Непокрытая голова
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 6Указатель — 1Кор.11:13-16 [Зач.148]
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. 1Кор.11:13-16 – «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для неё это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии». Коринфская церковь получила это письмо. Я мысленно пытаюсь проникнуть в то время, в ту обстановку, как они посмотрели друг на друга. Павел не случайно об этом пишет. Он говорил о нарушениях. Самое главное у них нарушение, что они стали надмеваться и высоко думать о себе – высокоумие. Всё знаем, им надо было подсказывать, а завелись такие дела, о которых мы сегодня читаем и удивляемся: «Неужели это было в Первоапостольской церкви?». Было, он бы не писал об этом. Женщины с непокрытой головой были. Мужчины растили волосы, тогда были циники такие, но в советское время «хиппи» назывались, стиляги, помните. И Апостол Павел всё это подрезает. Сегодня находятся христиане, имя христиан носят, суперхристиане, что бы ни сказал, а это всё телесное, нам главное – духовное. Захожу в баптистский дом, за кафедрой стоит женщина седая, без платка, проповедует. Ставят священниками женщин, епископами. И показывают, как они в форме играют в футбол. Может быть, это интересно один раз посмотреть. Но посмотрим Закон Божий, что он говорит. Обыкновенные волосы так много значат. Не только волосы, ибо сама природа учит. Так, а природа, что учит? Если мужчине не стричь волосы, у него такие же длинные вырастут. Как учит природа? «Научись размышлять духовными критериями», как апостол Павел говорил. Если он сказал, значит это очень важно, это всё в Новом Завете. Не надо говорить, это Ветхозаветнее, они только ещё ко Христу шли. Уже во Христе, уже община уклонилась, его надо выправлять, надо было поворачивать направо. Притом Павел прибегал к самым решительным мерам: «Хотите, чтобы я с любовью пришёл или с жезлом». То есть железной палкой, я вас начну учить! Вам нужно избавиться от этого гнилого корня, который завёлся. Освободить, ибо злой корень заражает многих. «Так, а он спасаться хочет». Понимаете, наши рассуждения они все не от духовного. Духовный человек понимает, что в человеке всё связано и внешние проявления, они говорят о внутреннем. Но велико ли дело, бороду подрезали наполовину, да никто внимание сегодня не обратил бы. Бритые стоят священники. В Иерусалим не войдёте. А почему не в другой город? Да потому что это были послы Давида, эти люди занимали важное место. Посол – это представитель государства и его обратно не запустил Давид, пока отрастёт борода. Они никогда, видимо, не замечали, как она растёт, а уж тут-то каждый день могли мерить. Дома жена, дети, хозяйство. Командировка кончилась, проходит месяц, другой, какая была борода, но я не знаю какая. Но какая, примерно, и допрос шёл, а нужна ли эта скрупулёзность? Открой книгу Левит. Человек попал в беду, что-то у него не получается. Девушка даёт обет, обет перед Богом, и она обязана сразу подойти к отцу и сказать: «Я дала такой-то обет». Но какой обет, что-то не есть. Это давали обет назорейства: нельзя к мёртвому прикасаться. Про одну описывают – у ней обет пять лет. В конце пятого года – умирает ребёнок. Она прикоснулась к мёртвому, пять лет пропало, она опять по-новому начинает. Прошло время, уже пятый год заканчивается, снова коснулась, коснулась мёртвого – умер отец. Пять лет пропало, она снова. Она четыре раза, двадцать лет – обет назорейства. Ни ягодки, ни шкурки от винограда, ни косточки – ничего нельзя есть. Ни вина в рот брать. «Так это к нам разве относится?». Ты слушай, что Писание говорит. Если ты считаешь, что ты в Новом Завете, но признай уж, пожалуйста, снисхождение сделай, что тоже был в Новом Завете апостол Павел. И он на этот обет упор делает, и он отращивает волосы. – «Так он в Новом Завете или нет?». Ты вообще тогда ничего не понимаешь. – «А зачем ты, Павел, это делаешь?». А чтобы приобрести некоторых. У него другой заботы не было. А сегодня так: «пойдёшь, отпущу». В храм пойдёшь – отпущу, встречаться