размер шрифта

Поиск по сайту




Похороны

Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «‎...открытым оком», том 29

Указатель: Мрк.6:29

02.11.07. Мар.6:29 - «Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе»;. Мы сегодня слышали о Ннаинской вдове, что у неё умер сын, и какое совершилось чудо. Потрясение для всех. Меня очень интересует, что когда он встал, о чём же начал говорить? О том ни одного слова не записано. В Библии много записано того, что нам просто не потребуется: в книге Паралипоменон перечисления имён, не каждый их и выговорит. Но что этот воскресший юноша говорил? Можно ли хоть как-то узнать? По житиям святым, когда они воскресали, то сохранилось, о чём они говорили. Один воскрес и только одно повторял: «Слушайтесь настоятеля!»; Видимо, настоятель был проповедник, не молчал. Иначе, чего его слушать-то, если он молчун был? Слушайтесь настоятеля! Всё у этого настоятеля есть. Другие воскресшие стали рассказывать, как эфиопы (эфиоп – это национальность), но демоны именно в таком чёрном виде предстают. Никогда не видели там, что русские тащили или евреи, а именно эфиопы. У человека такое понятие, и по этим понятиям, видимо, и явление даётся. И избавления никакого не было. Но по молитвам духовного отца, Господь избавил, и человек воскрес. Делаем вывод: важно иметь хороших, близких, духовных друзей, наставников, священников, чтобы молились о тебе. Это помогает в загробном мире. Так жития святых говорят. Не настаиваю, можешь им и не верить. Но православные имеют эти жития, и мы к ним обращаемся и на них ссылаемся, потому что у православных есть история Церкви. У сектантов нет двухтысячелетней истории, у них какой-то Смит в 1609 году, как у баптистов, крестил себя, или в 1517 году выставил свои тезисы Мартин Лютер. До этого не было ни одного лютеранина. А Церковь Христова православная, она с первого века идёт. И мы поэтому по подобным вопросам обращаемся к житиям святых, какое-то представление всё-таки имеем. Хождение мо мытарствам. И вот ученики Иоанна пришли и взяли тело его. Если рассуждать духовно, очень духовно, то разницы нам нет, где это тело.
Иные святые наказывали: выбросьте, пусть птицы расхитят. Было так, что сжигали. И вообще никакого знака нет, где же их тела ныне. Некоторых тел святых вообще нет нигде. Их уничтожили, развеяли их прах, они ненавистны были. Но, однако, в большинстве случаев везде заботились о телах умерших. И поэтому люди дают завещания не только об имении своём, но и как похоронить. В житиях тоже это встречается. Ученики похоронили. А потом уже начали раскапывать, обретение первое, второе, привозить то руку, то голову. Про это ничего в Писании нет. Прах ты и в прах возвратишься; возвратишься в землю – это прямое указание. Я специально много занимался житиями святых. Потом составил Симфонию на жития святых. Какое сделать завещание о наших похоронах, о погребении?
Городские люди прибегают часто к неправильному способу похорон. Но сейчас уже открывают крематории. Даром не будут жечь. Домой выдали всё в одной банке, можно и дома хранить. Но это же только пепел, и чем же он отличается, этот пепел, от пепла, который у меня в печке? Да и тот ли дали тебе? А, может, дали какого-нибудь бродяги бездомного, а ты его будешь хранить. И проверить никак нельзя. Военных почему-то в большинстве случаев сжигают, как Жукова. Их нигде нет. Если христианин сделал завещание сжечь, то тебя даже отпевать нельзя. Церковь очень заботится об этом. Поэтому никогда не соглашайтесь, чтобы тело было сожжёно, кремировано. Если это сделают без нашего ведома, мы за это не отвечаем, мы уже перед Богом. Христиане всегда заботились о телах. Деян.8:2 – «Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нём»;. В Ветхом Завете было великое сокрушение об умерших. Быт.50:10 – «И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал [Иосиф] плач по отце своём семь дней»;. Царь Саул потерпел поражение. 1Цар.31:12 – «и поднялись все люди сильные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Беф-Сана, и пришли в Иавис, и сожгли их там»;. Видимо, по-другому нельзя было.
3Цар.13:29«И поднял пророк тело человека Божия, и положил его на осла, и повез его обратно. И пошёл пророк-старец в город [свой], чтобы оплакать и похоронить его»;. Плакать много не надо. Прослезиться же свойственно. Даже когда человека провожаем в дальнюю дорогу, прослезимся. Иоан.11:35 – «Иисус прослезился»;. А безутешно рыдать, причитать, плакающих нанимать у христиан не положено, ибо это является поношением нашей веры, какое мы и имеем. 2Цар.13:36 – «И едва только сказал он это, вот пришли царские сыновья, и подняли вопль и плакали. И сам царь и все слуги его плакали очень великим плачем»;. А где же ваша вера в воскресение из мёртвых? - тогда люди неверующие говорят. «Мы просто отправили человека в дальний путь, и всё. Когда мне приговор вынесли и повезли, то друзья отовсюду были. Пришли к нам на дом, сели: «У тебя какое настроение?»; «Радостное»;. У всех стали спрашивать, и у всех одинаковые чувства, как бы какое-то приобретение. Вот так и здесь. Человека лишились, а они радуются. Мы же молились, и Господь дал, и надо благодарить Бога. Умер человек, а мы благодарим Господа, что человек до конца остался верен Иисусу. А в другой раз подумаю, что вот есть знакомые, близкие люди и, бывает, они колеблются. Сказали бы: вот он будет жить, но он отступит от Бога; но жить будет