Показались слова
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 6Указатель — 1Кор.14:9-11 [Зач.155]
1Кор.14:9-11 – «Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узна́ют, что́ вы говорите? Вы будете говорить на ветер. Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец». Я эти места не выбираю, а по порядку каждое послание, Евангелие пытаюсь понять. Толкование мне давно известно. Я начитывал Златоуста, а он растолковывает весь Новый Завет, не считая Откровение. Есть классический порядок составления проповеди. Введение – о чём сказать, основная часть, заключительная – это всё преподаётся в школах. Риторика, гомилетика, искусство, защита, а результат? Я подхожу только с одной позиции – польза. Апостол Павел говорит: «И дары Бог дал для пользы». Ты большой, вырос, хорошую силу Бог дал, спортсменом стал, чемпионом. А дальше? Бегаешь, пинаешь мяч, а где, что, работаешь? Огород невскопанный, дети заброшенные, трава в поле засохла. К нам приезжали спортсмены, все до одного ленивые. Он может разом рвануть, гирю поднять, всё, дальше опять, лёг в тенёчек, лежит, он не выдерживает. Зачем твоё искусство, умение говорить, даже красноречиво, философствует, если это не ведёт к спасению души, для прославления Бога. Зачем? Я читал много разных толкователей Священного Писания, это –Григория Нисского, Григория Богослова, Ефрема Сирина. Не просто читал, начитывал внимательно слово за словом – Антония, Макария, всех буквально. Макарий смотрел на одно, а Антоний на другое, но все они вели к одному – как приблизиться ближе к Богу. Почему в церкви такое внимание отдано таким словам как «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», эти слова на небе! И думаем, мы будем говорить так, и мы Богу понравимся. Я знаю смысл «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный» – эти слова услышал мальчишка, которого подняло вверх, а потом он опустился через несколько часов. Добавили к ним слова «помилуй нас», и Богу это будет угодно. Мысль-то заложена правильно, но как её исполнить? Если «Я…Бог свят, так почему же вы Меня не почитаете? Ты принеси князю твоему негодное, хромое, слепое – ему понравится?» – пророк Малахия говорит. Почему же теперь-то: «Возьми, Боже, что мне негоже?» Если мы собираемся для молитвы, мы должны принести сюда свои таланты и самое лучшее, ими поделиться. Апостол Павел говорит о пользе говорения языками, это был дар такой. Его нет сейчас в церкви, в третьем веке уже о нём не упоминается. Его пытаются искусственно возобновить, так называемые пятидесятники, это явление называется «глоссолалия». Вдруг он начинает говорить невразумительные слова, а другой вроде как толкует – это обман. В большинстве подавляющем, сегодня это одержимость бесовская. Я отношу просто к слову «непонятное». «Непонятное», а вот у нас-то как раз и непонятное. Мы чужестранцы, попы для нас чужестранцы, он что говорит, он и сам не знает. Некоторые слова знает, за что-то народ ухватывается: «аллилуия, аллилуия», тут ещё прицепиться, поклониться, а основное-то совершенно не знают! О чём апостол Павел и говорит: «Если вы произносите невразумительные слова, то, как узнать, что вы говорите?» А вразумительные, то есть в разум, чтобы вразумилось, чтоб оно понятно было! Чтобы доказать это, я однажды предпринял такое. Но особенно на славянском языке, по-русски не добавляют нигде – это старообрядцы. И вот туда пришёл кандидат богословия, это большое звание довольно и ещё несколько старообрядцев знающих, как они думают, язык. Я говорю: «давай свои старообрядческие книги откроем». Богослужение на Пятидесятницу. Полторы страницы, четыре часа потратили! И они впервые поняли – мы, говорит, поняли, что, оказывается, не знаем. Так мы же сегодня пели в день Пятидесятницы, день Троицы, ну переведите. Так дома, я могу к слову вернуться назад, перечитать, посмотреть, где ударение. А когда поётся, а пение вообще-то скрашивает слова, их сглаживает, делает совершенно непонятными. И не могли перевести, и между нами спор ещё возник: правильно или неправильно понимаем. Я с немецкого языка, с английского, легче переведу. А со славянского, там же слова схожи – намного труднее. Его не преподают, это мёртвый язык. Мёртвым язык считается тот, на котором не разговаривает никто. Дома-то ни один священник с