будешь. Сегодня совершенно «анти» идут священники, какие бы ни были они: старообрядческие, православные, баптисты простолюдины. Да, там и священников нет: «только туда не ходи, чтобы не потерять свою паству». Нам пишет иеговистка, мы посылаем ей книгу «К Истинному Православию». А они-то всем рассылают. На неё как свои насели, посещают, получили письмо: «любыми путями сожги эту книгу». Она говорит: «Я не могу никак её сохранить, мне жалко труд людей. Ну, ладно, ноги больные, маленько выздороветь, на дачу поеду и там сожгу». Куда её выслать, они и не знают. Каждый бьётся за свою паству. А куда ведёт, он не видит, он не знает. Но ты покажи, что против или как. Человек этого не понимает. Апостол Павел напоминает нам: «рассудите сами». Значит, рассудительности нет никакой. И вот спорят на каждом шагу. Апостол Павел говорит так: «Если бы кто захотел спорить, мы не имеем такого обычая, нам спорить не надо». Спорит тот, кто ничего не знает. Написано: фарисеи спорили с учениками Христовыми. А почему не Христовы ученики? Это иезуитство. Какие иезуиты, когда Писание так говорит. Пустые слова, они будут требовать наказания от Бога. В другом месте читаем: к Христу, подошли фарисеи и спорили. А Христос не спорил? Нет. Я стал смотреть эти места, никто из святых отцов не объясняет даже это. Я стал размышлять, долго размышлял, потом думаю, ведь спорит-то кто? Тот, кто ничего не знает, он спорит, а кто знает, тот возвещает истину. Христос, что будет спорить? И ученики Христовы возвещают: нужно вот так. Ты видишь, не принимают, а написано: «после первого и второго увещания, отойди от него». Два, отойди больше не говори. Почему? Они заражены страстью словопрения, они больше ничего не знают, они нападают. Сейчас мои труды выставлены в интернет, но нападают те, у которых ничего нет. Они обречены всё время бегать, как маленькие собачонки вокруг чужой колокольни. Вот такое сравнение даёт один писатель. Ты сам что-то создай. Окончил высшее учебное заведение, и что? Ты чужие труды поглощал, знание есть. Теперь сотвори, что! С высшим образованием сидит секретарь, перебирает бумажки, и на этом вся жизнь закончилась. Бог дал тебе образование – это дело. Ты вмести это в себя и теперь распространяй. Дети, я над этим тружусь – каждое утро, с утра до вечера, они ничего не знают. Так, а всего прошло меньше недели, результаты уже явные. С вашими детьми, сколько занимался. Где что не сказал, все помнят, уже издалека идут, улыбаются, уже показывают им платочки и всё остальное. Так важно это? Важно, это настолько важно, что без этого маловажного – важного вообще не будет. Кто неверен в малом, как Бог доверит больше. 1Кор.14:33 – «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых». Отсюда вывод, что мы не церковь, если по-другому делаем и не святые. Кто бы хотел спорить, «то мы не имеем такого обычая», запятая «ни церкви Божией», в Церкви Божией не спорят. Всё нельзя объяснять, такие мелкие детали мы на месте сами решим. Бог обращает внимания, даёт закон на то, о чём сегодня даже и говорить, сказать бы в приличном обществе не стал. Пошёл за стан, по «тяжёлому», на двор, «возьми с собой лопатку и зарой» – написано. Все израильтяне ходили с сапёрными лопатками. А какая она должна быть, должна ли быть наточена, какой-то длины черенок, ничего об этом в святой Библии не пишут. Тут на месте смотри, как тебе удобно, но главное – она должна быть у тебя. Главное – ты должен помнить, это делается для того, что «посреди тебя ходит Господь». Мы пришли в храм, здесь Господь. Все должны быть в платках. Волосы должны быть совершенно закрыты, это у нас принято так, это национальный обычай смотрел, как у киргизов носят определённый покров шляпы. У туркмен – своя форма, у евреев – своя, почему русские всё потеряли? Поэтому мы как нация потерянная, мы должны сохранить всё своё русское. «Да вот вы затеяли пояс», это местные говорят, христиане. Я не затеял, я тебе говорю, 108 раз в святой Библии говорится о поясе. И один раз только без пояса, когда враг пришёл, а его упрекнули. Ты