долго, счастливо, семейная жизнь, выйдет замуж или женится, дети у него будут. Или иной вариант предлежит, что он сейчас будет взят, насилие будет какое-то над ним; и вот он сейчас умрёт и не отречётся. Какой вариант избираешь? Да тут избирать даже не надо - вечность и мгновение. Да лучше б ты умер вовремя, не отрёкся, убийцам, насильникам засвидетельствовал о любви Христовой, нежели смердеть будешь, как вероотступник, как негодяй проклятый. Не дай Бог, ещё грех какой-то человек перед смертью сделает. Благоговейные мужи погребают – это означает заботящиеся, имеющие перед собой какую-то святыню, с осторожностью, с трепетным состоянием. У евреев по-другому хоронят, не как у нас. Большая камера, в скале вытесанная, туда заносят. И там можно смотреть, где бабушка, где дедушка лежит. А у нас в землю погребают. Считаю, что у нас правильнее. У нас разлагается в прах, не бальзамируют. У русских очень правильно хоронят. Неправильно то, что раскапывают мощи, свидетельствуют: тленные, нетленные. А канонизируют независимо от того, тленные или нетленные, ибо вовсе не в этом дело. Потому что сама канонизация — это не христианское дело.
Мф.27:57-58«Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело»;. Христос о теле Своём особых наказов не давал. Он говорит: женщина приготовила тело Моё к погребению. У них так было принято. А вот если бы у нас случилось тело подготовить к погребению, то как бы это выглядело? Подошла бы и песком Его посыпала сверху, потому что у православных так и делают. Священник посыпает песком. Вот некоторые моменты, как в житиях святых написано. Пятого января Апполинария, она дала такое завещание: «Пусть тело моё не обмывают»;. Я не могу давать такое завещание, а хотелось бы так. Зачем обмывают? Вообще-то никакого объяснения этому нет. А чего его обмывать-то? Всё равно в сырую землю идёт. С какой целью его обмывать? Да ещё самую дорогую одежду надевают, как вот цыгане, мобильник ему с собой положат, магнитофон и телевизор – всё это у них в склеп. И поэтому грабят постоянно 3 мая житие святого Феодосия Печерского. Они с Антонием считаются основателями русского монашества. И он, говорится, просил перед смертью не омывать его, но похоронить его в той же одежде, что на нём. Относительно одежды о себе лично говорю: никаких переодеваний. И желание моё, – просто для памяти говорю вам: я не хочу, чтобы обмывали, но чтобы похоронили меня обязательно в моих самых старых, стоптанных, дырявых сапогах. Никаких тапочек чтобы на мне не было, я никогда их не признавал. Иначе я их просто сброшу с себя. Такое было у святых. Не выполнили обещание, а он такое движение сделал. Я вам рассказывал про епископа Епифания, как один моряк решил посмотреть, обрезан он или не обрезан, потому что он был еврей. А он перед смертью подошёл к тому матросу и говорит: не искушайся. На корабле плыли. И когда он умер, тот подошёл посмотреть, а Епифаний как пнул его, тот ударился головой о палубу и сразу помер. Епифаний был и мёртвый получше футболиста. Так что не надо нарушать завещание о теле. Десятого июля отмечается память Антония Печерского. И он просил Бога, чтобы Господь спрятал его тело. Почему такое завещание? Я нахожу ответ только такой: боялся, что изрежут свои же почитатели-монахи. Сохрани Бог от такого кощунства и языческого мудрования, от подобного шаманизма. У русских всё возможно. Мне один священник говорит: это же православная вера, вот возьмут, да канонизируют тебя и начнут резать. «Да вы с ума сошли или что? Ведь большего борца против канонизации, против раскапывания и расчленения тел-мощей, чем я, не было»;. Я постоянно о том говорю, ибо по всем святым житиям святых прошёл, выбрал вот эти все места и показал, что никто не заповедовал, чтобы тело его резали, развозили по антиминсам, мощевикам и прочей несусветной дикарской «мудрости»;, а наказывали все до одного, чтобы даже ни одной волосинки не трогать от них. Вот Симеон Столпник, одну волосинку от бороды на память решил взять патриарх и отщипнул, и рука сразу отсохла. У патриарха. Только по одному этому событию уже к мощам не надо прикасаться. Седьмого ноября память Иерона.
7 ноября память этого, почти неизвестного, святого. Его призывают на военную службу, а он не пошёл. Это есть у нас в книге «К истинному православию»; в главе «А Я говорю вам, любите врагов ваших»;. Его вызвали в военкомат, а он не пошёл: «Я воин Христов»;. И что знаменательно, явился некто блистающий и сказал: «Правильно сделал»;. Почему Александра Невского прославляют, а Иерона не прославляют? Память его 7 ноября, легко запомнить. Особенно молодые, дети, которые в армии не были, молитесь ему: «Иерон, научи нас, как отвечать»;. Тем более сегодня есть альтернативная служба. То есть тебе подольше надо будет служить, но без оружия, без присяги. Не нарушайте волю Божию, иначе тебе на этой земле долго не жить. 19 июля, Дий говорил: «Тело моё похороните, но только не в городе»;. Исполнили. Отвезли тело в деревню и на деревенском кладбище похоронили. Я наказал: меня хоронить только рядом с мамой. Мы с братом Иоакимом соревнуемся сейчас. Он говорит: я с этой стороны лягу, и я говорю: с этой. Ну, говорит, кто раньше умрёт, на этом и согласились. 31 июля, Евдоким. Он говорит, чтобы похоронили в той же одежде и в сапогах. И так всё исполнили. И я сразу вспомнил Игнатия Брянчанинова, как болел он, здоровьишко-то было слабенькое, и братья всё домогались узнать, какие наказы относительно похорон. «Бесполезно, – говорит, – всё равно всё по-своему сделаете»;. Я почти так же думаю. Бесполезно наказывать, самовольничать начнут, боясь осуждения людей, что будут похороны нестандартные. 28 сентября, Харитон. Он говорит: «Где хотите, там и погребайте»;. Самое главное, чтобы душа наша была приготовлена к встрече с нашим Господом.
Относительно похорон Ветхий Завет много указывает. И об этом заботились по той причине, что понятие о Царстве Небесном было очень смутное. Иоанн Златоуст говорит о новозаветном времени, как нужно подготовиться. И говорят: вот видишь, умер, ничего у него нет, зарыли, как собаку. Иоанн Златоуст опровергает подобное мнение: «нет, его Ангелы понесли, – ты не дочитал до конца. И он оказался на лоне Авраамовом. Как собаку похоронили богатого, потому что он в аду оказался. И надо заботиться о том, чтобы похороны были христианские»;. Христианские похороны тогда, когда ты заранее озаботился, раздал, люди молятся, благодарят Бога, и память во святых должна быть, а не в грешниках. А то, что около церкви всем раздают, вряд ли польза будет от выпивох. Не очень полагайтесь на это. Я ничего не оставляю, ни одной копейки. Наш отец умер, только три рубля и осталось у него. А остальное, как Бог усмотрит. Но я вам оставляю великое сокровище: книги, знания, веру свою, над чем я трудился. Я абсолютно уверен, что придёт время, многие-многие пожалеют, что вовремя не оценили то, что им сегодня Бог даёт.
Я говорю о похоронах. О смерти надо помнить каждый день. Не бойтесь с детьми говорить об этом. Иные боятся, говорят: ребёнок плохо спал. Пусть он совсем не спит. Ты говори ему, что он умрёт. Я стал племяннику говорить, а ему лет семь, что умрёт. А он в ответ: «Не умру»;. «Ну как же ты не умрёшь, ведь все смертны»;. «А я не умру»;. Ребёнок. Ты расскажи ему, потому что памятование о смерти даёт правильное направление. Не только о чужой смерти, как протопопа Аввакума, сдохшая корова у соседа побудила его к великому покаянию. Вот люди соревнуются. Видите, сколько говорят сейчас об этом юноше, погибшем на стадионе. Самый перспективный хоккеист во всей России был. Оказывается, на него заявку сделал американский клуб. И всё в один день рухнуло, и теперь мать неутешно плачет: «В церковь захожу, слёзы высыхают. Выйду, не знаю, для чего жить»;. Это нам пример. Хоронят, красивый гроб. Что пользы, если душа в аду? Даже если ты приобрёл все средства информации, и о тебе написали хорошее и только хорошее. Но нигде я не читал, что он не стал идолом, что он утром молился. Он Бога не знал, он не уверовал во Христа, а жил для этой окаянной клюшки. Масонские прихоти исполнял. Нигде об этом не говорят. И что мать его ходит в церковь. Значит, её там видят. Почему ей об этом не говорят? Даже в интервью об этом не упоминают. А священник убаюкивает её, что погибший с того света матери даст знак. И она всё ждёт знак. И священник её баюкает: да, будет знак, будет. Но знак уже дан. Лук.13:3,5 – «Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете»;. И придёт Господь в час, в который не думаешь. И вырвет тебя и выбросит, и корень твой подрубит, и ничего не будет. От него ничего не осталось. Ты открой ему места Писания и покажи о смерти. Люди, обладавшие мировой властью, внезапно были убиты. И в эту же ночь поднялся Дарий, и Валтасар был убит, переворот совершился. «В ту ночь, как теплилась заря, рабы зарезали царя»;. Мы все каждый день граничим с потусторонним миром. О смерти надобно рассуждать. Где хоронят, ходить туда надо, как говорит Иоанн Златоуст. Памятование о смерти освобождает человека от многих прихотей, угашает жар похоти.
Сир.15:12 – «Помни, что смерть не медлит, и завет ада не открыт тебе»;. Кто ты такой? Мусульман показывают, их мулла выступает, и он говорит: вот ты раздевалась, ходила, жарко, с этим юношей встречалась. Но умерла, год прошёл. Ни за какие деньги он с тобой день уже не проведёт в могиле. Это говорят мусульмане, они много говорят о смерти. Хорошие слова? Хорошие. Перешагни ту грань, которую ты сейчас видишь. Ты во гробе, и что дальше? Иоанн Златоуст говорит: ты раскопай гробницу и посмотри и определи, где был царь, где раб. Одежды нет, всё сгнило, один смрад. И то, что говорят раскопали, такое благоухание по всему городу, так это же единицы. Да ещё было или не было, вопрос. Господь не сказал, что определять будут по запаху, но свято жил или нет. Мы при жизни издаём запах - для одних живительный на жизнь, а для других смертоносный на смерь. Микробы греха, матерщины, пьянства при нас погибают. Проси у Бога такого живительного запаха. Господи, прошу Тебя, помоги мне вжиться в слова Павла. Он говорит: веру сохранил, течение прошёл, сколько назначено, а вот сейчас готовится мне венец жизни. 2Тим.4:7-8 – «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его»;. Для меня жизнь - Христос, всё во Христе. Живём ли, умираем ли, мы Господни. И о смерти просто необходимо рассуждать, как научила нас святая Церковь. И вот смерть предстоит, вот гроб предлежит, суда Твоего боюсь и муки бесконечной, а злое делать не перестаю. Не случайно составители молитвы ввели эти слова в вечернюю молитву. Мы каждый день ложимся в гроб, мы сами себя зарываем под одеяло. И поэтому из слова о погребении учениками Иоанна мы будем извлекать для себя наиполезнейшее, чтобы приготовиться к воскресению из мёртвых, к восстанию из мёртвых во Христе. Аминь.

«Кому бы нам, расщедрившись, подать,
Не обеднев при этом ни на йоту?»; –
Так мыслит чрево, и течёт вода,
И без хлебов на ней мои заботы.
Мы все хозяева, владельцы же чего-то,
Как правило, в свою нужду мы входим.
И будет час, потребуют отчёта,
Когда уже иссякнут жизни воды.
За каждой трапезой в разреженном пространстве
На наших вечерях Апостольской любви
Да не маячит изгнанный напрасно,
Беднейших нас нам следует ловить.
Проверить же себя, увы, непросто,
Когда день ото дня ничем не отличимы;
Ни с кем не сравниваешь собственного роста,
И лик души давно пророс в личину.
Но если делимся нескудно, безоглядно,
Всем наилучшим, зная свой талант;
Чтоб безрассудно где-нибудь не ляпнул:
«Ведь к нам протянется бессчётно нищих лап»;.
Считай за счастье, нужность посторонним...
Не солнце ты и всех не обогреть.
Но часть нужды вопящей похороним
И этим сгладим от безделья вред.
Я знаю, будут тупо возражать,
Учить копить на чёрный день в заначку.
Вторую под землёй найди скрижаль,
Дабы в ней буковки не прочитать иначе.
Всем торопитесь души напитать,
Участвуя в распространенье Слова.
Трубит иной, пожертвовав пятак,
Вселенную как бы спасти готовый.
Кто щедро сеет, щедро и пожнёт,
Из вертопраха хлеборобом станет.
Бесплодность на Суде – непредставимый гнёт.
Господь Христос, на трапезе будь главным! 04.11.08. ИгЛа

Список всех проповедей

191

Вопросы на тему «Проповедь, благовестие»: