы стучимся в плотно запертые двери. Закрытые не кем-то, а священством. Мы едем сегодня в то место, где церкви нет, быть может, пробьёмся там. Ужас-то в том заключается, что священники-то клеймят благовестие, и по любви делают своей. У них понятие любви такое. И священников сегодня называют любвистами. Они полностью отбросили сегодня все епитимьи, никого не наказывают. Если второе правило Василия Великого говорит: на десять лет за аборт, и сегодня она приходит, у ней до тридцати абортов. И он ей назначает поклонов сто в течение недели. По любви. Называется икономией. А в противовес есть слово акривия. Святые отцы, это все были акривисты. По строгости, и по-другому никак. Любовь заключается в строгости. Бог крепко держит землю на растяжках. Стоит ей только чуть-чуть подвинуться, и мы пропали, погибли, Земля сойдёт с орбиты. Бог крепко держит совесть. Ты закон можешь не знать, а совесть мучает. Ни ночью, ни днём не даёт покоя. Молитва о любви должна стоять на первом месте. А любовь к ближнему заключатся в сеянии благовестия. А его нет. И где тогда трудиться? Иные это понимают, и сразу уходят из церкви: а что тут в Московской Патриархии-то делать. А другие считают: надо трудиться здесь. Ни те, ни другие ничего не успевают. Мы даже рассуждать об этом не должны. Только об одном надо думать: там, где я призван, где есть священство, буду трудиться с полной отдачей. Буду возвещать, хоты бы никто и не слушал.
Гал.5:16«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти». Любить надо бессмертную душу. И поступать так, как Господь заповедает. Будут гонения. А я успокоился, хожу в храм, батюшка меня любит, у нас всё так хорошо, церковный хор составили. А ты посмотри с позиции Библии, с позиции вечности и ты увидишь, что Богу это совершенно, может, не нужно. Разные чтения устраивают, конгрессы, конференции, съезжаются. Благовестников нигде нет. Это мы слышим не от кого-то, а от директора Библейского общества, который к нам приезжал. Как идти благовествовать, приезжают, говорит, устраиваются в гостинице двадцать с лишним человек и учатся: Поучите нас благовествовать. Православные. Да благовествовать-то и учить не надо. Ты людям расскажи, что ты имеешь. С кем бы ты ни встретился, поприветствуй его Христовым воскресением. О Христовом воскресении сразу разговор веди и на божественные рельсы. Откройте дверь, стукните крепко в его сердце и разум. Где вы находитесь, рядом, соседям, ближним возвестите. Гал.6:3 – «Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя». Обольщают себя еретики-сектанты, которые думают, что они спасены, а сами вне Церкви. Обольщают себя православные. Думают: всё, мы спасены. Как же, я сходил, причастился. А жизнь-то какова? И ревность-то, где она? Если на ристалище, на стадионе человек будет не в полную силу бежать, он никогда не получит награды. Апостол Павел к этому нас побуждает. А чего бежать? В Песне Песней написано: Песн.1:3 – «Влеки меня, мы побежим за тобою». За Ним надо бежать. Не в стороне, не по своей дорожке, а там, где кровавые капли ступней Христовых.
Чис.24:15«И произнёс притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его». Вот с этого стиха взяты названия наших книг «…открытии оком». Даже падая, даже спотыкаясь, ты открытым оком должен видеть: да, я согрешил, извинений никаких не ищу. Пощади, Владыка, помилуй, Господи! Упущено всё, развалена до основания страна. Но дай нам любви Твоей. И к этой любви потянутся иноверцы и еретики-сектанты. Они увидят, что мы воистину дети Божии, мы знаем Христа, Которому имя – Любовь. Рим.11:25«Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников». Вот решение еврейского вопроса. Самый кардинальный вопрос сегодня с евреями. Где бы они не появились, и за короткое время они нацию обирают, и на них везде гонения. Ответ им только один – любовь. Мы можем показать им Христа. И если он обратится, как один еврей в Израиль уехал и говорит: я стал другим. – А что ты сделал? – Я убил в себе еврея. Все удивились. Писатель. Он говорит: в самом себе. Потому что во Христе нет ни иудея, ни эллина. И как? Меня, говорит, патриарх крестил, теперь я православный. Теперь я иначе смотрю на язычников, не как на гоев; еврейскую нацию не как призванной господствовать, а призванной нести благовестие, а люди как раз и не знают. И я им несу эту благую весть. Всё просто, и всё встало на свои места. А как они будут? А у них лозунг: найди лучшего христианина и убей. Талмуд говорит. Лучшего. Не подряд всех. Это отстаивает и мусульманство. Ну, и всех они лучших убили? Нет, мы их сами убили. Кто Иоанна Златоуста гнал? Да не евреи его гнали. Хотя он сказал восемь слов против иудеев, которые сегодня стоили бы ему жизни. Его кто гнал? Царица Евдоксия православная. Его патриарх Александрийский Феофил гнал. Не надо всё на евреев сваливать! Сегодня, если мы плохо живём, ничего нет, не в евреях только дело. Хотя и они могут главную вину взять на себя. Виновны мы. Бог может сделать, что в огородах, от скотины намного больше можешь взять, как у Иакова. Мешает непослушание закону Божьему, мешает нелюбовь к Богу.
Рим.14:24«Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано». А мы скажем: и от начала христианства на Руси об этом было умолчано. По нашему благовествованию что-то может начаться. Вы знаете, о чём нужно теперь молиться. У нас огромный материал, почти пятьдесят начитанных книг, выставлены для всего мира. Нужно молить Бога, чтобы Господь открыл дверь, чтобы пришли не десять, не двадцать тысяч, а миллионы пришли. Столы накрыты, столы очень длинные, опоясывают земной шар, сегодня возможность у нас есть. И попросим великих Апостолов, а Апостол означает посланник, чтобы они нас приняли к себе, чтобы они умолили Господа Бога даровать нам также преизобильно Духа Святого, чтобы мы заботились об открытой двери благовествования. Никто не может сказать, что ему нет поприща. Рядом деревня не евангелизирована. У меня соседи в городе ничего не знают о Боге, они слышать не хотят, хотя мы и говорили. Мы не знаем, как подойти. Вопиять к Богу, включить в молитву. Молитва должна быть не только написанная, как здесь, а конкретно: дай, Господи, любви ко всем людям, ибо они без благой вести погибают. И я не благовествую им – тоже виновный и тоже погибаю. Да охватит нас любовь и да доведёт нас до вечной любви – до Царства Небесного. Аминь.