говорят: «Хвалишься, как распоясываешься после фронта пришёл, распоясанный хулиган». Надо с трепетом относиться к каждому слову. Как коринфяне посмотрели друг на друга без платка: «может быть у тебя, нет лишнего платка, на голову надеть». Вышли на улицу, говорит: «Мы обратились от язычников, а что на нас такое ярмо накладывают». Я представляю, как это сегодня говорят. У нас люди, которые были здесь, здесь принимали крещение в прошлом году, они сразу полюбили нашу форму. И в Германии сестра, и здесь. Как священники ополчились: «Снять платок, отлучать». Отлучать за платок! Бог не послал нас отлучать, а сказал: «Идите, возвестите, ищите, потерянных овец». Это антихристы в рясах. «Эта самые натуральные антихристы», как Иероним Стридонский говорит. «Идолопоглощение» – по слову Василия Великого. Церковь установила – никогда не спорь. Тяжко тебе, тем более себя смири, я ещё более тяжкое сделаю. Всё, даже в святой Библии такое написанное, по одному месту нельзя решать, а надо все места святой Библии брать. Написано: «Мария Магдалина шла на рассвете». На рассвете была она? А другой Евангелист говорит – очень рано, а третий говорит, когда было темно. И церковь взяла самый первый вариант, «когда было темно». Почему? А там она приходила уже не первый раз. Очень просто решается. Ты услышал: «да у людей есть вот так принято», а ты посмотри, этот обычай может быть нам давно пора ввести? Почему так принято? Почему они руку на сердце кладут, когда кланяются? Откуда это у народности такое взялось? У нас этого нет, поклонился и всё. У других шляпу снимают – это национальный обычай. А в церкви покрытые. Мужчины должны быть раскрыты, а волосы должны быть острижены. Мы не имеем обычай спорить, ни в Церкви Божией. Я тоже об этом не думал, стал смотреть, так это выходит, тогда мы не Церковь Божия? Да, в Церкви обычая не спорить, надо принимать, благоговейно целовать, поклониться и сказать: «Слушаю, Господин мой, Владыка, говори, раб твой слушает». 1Кор.14:34 – «Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит». Жёны в церквах. Где жёны говорят: «это не Церковь». Вот и всё. Тебе непонятно, что двенадцать апостолов Бог избрал, ни одной женщины нет. Тебе какие ещё доказательства-то нужны? Пророчества были. Девора – была пророчица. А женщин священников не было, но и всё на этом. Епископами ставят сегодня. Какая мерзость, содомитов ставят священниками и епископами. В конце концов, дошли вплотную, да антихристао уже не надо. Он уже давно залез, ждать его не надо. А когда мы во всём, в малом содержим чистоту, тогда понятно. Благоговейно приготовился, ребёнка проверил, он идёт в храм, в храм Божий. Всё время добавляйте, не в храм идём просто, а в храм Божий. Этот храм не попам принадлежит, не монахам и не нам, никому, он Божий. Написано, Израиль должен предстать был трижды «пред лицом Господним». – «Так, а лицо Господне везде». Не надо рассуждать, ты должен идти в Иерусалим, зайти в храм и встать пред лицом Господним. Об этом молился Соломон, закончив строительство. И кто бы ни пришёл, предстал, пред лицом, поёт в этом месте. Мы и дома знаем, перед лицом Божиим. Но, святая Библия указывает нам конкретно. Я должен быть в храме, общей объединённой молитвой достичь Бога. 1Тим.6:3-4 – «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражён страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения». Из одного пояса сколько вы борьбы здесь провели. Ребятишки по сегодняшний день некоторые бегают, ваши деревенские. Почему? Родители. Страстью к словопрению. Что бы ни сказал, во всём найдётся против, не важно, о чём. По сельскому хозяйству где-то, по празднованию или где-то. Это страсть, и страсть это, конечно, не от Бога. Повторяю, Апостол Павел говорит Тимофею: «Кто учит иному, не следует здравым словам». Учение о благочестии, представьте: расстёгнутый, пришёл без пояса, без платка. Какое это благочестие? Благочестие во всём, и оно на всё годно. Всё остальное: миловидность, прекрасная, красивая девушка, женщина – это всё обманчиво, как написано. А благочестие – навеки, навсегда. Тебе даже не нравится что-то, принят обычай, скажи: «Я смиряюсь перед Господом». Ничего не потеряешь. Ты посеешь там доброе семя. Вырастит добрая жена кому-то. Приучите благоговению перед отцом, чтобы мать никогда не прекословила отцу. Отец вышел, оборони вас Бог, обсуждать действия отца. Ни единого слова, отец за двери, ты сразу: «Я папу огорчила, дети, встанем на молитву, он пошёл, с чем он пошёл сейчас, помолимся, в первую очередь о себе». Установите авторитет отца. А отец, конечно, авторитет матери. Но помните, он главный. Это в детях должно быть заложено. Благоговейное отношение к мальчикам. А у него трепетное отношение к ней, пальцем нельзя трогать, как у нас в лагере Устав. Не допускайте, не вывернете нигде, чтобы девушку хватали. Сохраните её. Сегодня это вопрос центральный. Россия исчезает, почти миллион каждый год умирает, исчезает, не восстанавливается. И всё это начинается сегодня, здесь. У мусульман этот вопрос никогда не возникал, его и не будет. У нас в среднем 1,7 ребёнок в семье, у них 7. Разница, посчитай. И что дальше будет? Через 50 лет-то, вообще эти храмы будут отданы мусульманам. Они будут жить, нас-то никого не будет уже. Деян.21:24 – «Взяв их, очистись с ними и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узна́ют все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон». Это советуют Апостолы, которые, конечно, не были выше Павла. А почему он сам не додумался? А одному не даётся всё, надо быть внимательным. Мы знаем, вождём народа израильского был избран учёнейший муж того времени Моисей. Учился при фараоновом доме, воспитывался. Там лучшие воспитатели были, как у царских детей. Пришёл тесть, жара, народ стоит целый день. Он посмотрел: «А что они целый день? Вот устал так за день. – «А что делал?» – «Да вот разрешал вопрос». – «А почему ты всё сам решаешь?» – «А кто решает? Они так нарешают, что...». А ты сделай так: «маленькие дела, там по курицам, по всему, пусть решает один, большая потеря, лошадь – пусть стоначальник, будет тысячаначальник, а уж до себя доводи важные государственные преступления, послы, когда придут». Но президент не решает наши эти дела, там, по земле и прочее. Для президента другие, более важные дела. А что Моисей сам не мог додуматься? Иоанн Златоуст объясняет: «Не всё дано». И Бог специально так сделал, допустил, чтобы Моисей такое простое дело и не понимал. А тесть? Тесть пришёл, подсказал. А мы ещё лучше относимся к Моисею. Какой он был молодец. Он знал, что по грамоте тестя с ним не сравнишь. У тестя-то всего семь телиц, больше ничего не было и барашки. А у этого народа идёт многомиллионный. И, видимо, сразу подумал, поблагодарил тестя. Я по-другому просто не вижу и сказал: «Благодарю тебя, отец. Как ты подсказал». До завтра назначил, один день на это потратил, и всё. Он освободился. А что мы из этого имеем? А то, что сегодня в храмах делается. Вот мы ездим, если Бог даст, уже заранее молите, чтобы благовестие наше получилось. Куда бы ни приехал, со священником встретитесь: «Вы извините, я тороплюсь». Притом все одинаково торопятся. Дела заброшенные, над людьми не работают. И все они торопятся и торопятся. Ты куда торопишься-то? Куда? По всяким мелочам пришли: «а у меня венчание сегодня». Никого нигде нет, стояли, никого нет. Какие-то акафисты заказывать. «Дай, она бабка, прочитает акафист». А ты на более важные дела. Мы приехали в такую даль, слово Божие привезли. Ему это не надо. Так далеки мы от того Моисея, который умел прислушиваться. Притом это не в одном месте, а абсолютно везде одинаково, везде. Выход где? Спорить не надо, принять, приложить к своему сердцу и распространять. Апостол Павел прислушался к Апостолам другим. Да там даже не апостолы, братья были. И сказали: «Вот пришли из Асии люди, они дали обет, волосы вовремя назорейства не состригать». А когда уже назорейство кончалось, надо было жертву принести. А это деньги стоило, жертву не маленькую. В три года один раз Елкана приходил, приводил трёх тельцов. Это три быка гнать впереди себя, и оставить их в храме. Домой пешком пойдёшь. Три тельца, и все прибытки какие были. Павел прислушался: «Сколько человек?» – «Столько». « «И где это сделать?» – «В храме». Павел знал, как его ненавидят, они подставили его. Его там схватили и едва не убили. Но у Бога и это было вымерено. Апостол Павел никак не мог увидеть Нерона. Он не мог послать послание и сказать: «Народ, прими меня, я тебе расскажу о Христе». Никак. А вот теперь, когда его этапируют туда, а на это уйдёт четыре с половиной года, и он предстанет перед императором. Да четыре с половиной года, как вспомнишь. Господи, прости нас грешных. Что мы наделали? За четыре с половиной года Павел обошёл бы весь Ближний Восток. Всё это правильно, но Павел во время нахождения там, сколько посланий написал? «Послание к Филиппийцам», он всё это из тюрьмы писал. Сколько людей к нему приходило? Ты до конца всё раскрути и увидишь. У Бога всё это вымерено, все наши платочки у Бога подсчитаны. Как мы, с каким благоговением, с каким страхом. Если ты приходишь перед начальником в армии, небольшой начальник, лейтенант расстёгнутый. И тебе что будет? Ты на кухне сгниёшь, там будешь сидеть, а то и больше получишь. Почему ты считаешь, что перед Богом ничего? «А Бог что, Начальник?». Так и написано: «Начальник, совершитель веры». – «А Бог что Он?». – «Да не надо тебе рассуждать, застегни пуговку». Из одной пуговки, я был свидетелем, как у нас один стал противоречить: «А я не застегну, пошли вы, что одна пуговка что-то значит». Доложили выше, вызвали: «Застегни. – «А кто ты такой?» – «Два наряда». – «А я не пойду». – «На Гауптвахту». – «А я и там не подчинюсь». – «В военный трибунал». Всё, это при мне было, я и фамилию его помню. Теперь он назад бы всё это развернул. Эти пуговки бы языком все вылизал, а уже никто не понимает. А там, в мороз выгоняют босиком и бьют прикладами. У него пальцы, всё отмёрзло. Что там делают? Мне не надо рассказывать. Так если у людей так, неужели Бог нашу гордыню не сломит? Тебе сказали правила какие? Стоять спокойно, стой, молись. И скажи: «Господи, Ты привёл меня в то место, где учат, как славить Бога». Представьте, что человек волосы снимает, а вот на висках оставляет пейсы у евреев. Я первый раз в бане увидел такого старика, я вокруг его обошёл. Что это такое? Никогда такого не видал. Но я ничего не знал, первый раз в город приехал. И это считается необходимым. Прямое указание: «не стриги виски на висках твоих». Зачем Бог указал? Ты можешь только догадываться. Я нашёл, что во время битвы, сражений в темноте, они сразу узнавали своих раненых, где вытаскивать. Как что? А может быть, что-то ещё другое? Никто из святых отцов не объясняет. Но нарушать не надо. У нас принято края бороды не портить, не трогай. И скажи, Господи, я хочу быть Тебе верным во всём и здесь. Об этом написано в книге Левитов, я принял. Но главное два слова запомни: «Христос Воскрес!». Христос и воскресение из мёртвых – это самое главное. Научите детей два слова почитать: Христос и святая Библия. Пока достаточно. Ни дня, чтобы не было без чтения святой Библии. Ни дня не было без молитвы. И вы увидите, как всё будет меняться. Апостол Павел проповедовал о Христе и воскресении говорит: «Проповедует о чужих божествах». Они слово воскресение приняли за богиню Анастасию. Вот как толкует блаженный Феофилакт: «И нас должны понимать. Мы чада Церкви, чада послушные». У нас нет семейного поклонного начала, как у старообрядцев. Я бы хотел, но не принято чего-то или чем это связано. Как хорошо, одинаково все поклонились. Одинаковые настрои молитвенные, вот «Святый Боже». Я говорил об этом уже, чтобы все до одного знали, где кланяться. Это объединительная молитва. Мы в едином поклоне, как единое тело перед Господом Богом. Приучайте дома детей. Дети, которые не хотят кланяться, не убеждайте меня, что дома поклоны есть, там поклонов нет. Милостивый Господь сегодня достиг нас Своим посланием и говорит: «Рассудите сами». И мы рассудим и придём к убеждению, что всё написанное в святой Библии полезно для научения и для нашего спасения. Аминь.