матушкой не разговаривает по-славянски. Мне приходилось спорить в книжном магазине, где книги на славянском языке. Батюшки намертво стоят за славянский язык. Ты понимаешь? Да, понимаю. Всё «понимают», стоят трое, а я один – мирянин. Я говорю: «Переведи это: я заходил в этот магазин, книжный, развязался шнурок, и я упал, и расквасил нос! Переведите!». Ни один не переведёт. Я им другое предложение говорю: «Сколько лет я говорил народу, проповедовал, никто не знает пути истинного. И заблудились, разбрелись». Стоят! Ну, свяжи предложение хоть одно на вашем! Не переведут! Не надо обманывать ни себя, ни Бога. Мы не понимаем, мы – чужестранцы, священники – чужестранцы. А если понимаем по-русски? Батюшка так и говорит: «Да им по-русски, они столько же понимают!». Так вот ты и разъясняй теперь, оказывается, и на русском – чужестранец. Да разъяснять ещё, разъяснишь не всё. Теперь на деле, на практике покажи! Вот, мусульмане разговаривают когда с нами, они говорят: «У нас Коран, это жизненный. Вот, написано, и мы так и делаем». Ему задают вопрос, интервью берут: «У тебя сестра, почему ты её убил, родную сестру?» – «Она была замешана с каким-то парнем» – «Да она разве перед тобой отвечает?» – «Да, отвечает, у нас отца нет, я отвечаю за семью» – «А если мать засечёт где-то?» – «Зарежу!» У него написано в Коране – «покарать», он покарает. У нас – не действенно! Прелюбодеи священники продолжают служить. Мало того, содомитов ставят. Да мало того, двоеженцы, троеженцы, чего только нет. У них этого нет, и они говорят: «Ваше Евангелие не жизненное». Я ничего им не могу возразить. У него есть факты, и факты эти больше говорят, чем писанные где-то. Чтобы не быть чужестранцем, надо понимать и исполнять. И дальше Павел говорит: «различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения». А какое ему слово-то значение? Русский язык настолько богатый, настолько широкий, что его изучают. И самые низкие отметки – по русскому языку. И на экзаменах все больше засыпаются на русском языке. Тем более, грамматика русского языка постоянно меняется. Мы любим святую Библию, мне неоднократно говорили. Любите святую Библию, а почему же вы её ни разу не перевели? Конкретно говорю: «берите, читайте!» – «Эту, нельзя читать, два «и», с одним – не перевели». Понимаете, слова-то они хорошие, но к делу они не пойдут. К делу идёт только то, что приносит пользу, и выдвигает тебя перед Богом: «Вот я, Господи, слушает раб Твой!» Ты должен каждое слово принять для себя. Это написано для нас. Закон дан Моисеем. Дафан, Авирон и Корей поднялись против Моисея. А у меня каждый день свои «Дафаны» и «Авироны». Я вижу Евангелие, слово Божие жизненное, оно ежедневно тебя будет прожигать насквозь. Мы сегодня снова собираемся на благовестие. Вчера выходил я и сегодня выйду. Подходите и спрашивайте: «Чем я могу помочь?». Как горько вы будете жалеть, что не приняли участие. Мы договорились с мирским человеком сейчас. Сегодня нас там ждут. Я жертвую полностью весь комплект 38 книг на 51.760 рублей в каждую библиотеку, куда едем. Подходите, спрашивайте. Это польза? Да, польза, люди будут приходить и читать. В каждый дом, где мы пойдём, мы оставляем Евангелие и другую литературу. В каждый дом! Подходи и спрашивай: «чем можем помочь?». Машина, хорошо бы две- три машины было, чтобы со всех концов, всех успели оповестить. А кто не придёт, в дому всё-таки оставили Евангелие. Это запоминается. Это не та пища, которую съел, и она ушла, а это духовная. Сколько слов, слово «Евангелие» даже некоторые не слышали. У нас, говорит, «Библия с Евангелием, а Евангелия у нас нет». Мы разговариваем, ходим. Люди «Новый Завет» не знают, а «Библию» – они часто слышали это слово. «Да, у нас Библия?» – «А где она?» – «Да, где-то мама положила, но она в хорошем месте лежит у нас, где-то в шкафу, на верхней полке». Слова-то все, они как будто значение имеют, а на самом деле святая Библия должна быть в сердце. Это наша конституция! В любом государстве есть конституция и она для другого государства никакого значения не имеет. Но есть только одна «конституция» в мире, которая на две тысячи лет до конца мира будет в любом государстве, в любом народе – святая Библия, вечное Евангелие. 1Кор. 14:19 – «но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке».
На понятном языке, умом. Если мы употребляем слова, которые не знаем, согласно этого слова, «без ума» – ум не участвует. Их можно заучить. Забыл, остановился, опять с разгону начинает священник один. Забыл, дальше говорит, он опять начинает снова, проскочил, опять остановился. Он не поймёт, где, что не срабатывает. По старости. Обычно мы говорим слова машинально, «Отче наш» читаем, не вдумываясь в слова. «Отче наш, Сущий на небесах! Да святится», а скажи, а как Он святится? «Да» святится всегда, «Да» это означает да, здравствуй, «Да будет»! Речь идёт только обо мне, как оно через меня прославляется, как проявляется святость Божия? Да, Бог слышит, Бог отвечает. Я молюсь – Бог даёт. Как Бог даёт, ты понимаешь или нет? Ты же всё, что просишь, не всё получаешь. И в этом «не получаешь», ты должен понять, что ты получил. Бог дал лучший вариант, не тот, который ты просил. Вот за что Бога надо благодарить. Святится в жизни моей. «Господи, ты не ошибся, что меня избрал». Поговорите так с Богом, и сразу остановись и подумай: когда уверовал, сколько лет прошло. А если бы…а это место одно забронировано было на небе. Много званных, но мало избранных. «Ты меня избрал, я не просто услышал, я откликнулся, пришёл в храм, принял крещение. Господи, Ты не ошибся. Дай мне ещё шанс доказать Тебе, что Ты не ошибся! Господи, хорошо, что меня избрал, а не другого. Я больше пользы принесу!». Апостол Павел не боялся это говорить: «и так я более всех потрудился!». И на первое место выставил раны, удары, где он был совсем немощный. Так враги, лжебратья в церкви, всюду везде, а какое это отношение имеет к прославлению Бога? «А я всё выдержал!». И однажды застонал, у него засвербело тело, все болит, ноет, раны. А Господь сказал: «Довольно для тебя благодати Моей. В немощи твоей, Моя сила и Моё прославление.» И когда мы немощны, не принимают, гонят нас, отвергают, а мы выдержали – в этом победа. Иногда вели христиан на казнь и было помилование. И спрашивали: «Ты видел, нет, что мы сзади шли, плакали?» – «Никого не видел, у меня туман в глазах стоял». А когда на казнь вели, заставляли зубами своими держаться за верёвку. «Я никого не видел!». Это мы только думаем: «вот будет казнь, да я выдержу». Некоторые были такие, сами пришли: «Я – христианин!». Взяли и начали мучить, и он отрёкся, нельзя выдержать. Каждой клеткой ты будешь гореть, но слава христиан в том, что они не отреклись. Его мучили, как Екатерину, Веру, Надежду, Любовь; и они до конца остались верными. Боялись? Да, боялись. Больно было? Да, больно, но выдержим до конца – «Да святится Имя Твоё». Я христианин и этим всё сказано! Как Иеремию, как бы его ни били, он же стоит, сбитый, всё: «так говорит Господь!». Сумеем ли мы так сказать? Да, непривычно, вот наше богослужение некоторым кажется непривычным. А что непривычного? Это попытка только прийти к апостольскому служению, поступать по истине. Чтоб звучало слово, всё было понятно. Это апостольское служение. Пять слов и десять тысяч. По-славянски ты можешь десять тысяч молотить слов, а ты дома можешь отмерить сколько? Ты не знаешь, а я тебе скажу. У меня вымерено всё до одной секунды. Я много начитывал, две с половиной тысячи часов звучания, поэтому и знаю. И святая Библия – 89 часов, 53 минуты и 59 секунд, абсолютно точно могу сказать. «Архипелаг Гулаг» – это 