Заросшая канава тянется в степи,
Теряется в логах и взмыла вдруг на взгорке.
До слёз воспоминанием одно с другим слепить,
И сморщишься за всех, напоенных здесь горьким.
Какие мужики и их росли детишки,
Простой лопатой рыли тут в полроста;
Корпеть, потеть, труд не считая лишним,
Когда никто тебя не гонит и не просит!
Делили земли, рыли на своей границе,
Поскотину от прошлого не думали стирать.
Лет семьдесят и с гаком – сумели сохраниться.
Пот заливал глаза... и вдруг пришёл Тиран.
Усатый горец, пучеглазый изверг
Надумал всех в колхозы затянуть.
По всей стране одна сплошная тризна,
Здесь мужикам-кормильцам и пришёл капут.
Ни партизан, ни воин-голодранец
Не смели голоса подать в защиту свояка.
С чужой страны нахлебник и засланец
Крушил и жёг, что строилось в веках.
Власть сатаны, похабнейшая нечисть
Громила и гноила тружеников лучших:
«Ты враг народа, контра!» – и оправдаться нечем,
Расстрелянные списки, ложились в папки кучно.
А кто копал канаву пропотелый,
Где он окончил дни, куда пошла душа,
С какой тоской он расставался с телом,
Намыкавшись по тюрьмам, дьявольским судам?
К канавам тем я каждый год хожу,
И подновляю гаснущую память.
И в раскулаченной зиме дырявый свой кожух
Пытаюсь сгорбленный, израненный напялить.
Канавы многие – извилины в мозгах
Грехами зарастают, но к небу вопиют.
Скорбь неизбывную затронул лишь слегка.
Канавы те – окопы, и за них в бою. 25.08.09. ИгЛа

Список всех проповедей

339

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: