День Петра и Павла
Проповедь из книги — Лапкин И.Т. «Проповеди во свете святой Библии», том 1Во имя Отца и Сына и Святого Духа О сегодняшнем дне. Отмечают 12 июля. Пытаемся спросить людей, которые всё время ходят в Церковь. Что этот день означает? А в этот день казнили Петра и Павла. История говорит совершенно о другом. Их казнили не в один год, не в один месяц, не в один день, не в один час. Почему в один день отмечают? Привязанность человеческая. 1Кор.1:12 – «Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Стало известно, что люди разделяются между собой: я Кифин, а я Аполлосов, а я Павлов. Но они же все вместе. Нет, у каждого довода были. Если Кифин, значит, Пётр это, я первый пришёл, поэтому мы идём за тем, которого Бог открыл Сам, а не тот, который гнал Церковь. То есть доводы были за и против. Апостол Павел ставит два вопроса, которыми разрешает это всё. Скажите, кто распялся за вас? Кто? Христос. А при чем тут Кифа или Павел? И второе. Вы крестились во имя Кого? Во имя Павла? Благодарю Бога, я крестил, перечисляет Гайя и Криспа и дом Стефанов, это тюремщик, который обратился. А кого крестил, более не знаю. Если спросить любого священника: «почему ты стал священником? – Необходимо службу вести, требы», Он отвечает правильно, но не по-евангельски. Апостол Павел говорит: меня Христос избрал не крестить и благодарю Бога, что никого из вас не крестил, чтобы не сказали, что во имя своё я вас крестил. Это оправдание. Он послал меня благовествовать. Из семинаристов, в выпуске мы со многими встречались. Вы знаете для чего пошли благовествовать? Ни один не отвечает. И ни один не отвечает за год, за тысячу лет ни один в России не ответит. Послал благовествовать. Все отцы молчат. Апостол Павел говорит: 1Кор.4:15 – «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». Кто родил тот и отец, а не по чину. По чину да, так принято. Иногда говорят, если бы в заключение тайно передают книги святой Библии разрезанные, был бы выбор, какую бы книгу взяли? Все отвечают правильно: Евангелие от Иоанна. Какая глава? там делят на главы ещё, по разным отрядам, где спрятать легче. Ин.3:16 – «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». В последние дни в интернете появилось сообщение такое с фотографией одной девочки. Обычно таланты какие: хорошо танцует, стихи рассказывает, а эта девочка наизусть слово в слово читает Евангелие от Матфея, в четыре года. И такое ясное произношение. У нас в 4 года, что может делать ребёнок? Бегать, прыгать. Она читает по порядку. Кто кого родил: «Авраам родил Исаака», глазами повела, для неё это «родил Исаака» далеко. А она все говорит. «Иаков родил Иуду», и по порядку всю родословную. Я слежу по Евангелию. Всё точно. Невероятно. Блаженны родители и блаженна душа сия. Апостол Павел говорит: 1Кор.2:2 – «ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого». Почему в один день? Чтобы объединить, чтобы не было разделения: это так и продолжается по сегодняшний день. От кого кто обратился. Мы привыкли говорить: великие отцы церкви Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Нам, отстоящим на полторы тысячи лет дальше трудно понять, что люди разделялись из-за этого. «Я Василию принадлежу». –Василий чем знатен? Верой. А что, у Златоуста меньше было веры? – Таких чудес не было? И они доказывали. И тогда Церковь объединила на одной иконе и в один день отмечают их. Нас по-другому никак нельзя свести. Если описывают последнее время антихриста, люди знающие, они относят, евангелист Иоанн остаётся во главе православных. Пётр во главе католиков. А во главе протестантов Павел. Если сегодня посмотреть никто не соответствует своим начальникам. Если Павлу соответствовать, я в начале поста говорил: пост назначен для благословения на проповедь. Куда двинулся посёлок наше? Ни один. Значит, пост прошёл. Иер.8:20 – «Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены», – как Иеремия пророк говорит. Чтобы этого у нас не было, нужно соответствовать тому, что сказано. У Златоуста великие заслуги. Златоуст не отрёкся от своей власти, а Григорий встал, спорят, он говорит так: сидят друг друга только толкают, как вороны каркают. Встал и ушёл. Будучи на вершине славы своей, не держался за должность, и это взяли во внимание. Когда мы начинаем читать какую бы вы избрали (речь идёт о чтении послания в праздник) на сегодняшний день? Я бы сказал: к Галатам 2 глава. Внимательно послушайте. «Когда же Пётр пришёл в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечён их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живёшь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» - Гал.2:11-16.
Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, а какое подобие? Образ Божий знать надо и подобие. Образ сохраняется, а подобие утеряно. Когда был здесь митрополит, я говорил на эту тему проповедь «свобода», что дал Бог свободу. Сегодня «несвободой» покрыта вся земля. Угрожают военными нападениями, как угодно. Самая страшная игра сегодня - в алтаре, Причастие. Если ты заходишь в такой-то храм, «отлучу, не причастишься и умрёшь». Господь нигде не повелевал на разделение работать, а на объединение. И при том шли на компромиссы, хотя это не христианское слово. Пока учитель Иоанна Златоуста был в заключении, епископ Милетий, в это время разделились, некоторые верные с места не сдвинулись, а другие поставили нового епископа Павлина, а они с ним. И когда тот вернулся, два епископа на одну кафедру. И они собрались: что делать? Разделились. Тогда помолились и объявили пастве своей: кто из нас раньше умрёт, переходите туда. Всё, разделение кончилось. Если бы сегодня так поставили, мы бы не согласились. Посмотри, с кем объединять-то? Но вера была одна. Не было ещё ни католиков, ни православных, не назывались так, хотя уже всё это было. Кафолическая, Вселенская. Кафолическая принадлежит к Православной. И вот здесь говорит: свобода. Такая свободу, что вздрогнешь от неё. А кто за свободу больше всего боролся? Конечно Бог. Мы – рабы. Но Он говорит: не говорю с вами, как с рабами, а как с друзьями. Открываем всю истину. И вот здесь наступил момент размежевания между Петром и Павлом. Он пришёл в Антиохию, смотрит язычники уверовали, из них уже епископы стоят. С ними вместе обедает. Это обед обыкновенный. Пётр. Но вот явились Иудеи, староверы тогдашние, это самые настоящие староверы, они держались за закон Моисея. И он стал отстраняться от этих. И тогда Павел говорит, это вторая глава Галатам: «я лично сам противостал ему…», этим лицемерием был увлечён даже Варнава. Варнава был Павлу земляк, он его ввёл в круг апостолов, когда Павла все боялись, бывшего Савла. он тоже лицемерил, как же так? Ты, будучи иудей, ел вместе с язычниками, а пришли свои, староверы, по телевизору посмотрели, с кем ты молишься. «Отлучим». И Павел противостал этому. Он говорит: 1Кор.9:20 – «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных». Это сегодня практически никто не исполняет. Как можно подражать тому, который отступает. Нет, он не отступает, это наше старое. А вы бы стали сегодня целоваться с теми, которые так-то ведут себя? Но если вопреки слову Божию, то не стал бы. Речь шла о том, что они тянули старый закон, и принуждали всех обрезываться. И Павел противостал лично. При всех, Петру. Я понимаю в Церкви это было громадное потрясение. Он пришёл после, уверовал. И против того, на ком Господь говорит: Церковь основываю. И он ему противостал. И вдруг я читаю толкование Иоанна Златоуста. Он говорит, Пётр и Павел это два вола, быка, и они плуг один тащат. Если рассуждать будем так: давайте мы одного свалим, а один остановится, он не утащит. Значит здесь такой смысл: они договорились, и чтобы отвратить этих иудеев, Павел Петру говорит, это по Златоусту, так как бы сцену такую показывает, я тебя при всех обличу, а ты промолчи, попяться назад, «да я был не прав, страшился, что меня осудят свои «староверы», иудеи». И он промолчал. Другим тогда, когда Пётр промолчал, и выходит не прав, то и мы не правы.
Это один из примеров, один из самых великих святых, он так и называется, Арсений Великий, когда искали для воспитания у царя Феодосия сыновей, Гонория и Аркадия, чтобы знал всё божественное, и мирское, все науки: математику, астрономию, литературу, поэзию, врачевство, всё знал. И только одного нашли, Арсения. После ему пришлось бежать, ибо он крепко наказал Аркадия. А тот сказал: только умрёт отец, я его всё равно убью. И он бежал. В пустыне скрылся, никто его не найдёт, а привычку оставил ту же самую «нога за ногу». У верующих это не положено, и братья-монахи не знали, как сказать? Тогда пришли два брата и один говорит: ты так же нога за ногу, когда сядем, и я тебе сделаю замечание: «ты христианин, а почему так делаешь?», так и сделали. Арсений потихоньку ногу снял, и больше никогда так не делал. Здесь, если верить, как Златоуст влагает эту мысль, очень и очень похоже, что это было по договору. И тогда все отступили, Пётр не потерял авторитета, хотя и столпом Церкви был, и вот в этот день, Церковь, свела вместе их. В один день, чтобы мы не возвышали и не уничижали ни того, ни другого. Но, конечно, с апостолом Павлом равняться не приходится. Сегодня читали, что ни одной сферы жизни, ни одного уголка не было, которого он не осветил бы. Будучи в тюрьме, для нас бывает скорбный человек, «у меня скорбь». Послание к Филиппийцам, прикованный одной рукой к цепи, другой конец цепи в сырой темнице к стене, и он одиннадцать раз говорит «радуйтесь и ещё раз говорю радуйтесь». Почему? Вы спасены. Как Серафим Саровский говорил: если бы вся комната была наполнена червями и каждый прогрызал бы нас во всех направлениях, не долго, лет сто, о, возлюбленные, стоило претерпеть ради того Царствия, которое нам дарует Господь. И поэтому, говоря о сегодняшнем дне, мы должны прославить Бога за святых отцов, которые свели кончину таких великих апостолов в один день. Пётр, конечно, не Павел. Он был невоздержан, горячий, «ноги мои не умоешь». Наконец дослужился до того, что Христос сказал ему: сатана отойди. И вот на том, что у него было желание первым быть, католики построили всю свою веру на этом. Главное, чтоб всех епископов подчинить им. Мы этого не находим в священном Писании. Все епископы равны перед Богом. И этот день, нас не подчиняет ни католикам, ни кому, а священному Писанию, перед которым склоним головы и скажем: Господи, не было бы Деяния Апостолов, не было бы ни Павла, ни Петра. Ты сохрани это всё, Господи, и 14 его посланий да научат нас всему великому и дивному, и откровение, данное Петру, послужит нам во спасение. Аллилуйя! Аминь.