67 часов, без секунд. Я всегда прошу: делайте поклоны, делайте поклоны! Спрашиваю: «делает?» – «Нет». А какие причины? Причины разные, но, в общем, всё заключается в том, что нет любви к Богу. Если любовь есть, ты слышишь, что поклоны дают много! Есть лестовка, есть чётки – кланяйся. Сколько? Сто поклонов это минимально, меньше не надо, я по опыту говорю. Сколько на это уходит? Десять минут! О чём ты рассуждаешь, да за эти минуты ты даже пообедать не успеешь. Мы иногда за столом проводим, когда едим, больше времени, чем на молитве. Выдели ещё десять минут на чтение слова Божьего, я не прошу многого. И ты увидишь, как начнёшь изменяться. Ребёнку напиши на картоночке на один день, у них память хорошая, они запомнят один стих. И глава и стих, не посрамитесь перед сектантами. Когда предстанете на Суд с детьми: Евр.2:13 – «И ещё: Я буду уповать на Него. И ещё: вот Я и дети, которых дал Мне Бог». Это уже перед Богом говорю. Я и дети мои, это мои дети – не ваши, если я с ними занимаюсь. Не только родителям принадлежат эти дети, которые с ними не занимаются, они миру принадлежат. Я из мира тащу их в течение месяца. И скажу, что уже результаты, даже я, при строгом взгляде вижу, и мать, если она здесь находится, видит изменения в детях. Мы их многому учим. У нас всё иное: иначе сидеть за столом. Посмотрите, ваши дети – они все в чашку упали, они облокачиваются на стол. Вам не отучить их от этого, потому что это ежедневный труд. Сир.41:24 – «стыдитесь сего и пред истиною Бога и завета Его. Стыдись и облокачивания на стол, обмана при займе и отдаче». Вам понятны эти слова? Ты локти на стол положила, что это? Стыдись! А ты не стыдишься. Бесстыдство. Я сколько раз уже говорил: наклоняется к пище всякое животное, говорит Василий Великий, а человек подносит пищу. На кусочек – поднеси. В день едим три раза, целый месяц пробыли, сто раз – я не могу некоторых отучить. Каждый день он падает, почему? Скотское проявляется. Не будь скотиной. Ты слышал эти слова? Повтори! Скотина на дворе, но не за столом. И когда научишься, улыбнёшься и скажешь, какое маленькое дело и как трудно я ему научался! Господи, а я Тебя благодарю! Господи, слава Тебе! Эти 5 слов: не облокачивайся на стол, не склоняйся в чашку, пять слов, лучше, чем 10.000. 1Кор.9:26 – «И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух». У нас как… я уверовал, а как? Родители были верующие, я с детства стоял, молился с ними, потом привык, а потом за верующего вышла замуж или женился на верующей – вот так. У Бога такого нет, у Бога всегда встреча с Ним должна быть. Я читаю доклады, выступления, патриарх говорит где-то. В конце могу поставить знак равенства везде – не возрождённые все до одного. Не возрождённые, поэтому 200 поэтов перебрал, выпустил том. Так что все поэты, писатели современные в ужас приходят: «Это вы один всё сделали?». Двадцать шестой том «...открытым оком». Да, сделал. Я не нашёл ни одного рождённого свыше, не считая сектантов. У сектантов, да! Такие, как Березов, Вера Кушнир, могу показать. У православных нет, не ученость. Умные, хорошие, любят Россию, но они не знают, что такое Россия. Они не знают, им нужно, чтобы нас боялись и уважали. А нужно, чтобы, как Апостол Павел говорит: Рим.9:3-5 – «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь». Вот о чём надо заботиться – принять Христа! И не надо Церковь ограничивать, что старообрядцы православные, это и греки старостильные, признающие Святую Троицу. Ты сам, зачем придумываешь границы Церкви? Церковь во все века невеста Христова. Определённая грань в первоапостольские времена поставлена. Найди первоапостольский собор, прочти слова эти и пойми. Решили не возлагать иного ига, кроме сего – воздерживаться блуда, от идоложертвенного, не есть крови и не делать ближнему, чего себе не желаешь. Нет пальца тут, не два, не три пальца – ничего нет, это всё потом придумано будет, чтобы как разделиться. Вообще не надо было про пальцы и говорить. И про иконы не надо было говорить, о них не сказано в Новом Завете ничего. Есть иконы, кланяйся, нет иконы – спасёшься без икон, только не говори, что это идолы. Вы поймите, что говорится здесь. Здесь же все на русском языке, понятно.
Я постоянно повторяю: что мы читаем Псалтырь, читаем Евангелие от Матфея и другие. Главный переводчик был – Герасим Петрович Павский. Основные книги в святой Библии Ветхого Завета перевёл православный учёный Хвольсон Даниил Абрамович, природный еврей, знающий еврейский язык. Прими это! Вспомни его хотя бы раз в молитвах к Господу. Да ведь я-то на еврейском языке ни одной бы буквы не прочитал. Какие же умы потрудились для меня. Тебе понятно, что он трудился. Там архимандрит Макарий Глухарев трудился. Даже не зная, скажи: «Господи, я ведь пять слов во всей святой Библии не понимал бы, если бы еврейскими буковками написано было. Господи, благодарю Тебя за то, что у Тебя есть такие служители, были! Упокой их в обителях небесных». Не нам их канонизировать! Вообрази, что у тебя лежит Евангелие, ты сегодня открыл, а там видели, как по-еврейски корючки стоят! Посмотрел: «а что это такое?» На заголовок: «Новый Завет». Опять открыл, мысленно вообрази только. Что будешь делать? Если ты любишь слово Божие, ты плакать начнёшь. И сказать: «Господи, прости меня за неблагодарность мою. Святые те переводчики, простите меня, верните мне ваше знание, я не могу ничего пробиться сюда, Евангелия нет». Я скажу, жизни не надо, я бы сегодня вышел из храма и умер, если бы Евангелие сегодня у меня отнимается – я не хочу жить. Меня следователь допрашивает, я молчу. «Почему молчишь?» – «Евангелие принеси! Оно закрыло мне уста». День проходит, второй, следователь приносит мне весь Новый Завет с Псалтырью. «Я не буду разговаривать, мои уста закрыты». Теперь я ободрился, теперь я разговариваю. Говорят, что ничего нельзя сделать. Можно сделать! А ему по его закону, по прокуратуре, ему не запрещено было дать мне. Не запрещено, они на своём давили, но они поняли, что всё разваливается. Дали Евангелие, а я говорю: «А теперь я непобедимый. Ты со мной ничего не сделаешь. Со мной святое Евангелие». Я так разукрасил речь свою евангельскими цитатами, что как будто бы, не зал суда, а храм был. Приговор зачитали, и судья говорит: «Поняли?» Я говорю: «Понял!». Два шага и я на той стороне буду. Я как с пророком Илиёй на колеснице сейчас сижу. Кто был на суде, тот знает, как было. Они ничего не могут сделать. Дивный Бог Иегова даровал нам Сына Своего, который умер за грехи наши и пролил Свою пречистую кровь. Ты научись ещё имя Бога произносить – Иегова. Ты даже, может, и не слышал его. И Павел говорит: «я бегу не так, как на неверное», на меньшее я не согласен. Итак, что грешный, многогрешный, почитаешь: «пишет вам раб многогрешный, утопающий в своих грехах…» Ни один апостол так не писал, ни пророк. Если ты раб греха, чего же ты вылазишь? Скройся в конуру и зализывай свои гнойные раны. Апостол Павел как говорит: «Раб Иисуса Христа!». Не раб греха, нигде он себя рабом греха не называет. Раб Иисуса Христа! Он меня освободил, Он соделал меня священником Бога Всевышнего – священнодействие в проповеди, благовестии. Рим.15:16 – «быть служителем Иисуса Христа у язычников и [совершать] священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно [Богу]». Он соделал меня Царём, вы священники, вы, девочки, мальчики, вы все священники. Священники перед Богом. И считаю, что есть особый род священства. – «не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух», а что ты молишься, воздух молотишь. Поклон сделал во имя Иисуса Христа – Он Царь! Поднял руку, сошёл в Деву Марию. Чело, сразу опусти. С правой стороны – воссел. Сыне Божий, помилуй меня грешного, помилуй меня. Чтобы не стоять на Суде, вложи весь смысл в этот поклон. Как тебе радостно будет. Не воздух молотить. Иоанн Златоуст сказал: «такому бессмысленному маханию руки, демоны радуются». Они рукоплещут. Не думай, что просто так. Поклон сделай такой, чтоб рука могла пол достать. На всё есть Устав, ты просто его не знаешь. Поперечина должна быть ровная, вот, от плеча до плеча. Здесь отпускать там, где у тебя пуповина находится центром. Придумали здесь, теперь только поняли, что это не так – крест не должен быть перевёрнутым. Эта половина должна быть выше, чем эта, которая от плеч до головы, как крест. Иначе он перевёрнутый, все колдуны так пользуются. А в книгах учили, всё неправильно. Слова имеют глубокий смысл.
Кол.3:11 – «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос». Сегодня всякие названия есть. Мы должны сказать: всё и во всём Христос и Церковь. Сектантам давайте главное понятие, что такое Церковь. Где нет рукоположенного епископом священства, там не Церковь. На этом стоим мёртво. У меня очень хорошие отношения с сектантами. Помогают, дают Евангелие! Я сразу получил около 30 000 Евангелий от них и бесплатно. Но каждому говорю: «вы не Церковь!» – «как же, у нас пресвитера» – «А откуда взялись они, ни один епископ не переходил в секты». Всё согласно, вы не Церковь, придите в Церковь. Придите! Куда вы придёте: в финляндскую православную, старостильную, старообрядческую, древлеправославную – лишь бы священство было! Возьмите вот это главное – о чём говорить надо. Мы сегодня едем и будем говорить только два слова: «Христос» и «Библия». Привести людей, к Богу, к Священному Писанию.
Рим.1:14 – «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам». Я к Павлу присоединяюсь и говорю: «И я должен!». Почему те люди, которые не участвуют в благовестии, они считают себя не «должными». «А что, я сходил в храм, хозяйство своё, ворованное не ел, жене не изменяю». Павел был должен! Проникнись этими словами: «Я должен!». Я сейчас выйду, вы просто оккупируйте меня и скажите: «У вас полный комплект по машинам людей? А, может, надо кого-то ещё взять?». Я скажу: «Кто едет, берите пустые сумки только, остальное я вас снабжу». Да даст Господь нам мудрости расслышать вот эти слова: «Всё и во всём Христос». Аминь.